Шпаргалка «Экзаменационная» по Философии (Сафьянов В. И.)

Кирилл Николоев пн, 14.03.2016 22:06

1. Предмет философии Принято считать, что впервые слово «философ» употребил древнегреческий математик и мыслитель Пифагор по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и правильному об-разу жизни. Понятие «философия»– «любовь к мудрости». Вначале фило-софия включала в себя весь комплекс знаний о мире. Знание не было разде-лено по наукам и дисциплинам; оно было единым, синкретичным, т. е. включало в себя всю информацию о мире, его строении, о человеке, его месте в мире, о счастье, смысле чело-веческой жизни и т.д.

Основу мудрости, как особенности философского знания, составляет по-стоянная готовность к новому, откры-тость к познанию, способность удив-ляться. Удивляющийся человек раз-мышляет, философствует, думает обо всем на свете. Мудрость предполагает прежде всего понимание того, что в общем известно большинству людей. Для мудрого человека не обязательно знать много, для него главное - пони-мать многое, то есть не умножать зна-ния, а уметь постигать причины. Важ-нейшей особенностью философского знания является его интерес к таким вопросам, которые всегда сохраняют свое значение для человека, человече-ства, истории познания. Это так назы-ваемые «вечные вопросы». Философ-ское знание - это осмысление, понима-ние, умение постигать причины явле-ний; это отношение к миру, руковод-ствующееся только разумом; это об-ращение к «вечным» смысловым во-просам человеческого бытия.

Мировоззрение – совокупность взгля-дов, воззрений, оценок, принципов, кот. определяют общее видение и по-нимание мира и места чела в мире. 2 формы: мифология (антропосоцио-морфизм – наделение человеч. чертами окруж. мира); религия (вера в сверхъ-естественное). Фил-я, в отличие от религии, опирается на разум, а не на веру. Она нуждается в свободе, неско-ванности какими-то авторитетами, в то время как религии необходим автори-тет вероучения, церкви. Фил-я невоз-можна без знания, религия же основы-вается прежде всего на интуиции. Ми-фология и религия – низший уровень мировоззр., фил-я – высший теорети-ческий, т.е. фил-я – рацтеоретич. обоснование мира.

Фил-я является и мировоззрением, и исследованием. В этом последнем отношении она может быть подобна любой другой науке. В связи с этим имеют место два противоположных подхода к пониманию соотношения философии и науки:

1) философия рассматривается как такое исследование в только что скла-дывающихся областях знания, в про-цессе которого это знание доводится до уровня, когда его дальнейший рост начинает обеспечиваться наукой. Так происходит отпочкование физики, биологии, психологии, социологии и других наук от философии. В таком случае философия не является наукой, она есть нечто предшествующее ей, всегда менее совершенное. И когда появляется наука, философия уступает ей место.

2) философия выступает интегральным обобщением научных данных и опре-деляется как наука о наиболее общих законах бытия, общества и мышления. В этом случае уже наука оказывается в подчиненном положении у филосо-фии.

Цель ученого заключается в том, что-бы дать адекватную картину некоторой части действительности, показать, как она устроена и функционирует. А фи-лософ анализирует не действитель-ность как таковую, а только то, как эта действительность представлена в чело-веческом знании.

Скачать файлы

Похожие документы