Шпаргалка «Экзаменационная» по Истории России (Демидов А. В.)

Кирилл Николоев вс, 26.03.2017 19:19

В 1801 г. при Александре 1 был учрежден Непременный постоянный совет из 12 сановников для рассмотрения законопроектов и обсуждения важнейших дел по управлению государством, но фактически этот совет не работал. В июне этого же года начал свою деятельность Негласный комитет. Он был создан с целью разработки плана государственных преобразований. В него входили представители аристократической молодежи. Из задуманной программы Комитета была реализована министерская реформа. Устаревшие коллегии, которые с петровских времен являлись главными органами исполнительной власти, были заменены министерствами. Эта мера привела к замене коллегиальности единоначалием, к прямой ответственности министров перед императором, усилению централизованной власти. Было учреждено 8 министерств - Военно-сухопутных сил, Морских сил, Иностранных дел, Юстиции, Внутренних дел, Коммерции, Финансов и Народного просвещения. Сенату предоставлялось право контролировать деятельность министерств.

С 1807 г. на сцену политической жизни страны выдвигается Сперанский - ему было поручено подготовить общий проект государственных преобразований. Из всех проектов предложенных Сперанским в 1810 г. был учрежден лишь Государственный совет, как совещательный орган при императоре, а также увеличено число министерств с 8 до 11 и уточнены их функции. Государственный совет делился на 4 департамента: законов, военных дел, дел гражданских и духовных, государственной экономики. Общее собрание состояло из министров и членов всех департаментов, председательствовал сам император. В 1810-12 гг. были преобразованы министерства, учрежденные в 1802 г., министерства делились на департаменты во главе с директором, департаменты на отделения. Высшим административным органом страны в первой половине 19 в. стал Комитет министров, учрежденный в 1802 г. В состав Комитета министров вошли и председатели департаментов Государственного совета, а председатель Госсовета стал председателем Комитета министров.

Одно из центральных мест в системе государственных учреждений занимал Сенат. Созданный Петром 1 как высший административно-судебный орган, Сенат со временем изменил свою структуру и функции. По указу 1805 г. Сенат делился на 9 департаментов. 2-8 департаменты были высшими апелляционными инстанциями для гражданских и уголовных дел. Ведущее место в Сенате занимал 1 департамент. Он ведал обнародованием законов, через него проходили дела о наградах и определении чиновников к должности, он руководил рекрутскими наборами и проводил ревизии крепостных душ. Вся полнота реальной власти на местах принадлежала губернаторам. Министерская реформа 1810-11 гг. поставила губернаторов в двойственное положение. С одной стороны они назначались царем, а с другой - являлись чиновниками Министерства иностранных дел и подчинялись министру. Губернское правление - исполнительный орган при губернаторе - оставалось подчиненным Сенату.

Все передовые слои общества ждали перемен, вновь встала проблема конституционного ограничения самодержавия. Длительное время разрабатывались проекты Государственной Уставной грамоты для России. Были составлены проекты манифестов, конституции - но ни манифесты, ни конституция, текст которых был готов к 1820 г., так и никогда не были обнародованы. Николай 1, вступивший на престол в 1825 г., продолжая политику Александра 1, стоял на страже наследственной монархической власти. Он решил провести необходимые изменения силами бюрократии под своим непосредственным руководством. Поэтому Собственная канцелярия превратилась в важное правительственное учреждение и была разделена на шесть отделений:

1отделение составляло личную канцелярию государства; 2 отделение производило кодификацию российского законодательства; 3 отделение ведало политической полицией; 4 отделение управляло благотворительными и образовательными учреждениями;

5 отделение управляло государственным имуществом и казенными крестьянами; 6 отделение занималось созданием управления Закавказьем. Вторая попытка разработки проекта конституции была предпринята в 1863 г. Но этот проект также не был реализован. 20 февраля 1906 г. был издан акт О переустройстве Государственного совета, в соответствии с которым Госсовет был поставлен над Думой в качестве второй верхней палаты. Император был главой государственной и исполнительной власти. Он назначал всех важных чиновников госаппарата, имел право издавать в порядке управления указы и повеления. В его исключительной компетенции находились вопросы внешней политики. От его имени действовали суды, он же назначал судей. Ему принадлежало право помилования и амнистии.

Скачать файлы

Похожие документы