Шпаргалка «Экзаменационная» по Истории России (Панова И. А.)

Кирилл Николоев вт, 15.03.2016 18:42

1 основные концепции (интерпретации) исторического процесса Традиционными системами переодизации считаются — формационная (Маркс) и цивилизационная (Ясперс, Тойнби). Первая из них кладёт в основу развития человеческого общества производственно-хозяйственные отношения, а вторая — социокультурные типы.

Цивилизационная. Согласно Фергюсону, Л. Г. Моргану, Ф. Энгельсу и др., цивилизация — это стадия общественного развития, следующая за варварством. Для них цивилизация — ступень общественного развития материальной и духовной культуры, связанная с разделением труда, рационализацией производства, потребления и распределения, формированием гражданского общества; некая совокупность материальных и духовных ценностей, выражающая определенный уровень исторического развития данного общества и человека

Формационная. Формационный подход - исследование состояния и развития общества, закономерностей смены исторических типов государств с точки зрения качественных изменений в экономическом базисе общества, его производственных отношениях и классовой структуре.

Христианская интерпретация исторических фактов. Первая проблема – вопрос о смысле и содержании человеческой (земной) истории. С точки зрения христианства смысл истории заключается в последовательном движении человека к Богу, в ходе которого формируется свободная человеческая личность, преодолевающая свою зависимость от природы и заданных ею потребностей и страстей, приходящая к пониманию конечной истины, дарованной человеку в Откровении. В этом смысле человек выступает как продукт собственного исторического развития, а не как стихийная сила природы, подчиненная слепой судьбе (античность). Освобождение и превращение человека в сознательного исторического деятеля (субъекта исторического процесса) – основная задача и основное содержание исторического процесса в христианстве.

Вторая проблема – вопрос о начале и конце человеческой истории (подробное описание творения мира Богом и постановка проблемы о конце света – Апокалипсис). Третья проблема – вопрос о внутренней структуре исторического процесса, закономерно проходящего в своем развитии определенные ступени, которые позднее были интерпретированы как ступени исторического прогресса человечества на пути к свободе.

Рационалистическая (всемирно-историческая) интерпретация истории. С началом нового времени христианская историософия была подвергнута критическому переосмыслению. Характерное для XVII века пантеистическое отождествление Бога и природы обернулось мировоззренческим шоком новоевропейского человека, ощутившего себя песчинкой в бесконечной Вселенной, подчинением живой человеческой личности с ее субъективными потребностями и целями безличному, объективному Разуму. Взаимосвязь духовного и естественного в историческом процессе составляет основную проблему рационалистической концепции истории, предлагая два крайних решения, какими стали философия истории Гегеля и исторический материализм Маркса. Но и в том, и в другом случае основные положения этой концепции сохраняют свою внутреннюю силу, а различия имеют частный характер. И Гегель, и Маркс стояли на той точке зрения, что история универсальна и в ней действуют общие и объективные по характеру закономерности. История проходит в данном случае три ступени. У Гегеля это – восточный (азиатский), греко-римский (античный) и германский (европейский) мир. У Маркса в предисловии к «Критике политической экономии» – азиатская, античная, феодальная и капиталистическая формации, а в подготовительной рукописи к «Капиталу» – докапиталистическое, капиталистическое и посткапиталистическое общество. Для обоих философов характерен тезис о том, что важнейшим общественным институтом является государство – как наличное бытие нравственной идеи (Гегель) или как политико-юридическая надстройка над экономическим базисом (Маркс). И Маркса, и Гегеля объединяет также и интерпретация исторического познания, – в состав которого они включили как раздел связанный с фактическим изучением истории (собственно анализ исторических фактов), так и теоретико-методологический раздел: философия истории (Гегель) или социология (Маркс).

2. Русская цивилизация: концепции 1. Марксистская: Россия – часть Запада 2. «Западники сегодня» 3. Россия – часть Востока (Александр Янов) 4. Евразийская концепция: Россия не Запад, не Восток, не их сумма, а особый, самодостаточный мир – Евразия (Ильин, Флоренский, Соловьев, Гумилев)

5. Филологическая 6. Россия – дрейфующая цивилизация и цивилизационно неоднородное общество. 3. Восточные славяне в древности 1. Происхождение славян В современной науке существуют 2 точки зрения на происхождение славян:

1) Согласно первой точке зрения славяне - коренное (автохтонное) население Восточной Европы. Они происходят от живших здесь в раннем железном веке создателей зарубинецкой и черняховской археологических культур .

Скачать файлы

Похожие документы