Шпаргалка «Экзаменационная» по Издательскому делу и редактированию (Волкова Е. Г.)

Кирилл Николоев ср, 29.03.2017 11:52

2. Типологическая характеристика энциклопедий Типология энциклопедий- по целевому назначению и читательскому адресу выделяется: Научные- для специалистов и требуют глубокой разработки отдельных вопросов. Принцип подбора материала. Пример научной энциклопедии- большая медицинская эн.

научно-популярные- широкому кругу читателей, освещают полно какую-либо область знания. Пример краткая медицинская эн. популярные энциклопедия- содержит широкий круг сведений, кот необходимы в повседневной жизни или для проведения досуг. Пример ваш ребенок и т.д.

По характеру информации выделяются: универсальные эн – содержит сведения по всем областям знания и относится к научно-популярной энциклопедии. Пример, словарь. специализированные эн – отдельной области знания и может относиться как к научным энциклопедиям, так и к научно- популярным и популярным эн. Могут быть отраслевыми

отраслевая эн. Она содержит комплекс сведений по той или иной области науки или деятельности. Пример Большая медицинская энциклопедия, малая медицинская энциклопедия, краткая литературная энциклопедия.

 Тематическая эн – раскрывает с полнотой ту или иную область знания. Пример Балет, шахматы и т.д.  Персональная эн – всесторонне освещает жизнь выдающейся личности. региональные эн – отражает сведения о какой-либо стране, географическом регионе. Может быть и универсальной и специализированной. Пример Вся Россия.

Энциклопедии делятся на: 1. полные или большие 2. малые или краткие Однотомные энц – энц. словарь. Кроме того, существует градация энц. изданий с учетом их объема. 1. Большие состоят из нескольких десятков томов

2. Малые состоят из 10-12 томов 3. краткие от 4 до 6 томов 4. Энц. словарь от 1 до 3 томов 4. Принципы популяризации научных знаний Научная глубина Принцип научной глубины предполагает информацию о последних достижениях науки. Рассмотрения ее основных понятий и законов, систематизации знаний, ведущую от явления к определению взаимосвязи этого явления с другими. Принцип научной глубины предполагает сообщения о методе исследования. Это имеет не только познавательное, но также практическое и мировоззренческое значение.

Метод познания не адекватен методу изложения результатов исследования научного изложения. Научное изложение модель специалисту-специалисту. Модель предполагает информационную компрессию, за счет исключения описания подробностей научных, личностных моментов и других не существенных для данной проблемы подробностей. Популярное изложение, модель специалист не специалист, предполагает необходимость рассмотрение метода исследования проб и ошибок изложения истинных личностных моментов. При этом нельзя ограничиваться лишь сообщением данных науки, необходимо осмысление материала , осмысление идей и теорий.

Принцип осмысления материала Принцип обязателен для популяризации. Поскольку содержание произведения составляет не только результаты исследования, но и сам процесс осмысления, взятый не изолированно а как звено человеческих знания, как орудие преобразования.

Соблюдение этого принципа предопределяет сплав фактического и интерпритаторской сторон популяризации исключает как простую фактографичность так и беспочвенную декларативность изложения. Доступность изложения

Принцип доступности изложения подразумевает соответствие изложения особенностям аудитории. Автор научно – популярного произведения должен рассказать о науке не упрощая ее, но в тоже время и не перегружая изложение труднодоступным материалом, который может отпугнуть читателя.

В этом и состоит основная трудность, преодолеть которую удается только одаренным пропагандистам науки. Доступность достигается двумя средствами: конкретностью и последовательностью. Писарев утверждал, что популярное изложение должно тщательно избегать отвлеченности и каждое общее положение должно быть подтверждено фактами и пояснено частными примерами.

В книгах для малоподготовленных читателей популяризаторы начинают изложение с первого предмета, который попадает на глаза, с предмета знакомого, которого можно взять в руки и посмотреть. Герцен. Говоря о доступности изложения, не возможно дать определенные рекомендации, в каждом отдельном случае автор должен учитывать подготовленность аудитории, а так же ее возростные и образовательные особенности.

Но к любому популярному произведению предъявляются требования: освещение материала с точки зрения не специалиста. Последовательность изложения. Стройность композиции. Нельзя просвещать помимо воли аудитории.

Популяризация науки должна заинтересовать читателей, и увлечь на дальнейшее изучение предмета. Занимательность изложения Принцип занимательности изложения в рамках популяризации науки имеет 2 аспекта: содержательный и формальный.

Скачать файлы

Похожие документы