Шпаргалка «Экзаменационная» по Концепциям современного естествознания (Белкова Ю. А.)

Кирилл Николоев сб, 19.03.2016 16:01

1. Проблема двух культур. Объекты изучения и научные методы в естествознании и социально-гуманитарной области. Объект изучения. К настоящему времени сформировались две обширные и относительно самостоятельные области познания, которые различаются по объекту изучения:

1. Естествознание, объектом изучения которого стали все форма живой и неживой природы, включая биологические аспекты жизнедеятельности человека; 2. Гуманитарные и социальные науки, объектом изучения которых являются человеческое сознание, творчество, общественные процессы и их развитие, а также идеальные системы, созданные человеком (языки, право, религия и пр.).

В результате различия объектов познания и относительно независимой эволюции естественные и социогуманитарные науки выработали собственные методы и достигли различающихся уровней развития. Между ними появляются противоречия, связанные с различиями традиций, целей, методов, несовпадения оценок одних и тех же достижений научно-технического прогресса и тенденций развития общества. Совокупность этих противоречий иногда называют проблемой двух культур.

Научный метод в естествознании: 1. стремление к четкости и однозначности понятий; 2. эмпирическая (наблюдательная и экспериментальная) основа научных знаний; 3. инструментальные методы получения информации об изучаемых явлениях природы;

4. стремление к количественным характеристикам явлений и, соответственно, к математическим методам обработки информации; широкое применение методов математического моделирования; 5. логическая (рациональная) основа и хорошо отработанная методика построения теорий;

6. редукционизм – способ объяснять сложные явления путем использования представлений о более простых; 7. представление об относительности, принципиальной неполноте и неокончательности научных знаний, а также о преемственности теорий;

8. стремление к концептуальному единству теоретического описания природы. Научный метод гуманитарный Для гуманитарного знания, особенно для искусства, характерны: 1. целостный подход к рассматриваемым явлениями (синтез) – антипод редукционизма;

2. вынужденно приблизительный, не количественный, а качественный характер информации об изучаемых явлениях, трудность формализации, т.е. точного математического описания (своеобразная плата за целостный подход);

3. интерпретация - личностная (эмоциональная) позиция исследователя по отношению к изучаемому явлению, этические и эстетические оценки явлений на основе моральных принципов исследователей, а также их политических приоритетов, что в некоторых случаях может свести на нет значимость исследований;

4. особое значение интуитивного, т.е. нелогического подхода к изучению явлений. Проблема двух культур 1. В мае 1959 года в Кембриджском университете (Англия), известный английский ученый Чарльз Перси Сноу прочитал лекцию «Две культуры и научная революция».

2. Между традиционной и гуманитарной культурой Европы и новой т.н. научной культурой, производной от научно-технического процесса 20 века. У нас это отражается в противостоянии физиков и лириков (стихотворение Б.Слуцкого «Физики и Лирики 1959).

Конвергенция естествознания и гуманитарного знания. Позитивные тенденции к сближению двух культур, обусловленные необходимостью решения комплексных проблем науки, а также глобальных проблем современной цивилизации.

Проникновение естественнонаучных методов в гуманитарную область и проникновение целостного мировидения в естествознание. Культура- это проявление творческого, креативного начала, вне зависимости от того, в какой сфере это творчество осуществляется следовательно сближение естественной и гуманитарной культуры объективно закономерно.

2. Концепции естествознания и научная картина мира. Научные революции. Концепции современного естествознания – это такие фундаментальные научные идеи, модели и положения, которые проявляют себя во всех естественных науках (Концепция – единый определяющий замысел, ведущая мысль, естествознание – совокупность наук о природе). Следовательно, в курсе КСЕ кроме избранных глав наук о природе изучаются трансдисциплинарные (trans – сквозь, через) концепции в естествознании в целом.

Известный человеку природный мир описывается множеством теорий. Все эти теории образуют единую научную картину мира. Научная картина мира – это целостная система представлений об общих законах устройства мироздания.

Смена научной картины мира – научная революция. Иногда говорят, что научная революция – это смена парадигмы. Парадигма – это особый способ организации научного знания, задающий то или иное видение мира и соответственно образцы или модели постановки и решения исследовательских задач.

Таких революций в истории науки было несколько. Первая научная революция 6-4 вв. до н.э. (Аристотель) Рождается наука, как система знаний, являющаяся результатом деятельности особой группы людей по получению новых знаний.

Скачать файлы

Похожие документы