Шпаргалка «Экзаменационная» по Культурологии (Якушкина Н. В.)

Кирилл Николоев сб, 19.03.2016 18:29

1.термин культура. проблема определения понятия культуры. Культура (лат. «возделывать») — сoвокупность всех видов чел. деятель-ности (дух. и матер.) и результатов этой деятельн., передаваемая после-дующим поколениям в предметных, матер. носителях (ср-вах труда, изделиях).

Понятие «культура» центральное в культурологии. В средние века слово «культура» ассоциировалось с признаками личного совершенствования человека. В Возрождение под личным совершенством понимают соответ-ствие гуманистическому идеалу. С точки зрения просветителей, культура означала «разумность», считалось, что культура проявляется в разумности общественных порядков и политических учреждений, а измеряется достижениями науки и искусства. Это была концепция, назв. «эвдемонической» (эвдемонизм — направление, считающее счастье высшей целью человеческой жизни).

Со 2-й половины 19 в. понятие «культура» приобретает статус научной категории. Понятие культуры многозначно, сейчас поэтому существует около тысячи ее определений. В современной культурологии распр. технологическая, деятельностная и ценностная концепции культуры. Деятельностная — рассматривает культуру как способ и результат жизне-деятельности человека. Ценностная — подчеркивает роль и значение идеальной модели жизни, и культура в ней рассматривается как вопло-щение должного в реальное. Технологическая — культура представляет собой определенный уровень производства и воспроизводства обще-ственной жизни.

2.культура как система. Структура и ф-ии к-ры. Структура. Осново-полагающими является понятия культурной статики и культурной динами-ки. Первая характеризует культуру в покое и неизменности, вторая — рассматривает культуру как процесс в движении. Базисные элементы культуры существуют в двух видах: материальном и духовном. В материальную культуру входят: культура труда и материального произ-водства, быта, топоса (жилища, дома, деревни, города), отношения к собственному телу, физическая культура. Духовная культура включает познавательную (интеллектуальную), нравственную, художественную, правовую, педагогическую, религиозную культуры. Существуют виды, которые невозможно отнести к материальной или духовной, например экономическая, политическая, экологическая, эстетическая. Культурное наследие — термин культурной статики — нечто ценное и почитаемое, созданное прошлыми поколениями и выдержавшее испытание временем и передающееся следующим поколениям. Культурные универсалии — нормы, ценности, правила, присущие всем культурам. Функции. - Основная (человекотворческая) Человек живет не в природе, а в культуре. В ней он сам себя познает. Здесь есть и моменты миропонимания, формирования, воспитания и социологизации человека. - Информаци-онная состоит в том, что к-ра передает знания и опыт предыдущих поколений. В к-ре проявляется историческая память отдельного чел., народа, человечества Познавательная функция состоит в том, что к-ра дает целостное представление о народе, стране, эпохе. через к-ру люди познают как самих себя, так и предшествующие поколения Коммуникативная функция состоит в том, что к-ра не существует вне общения.она формируется через общение Нормативная (регу-лятивная или защитная функция) – связана с регулированием различ-ных сторон, видов общественной и личной деятельности людей Знаковая представляет собой определенную знаковую систему. без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями к-ры не возможно Ценностная (Аксиологическая)отражает важ-нейшее качественное состояние к-ры. К-ра как система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их содержанию и оценивается степень культурно-сти того или иного человека.

3.Что такое творчество? Виды творческой деятельности человека. Творчество — деятельность по созданию культурных ценностей и их интерпретации. Творческая деятельность характеризуется неповто-римостью, оригинальностью и общественно-исторической уникально-стью. Творчество всегда предполагает наличие субъекта творческой деятельности (творца). По словам Достоевского: «там где образование начиналось с техники, там не наблюдалось Аристотеля». У технической и у гуманитарной цели и методы разные. Гуманис означает человек т. е. гуманитарная культура это культура внутренняя она действует на чувства, разум позволяет шире смотреть на познание вообще. Без гуманитарной культуры техническая ставит только цели, и выполняет их машинально.

Скачать файлы

Похожие документы