Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
doc

Курсовая «Процесс государственной регистрации малого предприятия» по Бухгалтерскому учёту (Мышленник Г. В.)

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

Теоретическая часть:

Задание 1 2

Задание 2 6

Задание 3 14

Задание 4 17

Задание 5 22

Задание 6 24

Задание 7 26

Задание 8 30

Задание 9 35

Задание 10 37

Список литературы 47

Практическая часть:

Тема 1. Организационно-правовая характеристика предприятия 48

Тема 2. Учетная политика организации 61

Тема 3. Учет изменений уставного капитала 73

Тема 4. Учет операций с основными средствами 75

Тема 5. Учет нематериальных активов 81

Тема 6. Учет операций с производственными запасами 82

Тема 7. Учет труда и заработной платы 85

Тема 8. Учет затрат на производство и формирование себестоимости готовой продукции

87 Тема 9. Учет реализации готовой продукции и формирование финансового результата от обычных видов деятельности

89 Тема 10. Бухгалтерская (финансовая) отчетность:

 Главная книга по счетам 91

 Оборотная ведомость 102

 Бухгалтерский баланс 104

Первичная документация 106

Теоретическая часть

Задание 1

Процесс государственной регистрации малого предприятия, основные этапы его постановки на учет

Государственная регистрация является основополагающим условием функционирования любого юридического лица.

Обязательность осуществления государственной регистрации вновь создаваемого юридического лица отражена в нормах действующего законодательства Российской Федерации. В соответствии с п. 2 ст. 51 части первой Гражданского кодекса РФ юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. С этого же момента согласно п. 3 ст. 41 части первой ГК РФ возникает правоспособность юридического лица, т.е. возможность иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности данного юридического лица, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица - влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда (Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях).

Значение института государственной регистрации для предпринимателя трудно переоценить. Так, например, единый реестр юридических лиц, позволяет заинтересованному лицу получить достоверные сведения о прошедших государственную регистрацию юридических лицах. Таким образом, обеспечивается возможность получения дополнительной информационной поддержки организаций при выборе ими контрагентов для заключения договоров в процессе осуществления предпринимательской деятельности.

Институт государственной регистрации также способствует устойчивости экономического оборота, поскольку подлежат обязательной регистрации, все изменения в учредительных документах, в том числе и сведения о руководителях юридических лиц.

Государственная регистрация организаций, имеющих право ведения предпринимательской деятельности, осуществляется федеральным органом исполнительной власти (далее - регистрирующий орган). Постановлением Правительства РФ от 17 мая 2002 г. № 319 установлено, что Министерство Российской Федерации по налогам и сборам является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим начиная с 1 июля 2002 г. государственную регистрацию юридических лиц, а с 1 января 2004 г. и индивидуальных предпринимателей (согласно Закону "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц".

Действующим законодательством Российской Федерации определен так называемый нормативно-явочный порядок образования юридических лиц, когда регистрирующий орган только проверяет соответствие представленных заявителем учредительных документов и действий учредителей нормам права, но не наделен полномочиями рассматривать вопросы о целесообразности или полезности вновь создаваемого юридического лица. Порядок образования юридического лица и требования, которым должны удовлетворять действия учредителей, как и требования к учредительным документам, установлены законодательством об отдельных видах юридических лиц, их организационно-правовых формах

1 января вступил в силу Федеральный закон от 23.12.03 № 185-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Внесенные изменения направлены на упрощение процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В законе реализуется принцип "одного окна", что подразумевает однократное обращение юридического лица и индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган. Функции такого органа будут выполнять подразделения Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, которые затем будут передавать необходимую информацию в другие организации. Изменения и дополнения внесены в 10 законодательных актов Российской Федерации. Среди них Федеральные законы от 16.07.99 г. №165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", от 15.12.01 г. №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", от 08.08.01 №128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", от 09.07.99 г. №154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового Кодекса Российской Федерации", а так же Кодекс РФ Об административных правонарушениях и другие.

Процедура государственной регистрации малых предприятий включает в себя перечисленные ниже этапы:

1) представление документов в регистрирующий орган. На Министерство Российской Федерации по налогам и сборам возлагаются функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц. Правительство Российской Федерации приняло данное решение, прежде всего в интересах юридических лиц, с целью сокращения административных барьеров и реализации принципа «одного окна».

Благодаря переходу на заявительный принцип существенно упростилась сама процедура государственной регистрации юридических лиц, и в результате появилась возможность объединения двух направлений деятельности исполнительной власти: государственной регистрации юридических лиц и их постановки на учет в налоговых органах.

Кроме того, реализация принципа «одного окна» способствовала взаимодействию регистрирующего органа с государственными органами, осуществляющими в связи с выполнением своих функциональных обязанностей учет юридических лиц. В этих целях законодательством устанавливается, что регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет сведения о регистрации в государственные органы, определенные Правительством Российской Федерации.

С 1 июля 2002 года во всех территориальных налоговых органах Российской Федерации осуществляется государственная регистрация юридических лиц при их создании, реорганизации, ликвидации, внесении изменений в учредительные документы, внесении изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы.

Для регистрации создаваемой организации необходимо представить следующие документы:

 подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством РФ требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;

 решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством РФ;

 учредительные документы юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии);

 выписка из реестра иностранных юридических лиц ответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;

 документ об уплате государственной пошлины. Согласно ст. 333.33 НК РФ государственная пошлина за регистрацию юридического лица, за исключением государственной регистрации ликвидации юридических лиц и (или) государственной регистрации политических партий и региональных отделений политических партий составляет 2000 рублей.

Формы документов, используемые при государственной регистрации, определены Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей».

Регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме установленных законом. Документы для государственной регистрации могут быть представлены заявителем непосредственно либо направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения.

Документы о государственной регистрации также выдаются заявителю непосредственно либо направляются по почте.

Датой представления документов является день их получения регистрирующим органом. В этот же день заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом;

2) проведение правовой экспертизы документов осуществляет регистрирующий орган в целях установления соответствия документов требований законодательства, как по форме, так и по содержанию.

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

По итогам экспертизы государственный служащий ФНС РФ составляет заключение о соответствии (несоответствии) документов установленным требованиям;

3) принятие решения о государственной регистрации юридического лица является основанием внесения соответствующей записи в государственный реестр, которое осуществляется путем присвоения организации очередного номера в журнале регистрации поступающих документов, проставления специальной надписи (штампа) с наименованием регистрирующего органа, номером и датой на первой странице учредительных документов, скрепляемой подписью должностного лица, ответственного за регистрацию;

4) выдача заявителю документа (регистрационного свидетельства), подтверждающего факт внесения записи в государственный реестр осуществляется в срок не позднее одного дня с момента государственной регистрации юридического лица.

Задание 2

 Рабочий план счетов организации.

 Основные критерии отнесения предприятия к малому.

 Льготы предоставляются малым предприятиям на территории Российской Федерации с точки зрения организации ведения бухгалтерского и налогового учета.

 Предоставляемые малым предприятиям возможности в учетной политике.

 Приложения к приказу об учетной политике составляются организацией.

Формирование рабочего плана счетов организации

План счетов утвержден приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н (в редакции Приказов от 07.05.2003 №38н и от 18.09.2006 N 115н). План счетов применяется в организациях всех форм собственности и организационно-правовых форм, ведущих учет методом двойной записи (кроме кредитных и бюджетных).

План счетов представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).

На основе данного Плана счетов организации утверждают рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета.

Пункт 9 ПБУ в Российской Федерации гласит: «Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций (фактов хозяйственной деятельности) путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета.

В силу того, что План счетов бухгалтерского учета финансово- хозяйственной деятельности является типовым для предприятий всех организационно-правовых форм и отраслевой принадлежности, а также содержит большое количество альтернативных вариантов учета по многим объектам и направлениям, предприятиям рекомендуется утверждать свой рабочий План счетов.

При этом из всего перечня счетов первого порядка необходимо выбрать те, с помощью которых можно максимально адекватно отразить финансовое состояние предприятия, предусматривая одновременно и ту систему корреспонденции, взаимосвязей, в которые будут вступать эти счета друг с другом.

Необходимо помнить, что организация имеет право по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации ввести дополнительные синтетические счета, используя свободные коды.

Перечень субсчетов, счетов второго порядка, носит рекомендательный характер. Субсчета, предусмотренные в Плане счетов, используются исходя из требования анализа, контроля и отчетности. Предприятия могут уточнять содержание отдельных из них, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета.

Порядок ведения аналитического учета устанавливается предприятием исходя из положений Инструкции по применению Плана счетов и нормативных актов по отдельным разделам учета (учета основных средств, производственных запасов и т.д.), а также требований анализа и управления.

При обосновании взаимосвязей, корреспонденции между синтетическими счетами рабочего Плана счетов следует обратить внимание на запись во вступлении к инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий: «В случае возникновения фактов хозяйственной деятельности, корреспонденция по которым не предусмотрена в типовой схеме, предприятия могут дополнить ее, соблюдая основные методологические принципы ведения бухгалтерского учета, установленные настоящей инструкцией».

Основные критерии отнесения к малому предприятию.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РФ от 24.07.2008 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

Вводится деление организаций на средние, малые предприятия и микропредприятия. Ранее рассматривалась только одна категория – малые предприятия.

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением ГУП и МУП), а также индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства. Ранее ГУПы и МУПы могли получить статус малого предприятия.

Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать установленные предельные значения.

Таблица 1.

Вид хозяйствующего субъекта Средняя численность работников за календарный год

С 01.01.2008 До 01.01.2008

Средние предприятия От 101 до 200 человек Не регламентировано

Малые предприятия От 16 до 100 человек В промышленности, строительстве, на транспорте до 100 человек;

в сельском хозяйстве и научно-технической сфере до 60 человек;

в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;

в оптовой торговле, и в остальных отраслях (видах деятельности) – 50 человек

Микропредприятия До 15 человек Не регламентировано

Средняя численность работников определяется с учетом всех работников, в том числе работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству, работников представительств, филиалов и обособленных подразделений.

Обязательное условие отнесения к малому или среднему предприятию суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов в уставном капитале не должна превышать 25 процентов. При этом доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не должна превышать 25 процентов.

Новым условиям является то, что выручка от реализации без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать установленные значения.

Предельные значения устанавливаются Правительством РФ один раз в пять лет.

Категория субъекта можно изменить только в том случае, если значения становятся выше или ниже предельных и остаются такими на протяжении двух календарных лет.

Льготы, предоставляемые малым предприятиям на территории Российской Федерации с точки зрения организации ведения бухгалтерского и налогового учета

Субъекты малого предпринимательства ведут бухгалтерский учёт и налоговый учёт.

При ведении бухгалтерского учёта применяют следующие формы:

 журнально-ордерная;

 мемориально-ордерная;

 журнал-главная;

 шахматка;

 журнал хозяйственных операций.

При составлении бухгалтерской отчётности субъекты малого предпринимательства предоставляют:

 форму №1 «Бухгалтерский баланс»

 форму №2 «Отчёт о прибылях и убытках»

 пояснительную записку

 аудиторское заключение

Налоговый учёт может вестись как по общей схеме налогообложения, так и могут применяться специальные налоговые режимы.

Общая схема:

1. для юридических лиц – это уплата:

- федеральных налогов (НДС и акцизы, ЕСН, налог на прибыль, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира, сбор за пользование объектами биологических ресурсов, государственная пошлина);

- региональных (налог на имущество кредитных организаций, на игорный бизнес, транспортный налог);

- местных (например, земельный налог)

2. для физических лиц – это уплата:

- федеральных налогов (НДС и акцизы, ЕСН – за себя и за работников, НДПИ, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира, сбор за пользование объектами биологических ресурсов, государственная пошлина);

- региональных налогов (например, налог на игорный бизнес)

- местных налогов.

Выделяют следующие специальные налоговые режимы:

 ЕНВД;  Единый с/х налог;

 УСНО Единый налог на вмененный доход

ЕНВД заменяет уплату ряда налогов и сборов. С плательщиков ЕНВД не взимаются:

 платежи в социальные внебюджетные фонды;

 налоги, предусмотренные ст. 19-21 Закона РФ от 27.12.1991 № 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".

Индивидуальные предприниматели, переведенные на уплату ЕНВД, не уплачивают налог на доходы физических лиц с любых доходов, за исключением доходов, получаемых при осуществлении предпринимательской деятельности (п. 8 ст. 1 Закона).

С 1 января 2001 года взносы в социальные внебюджетные фонды заменены единым социальным налогом (далее - ЕСН), Однако из главы 24 НК РФ "Единый социальный налог (взнос)" исключено положение, предусматривающее освобождение от уплаты ЕСН индивидуальных предпринимателей и организаций, переведенных на уплату ЕНВД. Соответственно, организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату ЕНВД, являются плательщиками единого социального налога на общих основаниях (ст. 235 НК РФ).

При определении налоговых обязательств по ЕСН имеются различия в порядке формирования облагаемой базы для организаций и индивидуальных предпринимателей. Индивидуальные предприниматели определяют налоговую базу как сумму доходов, полученных последними за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением (п. 3 ст. 237 НК РФ). При этом состав расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения данной группой налогоплательщиков, определяется в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей исчисления налога на прибыль соответствующими статьями главы 25 НК РФ.

Плательщики ЕНВД не освобождаются от уплаты:

 государственной пошлины;

 таможенных пошлин и платежей;

 лицензионных и регистрационных сборов;

 налога с владельцев транспортных средств;

 земельного налога;

 налога на покупку иностранных денежных знаков и документов, выраженных в иностранной валюте.

Плательщики ЕНВД должны также удерживать и перечислять в бюджет НДС и налог на доходы физических лиц (п. 9 ст. 1 Закона).

Плательщики ЕНВД должны также уплачивать взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, т.к. данные страховые взносы не включены в состав ЕСН (ст. 11 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового Кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах").

В Законе установлены такие элементы налога как ставка (в размере 15% вмененного дохода, согласно п. 1 ст. 5) и налоговый период (составляющий один квартал, в соответствии с п. 1 ст. 4).

Единый сельскохозяйственный налог

Переход на уплату единого сельскохозяйственного налога организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ), налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого сельскохозяйственного налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период.

Организации, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ.

Иные налоги и сборы уплачиваются организациями, перешедшими на уплату единого сельскохозяйственного налога, в соответствии с общим режимом налогообложения.

Переход на уплату единого сельскохозяйственного налога индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности), налога на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности) и единого социального налога уплатой единого сельскохозяйственного налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности индивидуальных предпринимателей за налоговый период.

Индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ.

Иные налоги и сборы уплачиваются индивидуальными предпринимателями, перешедшими на уплату единого сельскохозяйственного налога, в соответствии с общим режимом налогообложения.

Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, не освобождаются от исполнения предусмотренных настоящим Кодексом обязанностей налоговых агентов.

Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов.

Налоговая ставка устанавливается в размере 6%.

Упрощённая система налогообложения.

Индивидуальный предприниматель освобождается от уплаты:

 НДФЛ, полученного от предпринимательской деятельности;

 Налога на имущество физического лица, в части имущества, используемого для предпринимательской деятельности;

 ЕСН в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также с выплат в пользу физических лиц, начисляемых индивидуальным предпринимателем;

 НДС, исключение ввоз товара на территорию РФ

Юридическое лицо освобождается от уплаты:

 Налога на прибыль;

 Налога на имущество;

 ЕСН

 от обязанностей налогоплательщика по НДС (страховой взнос в размере 14% в пенсионный фонд необходимо уплатить);

 НДС, исключение ввоз товара на территорию РФ.

УСНО имеет 2 объекта налогообложения:

1. Доходы (6%);

2. Доходы - расходы (15%) но не менее 1%от величины дохода

Также можно выделить – патент. Его могут применять индивидуальные предприниматели, которые не осуществляют выплаты физическим лицам.

В целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться следующие меры:

 специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;

 упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;

 упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;

 льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;

 особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

 меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);

 меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

 меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

 иные направленные на обеспечение реализации целей и принципов настоящего Федерального закона меры.

Законодательные и нормативные документы, регламентирующие предоставление льгот субъектам малого предпринимательства

1.Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» N 209-ФЗ от 24 июля 2007 года;

2. Приказ Министерства финансов РФ от 30 декабря 2005 г. N 167н «Об утверждении формы Книги учёта доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощённую систему налогообложения, и порядка её заполнения»;

3. Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ;

4. Налоговый кодекс РФ

Предоставляемые возможности в учетной политике малым предприятиям

Обязательным элементом ведения бухгалтерского учета на малом предприятии является разработка и принятие учетной политики. Это мероприятие должно быть проведено не позднее 90 дней с момента государственной регистрации малого предприятия вне зависимости от сферы его деятельности и выбранной формы ведения учета. Действующие организации должны утвердить учетную политику на очередной год до начала этого года. Такие малые предприятия при представлении приказа об учетной политике в налоговые органы вместе с годовой бухгалтерской отчетностью раскрывают только случаи применения новых способов учета. Учетная политика организации представляет собой совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки, итогового обобщения возникших фактов хозяйственной деятельности. Она является внутренним документом организации, оформленным в виде приказа руководителя.

В учетной политике должны быть раскрыты принятые способы ведения учета, которые существенно влияют на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности. Существенными признаются способы бухгалтерского учета, без знания которых невозможна достоверная оценка имущественного и финансового положения, способности организации аккумулировать денежные средства, финансовых результатов деятельности. Среди них выделяются следующие основные способы:

 группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности;

 амортизации основных средств, нематериальных и иных амортизируемых активов;

 оценки сырья, материалов и других аналогичных ценностей, товаров, незавершенного производства, готовой продукции;

 признания прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг;

 организации документооборота;

 инвентаризации;

 применения счетов бухгалтерского учета (ведение записей для бухгалтерского и налогового учета);

 обработки информации и др.

Учетная политика в целях налогообложения малых предприятий ведется в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ. Налоговый учет организуется без двойной записи. В связи с этим в приказе руководителя формируются отдельные разделы учетной политики, применяемой для целей бухгалтерского учета и целей налогового учета.

Основные принципы учетной политики и требования к ней сформулированы в Положении по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утвержденном Приказом Минфина России от 09.12.1998 N 60н (в ред. от 30.12.1999 N 107н).

Принципами (допущениями) при формировании учетной политики на малых предприятиях являются следующие:

 активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций (допущение имущественной обособленности);

 организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности);

 принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики);

 факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности факторов хозяйственной деятельности)

Учетная политика малого предприятия должна обеспечивать выполнение следующих требований:

 полноты отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности (требование полноты);

 своевременного отражения фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);

 большей готовности к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);

 отражения в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности, исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);

 тождества данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);

 рационального ведения бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (требование рациональности).

Приложения, которые составляются организацией к приказу об учетной политике

В учетной политике организации обязательно утверждаются:

 рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

 формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

 порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;

 правила документооборота и технология обработки учетной информации;

 порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Задание 3

Учет изменений уставного капитала

 Минимальный размер уставного капитала, предусмотренный законодательством РФ для организаций, не относящихся к малым.

 Минимальный размер уставного капитала, предусмотренный законодательством РФ для малых предприятий.

 Основные причины возможного уменьшения уставного капитала.

 Операции, связанные с уменьшением уставного капитала организации.

Минимальный размер уставного капитала, предусмотренный законодательством РФ

В соответствии с ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» для ООО размер уставного капитала должен быть не менее стократной величины минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату представления документов для государственной регистрации общества.

В соответствии с ФЗ «Об акционерных обществах» минимальный уставный капитал открытого общества должен составлять не менее тысячекратной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату регистрации общества, а закрытого общества - не менее стократной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату государственной регистрации общества.

Минимальный размер уставного капитала, предусмотренный законодательством РФ для малых предприятий

Минимальный размер уставного капитала для ООО и ЗАО равен 100-кратному минимальному размеру оплаты труда, установленному законодательством РФ на момент регистрации, что на сегодняшний день составляет 10 000 рублей. Уставный капитал Общества может быть внесен как денежными средствами, так и имуществом.

Причем при формировании Уставного капитала денежными средствами для ООО на момент регистрации Уставный капитал должен быть оплачен не менее, чем на 50% (открывается накопительный счет в байке), а остальная часть должна быть оплачена в течение года; при регистрации ЗАО накопительный счет не открывается, но уставный капитал должен быть оплачен полностью в течение 3-х месяцев после государственной регистрации Общества и до момента полной оплаты уставного долетала ЗАО не может совершать никаких сделок.

Основные причины возможного уменьшения уставного капитала

Закон предусматривает обязательное уменьшение уставного капитала в следующих случаях:

 в случае неполной оплаты уставного капитала в течение года с момента государственной регистрации предприятия, оно должно или объявить об уменьшении своего уставного капитала до фактически оплаченного его размера и зарегистрировать его уменьшение в установленном порядке, или принять решение о своей ликвидации.

 Если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше его уставного капитала, общество обязано объявить об уменьшении своего уставного капитала до размера, не превышающего стоимости его чистых активов, и зарегистрировать такое уменьшение в установленном порядке.

Уменьшение уставного капитала общества может осуществляться путем уменьшения номинальной стоимости долей всех участников ООО в уставном капитале и (или) погашения долей, принадлежащих ООО. При этом распределение долей учредителей остается прежним. Для акционерных обществ уменьшение уставного капитала осуществляется путем уменьшения номинальной стоимости акций, либо уменьшением их количества.

В нижеприведенных случаях уменьшение уставного капитала общества проводится в принудительном порядке:

 если стоимость чистых активов общества в соответствии с годовым бухгалтерским балансом за второй, и каждый последующий годы оказалась меньше размера уставного капитала, то общество обязано объявить об уменьшении своего уставного капитала до величины, не превышающей рассчитанную стоимость чистых активов;

 акции, приобретенные по решению компетентного органа управления общества, или выкупленные по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «Об акционерных обществах», находящиеся в распоряжении общества, и не проданные в течение одного года с даты их выкупа или приобретения, должны быть погашены. При погашении таких акций также происходит уменьшение уставного капитала общества;

 аналогичные правила установлены п. 1 ст. 34 Федерального закона «Об акционерных обществах» и в отношении тех акций, которые не были оплачены учредителями в течение года с даты государственной регистрации общества. Право собственности на неоплаченные учредителями акции переходит к обществу, которое, как уже отмечалось, должно их либо реализовать в течение года по цене не ниже номинальной, либо уменьшить уставный капитал на соответствующую величину.

Операции, связанные с уменьшением уставного капитала организации

Отражение в бухгалтерском учете уменьшения уставного капитала общества с ограниченной ответственностью

1) путем уменьшения номинальной стоимости долей всех участников:

 до фактической оплаты уставного капитала (в связи с неполной оплатой участниками своих долей)

Дебет счета 80 Кредит счета 75-1 (субсчет «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал») — уменьшен размер уставного капитала в связи с неполной оплатой участниками своих долей в уставном капитале.

Дебет счета 75-1 (субсчет «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал») Кредит счета 50 (51, 52,55) — отдельным участникам, возвращена сумма излишне внесенного взноса (разница между размером внесенного участником вклада и вклада, причитающегося с участника, в соответствии с решением общего собрания, после уменьшения битного капитала);

 до величины чистых активов, исчисленных по результатам деятельности предыдущего года

Дебет счета 80 Кредит счета 75-1 (субсчет «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал») - уменьшена величина уставного капитала до величины чистых активов (если величина чистых активов меньше величины уставного капитала);

2) путем погашения долей, принадлежащих обществу (при выходе или исключении участника из общества):

Дебет счета 81 Кредит счета 75 - начислена задолженность общества

перед участником по выкупленной у него доле;

Дебет счета 75 Кредит счета 50 (51, 52, 55) - путем выплаты участнику общества денежных средств погашена задолженность общества перед ним по выкупленной доле

или Дебет счета 75 Кредит счета 91-1 (субсчет «Прочие доходы») – путем передачи участнику общества имущества погашена задолженность общества перед его участником по выкупленной доле;

Дебет счета 91-2 (субсчет «Прочие расходы») Кредит 01 (04,10 и т.д.) – отражены расходы организации, связанные с выбытием ее имущества, передаваемого в возмещение стоимости доли участника (при его выходе из общества);

Дебет счета 84 Кредит счета 75-1 (субсчет «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал») – участнику общества (в связи с его выходом или исключением) за счет прибыли возмещена его доля или (при неполной оплате участником своей доли) часть доли;

Дебет счета 80 Кредит счет 75-1 (субсчет «Расчеты во кладам в уставный (складочный) капитал») - уменьшен размер уставного капитала на сумму, недостающую для выплаты участнику (в связи с его выходом или исключением) его доли.

Отражение в бухгалтерском учете уменьшения уставного капитала акционерного общества

1) путем уменьшения номинальной стоимости акций:

Дебет счета 80 Кредит счета 84 — уменьшен номинал акций, принадлежащих акционерам, за счет прибыли;

2) путем сокращения количества акций:

Дебет счета 80 Кредит счета 81 — отражено уменьшение уставного капитала за счет сокращения количества акций;

Дебет счета 75 Кредит счета 50 (51, 52, 55) - отражены фактические затраты по выкупу акций у акционеров.

Задание 4

Учет операций с основными средствами

 Договор купли-продажи основных средств.

 Акт о приеме-передаче объекта основных средств (форма №ОС-1) и Инвентарная карточка учета основных средств (форма №ОС-6) по объекту «Оборудование В2».

 Особенности применения и заполнения формы №ОС-6б.

Д О Г О В О Р № ______

(купли-продажи ________________________________________________)

(наименование товара)

г. _______________ " " __________ 200__г.

_______________________________________________________________________,

(наименование предприятия, кооператива, организации) именуемое в

дальнейшем "Продавец" __________________________________________________

___________________________________________________________, действующего

(должность, фамилия, и., о.)

на основании _____________________________________________ с одной стороны,

и ____________________________________________________________, именуемое

в дальнейшем "Покупатель" в лице _________________________________________,

действующего на основании _______________________________________________

с другой стороны, заключили настоящий Договор о нижеследующем:

1. Предмет договора.

1.1. Продавец обязуется передать в собственность (полное хозяйственное

ведение), а Покупатель надлежащим образом принять и оплатить следующий

товар:

1.1.1. Наименование (с указанием изготовителя) ___________________________

________________________________________________________________________

1.1.2. Единица измерения ______________________________________________

1.1.3. Цена за единицу _________________________________________________

1.1.4. Количество _____________________________________________________

1.1.5. а) стоимость всей партии товара ___________________________________,

(прописью)

б) налог на добавленную стоимость __________________________________

в) итого к перечислению ___________________________________________

(прописью)

_______________________________________________________________________

1.1.6. Качество и комплектность (дата изготовления, стандарт, ТУ и т.д.) _______________________________________________________________________

1.1.7. Гарантийный срок (с указанием вида: эксплуатации, хранения, годности) _______________________________________________________________________

2. Условия поставки и расчетов за товар

2.1. Срок поставки ______________________________________ дней с момента _______________________________________________________________________

(заключения Договора, оплаты и др. условия)

Продавец ______________________________________ право на досрочную постав-

ку (имеет, не имеет)

2.2. Вид транспорта и базис поставки ____________________________________

________________________________________________________________________

2.3. Упаковка (тара) и маркировка (описание или ссылка на стандарт, ТУ) ________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

2.4. Срок, порядок и форма расчетов _____________________________________

2.4.1. Срок оплаты __________________________________________ дней со дня

________________________________________________________________________

2.4.2. Порядок оплаты (предварительная оплата, последующая, в момент получе-

ния товара, телеграфная или почтовая) ______________________________________

________________________________________________________________________

2.4.3. Форма оплаты (платежное требование; платежное поручение, аккредитив;

чек; платежное требование-поручение)______________________________________

________________________________________________________________________

Налог на добавленную стоимость должен быть показан отдельной строкой в платежных документах. Во всем остальном, что не предусмотрено настоящим пунк-

том, стороны руководствуются "Правилами безналичных расчетов в народном хо-

зяйстве".

2.5. При предварительной оплате Покупатель обязан в трехдневный срок с

момента оплаты вручить Продавцу заверенную банком копию платежного докумен-

та или известить его телеграммой с уведомлением.

При невыполнении Покупателем требований настоящего пункта Договора,

Продавец вправе по истечении ___________________ дней с момента подписания договора реализовать товар и расторгнуть настоящий Договор.

2.6. _________________________________________________________________

(дополнительные условия)

3. Гарантии исполнения обязательств и ответственность сторон

3.1. При подписании Договора стороны обмениваются гарантиями поставки и

оплаты труда.

3.1.1. Гарантии покупателя _____________________________________________

________________________________________________________________________

3.1.2. Гарантии продавца _______________________________________________

________________________________________________________________________

3.2. За просрочку поставки или недопоставку товара Продавец уплачивает Поку-пателю пени в размере _________________________ процентов стоимости непостав-ленного в срок товара за каждый день просрочки.

3.3. За необоснованный отказ или уклонение от оплаты товара (в том числе

при предварительной оплате) Покупатель уплачивает Продавцу штраф в размере ______________________________________ процентов суммы, от оплаты которой

он отказался или уклонился.

3.4. При несвоевременной оплате товара (в том числе при предварительной оп-

лате) Покупатель уплачивает Продавцу пеню в размере ________________________

процентов суммы просроченного платежа за каждый день просрочки.

3.5. За невыборку товара в установленный срок (при самовывозе со склада

Продавца) Покупатель уплачивает Продавцу неустойку в размере ______________

процентов стоимости невыбранного в срок товара, а также возмещает

Продавцу убытки, связанные с хранением товара, в размере ___________________

процентов стоимости товара за каждый день просрочки, но не более ____________

процентов.

3.6. При отказе Покупателя (полностью или частично) от принятия и оплаты предусмотренных Договором товаров (продукции) он возмещает Продавцу возник-

шие в связи с этим убытки в размере _________________ процентов стоимости то-

варов (продукции).

3.7. _________________________________________________________________

(дополнительные санкции)

3.8. Стороны прикладывают максимальные усилия, чтобы устранить возника-

ющие разногласия исключительно путем переговоров; при невозможности ус-

транения разногласий путем переговоров, стороны обращаются в Арбитражный

суд РФ.

4. Прочие условия

4.1. Стороны не несут ответственности, предусмотренной в п. 3.2-3.7

Договора, если невозможность выполнения ими условий Договора наступила в

силу форс-мажорных обстоятельств, в т. ч. __________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

4.2. Другие условия по усмотрению сторон: _______________________________

________________________________________________________________________

4.3. Во всем, что не предусмотрено Договором, стороны руководствуются "Положением по поставкам продукции производственно-технического назначения

и товаров народного потребления", действующим законодательством.

4.4. _________________________________________________________________

(по усмотрению сторон)

5. Заключительные условия

5.1. Договор может быть изменен, расторгнут, признан недействительным только

на основании действующего законодательства.

5.2. Все изменения, дополнения Договора действительны лишь в том случае,

если они оформлены в письменной форме и подписаны обеими сторонами.

5.3. Заголовки статей предназначены для удобства пользования текстом, и они

не будут приниматься во внимание при толковании настоящего Договора.

5.4. Настоящий Договор составляет и выражает все договорные условия и пони-

мание между участвующими здесь сторонами в отношении всех упомянутых здесь вопросов, при этом все предыдущие обсуждения, обещания и представления между сторонами, если таковые имелись, теряют силу.

5.5. Подписанный Договор входит в силу с " " _________________ 200___г.

до " " ___________ 200__г.

6. Юридические адреса и подписи сторон

6.1. В случае изменения юридического адреса или обслуживающего банка, сто-

роны обязаны в __________-дневный срок уведомить об этом друг друга.

6.2. Реквизиты сторон.

6.2.1. Продавец _______________________________________________________

6.2.2. Покупатель _____________________________________________________

6.2.3. Подписи сторон:

от Продавца от Покупателя

____________________ _______________________

(подпись) (подпись)

М. П. М. П.

" " _____________ 200__ г. " " _____________ 200__ г.

Комментарии:

Этот тип договора наиболее употребителен и прост для реализации.

п. 1.1. Описание товара можно выделить в отдельную спецификацию, являющуюся приложением к настоящему Договору и сформулировать п. 1.2 в следующей редакции: п. 1.2 "Количество, характеристики и стоимость товара изложены в Спецификации, согласованной обеими сторонами и являющейся неотъемлемой частью настоящего Договора (Приложение 1)". Такое разделение договора бывает оправдано, когда характеристик товара значительно больше, чем в приведенном пункте или согласование Спецификации необходимо проводить с третьей стороной.

п. 2. Слово "поставка" здесь имеет смысл передачи, и двусмысленности никакой нет.

п. 2.1. Базис поставки или стандартные условия поставки пришли из международной торговой практики и сейчас широко используются во внутренней торговле. См. также многочисленную справочную литературу.

п. 2.4.3. Рекомендуется более детально оговорить как происходит оплата товара в соответствии с выбранной формой, а также в случае оплаты платежным требованием следует оговорить порядок акцента платежного требования.

п. 3.1. Гарантией Покупателя могут служить документы, подтверждающие его платежеспособность, банковская гарантия, страхование.

Гарантиям Продавца служат документы, подтверждающие наличие товара

и отсутствие прав на этот товар у третьих лиц. Несомненной гарантией является железнодорожная квитанция или договор с третьим лицом о принятии товара на ответственное хранение.

пп. 3.6-3.7. Здесь использован прием, когда оговариваются заранее размеры компенсации убытков. Это связано с тем, что методика определения убытков достаточно трудоемкая. В п. 3.7. следует предусмотреть дополнительные санкции по усмотрению сторон, а также порядок компенсации убытков.

Очень полезно бывает определить вид неустойки, штрафа, или пени, если закон относит это на усмотрение сторон для данного вида договора, т.е. здесь возможно действие императивных норм. Неустойка – определенная законом или договором денежная сумма, которую виновная сторона должна уплатить потерпевшей в случае ненадлежащего выполнения обязательств. Законом или договором предусмотрено:

а) взыскание только неустойки (штрафа, пени), но не убытков;

б) взыскание убытков в полной сумме сверх неустойки;

в) взыскание по выбору либо убытков, либо неустойки (штрафа, пени);

г) взыскание убытков в части, не покрытой неустойкой.

Часто размер убытков (в том числе и недополученной выгоды) определить и доказать бывает весьма трудно, поэтому предпочитают заранее оговорить размер неустойки.

По поводу вида и размера неустойки, допускаемых Законом, желательна консультация юриста.

п. 5.1. В этом пункте затронут очень важный вопрос тщательного и внимательного оформления прав собственности. Существует ряд сделок, на которые требуется согласие третьих лиц или государственная регистрация. Иначе они могут быть расторгнуты по постановлению суда. К таким сделкам относятся операции с недвижимостью, с транспортными средствами, именными акциями, паями и многие другие. Причем (особенно с недвижимостью) в различных государствах - членах СНГ нормы планируются разные.

Особенности применения и заполнения инвентарной книги (форма №ОС-6б)

Применяются для учета наличия объекта основных средств, а также учета движения его внутри организации. Ведутся в бухгалтерии в одном экземпляре: на каждый объект - по форме N ОС-6, на группу объектов - по форме N ОС-6а, для объектов основных средств малых предприятий – по форме N ОС-6б.

Записи при приеме-передаче производятся на основании актов о приеме-передаче объектов основных средств (формы N ОС-1, N ОС-1а, N ОС-1б) и сопроводительных документов (технических паспортов заводов-изготовителей и др.). Прием, перемещение объектов основных средств внутри организации, включая проведение реконструкции, модернизации, капитального ремонта, а также их выбытие или списание отражаются в инвентарной карточке (книге) на основании соответствующих документов.

В показателях граф "Сумма начисленной амортизации (износа)" указывается сумма начисленной амортизации (износа) с начала эксплуатации.

Задание 5

 Критерии отнесения объекта к нематериальным активам.

 Формы первичной учетной документации, применяемые для оформления поступления объекта нематериальных активов в организации.

Критерии отнесения объекта к нематериальным активам

Согласно ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов" объекты признаются нематериальными активами, если выполняются следующие критерии признания:

- объект способен приносить организации экономические выгоды в будущем (т.е.объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации);

- организация имеет право на получение экономических выгод, которые данный объект способен приносить в будущем (т.е. организация имеет документы, подтверждающие существование актива и права организации на него), а также существует контроль над объектом (имеются ограничения доступа иных лиц к экономическим выгодам);

- возможность выделения или отделения (идентификации) объекта от других активов;

- объект предназначен для использования в течение длительного времени (более 12 мес. или обычного операционного цикла)

- организацией не предполагается продажа объекта (в течение 12 мес. или обычного операционного цикла)

- фактическая (первоначальная) стоимость объекта может быть достоверно определена;

- отсутствие у объекта материально-вещественной формы.

К нематериальным активам относятся:

 произведения науки, литературы и искусства;

 программы для электронных вычислительных машин;

 изобретения;

 полезные модели;

 селекционные достижения;

 секреты производства (ноу-хау);

 товарные знаки и знаки обслуживания.

Деловая репутация организации - разность между ценой покупки предприятия как единого имущественно-хозяйственного комплекса и стоимостью его чистых активов.

Разница может быть либо положительной, либо отрицательной. Положительную деловую репутацию рассматривают как отдельный инвентарный объект и амортизируют в течение 20 лет линейным способом. Отрицательную - в полной сумме относят финансовый результат периода в составе прочих доходов..

Расходы, связанные с образованием юридического лица (организационные расходы), интеллектуальные и деловые качества персонала организации не являются нематериальными активами.

Формы первичной учетной документации применяемые для оформления поступления объекта нематериальных активов в организации

Нематериальные активы приходуются на основании акта приема–передачи: Дт 04 - Кт 08 - на сумму затрат на приобретение. Аналитический учет по сч. 04 «Нематериальные активы» ведется по отдельным объектам учета.

Типового бланка акта приемки-передачи НМА нет. В качестве образца можно использовать бланк акта (накладной) приемки-передачи основных средств (форма ОС-1).

Карточка учета нематериальных активов типовой формы № НМА-1 применяется для учета всех видов нематериальных активов, поступивших в использование на предприятие.

Карточка ведется на каждый объект. Форма заполняется в одном экземпляре на основании документа на оприходование, приемки-передачи (перемещения) нематериальных активов и другой документации.

В разделе «Краткая характеристика объекта нематериальных активов» записываются только основные показатели объекта, не указанные в прилагаемой к нему документации.

№ ОС-1 "Акт (накладная) приемки-передачи основных средств",

№ ОС-3 "Акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструируемых и модернизированных объектов",

№ ОС-4 "Акт на списание основных средств",

№ ОС-4а "Акт на списание автотранспортных средств",

№ ОС-6 "Инвентарная карточка учета основных средств",

№ ОС-14 "Акт о приемке оборудования",

№ ОС-15 "Акт приемки-передачи оборудования в монтаж",

№ ОС-16 "Акт о выявленных дефектах оборудования",

НМА-1 "Карточка учета нематериальных активов".

Задание 6

Учет операций с производственными запасами

Методы списания себестоимости материально-производственных запасов при отражении отпуска их в производство

Отпуск материалов в производство оформляется Лимитно-заборной картой (форма № М-8) если установлены нормы (лимиты) расхода материалов, или Требованием-накладной (форма № М-11), если нормы не установлены. При продаже или ином выбытии материалов оформляют Накладную на отпуск материалов на сторону (форма № М-15).

При отпуске запасов в производство и ином выбытии их оценка производится одним из способов, который применяется по каждой группе (виду) материально - производственных запасов в течение отчетного года.

Способы оценки МПЗ при их выбытии:

 по себестоимости каждой единицы;

 по средней себестоимости;

 способ ФИФO (по себестоимости первых по времени приобретения материально - производственных запасов);

 способ ЛИФО (по себестоимости последних по времени приобретения материально - производственных запасов)

Грамотное применение одного из способов позволяет:

минимизировать оценку запасов и прибыли (метод ЛИФО в условиях роста цен и ФИФО - в условиях снижения), что в свою очередь уменьшает налогооблагаемые базы,

максимально оценить запасы и финансовую устойчивость (метод ФИФО в условиях роста цен и ЛИФО - в условиях снижения).

Таким образом, для бухгалтерского учета оптимален метод ФИФО оценки запасов, что в условиях роста цен максимально повысит значение показателей финансового положения, а для налогового учета - ЛИФО позволит получить максимально возможные налоговые экономии.

Выбытие материалов отражается на счетах следующим образом:

Д 20 (23, 29) К 10 - отпущены материалы в производство

Д 08 К 10 - отпущены материалы на строительство собственными силами

Д 91 К 10 - списаны материалы при реализации (в т.ч. переданы безвозмездно).

Таблица 2.

По себестоимости каждой единицы По средней себестоимости Способ ФИФО Способ ЛИФО

Оцениваются МПЗ, используемые организацией в особом порядке (драгоценные металлы, драгоценные камни и т.п.), или запасы, которые не могут обычным образом заменять друг друга. Рассчитывается путем деления общей себестоимости группы (вида) запасов на их количество, складывающихся из себестоимости и количества остатка на начало месяца и поступивших в течение месяца запасов. Запасы, первыми поступающие в производство (продажу), оцениваются по себестоимости запасов первых по времени приобретения с учетом себестоимости запасов, числящихся на начало месяца. Запасы, первыми поступающие в производство (продажу), оцениваются по себестоимости последних в последовательности приобретения.

Особенности применения

Применяется в исключительных случаях или при небольшой номенклатуре материалов >Наиболее распространенный способ В условиях роста цен на приобретаемые материалы себестоимость приобретенной продукции минимальна, при этом оценка запасов и прибыли максимальна. А при падении цен - наоборот, запасы и прибыль мин-ся. В условиях роста цен - минимальная оценка запасов и прибыли. В условиях падения цен - максимизация оценки запасов и прибыли.

Задание 7

Учет труда и заработной платы

 Сведения содержащиеся в Лицевом счете сотрудника.

 Расчет размера оплаты ежегодного отпуска работника.

 Максимальный размер дневного пособия по временной нетрудоспособности.

Учет труда и заработной платы на любом предприятии по праву занимает одно из центральных мест в системе бухгалтерского учета. Труд является важнейшим элементом издержек производства и обращения.

Заработная плата - основной источник дохода рабочих и служащих, с ее помощью осуществляется контроль за мерой труда и потребления, она используется как важнейший экономический рычаг управления экономикой.

Главным законодательным документом, имеющим в своем составе статьи посвященные труду, является Конституция Российской Федерации.

Трудовой Кодекс Российской Федерации (ТК РФ) является основным сборником законодательных актов и регулирует трудовые отношения всех работников. Законы и иные нормативные правовые акты о труде, действующие в Российской Федерации, распространяются на иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих в организациях, расположенных на территории Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Трудовые доходы каждого работника, независимо от вида предприятия, определяются его личным трудовым вкладом с учетом конечных результатов работы предприятия, регулируются налогами и максимальными размерами законодательно не ограничиваются.

В условиях хозяйствования важнейшими задачами бухгалтерского учета труда и заработной платы являются:

 в установленные сроки производить расчеты с персоналом предприятия по оплате труда (начисление зарплаты и прочих выплат, сумм к удержанию и выдаче на руки);

 своевременно и правильно относить в себестоимость продукции (работ, услуг) суммы начисленной заработной платы и обязательных отчислений во внебюджетные фонды (Пенсионный Фонд РФ, фонды обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ);

 собирать и группировать показатели по труду и заработной платы для целей оперативного руководства и составления необходимой отчетности, а также расчетов с государственными социальными внебюджетными фондами.

Лицевой счет (форма № Т-54) применяется для отражения всех видов начислений заработной платы работника.

Он заполняется на основании первичных документов по учету выработки и выполненных работ (нарядов, заказов-нарядов, книги учета выработки и т.п.), отработанного времени (табелей учета использования рабочего времени формы N Т-12 и N Т-13). Отражается информация из приказов (распоряжений) о поощрении работников формы N Т-11 и N Т-11 а, записок-расчетов о предоставлении отпуска работнику (форма N Т-60) и при прекращении действия трудового договора (контракта) с работником (форма N Т-61), акта о приемке работ, выполненных по трудовому договору (контракту), заключенному на время выполнения определенной работы (N Т-73), листков и справок на доплату, больничных листов и др. документов.

Одновременно производится расчет всех удержаний из заработанной платы с учетом полагающихся данному работнику налоговых вычетов, льгот и определяется сумма к выплате на руки.

Крупные предприятия открываются лицевой счет на каждого работника, малые предприятия предпочитают использовать расчетно-платежную ведомость (форма Т-49), сочетающую в себе функции расчетной (формы форма Т-51), платежной (формы форма Т-53) ведомости и лицевого счета работника (форма Т-54 и Т-54а).

Лицевой счет заполняется работником бухгалтерии.

Изменения, внесенные в форму Т-54, связны с изменениями в исчислении налога на доходы физических лиц, введении ИНН и страховых свидетельств государственного пенсионного страхования, сокращением разновидностей оплат, надбавок на большинстве предприятий.

Ежегодный оплачиваемый отпуск (очередной отпуск) предоставляется каждый год работы в организации (в первый год работы - по истечении 6 месяцев) на основании Приказа о предоставлении отпуска сотруднику (Унифицированные формы № Т-6 и № Т-6а), оформленного в соответствии с Графиком отпусков (Унифицированная форма № Т-7). Одновременно с заполнением унифицированных форм № Т-6, № Т-6а и № Т-7, в бухгалтерии оформляют унифицированную форму № Т-60 "Записка-расчет о предоставлении отпуска сотруднику"

Ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется продолжительностью 28 календарных дней, за исключением удлиненных основных отпусков, предоставляемых инвалидам (30 дней), работникам детских учреждений (48 дней), педагогам (48 дней) и некоторым другим категориям сотрудников.

Сумма отпускных рассчитывается как произведение среднедневного заработка (рассчитанного в соответствии со ст. 139 ТК РФ) и количества дней предоставляемого отпуска.

Средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 12 календарных месяцев путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,4 (среднемесячное число календарных дней)

Пример: зарплата сотрудника за последние 12 месяца составила 120 000 рублей, тогда среднедневной заработок = 120 000 / (12*29,4) = 340,13, сумма отпускных = 340,13*28=9524 рублей. Отпускные выплачиваются за 3 дня до начала отпуска.

Лицам, работающим по совместительству, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется одновременно с отпуском по основной работе. Если на работе по совместительству работник не отработал шести месяцев, то отпуск предоставляется авансом.

Если на работе по совместительству продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска работника меньше, чем продолжительность отпуска по основному месту работы, то работодатель по просьбе работника предоставляет ему отпуск без сохранения заработной платы соответствующей продолжительности.

К наиболее распространенный пособиям, выплачиваемым за счет средств Фонда социального страхования, относятся:

1. Пособия по временной нетрудоспособности (больничные)

2. Пособия гражданам, имеющим детей:

 (установленные федеральным законом от 19.05.1995г. №81-ФЗ "О государственных -пособиях гражданам, имеющим детей" в редакции от 05.12.2006г).

 пособие по беременности и родам;

 единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

 единовременное пособие при рождении ребенка;

 ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

 единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью.

Пособия, выплачиваются сотрудникам за счет средств ФСС, но приравниваются к заработной плате, их начисление отражается записью по кредиту счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда".

Пособия по временной нетрудоспособности выплачивается на основании Листа нетрудоспособности (больничного), представляемого сотрудникам в бухгалтерию организации.

Величина пособия по временной нетрудоспособности зависит от стажа работы сотрудника и облагается Налогом на доходы физических лиц.

Максимальный размер пособия за календарный месяц равен 15 000 рублей. Но, если сотрудник работал меньше 3 месяцев в году, максимальный размер пособия за календарный месяц составляет 1 МРОТ!

Первые 2 рабочих дня больничного оплачивает организация, оставшиеся дни - Фонд социального страхования. Размер пособия по временной нетрудоспособности зависит от трудового стажа работника и составляет:

 60% среднедневного заработка - для работников с непрерывным стажем менее 5 лет,

 80% среднедневного заработка - для работников с непрерывным стажем от 5 до 8 лет,

 100% среднедневного заработка - для работников с непрерывным стажем более 8 лет

Заработок, принимаемый для расчета больничного - это сумма учитываемых при расчете пособия выплат сотруднику за 12 месяцев, предшествующих болезни (учитывают: фактическую зарплату, постоянные надбавки и доплаты, некоторые виды премий).

Размер больничного определяется как произведение Среднедневного заработка, коэффициента, зависящего от стажа и количества дней нетрудоспособности.

Среднедневной заработок равен отношению заработка принимаемого для расчета больничного к числу фактически отработанных дней за 12 месяцев, предшествующих болезни.

Максимальный размер пособия в 2007 году за календарный месяц равен 16 125 рублей.

Пример: Сотрудник имеет непрерывный стаж работы 6 лет. Количество дней больничного - 12. Начисленная зарплата за 12 месяцев - 120 000 рублей. За 12 месяцев сотрудник отработал 300 дней. Тогда, среднедневной заработок = 120 000 / 300 = 400 рублей, размер пособия = 400*0,8*12 = 3840 рублей

Контроль: максимальное ежемесячное пособие - 16 125, тогда при 22 рабочих днях - максимальное ежедневное - 732 рубля. 400

Показать полностью…
Похожие документы в приложении