Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
бесплатно
docx

Реферат «Боги и герои древнегреческой мифологии» по Зарубежной литературе (Шевякова Э. Н.)

Введение

Все мы знаем, что ничто на земле не вечно. Все проходит, эпохи сменяют одна другую, на смену античности приходит средневековье, меняются города, люди и их быт, а что - то навсегда забывается. Но есть и вещи, которые способны спустя века и тысячелетия проносить дух той эпохи, во времена которой они были рождены. В первую очередь это творчество и искусство. Они времени не подвластны, они оставляют след в истории. Так, свою роль сыграла Древняя Греция. Ее цивилизация искусство, литература. Древняя Греция – колыбель европейской культуры. От нее до нас дошли памятники архитектуры (Парфенон в Афинах ), изделия греческих мастеров, произведения литературы.

Но мы остановимся на плодах эллинской художественной фантазии, которая не перестает интересовать и удивлять. Это знаменитая греческая мифология, ее боги и герои, рожденные умами людей, которые не выделяли себя из окружающей природы. Напротив, они жили в ней, чувствовали ее своим домом. Мифология - это отражение их жизни, в мифах выражаются потребности и стремления, мифы вбирают в себя вопросы жизни и смерти, происхождения мира, разных благ цивилизации. Мифы сохранили мировоззрение греков. Многие природные явления в мифах объясняются волей какого-то божества, оно и есть причина этому явлению.

Мифология всегда актуальна, она питает литературу, она вдохновляет творческих людей создавать свои произведения, боги и герои греческих мифов появляются в литературных произведениях и по сей день, не говоря о творчестве художников. Мифология - это почва европейской цивилизации. Таким образом, интерес к мифологии не угасает.

Цель работы - рассмотрение мифологических сюжетов и акцентирование внимания на героях и богах мифов. Следует рассмотреть внутренний мир древнего грека через созданные им образы богов и героев, ведь боги были для него постоянными спутниками в жизни, какими для нас является внутренний голос или просто нечто, во что мы верим. Поэтому не стоит умалять их важность в жизни древних греков. Миф для архаичного человека был абсолютно реальным, в нем есть и опыт предыдущих поколений, их верования, практическая сторона жизни. Задача: увидеть и почувствовать этот мир.

• Периоды мифологии

Творение мифов стало одним из этапов человеческой цивилизации. Античный миф основан на чувственном восприятии мира. Это восприятие дополняет вымысел. Сначала эллин фетишизировал физические предметы, а позже наступил период анимизма: тогда он наделял их качествами, чертами и способностями, присущими человеку.

Греческая мифология вела свое развитие вместе с историей общинно-родовой формации, то есть это не застывшая навсегда картина, она изменялась. Нельзя сказать, что на Олимпе всегда праздно проводили время бессмертные боги, пируя, а смертные люди призваны совершать подвиги на земле. Греческая мифология делится на следующие периоды развития: архаический, классический и героический. Поэтому начинается мифология с мира смутного, где богам и героям не суждено было появиться. Архаический период начинается несколько тысячелетий назад, а завершается ко второму тысячелетию до нашей эры. Это известно в основном благодаря археологическим находкам. Второй период идет все второе тысячелетие, достигает своего расцвета в середине. Старая мифология уходит в небытие вместе с родовым строем. В первой трети первого тысячелетия постепенно начинает возникать классовое рабовладельческое общество.

Древнейший период мифологии именуется доолимпийский или дофессалийский . Тогда не было представления о том, что боги живут на Олимпе Фессалийском. Дело в том, что Олимп был не один, а несколько: он был и в Малой Азии, и на юге Греции в Лаконике, и на западе в Элиде. Потому не было еще понимания единственного Фессалийского Олимпа. А название «Олимп» относилось к древней языковой основе. Главное в архаический период – это единство человека и природы. Земля представлялась живой. Тогда Земля понималась как источник и лоно богов, людей, демонов и вообще всего мира. Весь мир был одушевленным, он был полон волшебной, живой силы и это существо никак не отделялось от предмета, в котором оно обитало. Например, Геру – божество поздней мифологии, жену Зевса в Беотии олицетворял обрубок древесного ствола. Виноградная лоза и плющ вошли в мифологию Диониса, хотя раньше с ним не связывались. А также примером архаического фетиша является «пуп земли» - камень, завернутый в пеленки, проглоченный Кроном, а затем помещенный в Дельфах как центр земли и впоследствии почитавшийся как святыня.

Позже фетишизм перерос в анимизм, когда человек научился отличать идею вещи от самой вещи. Появляется демон - внезапно действующая сила, о которой человеку ничего неизвестно, но он уже не является фетишем. Анимистические демоны представляются как правило в беспорядочном виде. Это порожденные Геей и Ураном циклопы и титаны. Появляется и Цербер - трехголовый страж Аида, Химера, кентавры, сирены (полуптицы –полуженщины). Это говорит о том, что человек ощущал себя неотъемлимой частью природы. Позже происходит развитие анимизма через очеловечивание демона или бога, они приобретали антропоморфические черты. Но, несмотря на это, образ бога или героя все равно содержал в себе элементы фетишизма, например, совиные глаза Афины, а змея ее постоянный атрибут.

Мифология классического периода ознаменована переходом к патриархату. В этот момент наконец появляются первые герои, которые начинают расправу с чудовищами, некогда пугавшими воображение человека. Человек начинает постепенно как бы брать над природой вверх, ведь до этого он был ей буквально задавлен. Природа была непонятна и в то же время всемогуща, человеческое воображение было по сути подавлено природой. Персей убивает Медузу, Беллерофонт химеру, а Геракл совершает свои двенадцать подвигов. Верховным богом становится Зевс и вся патриархальная община переносится на Олимп. Теперь мелкие боги и демоны находятся в подчинении у Зевса. Главенствующим становится патриархальный уклад жизни, появляются женские божества (Гера, Деметра, Гестия, Афина, Артемида и остальные), они образуются из многогранного образа богини – матери, их функции становятся довольно различными, но об этом позже. В первую очередь стоит отметить в классическом периоде две вещи: постепенный переход к патриархату и тема победы смертного человека над природой. Всё это явно просматривается в мифах классического периода: погибли сирены, когда Одиссей не поддался их пению или скалы Симплегад остановились навсегда, хотя раннее постоянно смыкались и размыкались, пока их не преодолели аргонавты.

В мифах героического периода мифологии виден процесс разложения родовых отношений и формирование раннеклассовых отношений государств. Об этом стоит поведать, ибо историческое развитие греков находит отражение в мифах на поведении богов и героев. Есть переходная стадия между старым героизмом и новым, изменившимся. Герои этой мифологии резко смелеют, они пытаются соперничать с богами и состязаться, видно свободное обращение богов с героями. Например, Лидийский царь Тантал, который был сыном Зевса и пользовался всяческим благоволением богов, возгордился своей властью, богатствами и дружбой с богами, похитил с неба амбросию и нектар и стал раздавать эту божественную пищу обыкновенным людям. Эти изменения в героизме нашлись, разумеется, и в Илиаде Гомера, основанной на мифе о Троянской войне: например, Диомед отважился вступить в бой с Аресом, а также появляется критика самых авторитетных греческих богов. Культ бога Диониса, бога неистовых вакханок, распространившийся в Греции в седьмом веке до нашей эры, объединил в вере все сословия и в итоге противопоставил себя аристократическому Олимпу, где правил Зевс. Экстаз поклонников Диониса привел к уничтожению грани между богом и человеком, так как происходило внутреннее единение человека с божеством. Человек постепенно избавился от мифологической направленности и повысил свою самостоятельность. Боги и герои противопоставляются в героический период (Миф о Прометее), человек находит альтернативу в виде культа Диониса. Человечество становится независимым от бога.

• Обитатели Олимпа

Главными персонажами греческой мифологии являются боги и герои. Нас интересует классический период мифологии, поскольку именно в это время происходит расцвет микенской Греции, олимпийские боги побеждают титанов в борьбе с доолимпийским миром страшных порождений матери-земли – Геи и создают поколения героев, вступая в брак с родом смертных. В этом и есть некоторое удобство эпохи, что можно рассмотреть и сравнить героев и богов.

Стоит начать рассмотрения богов-олимпийцев, так как они стали первой категорией с точки зрения значимости. Греки считали гору Олимп местом обитания богов, это на границе между Македонией и Фессалией. Существование же еще шестнадцати «олимпов» объясняется тем, что место обитания олимпийских богов менялось и в итоге конечной точкой стало место на Балканском полуострове в связи с его значимостью, хотя какое-то время тот же Олимп, что означает небо, мог находиться и в Малой Азии, современной Турции.

Верховный бог Зевс принадлежал к третьему поколению богов. Греки верили в три поколения, причем младшее свергало старшее. Отцом Зевса был Крон, который из-за боязни, что Зевс свергнет его, проглатывал всех детей матери Зевса, Реи. А когда возмужавший Зевс заставил вернуть проглоченных детей и лишил отца власти, появилось третье поколение богов. Они поделили главные сферы жизни между собой. Братьям Зевса, Посейдону и Аиду достались море и подземное царство соответственно. Утверждение Зевса происходит не так просто. Сначала идет борьба с чудовищами, порожденными Геей, а позже Зевс вступает в борьбу даже с ближайшими родственниками. Мир меняется под воздействием Зевса. В результате браков с Метидой, с богиней справедливости Фемидой и Герой - богиней законного супружества Зевс порождает богов, вносящих в мир порядок, закон, науки, искусство и прочее. Мнемозина - богиня памяти рождает верховному богу девять муз и он становится источником вдохновения, искусства и науки. От Лето у Зевса рождаются Аполлон и Артемида. Зевс Олимпийский – покровитель общности людей, защитник обиженных и покровитель молящих. Ему повинуются другие боги. И, разумеется, Зевс - отец многих героев, следовавших его божественной воле. Его сыновья - Геракл, Персей, Сарпедон, знаменитые цари и мудрецы Минос, Радаманф и Эак. В мифах о рождении героев можно увидеть элементы прошлого фетишизма: к Леде Зевс является обернувшись лебедем, а к Европе обернувшись быком.

Супруга Зевса – Гера, младшая дочь Кроноса и Реи. Она покровительствует браку, супружеской любви и родам. Но в мифологии Гера чаще выступала как ревнивая жена или злая мачеха. Аполлон – сын Зевса и богини Латоны, был богом музыки, поэзии, целительства и пророчества (именно он наградил троянскую печально известную Кассандру даром провидения). Духовная и творческая жизнь людей определялась Аполлоном. Артемида – сестра Аполлона, богиня плодородия и охоты. Аполлон и Артемида объединены присущей аристократии воинственностью. Война и охота, утратившая позже свое хозяйственное значение – это привилегия аристократов. Артемида превратила охотника Актеона, подсмотревшего ее купание в ручье, в оленя, которого потом растерзали собственные охотничьи собаки. Стоит вспомнить как Аполлон и Артемида погубили семь дочерей и семь сыновей смертной женщины Ниобы, которая хвасталась, что у нее больше детей, чем у Лето. Посейдон – бог моря, гневный и дикий брат Зевса. Он считался отцом чудовищ (циклопы). Однако первоначально он был земным существом, он был покровителем плодородия и пресных вод. Мог насылать землетрясения. Аид был другим братом Зевса, ему достался в удел загробный мир. Аид находится постоянно в загробном царстве, хотя и считается олимпийским богом. Он царствует с Персефоной, которую похитил. Аид, несмотря на некую второстепенность, все равно является персонажем многих мифов. Афина – богиня справедливости и мудрости, она покровительствует городам как в мирное время, так и в военное. Афина была рождена самим Зевсом, появилась у него из головы. Афина была покровительницей героев, она изображается с копьем и в шлеме, но в то же время является и богиней ремесел. Афродита, прекраснейшая из богинь, дочь Зевса и океаниды Латоны. Она являет собой противоположность Артемиде. В Афродите видны черты восточного происхождения, не зря же ее родиной считается остров Кипр, находящийся неподалеку от Сирии и Финикии, где почитались Астарта, Атаргитис и другие богини любви. Такие черты греческой богини как страстность, изнеженность отправляют нас к ее восточным предшественницам. Греки порой относились к ней со страхом как к космической силе, которой невозможно противиться. Даже ее любовь иногда вызывала ужасные вещи: ее возлюбленный Адонис был убит вепрем, а также не без ее участия началась Троянская война, так как она пошла на сговор со своим любимцем Парисом. Афродита символизирует весну и жизнь, она – богиня любви. Ее брак с малопривлекательным Гефестом говорит об объединении красоты и творческого начала, так как только Гефест занят производительным трудом среди богов, он кузнец, бог огня и бог ремесленников. Гермес – один из древнейших богов – покровитель путников, вестник, проводник душ умерших. А также Гермес - покровитель плутовства и торговли.

Самый нелюбимый сын Зевса – Арес, бог войны, являлся олицетворением воинственности. Зевс не переносил его воинственного рвения. Он бог коварной и вероломной войны, войны ради самой войны. Во многих героях, порожденных им, проявляется его жестокость, мстительность и дикость – это Мелеагр, Флегий, Эномай и амазонки. Например, Флегий известен нечестивыми поступками, он попытался ограбить храм Аполлона в Дельфах, за это он терпит мучения в подземном царстве. В этом случае хорошо видно, как бог передает свои качества порожденному им герою. В то время как Зевс передал тем же Персею и Гераклу совсем другие, благородные качества. Отдельное слово стоит сказать о Дионисе - боге плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства, виноделия. Дионис - бог чувственного раскрепощения, достигаемого с помощью вина и плясок. Дионис как божество земледельческого круга, связанное со стихийными силами земли, постоянно противопоставлялся Аполлону - прежде всего божеству родовой аристократии. В число 12 олимпийских богов Дионис вошел поздно, так как единственный из богов он был сыном смертной женщины Семелы и был сначала героем. В Дельфах он стал почитаться наряду с Аполлоном. Повсюду, где появляется Дионис, он учреждает свой культ, везде на своем пути обучает людей виноделию. Ему было посвящено несколько веселых праздников, так как он представлялся жизнерадостным и веселым богом.

Таким образом, богами патриархального уклада жизни стали Афина Паллада и Аполлон, которые славятся мудростью, красотой и художественно-конструктивной деятельностью. А Гермес из прежнего примитивного божества стал покровителем всякого человеческого предприятия, включая скотоводство, искусство, торговлю, водительство по дорогам земли и даже загробного мира. Так, Гермес получил сразу много сфер жизни в свое распоряжение.

Не только боги и герои, но и вся жизнь отображалась в мифах, но немного в другом оформлении. Во-первых, преображение чувствуется в природе, которая раньше была наполнена для человека страшными и непонятными силами. Теперь природа воспринимается греками умиротворенно и поэтично. Нимфы рек и озер, океаниды, или нимфы морей нереиды, а еще нимфы гор и лесов раньше представлялись в безобразном, диком и ужасном виде. Но теперь значительно возросла власть человека над природой; теперь он уже умел более спокойно ориентироваться в ней, пользоваться ею для своей нужды, рассматривать ее, хотя раньше прятался, находить в ней красоту. Власть над морской стихией принадлежала не только грозному Посейдону, но и довольно мирному, приветливому и мудрому богу морей Нерею. Нимфы, рассеянные по всей природе, получали красивый, милый вид; ими стали любоваться и поэтически их воспевать.

Правивший Зевс раньше был и ужасным громом, и ослепительной молнией; и не было никакого божества, к которому можно было бы обратиться за помощью против него. Теперь же гром и молния, равно как и вся атмосфера, стали не больше как атрибутами Зевса; и от разумной воли Зевса стало зависеть их использование.

• Взаимоотношения богов и героев

Боги красивы и величавы, они запечатлены в скульптурах, а главное – в мифах. Помимо богов в мифах задействованы герои. Герой – сын или потомок какого либо божества, но герои не принадлежали к сонму богов. По сути герой – это полубог, потому нельзя избегать сравнения героев с богами, которые их породили и передали им свои качества, отличающие героев от людей, ставящие героев выше людей. В современной этимологии слова герой выделяются разные толкования, например функция защиты, покровительства. В словаре Гесихия Александрийского (VI в.) понятие герой разъясняется как "мощный, сильный, благородный, значительный". История героев относится к классическому периоду мифологии. Олимпийские боги, борясь против чудовищных порождений Земли – Геи, вступают в брак со смертными и порождают поколения героев. Во многих случаях герой не знал своего отца и воспитывался матерью.

Герои, в своей массе призваны выполнять на земле среди людей волю олимпийских богов, внося порядок и справедливость в жизнь, хотя ей присуща стихийность. Получается, что герои отчасти дополняют функции богов, хотя в мифах героического периода многие из них бросают богам вызов. Герой наделяется сверхчеловеческой силой и возможностями, он лишен одного из самых важных качеств богов – бессмертия. Видно противоречие между ограниченными возможностями человека и постоянным стремлением героев получить бессмертие, что показывает их откровенную слабость по сравнению с богами. Довольно ярким примером послужит Ахилл, величайший герой Троянской войны, сын богини моря Фетиды и царя мирмидонян Пелея. Фетида искупала малолетнего сына в подземной реке Стикс и сделала его тело неуязвимым, но не бессмертным, и только пятка, за которую она его держала, осталась уязвимой. Бессмертие - главное отличие героев от богов и оно же вызывало целый ряд противоречий между ними. Асклепий, сын Аполлона и смертной нимфы Корониды за попытку воскрешать людей и делать их бессмертными был поражен молнией Зевса. Поэтому стремление нарушить равновесие между богами и смертными не может иметь успех благодаря богам.

Герой бесконечно преодолевает трудности, совершает подвиги на протяжении жизни, проходит различные испытания, рискует жизнью, в то время как боги могут не только помогать ему, но и принимать враждебную сторону (Геракл подвергается преследованию Геры). Поэтому герои зависимы от богов.

Великие герои, такие как Геракл, к примеру, не создаются за одно поколение, до того как появился Геракл Зевс вступил в брак с тремя женщинами (Данаей, Ио, Алкменой) и уже появились такие герои как Персей, Данай и другие сыновья, после чего, через тридцать поколений родился Геракл, который становится общегреческим героем.

В раннем героизме в основном происходит борьба героев с чудовищами: подвиги Геракла, борьба Беллерофонта с химерой. Еще нет интеллектуализации героев, не раскрыта их культурная функция, что характерно для позднего героизма. Интересна судьба Беллерофонта, которому боги подарили крылатого коня Пегаса для боя с химерой и вообще всячески помогали, но когда Беллерофонт на Пегасе решил добраться до вершины Олимпа Зевс наслал на коня овода, и герой был сброшен на землю. Он утратил расположение богов из-за своей надменности. Это опять же говорит о Зевсе как о боге, разграничивающим так называемые сферы влияния, он не дает героям того, что они не должны получить. Хотя, каждого из героев, как правило, обычно ждет вознаграждение за их славные подвиги и перенесенные испытания - тот же Геракл обретает бессмертие на Олимпе и получает в жены богиню Гебу, богиню юности, сестру Ареса.

В мифах позднего героизма появляются герои законодатели (Тесей), прорицатели (Тиресий), любознательные хитрецы, такие как Одиссей. Заметную и важную роль начинает играть помощь богов героям, причем зависит она теперь от функций богов, которые близки характеру какого-либо героя. Мудрая Афина помогает умному Одиссею в его многочисленных приключениях, в частности, когда она преображает его в старика, чтобы Одиссей мог попасть в свой дворец на острове Итака и отомстить женихам Пенелопы, бесчинствующих там. В добавок ум, ловкость и практицизм Одиссея, так привлекшие Афину, перешли ему благодаря Гермесу, который был его предком. На примере приключений Одиссея можно увидеть и соперничество богов, Афины и Посейдона, чинящего препятствия герою. Это различие между самими богами – буйный Посейдон идет наперекор мудрой Афине.

Герои часто гибнут довольно тяжелой и мучительной смертью. Так, Тесея сбрасывает со скалы царь Скироса Ликомед, не захотевший уступать герою землю, где были владения отца Тесея, а Геракл совершает самосожжение, Ахилл убит под Троей Парисом, Асклепий убит молниями Зевса. После этого Асклепий получает божественные функции целителя, а Геракл бессмертие. Возникает впечатление, что герои ведут борьбу и проходят испытания ради того, чтобы в конечном счете максимально приблизиться к богам, стать практически равными, не говоря уже о том, что люди будут им поклоняться после их смерти почти как богам. Например, культ Асклепия вытеснил культ его отца Аполлона в Эпидавре. Единственным героем – полубогом был Дионис, сын Зевса и Семелы, ставший божеством при жизни. Таким образом возникает представление о герое-боге Дионисе и боге-герое Геракле, а так же небольшое смещение функций в связи с изменением статуса.

В связи с развитием героизма происходит противопоставление богов и героев, из-за самостоятельности последних, которая часто оборачивалась преступлениями. Эти противостояния нередко заканчиваются проклятием всего рода героев, например проклятие рода Атридов. Тантал из рода Атридов похитил у богов нектар и амбросию, которая была их пищей и придавала их телам вечную юность, а также, чтобы убедиться в всеведении богов он умудрился подать им в качестве угощения мясо собственного сына Пелопа. Разумеется, такие преступления не остались безнаказанными и Тантал был осужден на вечные муки в подземном царстве. Несчастья постигли и других героев рода Атридов: Агамемнона, Эгисфа и Ореста.

На этих примерах видна фактическая неспособность героев при жизни достичь равенства с богами, получая помощь, новые способности, а также теряя все это, насылая на свой род проклятия, герои оказываются посредниками между людьми и богами, покровителями людей, они мыслились защитниками полисов, так, жители Фив в Беотии считали своим покровителем Геракла.

Играя роль посредника между людьми и богами, герой порой становится ближе к человеку, чем боги, ведь герой наполовину человек и защитник.

• Сравнение богов и героев

Выделяется яркое отличие богов от героев – это способность богов создавать космические или культурные объекты волшебным путем, часто путем извлечения из себя или просто путем словесного называния этих предметов, тогда как герои находят эти предметы в отдаленных местах, при этом долго находятся в пути к этому месту и проходят немало испытаний. Герои выступают от имени богов и оказываются гораздо активнее самих богов, в этом вся их специфика. Таким образом можно выделить черты характера героя: неистовость, храбрость, часто переоценка собственных сил (Ахилл или Беллерофонт). Многочисленные контакты героев, в частности враждебные и их подвижность в пространстве выдает такой образ героя, являющегося защитником, действующим по инициативе богов, доказывающим собственную силу и храбрость самому себе. Нельзя сказать, что боги становится не такими активными. Во многих случаях они становятся помощниками героев, а в мифах о борьбе героев с хтоническими чудовищами, порождениями Хаоса начинает казаться , что роль богов переходит к героям. Ведь до Геракла с чудовищами боролся Зевс. Геракл расправляется с Лернейской гидрой, девятиголовой водяной змеей, жившей в болоте возле города Лерны, неподалеку от входа в подземное царство. И пусть посылает Геракла Эврисфей, а не боги, но в этом случае Геракл становится защитником людей, он устраняет демонических чудовищ, мешающих мирной жизни людей. А Зевс прежде боролся с такими порождениями Земли, как гиганты или Тифон. Тут также можно усмотреть параллель и выполнение Гераклом работы богов.

Довольно активным среди богов был Дионис, поздно вошедший в круг из двенадцати олимпийских богов. Во многом это из-за того, что он был богом – героем. Чего стоят одни его скитания до Индии. Стоит отметить влияние Геры на него – ревнивая богиня вселила в Диониса безумие – так она мстила, ведь Дионис был сыном Зевса и земной женщины Семелы. Пожалуй, так боги могли влиять именно на героев, а не друг на друга, поэтому Дионис в начале своих скитаний является скорее героем, нежели богом, которому будто бы уготована судьба всю жизнь бороться, выполнять волю богов, проходить испытания. После учреждения собственного культа и проявления божественных способностей Дионис действительно становится равным олимпийцам. И все равно в нем видны черты героя как культурного, так и героя-освободителя или защитника. Дионис насылает вакханок на своего двоюродного брата Пенфея, попытавшегося запретить вакхические неистовства, которые его растерзали. Бог освобождает людей от мирских забот, избавляет их от размеренного и скучного быта.

В поздней классической мифологии выдвигаются герои, которые утверждаются мастерством, каким-нибудь умением или своей находчивостью, а не оружием. К этой плеяде героев следует отнести Орфея, сына Аполлона и музы Каллиопы. Орфей известен как музыкант и певец, владеющий так искусством музыки, что ему покорялись не только люди, но и вся природа и даже боги. Его игрой были покорены пес подземного царства Цербер, Аид и Персефона. Герой отправляется забирать свою жену Эвридику из подземного царства и действует своим божественным умением играть, а не мечом как другие герои.

К находчивым героям относится, разумеется, Одиссей, что и можно увидеть на ярком примере из его приключений, когда он со своими спутниками попал в пещеру к циклопу Полифему и не могу выбраться. Он понимал, что без помощи огромного и сильного Полифема невозможно отодвинуть глыбу, загораживающую вход в пещеру, потому дождался того момента, когда циклоп стал выпускать овец, ночевавших в той же пещере, и убрал преграду, а своих путников пропустил совместно с овцами. Не стоит сомневаться, что другой герой – Ахилл, оказавшись на месте Одиссея, наверняка убил бы Полифема в пещере в порыве присущей ему ярости и неистовости и так бы и умер в заточении.

К культурным героям относится Триоптолем, сын элевсинского царя Келея. Деметра подарила ему золотую колесницу, запряженную драконами, и дала зерна пшеницы. Триоптолем стал путешествовать по свету и начал засеивать землю и обучал этому людей. Так Триоптолем стал одним из наставников человечества, оказавший людям неоценимую помощь.

В «земной» ипостаси герой часто является первым законодателем. Он добывает или изобретает для людей различные предметы культуры (огонь, культурные растения, орудия труда), учит их охотничьим приёмам, ремёслам, искусствам, вводит социальную организацию, брачные правила, ритуалы и праздники. Наряду с добыванием культурных благ и участием в мироустройстве в качестве демиурга и первопредка, культурный герой выступает еще и борцом с хаотическими природными силами, которые в мифе принимают образ чудовищ, хтонических демонов. Деятельность культурного героя не обязательно направлена во благо, но она всегда сопровождается историческими переменами.

На примерах видна прогрессия героев, их постепенное развитие, причем не только в одну сторону, а в разные: кто-то бросает вызов богам, а кто-то остается покровителем людей и их ближайшим помощником.

Отношение ко многим героям было практически таким же как и к богам, вся разница заключалась в том, что боги заранее уже имели авторитет, качества и сложившиеся к ним отношение, а герои вследствие своих подвигов или разный знаменитых деяний становились распространенными и почитались как боги. Там, где была прославлена деятельность героев, строились храмы (храм Асклепия в Эпидавре) Вдобавок приносились жертвы героям, павшим во время Греко-персидских войн, отсюда появлялось обожествление после смерти и включение героев в плеяду известных исторических лиц.

Боги создают мир по законам искусства, создают гармонию, особенно это заметно у Гомера. Царство Зевса и героев рождается и закаляется в борьбе с порождениями Земли и основывается на порядке, гармонии, которой способствуют музы, хариты, Аполлон в ярком и светлом обличье, мудрая Афина и многие другие боги. Боги расправляются со всеми, кто посягает на установленную ими гармонию. Руками героев уничтожены хтонические чудовища: горгона Медуза, лернейская гидра и Химера. Однако герои становятся очень смелыми и по отношению к богам, они нуждаются в обуздании. Так появляется Елена Прекрасная, дочь Зевса и богини мести Немесиды. Из-за Елены под стенами Трои гибнут троянские и греческие герои. Проявленная героями дерзость заметно проявляется в гомеровской мифологии, в великолепии и красоте героических подвигов, совершаемых на поле брани. После буйства героев мифа о Троянской войне, поединков Диомеда с Аресом и Афродитой и не только его одного боги стремятся обуздать героев. Герои можно сравнить с разбалованными детьми, которые медленно уходят из под родительского контроля, становясь слишком дерзкими. Происходит дискредитация женщины. Женщины вносят зависть, раздор и смерть в несколько известных поколений героев, боги вынуждены наложить проклятия на своих же потомков.

• Заключение

Постепенно греческая мифология подошла к самоотрицанию. Это можно рассмотреть на примере мифа о Прометее. Прометей - божество, он либо сын титана Иапета, либо сам титан, то есть он или двоюродный брат Зевса, или даже его дядя. Зевс побеждает титанов и наступает героический век, а Прометей за свою помощь людям терпит наказание от громовержца - он прикован к скале в Скифии или на Кавказе. Наказание Прометея понятно, поскольку он был противником мифологии, связанной с Зевсом, то есть был противником позднего героизма. Поэтому в течение всего героического века Прометей прикован к скале. Но когда героический век подходит к концу, незадолго до Троянской войны Геракл освобождает Прометея. Между Зевсом и Прометеем происходит великое примирение, которое означает не что иное как торжество и победу Прометея, даровавшего людям огонь и зачатки цивилизации, сделавшего человечество независимым от бога. В итоге Прометей смог разрушить веру в божество и в мифологическое восприятие мира. Благодаря своему неистовому, присущему героям, характеру, Прометей почувствовал внутреннее превосходство над богами. Появляется герой, который опирается только на собственный ум и руки, он не рассчитывает на богов, он обособляется от них и гордится этим, этот человек желает освободиться и хочет, чтобы жизнь развивалась уже по-другому, он хочет властвовать над природой.

О самоотрицании мифологии также свидетельствует разработка оборотнических мифов или метаморфоз. В таких мифах герой превращается в какое-нибудь неодушевленное существо. Например, Гиацинт, правнук Зевса, он был любимцем Аполлона, который нечаянно убил юношу во время метания диска. Из его крови выросли цветы-гиацинты, как будто обагренные кровью. А также примечателен Кипарис, ранивший случайно своего любимого оленя и начавшего бесконечно горевать по нему. Боги превратили его в кипарис – дерево печали, чтобы он мог всегда тосковать по своему другу. Нарцисс превращается в цветок, так как он иссох от того, что не мог перестать любоваться своим отражением в воде ручья. В последних двух случаях к превращениям так или иначе были причастны боги. Так, можно заметить, что все явления природы одушевлялись, считались живыми существами в далеком прошлом - мифическом времени, но теперь в поздний героический век утратили свою мифичность, и только память людей во времена поздней античности сохранила воспоминание о мифическом прошлом, находя в этом всего лишь художественную красоту. Это говорит о том, что человек стал чувствовать себя уверенно, а мифы постепенно стали терять свою достоверность, они медленно, но неуклонно превращались в сказки и поэмы. Теряется объяснительная функция мифов, пожалуй, самая важная, миф тоже начинает изначально восприниматься как выдумка, но это все равно закономерный процесс, так как человек прогрессирует в своем познании, а мифотворчество – это стадия в этом процессе. Так, кажется, герои становятся ближе для людей, нежели далекие боги, их породившие. Геракл, уничтожающий хтонических чудовищ, Асклепий – врачеватель, Дедал – строитель.

Боги существовали в бытии греков, потом активнее стали герои, как бы перехватившие инициативу. Так, герои были посредниками между богами и людьми, а позже сам человек стал сам себе хозяин. Показательная независимость в мифах о Прометее и Дионисе человека от богов сделала свое дело. Однако это не мешает и по сей день богам и героям греческой мифологии передавать ту красоту, что ее пронизывает, красоту, которая переходит из одного состояние в другое, доходя до вдохновенной утонченности.

В мифах люди стремились раскрыть явления природы, объяснить загадку жизни и смерти и происхождение различных общественных установлений и обычаев. С возникновением социального неравенства отношения людей были перенесены в мир богов и героев. В мифах отразились также самые различные события истории человечества - открытие огня и полезных ископаемых, изобретение ремесел, первые морские путешествия, мечты о воздушных полетах и так далее. Некоторые мифы возникли на основе различных реальных событий, разукрашенных народной фантазией. В результате греческая мифология сделалась "почвой" литературы, искусства и науки. Вследствие этого она оказала огромное влияние на культурное развитие европейских народов.

Список использованной литературы:

1) Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. М., 2009

2) Тахо-Годи А.А. Греческая мифология. М., 1989.

3) Тахо-Годи А.А., Лосев А.Ф. Греческая культура в мифах, символах и терминах. СП/б., 1999.

Показать полностью…
Похожие документы в приложении