Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
doc

Курсовая «Разработка технологии изготовления фотоформ для 4-х красочной репродукции в СПОИ» по Технологии обработки изобразительной информации (Андреев Ю. С.)

Основы технологии обработки изобразительной информации.

Если рассматривать процесс изготовления цветной репродукции с точки зрения основных этапов ее формирования, то независимо от технологии обработки изобразительной информации, его можно разделить на три последовательные стадии: аналитическую, переходную или градационную и синтетическую.

Первая стадия – аналитическая, которая называется еще цветоделением, состоит в том, что промодулировнный оригиналом световой поток разделяется на три части в соответствии с тремя зонами спектра: синий, зелёный и красный. Это происходит или в фотоаппарате, где оригинал последовательно экспонируется через три светофильтра: синий, зелёный и красный на фотографический материал соответствующей чувствительности, или в сканере, где полученные сигналы регистрируются с помощью электрических приемников.

В следствии цветоделения получают три цветоразделённых изображения – соответственно для желтой, пурпурной и голубой красок. Например, при фотографировании или сканировании через синий светофильтр выделяется желтая краска, потому что зеленый и красный цвета полностью поглощаются этим светофильтром, а интенсивность синих лучей пропорциональна количеству этой краски. Жёлтая краска, таким образом, регулирует количество синего основного излучения. Она выглядит насыщенной, если количество синего излучения незначительно (высокая оптическая плотность, измеренная за синим светофильтром) и разбавленной, если количество синего преобладает (небольшая оптическая плотность за синим светофильтром).

Цветное изображение оттиска получается благодаря разному соотношению трёх красок: жёлтой, пурпурной и голубой. И так чтобы получить печатный оттиск, необходимо иметь три печатных формы, с помощью которых печатные элементы отображали бы цвета оригинала разным количеством основных красок. Количество той или иной краски определяется размером растрового элемента.

На аналитической стадии производят разные трансформации и регулирования изображения для исправления недостатков последующих процессов и получении оптимального конечного результата.

Второй частью процесса отображения цветного изображения называется переходной или градационной и состоит в том что из полученных в следствии цветоделения фотоформ последовательно изготовляется ряд промежуточных тоновых и растровых негативов и диапозитивов. В конечном результате этой стадии совершают копирование на формном материале растровой копии и получают печатные формы.

Между аналитической и переходной частями нельзя провести резкой границы. Например, формирование градационной характеристики цветоделённого негатива, при фотографическом цветоразделе, начинает определяться уже при экспонировании, так как в зависимости от экспозиции используется та ли иная часть характеристической кривой.

За влияние на конечный результат – цветной оттиск, процессы градационных стадий имеют меньше возможностей регулирования и не могут значительно изменять соотношение плотностей, которые получены в результате цветоделения. Как правило все эти преобразования имеют нормативный характер и их исполнение требует четкого соблюдения технологических инструкций.

Третья часть – синтез цвета печатными средствами. Его результаты зависят от преобразований изобразительной информации, которые осуществлены на предыдущих стадиях, а также от оптических и цветовых характеристик бумаги и триады печатных красок, а также способа и технологических параметров печатного процесса. Обобщенной характеристикой условий цветового синтеза служат цветовой охват краски, которым называют граничное множество цветов, которые могут быть получены при соединении разных количеств печатных красок. Перед осуществлением тиражного печатания необходимо проверить качество проведенных преобразований путем синтеза цветной репродукции методом пробной печати.

Основные задачи процесса допечатной подготовки изобразительной информации.

К важнейшим задачам допечатной подготовки изобразительной информации относятся: отображение градационного содержания, цвета и мелких деталей изображения; формирование размеров и размещения изображения; коррекция изображения.

В процессе преобразования изображения в форму, необходимого для данного вида печати, необходимо учесть психофизиологические особенности восприятия изображения и предусмотреть меры для компенсации градационных преобразований репродуцирования включительно с наступающим синтезом. Градационную коррекцию отдельных цветовых составляющих цветной репродукции необходимо проводить с учетом ее влияния на отображение нейтральных тоновых оттенков серой шкалы.

Для отображения цветного изображения производят цветоделение. На носителях информации (фотослоях) фиксируются значения величин, которые характеризуют реакцию трех селективных приемников на модулированное оригиналом излучение. После прохождения через репродуцирование (копировальный и формный процессы) информация цветового содержания оригинала преобразовывается в факторы печатного синтеза, которыми является площадь растровых элементов в автотипных способах печати. При этом возникает необходимость цветокоррекции изображения. Выделяют три её основных функции:

компенсация цветоделительных преобразований;

согласование цветовых параметров оригинала и репродукции;

художественная коррекция оригинала.

Цветоделительные преобразования репродукции возникают в следствии отклонения спектральных характеристик красок печатного синтеза от те, которые необходимы по условиям проведения цветоделения. Соответственные исправления осуществляют путем применения фотографических, электронных или числовых масок – специально сформированных изображений, которые совмещаются с соответственными цветоделительными изображениями.

Необходимость согласования параметров оригинала с параметрами полиграфического синтеза возникает в результате того, что цветовой охват красок оригинала очень часто является большим от репродукции. Происходит потеря части цветов, что приводит к заметным искажениям изображения. Соответствующие исправления производят в ходе градационной коррекции цветоделительных изображений с применением фотографических, электронных или числовых масок.

Третья функция цветокоррекции направлена на достижение эстетичного эффекта при репродуцировании художественных изображений.

Разница в воспроизведении больших и мелких участков изображения возникает через его дискретность. Чем мельче детали необходимо воспроизвести, тем выше должна быть линиатура растра. Способность системы репродуцирования воспроизводить мелкие детали характеризуется ее функцией передачи модуляции. Для улучшения четкости воспроизведения микроструктуры применяют частотную коррекцию. При этом повышается удельный вес высокочастотных составляющих в пространственном спектре репродукционного изображения и компенсируются потери этих составляющих в процессе репродуцирования.

К заданиям формирования размеров и размещения относят: смена размеров изображения (масштабирование), получение прямого или зеркального изображения, сокращение или добавление деталей изображения, комбинация изображений и монтаж. Все эти операции выполняются в программном режиме.

Требования к качеству фотоформ, а также промежуточных изображений даются в технологических инструкциях и относятся к их градационным и техническим показателям. Требования этих показателей можно разделить на две группы: общие и частные. Общие показатели всех фотоформ касаются соответствия размеров оригинала и изображения, размеров полей вокруг изображения, требование отсутствия вуали, желтизны, царапин, пятен и др. При получении цветной репродукции комплект фотоформ должен иметь одинаковый размер изображений, при этом допустимы отклонения до 0,1мм. Общими требованиями к штриховым и растровым фотоформам, которые определяют их копировальную способность, являются плотности прозрачных и непрозрачных элементов.

Примером частных требований является присутствие или отсутствие растровых элементов на краях тоновой шкалы, необходимая градационная характеристика растровых фотоформ, прямое или зеркальное изображение, которое зависит от особенностей репродукционного процесса.

Основной результат процесса допечатной подготовки репродуцирования – это перенесение изобразительной информации с оригинала на прозрачный носитель, накопления информации изображения на фотопленку.

В нашем случае необходимо разработать технологию изготовления фотоформ 4-х красочной репродукции в СПОИ для высокохудожественных изданий.

Система с поэлементной последовательной обработкой информации, базируется на разделении изображения на мелкие элементы и его развертки – сканировании. Анализирующее устройство вырабатывает электронный сигнал соответственно оптической плотности участка оригинала. В результате двумерный оптический сигнал Dор(х,у), который характеризует оригинал, преобразуется в одномерный электрический сигнал, который зависит от времени Ua(t), с помощью которого синтезируется изображение. Синтезирующее устройство производит обратное преобразование его в двумерный оптический сигнал Dp(x,y), который является репродукцией оригинала.

Схема воспроизведения изображения в системе поэлементной обработки информации.

Постановка задачи

В полиграфическом производстве основной целью технологического процесса является

получение постоянного, предсказуемого результата с высоким качеством

цветовоспроизведения при множественном репродуцировании. При соблюдении

необходимых условий цифровые технологии позволяют обеспечить постоянство входных и выходных параметров на протяжении всего рабочего цикла и добиться

качественного воспроизведения изображения оригинала на оттиске.

Приступая к реализации конкретного полиграфического проекта, необходимо в самом

начале четко определить задачи полиграфического репродуцирования, определив

следующие параметры:

вид полиграфической продукции: каталог художественной выставки

тираж издания: 3000экз

тип используемой бумаги (запечатываемый материал): бумага мелованая матовая

тип печатного устройства: Heidelberg GTO-52 (листовой офсет Ф А3)

красочность: 4+4

оригинал: слайды

формат издания:220280

Вид продукции формирует требования к оборудованию и запечатываемому материалу в допечатном, печатном и послепечатном (отделочном) производствах. Тираж определяет выбор печатного устройства (листовая или рулонная

печатная машина) и материалов в формном производстве. Запечатываемый материал

диктует линиатуру печатного издания. Для матовой мелованной бумаги она может значительно превышать 200 lpi. Характеристики бумаги необходимо учитывать и при цветоделении — оценивая параметры по растискиванию, суммарному количеству краски, максимальному количеству краски в глубоких тенях (особенно это важно для черной краски). Печатная машина также вносит свою лепту в растискивание: у рулонной машины оно всегда выше, чем у листовой.

Только учитывая все эти параметры в совокупности, можно технологично и грамотно

организовать производственный процесс, технически верно выбрать и использовать

дорогостоящее оборудование.

Требования к оригиналу и его анализ.

Основным техническим требованием для всех оригиналов является отсутствие

дефектов, которые мешают восприятию изображения или искажают сюжетные детали

иллюстрации. К ним относятся любые загрязнения, а также загибы, трещины, пятна,

царапины и т.д. В программах обработки изображений (например, Adobe Photoshop)

многие дефекты можно отретушировать. При выборе оригинала необходимо всегда

оценивать его размер и масштаб воспроизведения, которые должны соответствовать

оборудованию и технологическим требованиям процесса репродуцирования. Для прозрачных позитивов с произведений искусства масштаб увеличения должен быть не более 400%. Для оригиналов с произведений искусства необходимым условием является наличие контрольной шкалы.

Нарушение требований по масштабированию приводит, как правило, к появлению на

репродукции деталей, отсутствующих в оригинале (сильное зерно), а также к

снижению резкости и четкости иллюстрации.

Выбор и контроль качества оригиналов для репродуцирования должен осуществлять специально подготовленный и имеющий общее представление о технологическом процессе персонал. В своей работе по приемке и контролю качества оригиналов он должен руководствоваться требованиями отраслевых стандартов и ГОСТов (например, ОСТ 29.106-90). При работе с оригиналами необходимо использовать просмотровые устройства, которые имеют нормировку своих параметров по интенсивности (1000-1300лк) и спектральному распределению освещения оригинала (цветовая температура анализа оригинала 5000К), лупы (кратные масштабу репродукции), микроскопы, измерительные средства (денситометр) и средства предохранения от пыли, грязи и механических повреждений (перчатки, безворсовые салфетки, концентрированный воздух, чистящие жидкости). При оценке качества оригиналов необходимо контролировать следующие параметры:

отсутствие или наличие дефектов, искажающих детальность сюжета;

полнота информации в оригинале;

формат и размеры полей оригинала, степень увеличения;

равномерность глянца;

равномерность штриховых элементов;

оптический плотностной диапазон (минимальную и максимальную оптические

плотности); средний уровень оптической плотности

цветовое содержание;

цветопередачу и цветовой тон;

зернистость;

ретушь; вуаль.

Анализ информационных свойств

К какому классу относится и требования к точности воспроизведения. Разница в воспроизведении больших и мелких деталей изображения осуществляется через его дискретность. Чем мельче детали необходимо воспроизвести, тем выше должна быть линиатура растра. Линиатура растра выбирается так, чтобы глаз не мог различать отдельные растровые точки с нормального расстояния рассматривания, а интегральный световой поток, отраженный от отдельных элементов растровой структуры, формировал ощущение плавных цветовых переходов. Для достаточной точности воспроизведения высокохудожественного издания линиатуру растра принимают равной 80лин/см.

Анализ градационных свойств

Должны оценить динамический диапазон оригинала (самые светлые и темные точки – оценить оптическую плотность). На основе этого определяем, вписывается ли он в динамический диапазон репродукции.

Средний уровень оптической плотности оригинала, то есть, в какой степени сбалансированы света и тени оригинала относительно его сюжета. Этот анализ может привести к дальнейшей коррекции светлоты.

Необходимо определить основную информационную зону оригинала – та градационная зона оригинала, которая придает наибольший интерес с точки зрения семантики оригинала.

Анализ цветовых характеристик оригинала

Определяем цветовой охват оригинала и сопоставляем его с возможным цветовым охватом репродукции.

Оцениваем черные и белые точки, анализируем цветовой охват по насыщенным цветам. Возможен визуально-инструментальный подход. В программе Photoshop есть подсказка, которая помогает выделять цвета, которые не воспроизводятся.

Оценка наличия в изображении особых цветов. Этот анализ приведет к тому, что будут выделены цвета, по которым будем производить цветоделение.

Нарушение цветового баланса. Может выступать в виде нарушения нейтральных ахроматических цветов, что приводит к нарушению восприятия памятных цветов. Или в виде оттенка на окрашенных объектах. Баланс необходим.

Частотные параметры оригинала

Градация, цвет, резкостные параметры оригинала, шумы.

Резкость с учетом увеличения масштаба, определяется, на какой стадии будем делать коррекцию резкости. Должны оценить наличие шумов и определить тип (аналоговые/импульсные). Операции по ликвидации шумов зависят от их типа.

Анализ редакционного признака

Например, изменить цвет на отдельном элементе оригинала или убрать какие-либо элементы, портящие изображение. Результаты контроля желательно отображать в техническом паспорте оригинала. При работе с оригиналами необходимо соблюдать технологические правила по хранению, перемещению, эксплуатации и транспортированию.

Оценка объема загрузки устройств ввода графической информации и обработки изображений, периодичность выпускаемой продукции, качество используемых оригиналов — все это имеет непосредственное отношение к выбору типа устройства сканирования.

Параметры сканирования

Граничные условия I рода

Любое изображение характеризуется некоторым множеством или совокупностью параметров, соблюдение которых в ходе подготовки и печати издания обеспечивается

(по возможности с минимальными потерями) используемым при оцифровке оборудованием. Критериями выбора и граничными условиями I рода решаемой задачи при вводе графической информации являются, как правило, следующие параметры:

динамический диапазон оптической плотности (D), максимальное (Dmax) и

минимальное (Dmin) значения оптической плотности;

разрешение устройства ввода информации;

разрядность цвета (глубина цвета);

скорость обработки и ввода информации;

область отображения (сканирования);

цветовые модели;

форматы графических файлов;

основное и дополнительное программное обеспечение.

Корректность выбора граничных условий в рамках выбранного формата

полиграфических задач обеспечит выполнение основного требования для ввода графической информации, а именно минимальное вмешательство в отсканированное изображение. Идеалом является полное отсутствие такового, что легко объяснить: современные сканирующие устройства высокого класса при обработке цвета работают с расширенным цветовым пространством (12-16 бит/канал, 236-248 цветовых тонов) по сравнению с программами обработки изображений (8 бит/канал, 224-232 цветовых тонов).

Динамический диапазон оптической плотности, максимальное и минимальное значения оптической плотности. Возможности сканирующего аппарата во многом определяются светочувствительными элементами: приборами с зарядовой связью фотоэлектронными умножителями (ФЭУ в барабанных сканерах), а также аналого-цифровыми преобразователями (АЦП). По своим характеристикам аппараты разных конструкций стали сейчас довольно близкими, причем тенденция к сближению год от года усиливается.

Барабанные сканеры, традиционно применявшиеся в полиграфии, достигли динамического диапазона плотностей в интервале 3,9-4,2 D. Так, например, сканер фирмы Dainippon SCREEN (SG-8060P MARK II),) имеет диапазон оптических плотностей 3,9 (при Dmax=4,3D). При оценке и выборе устройства ввода такой параметр, как динамический диапазон оптических плотностей, является определяющим и наиболее важным. Он должен перекрывать значения диапазона оптических плотностей обрабатываемых исходных оригиналов. Согласно отраслевому стандарту ОСТ29.106-90, а также рекомендациям фирм Kodak и Agfa, динамический диапазон оптической плотности (Dорг) для полутонового оригинала на прозрачной основе должен иметь значение в интервале 3,1-3,9 D Если значение динамического диапазона оптической плотности оригинала больше плотностного диапазона сканирующего устройства (Dорг>Dscan), то сюжетные детали, не попавшие в диапазон оптических плотностей сканера, будут представлены в виде плашек в тенях или бликов в светах. В этих сюжетных частях изображения будет нарушена градационная характеристика, частично или полностью потеряна информация, в результате чего оцифрованное изображение будет нерезким из-за неразличимости границ переходов между областями. Характеризуя такие изображения на оттиске, обычно говорят, что в иллюстрации имеется «завал теней» или «провал светов», потерян цветовой контраст. Как правило, фирмы — производители оборудования в технических характеристиках приводят параметр D, опуская минимальное (Dmin) и максимальное (Dmax) значения оптической плотности, которые фактически отвечают за сюжетную проработку деталей в светах и тенях. Динамический диапазон характеризует плавность и насыщенность тонового воспроизведения, градационную характеристику оцифрованного сюжета, общий уровень детальной проработки. ОСТ 29.106-90 рекомендует иметь минимальное значение оптической плотности полутонового цветного оригинала на прозрачной основе — не ниже 0,35 D. Как правило, современные сканеры имеют Dmin в интервале значений 0,1-0,2 D. Динамический диапазон есть разность между максимальным и минимальным значениями оптических плотностей (D=Dmax– Dmin), и, зная одно из значений плотности (Dmax или Dmin), всегда можно получить крайние значения оптических плотностей. Очень часто параметры по динамическому диапазону оказываются несколько завышенными из-за разного подхода к оценке отношения «сигнал/шум». Подробнее оценку отношения «сигнал/шум» мы рассмотрим при разборе другого критерия — глубины цвета.

Разрешение устройства ввода информации

При рассмотрении такого важного критерия, как разрешение устройства ввода графической информации, заострять внимание необходимо только на оптическом разрешении. В барабанных сканерах на оптическое разрешение влияют следующие параметры: скорость вращения барабана, источник света (и связанные с ним проблемы охлаждения и время воздействия на оригинал), набор апертур объектива, характеристики шагового двигателя. Необходимая величина оптического разрешения — функция, зависящая от линиатуры растрированного изображения (одна из характеристик печатного процесса), выходного размера изображения (коэффициент масштабирования) и коэффициента качества (значение коэффициента обычно рекомендуют выбирать в интервале 1,5-2,0). Фирма Agfa рекомендует использовать для линиатуры, меньше или равной 133 lpi, Qsf=2, а для линиатуры свыше 133 lpi — Qsf=1,5. Стандартом на фирме Scitex принято значение Qsf=1,6. Дэн Маргулис рекомендует выбирать значение коэффициента качества на основании анализа динамического диапазона плотности оригинала (светлый, нормальный, темный), линиатуры печатного издания и запечатываемого материала. Согласно теории дискретизации значение коэффициента качества (аналог критерия Найквиста) должно быть больше или равно 2. Бесспорно, это оправданно при сканировании, когда на основе линиатуры и масштаба определяется размер сканирующего пятна, происходит выбор апертуры. При последующих операциях мы всегда имеем дело с условно постоянно изменяющимся сигналом, так как до этого он уже был дискретизирован. На практике значение 2 обычно используют для очень светлых сюжетов и оригиналов, содержащих большое количество деталей и штрихов, а также для изданий на высококачественной бумаге рекламного и художественного назначения. Чем больше запас по оптическому разрешению в аппаратах ввода и обработки графической информации, тем детальнее сюжетная проработка изображения и больше отношение «сигнал/шум» (меньше шумовое воздействие при вводе информации). Это особенно важно для случая большого увеличения выходного размера изображения при подготовке его к печати.

Разрядность цвета (глубина цвета)

Разрядность цвета, или глубина цвета, — важнейшая характеристика устройства ввода и обработки изображения. Этот параметр характеризует возможное число различных оттенков цвета или градаций серого по каждому цветовому каналу. Определяется этот критерий в степенях двойки (28, 212, 214, 216). Современные сканирующие аппараты имеют значение глубины цвета в интервале 12-16 бит/канал, что предполагает возможность работы в более расширенном цветовом пространстве. Несмотря на такое большое значение разрядности битового представления цвета, из-за наличия электрического шума в обработку цвета отбираются только 8 «чистых» бит на цвет. Такой подход гарантирует передачу более правильных сигналов и как следствие получение большего количества сюжетных деталей, а также расширяет диапазон оптических плотностей, сглаживает тоновые переходы между градациями. Динамический диапазон и глубина цвета взаимосвязаны и оказывают влияние друг на друга.

Скорость обработки и ввода информации

Скорость обработки информации имеет непосредственное отношение к увеличению производительности сканирующего комплекса, а следовательно, к снижению себестоимости выпускаемой продукции и увеличению экономической эффективности.

Поэтому при значительных объемах сканирования и высокой периодичности выхода изданий этот параметр имеет важное значение. Преобразованием аналоговых значений напряжений, которые считываются ФЭУ, занимаются аналого-цифровые преобразователи (АЦП). Использование специальных отдельных процессоров (DSP), обрабатывающих цифровые сигналы (так, в сканере SG 8060p фирмы Dainippon Screen используется 14 DSP-процессоров), не только увеличивает чувствительность АЦП, но и существенно повышает скорость сканирования, поскольку преобразование аналоговых сигналов в цифровые происходит параллельно с процессами считывания и обработки информации. Для того чтобы автоматизировать процесс сканирования, необходимо обращать внимание на наличие пакетного режима работы устройства, на возможность разбивать процесс оцифровывания оригиналов на этапы подготовки, обработки изображений на других графических станциях и этап окончательного сканирования на рабочей станции сканирования. Увеличить производительность системы можно также путем применения сменных устройств для монтирования оригиналов. Для барабанных сканеров — это сменные барабаны и станция для монтирования оригиналов. Использование дополнительного программного обеспечения, которое способно автоматизировать работу по анализу типа оригиналов, их динамических диапазонов, выполнять увеличение контраста перехода на границах областей, осуществлять в ходе сканирования преобразование из одной цветовой модели в другую, осуществлять нерезкое маскирование и выполнять дерастрирование, способствует увеличению скорости обработки и оцифровки изображений. Выбирая устройство для сканирования, необходимо обратить внимание на количественный состав светочувствительных приемников. Присутствие в барабанных сканерах четвертого ФЭУ позволяет уже в ходе сканирования производить увеличение качества изображения за счет нерезкого маскирования, балансировки цвета (UCR, Under Color Removal, GCR, Grey Component Replacement) и преобразования цветового пространства RGB (Red, Green, Blue — красный, зеленый, синий) в Lab или в CMYK (для этого используют истинные значения глубины цвета — аналоговые данные). Скорость обработки и ввода информации в полиграфии сильно зависит от профессиональной подготовки персонала, сервисного обслуживания устройств ввода.

Область отображения (сканирования)

Область отображения (сканирования) определяет наибольший размер оригинала,

оцифровываемого устройством ввода графической информации. С барабанными сканерами таких проблем никогда не было. Сейчас независимо от типа сканера для устройств высокого класса эффективная область сканирования определяется только областью монтирования оригиналов.

Проблему неровности сканируемого оригинала успешно решают барабанные сканеры, в которых при сканировании оригинал закрепляется на стеклянном барабане с помощью геля или специального скотча. Изгибаясь, жесткая пленка образует идеальную прямую на линии сканирования. Барабанные сканеры обеспечивают наиболее высокое качество сканирования и лучшие технические характеристики по разрешению и оптической плотности (до 4,2 D).

Описание и технические характеристики барабанного сканера SG-8060P MARK II.

В конструкции SG-8060P воплощены лучшие технологии сканирования, отработанные Dainippon SCREEN за многолетнюю работу в профессиональной полиграфии:

• барабанная конструкция с консольно-закрепленным сменным барабаном;

• считывающая система на базе трех фотоэлектронных умножителей;

• аппаратное цветоделение на базе 13 сигнальных процессоров (DSP); цифровое нерезкое маскирование;

• ксеноновая лампа в качестве источника света;

• плавно регулируемая диафрагма.

Результатом использования оптимальных решений является высочайшее качество сканирования:

• независимость максимального разрешения от размеров оригинала;

• динамический диапазон 3,9 D и прекрасная проработка деталей в тенях;

• низкий уровень шумов; четкое, резкое изображение с мягкими переходами цветов.

Обработка изображения, выполняемая 13 быстродействующими сигнальными процессорами с разрядностью 16 бит, обеспечивает сочетание высокой скорости работы с расширенным управлением резкостью и великолепным качеством цветоделения.

Глубина цветообработки 16 бит на канал. Использование глубины цвета 16 бит на всех этапах преобразования информации обеспечивает:

• гладкую тонопередачу и прекрасный разбор деталей даже в глубоких тенях изображения;

• плавность цветовых переходов даже после значительной цветокоррекции.

Дополнительное повышение качества обеспечивается использованием в качестве источника света ксеноновой лампы мощностью 75 Вт. Ее достоинствами являются:

• низкий коэффициент собственных шумов.

• равномерный спектр излучения;

• увеличение светового потока на ФЭУ.

Благодаря специальному источнику света, отсканированные на SG-8060P изображения отличаются очень низким уровнем шумов, даже в тенях изображения и в желтом канале.

Мощное программное обеспечениеОсновой программного обеспечения SG-8060P является алгоритм искусственного интеллекта (AI). AI выполняет автоматическую настройку на каждый конкретный оригинал практически без вмешательства оператора. Что представляет собой искусственный интеллект?

• Основой AI является обобщение know-how операторов-профессионалов и многолетнего опыта фирмы Dainippon SCREEN по разработке высококачественной техники для цветоделения;

• работа AI базируется на частотном анализе оптических плотностей оригинала и обеспечивает автоматическую идентификацию недодержанных и передержанных оригиналов, автоматическую установку динамического диапазона сканирования по каналам, удаление паразитного оттенка и выбор базовой кривой тонопередачи;

• в дополнение к автоматической настройке на оригинал оператору предоставляется широкий спектр готовых таблиц цветокоррекции, отличающихся плотностью в полутонах и контрастностью градационной кривой;

• при настройке на конкретный оригинал пользователь может создать и запомнить собственные таблицы цветоделения.

Большой набор функций цветообработки. Программное обеспечение предоставляет оператору широкий спектр вспомогательных функций. Помимо широко распространенного ICR имеются режимы UCR/UCA (вычитание/добавление черного только для нейтральных теней) и HCC (вывод в блик светлых участков без изменения остальной части изображения). Улучшенная система управления резкостью Раздельное управление радиусом и амплитудой нерезкого маскирования, выбор интенсивности светлого и темного контуров, фильтр подавления зерна, независимое программирование нерезкого маскирования и возможность настройки весовых коэффициентов цветных каналов в формировании сигнала USM дают возможность сделать оптимальное подчеркивание резкости для любого оригинала.

Источник света Ксеноновая лампа 75 Вт

Светочувствительный элемент 3 ФЭУ (фотоэлектронных умножителя)

Тип оригинала Прозрачный, непрозрачный, позитивный, негативный

Максимальный размер оригинала Для барабана В - типа 287x 255 мм

Тип барабана В - типа (диаметр - 90 мм, длина - 287 мм)

Скорость вращения барабана Максимально – 1.200 об/мин

Фокус Устанавливается пользователем или автоматически

Диафрагма (апертура) Плавно изменяющаяся

Диапазон увеличения (масштабирование) 10% – 3.000% (увеличение по 0,1%)

Оптическое разрешение 40 – 12.000 dpi

Максимальная оптическая плотность 4,3D

Количество оригиналов в режиме пакетного сканирования Максимально 100 оригиналов

Выходная разрядность обработки цвета RGB: 8/16 - bit/канал

CMYK: 8 - bit/канал

Gray: 8 - bit Выходные форматы RGB: TIFF, EPS, PICT, Scitex CT

CMYK: TIFF, EPS, Scitex CT

Gray: TIFF, EPS, PICT, Scitex CT

Интерфейс с управляющим компьютером SCSI 2

Управляющий компьютер Power Macintosh

Программное обеспечение SG Scan8060P MarkII

Потребляемая мощность 0,48 кВт (200 – 230 В, 50 Гц, 2.5 A)

Габариты 2.310 мм ? 1.013 мм ? 805 мм

Масса 480 кг Климатические условия 23 ± 2° C, влажность 50 – 70%

Основные критерии выбора данного типа сканера:

Высокая разрешающая способность, которая одинакова по всему полю изображения и не зависит от геометрии размещения информации.

Возможность обеспечения высокого динамического диапазона и, следовательно, глубины цвета. Это связано с тем, что в качестве фотоприемника используется фотоумножитель с каскадным усилением. Высокая степень усиления.

Удачная возможность придания различных дополнительных аппаратных функций.

Сама технология сканирования обычно предусматривает 3 этапа сканирования:

- на первом этапе осуществляется предварительный просмотр изображения всего оригиналодержателя и выбор интересующего объекта, его предварительное кадрирование

- на втором этапе осуществляется предварительное сканирование с низким разрешением (с экранным разрешением), при котором создается визуально контролируемое изображение, производятся некоторые предварительные установки: выбор разрешающей способности, масштаба изображения, динамического диапазона, базовой плотности, зеркальности изображения. По этому предварительному изображению можно осуществить настройки градационной коррекции, цветовой коррекции, частотной коррекции

- затем производится третий этап сканирования, при котором получают изображение с большей разрешающей способностью – полное сканирование, с рабочей разрешающей способностью и установками, которые были выбраны. Это изображение записывается в файл, который может использоваться по различному назначению, в том числе, для дальнейшей обработки в обрабатывающей станции

Объем информации, который получается при сканировании:

(байт) a, b – линейные размеры ширины и высоты изображения

k – число каналов

n – число разрядов квантования в каждом канале

kn – глубина цвета

1 байт = 8 бит

Цветовые модели

Возможность работать при оцифровке изображения в различных цветовых моделях-пространствах значительно увеличивает гибкость и мобильность процесса ввода и обработки информации. Аддитивная цветовая модель RGB является основной цветовой моделью для устройств ввода (сканеры, цифровые камеры) и аппаратов отображения (мониторы компьютеров, телевизоров).

Цветовая модель RGB наиболее близка к цветовой модели анализатора цвета человека. Цвет в этой модели формируется посредством суммирования (сложения) световых потоков. В результате сложения цветов максимальной интенсивности в модели RGB получается белый цвет, а сложение цветов в равных пропорциях дает оттенки серого цвета. Субтрактивная цветовая модель CMYK является основной моделью в полиграфии. Необходимо заметить, что один из базовых цветов — пурпурный — отсутствует в видимой части спектра и является искусственным элементом цветовой модели. Синтез цвета в модели CMYK основан на смешении сред.

При полном отсутствии краски виден цвет бумаги. Максимальные значения краски дают черный цвет, а смешение их в равных пропорциях — оттенки нейтрально-серого цвета. Из-за присутствия примесей в красках и некорректного преобразования синего цвета при переходе из цветового пространства модели RGB в пространство модели CMYK смешение трех красок триады дает не черный цвет, а темно-коричневый.

Поэтому в данной цветовой модели присутствует четвертый компонент — черная краска (Black — черный цвет).

Несмотря на то что цветовые модели RGB и CMYK по цветовому охвату перекрываются, при переводе изображения из одного пространства в другое происходит потеря информации. Эту операцию лучше выполнять средствами устройств ввода (сканерами высокого класса) при условии, что известны параметры цветоделения, требования формного и печатного процессов, характеристики бумаги, триада красок, тип печатной машины. При отсутствии данных, необходимых для перевода изображения в цветовое пространство модели CMYK, оцифровывание оригиналов следует осуществлять в цветовом пространстве моделей RGB и Lab. Последующее преобразование в цветовую модель CMYK выполняется в программах обработки изображений, например в программе Adobe Photoshop, с учетом параметров цветоделения, профайлов устройств отображения, устройств вывода (печати).

Форматы графических файлов

После оцифровывания изображения его необходимо сохранить и затем передать по технологической цепочке процесса. Все оцифрованные изображения представляются в битовом виде, хотя существуют и объектно-ориентированные векторные и объектно-ориентированные растровые изображения. Стандартами в полиграфии являются форматы TIFF и EPS для растрового изображения. Все остальные графические форматы (GIF, JPEG, PNG, Photo CD, Scitex CT, PICT, BMP, TARGA) в полиграфии практически не используются. Формат TIFF поддерживает цветные изображения в цветовых моделях RGB, CIELab, CMYK, в рамках этого формата также можно сохранять информацию в черно-белых, серых полутоновых, цветных изображениях. Формат TIFF предпочтителен из-за меньшего размера и времени обработки в имиджсеттере, по сравнению с форматом EPS для растровой графики. Файлы формата TIFF совместимы с операционными системами Mac OS и Windows. Другим распространенным графическим стандартом для передачи данных является формат EPS, также используемый для платформ PC и Macintosh. Разрабатывался он на основе PostScript — языка описания страниц. Формат EPS имеет ряд преимуществ по сравнению с TIFF, а именно: поддерживает маскирующий (обтравочный) контур; двухцветные, трехцветные, четырехцветные изображения; имеет файл предварительного просмотра (в зависимости от модификации), а также версию в формате DCS (цветосепарации), разработанную фирмой Quark, Inc. (пятифайловый формат и однофайловый).

Основное и дополнительное программное обеспечение

Сканирующие устройства поставляются с программным обеспечением, которое автоматизирует многие трудоемкие операции при вводе и обработке данных и предлагает технологические решения для получения стабильного и достоверного цвета при оцифровывании сюжета. Достоверность преобразования цвета определяется математическими методами, цветовыми таблицами и алгоритмами, которые используются ядром программы при преобразовании цвета из одной цветовой модели пространства в другую. Надежность технологии определяет качество цветовоспроизведения оригинала при подготовке изображения к печати. Программные решения и инструментальные средства управления должны быть простыми, разнообразными и высокоточными. Программное обеспечение вместе с устройствами ввода и обработки данных должны комплексно решать задачи технологического цикла «ввод — отображение — вывод». Сканирующий комплекс (сканер — программа управления) обязан предоставлять возможность работать как в автоматическом режиме, так и в режиме тонкой настройки под управлением квалифицированного оператора.

Из-за несоответствия цветового пространства моделей RGB и CMYK, в которых работают устройства технологического цикла «ввод — отображение — вывод» (сканер — монитор — печатный станок), добиться предсказуемости цветопередачи до недавнего времени было очень трудно. Но с вводом единого формата профайла, в котором содержится информация о цветовом пространстве конкретного устройства ввода, отображения, вывода появилась возможность добиться предсказуемой цветопередачи в процессе репродуцирования. Для платформ с операционной системой Mac OS — это стандарт ICC, а для платформ с операционной системой Windows — ICM.

В основе этих стандартов лежит приборонезависимая цветовая модель CIELab, которая служит универсальным средством при преобразовании цветовой модели RGB в цветовую модель CMYK. Разработанная компанией Linotype CPS система управления

цветом, в основе которой лежит цветовая модель CIELab, была лицензирована и внедрена в ядро операционных систем Mac OS и Windows, что дало возможность фирмам — производителям оборудования с помощью единого формата профайла правильно описывать цветовые пространства работы устройств ввода, отображения, печати. Существуют дополнительные программы и устройства (цветокалибраторы и спектрофотометры), позволяющие редактировать и создавать в рамках стандарта CIE профили ICC (ICM) устройств ввода, отображения, вывода (печати). Как правило, эти программы и калибрующие устройства разрабатываются отдельными блоками и предлагаются разработчиками как самостоятельные программные и инструментальные опции. Обычно для получения профилей устройств ввода информации (калибровка сканеров) используются цветные оригиналы-мишени на отражение и пропускание в виде специальной тест-таблицы IT8 (7/1, 7/2), а для построения профилей устройств отображения информации (мониторы, видеокарты) и устройств печати используют электронные прототипы тест-таблицы IT8. Мишени разрабатываются в соответствии со стандартом ANSI и используют LCHab-модель (L — Lightness, C — Chroma, H — Hue angle, a и b — хроматические параметры) для спецификации цвета при стандартном освещении нормализованным источником света D50 (5000 K, x=0,3457, y=0,3585). Мишень состоит из четырех зон и имеет буквенно-цифровую координацию цветовых полей. Зона I характеризует цветовой охват фотографического материала (в светах, полутонах, тенях). В зоне II представлены первичные цвета (C, M, Y), их попарные наложения (R, G, B) в виде градационных шкал. Зона III четко не регламентирована, в ней обычно размещается полутоновой сюжет по выбору фирмы-производителя и, как правило, оттенки телесных и других «памятных» цветов. В зоне IV размещается нейтрально-серый клин с конкретными значениями по светлоте для полей 1-22. Поля в зоне IV до 1 и после 22 необязательно нейтральные и характеризуют оптическую плотность Dmin, Dmax, которая может быть реализована на данном материале. Фирмы — производители материалов (Kodak, Agfa, Fuji), выпускающие мишени, как правило, присваивают им идентификационный номер, а на магнитном носителе размещают цифровую информацию в виде текстового файла по каждому полю мишени в цветовых координатах XYZ; Lab. Данные текстового файла уникальны и соответствуют конкретному материалу, типу, а также размеру тест-мишени, который обязательно необходимо учитывать при создании профайла устройства ввода информации.Процесс калибровки (согласование параметров устройств, участвующих в репродуцировании, технологических процессов и используемых материалов) — важный, трудоемкий, многоступенчатый, итерационный и очень затратный подготовительный этап работы. Калибровка системы (получение профайлов устройств ввода, отображения, вывода) позволяет добиться большей стабилизации и предсказуемости процесса полиграфического репродуцирования. К сожалению, учет профайлов при оцифровывании и подготовке иллюстраций к печати сам по себе не решает все проблемы, а лишь дает возможность получить хороший средний (стабильный) результат.

Граничные условия II рода

Цифровой ввод и подготовка иллюстраций к печати — сложный и параметрически многофункциональный процесс. На качество цветовоспроизведения в допечатном процессе влияет большое количество внешних процессов и условий. Чтобы адекватно управлять процессом полиграфического воспроизведения, необходимо иметь гибкую обратную связь с каждым последующим технологическим процессом. Граничные условия II рода — это параметры, позволяющие правильно воспроизвести и обеспечить необходимые и достаточные условия для процесса цветовоспроизведения при репродуцировании. К граничным условиям II рода для процесса оцифровки изображения и подготовки к печати мы относим следующие параметры: технологические требования к оригиналу; требования производства (формный и печатный процессы, запечатываемый материал); контроль и оценка качества.

Требования производства

При оцифровке оригиналов необходимо учитывать, как будет использоваться цифровая

иллюстративная информация на этапе получения аналоговых цветоделенных фотоформ, печатных форм. Имиджсеттер (фотонабор, ФНА) после интерпретирования и растрирования преобразует цифровую информацию в аналоговую форму в виде печатных и пробельных элементов. Причем процесс вывода цветоделенных фотоформ в зависимости от технологии получения печатных форм может быть негативным или

позитивным. Для каждого типа технологии характерно свое поведение копировальных

свойств печатных элементов. Так, при позитивном процессе получения печатных форм

растровая точка при копировании уменьшается примерно на 2-3%, а при негативном процессе увеличивается до 3%. Учитывать это необходимо, поскольку важнейший параметр печати — растискивание — зависит от относительной площади растрового элемента фотоформы. Растискивание — это оптико-механический параметр, зависящий от технологии, бумаги, печатной машины и в упрощенном виде представляющий собой разность относительных площадей печатных элементов оттиска и его растрового аналога на фотоформе. Именно этот параметр является в полиграфическом процессе наиболее сложным и плохо предсказуемым. В соответствии с международным стандартом ISO 12647-2 (1996) и рекомендаций BVD/FOGRA в печатном процессе рекомендуется придерживаться следующих значений: бумага мелованная матовая, офсет, листовая печать:

S=40% — C, M, Y — 16±3%

K — 19±3%

S=80% — C, M, Y — 12±2%

K — 14±2%

Растискивание в печатном и формном процессах необходимо учитывать при выполнении цветоделения на этапе оцифровки или при выполнении перехода из цветовой модели RGB в CMYK в программе обработки изображений (например, Adobe Photoshop). Попытка учета растискивания при обработке изображения в цветовой модели CMYK не меняет параметры цветоделения, а лишь влияет на отображение иллюстративной информации на мониторе, имитируя таким образом процесс печати без изменения информации в цифровом файле. Необходимо отметить, что значения растискивания по триаде красок всегда должны быть одинаковы. Величина растискивания по черной краске всегда выше значений по триаде красок. Нарушение данного правила приводит к изменению цветопередачи на репродукционном оттиске. При оцифровывании иллюстративной информации средствами устройств ввода или выполнении цветоделения в программе обработки и подготовки изображения к печати учитываются также следующие параметры:

спектральная чистота триады красок;

максимальная сумма триады красок;

максимально допустимое количество черной краски в тенях;

минимальное и максимальное значения воспроизводимой растровой точки;

технология цветоделения — вычитание или генерация черной краски;

воспроизведение баланса серого по градациям серого клина триадой красок;

тиражная бумага;

тип печатной машины.

Стабилизировать и стандартизировать

полиграфический процесс позволяет согласованность устройств и процессов, участвующих в репродуцировании, через применение профайлов устройств ввода (сканер), отображения (монитор, видеокарта), а также формного и печатного процессов.

Калибрование монитора

Для коррекции монитора необходимо:

- подключить монитор и подождать, чтобы его работа стабилизировалась (около ½ года);

- обеспечить такой уровень освещения, при котором будет выполняться работа;

- отрегулировать на мониторе параметры яркости и контраста;

- восстановить светло-серый цвет монитора;

- указать в меню файл/установки/параметры монитора. Нажать кнопку калибровать. Открывается диалоговое окно;

- взять белый лист бумаги, включить опцию белая точка, перемещая три треугольника, достичь, чтобы белый цвет монитора максимально приближался к белому цвету бумаги;

- в поле коэффициент контраста с помощью перемещения треугольника нужно добиться такого положения, при котором серый тон сплошных и точечных областей будет одинаковым;

- включить опцию баланс и установить такое положение трех треугольников, чтобы в сплошных серых областях были исключены цветные оттенки;

- включить опцию черная точка и с помощью трех треугольников найти такое положение черной точки, чтобы хорошо читались все 11 тонов и при этом были исключены цветные оттенки.

- нажать кнопку ОК.

Следующий этап – калибрование системы. Для этого необходимо:

- в системе монитор выбрать тип монитора;

- в поле коэффициент контрастности ввести необходимые значения. Для печати и отображения на экране наилучшим считается коэффициент 1,8;

- в списке белая точка выбрать значение температуры белого поля, например, 6500К

- в списке кинескоп выбрать тип монитора и ввести координаты красного, зеленого и синего цветов, выходящих их паспортных данных

- нажать кнопку ОК.

Внесение параметров цветных красок.

Для калибрования выходной стадии процесса необходимо внести параметры полиграфических красок и бумаг и значение параметра, который характеризует растискивание.

Для этого необходимо:

- открыть меню файл/установки/краски для печати;

- установить тип печатных красок и их цветовые координаты

- нажать кнопку ОК.

После данной прцедуры программа Adobe Photoshop может по умолчанию ввести значения для растискивания растровых точек баланса нейтральных тонов. Выполнив калибрование монитора и обозначив характеристики печатных красок, можно увидеть изображение в цветовом представлении СМYК.

Цветопроба.

При изготовлении высококачественной репродукции цветопроба служит для получения изображения в пределах цветового охвата реального печатного синтеза (в цветах репродукции) и свидетельствует о пригодности содержания файла для вывода. Выполняется контроль правильности расположения отдельных цветоделенных изображений на полосе, точности приводки, общего цветового решения полосы, цветовоспроизведения отдельной репродукции. Для этого применяются стандартные печатные системы, такие как, струйные принтеры или термосублимационные принтеры..

Для обеспечения достаточного качества изображения применим термосублимационный принтер Imation RAINBOW M2740AU.

Принтер Imation RAINBOW М2740AU – термосублимационный аппарат с рулонной подачей бумажной основы. Он отличается высокой производительностью: до 11 цветопроб в час формата +А3. Работая в автоматическом режиме система может делать непрерывно до 120 отпечатков. Рулонная подача печатной основы позволяет расходовать её в количестве, точно соответствующем формату цветопробы. Эта модель – идеальный выбор для дизайн – бюро.

Принтер RAINBOW 2740 использует программный RIP – “RAINBOW Controller Software v.5.0.” для MacOS и WinNT. Это программное обеспечение позволяет имитировать растискивание, треппинг и оверпринт; содержит библиотеку цветов PANTONE, а также дает возможность создавать индивидуальные цвета (User Colors). Имитация цветов PANTONE, а также хорошая калибруемость под разные печатные процессы возможно в связи с широким цветовым охватом картриджа принтера.

Отличительные особенности и возможности программного RIP - Rainbow Controller Software v.5.0

Язык описания страниц ADOBE PostScript 3

 печать многостраничных PDF документов

 136 встроенных шрифтов

 4096 – полутонов (grayscale)

 сглаживание градиентов

Формат файлов  TIFF (CMYK, RGB)

 Adobe Photoshop (CMYK, RGB)

 EPS

 TIFF-IT  Scitex CT

 PDF Количество воспринимаемых сепараций

 12 сепараций Image preview

 просмотр RIP’ed файлов в ADOBE Photoshop

RIP only/No Proof

 возможность сохранять RIP’ed файлы

Треппинг и оверпринт (Traps and Overprint)

 имитация треппинга и оверпринта

Улучшение изображений и графики(Anti-aliasing, Fine lines text and line enhancement)

 три ступени сглаживания границ изображений

 улучшенное воспроизведение тонких линий и текста мелкого кегля

Дополнительные опции

 Растрирование, спуллинг и печать одновременно

 Конфигурирование папки автопечати

 Добавление контрольной шкалы при печати

 Поворот изображений форматов TIFF, Scitex CT, Adobe Photoshop при печати

ОсновныеТехнические характеристики принтера Rainbow 2740

Метод печати Термосублимационный

Контрольное ПО Software 4.2 и выше

Количество цветопроб в час 11,3

Картридж Ink Ribbon CMYK на 120 отпечатков

Формат EB ( до А4) 320x550 мм

Размер запечатываемого поля 308,2x480мм

Способ подачи бумаги Рулонный (120 отпечатков на рулон)

Виды бумаги для печати “Design” “Commercial” “Publication”

Габариты 75,9см(Д) х55,1см(Ш) х37,8см(В)

Вес 57кг Сублимационный принтер осуществляет передачу красочного слоя на специальную принимающую бумагу за счет термического воздействия на специальный краситель нанесенный на пленку и имитирующий краску полиграфического синтеза. При термопереносе (сублимация) переносимый красочный слой химически закрепляется на носителе. На пленку несущую красочный слой последовательно наносятся голубой, желтый, пурпурный и черный красители. Соответственно эти участки последовательно подводятся к носителю. Цифровой сигнал управляет термоимпульсом и соответсвенно последовательно на носитель переносятся все 4 цвета.

Изображение не имеет растровой структуры, структура получается пиксельная не заметная глазу, а окраска происходит за счет амплитудно-импульсной модуляции.

Проанализировав пробный отпечаток, можно принять решение про необходимость допечатной настройки калибровочных параметров, чтобы достичь большей точности экранного изображения и его печатной версии, а также провести дополнительную коррекцию изображения с помощью программы Adobe Photoshop, а затем приступить к изготовлению фотоформ.

Процесс фотовывода

Фотовыводное устройство – это записывающий сканер. Могут использоваться барабанные и плоскостные принципы записи.

Барабанные фотовыводные устройства осуществляют принцип спиральной развертки, могут быть с внешним барабаном (регистрирующая среда располагается на внешней стороне). В этой системе фотопленка или другая регистрирующая среда размещаются на внешней поверхности барабана, крепится с помощью вакуума. Источник излучения фокусирует пятно на поверхности барабана. Барабан вращается, – производит строчную развертку, перемещение или самого барабана, или записывающей головки вдоль образующей барабана – кадровая развертка.

Второй тип. Имеется цилиндрическая поверхность, внутрь которой вводится регистрирующая среда. Используется вакуумный прижим. Источник излучения может находиться внутри барабана или вне него. Развертка осуществляется путем вращения головки и ее перемещением вдоль образующей цилиндра.

Основные технологические характеристики этих устройств

1. Разрешающая способность записи. Чем больше разрешающая способность, тем больше линиатура растра можно записать.

2. Точность позиционирования или повторяемость записи изображения. Она характеризует, с какой геометрической точностью можно записать изображение на поверхность носителя.

3. Формат записи. От возможного формата записи будет зависеть трудоемкость последующих процессов (ручной монтаж).

4. Производительность записи. Она может зависеть от многих факторов: от мощности лазера, от организации пучка.

Очень важным фактором в производительности является технологический процесс загрузки фотоматериала, возможность работы системы в линию с проявочным устройством, емкостью приемо-передающей кассеты.

5. Возможность наличия других устройств, которые могут обеспечить последующие операции: наличие штифтовой приводки – облегчает совмещение при изготовлении печатных форм при печати.

6. Надежность устройства, возможность его технического обеспечения.

Система с внешним барабаном. Преимущества. В этой системе можно обеспечить очень высокую разрешающую способность записи, высокую точность позиционирования и достаточно высокую скорость записи.

В фотонаборных автоматах с внешним барабаном фотопленка закрепляется на поверхности барабана эмульсией наружу. В процессе записи барабан вращается, и фотопленка экспонируется лазерным лучом, направленным по нормали к поверхности барабана и перемещающимся параллельно его оси.

В современных ФНА с внешним барабаном практикуется многолучевая запись изображения, когда одновременно экспонируется несколько (шесть, восемь, двенадцать и более) рядом расположенных точечно-растровых строк. При этом в качестве источника света может быть использован один лазер, луч которого специальной оптической системой или акустооптическим модулятором расщепляется на несколько лучей, или несколько лазерных диодов, лучи которых сведены в линейную матрицу. За счет многолучевой записи и большой частоты вращения барабана ФНА этого типа имеют высокую производительность.

ФНА с внешним барабаном экспонируют лист фотопленки, длина которого точно равна длине окружности барабана. Это исключает возможность последовательного вывода изображений небольшого формата, что снижает гибкость использования такого устройства. Кроме того, пленка на барабане фиксируется вакуумной системой. С учетом большой частоты вращения барабана такая система является узлом повышенного риска отказов. К тому же фиксация пленки на внешнем барабане — процесс довольно длительный. Снятие пленки с барабана также требует определенного времени. Все это приводит к тому, что при чрезвычайно высокой скорости собственно экспонирования фотонаборные автоматы с внешним барабаном по производительности несколько уступают автоматам с внутренним барабаном. При кажущейся простоте внешнего барабана он довольно сложен и дорогостоящ.

Достоинство у ФНА с внешним барабаном всего одно — источник света находится очень близко к фотоматериалу, и луч всегда попадает на него под углом 90°. Естественно, геометрия записываемой точки и ее «жесткость» практически идеальные.

Ввиду большого количества недостатков и высокой стоимости ФНА с внешним барабаном сейчас встречаются редко, несмотря на то, что они позволяют записывать изображение с разрешающей способностью до 5000 dpi.

Основными техническими характеристиками фотонаборных автоматов являются формат записи, разрешение и размер пятна, линиатура растра, повторяемость, скорость записи.

Формат

Различают максимальный формат и формат экспонирования. Этот параметр ФНА должен соответствовать формату используемой печатной машины или перекрывать его. В ином случае придется применять ручной монтаж пленки, что для цветной печати приведет к снижению ее качества.

Разрешение и размер точки

Под разрешением (разрешающей способностью) понимается количество точек, воспроизводимых лазерным лучом, на единицу длины (обычно на дюйм) фотоматериала. Поскольку запись лазерным лучом связана с синхронизацией движения либо пленки, либо развертки луча, разрешающая способность не может плавно изменяться. Все ФНА имеют несколько фиксированных значений разрешающей способности. Эти фиксированные значения все производители фотонаборных автоматов делают приблизительно одинаковыми, поскольку они должны удовлетворять требованиям теории растрирования. Вот наиболее часто встречающиеся значения: 1270, 1693, 2032, 2540, 3387, 4064, 5080 dpi. Используются и другие значения разрешения, например 1219, 1372, 2400, 2438 и т.д. Использование специальных алгоритмов растрирования и различных программно-аппаратных усовершенствований, предлагаемых производителями, во многих случаях позволяет обеспечить достаточно хорошее качество при разрешении 2400 dpi. Все указанные диапазоны частот позволяют получать продукцию высокого качества, но надо иметь в виду, что чем выше диапазон, тем выше качество. Самые высокие диапазоны частот используются для получения специальных видов продукции со сверх высоким качеством (иллюстрации, спецреклама, спецзащита рекламной продукции и т.п.).

Идеально, если бы диаметр точки (пятна) изменялся при каждом изменении разрешающей способности. Создатели современных ФНА стремятся к этому. Если такое удается, то фотонаборный автомат называют линейным.

Фотонаборный комплекс Cron ACF-3604

Фотонаборный комплекс CRON ACF-3604 включает в себя собственно ФНА барабанного типа, онлайновую проявочную машину и программный растровый процессор на базе РС. Рассмотрим каждую часть комплекса более подробно. Фотонаборный автомат.

Как известно, именно от этого устройства в наибольшей степени зависит качество выводимых фотоформ. Причем важны не только качество деталей и точность сборки, но и сама конструкция ФНА. Так, например, дешевые имиджсеттеры капстанного типа имеют ряд "врожденных пороков", которые невозможно искоренить: относительно высокая погрешность при совмещении сепараций, краевые искажения, ограничение по формату, недостаточно "жесткая" точка и др. В отличие от капстанных устройств фотонаборы барабанного типа избавлены от подобных проблем, однако их объединяет одна характерная черта, способная сильно огорчить конечного потребителя, а именно - высокая стоимость. Впрочем, теперь можно не грустить по этому поводу: CRON ACF-3604 является первым в мире доступным ФНА, выполненным по схеме с внешним барабаном. Его цена значительно ниже, чем у аналогов от известных европейских производителей, а возможности способны удовлетворить запросы самых требовательных профессионалов. CRON ACF-3604 выводит фотоформы формата А2+ с разрешением до 3600 dpi и максимальной линиатурой 225 lpi, производительность составляет 470 кв. см. в минуту при разрешении 2400 dpi. Благодаря использованию прецизионной оптико-механической схемы погрешность при последовательном выводе четырех сепараций лежит в пределах 10 мкм, что соответствует минимальной погрешности других популярных фотонаборов высшего класса. В качестве источника света применен четырехканальный He-Ne лазер с длиной волны 632.8 нм (также существует более производительная модификация - CRON ACF-3604Н, в которой используется восьмиканальный лазер). Система аппаратной калибровки и фокусировки лазера позволяет добиться исключительно "жесткой" точки при высочайшей точности и линейности тонопередачи. Растровые поля с двухпроцентным и 98-мипроцентным заполнением воспроизводятся стабильно и без потерь. В качестве материала используется стандартная HN фототехническая пленка шириной 459 мм с эмульсией наружу. CRON ACF-3604 имеет массивную жесткую конструкцию, исключающую возникновение вибраций в процессе работы. Информация о текущем задании и о состоянии ФНА отображается на ЖК-дисплее. Проявочная машина Из фотонаборного автомата экспонированная пленка попадает непосредственно в трехсекционный проявочный процессор, подключаемый в линию. Его главным плюсом является то, что он не требует постоянной подачи воды и наличия слива. Такое оригинальное решение позволяет использовать комплекс в условиях далеких от идеальных, а также в составе передвижной типографии. Регенерация рабочих растворов происходит автоматически, в соответствии с выбранной программой. Режим работы процессора устанавливается пользователем с помощью удобного меню на английском языке. Проявочная машина оснащена надежной системой протяжки экспонируемого материала, что в сочетании с наличием обратной связи "проявка - ФНА" исключает замятие пленки.Растровый процессор Растрирование и управление фотонаборным автоматом осуществляется при помощи программного процессора Eagle, работающего на платформе РС с операционной системой Windows NT или Windows 2000. Eagle RIP полностью использует преимущества многозадачности, что делает его одним из самых мощных и быстрых растровых процессоров. Интерфейс Eagle RIP, внешне похожий на Harlequin RIP, интуитивно понятен, и поэтому данный растровый процессор очень прост в освоении. В его состав включены все необходимые функции, свойственные другим современным RIP: режим preview с возможностью просмотра любого фрагмента изображения вплоть до растровой структуры, развитое управление очередью работ, менеджер носителя, автоматизация работы на основе использования "горячих папок" и др. Экран интерфейса имеет современный дизайн, в том числе специальное меню с графическим значками для удобного вызова всех наиболее важных функций. Пользователь может выбирать стандартные или задавать свои углы наклона растра, а также произвольно устанавливать разрешение и линиатуру вывода. Примечательно, что кроме обычных форм точки, набор которых достаточно велик, в распоряжении пользователя находится еще и функция стохастического растрирования, являющаяся у других производителей RIP платной опцией. Одной из интересных возможностей Eagle является опциональная поддержка растра для глубокой печати с улучшенными характеристиками. Eagle имеет развитую библиотеку приводочных и обрезных меток, что очень удобно, поскольку зачастую типографии имеют сильно различающиеся требования к форме таких меток. Eagle RIP штатно поддерживает возможность цветоделения, для чего в него можно импортировать таблицы цветоделения. Опционально поддерживаются CMS (Color Management System for Digital Proofing) на базе Kodak KCMS, а также вывод спусков полос. Кроме того, возможен экспорт растровых файлов в формате TIFF, что позволяет использовать RIP для получения цифровой цветопробы. Eagle полностью совместим с Postscript v.3.0 и PDF v 1.3, при этом поддерживает шрифты не только в форматах Type 0, Type 1, Type 2 и Type 3, но и в формате TrueType. В Eagle реализована концепция RIP Once - конвертация один раз. Отрастрированная страница, в том числе с дополнительными сепарациями, без дополнительной обработки может быть просмотрена на мониторе и выведена на любое поддерживаемое устройство, в том числе цветопробный принтер или другой фотонаборный автомат.

В принципе, фототехническая пленка ничем не отличается от обычной черно-белой фотопленки, применяемой для съемки с помощью фотоаппаратов. Разница в том, что экспонироваться фототехническая пленка должна не обычным светом, а когерентным излучением лазерного источника.

В нашем случае в ФНА используется тип лазера: гелий-неоновый с длиной волны 630—633 нм. Свойства фоточувствительного слоя пленки оптимизированы под определенный тип излучения. Например, для пленки Agfa Alliance Recording приняты следующие обозначения:

HS — для экспонирования гелий-неоновым лазером (633 нм), повышенная чувствительность;

Фототехническая пленка AGFA Alliance HS 430 mm x 60 m (600BD) (Linotronic 500, 530, 560)

Контроль и оценка качества

Контроль качества на всех этапах полиграфического процесса позволит установить обратную связь между технологическими процессами получения печатного издания. Достоверность выбранных критериев, технологичность и объективность методов оценки качества позволят технически верно организовать моделирование процессов, а также в случае необходимости оперативно вмешаться в производственный процесс.

Тенденция развития технологий, средств контроля и компьютерная экспансия таковы, что объективность и независимость оценки становятся главным условием выбора методики при оценке качества полиграфической продукции. Методическое назначение проведения контроля качества заключается в том, чтобы сделать полиграфический процесс технологически управляемым и стабильным, а качество полученного оттиска — более предсказуемым.

Практически процесс контроля качества можно представить следующим образом: визуально-оптический контроль (субъективная составляющая);

инструментальный контроль (объективная составляющая);

автоматизированный цифровой контроль (объективная составляющая).

Перечисленные составляющие контроля практически присутствуют на всех этапах полиграфического репродуцирования и производства. Использование инструментального контроля с применением денситометров, спектрофотометров, спектроденситометров в значительной степени снижает напряженность при приемке-сдаче тиража, так как всегда можно контролировать показания приборов при измерении шкал оперативного контроля на соответствие действующим полиграфическим стандартам. Без инструментальной поддержки трудно рассчитывать на точность передачи цвета в соответствии с выбранным стандартом (Eurostandard — точная передача полутонов, SWOP — яркость и насыщенность тонов, Toyo — спокойный и пастельный характер цветового воспроизведения).Инструментальные методы контроля и оценки качества в значительной мере дискретны, длительны по времени. К тому же они не могут в полной мере обеспечить оперативное управление и координирование современного полиграфического производства. Внедрение в полиграфию сетевых подходов и решений (печатная машина — периферийное устройство локальной сети), а также технологическое совершенствование и структурное изменение (сокращение) звеньев процесса репродуцирования (CTPl, CTPr) меняют подход к контролю и оценке качества. Процессы контроля все более компьютеризируются и автоматизируются, благодаря чему в производство все активнее внедряются автоматические средства измерения, а также сетевые цифровые системы (комплексы) управления, позволяющие производить глобальный контроль всех стадий и фаз процесса. Внедрение электронных комплексов позволяет оперативно вмешаться в производственный процесс в точно определенном месте.

361TX] Black-and-White Transmission Densitometer

Этот популярный настольный денситометр имеет наиболее полный набор функций, необходимых для технологических нужд репроцентра: регулируемую апертуру (1, 2 и 3 мм); режим 10-кратного увеличения, позволяющий с высокой точностью замерять плотность и размер растровой точки; режим работы в УФ-спектре для контроля мутности основы пленки; возможность измерения процента заполнения области как на позитивных, так и негативных фотоформах. Полученные данные могут быть переданы на Macintosh через поставляемый в комплекте интерфейсный кабель, а специальное программное обеспечение X-Key® позволяет их синхронизировать с приложениями для калибровки фотовыводного устройства. Наличие встроенного калиброванного источника света обеспечивает высочайшую точность измерений при стабильности настроек, и поэтому денситометр X-Rite 361Т является наилучшим выбором для профессионалов.

Параметр

Значение Тип настольный денситометр

измеряемая плотность 0.00 - 6.00 D

повторяемость +/- 0.01 D

точность измерений +/- 0.02 D, +/- 3%

стабильность нуля +/- 0.02 D за 8 часов

питание стационарное 220 V

измеряемый процент заполнения 0 - 100%

интерфейс RS-232

Цветоделенные фотоформы выводятся по следующим параметрам:

обрезной формат (по нему устанавливаются обрезные рамки [crop marks]) - 220x280 мм;

дообрезной формат (внешний припуск на резку - 5 мм [устанавливается с трех сторон, кроме стороны, уходящей в корешок]) - 230х290 мм;

обрезные и приводные рамки должны быть на каждой цветоделенной фотоформе (пленке);

припуск на резку и вырубку в размере 5 мм для изображений, печатающихся под обрез;

плотность растровых плашек - 3,6-3,8;линиатура растра - 150 lpi; разрешение - 2400 dpi; зеркальное изображение; позитив; расположение эмульсии - сверху.

Требования к качеству фотоформы.

- Размеры изображения дожны быть равны заданным, указанным в макете издания, контролируют изображения линейкой с миллиметровой шкалой.

- На диапозитиве не должно быть вуали, желтых пятен, царапин, точек, заломов фотопленки. Контролируют качество визуальным осмотром, сравнивая с соответствующими изображениями на макете.

- Изображение должно быть расположено в центре диапозитива, расстояние от края изображения до листа пленки должно быть не менее 2 см.

- Изображение на штриховых-растровых диапозитивах должно быть обратным по отношению к оригиналу при просмотре со стороны эмульсионного слоя.

- Изображение должно быть резким по всей площади диапозитива.

- Изображение на фотоформах комплекта для одного сюжета должно совпадать по меткам-крестам. Допустимое отклонение не более 0,05мм.

- Промежутки между штрихами на диапозитиве должны быть прозрачными. Оптическая плотность непрозрачных участков должна быть не менее 2,0, а прозрачных- не более 0,1. Измеряют оптическую плотность на денситометре, работающем в проходящем свете.

- Резкость и оптическая плотность растровых точек на диапозитивах должны быть достаточными для копировального процесса. Контролируют фотоформы визуально, сравнивая с эталонными фотоформами.

- Соответствие линиатуры растра и угла наклона линий растра, заданным, а также размер, плотность и резкость растровых точек определяют путем просматривания диапозитива через лупу 10. Наклон линий растра определяют по углу, образованному пересечением ряда растровых точек с левой вертикальной границы изображения, а при ее отсутствии – с условной линией, ограничивающей изображение слева.

- Контроль качества диапозитива осуществляется фотографом и мастером (технологом).

Послесловие

В полиграфии все начинается с анализа требований печатного процесса и изучения возможностей печатной машины работать на предлагаемом запечатываемом материале.

Главная задача репродуцирования — как можно точнее воспроизвести оригинал на оттиске. В силу большого различия оригинала и оттиска по технологии изготовления, красителям, в основе добиться физической точности воспроизведения, согласно оценке точности по Нюбергу Н.Д., на практике невозможно.

Однако создание иллюзии реальности и обеспечение узнаваемости репродуцированного сюжета на оттиске позволяет добиться приближения к психологической точности воспроизведения. Когда есть иллюзия и узнаваемые ощущения, то есть и комфортность при восприятии иллюстративной информации в печатном издании.

В связи с этим этапы, связанные с корректной постановкой задачи и выбором граничных условий, способствующих принятию и выбору верного решения, выдвигаются на первый план. Это еще на начальном этапе содействует моделированию процесса информационной обработки и дает возможность еще перед оцифровкой спрогнозировать результат получения репродукции на тиражном оттиске.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Московский государственный университет печати

Факультет полиграфической технологии

Специальность 281400 – Технология полиграфического производства

Специализация Форма обучения заочная, второе высшее

Кафедра «Технология допечатных процессов»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Технология обработки изобразительной информации»

тема работы «Разработка технологии изготовления фотоформ для 4-х красочной

репродукции в СПОИ»

Студент Драченко Н.Н.

(подпись) (фамилия, и.о.)

Курс 5 группа шифр Т3

Дата сдачи законченной работы на кафедру

« » 200 г.

Руководитель работы к.т.н., Андреев Ю.С.

(подпись) (уч. звание, ФИО)

« » 200 г.

Москва, 2004

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Московский государственный университет печати

Факультет полиграфической технологии

Специальность 281400 – Технология полиграфического производства

Специализация Форма обучения заочная, второе высшее

Кафедра «Технология допечатных процессов»

ЗАДАНИЕ НА ВЫПОЛНЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Студент Драченко Н.Н. курса 5 группа

1. Дисциплина «Технология обработки изобразительной информации»

2. Тема работы «Разработка технологии изготовления фотоформ для 4-х красочной

репродукции в СПОИ» репродукции в СПОИ»

3. Срок защиты работы

4. Исходные данные к работе

5. Содержание работы

6. Литература и прочие материалы, рекомендуемые студенту для изучения

6.1. Номера источников по методическому указанию

6.2. Дополнительные источники

7. Дата выдачи задания: « » 200 г.

8. Руководитель работы к.т.н.,Андреев Ю.С.

(подпись) (уч. звание, ФИО)

9. Задание к исполнению принял

(подпись студента, дата)

РЕФЕРАТ

Цель работы: разработка технологии изготовления фотоформ для 4-х красочной репродукции в СПОИ на основе каталога художественной выставки.

Работа содержит: 26 страниц.

Ключевые слова: Оригинал, фотоформа, цветопроба, растр, разрешающая способность, линеатура растра.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Основы технологии обработки изобразительной информации

Основные задачи процесса допечатной подготовки изобразительной информации

Схема воспроизведения изображения в СПОИ

Постановка задачи

Требования к оригиналу и его анализ

Параметры сканирования

Описание и технические характеристики барабанного сканера SG-8060Р MARK II

Цветовые модели

Форматы графических файлов

Основное и дополнительное программное обеспечение

Требования производства

Калибрование монитора

Цветопроба Процесс фотовывода

Формат Разрешение и размер точки

Фотонаборный комплекс Cron ACF-3604

Контроль и оценка качества

Описание денситометра

Требования к качеству фотоформы

Послесловие СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Список литературы

1. Допечатное оборудование, Самарин Ю.Н., Москва, 2002г.

2. Полиграфическая обработка изобразительной информации, Барановский И.В., Киев-Львов, 1999г.

3. Компьютер Арт, 2000г, №3

4. Каталог полиграфического оборудования, Интернет

5. Основы подготовки иллюстраций к печати. Растрирование. Москва, 2002г.

Показать полностью…
Похожие документы в приложении