Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
2 монеты
doc

Шпаргалка «Экзаменационная» по Политологии (Джелилова И. К.)

1. Возникновение политической науки, её предмет и функции

Примерно с середины I тысячелетия до н.э. наметилась тенденция рационализации политических взглядов, появляются первые политические категории и дефиниции, а затем и целые концепции, носящие философско-этическую форму. Тем самым закладывается основа собственно теоретических исследований политики. Этот процесс связан прежде всего с трудами Конфуция, Платона и Аристотеля.

К возникновению новой науки – политологии – привели 3 важных обстоятельства:

• Усложнение международной политики

• Усиление классовой борьбы в буржуазных странах и возникновение политических партий

• Введение во многих странах всеобщего избирательного права для мужчин, что существенно расширило круг тех, кто мог участвовать в политике. До этого это было узкоэлитарным делом.

Сразу же активно стали разрабатываться научный и методологический аппараты новой науки.

В понимании предмета политологии нет единства мнений. Условно можно выделить 2 подхода относительно того, что изучает политическая наука:

1. Политология – наука о государстве, его институтах и формах деятельности. В этом случае предмет политической науки трактуется узко. Эта традиция была заложена Аристотелем.

2. Политология – наука о власти во всех её проявлениях. В этом случае предмет политологии трактуется в широком смысле. Подобное понимание политологии связано с именем Макиавелли.

Общепринятым считается определение политологии как науки об устройстве, распределении и осуществлении власти в политическом сообществе, осуществляемом через взаимодействие институтов публичной власти, общества и индивида.

ПЛАТОН – Политика – искусство жить вместе

МАКС ВЕБЕР – Политика означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти

СОВРЕМЕННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ – Политика – отношения, которые складываются в результате целенаправленного воздействия по поводу завоевания, удержания и использования государственной власти (с целью реализации своих интересов).

Современные политологи подчеркивают что политика – регулятивная сфера общества.

Политическая наука выполняет в обществе ряд социально значимых функций. Их эффективная реализация способствует стабильному развитию общества.

• Теоретико-познавательная – выявление природы властных отношений, государства, накопление знаний о политических явлениях и процессах, обоснование эффективных форм развития общества. Обобщая мировой и национальный опыт создания политических институтов, политическая наука помогает найти оптимальный политический курс, сформулировать научно обоснованные цели и средства их достижения

• Практическая – предварительное диагностирование реального состояния общества, выявление существующих групп интересов и согласование их с тенденциями социального прогресса

• Прогностическая – заблаговременное определение эффективности предполагаемых политических решений на основе знания мировых тенденций политического развития и их соотнесение с существующими в обществе группами интересов. Наличие предварительной экспертизы помогает застраховать общество от негативных последствий и неэффективных действий.

• Культурная – давать гражданам знания о том, как формируется власть, каковы принципы взаимоотношений государства и общества, какими правилами и возможностями они располагают для изменения несправедливого политического порядка или влияния на власть. Передавая индивиду политические знания, политология помогает понять логику социальных изменений, выработать рациональные и эффективные пути сознательного участия в политической жизни.

2. Политическая власть

Политика – отношения, которые складываются в результате целенаправленного воздействия по поводу завоевания, удержания и использования государственной власти (с целью реализации своих интересов).

ВЛАСТЬ – социальное взаимодействие, отличающейся чертой которого является возможность индивида или группы оказывать влияние на другого индивида или группу, изменяя их поведение в соответствии со своими целями.

Политика – сфера конкуренции и конфликтов между различными социальными группами в борьбе за власть.

Политика и политические отношения носят универсальный характер, так как влияют на все сферы общественной жизни.

Во многом это связано с тем, что сама по себе власть – универсальное явление.

Власть – одна из центральных проблем политологии.

• Власть представлена государством, его учреждениями и ресурсами, возможностью легитимного насилия

• Способствует эффективному удовлетворению общезначимых, групповых и частных интересов

• Выступает главным объектом борьбы и взаимодействия групп, партий, движений, государства, индивидов.

Социальная сущность власти определяется тем, что она

• Возникает в обществе, поскольку без власти наступает хаос, дезорганизация, саморазрушение социальных связей

• Создавая общие для всех правила поведения, придает взаимодействиям между людьми целесообразность, разумность, организованность

• Выступает в качестве универсального механизма интеграции, согласования, упорядочения многообразных несовпадающих интересов и потребностей людей с помощью различных средств, в том числе и принуждения

Любая политическая власть проявляется в обществе в документах, символике и политических учреждениях.

РЕСУРСЫ ВЛАСТИ:

1) Законы 2) Административные правила

3) Авторитет, знания

4) Деньги 5) Сила

6) Идеологи

7) Любовь

4. Унитарные и федеративные государства

Государство – особая форма организации политической власти в обществе, обладающая суверенитетом и осуществляющая управление обществом на основе права с помощью специального механизма (аппарата).

Государства различаются по форме правления (монархии, республики), по форма государственного устройства – унитарные и федеративные государства.

Унитарное государство – наиболее распространенный вид территориально- политической организации. В таком государстве:

• Существуют общие для всей страны представительные, исполнительные и судебные органы, полномочия которых распространяются на всю территорию

• Функционирует единая система законодательства, единые правовая и денежная системы, единое гражданство

• Все административно-территориальные единицы (области, округа, департаменты, провинции) имеют одинаковый юридический статус и не обладают какой-либо политической самостоятельностью, т.е. не имеют своих законодательных и внешнеполитических органов. Они самостоятельны в хозяйственной, социально-культурной сферах.

Федеративное государство – добровольное объединение нескольких самостоятельных государственных образований в единое союзное государство (федерациями в настоящее время является 20 стран мира)

Основные признаки федерации:

• Территорию федерации образуют территории её субъектов (штатов, республик и т.д.), внутренние границы федерации могут быть изменены только с согласия её субъектов

• Существует 2 уровня власти: федеральный и республиканский, полномочия органов власти обоих уровней разграничены федеральной конституцией

• Наличие двойной правовой системы, двойного гражданства, двухпалатного парламента, одна их палат которого представляет собой интересы субъектов федерации, а вторая – общенациональные интересы

• Внешнеполитические функции осуществляют федеральные государственные органы

• Субъекты федерации лишены возможности расторгнуть федеративный договор и выйти из федерации.

• Федерации строятся по территориальному (США), национальному (Индия) или смешанному (Россия) признакам, которые и определяют характер, содержание и структуру государственного устройства.

5. Политическая система: сущность, структура, функции.

Политическая система - организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом.

Политическая система отражает характер взаимосвязи политики с экономикой, социальной, культурной и другими сферами жизни общества.

Любая ПС состоит из ряда подсистем:

1) Политическая организация – наиболее важные полит. институты общества

2) Политические отношения

3) Политическое сознание

4) Политическая культура

Политическая организация – наиболее важные политические институты – государство и общественно-политические организации и движения

Основные формы политических систем

Некоторые из этих форм не противопоставляются и могут существовать совместно.

Анархия - политическая система, заключающая в себе теории и взгляды, которые выступают за ликвидацию любого принудительного управления, например, государства.

Демократия (греч. δημοκρατία — «равный народу») — политический режим государства или политическая система, при которой власть осуществляется через прямое народовластие (прямая демократия) либо через представителей, избираемых народом или какой-то частью народа (представительная демократия).

Монархия - форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору, герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру, хану…) и в первую очередь обусловлена традициями (в противном случае это будет диктатура).

Теократия - система правления, при которой важные общественные дела решаются по божественным указаниям, откровениям или законам. Согласно другому определению — политическая система, при которой религиозные деятели имеют решающее влияние на политику государства.

Феодализм - экономическая и общественная модель, при которой основные социальные классы людей — феодалы (землевладельцы) и экономически зависимое от них крестьянство; феодалы при этом связаны друг с другом специфическим типом правовых обязательств, известных как феодальная лестница.

Республика - это форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением (но не всегда) на определённый срок. В настоящее время из 190 государств мира более 140 являются республиками.

6. Президентская система правления

Самая сильная фигура – президент. Он одновременно и глава государства и глава правительства. Но не является главой партии, которая привела его к победе. Президент сам формирует правительство (как правило – однопартийный орган). Ни у президента, ни у правительства нет права законодательной инициативы. Парламент может предоставить президенту ряд законодательных полномочий, но они ограничиваются сферой исполнительной власти. У президента нет возможности досрочно распустить парламент. Президент принадлежит той же партии, что и большинство в парламенте. Для того, чтобы у избирателей была возможность выразить недовольство работой президента и правительства, выборы президента и выборы в парламент проходят со значительным промежутком – обычно в 2 года. Президент, как правило, выбирается всенародным голосованием и напрямую. (В США – более сложная система)

Президент – главнокомандующий. Он представляет страну на всех международных переговорах и встречах. Подписывает все международные договоры, но для того, чтобы договор вступил в силу, он должен быть ратифицирован парламентом. Если он ратифицирован не будет, то договор силы закона не имеет (НА ЗАПАДЕ!)

Президентская система обладает как достоинствами, так и недостатками, которые были отмечены многими авторитетными исследователями. Поэтому она имеет и горячих сторонников, и ярых противников. Первые отмечают хотя и важные, но носящие в большей степени теоретический характер достоинства. Такие, как:

1) повышение ответственности власти перед избирателями, т.к. всенародные выборы президента, как главы государства и правительства, создают значительно меньше условий для закулисных махинаций и более полно отражают народную волю;

2) укрепление демократической легитимности политической системы, т.к. президент представляет большинство избирателей;

3) возможность более четко осуществить разделение властей, создать действующую систему "сдержек и противовесов", что, несомненно, способствовало бы укреплению демократии.

Противники президентской системы в большей степени апеллируют к практическому функционированию политических систем. Они выделяют, во-первых, негибкость сроков пребывания у власти. Если президент оказывается неспособным исполнять свои обязанности и полностью теряет доверие избирателей, но обвинить его в преступлении или измене невозможно, или скорее, трудно доказуемо (президент, как высшее должностное лицо может помешать расследованию), то президентская система не имеет средств заставить такого президента уйти в отставку, действуя в рамках конституции. Для этого остаются только неконституционные методы.

Во-вторых, большинство исследователей отмечают мажоритарный характер президентской системы. Здесь имеется в виду, что избранный большинством голосов президент может проигнорировать интересы меньшинства, а значит эта часть населения не будет иметь политического представительства, что также будет способствовать волеизъявлению неконституционными способами.

В-третьих, для президентских систем характерна двойная демократическая легитимность. Здесь и президент, и парламент могут претендовать на высшее представительство воли народа.

В-четвертых, в президентских системах создается почва для поощрения аутсайдеров. В ходе предвыборной кампании симпатии избирателей вполне может снискать деятель, не имеющий политического опыта и чуждый политической элите. В случае его победы на президентских выборах нет никакой гарантии, что он сможет правильно распорядиться обширными президентскими полномочиями и не совершит ошибок, которых смог бы избежать опытный политик. К тому же, он никогда не станет "своим" для властной элиты общества.

Классической президентской республикой являются Соединённые Штаты Америки. В основе Конституции США лежит принцип разделения властей. Согласно данной конституции, законодательная власть принадлежит Конгрессу, исполнительная — президенту, судебная — Верховному Суду. Президент, избираемый коллегией выборщиков, формирует правительство из лиц, принадлежащих к его партии.

7. Парламентская система

Парламентская республика - разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.

Главой государства является либо монарх, либо президент. Но в любом случае, это слабая фигура, имеющая очень ограниченные полномочия. Главой правительства является премьер-министр. Он появляется в ходе избирательных выборов.

Если система двухпартийная, то премьер-министром становится лидер той партии, которая победила на выборах.

Если система многопартийная, то премьер-министром становится лидер одной из партий, прошедшей в парламент.

Правительство подотчетно парламенту и находится у власти до тех пор, пока устраивает парламент.

Парламент может выразить правительству вотум недоверия. Тогда правительство уходит в отставку, всем составом, включая премьер-министра.

Премьер-министр и министры одновременно являются и членами парламента.

Премьер-министр довольно зависим от своей партии, поскольку является лидером победившей партии. Он находится у власти до тех пор, пока устраивает партию.

При смене партийного лидера автоматически меняется и премьер.

Глава государства, обладая ограниченными полномочиями, является символом единства нации, и при определенных обстоятельствах может распустить парламент и назначить новые парламентские выборы.

Президент может выбираться всенародным голосованием, (Австрия, Португалия), а в таких странах, как Германия, Италия, Израиль президента выбирает парламент.

Правительство может быть как однопартийным, так и коалиционным или многопартийным.

Но чаще встречается коалиционное правительство.

Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики.

Достоинством парламентской республики является единство органов верховной государственной власти, поскольку исполнительная власть(правительство) назначается и контролируется законодательной властью и зависит от её поддержки. В случае такой поддержки правительство имеет возможность проводить глубокие реформы. Также есть и недостатки. Так, парламентские республики с большим количеством партий крайне не устойчивы: поскольку ни одна партия не обладает большинством в парламенте, сформировать эффективное правительство практически невозможно. Например, в Италии часто повторяющиеся правительственные кризисы (примерно два раза в год сменяются правительства) происходят из-за того, что девять партий в парламенте не могут договориться о единой программе действий. К парламентарным республикам можно отнести Германию, Италию, Швейцарию, Индию, Израиль, Ливан, Турцию, Венгрию, Чехию, Словакию, Эстонию и некоторые другие.

8. Политический режим

Под политическим режимом понимается совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядка, способствующих формированию политической власти данной страны на определенный период.

Среди этих элементов: 1) принцип легитимности 2) структура институтов 3) система партий 4) форма и роль государства.

9. Сущность и функции политических партий

ПАРТИЯ – общественное объединение, созданное в целях участия граждан в политической жизни общества по средствам формирования и выражения политической воли участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах гос. власти и органах местного самоуправления. (По закону РФ «О политических партиях» (2001 г.)).

Первые партии появились в большинстве стран Европы в конце 19-начале 20 века и выражали интересы определенных социальных слоев.

М. Вебер считает, что партии прошли в своем развитии 3 этапа: 1) аристократические группировки

2) политические клубы 3) массовые партии.

В России первые клубы – Декабристские организации. Однако Вебер подчеркивает, что не все партии прошли в своем развитии 3 этапа. Большинство возникали уже в виде массовых партий в конце19-нач.20 века.

К основным функциям партий относят, прежде всего, следующие:

1) Выявление обоснования и представления интересов больших социальных групп

2) Обеспечение взаимосвязи между гражданским обществом и государством

3) Стимулирование участия граждан в политической жизни

4) Участие в борьбе за власть, участие в осуществлении власти

5) Парламентская и непарламентская деятельность

6) Политическое воспитание и развитие политической культуры граждан

7) Подготовка и выдвижение кадров для гос. аппарата и общественно-политических организаций

По российскому законодательству, федеральная партия должна быть численностью не менее 50 тыс. человек. (Для сравнения, в 30х гг. в партии должна была быть тысяча человек).

Источники финансирования партий:

1) Взносы (не всегда обязательны, но не ограничиваются, есть определенный минимум).

2) Во многих странах партиям выдаются средства из госбюджета на организацию проведения кампании выборов в парламент

3) Средства от спонсоров (физические или юридические лица). Формально ограничивается.

4) Партии продают места в своем списке

5) В некоторых странах партии могут получать материальную поддержку из зарубежных источников

6) Доходы от собственных предприятий

Если партия преодолевает 4% барьер, то ей возвращается избирательный залог (60 (?)млн.руб.)

Если партия получает больше 3% голосов, то она получает гос. Финансирование на след. 4 года (5 рублей за голос)

Если партия получила менее 1%, то ей придется оплатить время, которое предоставлялось ей на избирательные эфиры по радио и телевидению и публикации в газетах.

Типологии

1) По характеру идеологии:

А) Левые (КПРФ, НБП)

Б) Правые (СПС, ДПНИ)

В) Центристские (ЕР, ЛДПР)

Традиционно коммунистические и социально-демократические партии относят к левым.

Консервативные – к правым.

А партии, ориентированные на существующую власть – к центристским.

2) По характеру организационной структуры:

А) централизованные (большинство российских партий) – характерно наличие лидера и партийной структуры. Существуют правила приема и исключения из партии. Существуют членские взносы и партийные билеты ( => есть реальное представление о численности партии).Регулярно проводятся партийные форумы.

Б) децентрализованные – (партии со свободным членством) – активизируются только на время избирательной кампании. Нет строгих правил членства партию Партийные форумы проводятся нерегулярно, их решения носят необязательный характер. (?) нет разветвленного (?) партийного аппарата.

3) По численности

А) кадровые – небольшие партии, состоят из лидера и его ближайшего окружения (500-1000 человек)

Б) Массовые – (большинство партий РФ) – кроме лидера и его окружения есть значительное количество рядовых партийцев.

ЛДПР: 12 апреля 1991 г. партия была зарегистрирована Министерством юстиции СССР как ЛДПСС (Либерально-демократическая партия Советского Союза). 14 декабря 1992 г. перерегистрирована Минюстом Российской Федерации как ЛДПР. Инициативная группа под названием «Либерально-демократическая партия» сложилась летом-осенью 1989 года вокруг Владимира Валентиновича Богачёва. Осенью 1989 года к Богачеву присоединился Владимир Жириновский. На президентских выборах в РСФСР в 1991 г. В. Жириновский набрал 7,81 % голосов, получив третье место. В декабре 1991 года ЛДПСС проводила митинги против распада СССР. Согласно официальной программе ЛДПР, партия выступает за либерализм и демократию. ЛДПР категорически отрицает коммунистическую идеологию и марксизм в целом. При этом считается, что главным выразителем интересов людей и общества является государство и что все интересы граждан должны быть ему подчинены. Личная свобода также признаётся в той мере, в которой она не входит в противоречие с государственными и общественными интересами. Позиция ЛДПР по отношению к корпоративной собственности состоит в том, что государство должно осуществлять над ней жёсткий контроль. ЛДПР призывает к восстановлению России как империи и великой державы без её разделения на национальные республики. Партия настаивает, что Россия находится в опасности в связи с непрофессионализмом власти, внутренними и внешними врагами. Представители партии неоднократно выступали против «засилья нерусских в бизнесе и властных структурах», против «международного сионизма», за «приоритет русского народа в государстве».

10. типы избирательных систем

Структура институтов государственной власти зависит от избирательной системы, установленной в стране.

Избирательная система – порядок организации проведения и определения результатов выборов

Основными ИС, которые используются в различных странах (с теми или иными особенностями) являются мажоритарная и пропорциональная. Различия между ними определяются по принципу подсчета голосов, способом голосования для избрания кандидатов в высшие органы, количеством партий и их ролью….

При мажоритарной ИС, основанной на принципе большинства, от каждого избирательного круга избирается один депутат, поэтому победителем на выборах признается тот, кто набрал наибольшее число голосов. Большинство голосов может быть абсолютным (50% + 1 голос) и относительным (больше, чем у соперника). Результат голосования зависит от того, как подсчитывается большинство голосов:

При мажоритарной системе голосуют за конкретного человека, при пропорциональной – за партийный список. Распределение мест в парламенте между партиями производится пропорционально с количеством полученных ими голосов. Для определения результатов голосования вся страна делится на избирательные округа, где каждая партия выдвигает свой список кандидатов. Кроме того, устанавливается минимум голосов, необходимых для получения одного места в парламенте.

Для того, чтобы парламент не был слишком фрагментарным, устанавливается избирательный порог – у нас 7%. В Моск. Думу – 10%.

В ряде стран существует смешанная, пропорционально-мажоритарная ИС. Так, в ФРГ одна половина парламентариев избирается по мажоритарной системе в один тур (система относительного большинства) а вторая половина депутатов бундестага – на основе пропорциональной системы по партийным спискам.

11. Партийные системы

Под партийной системой понимается отражение соотношения и расстановки сил действующих в стране партий.

Партийные системы определяют сущность политических режимов.

Партийная система фиксирует степень влияния партий на принятие решений и характер их участия в государственном управлении.

В зависимости от того, сколько партий существует в стране и от того, как они взаимодействуют с исполнительной властью, принято выделять одну-, двух- и многопартийные системы.

ОДНОПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА: Складывается тогда, когда у одной партии находится вся власть, причем часто она сращивается(?) с исполнительной (Китай, Куба, Северная Корея).

ДВУХПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА: Она функционирует там, где есть несколько партий, 10 и более, поскольку у 2х есть реальная возможность победить на выборах и прийти к власти. Эти 2 партии и сменяют друг друга у власти (Великобритания, США, Ирландия, Австралия, Канада).

В некоторых странах существует несколько модифицированная система: 2: 5 или система 2+ 1 (Германия).

МНОГОПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА: Функционирует в тех странах, где (3, 2 ????) и более партий набирает значительное количество голосов на выборах, но ни одна из них не имеет большинства (Франция, Греция, Япония, Италия, Финляндия, Швейцария, Швеция, Австрия).

При этой системе создаются блоки и коалиции, которые становятся правящими.

Большинство политологов считают, что у двухпартийной системы по сравнению с многопартийной есть ряд преимуществ:

1) Двухпартийная способствует постепенному смягчению идеологических противоречий и постепенному переходу партий на умеренные позиции (полит. Система более устойчива).

2) Двухпартийная система позволяет победившей партии формировать правительство, которое не подвержено кризисам

3) С точки зрения избирателя, такая система облегчает выбор при голосовании

4) Двухпартийная система позволяет приблизится к идеалу – «ответственному правлению», когда одна партия – у власти, а другая – в оппозиции.

С 1999 по 2003 г. РФ – классическая многопартийная система. В 1999 – 27 партий, 2003 – 23, 2997 – 11.

Сейчас в России министерством юстиции зарегистрировано около 30 партий, причем не все можно назвать общефедеральными. Для этого партия должна соответствовать следующим требованиям:

1) Не менее 50 тыс. человек

2) Региональные отделения должны быть более чем в половине субъектов РФ

3) В региональных объединениях должно быть не менее 250 ч-к.

Поэтому политологи считают, что в России – система переходного типа. Скорее всего, система 2+1.

13. Особенности избирательной системы РФ

Избирательная система – порядок организации проведения и определения результатов выборов

Партийная система РФ оценивается большинством политологов как переходная от многопартийной к двухпартийной.

Первые выборы в Думу прошли в 1993. В этих выборах участвовали 13 партий и объединений и 5% барьер преодолели 8 из них. Наибольшее число получило ЛДПР (23%)

Вторая Дума – 1995 г. Участвовали 43 партии и объединения. За 2 года их число перевалило за 200. 5%й браьер преодолели всего 4%. Больше всего голосов получило КПРФ (23%). Эта Дума начала процедуры импичмента против Ельцина. Сменилось 5 министров, в 1999 – Путин.

Третья дума – 1999 г. Участвовали 26 партий и объединений, 5% барьер преодолели 6. Больше всего голосов – КПРФ, 24%.

Четвертая дума – 2003 г. Участвовали 23 партии и объединений, 5% барьер преодолели 4. Единая Россия – 37%.

Пятая дума – 2007 г. Избирательный порог – 7%. Участвовали 11 партий (по новому избирательному закону запрещено создавать предвыборные блоки и коалиции). Из 11 вышли 4 партии – Единая Россия (64%) , ЛДПР(8%), КПРФ(11, 6%), Справедливая Россия (7, 7%).

Был отменен порог явки избирателей, голосование проходило только по пропорциональной системе за партийные списки. Была отменена графа – против всех.

По закону, сумма всех голосов партий, набравших более 7% голосов, должна составить не менее 60% всех проголосовавших. Если она набрали меньше, то в Думу попадает та партия, которая набрала больше всех голосов среди тех, кто не преодолел 7% барьер. Даже если 7% барьер преодолеет только одна партия, то в Думу попадет также партия, ставшая второй, но не прошедшая барьер. Партийный список каждой партии делится на федеральную и региональную части. В федеральном – 1 человек (как правило, лидер). Все остальные кандидаты делятся по региональным спискам. Если партия преодолевает барьер, то все кандидаты из федерального списка гарантированно получают мандаты. Кто получит голоса из регионального списка зависит от того, как проголосовали в каждом конкретном регионе. Выборы могут признаться несостоявшимися, если ни одна из партий не преодолеет 7% барьер или если количество испорченных бюллетеней превысит 40%.

19. Общественно-политические организации и движения, их типология и функции. (из обрывков лекций. Тут явно не все).

Общественно-политические организации и движения – добровольные формирования, возникшие в результате свободного волеизъявления граждан, объединившихся на основе общих интересов и целей. Государство напрямую не вмешивается в их деятельность, но регулирует её в соответствии с действующим законодательством.

Как правило, политические движения придерживаются какой-либо одной концепции и добиваются решения узкой политической задачи. Достигнув ее, движения прекращают свое существование, трансформируются или исчезают.

В отличие от партий, эти организации и движения не ставят перед собой цель овладеть государственной власть. Их основная задача – выражение и представление интересов определенной группы; давление на власть, чтобы заставить её действовать в интересах определенной группы; для участия в процессе формирования политической элиты и т.д.

Главным объектом воздействия является гос. аппарат, т.к. именно в его рамках принимается большинство политических решений.

Технология политических организаций сложна и запутанна. Классификация из сферы деятельности: в экологической сфере – профсоюзы, в сфере досуга – спортивные союзы, в политической сфере – правозащитные организации. Различают их по масштабу деятельности – местные, региональные, международные, глобальные. По длительности существования – кратковременные и долговременные. В какой социальной среде – молодежные, феминистские. По степени организованности – стихийные, слабо организованные, с высокой степенью организованности. По цели - социально-политические, культурологические, экономические и пр. По месту в политическом спектре (левое, правое, центристское).

Динамика возникновения и затухания:

1) Создание предпосылок движения

2) Выработка идейных и организационных основ

3) Стадия агитации (формирование массовой базы)

4) Стадия развернутой политической деятельности

5) Стадия затухания

Функции: 1. Артикуляция интересов - т.е. преобразования социальных эмоций, ожиданий и чувств граждан в определенные политические требования. Например, неудовлетворенность граждан своим уровнем жизни может быть трансформирована в призывы к повышению зарплаты и т.д.

2. Информативная функция - доведение до власти информации о проблемах тех или иных социальных групп.

3. Агрегирование - согласования различных потребностей и ожиданий граждан.

4. Формирование политических элит - продвижение представителей от групп интересов во властные структуры

общие признаки ОПД:

1. Отсутствие единой программы, устава.

2. Непостоянство участников. Движения подразумевают коллективное членство, что обычно не допускается в партии.

3. Нет сильного центра, структуры. Ядром могут быть самостоятельные группы, или комитеты созданные партиями.

4. Добровольность участников на основе солидарности.

Некоторым из политических движений удается просуществовать довольно длительный период, и они становятся значительной политической силой. С ними вынуждены считаться. К таким можно отнести движение в защиту прав человека, окружающей среды.

20. Группы давления. Лоббизм

В современном демократическом обществе существует множество различных добровольных объединений людей (групп интересов), стремящихся довести свои требования до властных структур. Одни из них используют экономические рычаги, другие действуют менее заметно – в коридорах власти. Наиболее распространённой формой воздействия этих организованных (групп интересов) на органы власти является лоббирование.

Лобби – группы интересов, которые целенаправленно воздействуют на органы государственной власти и при помощи давления на них реализуют свои специфические интересы. Возникли в США. С 1946 в США – легальны.

Основная задача – налаживание контактов с политическими деятелями и чиновниками для того, чтобы влиять на процесс принятия решений.

Методы:

• Выступление на комитетах и комиссиях Парламента.

• Исп. Специальные методы для формирования общественного мнения.

• Организация кампаний «Давления с мест».

• Финансирование избирательных кампаний, партий, движений, политических деятелей

• Прямой подкуп должностных лиц

• Угроза, шантаж

• Личные встречи, переговоры

• Подготовка и широкое распространение результатов научных и социологических исследований

Лоббистские группы выполняют функцию посредничества между гражданами и государством. Лоббизм как бы дополняет конституционную схему демократического правительства, позволяя участвовать в принятии и реализации политических решений тем группам, которые не имеют другой возможности. Через практику лоббизма получают выражение в общенациональном масштабе те вопросы, которые в ином случае остались бы невыраженными.

Таким образом, лоббизм занимает важное место в механизме демократии.

23. Политическая культура. Сущность, типология, функции.

Политическая культура – система, сложившаяся в обществе норм политического поведения, коллективных представлений о политике, политических символов и значений, способов оценки и объяснения политических явлений. Активная разработка теории политической культуры в западной политологии началась в 50-х гг. 20 века.

Типология: (Алмонд и Верба)

1) Патриархальная – отсутствие в обществе интереса к политической жизни и политической системе в целом

2) Подданническая – сильная ориентация на политическую систему, но слабое участие граждан в её функционировании.

3) Активистская – заинтересованное участие граждан в политической деятельности.

ПК имеет сложную структуру и состоит из различных элементов:

1) Политический язык

2) Символы (человеческие фигуры, здания, животные, растения)

3) Модели политического поведения. Существуют в виде обычаев и традиций. (политические ритуалы, церемонии, этикет, политические нравы)

В большинстве стран существует много политических церемоний, ритуалов и т.д.

4) Политические идеологии.

Кроме того, в любой ПК существуют субкультуры (напр., субкультуры этноса).

В реальной политической жизни различные ценностные ориентации сводятся к западной и восточной политической культурам.

Запад: убежденность в том, что власть может основываться на физическом, духовном или ином превосходстве одного человека над другим.

Отношение к политике, как к разновидности конфликтной социальной деятельности, которая ведется по определенным правилам.

Осознание самодостаточности личности и приоритет индивидуальной свободы.

Признание человека главным субъектом источником политики, отношение к государству как к институту, зависимому от гражданского общества.

Множественность форм политической жизни (политический плюрализм)

Рациональное отношение к исполнению правящими элитами и лидерами своих функций по управлению обществом, понимание необходимости контроля за их деятельностью

Восток: Уверенность в божественном происхождении власти.

Отношение к политике как к сфере подвижнической?????, недоступной для всех деятельности.

Отрицание самодостаточности личности для осуществления властных полномочий.

Признание главенствующей роли элиты и государства, патронат государства над личностью

Предпочтение личностью исполнительных функций и избегание ответственности

Тяготение к авторитарному типу правление и упрощенным формам организации власти.

Часто – поиск харизматического лидера?????

Отсутствие убежденности в необходимости контроля за элитами и государством.

Функции политической культуры:

1) Ценностно-ориентационная (менталитет) – восприятие мира политика

2) Нормативно-регулятивная

3) Функция интеграции

26. Неолиберализм

В истории возникновения и развития либерализма принято выделять 2 этапа: 1) конец 17-начало 19 века (классический либерализм) 2) с начала 20 века по сегодняшний день – Неолиберализм или соц. Либерализм.

Классики либерализма – Дж. Локк, Вольтер, Монтескье, Милль, Джефферсон, Т. Пейн (?)

Основные принципы классического либерализма:

1) Признание личности в качестве высшей ценности

2) Признание равенства всех людей

3) Признание за человеком естественных, обретаемых в силу рождения естественных прав (право на жизнь, свободу и собственность)

4) Признание свободы человека как высшей ценности. В то же время, человек несет ответственность за свои поступки. Это единство – «кит» для либерализма.

5) Верховенство закона – только закон может ограничивать свободу человека. Закон – естественный ограничитель свободы.

6) Подчинение закону не означает подчинения государству – антиэтатизм. Идеальное государство – наименьшее, с наименьшим количеством функций.

7) ????

8) Моральная и религиозная толерантность

9) Вера в общественный прогресс 

10) Свободная конкуренция, свободное частное предпринимательство и свободный рынок – это естественные регуляторы экономических и социальных отношений.

Практика реального либерализма во многих странах мира показала, что не все либералистические идеи можно воплотить. Многие либ. Страны стали испытывать трудности, которые особенно ярко проявились в 60-70 гг. 20 века.

На смену ему приходит Неолиберализм.

Основные принципы:

1) Государство должно сокращать свое непосредственное участие в экономике

2) Соц. программы должны быть сокращены (огранич. заботой о занятых в постиндустриальном пр-ве????)

3) Повышение эффективности …..??

4) Поощрение свободы, частной собственности и предпринимательства (акцент на малый и семейный бизнес)

5) Содействие интернационализации экономики – глобальная и региональная интеграция.

27. Консерватизм и неоконсерватизм

Термин – Шатобриан

Консерватизм выражал интересы феодально-аристократических кругов.

Классики: Бёрк, Жозеф де Местр, Алексис де Токвиль…

Основные принципы классического консерватизма:

1) Признание в качестве высшей ценности не личности, а социальной целостности общества

2) Признание ограниченности человеческого разума. «Человек – пешка в руках судьбы».

3) Ориентация на сохранение институтов и ценностей прошлого, на поддержание традиций

4) Признание божественного происхождения верховной власти в государстве

5) Этатизм – государство – одна из высших ценностей, государство требует уважения

6) Единство церкви и государства

7) Открытое признание неравенства людей

За 200 лет классический консерватизм изменился и возник неоконсерватизм как реакция на ???? современного либерального общества

Основные принципы неоконсерватизма:

1) Сократить социальные программы государства

2) Ориентация на сильное государство – гос-во должно проявлять силу там, где это необходимо

3) Перенос акцента в сфере экономики на индивидуальную трудовую деятельность. Денационализация энергетики, транспорта и т.д.

4) Неравенство людей не нужно сглаживать, оно непреодолимо

28. Эволюция социалистической идеологии

Социализм прошел в своем развитии ряд этапов: 1) 16-18 в. – утопический социализм 2) 19 в. – марксизм 3) 20-21 в. – левый ревизионизм (ленинизм) – «Научный социализм» и правый ревизионизм («демократический социализм») (Левый – более революционный, правый – больше в сторону либеральной идеологии).

Термин «социализм» в значении «антикапитализм» получил распространение в 30е гг. 19 века. К середине 19 века, благодаря Марксу, стали ясны основные принципы социализма.

Социализм по Марксу:

1) Отсутствие частной собственности, => общественная собственность на средства производства

2) Отсутствие товарно-денежных отношений и распределение по потребностям

3) Всеобщая обязательность труда, которая становится мерилом вклада человека в копилку общества

4) Сглаживание соц. различий и установление равенства

Практически сразу же идеи Маркса подверглись ревизии. Это привело к возникновению 2х ветвей в Марксизме – правого и левого ревизионизма.

ПРАВЫЕ – отвергали идеи Маркса о революции, классовой борьбе и диктатуре пролетариата. Они считали, что без всякой революции капитализм постепенно будет перерастать в такую экономическую исистему, которая регулируется государством. На базе этих идей сформировались социально-демократические партии.

ЛЕВЫЕ – ленинизм – сформировался в нашей стране.

1) Приоритет общества по отношению к личности и приоритет человечества по отношению к обществу – этатизм.

2) Руководящая роль партии во всех общественных процессах

3) Общественная собственность как экономическая база социализма

4) Социальная защищенность граждан

5) Ликвидация эксплуататорских классов и постепенное сглаживание социальных различий.

6) Политическое равенство и ограниченная социальная справедливость по формуле – каждому – по труду

7) Интернационализм во внешней и внутренней политике, отрицание расизма, национализма

8) Атеизм 9) Идеологическая нетерпимость, отрицание инакомыслия, непризнание оппозиции.

10) Ориентация на насильственные, революционные методы преобразований и осуждение компромиссов.

В 20-30е гг. 20 в. В СССР началось строительство основ социализма и успехи СССР позволили говорить о «реальном социализме» в СССР к концу 30х гг.

Эта практика была продолжена в середине 20 в. В странах восточной Европы и в Китае. Однако в 60-е гг. наметился кризис реального социализма, что привело к распаду этой системы в 90-е. Кризис реального социализма привел к тому, что активизировались социалисты правого крыла со своими правилами «демократического социализма».

В 1989 его основные принципы была изложены в «Декларации принципов Социалистического интернационала». Основные принципы:

1) Взаимозависимость общества и личности

2) Политическая демократия, особое значение имеют парламентаризм, многопартийность, легальная оппозиция, право на инакомыслие в рамках закона.

3) Ориентация на ненасильственные эволюционные методы экономических и социальных преобразований.

4) Экономическая демократия. Смешанная экономика (социальный контроль над экономикой, участие профсоюзов в разработке экономической политики, контроль за деятельностью ТНК и т.д.)

5) Широкие социальные программы (борьба с бедностью, повышение эффективности образования и здравоохранения, обеспечение занятости, поддержка мелких предпринимателей, политэкологические программы).

29. Международный политический процесс

МПП называют взаимоотношения между странами на уровне государств, межгосударственных учреждений, общественно-политических организаций и отдельных личностей.

Таким образом, главными субъектами МПП являются: государства, межправительственные организации, неправительственные организации, политические лидеры.

Главным объектом являются международные проблемы, среди которых выделают двухсторонние, многосторонние, региональные, глобальные.

Т.к. в 20 веке число субъектов международных политических отношений значительно возросло, то и сама международная политика значительно усложнилась.

Особую роль в международном политическом процессе играет внешняя политика государств. Она зависит от экономического, демографического, военного, научно-технического и культурного потенциала.

Формой традиционного осуществления внешней политики является установление дипломатических отношений (или их разрыв). Открытие представительств государства при всемирных и региональных международных организациях. Членство страны в этих организациях.

В структуре подавляющего большинства государств существуют специальные органы по осуществлению внешней политики (МИД, Парламентские комитеты по вопросам внешней политики, посольства и представительства, научные и культурные центры за рубежом).

33. Альтернативные движения (МДД)

Впервые возникли в Швеции, Франции, Германии.

В целом, это движения, которые стремятся найти оригинальные решения глобальных и некоторых других актуальных проблем:

• Войны и мира • Экологии

• Качества жизни

• Прав и свобод человека

• Прав молодежи, женщин, пожилых

• И т.д. Социальная база МДД:

В основном – молодые люди от 18 до 35 лет. Горожане, представители среднего класса, школьники, студенты, как правило, без особых материальных проблем, характерен высший уровень образования, не верят в эффективность действующей системы.

Самым ранним по времени возникновения является экологическое движение (начало 19 века, Швеция?). Одно из самых массовых движений. Среди известных – Римский клуб, Зеленые.

Все участники разделились на экооптимистов и экопессимистов.

Феминизм – движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их прав с мужчинами.

Возникло в конце 18 века в Америке

Первоначально боролись за юридическое равноправие. Особенно массовым движение становится в конце 19 – начале 20 века – за предоставление избирательных прав женщинам – суфражизм. Первым получили это право россиянки, потом США. Большинство остальных – после ВОв. В конце 20 в. Возникло более умеренное крыло – основные лозунги связаны с установлением равноправия при приеме на работу, оплате труда. Вместо «различия по полу» – «гендерные различия».

34. Особенности политической системы РФ.

Эта система образовалась в 1993 г.

Глава государства и глава правительства – 2 разных лица

Глава правительства – председатель правительства

Глава государства избирается прямым голосованием. Для того, чтобы победить, нудно набрать 50%+ 1 голос

Кандидатуру на пост премьер-министра предлагает парламенту президент. Парламент может не утвердить её, но в случае предложенной президентом кандидатуры, президент распускает парламент.

Статья 117 Конституции РФ

Парламент может выразить вотум недоверия правительству, тогда президент может объявить об отставке правительства или не согласиться с парламентом. В случае, если парламент в течение 3х месяцев повторно выразит недоверие правительству, президент объявляет об отставке правительства или распускает парламент.

А то же самое время, парламент может досрочно отправить на отдых российского президента

Статья 92: президент досрочно прекращает свои полномочия, «в случае его отставки, неспособности по состоянию здоровья…, или отречения от должности». Однако по Статье 93 «Президент может быть отречен от должности только на основании выдвинутого обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления».

Российский президент – верховный главнокомандующий и предлагает парламенту кандидатуры на все высшие посты. Он назначает о освобождает высшее командование ВС РФ (Статья 83)

По статье 104 право законодательной инициативы принадлежит президенту, членам парламента, правительству, конституционному суду, верховному суду и т.д.

В президентство Ельцина президентский режим значительно ослаб. Прежде всего это выразилось в том, что центральная власть фактически потеряла контроль над многими субъектами РФ.

Губернаторы, имея депутатскую неприкосновенность, фактически вышли из-под контроля президента.

Когда президентом стал Путин, был предпринят ряд мер для усиления «вертикали власти» Федерального Правительства:

1) Губернаторов лишили депутатской неприкосновенности

2) Президент получил право назначать губернаторов и увольнять их по своему усмотрению

3) Вся страна была разделена на 7 федеральных округов, во главе с представителями президента.

4) Для того, чтобы губернаторы не почувствовали себя в опале, был создан Совещательный Государственный Совет при Президенте, когда вошли губернаторы.

Президент РФ во многом зависит от работы своей пресс-службы, т.к. вся поступающая президенту информация проходит через пресс-секретарей.

Среди постоянных папок???? – повестка дня, заседания правительства и материалы к обсуждению.

Ежедневно на столе президента 10 постоянных и сменных папок.

Ежедневная папка – обзор СМИ

Ежедневно приходит информация от ФБ, МВД и Службы Внешней Разведки. Кроме того, силовики лично докладывают презденту информацию.

На столе у Президента есть материалы, которые ему готовят личные советники. Ежедневно поступает информация из регионов. Раз в месяц отдел писем Кремля дает президенту выписки из «городской почты».

Определения:

Политика – отношения, которые складываются в результате целенаправленного воздействия по поводу завоевания, удержания и использования государственной власти (с целью реализации своих интересов).

ВЛАСТЬ – социальное взаимодействие, отличающейся чертой которого является возможность индивида или группы оказывать влияние на другого индивида или группу, изменяя их поведение в соответствии со своими целями.

Партия – общественное объединение, созданное в целях участия граждан в политической жизни общества по средствам формирования и выражения политической воли участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах гос. власти и органах местного самоуправления.

Избирательная система – порядок организации проведения и определения результатов выборов

Показать полностью…
Похожие документы в приложении