Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
бесплатно
doc

Реферат «Этология человека» по Культурологии (Джелилова И. К.)

Этология — это наука, описывающая поведение животных в есте-ственных условиях. В 70 —80-е годы возникла этология человека как синтез этологии, этнологии, физиологии и психологии. Основной объект исследования — традиционные общества в сравнении с современной инду-стриальной культурой. Этологи стремятся изучать человека в макси-мально «естественном» состоянии. Поэтому этологи главный упор делают на анализе раннего детства («докультурного», по их мнению) и культур охотников и собирателей.

Предмет этологии человека :

• Изучение детей в различных культурах в «досоциальном» естественном состоянии;

• Исследование онтогенетического развития детей, осо-бенности поведения взрослых в современных обществах и в обществах охотников-собирателей (в естественных культурах);

• Поиски сходных аспектов в функционировании человека и животных.

Определяющими понятиями этологии являются ритуал, коммуникация (особенно невербальная, прежде всего в эмоционально-жестовой форме), потребность человека в общении и уединении. Еще одно фундаментальное направление этологии человека — изучение эмоционально-психологических состояний в современном и традиционном обществах (именно с анализа агрессивности и насилия началось этологическое изучение культур). Впоследствии в круг исследования 6ыли включены ненависть, враждебность, тревожность, любовь, страх и привязанность.

Этологию человека развивали Н. Блуртон-Джонс, У. Макгрю, М. фон Кранах, Дж. Боулби, П. Экман, У.В. Фризен, Е.Р. Соренсен, И. Эйбл-Эйбесфельдт, Р. Хайнд. Существенную роль в развитии этологии человека сыграл К. Лоренц («За зеркалом» (1977)). Концептуально но-вая дисциплина оформилась в 1977 г., когда в ФРГ 6ыла проведена кон-ференция. Несколько позже был издан солидный труд «Этология челове-ка. Задачи и пределы новой дисциплины» (1979). В 1989г. вышла книга И. Эйбл-Эйбесфельдта «Этология человека», в которой немецкий ученый проанализировал и связал воедино социальное поведение, онтогенетиче-ское развитие человека, коммуникацию в различных ее формах, роль пространства в современной и традиционной культурах. Стремление к созданию интегративной дисциплины о культуре и человеке проявилось и в использовании последних открытий в биохимии, а именно нейрохимиче-ских коррелятов культурных стереотипов поведения.

Виды и функции ритуалов

Наиболее детально функции ритуалов исследовал И. Эйбл-Эйбесфельдт.

Первая функция — сплочение, создание дружеских уз, сотрудниче-ство. Ритуалы этого типа состоят из различных видов: ухаживания, встречи, приветствия. Особо выделяются ритуалы синхронизации, спо-собствующие формированию ритмических гармонических движений и навыка коллективных действий. Сплоченность достигается также ритуалами, вы-ражающими общезначимые интересы или объединяющими в группу, изобра-жающую «акты совместной агрессии против общего врага». Обмен подар-ками — наиболее простой способ установления дружеских связей как внутри общности, так и вне ее. И. Эйбл-Эйбесфельдт отводил значи-тельную роль отношениям типа «дай - возьми» не только на ранних эта-пах развития общества, но и в первые годы жизни ребенка. Обмен иг-рушками между детьми или просьба ребенка, обращенная к родителям, дать ему ту или иную вещь — это попытка завязать диалог в форме, по-добной той, которую мы встречаем в ритуале обмена подарками.

Сотрудничество, сплоченность, способность образовывать друже-ские узы — важнейшие качества, необходимые для функционирования об-щества на любой ступени его развития. Согласно исследованиям этоло-гов, человеку присуща агрессивность. У животных аналогичное поведе-ние по отношению к особям своего вида тормозится специфическими био-логическими механизмами. Лишь в исключительных ситуациях агрессия приводит животного к убийству особи своего вида. У человека же со становлением социального типа жизнедеятельности подобные биологиче-ские механизмы заторможены; у него нет той сложной системы поз, же-стов, ритуалов, которая существует у животных. На смену ей пришла культурная (социальная) система торможения агрессивности. Ее Эйбл-Эйбесфельдт выделял в качестве второй фундаментальной функции ритуа-лов. Агрессивное поведение человека ограничивается специфическими культурными моделями, дающими возможность контролировать его и пере-водить в недеструктивные формы. Для этого в обществе были выработаны правила поединков и других форм агрессивного социального взаимодей-ствия с целью предотвратить убийства людей внутри общности. «Интра-групповая агрессия, — пишет Эйбл-Эйбесфельдт, — часто приводит к установлению иерархического устройства, которое дает преимущество не только тем, кто занимал высшие ранги, но и всей группе». Борьба за высокие места в иерархической системе стала приобретать более ритуа-лизованный характер, лидеров в группах «начали выбирать не только за их силу, агрессивность, но и в соответствии с социальными способно-стями, такими, как умение установить мир, организовать деятель-ность». Все большую роль стали играть обряды, дающие возможность в ритуализованной форме проигрывать ситуацию, 6удущие действия и тем самым готовиться к ним. Этот вид ритуалов преобразовывает деструк-тивные импульсы, дает им выйти в культурно-приемлемой форме.

И. Эйбл-Эйбесфельдт высказывает мнение, что многообразные ри-туализованные игры способствуют уменьшению агрессивности, и наобо-рот. (Например, редко ведущие войны 6ушмены соревнуются в разнооб-разных играх, а у регулярно воюющих эйпо (Западный Иран) и яномами (Верхнее Ориноко) ритуализованные игры почти отсутствуют).

Более сложно взять под контроль интергрупповую агрессию — вой-ны между общностями различного ранга. Считая, что войны — надбиоло-гическое, культурное явление, Эйбл-Эйбесфельдт выделяет две причины, делающие возможным их существование: дегуманизация, признание нерав-ноценными членов других общностей и действие различных видов оружия на расстоянии — от лука и стрел до современных ракет. Таким образом, культурный стереотип враждебности чужого подавляет жалость к себе подобным, а удаленность людей друг от друга не дает реализоваться импульсам торможения агрессивности, действующим лишь при близком, лицом к лицу, контакте людей. Ритуалы выполняют также функцию нейтрализации межличностной агрессии. Основную нагрузку в выполнении этой функции несут невербальные формы коммуникации: доброжелательное выражение лица, улыбка и т. д.

Еще одна функция ритуалов связана со стремлением человека по-бедить страх перед непознанными, необъяснимыми явлениями окружающего мира. В результате исполнения разнообразных ритуалов, направленных, например, на изгнание злых сил, часто достигается пограничное состо-яние психики — транс, экстаз и т. д. Этот тип ритуалов близок по своему содержанию и назначению религиозным ритуалам традиционных об-ществ.

Еще одна важная функция ритуала — поддержание организованно-сти, «сохранение дисциплины» (военный ритуал, гражданские обряды, отражающие социальный строй: авторитарный, демократический и т. д.).

Исследование процесса общения.

Выделяют несколько видов, уровней коммуникации, на которых происходит общение людей:

• вербальная (словесная),

• невербальная (эмоционально-жестовая),

• обонятельная (запахи),

• тактильная (общение через прикосновение к телу, представ-ляющему «культурно-разграниченную поверхность»),

• визуальная (фиксация внимания человека на внешне воспри-нимаемых формах, раскраске тела, выражении лица и, осо-бенно, глаз).

Все эти культурно-о6условленные формы коммуникации направлены на удовлетворение двух фундаментальных потребностей человека: в об-щении и в уединении. В традиционных культурах существуют условия и механизмы удовлетворения этих потребностей. Современные мегаполисы отвечают лишь потребности человека в уединении, которое нередко пре-вращается в изоляцию, теряется принадлежность к общности. Общество стало «анонимным», человек живет среди незнакомых людей и адаптиру-ется к такому положению различными способами. Основной путь адапта-ции — возведение барьера на пути коммуникации и контроль эмоциональ-ного поведения. Защитная реакция состоит в маскировке эмоций, кото-рая становится устойчивым стереотипом поведения в современном обще-стве, традицией. Эмоциональное отчуждение распространяется не только на незнакомых, но и на близких. Поэтому большим успехом пользуется групповая терапия различных видов, «заключающаяся в тренировке людей стратегии коммуникации для того, чтобы они могли выразить самих себя и сбросить маски». Потребность в одиночестве, уединении в современ-ном обществе либо не удовлетворена, либо удовлетворяется патологиче-ски: уединение переходит в одиночество, в замкнутость. Уединение имеет смысл только при наличии общения. Диалог с самим собой возмо-жен лишь при общении с другими. В противном случае человек лишается способности выразить себя (И. Альтман «Уединенность как межличност-ный пограничный процесс» (1979)). Поломка механизма регуляции от-ношения «Я – другие» ведет к потере индивидуальности, психическим заболеваниям на основе неразличения «я» от «не я», внутреннего и внешнего мира.

Регуляция отношения «Я - другие» — явление универсальное для всех культур.

Поиски универсальных механизмов поведения человека, присущих всем культурам, — отличительная черта этологии человека. Такой под-ход получил выражение в стремлении построить общетеоретическую кон-цепцию. Свой вариант целостной концепции человека и культуры Эйбл-Эйбесфельдт разработал в книге «Этология человека» (1989). Он связал воедино социальное поведение, онтогенетическое развитие человека, коммуникацию в различных формах (обонятельная, осязательная, визу-альная и вербальная), роль пространства в традиционном и в современ-ном обществах.

Один из центральных предметов исследования — агрессивность, проблема мира и войны в традиционном и индустриальном обществах. Агрессивность может иметь различные истоки. Агрессия может выступать как природный компонент в человеческих эмоциях, может быть продуктом культуры (как в сфере эмоций, так и поведения: культуры представляют собой различную комбинацию агрессии, страха и привязанности). Часто агрессия является продуктом индивидуального жизненного пути челове-ка. В каждом случае агрессивность выполняет специфическую функцию, не всегда деструктивную. Например, через агрессивное поведение могут осуществляться образовательная и познавательная функции в детстве, выясняться «пределы разрешенного или возможного поведения ребенка». Во всех обществах агрессивности противостоит привязанность, основа взаимодействия людей друг с другом. Кроме того, в традиционном обще-стве существуют способы трансформации деструктивных импульсов в культурно-приемлемые формы. Это реализуется, с одной стороны, через компенсаторно-замещающее действие ритуалов и игр, содержащих сорев-новательные элементы, имитацию военных действий, а с другой стороны, посредством обязательного участия в ритуалах, цель которых — научить, сформировать стереотипы, обеспечивающие взаимодействие, коммуникацию, общение.

Одна из причин возникновения и воспроизводства в современном обществе агрессивности, враждебности — нарушение процесса общения, коммуникаций, о6мена информацией в различных формах. Нарушается 6аланс между агрессивностью и привязанностью, человек не может реа-лизовать свои эмоциональные потребности в общении и уединении. Важ-ную роль в этом играет нарушение, дисбаланс в двойственном (страх - интерес) отношении к незнакомому. Например, в обществе блокируется интерес к новому, «Другому», он даже запрещен. Незнакомое рассматри-вается только как враждебное, несущее в себе опасность. Это ведет к возрастанию чувства страха, агрессивности, снижает интерес, угнетает ориентировочно-исследовательскую деятельность человека. Страх перед неизведанным тормозит процесс познания в целом, уродует когнитивные ориентации детей. Это означает уменьшение вероятности принятия реше-нии на основе ориентировочно-исследовательской деятельности, идеаль-но-планирующей функции (разум); все большее значение приобретают не-контролируемые импульсы (агрессивность). В образе «другого» может персонифицироваться, например, носитель других идей, мнений, человек другой расы, социальной или этнической общности, говорящий на незна-комом языке. Дисбаланс по отношению к незнакомому развивается под воздействием насильственного внушения, индоктринации.

Внутри любой общности существует множество потенциальных кон-фликтов, царит напряженность, накоплена энергия, способная разрушить эту общность. Самый простой и иллюзорный способ добиться ста6илизации при помощи средств массовой информации - внушить, что источник бед - вне общности. Эти установки способствуют превращению агрессивности, конфликта в войну. Рассмотренная ситуация осложняется тем, что страх играет фундаментальную роль в жизни человека. И. Эйбл-Эйбесфельдт отмечает, что «человеческие существа показывают не-заурядный аппетит к восприятию переживания страха и активно ищут си-туации, способные удовлетворить это желание». Переживания подобного рода стимулируют выработку веществ, активизирующих деятельность ор-ганизма человека (например, адреналина), т. е. потребность в страхе закрепляется на биохимическом уровне. (При этом аналогичного резуль-тата (достижения внутриорганических преобразований) можно достичь и путем реализации человеком таких качеств, как любовь, привязанность, удовлетворение от труда, творчества, применения своих способностей). Многократная стимуляция страха ведет к регрессии человека, к прежним эволюционным уровням поведения, потере контроля за поведением со стороны высших (человеческих) структур мозга. Согласно данным совре-менных исследователей, вероятной причиной «патологической, деструк-тивной агрессивности» является активация тех отделов мозга, которые «достались» нам от рептилий, А это может произойти под влиянием ал-коголя или активного насильственного внушения, индоктринации.

В 70 — 80-е годы были открыты типы веществ, действие которых обуславливает поведенческие стереотипы. Химические процессы, проис-ходящие в мозге, могут дать ключ к пониманию цикличных колебаний по-ведения человека (от активного к пассивному, и наоборот), в которых катехоламины играют активизирующую роль, а эндорфины — стабилизирую-щую, успокаивающую. Эти вещества действуют циклично в связи со вре-менем дня, сезоном, природными условиями: внешние природные факторы, влияющие на внутриорганические процессы, могут увеличить или умень-шить готовность индивида к агрессии.

Человек, по мнению Эйбесфельдта, — один из самых способных «творцов страхов» в эмоциональной и интеллектуальной форме. Страх же есть источник напряжения и агрессии. Поэтому всякие меры, снижающие страх, могут рассматриваться как важнейший вклад в направлении мира. К сожалению, реализации этого противостоит отчуждение человека от человека, дезинтеграционное развитие современной индустриальной культуры. Опасны современные формы тотемизма и фетишизма, поклонение «идолам»: прагматизм — успех, культ государства и партии и т. д. Центральное место отводится научному обоснованию абсурдных идей и критике концепций, невыгодных господствующей идеологии (в светской или религиозной форме). (Это явление Э.Фромм называет «рационализа-цией»).

Безусловно, гуманистический подход к человеку не совместим (по крайней мере в 90-е годы) с целями технократического индустриализма. Стремление человека реализовать свое целостное «Я» не соответствует фрагментарному использованию духовных или физических сил личности в производственном процессе. К.Лоренц писал: «И капиталисту, и совет-скому функционеру одинаково важно доводить людей до состояния одина-ковых идеально не способных к сопротивлению подданных под лозунгом «Долой индивидуальность»«.

К. Лоренц в своей книге «Упразднение человечности» (1983) пы-тается найти способы преодоления кризисных явлений в социальной ор-ганизации о6щества. Главная цель науки о человеке — «формирование и сохранение иерархии ценностей, природных и социальных, начиная от нашего вида и природной среды обитания и кончая оптимальной средой жизни индивидуума». Для решения проблем, стоящих перед человече-ством, необходим «этнокультурный и социопсихологический анализ как архаических, так и современных культур», всемерное «расширение и углубление гуманитарных исследований, сочетающихся с экологическим и эстетическим воспитанием». «Человечеству необходимо вырваться из це-пей политической демагогии и коммерческого потребительства, а это невозможно без самопознания, свободного от ложных научных догм».

Показать полностью…
Похожие документы в приложении