Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Шпаргалка «Экзаменационная» по Истории книжного дела (Андреева О. В.)

АБЗАЦ (нем. Absatz - красная строка), часть текста, самая мелкая его рубрикационно-композиционная единица, обозначенная пробелом в нач. 1-й строки А., одинаковым для текста всего издания (т. н. абзацным отступом), и, как правило, пробелом в конце последней или только им. В А. отд. предложения должны быть связаны смысловым единством. Слово "А." употребляется также в значении абзацного отступа. 1-я строка А. может быть полной, а все остальные - с левосторонним отступом, т. н. обратным абзацным отступом. В т. н. безабзацном наборе А. обозначается только концевым пробелом.

АВТОГРАФИЧЕСКАЯ КНИГА, рукописное издание (книга, брошюра, лист), оформленное и изготовленное самим автором, как правило, в виде сувенира или в целях рекламы, разновидность авторского издания. Известны примеры книг-автографов, изготовлявшихся целиком от рукописи до переплёта самими авторами, к-рые, как правило, одноврем. были художниками (С. Дали, А. Е. Кручёных и др.), где проявилось в одном или неск. экземплярах стремление синтезировать в едином предмете (книге) разные виды иск-ва. В России А. к. в 1920-21 изготовлялись писателями, группировавшимися вокруг кооперативных кн. лавок ("Кн. лавка писателей", "Артель художников слова" в Москве, "Лит. кн. лавка" в Петрограде). Книги были небольшого формата и объёма (до 16 стр.) из разл. подручных мат-лов, продиктованных дефицитом (тетрадная, обёрточная, этикеточная бумага, оборотная сторона бланков, дензнаки). Нек-рые мат-лы использовались ради рекламы или уникальности - береста, ткань, древесина. Книги (гл. обр. сб-ки стихотворений) рисовались и писались акварелью, тушью, чернилами, сургучом. А. к. изготовлялись писателями А. Белым, А. А. Блоком, Б. К. Зайцевым, П. П. Муратовым, А. Соболем, Ф. К. Сологубом, В. Ф. Ходасевичем, М. И. Цветаевой, Н. С. Гумилёвым, И. Г. Эренбургом и др.

АВТОР, человек, творческим трудом к-рого создано произведение, охраняемое авторским правом. Если оно создано совм. творческим трудом двух или более лиц, они считаются соавторами, а авторское право на такое произведение принадлежит им совместно. Создатель произведения считается носителем авторских прав в силу самого факта создания произведения без к.-л. регистрации или иного спец. оформления и соблюдения иных формальностей. "Копирайт" знак используется обладателем исключительных авторских прав для оповещения об их наличии у него. А. произведения (при отсутствии доказательств обратного) считается лицо, указанное в качестве А. на оригинале или экземпляре произведения. А. произведения обладает, по общему правилу, наиб, полным объёмом авторских прав. А. может быть и несовершеннолетний: лица в возрасте от 14 до 18 лет могут самостоятельно осуществлять свои авторские права, а малолетние авторы (в возрасте до 14 лет), хотя и пользуются авторскими правами, но авторские договоры заключают от их имени их законные представители - родители, усыновители или опекуны; они же получают их авторские гонорары. То же относится к лицам, признанным в установленном законом порядке недееспособными (вследствие психич. расстройства). А. сб-ков и др. составительских произведений (составители) имеют авторское право на осуществлённые ими подбор и расположение мат-лов, представляющие результат творческого труда. Переводчики и А. др. производных произведений обладают авторским правом на осуществлённые ими перевод, переделку, аранжировку или др. переработку произведений. Составители, переводчики и другие А. производных произведений пользуются своим авторским правом при условии соблюдения ими прав авторов используемых ими оригинальных произведений. Их авторские права не препятствуют др. составителям осуществлять самостоят, подбор и расположение тех же мат-лов, а переводчикам и другим А. производных произведений - осуществлять самостоят, перевод или иную переработку тех же произведений. А. произведений, вошедших в аудиовизуальное произведение в качестве составной части, как существовавших ранее (напр., А. романа, положенного в основу сценария), так и созданных в процессе работы над ним, пользуются авторским правом каждый на своё произведение. А. т. н. служебного произведения, т. е. произведения, созданного в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания, обладает ограниченным авторским правом на своё произведение. Исключит, права на использование служебного произведения принадлежат работодателю А., если в трудовом договоре, заключённом между ними, не предусмотрено иное. В случае, если произведения создаются в порядке служебного задания для энциклопедий, энциклопедич. словарей, периодических и продолжающихся сб-ков науч. трудов, газет, журналов и др. периодич. изданий, А. сохраняют исключит, право на использование своих произведений независимо от издания в целом (исключит, право на использование таких изданий в целом принадлежит их издателям). В случае смерти А. его авторские права переходят к наследникам. Правопреемниками А. могут выступать также юрид. лица, к к-рым по авторским договорам с А. (или их наследниками) может переходить часть авторских прав.

АННАЛЫ (лат. annales, от annus - год), в эпохи античности и ср. веков записи наиболее значит. событий по годам. В Др. Риме А. велись на белых, покрытых гипсом деревянных досках, выставленных для всеобщего ознакомления. Древнейшие А., погибшие при пожаре Рима в 387 до н. э., были восстановлены по памяти и продолжены. Ок. 130 до н. э. А. собраны в 80 книг ("Большие А."). Ведение А. прекратилось между 123 и 114 до н. э. Римские историки пользовались сведениями из А. для своих сочинений. В ср. века (с 6 в.) А. на пасхальных таблицах получили распространение во мн. странах Зап. Европы. С кон. 7 в. А. систематически вели писцы в монастырях, а также при нек-рых королевских дворах. Примерно с 13 в. в связи с ростом городов монастырские А. сменились гор. хрониками. На Руси в 11-17 вв. А. соответствовали летописи

АНОНИМНОЕ ИЗДАНИЕ (от греч. anonymos - безымянный), издание, выпущенное в свет без имени автора, без обозначения изд-ва, места, года издания. Анонимно, по рукоп. традиции, выходили мн. первые печатные книги моск. "Анонимной" типографии. А. и. появлялись и в более позднее время. Причины сокрытия авторства (или имени издателя) разнообразны. Наиболее характерно стремление избежать преследований со стороны властей. Так, особенное распространение в Европе А. и. получили в 17 и 18 вв., когда гнёт светской и церк. цензуры заметно усилился. В качестве примеров А. и. можно привести "Письма к провинциалу" (1657) и "Мысли о религии и о некоторых других предметах" (1669) Б. Паскаля, первое издание "Робинзона Крузо" Д. Дефо (1719), поэму Вольтера "Орлеанская девственница" (1755), осуждённую римским папой. В России в 1790 анонимно напечатал своё "Путешествие из Петербурга в Москву" А. Н. Радищев. Своеобразной разновидностью А. и. являются мистификаторские издания, приписываемые вымышленным авторам или имеющие фальшивые выходные сведения, - сб. "Сочинения Оссиана, сына Фингала" (1765), изданный Дж. Макферсоном, поэмы "Турнир", "Парламент духов", написанные англ, поэтом Т. Чат-тертоном, но выданные за произведения Т. Раули, якобы жившего в 15 в. Фактически анонимными являются издания, вышедшие под псевдонимом (до тех пор, пока он не раскрыт).

АНОНИМНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, произведения, обнародованные и используемые без обозначения имени автора. В правовом отношении автор обладает личным неимущественным правом на имя - правом использовать или разрешать использовать произведение под своим подлинным именем, под псевдонимом или без обозначения имени, т. е. анонимно. По законодательству РФ способ указания имени автора определяется в авторском договоре (обычно без указания имени автора публикуются передовые и редакц. мат-лы в периодич. печати). Если произведение используется анонимно, факт авторства подтверждается либо авторским договором, в к-ром указывается действит. имя автора, либо (в случае устного договора) выдаваемой по просьбе автора справкой изд-ва или редакции периодич. издания о том, что автором произведения является соответств. лицо. Наследники автора не вправе изменить порядок указания его имени - они только осуществляют охрану этого права: если произведение было опубликовано при жизни автора анонимно, они не могут раскрыть имени автора, если только он сам в своём завещании прямо не поручит им это. Возможно также анонимное использование произведения, автор к-рого неизвестен. Авторское право на произведение, обнародованное анонимно, действует в течение 50 лет после даты его правомерного обнародования. Если в течение этого срока автор А. п. раскроет свою личность или она более не будет оставлять сомнений, то его авторское право будет действовать в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти.

АНОПИСТОГРАФИЧЕСКАЯ КНИГА (от греч. an - отрицат. частица и opis-thographos - исписанный на обороте), рукописная или печатная книга, текст и иллюстрации к-рой помещены лишь на одной стороне листа. А. к. является свиток. К А. к. относят цельногравированные ксилографич. книги, составленные из листов, отпечатанных с одной стороны и склеенных чистыми полосами внутрь; такие книги имели ограниченное распространение в 15 в. В отличие от А. к. в опистографич. книгах текст воспроизведён на лицевой и оборотной сторонах листа.

АНТИКВА (от лат. antiquus - древний), наборный шрифт латинской алфавитной системы, ведущий начало от книжного гуманистич. письма Ренессанса и римских надписей на камне. Создатели А. - первопечатники Италии К. Свенхейм, А. Паннерц и Н. Жансон. А. в противовес готич. шрифту имеет равномерные по толщине осн. штрихи букв, заканчивающиеся наверху прямыми или косыми засечками, а внизу - горизонтальными линиями. Буквы А. округлые, отличающиеся ясностью и гармоничностью рисунка. Такие шрифты в дальнейшем получили назв. медиеваль. Известно неск. исторически сложившихся типов А., различающихся контрастностью штрихов (см. Гарнитура шрифта), формой засечек и техникой исполнения (рисование, гравирование, письмо ширококонечным пером и т. д.).

АТРИБУЦИЯ (от лат. attributio - определение), одна из проблем текстологии, установление авторской принадлежности произведения, когда оно анонимно или подписано псевдонимом, а также в случае лит. мистификации. Иногда вместо А. употребляется термин "эвристика"; отведение авторства носит назв. "атетеза". А. осуществляется отысканием прямых или косвенных свидетельств об авторе в эпистолярных, мемуарных и т. п. мат-лах, в издат. и цензурных архивах. Др. средства А. используют внутр. признаки самого текста, анализируя его идейно-содержат, и лингвостилистич. особенности, принимая во внимание упоминаемые там истории и бытовые реалии, текстуальные совпадения, противоречия, анахронизмы и т. п.

Блокбухи – книги, составленные из гравированных изображений и текстов. Печатались на одной стороне листа. «Библия бедных» - типичный блокбух – сложная композиция, объединенная архитектурной рамкой.

БРИЛЛИАНТ, шрифт, кегль к-рого равен 3 пунктам (1,13 мм). Самый мелкий из шрифтов. Предназначен для набора текста в книгах-малютках, супериндексов (индексов к индексам) в формулах.

БУСТРОФЕДОН (греч. bustrophedon, от bus - бык и strepho - поворачиваю), способ письма, при к-ром первая строка пишется справа налево, вторая - слева направо, третья - снова справа налево и т. д. Б. пользовались в критском, этрусском, южноаравийском и греческом (на ранних этапах) письме.

БАСМЫ (от тюрк, басма - отпечаток), металлич. штампы небольшого размера, применявшиеся для ручного тиснения орнаментальных узоров на переплётах. Различают Б. бордюрные для тиснения непрерывного орнаментального узора, чаще всего по краю переплётной крышки, путём последоват. оттискивания одного и того же штампа, и Б. наполнения, предназначенные для заполнения орнаментом отд. участков переплётной крышки.

БЕСКОНТАКТНАЯ ПЕЧАТЬ, способ получения изображения, при к-ром печатание осуществляется без натиска (давления на бумагу). В основе Б. п. лежит перенос краски с печатной формы (а в случае струйной печати - и без печатной формы) на бумагу с помощью электростатич. и (или) электромагн. полей.

ГАРНИТУРА ШРИФТА н а б о р н о г о, обладающее собственным наименованием семейство начертаний шрифта, имеющих общие стилевые особенности и отличит, детали рисунка знаков. Часто Г. ш. носит имя своего автора или автора её прототипа. Г. ш. подразделяются по назначению на текстовые - для набора текста кеглями 8-12 пунктов, титульные (крупнокегельные) - для набора заголовков, титульных листов, обложек кеглями 14-48 пунктов, акцидентные - для набора акцидентной продукции, специальные (напр., афишные) - для набора словарей и справочной лит-ры и др. Каждая Г. ш. характеризуется осн. отличит, особенностями, т. н. гарнитурными признаками.Кол-во начертаний в пределах одной Г. ш. определяется вариациями насыщенности, пропорций и положения очка знаков и комбинациями этих признаков. В наст, время в мире существует неск. десятков тыс. латинских Г. ш. и сотни тыс. начертаний. Число наборных шрифтов в совр. полиграфии непрерывно растёт и определяется не только требованиями технологии и более чем пятивековым ист. развитием, но и стилем, модой, индивидуальным вкусом графиков-дизайнеров. Однако подавляющее большинство печатной продукции на европ. языках набирается ограниченным кол-вом шрифтов - около сотни Г. ш., к-рые можно назвать ядром шрифтовой библиотеки мира.

ГАРТ (от нем. Hartblei, букв. - твёрдый свинец), устаревшее назв. типографского сплава.

ГОТИЧЕСКОЕ ПИСЬМО, готиче ский минускул, основной вид латинского письма в Зап. и Центр. Европе в 12-15 вв. Г. п. развилось из округлённого каролингского минускула как его ломаный, вытянутый по вертикали, угловатый вариант, отвечавший в качестве более экономного шрифта возросшим потребностям в книгах. Первые образцы Г. п. появились в кон. 11 в., к 12 в. оно обнаруживало наибольшее единство формы, но с кон. 12 в. начали развиваться нац. варианты, а также готич. курсив. В Италии Г. п. исчезло уже в 14 в., во Франции укрепились классич. формы, в Германии же его особенности продолжали культивировать и утрировать. В этом усложнённом виде оно было взято И. Гутенбергом в качестве первого печатного шрифта и господствовало в Германии вплоть до нач. 20 в. в рукописной и печатной продукции. После 1945 применяется -ограниченно (напр., используется в нем. теологич. произведениях).

ГРАФФИТИ (итал. graffiti, мн. число от graffito, букв. - нацарапанный), посвятительные, магические и бытовые надписи на стенах зданий, металлич. изделиях, сосудах и т. п. Г. в большом кол-ве находят при раскопках древних и ср.-век. городов и поселений во мн. странах мира. Г. имеются почти на всех зданиях Др. Руси; особенно интересны в Софийских соборах Киева и Новгорода. Г. вводят в малоизученную область живого языка древнего населения, пополняют сведения по палеографии.

ГРАВЮРА (франц. gravure), 1) оттиск (на бумаге или иных мат-лах) изображения, предварительно нанесённого способом ручного гравирования на пластину, могущую воспринимать и отдавать (в процессе печатания) краску. 2) Вид графич. иск-ва, предусматривающий создание печатной формы способом ручного гравирования и возможность тиражирования оттисков с неё. Как произведение иск-ва Г. может быть либо оригинальной, творчески самостоятельной (т. н. авторская Г.), либо воспроизводящей др. произведение (обычно произв. живописи или рисунок) - т. н. репродукционная Г. Последняя получила особое распространение в кн. деле; ею продолжали пользоваться даже после изобретения фотомеханич. способа воспроизведения оригиналов. По функциональному признаку Г. подразделяется на прикладную (в частности, книжную) и станковую (эстамп), не связанную с определ. средой использования, по способу печати - на высокую, глубокую и плоскую (со многими подразделениями внутри каждой техники). В книжной Г. чаще применяются высокотиражные техники (ксилография, литография). Первонач. разновидностью кн. ксилографии была т. н. обрезная Г. на досках продольного распила из мягких пород дерева (яблоня, груша, липа); её особенность в том, что печатающие элементы лежат в плоскости доски, а фон вокруг них выбирается с помощью ножей и долот. Более дешева и практически не ограничена в тираже литография - техника плоской печати с камня, обработанного хим. средствами (изобретена А. Зене-фельдером в кон. 1790-х гг.). Литографию лишь условно относят к Г., т. к. в ней отсутствует принцип пространственной моделировки поверхности печатной формы.

Ди?птих (греч.«сложенный вдвое») изначально — употреблявшиеся греками и римлянами таблички для записи, представлявшие собой две деревянные, костяные или металлические дощечки, соединенные друг с другом; для записей предназначались внутренние стороны складня, внешние же стороны могли покрываться разного рода украшениями. Впоследствии словом диптих стали называть списки имен, поминаемых во время литургии в древней церкви. Подобные книжки могли содержать дополнительные листы и тогда именовались триптихами, пентаптихами и т. д. или вообще полиптихами.

Сегодня термин обычно применяется к парным изобразительным произведениям (картинам, гравюрам, фрескам), объединённым общей идеей или сюжетом. Также этот термин употребляется в отношении малых литературных форм, в первую очередь стихов.

Дублюра-Переплет, у которого украшена не только внешняя, но и внутренняя сторона переплетных крышек.

ЗАВОД, книгоиздательский термин, обозначающий части тиража издания, выпущенные одновременно в разных типографиях или в разное время в одной или разных типографиях. Экземпляры 3. практически ничем не отличаются один от другого. Номер 3., как правило, обозначается в выпускных данных.

ИН-КВАРТО (от лат. in quarto - в четвёртую долю листа), формат издания в четвёртую долю листа бумажного, получаемый фальцовкой в два сгиба. Наиб, распространённый размер для печатания книг большим тиражом. В совр. издат. практике применяется в издании худ. альбомов.

ИН-ОКТАВО (от лат. in octavo - в восьмую долю листа), формат издания в восьмую долю бумажного листа, получаемый фальцовкой в три сгиба. Впервые этот размер появился в 1501 в изданиях А. Мануция и как наиб, удобный в хранении и переноске получил широкое распространение. До 2-й пол. 19 в. в печати применяли большой (с высотой страницы 25 см), средний (22,5 см) и малый (18,5 см) И.-о. В отеч. издат. практике существуют два размера И.-о.: 30x23 и 35x27 см, применяемых гл. обр. для печатания альбомов, детской литературы, иллюстрир. журналов.

ИНКУНАБУЛЫ (от лат. incunabula - пелёнки, колыбель), книги раннего, "колыбельного" периода книгопечатания; условно - книги, изданные от первых опытов И. Гутенберга в 40-х гг. 15 в. до 1.1.1501. После изобретения печатного станка книгопечатание чрезвычайно быстро распространилось в Зап. и Центр. Европе. К кон. 15 в. действовало более 200 типографий в 69 городах, всего же на протяжении 2-й пол. 15 в. в разное время существовало 1099 типографий в 246 городах; нек-рые из них были уже сравнительно крупными пр-тиями, включающими до 24 печатных станков. Ими было выпущено более 40000 изд. общим тиражом не менее 12 млн. экз., ср. тираж книг - 300 экз., но были случаи его увеличения до 1000 экз. и более. Во внеш. виде И. первоначально следовали установившемуся типу рукоп. книги (отсутствие титульного листа и указание выходных данных в конце текста, в колофоне, рукоп. оформление инициалов, рубрик-заставок), но затем появляются специфич. черты, характерные для печатной книги, - титульный лист (впервые в полном виде напечатан в Венеции в 1476), гравированные и литые инициалы, иллюстрации - гравюры на дереве (позднее и на меди). В И. преобладал готич. шрифт, созданный на основе ср.-век. готич. письма, но для издания сочинений антич. авторов и писателей-гуманистов применялась антиква; к 1470-м гг. относится использование др.-евр. и др.-греч. шрифтов, к 1480-90-м гг. - глаголич. и кириллич. слав, шрифтов.

ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ КНИГОВЕДЧЕСКОЕ, вспомогат. науч. дисциплина, занимающаяся выявлением книговедч. источников, разработкой методов их изучения и использования. Специфика И. к. определяется его комплексным характером: наряду с источниками общего характера существуют источники его отд. дисциплин: библиотековедения, библиографоведе-ния, издательского дела, книжной торговли. Источники можно классифицировать по трём осн. группам: вещественные; письменные; кинофотодокументы. К вещественным относятся памятники дописьм. культуры (неолита, античности и более позднего времени) - "вещное письмо" (вампум, квипу, дописьм. знаки), а также материальные памятники, связанные с кн. делом (ти-погр. мат-лы, библиотеч. и книготорг, оборудование и пр.). Письменные источники: рукописные (на камне, кости, тканях, дерев, и глиняных табличках, папирусе, пергамене, бумаге и пр.) или печатные (книги, брошюры, листовки, газеты, журналы, ноты, карты, эстампы, плакаты, афиши и т. д.), делятся на две осн. группы - актового (документального) и литературного (повествовательного) характера. Актовые - законодат. мат-лы, юрид. док-ты, офиц. переписка, статистич. данные кн. дела и др. Источники лит. характера - летописи и хронографы, житийная лит-pa, мемуары, записи и дневники, частные письма, памфлеты, публицистич. произведения. К письм. источникам относят тгп библиогр. мат-лы, книготорг., книгоиздат. и библиотеч. каталоги, к-рые публикуются в виде тематич. сб-ков, собр. однородных по характеру источников и отдельно; представлены они разл. видами изданий (академич., уч., массовыми). Примером академич. издания может служить Полное собр. рус. летописей (издающееся с 1841), уч. издания - "Хрестоматия по истории рус. книги. 1564-1917" Л. А. Везировой (1965) и т. д. Особую группу книговедч. источников составляют образцы письма, шрифтов, орнаментики. В изданиях книговедч. источников участвуют б-ки, архивы, н.-и. ин-ты, музеи, высш. уч. заведения, кн. палаты. В России значит, роль в публикации книговедч. источников играли: Археографическая комиссия, созданная в 1834; Общество истории и древностей российских (ОИДР), осн. в 1804; Рус. ист. об-во (РИО), организованное в 1866. Книговедч. источники часто публикуются в специальных периодических или продолжающихся изданиях.

Идеография - система письма, в которой вместо букв, соответствующих звукам, используются знаки (символы), выражающие предметы и понятия. Высшим этапом развития идеографии является иероглифическое письмо.

КЕГЛЬ, кегель (нем. Kegel), размер шрифта, определяемый расстоянием между верхней и нижней стенками литеры, линотипной строки, высотой знаков шрифта с небольшими пробелами над надстрочными и под подстрочными элементами. Измеряется в пунктах, или квадратах (афишные шрифты). Шрифты в зависимости от К. имеют исторически сложившиеся названия, напр, бриллиант, диамант, перл, нонпарель, миньон, петит, боргес, корпус, цицеро, миттель, терция, текст. Их К. соответственно равен 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9,10, 12, 14, 16 и 20 пунктам.

КНИЖНОЕ ДЕЛО, система взаимодействующих отраслей культуры и нар. х-ва, связанных с созданием и изготовлением книги, её распространением и использованием. Включает издат. дело, полиграф, производство, кн. торговлю, биб-лиотеч. и библиогр. дело. Различны мнения о его составе. А. И. Барсук включал в состав К. д. редакционно-издат. дело, оформление книги, библиографоведение, статистику печати, библиотеч. и книготорг, дело. По мнению Е. А. Динерштейна, "только деятельность по производству (издат. дело и книгопечатание) и распространению книг (кн. торговля) может восприниматься как К. д." По А. А. Беловицкой, "К. д. - это способ существования, т. е. процесс и преходящий промежуточный результат существования книги в обществе".

КНИЖНЫЙ БЛОК, комплект тетрадей или листов и др. деталей будущего кн. издания в обложке или переплётной крышке, объединённых в заданной последовательности. К. б. - осн. элемент кн. издания. КОДЕКС (от лат. codex, первоначально- обрубок дерева, затем скреплённые деревянные таблички для письма, книга), 1) наиболее распространённая форма книги, представляющая собой блок сфальцованных листов бумаги, пергамена или др. писчего материала, скреплённых в корешке и помещённых в обложку или переплёт (см. Книжный блок). Возникновение К. стало возможным с появлением писчего материала, допускающего фальцовку. Считается, что форма К. ведёт начало от полиптиха- комплекта скреплённых между собой деревянных табличек, покрытых слоем воска, использовавшихся в древности для письма. Упоминания о К. встречаются уже в 1 в. до н. э. Старейшие сохранившиеся фрагменты относят ко 2 в. н. э. Более широкое распространение К. получил с 4 в. Среди древнейших К. - старейшие списки Библии - Синайский, Александрийский и Ватиканский К. (4-5 вв.). Ср.-век. К. со страницами, окрашенными пурпуром, и с письмом, выполненным зол. или серебр. краской, носят назв. Пурпурного, Золотого или Серебряного К. В течение мн. веков наряду с К. существовал свиток. 2) Свод законов.

КОЛОФОН (от греч. kolophon - завершение), в рукописных и старопечатных книгах текст на последней странице, содержащий назв. книги, сведения об авторе, месте и времени переписки (или печатания), писце (или типографе) и др. По отношению к рус. книгам более употребительно "выходная запись".

КОНТАКТНАЯ ПЕЧАТЬ, 1) получение печатного изображения на бумаге или ином запечатываемом мат-ле путём непосредств. контакта его под давлением с печатной формой, на печатающие элементы к-рой нанесена краска. 2) Получение на светочувствит. мат-ле (фотоматериале или заряжённом полупроводниковом покрытии на бумаге) скрытого фотогр. или электростатич. изображения контактным копированием через негатив или диапозитив с последующим проявлением и фиксированием.

КОПТСКОЕ ПИСЬМО, буквенное письмо, созданное во 2-3 вв. переводчиками Библии с греч. яз. на егип. яз. для пропаганды христ-ва среди егип. населения. Демотич. письмо, к-рым в то время пользовались египтяне (см. Египетское письмо), использовать для этой цели оказалось невозможным из-за его сложности. Создатели К. п. взяли за основу греч. алфавит (попытки писать егип. текст греч. буквами делались ещё в 3 в. до н. э., а в 1-5 вв. греч. буквами с добавлением демотич. знаков писались магич. тексты, т. н. старокоптские), добавив для обозначения звуков, отсутствующих в греч. яз., 6-8 (в разных диалектах по-разному) демотич. знаков, стилизованных под характер греч. письма. С вытеснением коптского яз. арабским, К. п. вышло из употребления и сохранилось только в богослужении. На нём печатаются книги религ. содержания.

КУСТОДА (от лат. custos, род. падеж custodis - страж), 1) в рукоп. книгах - обозначение порядкового номера тетради рим., араб, цифрами, кириллицей или к.-л. условными знаками, проставлявшееся на первой и последней страницах тетради. В печатных книгах заменена сигнатурой. См. также Колонцифра. 2) В старопечатных книгах - первое слово (или часть слова, обычно слог) след, страницы, помещавшееся в нижнем правом углу предыдущей страницы. В рукоп. книгах назывались р е к л а м а н т а м и. Назначение К. -облегчение чтения, а также обеспечение правильности подборки листов и тетрадей при переплёте книги. В совр. книге К. иногда называют помещаемые в верх, части полосы граничные термины разворотов энциклопедии или словарного издания.

Кипу — древняя счётная система (счёты) инков. Физически представляла собой сложные верёвочные сплетения и узелки. Также считается, что это была и своеобразная письменность инков: каждый узелок (определённого цвета) означал слово или понятие.

Ксилография (др.-греч. xelon — дерево, др.-греч. grapho — пишу, рисую) — гравюра на дереве, основная и древнейшая техника гравюры.

Книги делятся на хироксилографические — с текстом, вписанным на листах, и с рисунками от руки и на книги ксилографические — где текст, как и рисунки, отпечатан.

ЛАТИНСКОЕ ПИСЬМО, буквенное письмо, к-рым пользовались древние римляне и к-рое легло в основу дисьма большинства народов Зап. Европы. Распространение латиницы в др. частях света является вторичным и связано с эпохой Великих геогр. открытий и последовавшей за ней европ. колонизацией др. континентов. Л. п. восходит к зап.-греч. письму 8 в. до н. э., а его название связано с племенем латинов, населявших итал. область Лацию, центром к-рой был Рим. Древнейшие сохранившиеся лат. надписи датируются 7 в. до н. э; считают, что собственно лат. алфавит развивался медленно, без резких изменений и сложился в 4-3 вв. до н. э. В древнейших надписях письмо имеет направление и справа налево и слева направо, а надпись Форума сделана вертикальным бустро-федоном; направление письма слева направо прочно установилось с 4 в. до н.э. Знаков препинания в античном Л. п. не было, деление букв на строчные и прописные отсутствовало, слова разделялись особыми знаками на уровне середины букв. В Л. п. большинство зап.-греч. букв сохранило исконное значение и начертание; постепенные изменения происходили в соответствии со звуковым составом лат. яз. и его развитием: напр., "дзета" (Z) была упразднена из Л. п., поскольку вышла из употребления после изменения интервокального "з" в "р". Греч, буквы "тета", "фи" и "пси" использовались лишь как цифровые знаки для 100, 1000 и 50. В кон. 2 - нач. 1 вв. до н. э. сложилась каллиграфич. форма Л. п. для особо важных надписей: т. н. монументальное, или квадратное, или лапидарное письмо; его противоположностью было к у р с и в н о е, т. е. беглое, повседневное письмо. Как особый вид выделяют также актуарное письмо (для документов). В 3 в. в Сев. Африке сложилось унциальное письмо (т. е. "крючковатое", округлённых форм). В ср. века Л. п. продолжало развиваться. В 11 в. появилось начертание W, в 16 в. были введены буквы J и U. В послеантичное время возникло деление букв на строчные и прописные, появились знаки препинания и диакритические знаки, особо существенные для приспособления нац. систем письма к фонетич. составу отд. языков (франц., польского, литовского и др.). Совр. лат. алфавит имеет два типогр. варианта: латиница (или антиква) и готич. шрифт. Первый из них является господствующим.

ЛИСТАЖ издания (названия),

1) печатный Л. - объём издат. продукции в печатных листах (произведение объёма одного экземпляра издания в печатных листах на тираж этого издания);

2) учётно-издательский Л. -объём издат. продукции в учётно-издат. листах (произведение объёма одного экземпляра издания в учётно-издат. листах на тираж этого издания).

ЛИТЕРА [от лат. lit(t)era - буква], брусок из типогр. сплава, пластмассы или дерева, имеющий на одном из торцов выпуклое очко. Расстояние между верх, и ниж. стенками Л. наз. кеглем, расстояние между боковыми стенками определяет толщину Л., к-рая зависит от вида знака и характера его начертания. Очко располагается на площадке, свободные места к-рой сверху и снизу от очка Л. наз. заплечиками, а сбоку - межбуквенными интервалами (апрошами). Они необходимы для удобочитаемости. Выпуклое очко Л. наз. головкой, а остальная часть - ножкой. Высота Л. определяет рост, одинаковый для всех Л. Л. являются основными печатающими элементами текстовых форм ручного или монотипного набора.

МАНУСКРИПТ (позднелат. manuscrip-tum, от лат. manus - рука и scribo - пишу), термин, применяемый к древним рукоп. книгам безотносительно к их размеру и форме (в виде отд. листов, свитка Манускрипт (Лондон, Британский музей). или кодекса). Стилистически термин "М." является архаизмом.

МАРГИНАЛИЯ (позднелат. marginalis - находящийся на краю, от лат. margo - край), 1) заметка на полях книг или рукописей. 2) Заголовок, размещённый на поле (т. н. фонарик).

МАТРИЦА (нем. Matrize, от лат. matrix - матка, источник, начало),

1) деталь формы для отливки строко- и буквоотливного набора, шрифтов. М. для строкоотливного набора представляет собой пластинки из латуни, на одном из рёбер к-рых имеется углублённое очко - обратное изображение двух знаков осн. и выделит, шрифта. Для буквоотливного набора и отливки шрифтов используют М. в виде брусочков из бронзы, латуни и др., на одном торце к-рых прессуется шрифтовое очко.

2) Лист пластичного материала (матричного картона, пластмассы, свинца, воска) с углублённым изображением текста и рисунков, полученный прессованием с оригинальной формы высокой печати (см. Матрицирование).

3) Рельефная копия углублённого штампа (контрштамп) для конгревного тиснения.

4) Негативное изображение знаков на прозрачном материале в фотонаборных машинах.

МАЙСКУЛЬНОЕ ПИСЬМО (от лат. majusculus - несколько больший), согласно палеографич. классификации один из двух осн. типов письма, определяемых самыми общими формальными категориями и выступающих вместе с тем как ист. типы. М. п. -алфавитное письмо, состоящее из прописных букв, начертание к-рых мысленно умещается в основном в две параллельные линейки. Майскульным было древнее греческое и латинское эпиграфич. письмо (шрифты монументальный и унциал). Рукоп. лат. письмо сохраняло маюскульный характер, как правило, до 3 в. Поздний вид М. п. - т. н. круглое письмо, использовавшееся в раннее средневековье (особенно до кон. 9 в.) в Ирландии и на территории англосаксонских гос-в наряду с минускульным "острым" письмом.

МИНИАТЮРА книжная (франц. miniature, итал. miniatura, от лат. minium - киноварь, сурик, применявшиеся в древности для расцвечивания рукоп. книг), сделанные от руки рисунки, многоцветные иллюстрации гуашью, клеевыми или акварельными красками в рукоп. книгах, а также изобр.-декоративные элементы оформления этих книг - инициалы, заставки и др. Книжная М. повсеместно исчезает в связи с развитием книгопечатания.

МИНУСКУЛЬНОЕ ПИСЬМО (от лат. minusculus - меньший), согласно палеографич. классификации, один из двух осн. типов письма (см. также Майскульное письмо). М.п. - алфавитное письмо, состоящее из строчных букв, начертание к-рых мысленно умещается в четыре параллельные линейки (две "внутренние" ограничивают "тела" букв, две внешние - их оси, петли и крюки). М.п., возникнув в лат. рукоп. письме в 3 в., затем получило широкое распространение, вытеснив маюскульное письмо. Преобладающее число изв. лат. шрифтов является М.п. Оно господствовало в течение всего средневековья в виде сначала т. н. областных шрифтов и каролингского минускула, а затем - его ломаного варианта, готического письма. Каролингский минускул, несколько изменённый, закреплён в основных своих видах книгопечатанием и используется в Новое время.

Остракон — черепок глиняного сосуда, а также реже морская раковина, яичная скорлупа или осколок известняка.

ОРНАМЕНТ (от лат. ornamentum - украшение), узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов и используемый для украшения к.-л. предмета, в частности книги. Зарождение иск-ва О. относится к верхнему палеолиту. В древности (до эпохи Возрождения), а в нар. иск-ве и в Новое время О. не только служил декором, но имел информативное и магич. назначение. В совр. кн. иск-ве изначальные смыслы, вкладываемые разными народами в те или иные орна- ментальные мотивы, почти забыты или уступили место новым. Закономерностью построения формы О. близок к поэзии. Поэтому чаще всего О. используется в изданиях поэтич. произведений. Поскольку в О. как пространственной формуле чётко проявляются черты худ. стилей, к О. прибегают и при издании произведений с ярко выраженными чертами историзма. Помимо рисованных О. существуют политипажи. О. способствует зрительному расчленению поверхности кн. листа, придаёт ему качества пространственности.

ОТТИСК, отпечаток, изображение на бумаге или др. мат-ле, полученное, как правило, при контакте с печатной формой, несущей краску. Различают пробные О. (служат для контроля качес- тва) и тиражные (продукция, получаемая из печатной машины).

ПАЛЕОТИПЫ (от греч. palaios - древний и typos - отпечаток), печатные издания 1-й пол. 16 в. Среди П. - издания выдающихся типографов А. Мануция, Этьеннов, Э. Доле, братьев Трексель и др. Известно ок. 70 славянских П. кирилловского шрифта, в т. ч. издания белорус, первопечатника Ф. Скорины, По своему содержанию и оформлению П. весьма разнообразны, служат предметом спец. собирания и каталогизации.

ПАЛИМПСЕСТ (греч. palimpsestos, от palin - опять, вновь и psaio - стираю, скоблю), писчий материал, использованный два, три или более раз при условии, что ранее написанный текст очищается или смывается перед нанесением нового. Известны П. на папирусе, но наиб, распространение получили П. на пергамене

ПАПИРУСЫ (лат., ед. ч. papyrus, от греч. papyros), древние рукописи на изготовленном из папируса писчем мат-ле. Приготовлялся в Египте следующим образом: два слоя тонких полосок, полученных путём расщепления сердцевины стебля папируса и расположенных в одном слое горизонтально, в другом вертикально, спрессовывали в виде листа; высушенные листы склеивали в полосы и затем свёртывали в свитки, достигавшие иногда значит, длины (наибольшая известная длина - ок. 45 м). Писали на П. чёрной и красной красками (позднее - чернилами) тонкой тростниковой палочкой или тростниковым пером (каламом). До нас дошли егип., греч., лат., коптские, араб., арамейские, евр., перс, (пехлевийские), сирийские, груз, и др. П. (с 3-го тыс. до н. э. до кон. 1-го тыс. н. э.; отд. случаи применения П. для док-тов известны в 11 в.). Подавляющее большинство П. найдено в Египте; они широко освещают его историю и являются важным источником для изучения стран, с к-рыми Египет поддерживал тесные связи, особенно с 4 в. до н. э. В России имеются уникальные егип. П. (П. Эрмитажные, хранящиеся в Гос. Эрмитаже, Петербург; т. н. Моск. матем. П., П. "Путешествие Унуамона", хранящиеся в Музее изобр. искусств им. А. С. Пушкина, Москва), а также различные коптские, араб., груз, и др. П.

ПАРАГРАФ (греч. paragraphos, от рага-graho - пишу рядом), приписка знака, письменный знак; подразделение текста в книге, статье, а также в офиц. док-тах, обозначаемое знаком §.

ПАТРИЦА (нем. Patrize, от лат. pater - родоначальник, отец), рельефная (выпуклая) форма для тиснения (в противоположность углублённой матрице). Используется также при брайлевской печати.

ПЕРЕПЛЁТ, 1) комплекс операций, включающий скрепление и обработку книжного блока, изготовление и отделку переплётной крышки, вставку блока, обжим и штриховку книги.

2) Совокупность переплётной крышки и всех элементов скрепления кн. блока и крышки с блоком. 3) Неточное название переплётной крышки.

ПЕРЕПЛЁТНАЯ КРЫШКА, основной элемент переплёта кн. издания, рассчитайного на средний и большой сроки службы. В отличие от обложки, П. к. изготовляется из более прочных и износостойких мат-лов и соединяется с кн. блоком клапанами корешкового или окантовочного мат-ла и наружными сторонками форзацев.

ПИКТОГРАФИЯ (от лат. pictus - нарисованный и греч. grapho - пишу), рисуночное письмо, этап развития письма: отображение содержания сообщения в виде рисунка или последовательности рисунков. Предшествовала фонетич. письму. Была распространена у индейцев Америки, народов Тропич. Африки, аборигенов Австралии, нек-рых народов Сибири вплоть до 20 в. Древнейшие образцы П. относятся к эпохе палеолита (по мнению нек-рых учёных - к неолиту). Принципиальное отличие знаков П. - пиктограмм - от знаков фонетич. письма состоит в незакреплённости за пиктограммой конкретной единицы языка, в возможности её интерпретации на любом языке, в том, что она может быть прочтена как слово, словосочетание, предложение с разл. вариантами смысла, как неск. предложений. Пиктограммы делятся на "иконичес-кие", имеющие сходство с изображаемым предметом или понятием (знак солнца для передачи понятий "день", "солнце" и т. п.), и "символические", по-видимому, восходящие к "иконическим", но утратившие внеш. сходство с изображаемым предметом. Переход от П. к собственно письму, фиксирующему звуковую речь, осуществлялся с помощью "ребусных написаний" (напр., попытка передать этим способом собств. имена в рукописях ацтеков). Рисуночный характер древнейших иероглифич. систем письма (др.-египетское, раннее китайское, критское и др.) указывает на их происхождение из П. В совр. культурах П. применяется как вспомогат. средство общения (дорожные знаки, указатели на выставках, дет. и юмористич. рассказы в картинках и т. п.). Восходящие к 16 в. попытки создать на основе П. универсальное средство общения - пазиграфию - успеха не имели.

ПИРАТСКОЕ ИЗДАНИЕ, контрафактное издание (от поздне-лат. contrafactio - подделка), произведение, опубликованное (воспроизведённое и распространённое) с нарушением прав автора или иного носителя исключит, прав на использование произведения. По закону Рос. Федерации "Об авторском праве и смежных правах" контрафактными являются экземпляры произведения и фонограммы, изготовление или распространение к-рых влечёт за собой нарушение авторских и смежных прав (в т. ч. экземпляры охраняемых в Рос. Федерации произведений и фонограмм, импортируемые без согласия обладателей авторских и смежных прав в Рос. Федерацию из гос-ва, в к-ром они никогда не охранялись или перестали охраняться). При этом могут быть нарушены как личные неимущественные, так и имуществ. права автора (в частности, путём использования произведения без договора и без выплаты авторского вознаграждения). Авторский закон Рос. Федерации 1993 устанавливает более суровые, чем в ранее действовавшем законодательстве, меры ответственности за изготовление и распространение П. и., фонограмм, видеозаписей. Уровень защиты прав автора в данном случае аналогичен установленному законодательством США, Франции и др. развитых гос-в. Обладатели исключительных авторских и смежных прав вправе требовать от нарушителя: признания их прав; восстановления положения, существовавшего до нарушения права; прекращения действий, нарушающих право или созда- ющих угрозу его нарушению; возмещения убытков, включая упущенную выгоду; взыскания дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторских и смежных прав (вместо возмещения убытков), или выплаты компенсации в сумме от 10 до 50000 миним. размеров оплаты труда, определяемой по усмотрению суда или арбитражного суда (вместо возмещения убытков или взыскания дохода), и др. мер, предусмотренных законодательством. Кроме того, суд или арбитражный суд за нарушение авторских или смежных прав взыскивает штраф в размере 10% от суммы, присуждённой судом в пользу истца. Суд или арбитражный суд может также вынести решение о конфискации контра-фактных экземпляров произведения и мат-лов и оборудования, используемых для их воспроизведения. Эти контра-фактные экземпляры могут быть переданы обладателю авторских или смежных прав по его требованию. Конфискованные и не востребованные контра-фактные экземпляры и мат-лы и оборудование, использованные для их воспроизведения, подлежат уничтожению по решению суда. Наконец незаконное воспроизведение или распространение чужого науч., лит., муз. или худ. произведения может повлечь уголовную ответственность по ст. 146 У К РФ. Борьба с П. и. актуальна для большинства заруб, гос-в, прежде всего наиболее развитых, поэтому особое значение приобретает охраняемость произведений авторов одного гос-ва авторским правом других гос-в. Для этих целей заключа-ютсяразл. междунар. договоры (как двусторонние, так и многосторонние). Рос. Федерация (как правопреемник СССР) является участником Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве, к к-рой СССР присоединился в 1973. Произведения иностр. авторов (граждан стран - участников Конвенции) охраняются на территории Рос. Федерации, если они опубликованы после 1973. Двусторонние соглашения отд. гос-в по авторскому праву охраняют все произведения авторов стран, заключивших их, опубликованные за рубежом, независимо от даты их первой публикации (в пределах общего срока действия авторского права).

ПЛАГИАТ (от лат. plagio - похищаю), умышленное присвоение чужого авторства, выдача чужого произведения науки, лит-ры или иск-ва (а также изобретения) за своё собственное. По законодательству Рос. Федерации П. влечёт уголовную ответственность. П. воз- можен в отношении как опубликованного, так и неопубликованного произведения. Он может выражаться в том, что лицо в целом или в части обнародует (выпустит в свет) чужое произведение под своим именем либо иначе использует такое ранее обнародованное произведение (его часть), приписав себе авторство на него. Принуждение к соавторству приравнивается законом к П. П., являясь прежде всего нарушением права авторства, как правило, влечёт за собой нарушение и иных личных неиму-ществ. прав автора, а также его иму-ществ. прав. При П. автор, а также любой иной обладатель исключит, прав на произведение вправе требовать защиты авторских прав. После смерти автора любое лицо вправе потребовать восстановления действительного авторства; такое требование должно рассматриваться как заявленное в обществ, интересах. Наряду с уголовной ответственностью при П. применяются гражданско-правовые меры защиты нарушенного авторского права, вт. ч.: признание прав; восстановление положения, существовавшего до нарушения права; возмещение причинённых убытков, включая упущенную выгоду, и др. П. не может быть признано заимствование темы, сюжета худ. произведения, науч. идей, составляющих содержание науч. произведения, и т. п., если не заимствуется та форма, в к-рой они выражены.

ПЛОСКАЯ ПЕЧАТЬ, вид печати, при к-ром печатающие и пробельные элементы формы находятся в одной плоскости. Разделение их основано на разл. физико-хим. свойствах поверхности: печатающие элементы смачиваются краской, а пробельные - водным раствором. Это достигается путём предварит, физико-хим. обработки поверхности формы. В процессе печатания форму попеременно смачивают увлажняющим раствором и закатывают краской, затем к печатной форме прижимается бумага (в литографской печати) или резиноткане-вая пластина (в офсетной печати), благогаря чему получается оттиск.

ПОЛИПТИХ, полиптик (греч. polyptychos - состоящий из многих складок или дощечек, от polys - многочисленный и ptyche - складка, дощечка), название - от навощённых дощечек, скреплявшихся наподобие книги. В Др. Греции и Риме П. использовались для разл. записей, в ср.-век. Европе - опись монастырских владений, с перечнем и описанием земель, угодий, строений и др. сведений. Крупнейшие и наиболее известные - П. аббата Ирминона (монастырь Сен-Жермен-де-Пре в окрестностях Парижа), составленный между 811 и 826. Разновидность П. - т.н. книги дарений, содержащие описи земель, подаренных и завещанных монастырям. В России П. - писцовые книги.

ПСАЛТИРЬ, псалтирь, одна из книг Ветхого Завета, сборник, включающий 150 песнопений-псалмов. Автором большинства их традиционно считают Давида - царя Израиля. В псалмах - размышления о Боге и его власти над земными народами, жалобы на врагов и молитвы о помощи, описание внутр. состояния автора в разл. моменты его жизни, призывы к праведной жизни. Мн. псалмы отличаются отточенной лит. формой, переживания размышляющей личности выражены ярко, поэтично, образно. В Др. Руси П. получила широчайшее распространение, была на протяжении веков не только церк. книгой, но и учебной. П. с течением времени видоизменялась, приспосабливалась к разл. целям и существовала в 3 вариантах: простая, толковая и с восследованием. Первая содержала только псалмы и др. библейские песни и молитвы; в толковой П. псалмы сопровождались комментариями. Примерно к 14 в., скорее всего - на Руси, сложился тип т. н. Служебной П., сначала простой, а затем и следованной. В этих литургич. сб-ках к собственно П. присоединены т. н. библейские песни, Часословец, Месяцеслов, разл. песнопения и молитвы, иногда пасхалия. Первое печатное издание П. с восследованием выпущено в 1495 в Цетинье. За ним последовали венецианские издания 1519-20, 1546, 1561, гражданское 1521, милешевское 1544 и др. Ф. Скорина напечатал П. в Праге в 1517 и в Вильне ок. 1522. И. Фёдоров выпустил П. с Часословцем в 1570 в Заблудове. Первые моек, издания простой П. вышли из Анонимной типографии ок. 1559 (т. н. среднешрифтная) и ок. 1565 (т. н. широкошрифтная). Ещё в визант. рукописании сложился тип богато иллюминированной П., украшенной мн. миниатюрами (напр., греч. Хлу-довская П. 9 в.). На Руси этот тип представлен Симоновской П. 13 в., П. 1397, написанной протодьяконом Спиридонием в Киеве, лицевыми Псалтырями Д. И. Годунова кон. 16 в. Печатные П., издававшиеся в России в кон. 16-17 вв., как правило, снабжены фронтисписом - гравированным на дереве изображением царя Давида.

Пергамен — материал для письма из недублённой кожи животных (до изобретения бумаги). Также древняя рукопись на таком материале.

РУБРИКА [от лат. rubrica - заглавие закона, написанное красной краской (от ruber - красный)], способ обозначения отд. частей текста лит. произведения. Р. активизирует внимание читателя, означает начало нового раздела. В книге Р. может быть тематической (см. Загла- вие), формально-графической (буквица, цифра или литера с точкой или скобкой, звёздочки, линейки и др. типогр. орнаментика, поставленная в пробеле или абзаце) и "немой" (пробел в сплошном тексте и абзац с концевой строкой). Система Р. книги, в к-рой словесными или композиционно-графич. средствами или их сочетанием выявлены связь и соподчинённость частей текста, наз. рубрикацией. В библиотечно-библиогр. практике Р. наз. отдельный элемент (слово) классификационных систем вспомогат. и библиогр. указателей.

СВИТОК, одна из древнейших форм книги. Представляет собой совокупность листов, скреплённых между собой краями и свёрнутых в рулон. Текст в С. наносился на одну сторону листов. Появился в Египте в 3-м тыс. до н. э. В качестве мат-ла для изготовления С. служили папирус, шёлк, кожа, пергамен, позднее бумага. Самый крупный известный С. - т. н. Папирус Гарриса - имеет размер 42,5x405 см. В актовой документации рус. приказов С. использовался до 17 в. Известны рус. азбуки-прописи 17 в. в виде С. В совр. иск-ве книги к форме С. изредка обращаются в целях стилизации.

СЕРИЯ (от лат. series - ряд, вереница, цепь), способ упорядочения издат. репертуара, ряд однотипных (науч., науч.-массовых, массовых) самостоят, изданий, выходящих в свет в соответствии с единым общим замыслом. С. может быть представлена любым видом издат. продукции - книгами, репродукциями, плакатами, марками и т. д. Различают "открытые" С. - продолжительность к-рых не ограничена ("Жизнь замечательных людей", "Учёные - школьнику", "Б-ка классики", "Музеи мира"), и "закрытые" - с заранее определ. кол-вом выпусков ("Б-ка всемирной лит-ры", т. 1-200, 1967-77). С. может состоять из изданий разных видов (собр. соч., сб-к, отд. издание одного произведения) и одного вида или лит. жанра ("Б-ка ист. романа", "Сокровища лирич. поэзии"). Первую книжную С. собраний сочинений антич. философов и историков, имеющую читательский адрес и цель - науч. подготовку текстов классиков для изучения, издавал А. Мануций (с 1500). Эльзевиры выпускали с 1626 С. "Малые государства" (ок. 40 путеводителей), предназначенную читателям, знающим латынь, но мало знакомым с геогр. наукой. Отеч. С. появились в сер. 19 в. Предшественниками их можно считать нек-рые издания 18 в., напр. "Древнюю российскую вивлиофику" Н. И. Новикова (1773-75). С 1849 выходили две книжные С. с общим замыслом свода рус. литры: "Собрание сочинений известнейших рус. писателей" науч.-массового характера, для гимназич. курса словесности П. М. Перевлесского, и "Полное собрание сочинений рус. авторов" А. Ф. Смир-дина (св. 70 назв.). В сов. период значит, часть издат. репертуара по всем видам лит-ры была организована в С. Российская книжная палата ведёт библиогр. учёт и регистрацию С.; в "Книжной летописи выходит дополнит, вып. "Книги и брошюры. Указатель серийных изданий".

СИГНАТУРА (позднелат. signatura, от лат. signo - обозначаю, указываю), порядковый номер печатного листа издания, помещаемый в нижнем поле первой полосы перед нормой. Служит для контроля, при комплектовании тетрадей в кн. блок.

СКРИПТОРИЙ (позднелат. scriptorium, от лат. scriptor - писец), мастерская рукоп. книг в монастырях или при дворах владетельных особ в 6-12 вв. В С. существовало первичное разделение труда. Здесь трудились писцы-скрипторы, оформители книг - иллюминаторы, миниатюристы, переплётчики и др. Широкое распространение С. в Зап. Европе относится к 10-12 вв. С. были оборудованы пюпитрами, на к-рых переписывались тексты (иногда под диктовку сразу неск. писцами). С кон. 12 в. С. вытеснялись гор. цеховыми мастерскими. Рукописные мастерские по типу С. существовали и на Руси. Они возникли в Новгороде в кон. 11 в. В 15-16 вв. такие мастерские встречались сравнительно часто: мастерская Дионисия-Феодосия, Новгородского архиепископа (впоследствии митрополита) Макария и др. СТЕРЕОТИПНОЕ ИЗДАНИЕ, повторное издание книги, отпечатанное без изменений со стереотипов (копий оригинальных форм высокой печати).

Средство накопления (сбережения) - тезаврация. Безусловно, в качестве средства накопления может выступать любой вид актива (имущества). Люди могут накапливать богатства путем покупки драгоценностей, недвижимости, антиквариата и т.п.

ТЕТРАДЬ (среднегреч. tetradion, от tetras, род. п. tetrados - четвёртая часть листа), в книжно-журнальных изданиях сложенный (сфальцованный) от 1 до 4 раз отпечатанный лист бумаги с последовательным (для комплектов™ подборкой) или с непоследовательным (для ком-плектовки вкладкой) расположением страниц. Число страниц в Т., составляющих кн. блок, определяется толщиной и видом бумаги и способом скрепления блока. При толщине бумаги до 90 мкм блок рекомендуется составлять из 32-страничных Т., при толщине бумаги 90-120 мкм - из 16-страничных, а при большей толщине - из 8-страничных Т. Если издание скрепляется поблочно (проволокой внакидку и втачку, клеевым бесшвейным способом), то 32-странич-ные Т. разрешается применять при толщине бумаги до 120 мкм. Т., имеющая меньшее число страниц, чем остальные Т. данного издания, наз. дробной частью листа. Сложной называют Т. с приклеенными или накинутыми дробными частями листа, вклейками и вкладками, отпечатанными отдельно от осн. текста, а также крайние Т. блоков с приклеенными форзацами.

ФАЛЬЦОВКА (от нем. falzen - складывать, сгибать), сгибание в определённом порядке отпечатанного листа. В результате Ф. получают тетрадь в 4, 8, 16 и 32 страницы (реже в 12 и 24 страницы) или готовое издание объёмом до 64 страниц. Множество вариантов Ф. классифицируют по числу сгибов, взаимному расположению и положению сгибов на листе и др. По этим признакам различают Ф. одно- и многосгибную (до 16 сгибов), параллельную, перпендикулярную и комбинированную, симметричную и смещённую, со шлейфом - припуском по ширине доли листа размером 8-10 мм (рис.). Односгибная симметричная Ф. применяется при изготовлении форзацев, обложек, накидок, вкладок, 4-странич-ных вклеек и дробных частей листа. Если издание печатают на листовых машинах, то для получения 8-, 16- и 32- страничных тетрадей применяют соответственно двух-, трёх- и четырёхсгибную перпендикулярную Ф. - симметричную или со шлейфом, к-рый необходим для раскрывания тетрадей посередине в самонакладах ниткошвейных машин и вкладочно-швейно-резальных агрегатов. При печатании изданий на рулонных книжно-журн. машинах 16- и 32-страничные тетради получают трёхсгибной комбинированной Ф. двойником (на каждой доле листа располагаются две полосы) со шлейфом, причём 32-страничные тетради получают вариантом Ф. с подборкой (складыванием вместе двух половин листа после первого сгиба). Пятисгибная комбинированная Ф. применяется в произ-ве буклетов и блоков кн. изданий объёмом до 64 страниц. Тетради с большим числом сгибов без риска порчи продукции получают лишь с применением вариантов параллельной Ф. Ф. производится на фальцевальных машинах и в фальцевальных аппаратах рулонных ротационных печатных машин.

ФОЛИАНТ (нем. Foliant, от лат. foli-um - лист), издание форматом в сложенный пополам лист бумажный (ин-фолио), по совр. стандартам - от 60 до 84 см высотой. Книги-Ф. выходили в основном в 16-18 вв. В 20 в. таким форматом издаются лишь геогр. атласы и факсимильные худ. издания. В переносном смысле - всякая книга большого формата.

ФОРЗАЦ (нем. Vorsatz), обычно сложенный пополам лист бумаги, помещаемый между переплётной крышкой и блоком книги. Внутр. лист Ф., как правило, приклеивают к крайней тетради кн. блока, а внешний - к внутр. стороне переплётной крышки. По характеру оформления Ф. бывают простые, тематические (рисунок Ф. отображает тематику книги), декоративно-орнаментальные. В совр. изданиях применяют четыре типа Ф., отличающиеся конструкцией, способом присоединения к тетради и прочностью (рис.): "свой", приклейной, при-клейной с окантовкой, составной прошивной с тканевым фальчиком, к-рые рекомендуется применять при толщине блока соответственно до 20 мм, 30 мм, 40 мм и более 40 мм. Для Ф. используется спец. клеёная или близкая к ней по свойствам офсетная бумага с поверхностной плотностью 120-160 г/м2. Приклейка и окантовка (оклейка по корешку узкой полоской бумаги или коленкора) тетрадей вместе с Ф. выполняются на форзац-приклеечных автоматах, работающих со скоростью до 110 экз. в 1 мин.

ФРОНТИСПИС (франц. frontispice, от лат. irons, род. падеж frontis - лоб, передняя сторона и specie, spicio - смотрю), иллюстрация в книге, помещаемая обычно на левой стороне разворота титульного листа. В качестве Ф. используются воспроизведённые в разл. техниках портрет автора книги или лица, о к-ром идёт рассказ, рисунок, отражающий гл. идею произведения, иллюстрация к узловому эпизоду; в науч. и науч.-популярных изданиях Ф. часто служат фотографии, карты. Первопечатные книги не имели Ф. - все иллюстрации и эмблемы, резюмирующие содержание книги, совмещались в них с титулом на одной странице. Впервые Ф. (с портретами авторов) появились в итал. изданиях нач. 16 в.; в 16-18 вв. на отд. Ф. сосредоточивается большинство изобр. элементов оформления титульного листа (тогда как правая сторона разворота отводится исключительно шрифтовым композициям). В кн. иск-ве 20 в., когда всё большее внимание уделяется оформлению обложки и суперобложки, Ф., продолжая играть важную роль, утратил, однако, значение единственного символич. или изобр. введения к тексту.

Показать полностью…
Похожие документы в приложении