Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
2 монеты
doc

Шпаргалка «Экзаменационная» по Культурологии (Якушкина Н. В.)

1.термин культура. проблема определения понятия культуры. Культура (лат. «возделывать») — сoвокупность всех видов чел. деятель-ности (дух. и матер.) и результатов этой деятельн., передаваемая после-дующим поколениям в предметных, матер. носителях (ср-вах труда, изделиях).

Понятие «культура» центральное в культурологии. В средние века слово «культура» ассоциировалось с признаками личного совершенствования человека. В Возрождение под личным совершенством понимают соответ-ствие гуманистическому идеалу. С точки зрения просветителей, культура означала «разумность», считалось, что культура проявляется в разумности общественных порядков и политических учреждений, а измеряется достижениями науки и искусства. Это была концепция, назв. «эвдемонической» (эвдемонизм — направление, считающее счастье высшей целью человеческой жизни).

Со 2-й половины 19 в. понятие «культура» приобретает статус научной категории. Понятие культуры многозначно, сейчас поэтому существует около тысячи ее определений. В современной культурологии распр. технологическая, деятельностная и ценностная концепции культуры. Деятельностная — рассматривает культуру как способ и результат жизне-деятельности человека. Ценностная — подчеркивает роль и значение идеальной модели жизни, и культура в ней рассматривается как вопло-щение должного в реальное. Технологическая — культура представляет собой определенный уровень производства и воспроизводства обще-ственной жизни.

2.культура как система. Структура и ф-ии к-ры. Структура. Осново-полагающими является понятия культурной статики и культурной динами-ки. Первая характеризует культуру в покое и неизменности, вторая — рассматривает культуру как процесс в движении. Базисные элементы культуры существуют в двух видах: материальном и духовном. В материальную культуру входят: культура труда и материального произ-водства, быта, топоса (жилища, дома, деревни, города), отношения к собственному телу, физическая культура. Духовная культура включает познавательную (интеллектуальную), нравственную, художественную, правовую, педагогическую, религиозную культуры. Существуют виды, которые невозможно отнести к материальной или духовной, например экономическая, политическая, экологическая, эстетическая. Культурное наследие — термин культурной статики — нечто ценное и почитаемое, созданное прошлыми поколениями и выдержавшее испытание временем и передающееся следующим поколениям. Культурные универсалии — нормы, ценности, правила, присущие всем культурам. Функции. - Основная (человекотворческая) Человек живет не в природе, а в культуре. В ней он сам себя познает. Здесь есть и моменты миропонимания, формирования, воспитания и социологизации человека. - Информаци-онная состоит в том, что к-ра передает знания и опыт предыдущих поколений. В к-ре проявляется историческая память отдельного чел., народа, человечества.- Познавательная функция состоит в том, что к-ра дает целостное представление о народе, стране, эпохе. через к-ру люди познают как самих себя, так и предшествующие поколения.- Коммуникативная функция состоит в том, что к-ра не существует вне общения.она формируется через общение.- Нормативная (регу-лятивная или защитная функция) – связана с регулированием различ-ных сторон, видов общественной и личной деятельности людей.- Знаковая представляет собой определенную знаковую систему. без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями к-ры не возможно.- Ценностная (Аксиологическая)отражает важ-нейшее качественное состояние к-ры. К-ра как система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их содержанию и оценивается степень культурно-сти того или иного человека.

3.Что такое творчество? Виды творческой деятельности человека. Творчество — деятельность по созданию культурных ценностей и их интерпретации. Творческая деятельность характеризуется неповто-римостью, оригинальностью и общественно-исторической уникально-стью. Творчество всегда предполагает наличие субъекта творческой деятельности (творца). По словам Достоевского: «там где образование начиналось с техники, там не наблюдалось Аристотеля». У технической и у гуманитарной цели и методы разные. Гуманис означает человек т. е. гуманитарная культура это культура внутренняя она действует на чувства, разум позволяет шире смотреть на познание вообще. Без гуманитарной культуры техническая ставит только цели, и выполняет их машинально.

4.Человек в мире культуры. Культура и свобода человека. Свобода кончается там, где начинается свобода другого человека или по словам Бекона: «Свобода — это осознанная необходимость». Табу уже появл. В первобытном обществе, так как без правил чел. жить не может. Свобо-да ограничивалась всегда правилами и законами. И со временем эти законы менялись, так табу в древности гласили: не иметь детей с родственниками, зарождение морали и этики. Этика — это система норм нравственного поведения человека. В средневековье этика была на низком уровне. Можно было вытирать руки об скатерть, сморкаться, но уже оставались права на собственность. С эпохами нормы правил требовали все больше внимания. Так в 18 веке выходит книга «Юное зерцало», в кот. Описаны нормы поведения, о кот. Мы бы сейчас, не задумываясь, выполняем. Например, при людях не ковыряем вилкой в зубах. То есть свободы как таковой нет, цензор должен быть внутри чела. Гегель сказал, что свобода — это хотеть и быть лишь самим собой. Человеку не возможно приобрести свободы извне больше, чем он обладает ей изнутри. Только свободный человек способен на творчество.

5. Первобытная культура: общая характеристика. Первобытная религия. Искусство первобытности. Первобытная культура — самая длительная в истории человечества. Время возникновения определить точно не возможно. Сохраняется в некоторых районах земного шара до сих пор. Важнейшие черты первобытной культуры синкретизм — недиф-фиренцированность, неразделенность ее форм, возникающая в след-ствии их слабого развития (например и обычай и мораль и право и этикет, существуют в это время как единое целое). Первобытная культура бесписьменна, следствием этого являются очень медленные темпы накопления информации и соответственно культурного и социального развития. Первобытная культура была магической, жизнь первобытного человека проходила в выполнении множества ритуалов, которые пред-ставлялись ему столь же необходимыми как трудовые действия. На закате первобытной культуры у людей развивается мифологическое мировос-приятие, человек переносит на окружающий мир свойства, которые замечает в самом себе, предметы представляются ему одушевленными наделенными волей, сознанием и эмоциями. Мифы складываются в целостную картину мира, единообразно объясняющую и природные и социальные явления. Одной из самых ранних форм родоплеменных религий является тотемизм — поклонение животным и деревьям. В первобытном обществе был распространен и фетишизм — почитание материальных предметов, якобы наделенных сверхъестественными свойствами. Кроме того, для родового строя характерен культ предков, которые якобы влияют на жизнь потомков. Вера в духов и душу, всеоб-щую одухотворенность природы называется анимизмом. Эти формы первобытных религиозных представлений существовали в тесном пере-плетении друг с другом. Была распространена вера в магию, которая через определенные действия и заклинания должна была повлиять на человека или природные явления. Постепенно оформляются более сложные представления о душе и ее существовании после смерти чело-века, о загробном мире, о деяниях богов и героев как соучастников обыденной жизни людей.

7. Культуры Древнего Египта. К IV тыс. до н.э. на основе мелких посе-лений возникают более значительные и постепенно в долине р.Нил возникает ряд городов-гос-в, которые в последствие преобразовались в области Древнего Египта, или как их назыв. греки, номы. Со временем города гос-ва объединились в 2ва крупных царства-Северное, или Нижний Египет, и Юж.,Верхний Египет. Во главе гос-ва фараон – абсо-лют. власть. Он признавался сыном бога. Египтяне поклонялись многим богам: Ра-бос солнца, Осирий покровитель подземного царства, Тоте бог мудрости. Верили в бессмертие души, возник заупокойный культ. Условием загробной жизни считали сохранение тела умершего (мумии, пирамиды). С именем фараона Джосера связано строительство 1ой пирамиды. Самые большие пирамиды, находящиеся на плато Гизе, были построены для фараонов IV дин.- Хеопса. С правителем Хафра или Хуфу связано соору-жение знаменитого Сфинкса - фантастического существа с телом льва и головой человека. Жилые дома из кирпича, храмы из камня. Нашли неразграбленой гробницу Тутанхамона. Перед храмами и дворцами воздвигал обелиски с иероглфами. Лит-ра: поучения песни, заклинания, жизнеописания. Музыка: культовая, придворная, народная, это лиры барабаны арфы. Наука: матем., карты звезд. неба, медицина (учение о кровообращении и сердце, мумификация), календарь, часы, географ. карты. Школы при храмах обучали писцов. Позднее обучали всех мальчи-ков от 5 до 16 лет. Чтению, письму, счету. Дети знати в воен. школах. Завоевания Александра Македонского положили конец существованию древнего Египта. В 332до н.э становится частью его гос-ва.

8. Культура Древней Месопотамии. Месоп. (двуречье) – земли лежа-щие между р. Тигр и Евфрат. Раннюю культуру двуречья обозначают как шумеров-аккадскую. Письменность –клинопись, позднее – алфавитное письмо. Шумеры авторы сборников медицин. рецептов. Религия – прави-тель считался потомком богов, культ умерших царей. Важнейшая в шумер-ской лит-ре – Сказание о Гельгамеше (странствия царя г. Урука), разные мифы. После этой цивилизации была Вавилония. Центр – г.Вавилон. При царе Хамурапи появ. Свод законов написанный клинописью на 2метр. камен. столбе. В них отразилась хоз. жизнь, быт и нравы жителей. Царь богов - бог Вавилона Магдук. Волю бога знали только жрецы(заклинали духов, беседовали с богами. люди покарялись их воле). Храм бога Марду-ка – Вавилонская башня. Внутри деревянная статую бога, покрытая золот. пластинами. В 8в. до нэ ассирийцы завоевали Вавилонское цар-ство. Их царь Ашурбанипал в своем дворце в Ниневии собрал библиотеку клинописных текстов (10ки тыс.). Заменитые: Вавилон. башня, висячие сады Семирамиды. Изобретение письменности, астрономии, математики, 60ричная система счета (час = 60мин, 1 мин = 60сек, круг на 360).

9. Культура Древней Индии. Сущ. середина 4 тыс. л. до н.э. ― 6 в. нашей эры. Раскопки показывают, что цивилизация у них была на высоте — канализации, спланированные улицы из 2-х этажных домов . Знали много ремесел, обрабатывали металл. Разделяются этапы. Пер-вый — Хараппская культура, 3 ― сер. 2 тыс. до н.э. Так вот все эти дости-жения были уже у них (ну там канализация и прочее). Была и пись-менность — 400 пиктографов (рисуночное письмо). О религии мало известно — не нашли храмов. Но почитали животных, были изображения богов м. и ж. родов. К середине 2 тыс. до н. э. Хараппская культура исчезла, но стала основой для других видов культур Индии. В сер. 2 тыс. до н.э. вторглись племена ариев, говорящих на индоевропейских языках, и осели. Были земледельцами. Города отсутствовали. О многом нам рассказывают Веды — сборник самых древних священных писаний инду-изма на санскрите. Они рассказывают не только о войнах, о труде, о насущном в общем, но и наполнены божественным откровением. Значимость Вед очень высока. Ведческая литература содержит также инфу о земледелии, астрономии того времени, медицине, геометрии, про ремесла. В начале 1 тыс. до н.э. индоарии в основном вели оседлый образ жизни. происходит усиление авторитета и значимости жрецов-брахманов. Многочисленные религ. течения и учения привели к созданию течения брахманизм, освещавший племенную раздроблен-ность и искючительность. Согласно ней творец всей земли — брахма, родился из золотого яйца которое плавает в океане. Сила его мысли делит яйцо на две части — землю и воду. Но независимо от перехода к брахманизму нет одного бога и иерархии их — все равно их было еще много. Основные — Шива воплощение разрушит. сил природы и символ плодородия, и Вишну — хранитель всего сущего. Важная часть брахма-низма — сансара (теория перерождения). Цепь перевоплощений беско-нечна и зависит от кармы — судьбы человека, которая предопределена но может быть скорректирована поступками человека. В процесссе созда-ния рабовладельческого общества из первобытного, складываются варны —сословия. два привилегированных — брахманы (жрецы, которые произошли от уст Бога и говорят от Бога на Земле) и кшатрии (военная знать, цари, князья). Третья — вайшии — свободные общинники, зани-мались торговлей, ремеслом и проч. Низшая — шудр — чужаки, пересе-ленцы, потомки покоренных племен, служили всем вышестоящим трем варнам. В 6 веке до н.э. возникает джайнизм — отвергал брахманизм, его пантеон богов, жречество, жертвоприношение, варны. Признавал вечность души, цель — нирвана, вечное блаженство. Также в это время зарождается буддизм. Главнй бог — Будда. Буддизм — между брахманиз-мом и джайнизмом, нечно среднее. Центральное учение — «4 благороных истины»: жизнь есть страдание, причина страдания — стремление к наслаждению, прекращение страдания происходит через уничтожение желаний, а в конце этого пути — свобода и озарение — нирвана, терпимость бесстрастие и безразличие как к плохому так и к хо-рошему. Довольно высокий уровень архит. и изобразит. искусства.

10. Культура Древнего Китая. Самая большая и обособленная цивили-зация. Государственность возникла во 2 веке до н. э. Расовый тип — монголоиды. Самобытная культура. Философия и религия: вера в борьбу сил Света и Тьмы. Культ природы — поклонение духам земли, рек, солнца и т.п. Культ предков — душа чел-ка после смерти продолжает жить и может вмешиваться в дела живых. Обожествление царской власти — царь признан Сыном неба, наместником бога на земле. Поднебесная — название Китая в древности. Религия: Даосизм (Лао-цзы), конфуциан-ство (Конфуций), моизм (Мо-цзы). Буддизм — возник в Индии в 4 в. до н. э. Жизни — всегда зло и страдание. Человек должен отказаться от радостей жизни и быть пассивным, так как радости и приводят к страданиям. Материальный мир на самом деле лишь проявление мисти-ческого мира и не существует самостоятельно. Все религии имеют кое-что общее: культ послушания, идея пассивного отношения, что повлияло на национальную психологию китайцев. Наука: культ знания и преклонения перед ученостью процветал, но при этом само знание было ограничено. Ввели понятие отрицательных чисел, действия с обыкновенными дробями, задачи на проценты, арифметическую про-грессию, системы уравнений. В астрономии: составили звездный каталог на 800 светил, написали две самые первые книги по астрономии, описа-ли солнечные пятна, составили карту звездного неба. Придумали компас, водяную мельницу, водоподъемный насос, сейсмограф. Китайские врачи славились иглоукалыванием и прижиганием. Письменность — иерогли-фическое письмо, 2 тыс. иероглифов, сначала на бамбуковых дощечках, потом на шелке специальной кисточкой, потом придумали бумагу из тряпья. Литература: древнейшие памятники 1 в. до н. э. «Книга песен» с песнями плясками и стихами и «Книга перемен». Первый поэт в истории китайской поэзии Цюй Юань, его творчество знаменует пере-ход от фольклорной традиции к авторской. В 4 в. н. э. произвели фарфор. Архитектура: здания в несколько этажей с многоярусными крышами. Типичные здания, состоящие из столбов-опор с черепич-ной крышей, имевшей поднятые края и четко обозначенный карниз — пагода(тип буддийского культового сооружения). Великая китайская стена — при объединении Китая в единое государство 221-207 год до н. э. ее строили 2 миллиона заключенных, протяженность 4 тыс. км. Музыка: уже во 2 в. до н. э. китайцам было известно более 20 музыкальных инструментов: бара-бан, бубен, дудка, струнные щипковые, металлические колокольчики, духовые из бамбука, глины. Профессиональное занятие музыкой счита-лось делом, недостойным человека благородного, поэтому музыканты даже придворные, были из низших слоев. Театр: в театральных сюжетах отразилась концепция счастья: реальная жизнь — единственная по сути — ее следует ценить и устроить как можно лучше, в соответствии с великими заповедями мудрецов древности. Цирковые представления, акробатические танцы, театр кукол и теней. Актеров считали посредника-ми между людьми и духами, все они были из низких сословий тоже.

12. Религия в древнем мире и её влияние на культуру древности. Для первобытной культуры характерна нерасчлененность общественно-го сознания, поэтому в древности религия, представлявшая собой слож-ный синтез тотемизма, анимизма, фетишизма и магии, была слита с первобытным искусством и моралью. Огромное влияние религия оказа-ла на античную культуру, одним из элементов которой явилась древне-греческая мифология. Мифы являются отражением исторических событий того времени, общественной жизни и быта греков архаического периода. Гомеровский эпос («Илиада» и «Одиссея») является важным источником для изучения древнейшего периода истории Греции, о котором нет других письменных свидетельств. Кроме того, древнегреческие мифы послужили почвой для возникновения античного театра. Прообразом театральных представлений были празднества в честь популярного и любимого во многих областях Греции бога Диониса.Древнегреческая мифология оказала большое влияние на культуру многих современных европейских народов. К ней обращались Леонардо да Винчи, Тициан, Рубене, Шекспир, Моцарт и многие другие композиторы, писатели и художники. Библейские мифы, в том числе главный миф — о богочеловеке Иисусе Христе, были самыми притягательными для искусства. Основными сюжетами живописи на протяжении многих веков были евангельские сюжеты, художники по-разному трактовали Рождество и Крещение Христа, Тайную Вечерю, Распятие, Воскресение и Вознесение Иисуса. На полотнах Леонардо да Винчи, Крамского, Ге, Иванова Христос представлен как высший идеал человека, как идеал чистоты, любви и всепрощения. Храм — это не только место богослужения, это — кре-пость, эмблема силы и независимости государства или города, историче-ский памятник. Таким образом, храмы, являясь культовыми сооружениями, имели и большое культурное значение; в них воплотились история страны, традиции и художественные вкусы народа. Религия оказала большое влияние на литературу. Три основные мировые религии — буддизм, христианство и ислам — дали миру три великие книги — Веды, Библию и Коран.

13. Формирование античной культуры. Периодизация. Историю Древней Греции принято делить на пять периодов, которые являются одновременно и культурными эпохами:

—эгейский или крито-микенский (III—II тыс. до н. э.) ― была преддверием античной культуры, она была разрушена извержением вулкана и наше-ствием греков. Источники ― мифы.,

—гомеровский (XII—VIII вв. до н. э.) ― Гомеровский период, о котором известно в основном из двух поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея».

—архаический (VIII—VI вв. до н. э.) ― время интенсивного развития античного общества, когда определялись специфические черты цивили-зации античного типа. Были заложены основы рабства, денеж. обраще-ния и рынка, демократ. формы правления. Происходит формирование античного полиса – города гос-ва, гражданской общине которого пре-надлежала и окружающая город территория (Афины, Спарта, Фивы).

—классический (V—IV вв. до н. э.)

― высокой (5 в. до н.э.) и поздней(4 в до н.э.) классики. После победы над персами Афины стали крупнейшим культур. центром. В 404г до нэ Афины проиграли войну Спарте, а в 338 Македония покорила Грецию, Г лишилась полит. самостоятельности, но упадка культуры не было. Разви-вается наука (Платон, Арестотель).

— эллинистический (вторая половина IV — середина I в. до н. э.) ― начало положили завоевания Александра Македонского на Востоке. После смерти империя распалась на царства. Не смогли оказать сопро-тивления Риму и превратились в римские провинции. Для Греции утрата полит. независимости и включение в импеерию Александа Мак. положили конец полисной форме. В истории культуры Древнего Рима можно выделить три крупных периода:

— царский — VIII — VI вв. до н.э. ― первобытное общество. Культура подвержена влиянию греков, финикийцев, этрусков.

— республика — V до н.э. — I в. н.э. ― аристократическая рабовладельче-ская республика. Расцвет Рима.

— империя — I в. н.э. — V в. н.э. ― расцвет и упадок Рима. Пессимизм и кризис духа.

14. Античная мифология и её отражение в культуре античности и новоевропейской культуре. Древнегреч. лит-ра выросла на основе мифологии, корни которых уходят ко временам матриархата (до олимпий-ская мифология). Все окружающее чел. воспринимал одушевленным. Образы сирен, кентавров – свидетельства того времени, когда чел чувстовал себя частью природы. Олимпийская или классич. мифология связана с патриархатом. Природа уже не пугает и начинает восприни-маться поэтично. Многочисленные культуры разных частей Греции сли-лись в один культ олимп. богов во главе с Зевсом, которые породнились между собой. Появились герои (Прометей, Персей, Геракл, Сизиф, Икар, Орфей), вступающие в схватку с ранее пугавшими их чудовищами, со-стязавшиеся с богами. Для эпохи разложения героической мифологии характерны мифы о ролевом проклятии, приводящем к гибели нескольких поколений подряд. Мифология кончается вместе с первобытностью. На место мифологич. сознания выходит наука, а мифолог. сюжеты продол-жают жить в античной лит-ре, скульптуре. Но и в другие эпохи нередко прибегали к теме мифа: Рафаэль, Микеланджело и др.

15. Культура Древней Греции: общая характеристика.

В античной культуре главенствовали категории: мера и размеренность, симметрии, ритм и гармония. Чувство порядка и мера одно из важнейших. Отдавали предпочтение архитектуре и скульптуре. Искусство прославляло и возвеличивало человека. «Илиада» и «Одиссея» — шедевры Гомера. Демократия и гуманизм — главные идеи древнегреческой культуры. В 770г. до н.э. были игры в честь Зевса Олимпийского и с тех пор были каждые 4 года, место проведения — Олимпия. Достижение архитектуры связаны со строительством храмов (Храм Аполлона в Ко-ринфе, Посейдо-на в Пестуне). Развитие керамики, вазовой росписи. Дети 7—16 вв. обучались в частных платных школах, им преподавались грамота, литера-тура, математика. Воплощением мудрости стал великий Сократ. Босой в золотом плаще он давал уроки всем, не брал платы. Гиппократ — свод сочин. по медицине. 3 велик афинских драматурга: Эсхил, Софокл, Еври-пид. В Афинах был построен в честь победы греков над пер-сами ан-самбль Акрополь (самый большой храм Парфенон). Эллинистического времени отличает гигантомания. Появ. камен. театры, библиотеки, сооружения практического назначения (Фаросский маяк). Статуя Колосса Родосского, гигантская статуя древнегреческого бога Солнца Гелиоса. Одно из «Семи чудес света».. Классич. формы искусства сложились в рамках демократич. полиса и поэтому воплощали идеал чела-граж-данина. Тенденция эллинистической скульптуры нашла выражение в интересе к изображению частного личного, а не обществ-го как рань-ше. Стремились к калагатии — единство духа и тела. Античная Греция не была отягощена азиатской традицией, хотя древним грекам и были знакомы достижения культуры народов Востока. Усвоив культурный опыт Египта и Вавилона, они определили свой собственный путь социально-политического развития, в философских поисках и в художественно-эстетическом осмыслении мира. Антропологическое противоречие духа и тела решено было античной культурой в пользу последнего, придав ей «телесный» стиль. Так конструируется все античное мировоззрение: наука, религия, философия, искусство, общественно-политическая жизнь. Античный гуманизм прославляет лишь физическое совершенство челове-ка, но субъектность личности, ее духовные возможности еще не раскрыты. Эталоном гармонии было тело человека. Даже греческие боги — прежде всего вечные совершенные тела. Показательным выражением телесности античного гуманизма было исключительное положение физической культуры в системе воспитания. Однако в античном обществе признава-лась биосоциальная природа человека, закрепленная в формуле Аристо-теля: «Человек — животное общественное». Тело осмысливалось как эстетический символ греческого города-государства, «полиса». Древние греки пытались через тело и благодаря ему воспитывать в себе соответ-ственно гармонические духовные качества, усматривая в нем наличие чувства и ума в их взаимном единстве и противоречии, но слабое разви-тие индивидуальности личности не позволило греческой культуре отра-зить высоты проявления человеческой эмоциональности и духа. Возве-личивая тело, в целом античные искусство и культура, как и на Востоке, решали противоречие между личным и общественным в пользу последне-го. Личность считалась полезной обществу лишь благодаря своим граж-данским добродетелям.

16. Культура Древнего Рима. Общее и особенное в культурах античных Греции и Рима. Рождается в Италии. Складывается из 3-х элементов: культура этрусков, культура италиков, культура латинов. 754-753г до н. э. дата основания Рима. Изначально государство носило милитаристический характер. Очень динамичная к-ра, была самой моло-дой в Др мире. Вбирает элементы греческой культуры, в частности панте-он богов: центральный Зевс — Юпитер (громовержец), его жена Гера — Юнона (покровительница домашнего очага и материнства), Афина — Миневра (богиня мудрости), Афродита — Венера (богиня любви), ее муж Гефест — Вулкан (кузнец), ее возлюбленный Арес — Марс (бог войны), Артемида — Диана (богиня охоты), Гермес — Меркурий (покровит ремес-ла, воров, науки), Посейдон — Нептун, Аид — Плутон (бог загробного мира). Покровительница Рима — Веста (богиня домашнего очага). Для римской к-ры характерна ярко выраженная мысль о богоизбранности римского народа, который несет миру порядок и знания. Культивируются идеи порядка, государственности, слова (ораторское мастерство). Разви-вается право, история, появляются анналы — записи по годам событий, связанных с жизнью города, области или страны. Римляне строят дороги, города, самая ранняя — Апиева дорога, центральное место дорог Форум (золотой столб) в центре Рима. Переосмысливают греческую архитектуру, строили куполообразные храмы, во 2 в до н. э.. изобрели бетон, что вызвало распространение арочно-сводчатых конструкций, оконное стекло, впервые стали применять подъемные краны, апалубку. Строитель-ство амфитеатра — Колизей (проводились состязания гладиаторов). в Риме появ. 1е конные статуи( конная статуя Марка Аврелия). Выраже-нием высших почестей императору полководцу служило строительство триумфальных арок. В строит-ве римлями исп. 4 архитектур. ордера: тосканский, дорический, ионический и ко-ринфский. Здание храм всех богов Пантеон в Риме. Настенная живопись, фрески. В лит-ре знаменитые поэты Гораций «Памятник», Овидий «Метаморфозы», Вергилий «Энеида», Большой труд историка Ливия- «История Рима от основания города». Плутарх автор жизнеописания греческих и римских деятелей.; Филосо-фия — Цицерон «Трактат о природе Богов», Лукреций «Трактат о природе вещей», Аврелий «Трактат наедине с собой». В конце 4 в н. э. Римская империя распалась в 396г на Западную, с центром в Риме и Восточную — Константинополь. Их развитие протекает по-разному: на Западе более быстро, в 497г — Рим был разрушен варварскими (германскими) племена-ми.

17. Античная литература и театр.1-ми памятниками греч. лит-ры считаются поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Их ставили в театрах, изучали в школах. Стихи сопровождались игрой на муз. интсрументах (лира, кифара). Первый поэт Архилох. далее Алкей и Сафо, Пиндар Феокрит писал в стиле идиллии. Появляется комедия и сатира, комедии писал Аристофан («Всадники», «Лягушки»), Менандр «Дискол». Драмы предст. в форме трагедий и комедий. Трагик Эсхил написал 70 трагедий, но дошло 7( Персы, Скованый Промитей). Софокл: трагедии «Электра», «Антигона». Еврипид: трагедии «Электра», «Медея». Появ. басни «Эзопо-вы песни». Эзоп – баснописец. Создавалась наука о ораторском искустве – риторика, фил-ия, истор. сочинения, романы. Трагедии предпочитали комедию. Создается римский героич. эпос, культовые гимны, бытовые песни, проза. Первый поэт Рима Ливий Андроник. Комедия Плавта -(«Клад»). Появились трагедии (текстат) и комедии (тогат). Полит. дея-тель и полководец Гай Юлий Цезарь прославился историч. исследовани-ями Записки о гражд. войне. Цицерон напис. по теории красноречия «Об ораторе». Знаменитые поэты: Виргилий, Гораций, Овидий. Тит Ливий – историк «История рима от оснвания города» в 142 книгах (дошло 35). Плутарх автор жизнеопис. римских и греч деятелей. Греч. театр. небыло постоянных трупп. Финансировали богатые, устр-во театра напоминало соврем. стадион. Представления на круглой площадке- оркестре. Скамьи вырубались. Нельзя было рассм. ни мимику ни костюмы, поэтому актеры в масках. Не было декораций, ориентирование на слуховое восприятих. Шло 3 дня во время празднования великих дионисий 3 трагедии, 1 ко-медия, опр. лучшую постановку, актера, организатора.

18. Изобразительное искусство и архитектура античного мира. Античное искусство прежде всего ассоциируется со скульптурой. Боль-шинство произведений искусства вели немузейный образ жизни, хотя галереи существовали. Люди жили среди произведений искусств. Плутарх говорил, что в Афинах статуй больше, чем людей. Сюжеты критских картин были разнообразны, от религиозных, до светских. Микенские сюжеты более суровы. Керамика IX в. д.н.э. ― геометрические узоры. Вообще, архаическое искусство, в отличие от крито микенского, ведет активный поиск математически выверенных пропорций во всем, а глав-ное ― человеческое тело. Создание обобщенного человеческого обли-ка, возведенного к прекрасной норме (единству его телесной и духовной красоты) ― почти единственная тема. 14-метровая скульптура Зевса Олимпийского работы Фидия ― одно из «семи чудес света». В классиче-ский период статуя оживляется, появляется плавное движение, сохра-няющее, однако, равновесие и устойчивость. В конце классического периода фигура уже не уравновешивает себя, для неё требуется опора. Продолжая традиции поздней классики, искусство эллинизма отражало волнения своей бурной эпохи. Эллинистическую культуру не обошла страсть к гигантомании (32-метровая статуя бога Гелиос на о. Родосе). Искусство Рима считается завершением художественного творчества античного общества. VIII―I вв. д.н.э ― становление, I―II вв. ― расцвет, III―IV вв. ― кризис римского искусства. Долгое время искусство было незаметным, затем под влиянием греков, произошел расцвет римского искусства. Целые галереи реалистических скульптурных портретов. В период I в. возникает «августовский классицизм». Идеалом стал новый тип человека, строгой классической красоты. Мозаика, фреска. В импера-торский период искусство отражает упадок античности. Архаическая эпоха ― время становления архитектуры. Приоритет за общественными зданиями (храмами) ― прямоугольная постройка с двускатной крышей. Храм с колоннадой воспринимался греками как модель и символ тесно сплоченного гражданского коллектива. Дорийский, ионический и другие ордеры. V в. д.н.э. ― расцвет грецеской архитектуры. Создание Афинского Акрополя (Парфенон). Театры. Храм Артемиды в Эфесе (VI в. д.н.э. начали строить, но построили лишь через 120 лет) ― еще одно «чудо света». Храм был сожжен Геростратом, затем отстроен заново, однако после нескольких нашествий был уничтожен. В эпоху эллинизма создаются первые труды по архитектуре. В целом в эту эпоху характерно стремление к грандиозности, подчеркивалась слабость и ничтожество человека перед лицом монарха или бога. Это вело к утрате эстетизма. Римская архитектура ― качественно новый этап эстетического освоения челове-ком реальности. Здесь римляне проявили действительную самостоятель-ность и добились существенных высот. По своей инженерно-строи-тельной технике Рим обгоняет Грецию. Со II в. д.н.э. римляне начинают применять прочный строительный материал ― бетон, что привело к революции в архитектуре. Это позволило перейти от балочных конструк-ции к арочным, а затем к сводчатым и купольным. Римляне строили много светских зданий, в частности развлекательных. Колизей. А так же жилые дома (роскошные особняки, 6-этажные доходные дома).

19. Появление и первые века христианства. Основы вероучения и культа. Влияние христианства на европейскую к-ру. Христианство зародилось в I веке в Палестине в контексте мессианских движений иудаизма. Слово «христиане» вошло в употребление для обозначения сторонников новой веры в сирийско-эллинистическом г. Антиохия в I веке. Первоначально христианство распространялось в среде еврей-ства Палестины и средиземноморской диаспоры, но, уже начиная с первых десятилетий, благодаря проповедям апостола Павла оно приобретало все больше последователей среди других народов («языч-ников»). До V в. в географических пределах Римской империи, а также в сфере ее культурного влияния (Армения, вост. Сирия, Эфиопия), в дальнейшем — среди германских и славянских народов. В новое и новейшее время распространение христианства вне Европы происхо-дило за счет колониальной экспансии и деятельности миссионеров. Основы вероучения ― священное писание (Библия) и священное пре-дание (решение семи Вселенских соборов IV- VIII веков, а также труды крупнейших церковных авторитетов, таких, как Василий Великий, Григо-рий Богослов, Иоанн Златоуст).Важное место в православии занимают обряды-таинства, во время которых, по учению церкви, на верующих сходит особая благодать. Церковь признает семь таинств. 10 заповедей.

20. Культура средневековой Европы: общая характеристика. Средневековая европейская культура охватывает период с момента падения Римской империи до момента активного формирования культуры эпохи Возрождения. Периодизация средневековой к-ры: V―XI ― раннее средневековье-формирование культурных основ, XI―XIII ― зрелое средневековье –период наивысшего расцвета, XIV―XVI ― позднее (с XV на юге уже даже началось Новое время). Появление термина «Средние века» связано с деятельностью итальянских гуманистов XV―XVI вв., которые введением этого термина стремились отделить культуру своей эпохи — культуру Ренессанса — от культуры предшествующих эпох. Эпоха средневековья принесла с собой новые экономические отношения, новый тип политической системы, а также глобальные изменения в мировоззрении людей. Вся культура раннего Средневековья имела религиозную окраску. Социальная структура имела три основные группы: крестьяне, священнослужители и воины. Крестьяне были носителями и выразителями народной культуры, которая складывалась на основе противоречивого соединения дохристианского и христианского мировоз-зрений. Светские феодалы монополизировали право на военное дело. Понятие воина и знатного человека сливалось в слове «рыцарь». Ры-царство превратилось в замкнутую касту. Но с появлением четвертого социального слоя ― горожан ― рыцарство и рыцарская культура пришли в упадок. Ключевым понятием рыцарского поведения было благород-ство. Исключительная ценность для средневековой культуры в целом принесла деятельность монастырей. Развитие средневекового искусства включает в себя следующие три этапа:

дороманское искусство (V-Xвв.),

романское искусство (XI-XII вв.),

готическое искусство (XII-XV вв.).

Античные традиции давали импульсы для развития средневеково-го искусства, однако в целом вся средневековая культура формировалась в полемике с античной традицией.

21. Общая характеристика культуры Византии. В 395г. Римская империя разделилась на 2 части: восточная римская империя стала самостоят. гос-вом. Византией оно стало наз. с 14 в. Периоды 4―7 вв. ― ранний период (формирование византийской культуры и ее расцвет); 2-ая пол. 7 в. ― 12 в. средний (иконоборчество); 12―15 поздний (начался с нашествия крестоносцев, завершился падением Константинополя). В. ― наследница греко-римской культуры. Однако византийская культура складывалась так же под влиянием эллинистической культуры Средизем-номорья, восточных культур. Доминировала греческая. Все это опиралось на христианскую религию. В культуре по-прежнему сохранялась верность традициям, канонам, определяемым религиозными традициями. В обра-зовании сохранялись античные формы. Античная традиция преобладала в искусстве раннего периода, христианство еще только начинало выра-батывать собственную символику и иконографию, формировать собствен-ные каноны. Архитектура наследовала римские традиции. Преобладание живописи над скульптурой, воспринимаемой как искусство языческое. C VI в. возникала, собственно, культура средневековая. В VI в. при императо-ре Юстиниане происходит расцвет византийской культуры. Новые тради-ции храмового строительства ― соединение базилики с центрической постройкой. Параллельно идея многоглавия. В изобразительном искус-стве преобладали мозаика, фреска, икона. Перелом и поворот связан с периодом иконоборчества (VIII в.). Существовала некая двойственность в отношении к изображению бога. Императорская власть поддержала иконоборцев (ради власти). В этот период был нанесен урон изобрази-тельному искусству. Иконоборчество вышло далеко за рамки проблемы христианской изобразительности. В IX в. иконопочитание было восста-новлено. После этого начинается второй расцвет. Увеличивается куль-турное влияние на другие народы. Русь. Складывается крестово-купольная архитектура храмов. В X в. искусство эмали достигает своего наивысшего уровня. X―XI вв. характеризуются двойственностью. Расцвет культуры и упадок государственности. Византия теряет свои территории. Раскол церкви, крестовые походы. После этого начинается византийское возрождение.

22. Византия и Европа: два пути культурного развития. Католи-цизм и православие. В XI в. христианство раскололось на правосла-вие и католицизм. Между ними были, в основном, догматические и обря-довые расхождения. Католическая церковь едина, во главе её стоит Папа Римский. Православная же церковь не едина.

23. Дохристианская культура восточных славян. Принятие Русью христианства. Язычество и христианство на Руси. К I тысячелетии до н. э. ученые относят создание первичных форм славянского героиче-ского эпоса. Ко времени прихода скифов в южнорусские степи (VII век до н. э.) славяне прошли уже большой исторический путь, отраженный как в археологических материалах, так и в мифах. Социальный строй среднеднепровских славян еще за полторы тысячи лет до Киевской Руси оказался на пороге государственности.

В конце V — середине VI века началось великое переселение славян на юг. Освоенная славянами территория представляла собой так называе-мые «ворота народов» — открытое пространство между Уральскими горами и Каспийским морем, — через которые непрерывным потоком вливались в южнорусские степи волны кочевых народов.

До образования государства жизнь славян была организована по зако-нам патриархального или родового быта. Всеми вопросами в общине управлял совет старейшин. Типичной формой славянских поселений являлись небольшие деревни — в один, два, три двора. Несколько поселков объединилясь в союзы («верви» «Русской Правды»). Религиоз-ные верования древних славян представляли собой, с одной стороны, поклонение явлениям природы, с другой — культ предков. У них не было ни храмов, ни особого сословия жрецов, хотя были волхвы, кудесники, которые почитались служителями богов и толкователями их воли.

Главные языческие боги: Даждьбог был богом солнца; Перун — бог грома и молнии; Сварог - небо(отец Даждьбога); Мать-Землю представляет Мокошь. Природа представлялась одушевленной или населенной множе-ством мелких духов: в лесах жили лешие, в реках — водяные. Души умер-ших представлялись в виде опасных для неосторожного человека руса-лок. Местами языческого культа на Руси были святилища (капища), где происходили моления и жертвоприношения. В центре капища находи-лось каменное или деревянное изображение бога, вокруг него жгли жертвенные костры.

Вера в загробный мир заставляла вместе с покойником класть в могилу все, что могло ему пригодиться, в том числе и жертвенную пищу. При похоронах людей, принадлежащих к социальной верхушке, сжигали их наложниц. У славян существовала оригинальная система письма — так называемая узелковая письменность.

Определяющую роль в жизни славян играли три фактора — лес, река и степь. Это отразилось на их культуре. Около 988 г. киевский князь Вла-димир крестился сам, крестил свою дружину и бояр и под страхом наказа-ний заставил креститься киевлян и всех русских вообще. Формально Русь стала христианской. Погасли погребальные костры, угасли огни Перуна, но долго еще в деревнях встречались остатки язычества.

Русь стала перенимать византийскую культуру.

24. Древнерусское искусство. Важнейшим событием IX в. является принятие Русью христианства. До принятия христианства, во второй половине IX в. была создана братьями Кириллом и Мефодием — Славян-ская письменность на основе греческого алфавита. После крещения Руси она была положена в основу древнерусской письменности. Они перевели на русский язык Священное писание. Русская литература родилась в первой половине XI в. Ведущую роль играла церковь. Литература светская и церковная. Существовала в рамках рукописной традиции. Материалом пергамент — телячья кожа. Писали чернилами и киноварью, используя гусиные перья. В XI в. на Руси появляются роскошные книги с киноварными буквами и художественными миниатюрами. Переплет их оковывался золотом или серебром, украшался драгоценными камнями (Евангелие (XI в.) и Евангелие (XII в.). Вся древнерусская литр делится на переводную и оригинальную. Первые оригинальные сочинения относятся к концу XI — началу XII вв. («Повесть временных лет», «Сказа-ние о Борисе и Глебе»). Жанровое разнообразие — летописание, житие и слово. Центральное место — летопись, ее занимались монахи, специ-ально обученные. Древнейшая «повесть временных лет». Другой жанр житие — жизнеописания знаменитых епископов, , патриархов, монахов — назыв. «агиография», Нестор «2 жития первых христианских мучеников Бориса и Глеба», «житие игумена Феодосия». Еще один жанр Поуче-ние — «Поучение Владимира мономаха». Торжественное красноречие — «слово о законе и благодати» Илариона.

Архитектура. С приходом христианства начинается строительство церквей и монастырей (монастырь Киево-Печерский сер. XI в. Антоний и Феодосий Печерские, Ильинский подземный монастырь в толще Бол-динской горы). Подземные монастыри были очагами исихии (молчальни-чество)на Руси.

В конце X в. на Руси началось каменное строительство (989 г. в Киеве Десятинная церковь Успения богородицы). В 30-е годы XI в. были построены каменные Золотые ворота с надвратной церковью Благове-щения. Выдающимся произведением зодчества Киевской Руси стал Софийский собор в Новгороде (1045 — 1050 гг.).

В Киевской Руси были высоко развиты ремесла: гончарное, метал-лоо6раоотка, ювелирное и др. В 10в появляется гончарный круг. К середине XI в. относится первый меч. Ювелирная техника была слож-ной, изделия Руси пользовались большим спросом на мировом рынке. Живопись — икона, фреска и мозаика. Музыкальное искусство — церков-ное пение, светская музыка. Появились первые древнерусские актеры-скоморохи. Существовали былинные сказители, они рассказывали были-ны под звучание гуслей.

25. средневековое искусство. Христианство и искусство. Особенно-сти искусства христианского средневековья:

1)тесная связь с религией

2)значительная роль монастырей как очагов к-ры

3)символизм и аллегоричность

4)каноничность и анонимность в сфере худ. к-ры.

5)близость искусства к народному творчеству.

Средневековое искусство — особая ступень в мировом художествен-ном развитии. Одна из его главнейших особенностей — тесная связь с религией. Религия и ее общественный институт — церковь — была могущественной идеологической силой, важнейшим фактором фор-мирования всей феодальной культуры. Кроме того, церковь высту-пала главным заказчиком искусства.Религиозное мышление сфор-мировало все средневековое искусство.

26. Романский и готический ― два стиля, два этапа в развитии европейской архитектуры. В архитектуре Средневековья господство-вали два основных стиля: романский (в период раннего Средневековья) и готический — с XII в. Романская архитектура. В феодальной аграрной Европе того времени рыцарский замок, монастырский ансамбль и храм были главными типами архитектурных сооружений. Возникновение укреп-ленного жилища властителя было порождением феодальной эпохи. Деревянные цитадели в XI веке стали сменяться каменными донжонами. Это были высокие прямоугольные башни, служившие сеньору и домом и крепостью. Ведущую роль стали играть башни, соединенные стенами и сгруппированные на наиболее уязвимых участках, что позволяло вести борьбу даже немногочисленному гарнизону. Квадратные башни смени-лись круглыми, которые обеспечивали лучший радиус обстрела. В состав замка были включены хозяйственные сооружения, водопровод и цистерны для сбора воды. Новое слово в искусстве западного средне-вековья было сказано во Франции в середине XII века. Современники назвали новшество «французской манерой», потомки стали именовать готикой. Время восхождения и расцвета готики — вторая половина XII и XIII век — совпало с периодом, когда феодальное общество достигло апогея в своем развитии. Готика как стиль была порождением совокупно-сти общественных изменений эпохи, ее политических и идейных устрем-лений. Готика внедрялась как символ христианской монархии. Собор был важнейшим общественным местом города и оставался олицетворением «божественной вселенной». Сущность готики — в сопоставлении проти-воположностей, в способности объединить абстрактную идею и жизнь. Важнейшим достижением готической архитектуры стало выделение в здании строительного каркаса. В готике изменилась система кладки ребристого свода. Ребра теперь не завершали возведение свода, а предшествовали ему. Готический стиль отрицает тяжеловесные, похо-жие на крепости романские соборы. Атрибутами готического стиля стали стрельчатые арки и стройные башни, возносящиеся к небу. Готические соборы — грандиозные сооружения. Готическая архитектура была еди-ным целым с подчиненной ей скульптурой, живописью, прикладными искусствами. Особенный акцент делался на многочисленные статуи. Пропорции статуй были сильно удлиненными, выражение лиц одухотво-ренное, позы благородные. Готические соборы предназначались не только для богослужений, но и для общественных собраний, праздни-ков, театральных действий. Готический стиль распространяется на все сферы жизни человека. Так в одежде становятся модными туфли с загнутыми носами и конусообразные шляпы.

27. Западноевропейская наука и образование в средние века. Схемы образования в средневековой Европе основаны на принципах античной школьной традиции и учебных дисциплинах. 2 этапа: началь-ный уровень включал грамматику, диалектику и риторику; 2 й уровень — изучение арифметики, геометрии, астрономии и музыки. В начале 9 в. Карл Великий распорядился открыть школы каждой епархии и монастыре. Стали создавать учебники, в школы открыли доступ миря-нам. В 11 в. появляется приходские и кафедральные школы. Из-за роста городов внецерковное образование стало важным фактором культуры. Оно не контролировалось церковью и давало больше возможностей. В 12―13в. появляются университеты. Они состояли из ряда факультетов: аристократического, юридического, медицинского, богословского. Хри-стианство определило специфику знания. Средневековое знание ― не систематизировано. Теология или богословие было центральным и универсальным. Зрелое средневековье внесло вклад в развитие естественно-научного знания. Появляется интерес к медицине, получены химические соединения, приборы и установки. Роджер Бэкон — англ. философ и естествоиспытатель, считал возможным создание летающих и двигающихся аппаратов. В поздний период появляются географиче-ские труды, уточненные карты и атласы.

29. Возрождение: сущность, причины, основные этапы развития. Возрождение, или Ренессанс — эпоха в истории культуры Европы, при-шедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — XIV-XVI века.

Отличительная черта эпохи возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происхо-дит как бы её «возрождение» — так и появился термин. Характерная черта культуры Возрождения ― тесная связь науки и искусства. Художни-ки, стремясь наиболее полно отразить все природные формы, обращают-ся к научному знанию. Раннее Возрождение. Период так называемого раннего Возрождения охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 года. В течение этих восьмидесяти лет искусство старается примирить между собой средневековые и античные традиции. Лишь впоследствии художники совершенно бросают средневековые основы и смело пользу-ются образцами античного искусства, как в общей концепции своих произведений, так и в их деталях. Тогда как искусство в Италии уже решительно шло по пути подражания классической древности, в других странах оно долго держалось традиций готического стиля. К северу от Альп, а также в Испании, Возрождение наступает только в конце XV столетия, и его ранний период длится, приблизительно, до середины следующего столетия, не производя, впрочем, ничего особенно замеча-тельного. Высокое Возрождение Второй период Возрождения — время самого пышного развития его стиля — принято называть высоким Воз-рождением (от 1500 по 1580 год). Центр итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим. Рим становится как бы новыми Афи-нами. Античное изучается теперь более основательно, воспроизводится с большей строгостью и последовательностью; спокойствие и достоинство водворяются вместо игривой красоты, которая составляла стремление предшествовавшего периода. Но подражание древним не заглушает в художниках их самостоятельности, и они, с большой находчивостью и живостью фантазии, свободно перерабатывают и применяют к делу то, что считают уместным заимствовать для него из греко-римского искусства. Позднее Возрождение. Отличается каким-то страстным, беспокойным стремлением художников совсем произвольно, без разумной последовательности, разрабатывать и комбинировать античные мотивы, добиваться мнимой живописности утрированием и вычурностью форм. Признаки этого стремления, породившего стиль барокко, а затем, в XVIII столетии, стиль рококо, выказывались ещё в предшествовавшем периоде.

30. Искусство Возрождения. Это переломный период в развитии сначала Итальянского, затем всего европейского Искусства. Который протекает в разных странах с 14 по 16 век. Предпосылки еще в 13 веке. Родина — Флоренция. Первоначально выглядело, как возрождение к забытым достижениям античной культуры. Но они не отбрасывали достижения средневековой культуры, а иногда критиковали античность. Главный объект ― человек.

Ранний Ренессанс (сер. 14―15 вв.). Данте Алигьере «Божественная комедия», наполнено новыми элементами, противоречащими канонам церкви. Франческа Петрарка «Трактат о великих мужах древности» историк, философ, основатель лирической поэзии, первый поставил центре человека. Скульптор Донателло, впервые показал в творчестве человеческое тело.

В период расцвета гуманизма наука, поэзия, архитектура, изобразитель-ные искусства достигли небывалого размаха. Многие властители стали покровителями искусств. Эти люди зачастую сочетали в себе черты чудо-вищных злодеев и тонких ценителей прекрасного; добро и зло в эпоху Возрождения переплетались самым причудливым образом. Высокий Ренессанс (до второй трети 16 века). В XVI веке в Италии ренессансное искусство вступило в фазу наивысшего расцвета. Искусство Италии в эту пору сложно и противоречиво. В это время происходит высочайший взлет искусства, основанного на традициях гуманистической культуры. И в это же время возникают новые художественные явления, выражающие крушение гуманистических идеалов, породившие манье-ризм(литературно-художественный стиль, характеризуется утратой ренес-сансной гармонии между телесным и духовным, природой и человеком ), который распространяется во многих европейских странах.

Леонардо Да Винчи обогатил все области науки гениальными догадками, он более ученый нежели живописец, ни одна его картина не дописана. Рафаэль Санти «Сикстинская Мадонна». Микеланджело Буонарроти — скульптор, живописец, архитектор, поэт. Росписи свода Сикстинской капеллы в Ватиканском дворце (смелость в изображении голых тел, скульптура «Давид»). Поздний Ренессанс (вторая треть 16 — начало 17 вв.). Характеризуется наступлением церкви. Маньеризм — отказ от идеи гуманизма, но сохранение стиля, но не стал ведущем направлением. Позднее Возрождение характеризуется кризисом идеи гуманизма и созна-нием прозаичности складывающегося буржуазного общества. Разочаро-вание гуманистов происходит от грандиозного несоответствия реально-сти ренессансным представлениям о человеке. К концу XVI в. это разоча-рование стало повсеместным. Кризис гуманизма вызревал постепенно, возникнув в его глубине. Гуманистическая устремленность выразилась в результатах, неожиданных для самих гуманистов. Так, в первой половине XVI в. публикуется сочинение Коперника о гелиоцентрической системе. Земля перестала быть центром мироздания. Человек стал маленьким и затерялся в бесконечной вселенной. Инквизиция- судебный институт католической церкви, предназначенный для выявления и искоренения "ересей".

32. Западноевропейская культура XVII века. Барокко и класси-цизм. Это время перемен и революций: 2 буржуазных в Нидерландах и Англии. 2-я революция — научная, провозгласила господство экспери-ментальной науки, поиски законов в природе, большой интерес к математике, механике. Философия эпохи — рационализм (Декарт «Я мыслю, значит существую»). Господствующее положение занимает Естествознание. Голландский философ Спиноза — первым создал матери-алистическую философию без бога. В основе природа, которая является причиной самой себя. Ее свойства: мышление и протяженность. Англий-ский философ Томас Гоббс — первым создал теорию возникновения государства по общественному договору. Наука сделала огромный рывок, была разработана гелиоцентрическая система мира (Галилей, Бруно, Коперник). В эту эпоху жил Ньютон, открывший всемирный закон тяготе-ния. Литература и искусство — 2 общественных стиля: барокко (Италия), классицизм (Франция).

Барокко — обращается к внешней красоте, причудливость, витиеватость. Начало барокко положило творчество Бернини — это колоннада собора Святого Петра в Риме. Центром стала Франция. Под влиянием барокко Петр Первый стремится приобщить Россию к европейским странам, лишив своей самобытности. Классицизм во Французской литературной среде — это строгий стиль, следовал принципам античного искусства, опирался на симметрию и гармонию форм, героические и высокие идеалы. Он установил два основных жанра искусства: Высокий (трагедии, ода, религиозные сюжеты), Низший (натюрморт, пейзаж, басня, комедия). Основатели классицизма — драматурги Корнель, Расин, Мольер. Время расцвета театра и живописи. Центр внимания — человек и природа. 17 век — золотой век Нидерландской живописи. Художники: Рембрандт, Рубенс. Голландия дала миру Спинозу, который рассматривал мир как познаваемую закономерную.

33. Русская культура XVII века. Отход культуры от церкви.

Распространению грамотности способствов ло книгопечатание. Помимо печатных изданий выходили рукописные книги, азбуковники, прописи, пособия по арифметике. Выходила рукописная газета «Куранты». В России стали создавать школы. В 1687 г. в Москве было основано первое высшее общеобразовательное учебное заведение, называвшее-ся Эллино-греческой академией. В XVII в. в России получила развитие медицина и фармакология, внедряется учение Гиппократа. В 1620 г. в Москве создан Аптекарский приказ. Литература. Появились многие новые жанры литературы — реалистическая бытовая и историческая повесть. В конце XVII в. появился новый жанр — демократическая сатира. XVII в. стал временем рождения драматургии и поэзии. В русской литературе утвердился новый стилистический жанр — барокко — живописность, обилие деталей, декоративность, светская устремленность. Основными литературными жанрами оставались летописи, сказания, жития. К достижениям культуры XVII в. относятся первые записи фольклора ― устного народного творчества (песни о Степане Разине и его удалых молодцах, «работничках»). Живопись. В XVII в. живописное искусство включало иконопись, фреску и станковую живопись. Икона стала обособ-ленным произведением искусства. В развитии архитектуры XVII в. выделяют три этапа: 1) первое тридцатилетие, — тенденции шатрово-го зодчества XVI в.; 2) 40―70-е годы, — поиск нового стиля; 3) 80―90-е годы — рождение нового архитектурного стиля.

В конце XVII в. Светская архитектура — в постройках палат и дворцов новые формы художественного вкуса. В конце XVII в. сооружаются: Печатный и Монетный дворы, здание Приказов. Утверждается новый архитектурный стиль ― русского барокко

XVII в. — время рождения на Руси театра. Его заменяли обряды, свадьбы, праздники.

34. Культура Просвещения. Новый Ренессанс. Признаки эпохи:

1. Идея равенства всех перед законом, перед человечеством;

2. Избавление от всех соц неурядиц в распространении знаний, победа разума;

3. Исторический оптимизм.

В центре — проблема наилучшего общественного устройства. Цели и идеалы — свобода, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость и т. п. Главными очагами Просвещения были Англия, Франция, Германия. Эпоха Просвещения — это важнейший поворотный пункт в духовном развитии Европы, повлиявший практически на все сферы социально-политической и культурной жизни.

Франция ― родина Просвещения. Связано с именами Вольтера, Руссо, Дидро и др. Просвещение не представляло собой однородного течения, между его представителями были различия. Англия. Церковь не противопоставляла себя Просвещению, это способствовало культур-ному развитию страны. Политическая программа Просвещения сформули-рована философом Джоном Локком — «Опыт о человеческом разумении». Адам Смит — отводил большое место рынку, его функции социализации людей.

Россия. Начало развитию просветительства положил М. В. Ломоносов, в 1755 г. открыт Университет. 60―80-е годы 18 в. новое поколение просветителей. Державин. В литературе Д. И. Фонвизин «Недоросль» — обличал нравы помещиков. Образцом всего прекрасного была природа. Европейское искусство сочетало 2 направления: Классицизм — стиль основанный на рационализме, симметрии, целенаправленности и строгом соответствии содержания его форме; Романтизм — воображение, эмоцио-нальность и творчекая одухотворенность художника.

35. Культура России XVIII в.В конце XVIII в. завершается процесс складывания русской нации. Основным содержанием историко-культурного процесса в этот период было формирование и развитие национальной русской культуры. Появляются новые сферы культуры — наука, художественная литература, светская живопись, театр и др.

Впервые при Петре I образование стало государственной политикой. При Петре I открывались общие и специальные школы, были подготовлены условия для основания Академии наук (с 1724 г. в нее входили Академия, Университет и гимназия.).

Молодых людей стали посылать за границу учиться, в основном корабель-ному и морскому делу. В 1755 г. по инициативе М. В. Ломоносова был создан Московский университет, ставший крупным культурным центром. В организованной при нем типографии издавалась газета «Московские ведомости» (до 1917 г.). Проведена реформа шрифта, упростившая кириллицу. Это способствовало увеличению издания книг, учебников. Книгоиздательская деятельность усилилась со второй половины XVIII в., заслуга принадлежит Новикову. Он организатор библиотек и школ в Москве и книжных магазинов в 15 городах России. Последняя четверть XVIII в. стала временем расцвета творчества поэта Державина, который утверждал в литературе начала реализма. Основным жанром его произ-ведений была ода. Державин смело сочетал «высокий» и «низкий» стили, внес элементы живой речи в русский язык. Литераторы XVIII в. в России явились представителями классического стиля, который получил в дальнейшем развитие.

В Петровскую эпоху вносятся новшества и в архитектуру, и строительство — выразить в архитектурных сооружениях силу, мощь и величие Российской империи. Правительство финансировало крупные постройки. Русским архитектором был Баженов. Им построен дом Пашкова в Москве. Казаков руководил составлением генерального плана Москвы, организовал архитектурную школу. Петровская эпоха характеризуется строительством новой столицы — Петербурга, для чего были приглашены иноземные зодчие. Одновременно с Петербургом строились загородные дворцы — Петергоф (барокко). На смену стилю русского барокко пришел русский классицизм, который достиг своего расцвета в начале XIX в. Особенно он проявился в усадебном строительстве, которое представляло собой уютные и изящные дома с колоннами, хорошо вписавшиеся в русский пейзаж. Главная ценность классицизма — строгая симметрия, прямые линии, прямые ряды колонн (Дворцовая площадь в Петербурге).

Это время — расцвет портретной живописи. В конце XVIII в. создается Эрмитаж.

Публичный театр. Ведущим музыкальным жанром становится опера. На рубеже XVIII — XIX вв. появился русский романс.

Важнейшая характеристика культурного развития России в первой поло-вине XIX в. — завершение начавшегося в XVIII в. процесса формирова-ния русской национальной культуры. В этот период окончательно склады-ваются национальные школы в литературе, живописи, архитектуре, музыке, театре и др

36. Мировая культура XIX в.: новые тенденции. Культура России XIX в.: проблемы и достижения. Век победы буржуазных революций. Три крупных события: Великая французская революция, промышленный переворот, образование США. В итоге новый тип цивилизации. Люди переезжают в города, формируются элементы массовой культуры. Время светского мировоззрения, церковь потеряла контроль над обществом. Многие страны пришли к веротерпимости. Архитек. Англия — промышлен-ная архитектура, строительство новых кварталов, проспектов. Утвердил-ся неоготический стиль (и церкви и дома). 1861г. — хрустальный дворец в Лондоне.

Романтизм. Романтическому искусству свойственны: отвращение у буржуазной действительности, недоверие к культу разума. Сюжетами для романтических произведений избирались исключительные события и необычная обстановка, в которых действовали герои. Реализм. Изме-нения в обществе воплотились в реализме. Правдивость деталей и показ типических характеров в типических обстоятельствах — главный принцип реализма. Социальные противоречия и недостатки капитали-стического строя определили резкое критическое отношение к нему писателей. Импрессионизм — обновление искусства, преодоление ака-демизма. Основные черты: свежесть и разнообразность красок, зыбкость очертаний. В начале XIX в. была создана система народного образова-ния (бессословность обучения). В науке мировое признание получили: Лобачевский (неевклидова геометрия), Беллинсгаузен и Лазарев (от-крытие антарктиды), основоположник военно-полевой хирургии — Пирогов. Событием мирового масштаба стало открытие в 1869 г. перио-дического закона химических элементов — Д. И. Менделеев. В Петербурге открыта первая публичная библиотека. В 1852 г. для широкой публики был открыт Эрмитаж в Петербурге.

В искусстве романтизм и реализм возник в Западной Европе в конце XVIII в. как своеобразное противопоставление классицизму. Для этого направ-ления характерно стремление к идеалу, к свободе личности. Основопо-ложник российского романтизма — Жуковский.(Тютчев, Лермонтов.) С творчества Пушкина начинается «золотой век» русской литературы. Толстой, Достоевский, Тургенев.

В живописи — Реалистическое направление представлено творчеством передвижников (Репин, Суриков, Шишкин, Поленов). В романтической манере — Айвазовский.

С 1830-х годов в русской архитектуре наблюдается тенденция к созданию собственного стиля — эклектики (смешение элементов разных стилей). В 1824 г. труппа бывшего Петровского театра разделилась на драматическую и оперно-балетную. Вторая половина XIX в. время расцвета Чайковского. Бородин, Мусоргский. Римский- КОрсаков входили в состав «Могучая кучка» руководитель Балакирев. Они боролись против Эклектики. Литература — серебряный век. в литературе продолжал развиваться критический реализм, представленный в произведениях А. П. Чехова, М. Горького, С. А. Есенина. Новым направлением в литературе стал футуризм, провозглашавший современную структуру, отрицавший культурное наследие (Маяковский, Пастернак). В 1898 г. К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко открыли Художественный театр. Искусство — абстракционизм — Малевич, Шагал. Музыка — Рахма-нинов, Скрябин, Стравинский.

39. Русская культура «серебряного века». Серебряный век - это период расцвета духовной культуры: литературы, философии, музыки, театра и изобразительного искусства. Он протекал с 90-х гг. XIX в. вплоть до конца 20-х гг. XX в. Тенденции, которые определили развитие литера-туры «серебряного века», были характерны и для изобразительного искусства, составившего целую эпоху в русской и мировой культуре. На рубеже столетий расцветает творчество одного из крупнейших мастеров русской живописи Михаила Врубеля. Другой важнейший живописец рубежа столетий — Валентин Серов. На стыке веков развивается творче-ство художников, ставших гордостью России: К. А. Коровина, А. П. Рябуш-кина, М. В. Нестерова. Богатством отличается и русская скульптура этого периода(памятник первопечатнику Ивану Федорову воплотил С. М. Волнухин)

40. Отечественная культура ХХ в.:общая характеристика. С победой Октябрьской революции власть приступила к осуществлению культурной политики, призванной создать новую культуру, базирующуюся на марк-систско-ленинской идеологии. Задачи — ликвидация неграмотности, развитие науки, утверждение коммунистической идеологии. Эта политика государства получила название культурная революция.

Школы были объявлены госучреждениями, образование стало бесплат-ным, школа отделялась от церкви, сформирована система высшего обра-зования. утверждена идеологическая основа образования — марксизм.

В науке задача — восстановить научный потенциал страны и привлечь ученых к решению задач социалистического строительства. Были восста-новлены связи (советских) ученых с международными научными центра-ми. (Павлов, Вернадский, Вавилов).

В литературе отмечалось творчество Есенина (любовь к Родине), Маяков-ского (революция, современные вопросы). Но многие литераторы эми-грировали. В 1934 г. в целях усиления идейного руководства и контроля партии над литераторами в стране были закрыты писательские органи-зации и создан единый Союз писателей СССР под председательством Горького. Аналогичные союзы были созданы для композиторов, кинема-тографистов, художников.

Репрессии. Контроль партийного аппарата за деятельностью художе-ственной интеллигенции не ослабевал. Оказалась драматичной судьба романа Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» (отмечен Нобелевской преми-ей в 1958 г.), ряда сочинений Д. Д. Шостаковича. Все это стало почвой диссидентства — его подъем приходится на вторую половину 60-х гг. Правозащитники, требовавшие соблюдения Конституции, организовыва-ли акции в защиту прав человека: распространяли листовки, оказывали помощь политзаключенным и т. д. В 1968 г. небольшая группа диссиден-тов вышла на Красную площадь с протестом против ввода войск на тер-риторию Чехословакии. Этот акт явился поводом для усиления репрессий против диссидентов.

В 90-е годы смена общественного строя, экономический кризис в стране отрицательно сказались на развитии науки, культуры и искусства в России. Из-за недостаточного государственного финансирования были свернуты многие научные программы, тысячи квалифицированных науч-ных специалистов переехали работать в зарубежные научные учрежде-ния. Государство не смогло обеспечить финансирование таких направ-лений в искусстве, как кинематография, театры и др. Но развитие демо-кратических начал в обществе, отмена идеологического диктата, снятие цензуры дали деятелям литературы и искусства возможность реализации своих творческих замыслов. Это открыло перспективы для развития литературы и искусства в будущем. С 1927года кино становится звуковым. Фильмы Философского содержания: Тарковского «Андрей Рублев», «Зеркало». Комедии, боевики.

Показать полностью…
Похожие документы в приложении