Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
doc

Реферат «Второе рождение книговедения. Дискуссия 1964 года» по Книговедению (Беловицкая А. А.)

Московский государственный университет печати

Факультет издательского дела и журналистики

Кафедра книговедения и пропаганды книги

«Второе рождение» книговедения. Дискуссия 1964 года.

Реферат по общему книговедению

Выполнила Кругликова Е. Ю.

Группа ВКИ 3-1

Москва

2009\2010

Содержание

Введение

Глава 1. Доклад А. А. Сидорова «Советское книговедение и его ближайшие задачи»:

1) книговедение как комплексная наука о книге;

2) обсуждение доклада А. А. Сидорова.

Глава 2. Обсуждение актуальных проблем и задач книговедения

Заключение

Библиографический список

Введение

«Второе рождение» книговедения связывают с совещаниями 1959 и 1964 года. Благодаря первой дискуссии и последовавшим за ней публикациям, книговедение получило статус объективно необходимой науки, главная задача которой - научно обоснованное управление практикой книжного дела, во всем многообразии современных форм его существования, а важнейшая теоретическая проблема - разработка методологии. Высшая Аттестационная Комиссия при Министерстве высшего образования СССР признала книговедение в числе научных специальностей, по которым присваиваются ученые степени доктора и кандидата наук.

17-18 декабря 1964 года в актовом зале Московского полиграфического института прошла вторая дискуссия «Обсуждение назревших проблем книговедения», которую организовали МПИ, отдел оформления печатных изданий Всесоюзного научно-исследовательского института полиграфической промышленности и редакционная коллегия сборника «Книга. Исследования и материалы». Появились специальные теоретические публикации по насущным методологическим проблемам книговедения

Заседание превратилось в широкое совещание ученых-книговедов, представляющих все главнейшие центры книговедческой науки. В совещании приняло участие около 70 человек, в том числе представители Редакционно-издательского совета АН СССР, Всесоюзной книжной палаты, Отделения общественных наук АН УССР, Ленинградского, Московского и Харьковского институтов культуры, Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина, Государственной публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, Кафедры редакционно-издательского дела факультета журналистики МГУ, издательства «Книга» и других заинтересованных структур сферы книговедения.

Специалисты, принявшие участие во второй дискуссии, конкретизировали состав комплексной науки о книге. В качестве «законных» книговедческих дисциплин были названы: теория и практика редактирования, искусство книги, библиография, библиотековедение, история многонационального советского книжного дела.

Н. М. Сикорский, заведующий кафедрой книговедения и редактирования Московского полиграфического института, главный редактор сборников «Книга. Исследования и материалы», кандидат исторических наук, во вступительной речи отметил, что главными задачами совещания являются подведение итогов проделанной работы в области книговедения и составление приблизительных планов на будущее. Также он подчеркнул преемственную связь данного заседания с совещанием, которое было созвано Всесоюзной книжной палатой в 1959 году и сыграло важную роль в объединении сил советских книговедов и развитии книговедческой науки.

На совещании был заслушан доклад Сидорова А.А. «Советское книговедение и его задачи», в котором излагается взгляд на книговедение как комплексную науку. Остальные докладчики или соглашались с тезисами Сидорова, или высказывая собственные соображения, дополняя таким образом доклад. Также на совещании докладчики высказывались о других актуальных проблемах книговедения, таких как проблема чтения, экономическая сторона книжного дела и др.

Глава 1. Доклад А. А. Сидорова «Советское книговедение и его ближайшие задачи»

С докладом на тему «Советское книговедение и его ближайшие задачи» выступил член-корреспондент АН СССР профессор А. А. Сидоров.

Книговедение как комплексная наука о книге

«Советское книговедение, - говорит в начале доклада А.А. Сидоров, - есть комплексная наука о книге. «Комплексность» книговедения всецело лежит в сфере социально-общественных наук. Это важно подчеркнуть в противовес тенденциям относить книгопроизводство в область чистой техники, как это порою делается на Западе, и «технику» отделять от общественно-социальной сферы. Нельзя также всецело оставлять книговедение в области наук «гуманитарных», так как такой подход открывает опасность отрыва книжного дела от производства, от технологии, всей совокупности типографских процессов» .

Объектом книговедения, по мнению Сидорова, должна быть признана печать, понимаемая как книгопечатание, размножение слова посредством определенных процессов, во всем широком охвате и неразрывном единстве тех сил, которые определяют печать и ее роль в жизни народов. Это единство должно пониматься как синтез трех разных, устремленных к одной цели, но специализированных областей.

Первая из них - работа над текстом, т.к. ведущим, отправным первичным началом книги является ее содержание, смысл и идейная направленность. Второю областью книговедения должна быть признана огромная область книгоизготовления или книгопроизводства. Третьей областью книговедения должна быть оставлена библиография в самом широком смысле слова, но не просто и не только «книгоописание», а и «книгоизучение» вышедшей книги, ее общественного значения, роли в жизни общества.

Сидоров считает, что эти меры в результате и в совокупности всего опыта должны принести пользу библиотекам, книгособирательству в государственном масштабе, каталогизации и библиографированию в самом узком и специальном смысле термина.

Заканчивая доклад, А. А. Сидоров говорит, что в стране, где книга стала огромной силой идеологии, политики, науки и культуры, образования и просвещения, комплексная наука о книге - книговедение имеет важное практическое значение.

Обсуждение доклада А. А. Сидорова

Первым в прениях взял слово заведующий Отделом печатной продукции Научно-исследовательского института полиграфической технологии, доктор филологических наук В.А. Истрин. Он считает, что комплексный подход к изучению книги как единого целого является наиболее плодотворным. Требование комплексного подхода необходимо еще и потому, что книга представляет собой исключительно сложное явление.

Основным в книге является ее содержание, но в то же время книга - продукт очень сложной полиграфической техники. В ее создании обычно участвует также художник, и в этом отношении она представляет собой предмет искусства. Огромное значение имеет в книжном деле экономика.

Из требования комплексного подхода к изучению книги вовсе не следует, что нельзя изучать отдельные элементы книги, просто каждый элемент должен изучаться с учетом его связи с другими.

Но при этом должен быть решен вопрос о границах, отделяющих книговедение от смежных с ним наук, таких, например, как литературоведение, текстология, журналистика, технология, полиграфия, искусствоведение, экономика и т.д. Определить эти границы все необходимо, т.к. наука, которая не имеет границ, не является самостоятельной наукой.

Далее В. А. Истрин говорит о том, как он представляет себе границы между книговедением и текстологией, технологией полиграфии, экономикой, искусствознанием, журналистикой.

Заведующий отделом рукописей Государственной публичной библиотеки имени М. Е. Салтыкова-Щедрина, кандидат исторических наук А. С. Мыльников отметил важность совещания по вопросам книговедения, представляющего важный шаг в деле объединения усилий специалистов, так или иначе связанных с книгой. По мнению оратора, недостатком доклада Сидорова А.А. можно считать то, что в нем слабо освещены два таких направления книговедения, как библиотековедение и история книги.

А. С. Мыльников считает необходимым создание отдельных монографий и обобщающих трудов по вопросам истории русской и советской книги, книги нардов СССР и разработку всеобщей история книги.

В заключение выступающий выражает уверенность в том, что в системе книговедения история книги займет определенное место, соответствующее ее важной историко-культурной и практической роли.

Заведующий отделом Института искусствознания, фольклора и этнографии АН УССР, доктор филологических наук А. И. Дей подводит итоги сделанному советскими книговедами за последние годы, с одной стороны, и определяет пути развития науки на будущее, с другой.

По его мнению, доклад Сидорова как бы вобрал в себя и кристаллизовал все главные тенденции и богатство оттенков книговедческих трудов предыдущего периода. Теперь можно четко и ясно определить границы и задачи книговедения на новом высшем этапе его развития как науки, стоящей на стыке многих общественных наук и соседствующей с техническими науками.

Далее А. И. Дей говорит о возрождении книговедения на Украине под благотворным влиянием ведущих русских книговедов и о необходимости создания всесоюзного координационного центра в области книговедения на базе какого-то специального учреждения, который бы решало организационные и теоретические вопросы книговедения, руководил наукой в Союзе.

Объектом изучения книговедения, по мнению А. И. Дея, должна быть печатная или рукописная продукция, предназначенная для определенного круга читателей, независимо от ее вида (книга, журнал, газета и пр.), а при определении книговедения как науки надо учитывать исторический опыт науки, опыт развития книги и печати.

Книга и печать являются настолько богатым и многосторонним объектом изучения, что требуют объединения ряда наук, среди которых ведущую, но не универсальную роль должно сыграть книговедение. Точное и четкое определение объекта своего исследования и размежевание с другими науками - одно из важных условий успешного развития книговедения.

Заведующий редакцией книгоиздательской литературы издательства «Книга» А. Э. Мильчин считает, что книговедение следует рассматривать и как комплекс ряда научных дисциплин, изучающих разные стороны самой книги и деятельности, связанной с книгой, и как самостоятельную науку. Книговедение как только зарождающаяся самостоятельная наука должно быть наукой социологической. Ее предмет - книга как специфический инструмент в общественной жизни, и именно с этой точки зрения и нужно книговедению изучать книгу. Задача книговедения - определить те условия, при которых книга наилучшим образом будет удовлетворять потребности нашего общества, в наибольшей мере отвечать интересам его развития.

Кандидат педагогических наук П. X. Кананов в начале своего выступления останавливается на положении доклада А. А. Сидорова о том, что «не надо давать определений книговедению». Действительно, бывают определения наук, стесняющие исследователя, но бывают определения, помогающие исследователю разобраться в своем предмете. В ходе развития они могут уточняться и изменяться. Но без них исследователю трудно работать.

Доцент Московского полиграфического института кандидат, исторических наук Н. Г. Малыхин начинает свою речь с краткого обзора сделанного в области книговедения за последние годы. Он считает, что наука о книге имеет значительные успехи.

Н. Г. Малыхин напоминает некоторые высказывания основного докладчика А. А. Сидорова, а также выступавших в прениях ораторов, сделанные в 1959 году.

Из выступления А. А. Сидорова:

«У нас нет общепризнанной науки о книге, нет единодушия в вопросе о том, как надо изучать книгу. Нужно выяснить, является ли книговедение только вспомогательной дисциплиной или факт его существования отрицается вовсе Перед нами стоит задача обобщения, установления закономерностей, объединяющих все те многообразные вопросы, о которых говорится в статьях сборников. Пока этого нет, нет и науки (книговедения), а есть только материалы» .

«Необходимо очертить границы, которые отделяют книговедение от смежных наук: истории культуры, литературоведения, искусствознания У нас до тех пор будут сомнения, споры... о проблемах книговедения, пока мы не создадим научную базу искусства книги...» Что касается ораторов, выступавших в прениях, то некоторые из них просто говорили, что никакого книговедения нет и быть не может.

За прошедшие 5 лет, отмечает Малыхин, редакция сборников «Книга» - теоретический орган книговедческой науки (в 1959 году вышел лишь первый его выпуск), развернула большую работу по подготовке к опубликованию подлинно исследовательских материалов. Их можно разбить на три группы: история книги и книгоиздательского дела, теория книговедения, практические вопросы книговедения.

Малыхин приводит и другие факты: в 1964 году было издано свыше 20 книг, посвященных книгоиздательскому делу и книгопечатанию. Журнальных статей на эти же темы опубликовано 70; газетных - свыше 50. Около 150 книг, брошюр и солидных статей, посвященных книге за один год.

Н. Г. Малыхин считает правильными основные тезисы доклада А. Л. Сидорова и, в частности, его первый тезис, что книговедение есть комплексная наука о книге, но необходимо уточнить состав книговедения, четко наметить его проблематику. Формулировка докладчика является для этого хорошей основой.

Доцент Ленинградского института культуры кандидат исторических наук И. Е. Баренбаум в своем выступлении отмечает, что основными направлениями, которыми должно заниматься книговедение, являются книгопроизводство и книгораспространение, т. е. издательское дело, книжная торговля, библиотечное дело, их история, теория и практика.

Не правы, по мнению И. Е. Баренбаума, те, кто стремится вывести за пределы книговедения библиотечную науку. Библиотековедение и библиография являются важнейшими интегральными частями книговедения.

Кроме того, в книговедческой науке еще очень много «белых пятен», требующих обстоятельного изучения. Вот почему нельзя ослаблять внимания к выпуску научно-исследовательских работ.

Ст. научный сотрудник Львовского государственного университета кандидат исторических наук Я. Д. Исаевич говорит следующее: «когда речь идет об обобщающих научно-популярных очерках и учебных пособиях, которые нужны и библиотечным работникам, и полиграфистам, и ученым (не только гуманитарного профиля), то книговедение желательно толковать в самом расширительном смысле. Безусловно, что и популярных пособиях по книговедению нельзя обойтись без изложения основ полиграфии, хотя исследование вопросов полиграфической техники и не входит в предмет книговедения как научно-исследовательской дисциплины» .

Аспирант кафедры книговедения и редактирования Московского полиграфического института В. Ю. Иваницкий в своем выступлении отметил, что, хотя термин «книговедение» вошел в научный обиход задолго до Октября, содержание этого понятия в наши дни в корне отлично от прежнего. Дореволюционное русское книговедение было лишь комплексом разобщенных научных дисциплин, некоторые из которых существовали в зародыше. Ныне это - единая комплексная наука, объединяющая в себе отдельные научные дисциплины на общей базе. В. Ю. Иваницкий подчеркивает, что книговедение во многом должно опираться на данные социологических исследований. Он также считает, что в различных отраслях книговедения надо шире использовать достижения психологии.

Глава 2. Обсуждение актуальных проблем и задач книговедения

Помимо обсуждения тезиса о книговедении как комплексной науки о книге на совещании были изложены взгляды и на другие проблемы книговедения. Истрин к важнейшим проблемам книговедения относит:

1) изучение значения и роли книги в развитии общества, современного состояния издательского дела в СССР и за рубежом, типологии печатной продукции;

2) история письменности, книги и печатной продукции в целом;

3) организация, экономика и планирование издательского дела;

4) теория и практика редактирования;

5) теория и практика художественно-полиграфического оформления различных типов изданий;

6) организация, экономика и планирование распространения произведений печати;

7) теория и практика библиографии;

8) теория и практика библиотековедения.

Директор Всесоюзной книжной палаты, кандидат экономических наук, доцент П. А. Чувиков останавливается на важнейших проблемах книговедческой науки. На первое место он выдвигает изучение тематических направлений издаваемой литературы.

Далее Л.А.Чувиков говорит о том, что книговедение должно быть наукой, изучающей соответствие выпускаемой литературы уровню развития науки и знаний; оно должно отвечать на вопрос, насколько соответствует книга практике.

В-третьих, задача книговедения - разрабатывать методологию классификации изданной литературы.

Книговедение, по мнению Чурикова, должно больше заниматься и проблемами, книгопроизводства и книгораспространения.

П.А. Чувиков останавливается на вопросах улучшения организации научно-исследовательской работы в области книговедения. Он сообщает, что Всесоюзная книжная палата подготовила предложения о перестройке своей работы. Речь идет о преобразовании палаты в Научно-исследовательский институт печати. Когда этот вопрос будет решен положительно, тогда создадутся более успешные условия для развития книговедения. Кроме этого он считает, что было бы целесообразно через некоторое время провести Всесоюзное совещание по вопросам книговедения.

Доцент Московского полиграфического института В. А. Маркус в своем выступлении указал на все возрастающее значение экономической стороны книжного дела, начиная с формирования тематических планов издательств до выпуска и распространения книжной продукции.

Издательское дело должно занять одно из главных мест в книговедении, и изучение его должно начинаться не с редакционной работы, а с тематического планирования.

В докладе А. Сидорова о тематическом плане ничего не было сказано, в то время как тематический план - основа издательской деятельности.

Главными темами в изучении издательского дела, считает В. А. Маркус, должны стать: направления дальнейшего развития издательского дела страны и поиски отвечающих им организационных форм, тесно связанных с экономикой.

На очереди стоит и ряд важных экономических вопросов, требующих своего скорейшего разрешения. Это - исследование методов изучения читательского спроса; научная разработка номенклатуры издательско-полиграфического ассортимента по технологическим признакам книжной продукции, которая позволит заменить существующий предмет типографского договора с издательствами; внедрение современных форм подготовки рукописей к производству при помощи новой издательской техники (оригиналы-макеты) и другие.

Плодотворное исследование экономических вопросов может быть обеспечено комплексным методом изучения книги, который, присущ книговедению. Экономический аспект изучения книги должен обязательно существовать в книговедении, а изучение экономических проблем книги должно входить в содержание книговедения, как комплексной науки.

Также об экономическом аспекте книжного дела высказался кандидат филологических наук Б. Д. Удинцев. Он считает, что особое значение приобретает экономика книгоиздательства. Изучение планирования книги, статистических методов этого планирования несомненно входит в перечень задач книговедения.

Изучение количественной стороны книжного дела находится в неразрывной связи с качественной стороной. В «количестве» отражаются закономерности развития книжного дела, его успехи и промахи.

На базе широкого изучения всех этих экономических вопросов можно будет правильно понять общие экономические тенденции книжного дела.

Далее Б. Д. Удинцев говорит о том, что надо уделять больше внимания обобщающим книговедческим работам. 10 томов сборников «Книга» дают для этого большой материал.

Кандидат филологических наук В. И. Безъязычный (доцент кафедры книжного дела и библиографии Московского полиграфического института) посвятил свое выступление проблеме изучения книговедческого наследия - трудов советских книговедов 20-30 годов и деятелей книги прошлого столетия.

Выступающий обращает внимание участников совещания на проблему создания репертуара русской книги - сводного каталога, который предполагалось издать в 60 тт. Это издание, которое должно учитывать книжную продукцию с 1708 по 1957 гг. может оказать серьезное влияние на все отрасли нашей культуры и науки.

Безъязычный отмечает, что для дальнейшего развития книговедческой науки знакомство с работами зарубежных книговедов должно носить систематический характер, а не случайный. Он вносит предложения:

- просить Государственный Комитет Совета Министров СССР по печати к 50-летнему юбилею Советской власти рассмотреть вопрос о начале издания «Сводного каталога русской книги 1801-1957 гг.;

- Всесоюзной книжной палате организовать систематическое изучение истории отечественного книговедения, а также изучение наиболее значительных явлений науки о книге зарубежных стран;

- поставить на обсуждение книговедческой общественности вопрос о создании «Энциклопедии печати».

О необходимости широкого распространения книговедческих знаний говорил в своем выступлении главный библиотекарь Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина кандидат педагогических наук М. М. Клевенский.

Ст. преподаватель Московского полиграфического института М. Ф. Арбузов посвящает свою речь проблемам книжной торговли. В тезисах доклада и ряде выступлений отмечалось, говорит он, что проблема книгораспространения входит в общий комплекс книговедения как науки. Следует уточнить, что вкладывается в понятие «книгораспространение», потому что есть два пути, по которым книга попадает в руки читателя - библиотека и магазин.

Когда речь идет о библиотеках, о библиотечном деле, то об этом так и говорят, никаких параллельных терминов здесь не существует. Но когда речь заходит о продаже книг, о книжной торговле, то появляется термин «книгораспространение».

Отношение к этим двум каналам книгораспространения у нас далеко неодинаково - это видно даже по подготовке кадров. В библиотечном деле давно сложились квалифицированные кадры, создана большая сеть библиотечных институтов и техникумов. А в книжной торговле почти нет людей с высшим образованием, сеть техникумов крайне ограничена, подготовка книготорговых кадров с высшим образованием начата лишь в самые последние годы, в частности, в Московском полиграфическом институте, где создано очное и заочное отделения для подготовки кадров по специальности «книговед-библиограф».

Арбузов поддержал идею Сикорского и Чувикова о создании на базе Всесоюзной Палаты Научно-исследовательского института. Он также предложил наряду с этим подумать и о создании какой-то общественной организации, которая, объединяя усилия различных групп ученых и практиков, могла бы взять на себя разработку наиболее острых проблем, подготовку конференций, дискуссий, а может быть, и создание коллективных научных трудов. Все это, по его мнению, способствовало бы более успешному развитию книговедения.

В своём выступлении П. X. Кананов говорит о том, что книговедение должно уделять больше внимания изучению различных типов читателей, проблеме читательства в целом.

Н. Г. Малыхин специально останавливается на проблемах книгораспространения и тиражирования. Факты свидетельствуют о том, что система взаимоотношений, сложившаяся между издательствами и книготоргующими организациями в прошлом, мешает быстрому продвижению книги к читателю. Некоторые издательства особенно остро чувствуют необходимость существенных усовершенствований в этом деле. Н. Г. Малыхин считает, что важнейшей задачей книговедения является разработка более рациональных средств распространения изданий, их тиражирования. Это будет серьезной помощью практике.

Доцент Харьковского института культуры кандидат филологических наук И. Я. Каганов приводит данные, свидетельствующие о глубоком кризисе, охватившем книжную культуру капиталистических стран. Всесторонне изучая различные аспекты книжной культуры, книговедение все больше связывается с разнообразными практическими проблемами издательского дела, полиграфии, библиотечного строительства.

По мнению Каганова, неотъемлемой составной частью книговедения должно стать изучение читателя. Очередными задачами в данной области, считает И. Я. Каганов, являются:

а) разработка методики исследования (здесь возможно широкое использование методов конкретно-социологического анализа, а также применение электронно-вычислительной техники);

б) четкая постановка заданий, исследований, которые могут охватывать разные группы (возрастные, социальные), разные виды литературы, разные места пользования книгой (домашнее чтение, в читальных залах библиотек) и т. п.;

в) создание координационного центра, который намечал бы объекты исследований, руководил проводимой работой, подводил ее итоги.

М. И. Слуховский в своем выступлении останавливается на проблеме чтения, «потребления» книги. В теоретическом смысле чтение есть конкретная специфическая форма существования книги в обществе. От книговедения чтение отделено быть не может, его следует понимать именно с позиций книговедения.

Г. А. Ершов посвятил свое выступление характеристике основных направлений в работе издательства «Книга».

Проблематика издательства «Книга» на 1964-1966 годы охватывает следующие важнейшие направления:

1) книгоиздательское дело, теория и практика редактирования;

2) история книгоиздательского дела;

3) библиотековедение;

4) библиография (теория и методика рекомендательной, информационной, научно-вспомогательной и учетно-регистрационной библиографии);

5) статистика печати;

6) полиграфическая техника, вопросы производства печатной продукции;

7) вопросы книжной торговли.

Оратор останавливается на проблеме выпуска научно-популярной литературы в области книговедения, а также изданий типа различных библиографических указателей, рассчитанных на широкие круги читателей.

Большое внимание в выступлении Г. А. Ершова было уделено выпуску изданий по рекомендательной библиографии, которая должна идти в ногу с жизнью. Издательство «Книга» заметно увеличивает выпуск рекомендательной библиографии совместно с Государственной библиотекой СССР имени В. И. Ленина, Всесоюзной библиотекой иностранной литературы и Государственной исторической, рассчитанных на самые широкие круги читателей.

Вопросы организации научно-исследовательских работ в области книговедения поставил в своем выступлении главный библиограф Отдела комплектования Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина Е. И. Спиваковский.

Первый из них - о координации исследований в области книговедения. Далее оратор говорит о необходимости расширить публикацию научных работ по книговедению. «Сборники «Книга» выходят недостаточно оперативно» - считает он. Надо готовиться к организации журнала «Советское книговедение», который сначала мог бы выходить 2-4 раза в год, а потом и чаще. Он видит возможность издания такого журнала именно всесоюзным книговедческим центром, если он будет организован.

Заключение

После заключительного слова Сикорского Н.М. было принято постановление:

«I. Поручить комиссии в составе Н. М. Сикорского (председатель), А. А. Сидорова, П. А. Чувикова, М. Я. Телепина, А. И. Дея, Е. С, Лихтенштейна, О. Д. Голубевой, В. А. Истрина, И. П. Кондакова, В. И. Безъязычного, В. А. Маркуса, В. В. Попова, Н. И. Сахарова разработать проблематику научных исследований в области книговедения, положив в основу материалы доклада на данном заседании члена-корреспондента АН СССР профессора А. А. Сидорова и выступления участников заседания.

П. Одобрить высказанные директором Всесоюзной книжной палаты тов. П. А. Чувиковым соображения об организационных формах научно-исследовательской работы в области книговедения. Просить Госкомитет Совета Министров СССР по печати и Госкомитет Совета Министров СССР по координации научно-исследовательских работ возложить на Всесоюзную книжную палату функции головного научного учреждения по книговедению.

III. Просить Редакционно-издательский совет АН_СССР создать при РИСО АН СССР Научный совет по комплексной проблеме «Книговедение».

IV. Просить Госкомитет Совета Министров СССР по печати поручить Всесоюзной книжной палате организацию и проведение Всесоюзного совещания по вопросам книговедения.»

Совещание 1964 года имело значение для последующего развития книговедения.

Библиографический список

1.Обсуждение назревших проблем советского книговедения // Книга. Исследование и материалы. – 1965. – Сб. 11. – С. 270-290

2. Беловицкая А. А. Книговедение. Общее книговедение: учебник для вузов / А. А. Беловицкая. – М.: МГУП, 2007. – 393 с.

Показать полностью…
Похожие документы в приложении