Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
бесплатно
doc

Реферат «Досуговое чтение младших школьников» по Книговедению (Ловкова Т. Б.)

Санкт-Петербургский Государственный Университет Культуры и Искусств

Досуговое чтение младших школьников.

Выполнила: студентка

551 группы БИФ Искакова Анна

Проверил: Ловкова Татьяна Борисовна

Санкт-Петербург, 2010

Содержание: Введение 3

«Старая» и « новая» модели детского чтения. 4

Выявление читательских предпочтений младших школьников при помощи методики «Его величество Книжный шкаф» 6

Итоги исследования 14

Любимые книги, которые прочли ребята 16

Чтение девочек и чтение мальчиков (или гендерные различия) 20

Чтение переодики 22

Выводы и заключение 24

Библиография: 25

Введение Детское чтение — тема, которая, как мне кажется, всегда актуальна. Ведь любовь к книге нужно воспитывать с детства. И кто может сделать это лучше чем родители и учителя, которые больше всего времени проводят с детьми. Без книги, без детской литературы, без знания круга чтения современных детей и подростков невозможно становление настоящего читателя.

Ребенка нельзя заставить читать и держа его только на классике — можно добиться обратного результата. Все знают русскую пословицу, которая гласит, что насильно мил не будешь, думаю, здесь она очень хорошо подходит.

Что же ребята читают не по школьной программе, без указующего перста учителя литературы, для себя. Потому что с тем, что они читают под неустанным контролем учителей, всё более или менее ясно. И какие-то особые исследования здесь вряд ли нужны. Совсем иное дело — “свободное чтение”. Категория достаточно условная, невидимая, не поддающаяся прямому контролю, измерению, проверке. Поэтому стоит уточнить, что понимается под этим термином. Свободное, или досуговое чтение (в отличие от делового), специалисты определяют как чтение в связи с личным интересом, для отдыха, развлечения [4]. Другое дело, что каждый понимает время, проведённое с книгой, по-своему. Для одних это возможность вместе с автором поразмышлять над вечными проблемами, для других — поваляться на диване с детективом, ну а для третьих — полистать небрежно последний номер глянцевого журнала. В общем, каждому своё. Но ведь именно свободное чтение — наиболее естественный вид чтения для любого человека — будь, то взрослый или ребёнок.

«Старая» и « новая» модели детского чтения.

В начале XXI века дети, действительно, читают «не то» и «не так», как предыдущие поколения. Однако они, безусловно, читают... но иначе, чем раньше, а также далеко не те произведения, которые были любимы и популярны у их родителей, и особенно их дедушек и бабушек [6].

Собственно, отсюда исходят все страхи и опасения о “нечтении” детей: взрослым хочется, чтобы дети читали Дефо и Свифта, на худой конец Дюма и Майн Рида, а современных деток подобное “старьё” читать ни за какие деньги не заставишь. Детское чтение меняется. Это очевидно для всех. Катастрофы нет, считает Е.И. Голубева, главный библиотекарь РГДБ, но “хотелось бы всё-таки знать: «А что же на самом деле? Какие изменения происходят в детском чтении? Какие из них мы готовы подержать? И можем ли мы противостоять тем, которые нам не симпатичны?»” [1].

Прежняя модель детского чтения (её ещё называют “литературноцентристской”) просуществовала не менее века. Именно этой модели придерживаются многие взрослые, в том числе и учителя. Она ещё не совсем ушла, поэтому ей нельзя присвоить титул “ушедшей”, а только “уходящей”.

Что характерно для этой старой модели? Если говорить коротко, то это, конечно же, “любовь к чтению”. Ничего уничижительного в кавычках нет, просто под этим подразумевается высокий статус чтения, престиж в обществе “человека читающего”, сравнительно небольшая доля “чтива” в общем репертуаре чтения, наличие домашней библиотеки, частое посещение общественной. Если говорить конкретно о детях, то к этому добавим ориентированность круга чтения на “золотое ядро” детской литературы, общение со сверстниками по поводу прочитанного, наличие “литературных героев”. В общем, всё это хорошо известно нам по личному, к счастью, ещё не совсем забытому опыту.

А что же новая модель чтения? Можно ли безоговорочно сказать, что дети стали меньше читать?

Давайте для начала разберемся в нынешней ситуации и выявим основных конкурентов книги.

Ведь ХХI век – век мультимедиа, повсеместной компьютеризации. Основной конкурент книги – это компьютер и виноват в этом ни кто-нибудь, а мы с вами, потому что не нередко сами с детства приучаем детей к ним. «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало» - здесь мы враги самим себе. Конечно, это хорошо, когда ребенок младшего школьного возраста чем- то занят, не задает лишних вопросов, а на все находит ответы сам, но задумайтесь, каким путем? И что еще может найти маленький человечек в компьютере? Одно дело – компьютерные игры, чем, собственно говоря, тоже нельзя злоупотреблять, но совершенно другое ресурсы интернет. Представьте себе, это словно огромный город, где ребенок один, кто защитит его от вредной информации? Где литературный герой, показывающий своим примером, что такое хорошо, а что такое плохо?

Итак, вернемся к вопросу, стали ли дети меньше читать? На мой взгляд, да, особенно это касается старших школьников. А младшие детки это пока что тот пласт читателей, которые любят книгу, многому у нее учатся, приятно проводят время. Но и это при условии того, что мы сами дожны этому способствовать, с малого детства читать им книги, показывать картинки, воспитывать любовь к книге, бережное отношение. А так же ограничивать время пользования компьютером, время провождения перед телевизором.

Выявление читательских предпочтений младших школьников при помощи методики «Его величество Книжный шкаф»

В мае 2010 года на базе Общеобразовательной школы Василеостровского района № 2, 3 – «А» класса я выявляла читательские предпочтения младший школьников. Методика изучения была разработана в виде игры «Его величество Книжный Шкаф». В исследование принимали участие 22 человека, 13 девочек и 9 мальчиков.

Время проведения исследования 40-45 минут. В начале урока очень важно познакомится с детьми. Дать им время на то, чтобы они привыкли к вам, рассмотрели. Дети, пусть даже уже в возрасте 9-10 лет это все еще во многом чистый лист. И, на, мой взгляд, необходимо было дать им представления о том, как появились первые книги, рассказать их историю, дать представление о том, что книга не всегда была в таком виде, в котором мы привыкли ее видеть, рассказать о книжном шкафе. Это также позволило привлечь внимание школьников, а то, что я заранее предупредила, что в конце задам несколько вопрос заставило их слушать внимательнее. Для более наглядного представления о ходе урока я изложу здесь текст моего выступления:

«Здравствуйте, дети! Меня зовут Анна Николаевна. Я пришла сегодня к вам, чтобы провести открытый урок, посвященный книге и чтению. Но прежде чем мы начнем, я хочу спросить вас: «вы любите читать?»

-«Да!»

А слушать внимательно умеете?

-«Да!» Тогда я вам расскажу историю о том, как появились первые книги и книжный шкаф. А по ходу своего рассказа задам вам несколько вопросов.

В древности, когда люди еще не умели писать и читать они передавали свои знания устным путем, рассказывая притчи, мифы, былины. Все рассказы запоминались и накапливались поколениями в человеческих умах.

Как и первые системы письма, первые книги появились в Шумере, Египте, Китае, Индии. Внешний вид книги, как и любой другой вещи, зависит прежде всего от материала, из которого она изготовляется. Первые памятники письменности были высечены на крутых скалах , затем стали использовать дерево, кожу, полотно. Однако главным материалом служил папирус. Стебель папируса (зачастую толщиной в руку) ножом или иглой нарезали вдоль широкими полосками и укладывали на смоченную водой наклонную доску. Вода стекала, а липкий ил (иногда его заменяли специальным клеем) скреплял полоски между собой. Затем накладывали поперек еще один такой же ряд полосок, чтобы они плотнее прилегали одна к другой, их сильно отбивали молотком. В конце концов получалось нечто вроде ткани из расположенных крест-накрест волокон. Непросохшие папирусные листы прессовали, разглаживали раковиной или слоновым бивнем и выносили на солнце для просушки.

Рисую на доске схематично как изготовляли папирус.

Это и была «бумага» древних египтян, только желтоватого оттенка. Она напоминает нам современную марлю или бинт. Листы нарезали по нужному формату, приклеивали один к другому, а образовавшуюся таким образом длинную полосу папируса сворачивали в рулон (свиток).

Рисую на доске форму книги – свитка.

Чтение свитка требовало определенных навыков. Держать его надо было обеими руками, и читатель оказывался как бы привязанным к книге. Закончив чтение, он вновь сворачивал свиток, а если надо было прочесть книгу еще раз, ее приходилось предварительно перематывать. Нам бы это показалось весьма неудобным.

Совершенно иначе, чем в Египте, выглядела книга в государствах Месопотамии. Папирус там не растет, нет там и пригодного для резьбы камня. Зато много глины - вот шумеры, местное племя, и воспользовались этим природным материалом. Жирная и вязкая глина стала для них не только основным строительным и гончарным материалом, но и пригодилась в качестве материала для письма. Для частной переписки использовались глиняные таблички. Чтобы уберечь письмо от посторонних глаз, его вкладывали в глиняную же оболочку - «конверт» с адресом. В таких же «конвертах» хранили договоры.

В Индии тексты писались на глиняных табличках, как в Шумере и Вавилоне. Одним из наиболее распространенных материалов для письма служила хлопчатая ткань, обработанная смолой, и шелковая ткань. В других местах писали на тонких бамбуковых -дощечках (салака), использовали также кору березы . Так же материалом для письма стали пальмовые листья. Для этой цели их специально обрабатывали и полировали. Сохранились документы и целые книги, выгравированные на металлических досках (медных, оловянных, даже стальных). Материалом для письма служила и кожа.

Ребята, а может быть кто-то из вас знает где появилась первая бумага?

-В Китае! Правильно!

К величайшим историческим заслугам китайского народа перед мировой культурой относятся два изобретения, открывшие новую эпоху в развитии книги. Речь идет об удобном и дешевом писчем материале - бумаге и о механическом способе воспроизводства книг - печати. Ни бамбук, ни тем более камень или бронза не могли долго соответствовать потребностям китайской империи в письменности. Начался поиск других материалов. Сначала стали писать на шелке, но он был слишком дорогим. В конце концов появилась бумага. Как на бамбуковые планки, так и на бумагу текст наносили заостренными деревянными палочками, обмакивая их в черный лак, изготовленный из древесного сока.

Изобретение бумаги создало экономические и технические предпосылки второго замечательного изобретения китайцев - печати. Сам принцип получения множества оттисков с одного оригинала (клише) был известен уже давно, и практиковался отнюдь не только в Китае, но нигде, включая средневековую Европу, не догадывались использовать его для изготовления книг.

В средние века появились рукописные книги. Они бывали зачастую богато украшены иллюстрациями и другими декоративными элементами. Средневековая книга представляла собой уникальное произведение искусст-ва и считалась предметом роскоши. Предназначенная для храмов, монастырей, богатых и знатных заказчиков, она должна была соответствовать тому великолепию, которым окружали себя церковь и верхушка общества. В качестве материала использовали пергамент (особым способом выделанная кожа животных). Так же появилась всем нам известная и привычная форма книги –прямоугольной формы – книга кодекс.

Дети, кто слушал меня внимательно? Какие формы книги я перечисляла ранее?

- Свиток, глиняные таблицы, книги, высеченные на камне..

Книги для чтения хранились по большей части в монастырях, но ни о каких шкафах и стеллажах ведать не ведали, а держали увесистые фолианты (большие книги) прямо на столах, прикованными к этим столам цепями! Лишь с появлением печатного станка книги стали продавать и покупать десятками, а затем и сотнями. Сначала книги заняли свое место в шкафу с посудой, а в начале 18 века в Англии “изобрели” первый книжный шкаф со стеклянными дверями.

В современном мире книги являются основным источником знаний и средством проведения досуга.

Ребята, а какие книге читаете вы? Может быть вам нравятся сказки или книги о животных, а может быть приключения храбрых пиратов или юмористические рассказы. Я предлагаю вам погиграть в одну очень увлекательную игру: «Его величество Книжный Шкаф»!

Детям раздаются методические материалы:

Нарисованный в формате А4 книжный шкаф, состоящий из 2х листов.

На первом, титульном листе, над строчкой «Его величество Книжный шкаф» дети подписывают свои фамилию и имя.

Обратите внимание, что на дверцах шкафа изображены геометрические фигуры, они нужны для дальнейшего исследования, которое будет проводиться в новом учебном году. В овале дети будут рисовать свой портрет, в прямоугольнике придумывать свой собственный экслибрис (от лат. ex libris – из книг), книжный знак – печатный бумажный ярлык, обычно наклеиваемый и иным образом наносимый на внутреннюю поверхность книжного переплета или обложки. Он указывает на владельца книги и часто включает его имя, девиз или вензель, а иногда лаконичный рисунок, говорящий о его профессии, интересах или особенностях собрания. Экслибрисы появились с начала книгопечатания. Ими отмечены книжные собрания крупных монастырей, а позднее – королевских семейств Европы [3].

Книжный шкаф предоставляется в черно- белом цвете, чтобы в дальнейшем дети могли сами его раскрасить как душе угодно. Это творческий процесс, в результате которого по символике цвета в психологии мы сможем узнать о личности ребенка.

На втором развороте изображение книжных полок (20 на 22 см, размер каждой отдельной полки 2 на 2 см).

Ребята, каждому из вас раздали нарисованный книжный шкаф, в который вам нужно будет вклеить цветные квадратики. Каждый квадратик определенного цвета. Цвета не повторяются, и обозначает определенный жанр литературы. Вот этими жанрами вы и заполняете свой книжный шкаф. Например, можно весь шкаф наполнить только описаниями путешествий, но интереснее использовать многообразие литературы, тогда вам никогда не будет скучно!!!

Представьте, что перед вами огромный книжный шкаф, который станет для вас другом. На доске я обозначу, какой цвет относится к тому или другому жанру литературы.

Заполнить его нужно именно теми книгами, которые вы бы хотели иметь у себя дома. Только самую последнюю строку заполняете теми книгами, которые у вас уже есть.

Квадратики из разноцветной самоклейки ( бумага на клейкой основе, с отрывной частью) 2 на 2 см. Всего 10 цветов, каждый цвет обозначает определенный литературный жанр.

Золото – сказки, фантастика

Синий - описания путешествий, приключения, сорт

Желтый – книги о животных

Зеленый - книги о растениях

Горчичный - рассказы о сверстниках

Розовый - поэзия(стихи)

Серый - книги о войне

Белый - книги о петербурге

Оранжевый - юмор (анекдоты, юмористические рассказы и повести)

Красный – энциклопедии, справочники, словари

Итак, приступим. Если у кого-то возникнут вопросы, не стесняйтесь, задавайте.

Дети заняты делом. Я им помогаю, фотографирую, прошу подписать работы.

Далее сбор работ.

Ребята, вы молодцы, у вас все замечательно получилось! Это не последняя наша встреча. Осенью я снова приеду к вам поиграть. А сейчас впереди лето, отдыхайте, набирайтесь сил перед новым учебным годом и , конечно же, читайте, читайте и еще раз читайте!!!

До новых встреч!»

Итоги исследования

Подводя итоги своего исследования, хочу привести и прокомментировать следующую таблицу:

Количество детей Золотой

синий желтый зеленый горчичный розовый серый белый оранжевый красный

1 10 10 10 10 3 4 10 10 3 8

2 10 30 - - 20 - 10 20 10 -

3 3 15 2 - 18 - 52 - - -

4 6 19 3 6 4 47 2 3 4 6

5 8 11 6 6 2 9 3 15 10 8

6 9 6 4 8 1 1 7 - - 10

7 7 7 6 7 2 3 4 10 5 8

8 10 3 5 5 2 6 - 7 7 -

9 3 5 2 1 4 1 10 9 4 6

10 1 7 6 5 4 3 2 5 2 1

11 12 2 1 1 - - 23 55 6 -

12 7 20 5 4 3 4 5 5 4 6

13 9 7 10 8 9 8 7 7 4 8

14 7 20 8 2 2 3 5 - 3 7

15 4 5 5 2 3 3 2 50 6 11

16 4 7 10 7 4 5 3 3 3 4

17 14 3 4 3 2 3 16 32 5 18

18 38 7 8 10 4 7 3 10 3 6

19 6 12 5 13 3 10 2 36 6 4

20 5 2 2 3 1 2 19 11 5 2

21 3 4 10 5 2 6 2 10 4 2

22 2 6 3 1 3 4 1 5 6 2

Общие % в классе по жанрам 178 208 115 107 96 129 188 303 100 117

Из данной таблицы видно, какое именно досуговое чтение интересует младших школьников. Безусловным лидером среди читательских предпочтений ребят является литература о Петербурге, так же детям интересны приключения, путешествия, спорт. Книги о войне, сказки, фантастика занимают очень схожие проценты в общем потоке литературы. Получили уже меньший процент, но также на одном уровне у детей идут книги о животных, энциклопедии и справочники. Достаточно высокое место занимает поэзия, я думаю это связано с преобладанием девочек в классе, а так же с влиянием школьной программы. Не так популярна литература о растениях и последнее место занимают книги о сверстниках.

Любимые книги, которые прочли ребята

Одной из целей задания в исследовании «Его величество Книжный Шкаф» было выявить конкретные любимые книги детей младшего школьного возраста, которые уже есть у них дома.

Вот перечень названий, который предоставили ребята.

Сибирочка. Л.Чарская

Записки маленькой гимназистки. Л.Чарская

Фомка белый медвежонок. В.Чаплина

Малышка. В.Чаплина

Денискины рассказы ( у 4х детей)

Огородники. Носов

История России Маугли. Киплинг ( у 3х детей)

Первое письмо. Киплинг

Граф Монте Кристо

Чужой против хищника

Чиполлино (2) Простоквашено (2)

Снежная королева

Тайна старого леса

Начало жизни Княжна Дживадий

Люда Власовская Вторая Нина

Хроники Нарнии

Херист Тысячилетняя ночь

Прощание славянки

Детский материк Ухо-дыня 125

Пеппи длинный чулок (2)

Желтый туман Дюймовочка

Кошачье море (2)

Кот Да Винчи (2)

Книга о блокаде

Справочник о животных

Книга о грибах Стихи о войне

Аленький цветочек (2)

Школа магов

Изумрудный город

Огненный бог Марана

Хоббит Толкина Энциклопедия чудес

Гарри Поттер (3)

Книга мальчишек Шерлок Холмс

Властелин колец Великие открытия

Большая книга экспериментов

Автомобили

Тело человека Незнайка (2)

Олень Вербочки Лев и собака

Дневник Фокса Микки

Рассказы Драгунского

Сказки зарубежных писателей

Соперницы Мио, мой Мио.

Тетрадь смерти Наруто

Человек-паук

Тей кван до Шел по улице солдат

Супер война Крутой мальчик

Супер мал В ночь большого прилива

Дикие и прирученные взрослые

Барон Мюнхаузен Внеклассное чтение

Буратино Старуха в бутылке

Книга Путешествия

В древних городах

Чтение девочек и чтение мальчиков (или гендерные различия)

Девочки больше читают именно книг «для души», тогда как мальчики – это (в лучшем случае) – читатели фантастики, приключений, детективов, а также научно-познавательной и специальной литературы.

Зондажные исследования, проведенные специалистами Российской государственной детской библиотеки (О.Л.Кабачек, И.А.Бутенко, В.П.Чудинова, О.И.Мургина и другие ) свидетельствуют о том, что сегодня в досуговой деятельности мальчиков проявляется тенденция активного использования окружающей их «электронной среды», где наряду с традиционным занятием – чтением книг, обнаружилось их стремление к использованию не только теле- и видеоэкрана, но и компьютера (в основном, в качестве источника компьютерных игр), а также Интернета (где они не только играют, но и «путешествуют по сетям», скачивают нужную информацию и др.). Для этой аудитории также характерно чтение иллюстрированных журналов. Вместе с тем, здесь литература уже не служит (как это было раньше) средством социализации, поскольку эти юные читатели практически не находят в ней героев – объектов для подражания [5].

Возвращаясь, к проведенному мной исследованию на базе Общеобразовательной школы Василеостровского района № 2 хочу наглядно показать различия читательских предпочтений мальчиков и девочек младшего школьного возраста на примере нескольких ребят.

На рисунке 1 «Его величество Книжный Шкаф» мальчика, на рисунке 2 «Его величество Книжный Шкаф» девочке. Разница видна невооруженным взглядом.

На первом месте у данного мальчика литература о войне – 52%, следующее место занимают книги о сверстниках – 28%, путешествиях, спорте – 15%. В незначительном количестве присутствуют сказки и фэнтези – 3%, книги о животных – 2%.

Рисунок 1. Рисунок 2.

Совсем другая картина на рисунке 2. Здесь ярко выраженное предпочтение поэзии, она занимает 47 % шкафа; 19 % книг о приключениях и путешествиях; равное количество по 6 % - книги о растениях, сказки, фентези, энциклопедии; по 4 % - книги о сверстниках, юмор;3 % литература о Петербурге и 3 % литература о животных; 2 % лиература о войне.

Чтение переодики

На переломе веков в чтении детей, особенно популярными стали различные журналы. Активное обращение к периодике детей начинается уже в младшем школьном возрасте, только 6 из них ответили, что они не читают журналы. 44 наименования журналов назвала эта категория читателей от самых распространенных типа «Мурзилка» (31%), «Тошка» (10%), «Клепа» (9%), «Комиксы»(8%), «Том и Джерри»(7%) до журналов «За рулем», «Все звезды», «Лиза», «Фабрика звезд» и многие, многие другие, 28 из которых не повторяются два раза [7].

Причем часто дети покупают периодику самостоятельно. В 9-10 лет это, как правило, спонтанный, ситуативный выбор. Чем старше, тем он становится все более осознанным. У читателей младшего школьного возраста популярны комиксы и "диснеевские" журналы, особенно у мальчиков. В то же время журналы, созданные специально для детей, больше популярны у девочек, так же как и журналы о животных и о природе. В последние годы многих детей привлекают такие издания, как кроссворды, сканворды, головоломки, причем в разных возрастных группах. По сравнению с девочками, мальчики больше ориентированы на более широкий и разнообразный круг периодических изданий, тогда как девочки чаще предпочитают издания развлекательного и прикладного характера, ориентированные на женскую аудиторию.

Название Кол-во Название Кол-во Название Кол-во

Мурзилка 44 Тропинка 2 Кротенок 1

Тошка 14 Автомобильный журнал 1 Лиза 1

Клепа 13 Баз-Бани и его друзья 1 Лола 1

Комиксы 12 Веселые картинки 1 Медвежонок 1

Том и Джери 10 Вовочка 1 Мировая техника 1

Мики-Маус 7 Волли 1 Почемучка 1

Дисней клуб 4 Все для девочек 1 Принцесса 1

Трамвай 3 Все звезды 1 Розовый слон 1

Барби 3 Домашнее хоз-во 1 Рыжий Ап 1

Простаквашино 3 Домашний очаг 1 Свирель 1

Веселые картинки 3 Евросеть 1 Силуэт 1

Фабрика звезд 3 За рулем 1 Синдбад 1

Компьютерная жизнь 2 Игромания 1 Том и Джери 1

Миша, Мишутка 2 Империя игр 1 Умняша 1

[7, с.10] Выводы и заключение

К сожалению, в детской среде книга постепенно уступает лидирующее положение другим, более современным, источникам получения информации. Время на чтение книг сокращается на 43% у учащихся начальных классов, произошла смена модели чтения, изменился и статус чтения, но он не стал менее высоким. 90 % младших школьников нравится читать, но 10 % честно говорят о нелюбви к чтению книг. Радует, что 88% младших школьников читают с интересом и для удовольствия. Структура досугового чтения становится более упрощенной и примитивной, претерпевая существенные изменения на всех трех стадиях чтения: выбора, восприятия (понимания), обсуждения прочитанного [2]. Авторитетом при выборе книг для более 50% младших школьников являются родители, которые практически знают, что читает их ребенок. Круг наименований и жанровых предпочтений наших детей широк, чему в первую очередь способствуют личные библиотеки и фонды городских и школьных библиотек. Наряду с тенденцией падения интереса к книге наблюдается рост активного обращения детей, начиная с младшего возраста, к журнальной периодике, которой насыщен современный рынок и которая подчас предлагает яркие «картинки» с броскими заголовками и поверхностной информацией взамен глубоких, серьезных размышлений. «Клиповое» мышление – факт нового времени, следствие всеобщей компьютеризации. Поэтому дети знают разнообразный круг детских периодических изданий, и причина этого, конечно, в том, что школьные библиотеки имеют возможность ежегодной подписки на современные из-дания. Многообразный репертуар детских журналов ставит перед педагогами, библиотекарями, родителями задачу учить отбору [7, с.11].

Библиография:

1. Голубева Е.И. Что происходит в детском чтении? // Книжное дело.- 2004.- № 1.- С. 68.

2. Ловкова Т.Б. Досуговое чтение юных в потоке времени: [Электронный документ] .- (http://www.uraledu.ru/node/26697).

3. Онлайн Энциклопедия Кругосвет: Экслибрис: [Электронный документ].-(http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/izobrazitelnoe_iskusstvo/EKSLIBRIS.html).

4. Самохина, М.М. Зеркало социальных перемен // Читающая Россия: мифы и реальность.- М.: Либерея, 1997.- С. 56.

5. Чудинова, В. П. Проблемы чтения детей и подростков в эпоху новых технологий: Новые задачи педагогов и библиотекарей: [Электронный документ] .- (http://rubakin.zavetspisok.ru/chudinova&murgina.htm).

6. Чудинова В.П. Чтение детей и подростков в России на рубеже веков: смена “модели чтения”: [Электронный документ] .- (www.teacher.fio.ru).

7. Хабибулина, Т.В. Книга и чтение в условиях новой информационно – образовательной среды : Итоги социологического исследования ОУ г. Лесного / Т.В.Хабибулина.- Лесной, ИМЦ УО, 2009. – 12 с.

Показать полностью…
Похожие документы в приложении