Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
2 монеты
doc

Шпаргалка «Экзаменационная» по Информатике (Воропаева Л. В.)

1. Сигналы и данные.

Сигнал – материальный носитель, который фиксирует информацию для переноса ее от источника к потребителю.

Он может быть дискретным и непрерывным

Дискретный сигнал слагается из счетного множества (т.е. такого множества, элементы которого можно пересчитать) элементов (говорят – информационных элементов).

Набор самых “мелких” элементов дискретного сигнала называется алфавитом, а сам дискретный сигнал называют также сообщением.

Непрерывный сигнал – отражается некоторой физической величиной, изменяющейся в заданном интервале времени, например, тембром или силой звука.

Параметры сигнала, изменяемые во времени в соответствии с передаваемым сообщением, называются информативными.

Данные – зарегистрированные сигналы

Данные не тождественны информации

2. Понятие информации и информационного процесса. Свойства информации, её роль в обществе.

Информация – продукт взаимодействия данных и адекватных им методов обработки.

Информация возникает и существует в момент диалектического взаимодействия объективных данных и субъективных методов обработки. Такие процессы называются информационными, все прочее время информация находится в состоянии данных.

Свойства информации:

Объективность и субъективность, полнота, доступность, достоверность, актуальность

3. Кодирование и основные операции с данными. Представление числовых, текстовых, графических и звуковых данных в двоичном коде.

Кодирование – выражение одного типа данных через другой.

Операции с данными:

Сбор, формализация, фильтрация, сортировка, архивация, защита, транспортировка, преобразование

Способ кодирования чисел (Система Счисления)

СС: позиционные (количественные значения каждой цифры, зависит от ее места в числе)

Непозиционные (римские цифры)

Представление чисел в информатике:

С плавающей . или , ; Естественная запись с фиксированной . или ,

Кодирование текстовых данных:

Основано на сопоставлении каждому символу алфавита двоичных кодов

Кодирование графических объектов:

Происходит на основе разложения изображения на мельчайшие составляющие – растры

Кодирование звуковой информации:

Далеки от стандартизации, основаны на FM методе и таблично-волновом синтезе.

4. Единицы представления данных, структуры данных и их хранение.

Бит- двоичный код

Основные структуры данных:

Линейные (списки) – простейшие структуры, отличающиеся тем, что адрес каждого элемента однозначно определяется своим номером

Табличная (матрицы) – упорядоченные структуры, позиция каждого элемента определяется номером столбца и номером строки

Иерархические – структуры данных, адрес каждого элемента определяется путем доступа к нему

Файл – единица хранения данных, последовательность произвольного числа байтов, обладающая собственным именем

Хранение файлов в иерархической структуре – файловая структур

5. Предмет и структура информатики. Основные этапы развития информатики.

Информатика – наука, изучающая:

Методы реализации информационных процессов средствами вычислительной техники

Состав, структуру, общие принципы функционирования ВТ

Принципы управления ВТ

Структура информатики:

Теоретический уровень (информ процессы, аппаратное обеспечение, программное обеспечение)

Практический уровень ( то же)

Информатика как наука стала развиваться с середины прошлого столетия, что связано с появлением ЭВМ и начинающейся компьютерной революцией.

Всю историю информатики принято разбивать на два больших этапа: предыстория и история.

Начальный этап предыстории - освоение человеком развитой устной речи.

Второй этап – возникновение письменности.

Третий этап – книгопечатание.

Четвертый этап предыстории связан с успехами точных наук , появление радио, телефона и телеграфа, к которым потом добавилось и телевидение. Кроме средств связи появились новые возможности по получению и хранению информации – фотография и кино, запись информации на магнитные носители.

С разработкой первых ЭВМ принято связывать возникновение информатики как науки, начало ее истории. Информатика долгое время рассматривалась как часть математики и развивалась усилиями математиков. Благодаря бурному развитию вычислительной техники информатика выделилась в отдельную науку. Этому способствовало и такое важное свойство современной вычислительной техники, как единая двоичная форма представления обрабатываемой и хранимой информации.

6. Математические основы информатики. Булева алгебра.

Основное понятие – высказывание – предложение, о котором можно сказать истинно оно или ложно

Логические операции

Сложные высказывания можно построить из простых с помощью операции отрицания(не), дизъюнкции(или), конъюнкции(и), импликации(если.. то..), эквиваленции(тогда и только тогда).

7. Математические основы информатики. Элементы теории множеств.

Множество – любая совокупность объектов, которых может и не быть

Множества бывают: бесконечные, конечные, пустые

Множество B называют подмножеством множества А, если любой элемент множества В является элементом множества А. Обозначается В  А.

Универсальное множество - это самое большее множество, содержащее в себе все множества, рассматриваемые в данной задаче.

8. Математические основы информатики. Элементы теории графов.

Граф - это совокупность объектов со связями между ними

Граф задается парой множеств: Е – мн-во вершин

U – мн-во пар вершин, ребер

Объекты представляются как вершины, или узлы графа, а связи — как дуги, или рёбра. Для разных областей применения виды графов могут различаться направленностью, ограничениями на количество связей и дополнительными данными о вершинах или рёбрах.

Ориентированный граф – если порядок ребер имеет значение

Если стрелок нет, то граф неориентированный.

Полный - если любые его 2-е различные вершины соединены ребром

Мультиграфы- графы с кратными рёбрами, имеющими своими концами одну и ту же пару вершин

Деревом, если он связный и не содержит простых циклов.

Связным, если для любых вершин u,v есть путь из u в v

Прострация – путь, в котором ребро не повторяется дважды

9. Понятие вычислительной системы. Представление информации в технических

Вычислительная система - комплекс средств вычислительной техники, содержащий не менее двух основных процессоров или ЭВМ с единой системой управления, имеющих общую память, единое математическое обеспечение ЭВМ и общие внешние устройства.

Для представления информации потребителю используются устройства вывода, называемые периферийными устройствами, которые в зависимости от вида сигнала-носителя информации делятся на устройства вывода на бумажный носитель и устройства вывода на электронный носитель.

Кодирование - процесс представления данных последовательностью символов.

10. Базовая система элементов компьютерных систем.

Для построения цифровых устройств была выбрана двоичная система счисления. Преимущество двоичного исполнения – использование булевых функций. При построении функциональных узлов компьютерной системы используют элементы, которые реализуют базовую систему логических функций. Одним из базовых наборов является: дизъюнкция, конъюнкция и отрицание.

11. Функциональные узлы компьютерных систем: Элементы памяти, триггеры, регистры.

Внешняя память представлена в основном магнитными и оптическими носителями. Магнитные носители делятся на магнитные ленты (стриммеры), которые используются для хранения архивов и нашли неширокое применение, и магнитные диски.

Внутренняя память компьютера предназначена для оперативной обработки данных. Она является более быстрой, чем внешняя память, что соответствует принципу иерархии памяти, выдвинутому в проекте Принстонской машины. Следуя этому принципу, можно выделить уровни иерархии и во внутренней памяти.

Триггер — элементарная ячейка оперативной памяти

Триггер сохраняет свое состояние, а значит может служить средством для хранения одного бита информации. Особое свойство триггера состоит в том, что при отнятии сигналов с R и S триггер сохраняет предыдущее состояние.

Регистр - ячейка памяти компьютерного устройства, содержащая информацию о его состоянии, конфигурации, или выполняющая роль буфера данных.

Регистр представляет собой упорядоченную последовательность триггеров, число которых соответствует числу разрядов в слове. С каждым регистром обычно связано комбинационное цифровое устройство, с помощью которого обеспечивается выполнение некоторых операций над словами. Фактически любое цифровое устройство можно представить в виде совокупности регистров, соединённых друг с другом при помощи комбинационных цифровых устройств.

12. Функциональные узлы компьютерных систем: Сумматор.

Сумматор - электронная логическая схема, выполняющая суммирование двоичных чисел, центральный узел – арифметика логического устройства машины (АЛУМ)

Обычно строится из двух полусумматоров, которые являются полными бинарными двоичными логическими функциями и логического элемента «2ИЛИ».

Расм часть сумматора – полусумматор

Он реализует сложение одноразрядных чисел А и В (0 или 1). В результате получаем двухразрядное число.

13. Принцип автоматической обработки информации вычислительным устройством. Принцип фон Неймана.

Архитектура компьютера по фон Нейману: память – набор регистров, арифметикологическое устройство, устройство ввода –вывода, устройство управления(счетчик команд, регистр команд)

14. Поколения цифровых устройств обработки информации.

1-е 1945-55 электронные лампы(диоды, триоды)

2-е 1959-67 применены полупроводники, развитие программного обеспечения

Машина Наири

3-е 1968 -73 элементарная база – малые интегральные схемы

ЕС – 1020, Наири 2

4-е с 1980 применение больших интегральных схем

5-е с 1982 в Японии началась разработка суперкомпьютера

15. Архитектуры вычислительных систем (ВС) с сосредоточенной обработки информации. Архитектуры с фиксированным набором устройств. ВС с открытой архитектурой.

Архитектура ВС - совокупность характеристик и параметров, определяющих функционально-логическую и структурную организацию системы. Понятие архитектуры охватывает общие принципы построения и функционирования, наиболее существенные для пользователей, которых больше интересуют возможности систем, а не детали их технического исполнения. Поскольку ВС появились как параллельные системы, то и рассмотрим классификацию архитектур под этой точкой зрения

16. Архитектуры многопроцессорных ВС. Классификация компьютеров по сферам применения.

Многопроцессорные вычислительные системы (МПС) строятся при комплексировании нескольких процессоров. В качестве общего ресурса они имеют общую оперативную память (ООП). Параллельная работа процессоров и использование ООП обеспечиваются под управлением единой общей операционной системы. По сравнению с ММС здесь достигается наивысшая оперативность взаимодействия вычислителей-процессоров. Многие исследователи считают, что использование МПС является основным магистральным путем развития вычислительной техники новых поколений.

По назначению вычислительные системы делят на универсальные и специализированные. Универсальные ВС предназначаются для решения самых различных задач. Специализированные системы ориентированы на решение узкого класса задач. Специализация ВС может устанавливаться различными средствами:

17. Функциональная организация ПК. Центральный процессор.

Центральный процессор— исполнитель машинных инструкций, часть аппаратного обеспечения компьютера или программируемого логического контроллера, отвечающий за выполнение операций, заданных программами.

Центральный процессор, который осуществляет в персональном компьютере обработку всей информации, работает под управлением программных средств, преобразуя входную информацию в выходную. Преобразования осуществляются системой команд, последовательность которых задается программой решения соответствующей задачи.

Именно компьютерные программы сообщают процессору необходимую последовательность действий.

Если опустить подробности, то принципы работы центрального процессора можно описать следующим образом.

Процессору необходимо знать, какую математическую операцию надо проводить и с какими числами, а также, что делать с результатом. Все это содержится в микропроцессорных кодах. Например, операция сложения требует выполнения около семи инструкций (микрокоманд) процессора.

18. Функциональная организация ПК. Оперативное запоминающее устройство.

Оперативная память (также оперативное запоминающее устройство, ОЗУ) — в информатике — память, часть системы памяти ЭВМ, в которую процессор может обратиться за одну операцию (jump, move и т. п.). Предназначена для временного хранения данных и команд, необходимых процессору для выполнения им операций. Оперативная память передаёт процессору данные непосредственно, либо через кеш-память. Каждая ячейка оперативной памяти имеет свой индивидуальный адрес.

ОЗУ может изготавливаться как отдельный блок или входить в конструкцию однокристальной ЭВМ или микроконтроллера.

19. Функциональная организация ПК. Внутренние шины передачи информации.

Системная шина — это «паутина», соединяющая между собой все устройства и отвечающая за передачу информации между ними. Расположена она на материнской плате и внешне не видна. Системная шина — это набор проводников (металлизированных дорожек на материнской плате), по которым передается информация в виде электрических сигналов.

Чем выше тактовая частота системной шины, тем быстрее будет осуществляться передача информации между устройствами и, как следствие, увеличится общая производительность компьютера, т. е. повысится скорость компьютера.

20. Функциональная организация ПК. Внешние запоминающие устройства.

Запоминающие устройства -- устройства, которые служат для ввода/вывода и хранения информации в компьютере и переноса ее между ними. Внешние запоминающие устройства обеспечивают как оперативную работу с оперативной памятью ЭВМ, так и длительное хранение информации. По способу записи и чтения информации запоминающие устройства можно подразделить на:

накопители на гибких магнитных дисках (НМГД);

накопители на магнитных дисках (НМД);

накопители на цилиндрических магнитных доменах (НЦМД);

накопители на оптических дисках (НОД);

накопители на магнитной ленте (НМЛ);

виртуальные диски (ВД).

21. Функциональная организация ПК. Внешние устройства. Перспективы развития технических средств обработки информации.

Любая ЭВМ состоит из следующих основных устройств: процессор, память (внутренняя и внешняя) и устройства ввода и вывода информации.

К внешним устройствам относятся:

устройства ввода информации;

устройства вывода информации;

диалоговые средства пользователя;

средства связи и телекоммуникации.

Развитие в направлении, разработке квантового компьютера, работа с нанотехнологиями и молетроникой, разработка компьютеров на основе ДНК и т.д.

22. Классификация программного обеспечения (ПО).

Программное обеспечение - совокупность программ системы обработки информации и программных документов, необходимых для эксплуатации этих программ (ГОСТ 19781-90). Также, это совокупность программ, процедур и правил, а также документации, относящихся к функционированию системы обработки данных.

Программное обеспечение : системное ПО, прикладное ПО: непосредственно обеспечивающие выполнение необходимых пользователям работ., инструментарий программирования: облегчающие процесс создания новых программ для компьютера.

23. Базовое ПО

базовая операционная система должна удовлетворять следующим требованиям:

- открытая лицензия на использование и распространение, обеспечивающая её доступность;

- нетребовательность к ресурсам компьютера, что позволит устанавливать на различные компьютеры;

- открытая архитектура позволяет изучать её с любым уровнем детализации;

- легкость установки и гибкость настройки;

- надежность, защищенность и быстродействие;

- универсальный набор пакетов программ;

- масштабируемость;

- техническая поддержка и развитие;

- большое количество методического материала разного уровня, доступность в Интернет,

24. Операционные системы (ОС). Назначение ОС. Виды ОС.

Операционная система (ОС) - это набор программ, предназначенных управлять различными системами компьютера, организовывать интерфейс между пользователем и компьютером.

Виды ОС:

-Многопользовательская система, система с коллективным доступом

-Однопользовательская система

-Сетевая операционная система

Назначение ОС:

- управление вычислительными процессами в вычислительной системе;

- распределение ресурсов вычислительной системы между различными вычислительными процессами;

- образование программной (операционной) среды, в которой выполняются прикладные программы пользователей.

25. Операционные системы (ОС). Базовые понятия ОС. Процессы и потоки.

Поток определяет последовательность исполнения кода в процессе.

Процесс ничего не исполняет, он просто служит контейнером потоков.

Потоки всегда создаются в контексте какого-либо процесса, и вся их жизнь проходит только в его границах.

Потоки могут исполнять один и тот же код и манипулировать одними и теми же данными, а также совместно использовать описатели объектов ядра, поскольку таблица описателей создается не в отдельных потоках, а в процессах.

Так как потоки расходуют существенно меньше ресурсов, чем процессы, старайтесь решать свои задачи за счет использования дополнительных потоков и избегайте создания новых процессов(но подходите к этому с умом).

26. Операционные системы (ОС). Важнейшие функции ОС. Управление памятью.

обеспечении интерфейсов

Обеспечение автоматического запуска

Оганизация файловой системы

Управление приложениями

Взаимодействие с аппаратным обеспечением

Обслуживание компьютера

Функциями ОС по управлению памятью являются: отслеживание свободной и занятой памяти, выделение памяти процессам и освобождение памяти при завершении процессов, вытеснение процессов из оперативной памяти на диск, когда размеры основной памяти не достаточны для размещения в ней всех процессов, и возвращение их в оперативную память, когда в ней освобождается место, а также настройка адресов программы на конкретную область физической памяти.

27. Операционные системы. Ввод-вывод.

Одной из главных функций ОС является управление всеми устройствами ввода-вывода компьютера. ОС должна передавать устройствам команды, перехватывать прерывания и обрабатывать ошибки; она также должна обеспечивать интерфейс между устройствами и остальной частью системы. В целях развития интерфейс должен быть одинаковым для всех типов устройств (независимость от устройств). Устройства ввода-вывода делятся на два типа: блок-ориентированные устройства и байт-ориентированные устройства. Блок-ориентированные устройства хранят информацию в блоках фиксированного размера, каждый из которых имеет свой собственный адрес. Самое распространенное блок-ориентированное устройство - диск. Байт-ориентированные устройства не адресуемы и не позволяют производить операцию поиска, они генерируют или потребляют последовательность байтов.

28. Операционные системы. Драйверы устройств.

Программа, позволяющая конкретному устройству, такому как модем, сетевая плата или принтер, взаимодействовать с Windows 2000. Например, без драйверов последовательного порта сетевые подключения не могут использовать модем для соединения с сетью. Даже установленное в системе устройство может не распознаваться Windows 2000 до установки и настройки соответствующего драйвера. Если устройство включено в список совместимого оборудования, то драйвер такого устройства обычно входит в состав Windows 2000. Драйверы устройств загружаются автоматически при запуске компьютера и с этого момента выполняются, оставаясь невидимыми.

29. Операционные системы. Файловые системы.

Фа́йловая систе́ма (англ. file system) — регламент, определяющий способ организации, хранения и именования данных на носителях информации. Она определяет формат физического хранения информации, которую принято группировать в виде файлов. Конкретная файловая система определяет размер имени файла (папки), максимальный возможный размер файла и раздела, набор атрибутов файла. Некоторые файловые системы предоставляют сервисные возможности, например, разграничение доступа или шифрование файлов.

Основные функции любой файловой системы нацелены на решение следующих задач:

именование файлов;

программный интерфейс работы с файлами для приложений;

отображения логической модели файловой системы на физическую организацию хранилища данных;

устойчивость файловой системы к сбоям питания, ошибкам аппаратных и программных средств;

содержание параметров файла, необходимых для правильного его взаимодействия с другими объектами системы

30. Обзор операционных системы Microsoft Windows, Unix, Linux.

Linux. Это необычное семейство операционок. Отцом семейства Linux считается Линус Торвальдс, который написал ядро системы, а затем бесплатно распространил исходные коды. Затем появились сподвижники-энтузиасты, дописывающие систему по своему усмотрению и для своих нужд. В отличие от Windows, Linux является открытой системой. Любой, умеющий программировать, может сам не только создать, но дополнить или исправить какое-либо приложение. Это тоже одна из причин, по которой разработчики не торопятся переделывать свои творения для Linux.

Linux успешно работает там, где не справляется Windows. Он более гибок и надежен. Например, в качестве прокси-сервера некоторые предпочитают использовать именно Linux. Компании, торгующие готовыми компьютерами, даже предустанавливают Linux на продаваемые сервера. И на ноутбуки, потому что Linux гораздо бережнее обращается с ресурсами и меньше расходует заряд аккумуляторов.

Но у этой операционной системы есть свои минусы. Во-первых, как уже упоминалось, малое количество необходимых программ. Как сказал один системный администратор, софта много, а вот нужного - не найдешь. Поэтому Linux часто используется в качестве сервера, все необходимое в нем для этого есть, а вот как операционка для рабочего места, скажем, дизайнера - никогда.

Во-вторых, сложность конфигурирования и администрирования. Прежде чем браться за инсталляцию, нужно прочитать хотя бы одну книгу приличной толщины.

В-третьих, производители оборудования не всегда пишут драйвера для Linux. Отчасти проблема решается энтузиастами, которые делают это сами. Если у вас имеется некая экзотическая железка, то можно оказаться перед фактом отсутствия необходимого драйвера.

В-четвертых, Linux создавался огромным количеством народа. Это привело к возникновению большого количества версий и дистрибутивов. Состав различных модулей, их работа и конфигурирование могут сильно различаться.

UNIX (читается ю́никс) — группа переносимых, многозадачных и многопользовательских операционных систем.

Для краткости в данной статье под UNIX-системами подразумеваются как истинные UNIX, так и UNIX-подобные ОС.

Некоторые отличительные признаки UNIX-систем включают в себя:

использование простых текстовых файлов для настройки и управления системой;

широкое применение утилит, запускаемых в командной строке;

взаимодействие с пользователем посредством виртуального устройства — терминала;

представление физических и виртуальных устройств и некоторых средств межпроцессового взаимодействия как файлов;

использование конвейеров из нескольких программ, каждая из которых выполняет одну задачу.

В настоящее время UNIX используются в основном на серверах, а также как встроенные системы для различного оборудования. На рынке ОС для рабочих станций и домашнего применения UNIX уступили другим операционным системам, таким как Microsoft Windows и Mac OS, хотя существующие программные решения для Unix-систем позволяют реализовать полноценные рабочие станции как для офисного, так и для домашнего использования.

Microsoft Windows (/ˈwɪndoʊz/) — семейство проприетарных операционных систем корпорации Майкрософт (Microsoft), базирующихся на основе графического интерфейса пользователя. Появление их явилось решающим шагом в широком продвижении и развитии перспективных способов взаимодействия систем человек-машина и машина-машина, создания дружественной среды для взаимодействия как пользователя с компьютерными приложениями, так и аппаратных средств внутри вычислительного комплекса.

В настоящее время под управлением операционных систем семейства Windows работает около 90% персональных компьютеров

31. Служебное ПО. Файловые менеджеры. Теоретические и программные средства сжатия данных. Программы резервирования, данных. Программы просмотра и конвертирования данных. Программы записи компакт-дисков.

Назначение служебных программ (утилит) заключается в автоматизации работ согласно проверке и настройке компьютерной системы, а также воеже улучшения функций системных программ. Некоторые служебные программы (программы обслуживания) вдруг добавляют в численность операционной системы, дополняя ее ядро, лишь большинство является внешними программами и расширяют функции операционной системы. То есть, в разработке служебных программ видслидковуються два направления: интеграция с операционной системой и автономное функционирование.

Файловый менеджер (англ. file manager) — компьютерная программа, предоставляющая интерфейс пользователя для работы с файловой системой и файлами. Файловый менеджер позволяет выполнять наиболее частые операции над файлами — создание, открытие/проигрывание/просмотр, редактирование, перемещение, переименование, копирование, удаление, изменение атрибутов и свойств, поиск файлов и назначение прав.

32. Классификация прикладного ПО. Прикладное ПО общего назначения. Прикладное ПО специального назначения.

Прикладная программа или приложение — программа, предназначенная для выполнения определенных пользовательских задач и рассчитана на непосредственное взаимодействие с пользователем. В большинстве операционных систем прикладные программы не могут обращаться к ресурсам компьютера напрямую, а взаимодействуют с оборудованием и проч. посредством операционной системы.

К прикладному программному обеспечению (application software) относятся программы, написанные для пользователей или самими пользователями, для задания компьютеру конкретной работы. Программы обработки заказов или создания списков рассылки — пример прикладного программного обеспечения. Программистов, которые пишут прикладное программное обеспечение, называют прикладными программистами.

33. Текстовые редакторы, процессоры. Стандартные приложения Microsoft Windows: программа Блокнот (Microsoft Windows Notepad), текстовый процессор Microsoft Windows WordPad. Текстовый процессор Microsoft Office Word.

Те́кстовый реда́ктор — компьютерная программа, предназначенная для создания и изменения текстовых файлов, а также их просмотра на экране, вывода на печать, поиска фрагментов текста и т. п.

Основное отличие текстовых процессоров от текстовых редакторов в том, что они позволяют не только вводить и редактировать тексты, но и форматировать их, то есть оформлять. Соответственно, к основным средствам текстовых процессоров относятся средства обеспечения взаимодействия текста, графики, таблиц и других объектов, составляющих итоговый документ, а к дополнительным – средства автоматизации процесса форматирования.

34. Системы компьютерной графики. Стандартные приложения Microsoft Windows: растровый редактор Microsoft Windows Paint.

Компью́терная гра́фика (также маши́нная гра́фика) — область деятельности, в которой компьютеры используются как инструмент как для синтеза изображений, так и для обработки визуальной информации, полученной из реального мира. Также компьютерной графикой называют результат такой деятельности.

35. Программа для вычислений Microsoft Калькулятор.

36. Общие сведения о табличном процессоре Microsoft Office. Выделение диапазона, ввод и редактирование данных. Ввод формул, относительная и абсолютная адресация ячеек. Встроенная библиотека функций. Построение диаграмм.

Табличный процессор Excel является одним из наиболее популярных пакетов

программ, предназначенных для создания табличных документов (электронных

таблиц) и работы с ними.

Работа с табличным процессором Excel позволяет:

• использовать для хранения взаимосвязанных таблиц рабочую книгу, состоящую

из отдельных листов, которые можно в процессе работы удалять,

переименовывать, переставлять местами, копировать и скрывать;

• применять средства корректировки данных в таблице, используя широкий спектр

возможностей работы с фрагментами;

• для расчетов помимо написания формул использовать большой набор

встроенных функций, для задания которых может применяться Мастер функций;

• применять имена для ссылки на часто используемые диапазоны ячеек;

• осуществлять оформление таблиц с применением разнообразных шрифтов,

выравнивания текста и чисел, изменения ширины столбцов и высоты строк,

затенения и обрамления ячеек; Excel позволяет также применять встроенные

форматы оформления таблиц (автоформатирование);

• применять разнообразные форматы отображения числовых данных;

• для графического представления данных рабочего листа применять различные

диаграммы; должным образом оформлять их и печатать;

• дополнять рабочие книги рисунками и другими графическими объектами;

• выполнять свод данных из нескольких таблиц путем их консолидации;

• производить сортировку данных в таблице, выполнять отбор данных из таблицы

по заданному критерию;

• осуществлять ввод, редактирование и поиск информации в таблице с

использованием формы данных;

• автоматически рассчитывать промежуточные итоги;

• решать задачи по оптимизации данных, осуществлять статистический анализ

данных;

• выполнять запросы к базам данных с использованием средства MS-Query;

• создавать собственные пользовательские функции, макрокоманды и программы с

использованием языка Visual Basic.

37. Информационное моделирование. Основные понятия. Связи между объектами.

Модель - это искусственно созданный объект, дающий упрощенное представление о реальном объекте, процессе или явлении, отражающий существенные стороны изучаемого объекта с точки зрения цели моделирования. Моделирование - это построение моделей, предназначенных для изучения и исследования объектов, процессов или явлений.

Моделирование - исследование явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей - это основной способ научного познания. В информатике данный способ называется вычислительный эксперимент и основывается он на трех основных понятиях: модель - алгоритм - программа.

Использование компьютера при моделировании возможно по трем направлениям:

1. Вычислительное - прямые расчеты по программе.

2. Инструментальное - построение базы знаний, для преобразования ее в алгоритм и программу.

3. Диалоговое - поддержание интерфейса между исследователем и компьютером.

Информационная модель - это совокупность информации об объекте, описывающая свойства и состояние объекта, процесса или явления, а также связи и отношения с окружающим миром.

38. Основные понятия информационных систем. Базы данных (БД). Основные понятия и классификация БД.

По типу хранимых данных ИС делятся на фактографические и документальные. Фактографические системы предназначены для хранения и обработки структурированных данных в виде чисел и текстов. Над такими данными можно выполнять различные операции. В документальных системах информация представлена в виде документов, состоящих из наименований, описаний, рефератов и текстов.

Основываясь на степени автоматизации информационных процессов в системе управления фирмой, информационные системы делятся на ручные, автоматические и автоматизированные.

В зависимости от характера обработки данных ИС делятся на информационно-поисковые и информационно-решающие.

Информационно-решающие системы осуществляют, кроме того, операции переработки информации по определенному алгоритму. По характеру использования выходной информации такие системы принято делить на управляющие и советующие.

39. Базы данных. Модели данных.

Базой данных является представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов (статей, расчетов, нормативных актов, судебных решений и иных подобных материалов), систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины

Классификация по модели данных: Иерархические, Сетевые, Реляционные, Многомерные Объектные, Объектно-ориентированные, Объектно-реляционные

По технологии обработки данных БД подразделяются на централизованные и распределенные.

Централизованная БД хранится целиком в памяти одной вычислительной системы. Если система входит в состав сети, то возможен доступ к этой БД других систем.

Распределенная БД состоит из нескольких, возможно пересекающихся или дублирующих друг друга БД, хранимых в памяти разных вычислительных систем, объединенных в сеть.

По способу доступа к данным БД распределяются на локальный и удаленный (сетевой) доступ.

Локальный доступ предполагает, что СУБД обрабатывает БД, которая хранится на том же компьютере.

Удаленный доступ — это обращение к БД, которая которая хранится на одном из компьютеров, входящих в компьютерную сеть. Удаленный доступ может быть выполнен по принципу файл-сервер или клиент-сервер.

Модель данных есть формальная теория представления и обработки данных в системе управления базами данных (СУБД), которая включает, по меньшей мере, три аспекта

Обобщенные структуры типов данных называют также моделями данных, т.к. они отражают представление пользователя о данных реального мира.

Любая модель данных должна содержать три компоненты:

структура данных - описывает точку зрения пользователя на представление данных.

набор допустимых операций, выполняемых на структуре данных. Модель данных предполагает, как минимум, наличие языка определения данных, описывающего структуру их хранения, и языка манипулирования данными, включающего операции извлечения и модификации данных.

ограничения целостности - механизм поддержания соответствия данных предметной области на основе формально описанных правил.

В процессе исторического развития в СУБД использовалось следующие модели данных:

иерархическая, сетевая, реляционная.

В последнее время все большее значение приобретает объектно-ориентированный подход к представлению данных

40. Базы данных. Проектирование БД. Нормальные формы в БД

В теории проектирования информационных систем предметную область (или, если угодно, весь реальный мир в целом) принято рассматривать в виде трех представлений:

представление предметной области в том виде, как она реально существует

как ее воспринимает человек (имеется в виду проектировщик базы данных)

как она может быть описана с помощью символов.

Отсюда вытекают основные этапы, на которые разбивается процесс проектирования базы данных информационной системы:

Концептуальное проектирование - сбор, анализ и редактирование требований к данным. Для этого осуществляются следующие мероприятия:

обследование предметной области, изучение ее информационной структуры

выявление всех фрагментов, каждый из которых харакетризуется пользовательским представлением, информационными объектами и связями между ними, процессами над информационными объектами

моделирование и интеграция всех представлений

По окончании данного этапа получаем концептуальную модель, инвариантную к структуре базы данных. Часто она представляется в виде модели "сущность-связь".

Логическое проектирование - преобразование требований к данным в структуры данных. На выходе получаем СУБД-ориентированную структуру базы данных и спецификации прикладных программ. На этом этапе часто моделируют базы данных применительно к различным СУБД и проводят сравнительный анализ моделей.

Физическое проектирование - определение особенностей хранения данных, методов доступа

41. Системы управления БД: СУБД Microsoft Office Access, язык манипулирования данными SQL, CASE-системы для разработки информационных систем.

Систе́ма управле́ния ба́зами да́нных (СУБД) — специализированная программа (чаще комплекс программ), предназначенная для организации и ведения базы данных. Для создания и управления информационной системой СУБД необходима в той же степени, как для разработки программы на алгоритмическом языке необходим транслятор

SQL — язык структурированных запросов) — универсальный компьютерный язык, применяемый для создания, модификации и управления данными в реляционных базах данных.

Язык SQL делится на четыре части: операторы определения данных, операторы манипуляции, данными, операторы определения доступа к данным, операторы управления транзакциями

В SQL определены два подмножества языка:

SQL-DDL (Data Definition Language) - язык определения структур и ограничений целостности баз данных. Сюда относятся команды создания и удаления баз данных; создания, изменения и удаления таблиц; управления пользователями и т.д.

SQL-DML (Data Manipulation Language) - язык манипулирования данными: добавление, изменение, удаление и извлечение данных, управления транзакциями

Microsoft Access — реляционная СУБД корпорации Microsoft. Имеет широкий спектр функций, включая связанные запросы, сортировку по разным полям, связь с внешними таблицами и базами данных. Благодаря встроенному языку VBA, в самом Access можно писать приложения, работающие с базами данных.

Основные компоненты MS Access:

построитель таблиц; построитель экранных форм; построитель SQL-запросов (язык SQL в MS Access не соответствует стандарту ANSI); построитель отчётов, выводимых на печать.

Они могут вызывать скрипты на языке VBA, поэтому MS Access позволяет разрабатывать приложения и БД практически «с нуля» или написать оболочку для внешней БД.

Современные CASE-средства охватывают обширную область поддержки многочисленных технологий проектирования информационных систем: от простых средств анализа и документирования до полномасштабных средств автоматизации, покрывающих весь жизненный цикл программного обеспечения.

Наиболее трудоемкими этапами разработки информационных систем являются этапы анализа и проектирования, в процессе которых CASE-средства обеспечивают качество принимаемых технических решений и подготовку проектной документации.

42. Понятие алгоритма и его свойства. Способы описания алгоритмов.

Алгоритм – заранее заданное, понятное и точное предписание возможному исполнителю совершать определенную последовательность действий для получения решения задачи за конечное число шагов

Свойства алгоритмов:

Поочередное выполнение команд алгоритма за конечное число шагов приводит к решению задачи, к достижению цели. Разделение выполнения решения задачи на отдельные операции– важное свойство алгоритмов, называемое дискретностью.

Каждый алгоритм строится в расчете на некоторого исполнителя. Для того чтобы исполнитель мог решить задачу по заданному алгоритму, необходимо, чтобы он был в состоянии понять и выполнить каждое действие, предписываемое командами алгоритма. Такое свойство алгоритмов называется определенностью (или точностью) алгоритма.

Еще одно требование, предъявляемое к алгоритмам, - результативность (или конечность) алгоритма. Означает, что исполнение алгоритма должно закончиться за конечное число шагов.

Универсальность. Алгоритм должен быть составлен так, чтобы им мог воспользоваться любой исполнитель для решения аналогичной задачи

Таким образом, выполняя алгоритм, исполнитель может не вникать в смысл того, что он делает, и вместе с тем получать нужный результат. В таком случае говорят, что исполнитель действует формально, т.е. отвлекается от содержания поставленной задачи и только строго выполняет некоторые правила, инструкции.

Способы задания алгоритма:

словесный, (недостаток–многословность, возможна неоднозначность–«он встретил ее на поле с цветами»),

табличный (физика, химия и т. д.),

графический (блок-схемы).

43. Основные алгоритмические конструкции. Линейная алгоритмическая конструкция.

Программа имеет линейную структуру, если все операторы (команды) выполняются последовательно друг за другом

44. Основные алгоритмические конструкции. Разветвляющаяся алгоритмическая конструкция.

Ветвление - управляющая структура, организующая выполнение лишь одного из двух указанных действий в зависимости от справедливости некоторого условия.

Условие - вопрос, имеющий два варианта ответа: да или нет.

Запись ветвления выполняется в двух формах: полной и неполной

45. Основные алгоритмические конструкции. Алгоритмическая конструкция «Цикл».

Цикл - управляющая структура, организующая многократное выполнение указанного действия.

46. Основные алгоритмические конструкции. Рекурсивный алгоритм.

Рекурсия – фундаментальное понятие в математике и компьютерных науках. В языках программирования рекурсивной программой называется программа, которая обращается сама к себе (подобно тому, как в математике рекурсивная функция определяется через понятия самой этой функции). Рекурсивная программа не может вызывать себя до бесконечности, следовательно, вторая важная особенность рекурсивной программы – наличие условия завершения, позволяющее программе прекратить вызывать себя.

Таким образом рекурсия в программировании может быть определена как сведение задачи к такой же задаче, но манипулирующей более простыми данными.

Как следствие, рекурсивная программа должна иметь как минимум два пути выполнения, один из которых предполагает рекурсивный вызов (случай «сложных» данных), а второй – без рекурсивного вызова (случай «простых» данных).

47. Простые типы данных: переменные и константы в алгоритмах.

Если предполагается, что величина будет иметь постоянное значение, то она называется константой. Константы могут использоваться при вычислениях и без предварительного их описания. Если же константа используется в программе многократно, то может возникнуть желание обозначить ее, и использовать вместо численного значения константы ее обозначение. Такое обозначение называется именем (или идентификатором) константы

Величины, значение которых может меняться при выполнении программы, называются переменными. Каждая переменная обязательно должна иметь свое имя, которое образуется по тем же правилам, что и имя константы. Так как значения переменной может меняться, то при ее описании, в отличие от описания константы, значение не указывается. Однако, описывая переменную, необходимо сразу указать ее тип, который определяет, какие значения сможет принимать эта переменная и какие операции можно над ней производить

48. Структурированные данные и алгоритмы их обработки Поиск элемента с заданным значением.

Задача поиска заключается в отыскании последовательности

элемента с заданными свойствами его значения. Для детального анализа

алгоритмов поиска сформируем конкретные задачи.

1. Найти минимальное (максимальное) значение элемента

последовательности (все элементы разные).

2. Найти номер минимального (максимального) элемента

последовательности (все элементы разные).

3. Найти минимальный (максимальный) элемент и его номер в

последовательности с совпадающими номерами.

4. Найти номер элемента с заданным значением (все элементы

разные).

49. Структурированные данные и алгоритмы их обработки Поиск максимального и минимального элемента

Поиск минимального элемента в массиве

Задача поиска минимального элемента в массиве рассматривается как задача

определения самого маленького элемента из всего массива.

Аналогич. и максимального

50. Структурированные данные и алгоритмы их обработки Основные алгоритмы сортировки.

Алгоритм сортировки — это алгоритм для упорядочения элементов в списке. В случае, когда элемент списка имеет несколько полей, поле, служащее критерием порядка, называется ключом сортировки. На практике в качестве ключа часто выступает число, а в остальных полях хранятся какие-либо данные, никак не влияющие на работу алгоритма.

Параметры: время, память

51. Этапы подготовки и решения задач на компьютере

На ЭВМ могут решаться задачи различного характера, например: научно-инженерные; разработки системного программного обеспечения; обучения; управления производственными процессами и т. д. В процессе подготовки и решения на ЭВМ научно -инженерных задач можно выделить следующие этапы:

постановка задачи;

математическое описание задачи;

выбор и обоснование метода решения;

алгоритмизация вычислительного процесса;

составление программы;

отладка программы;

решение задачи на ЭВМ и анализ результатов.

В задачах другого класса некоторые этапы могут отсутствовать, например, в задачах разработки системного программного обеспечения отсутствует математическое описание. Перечисленные этапы связаны друг с другом. Например, анализ результатов может показать необходимость внесения изменений в программу; алгоритм или даже в постановку задачи. Для уменьшения числа подобных изменений необходимо на каждом этапе по возможности учитывать требования, предъявляемые последующими этапами. В некоторых случаях связь между различными этапами, например, между постановкой задачи и выбором метода решения, между составлением алгоритма и программированием, может быть настолько тесной, что разделение их становится затруднительным.

52. Языки программирования. Понятие «язык программирования». Компиляторы и интерпретаторы. Системы программирования.

Язы́к программи́рования — формальная знаковая система, предназначенная для записи программ, задающих алгоритм в форме, понятной для исполнителя (например, компьютера). Язык программирования определяет набор лексических, синтаксических и семантических правил, используемых при составлении компьютерной программы. Он позволяет программисту точно определить то, на какие события будет реагировать компьютер, как будут храниться и передаваться данные, а также какие именно действия следует выполнять над этими данными при различных обстоятельствах.

Программа на компилируемом языке при помощи специальной программы компилятора преобразуется (компилируется) в набор инструкций для данного типа процессора (машинный код) и далее записывается в исполнимый модуль, который может быть запущен на выполнение как отдельная программа. Другими словами, компилятор переводит исходный текст программы с языка программирования высокого уровня в двоичные коды инструкций процессора.

Если программа написана на интерпретируемом языке, то интерпретатор непосредственно выполняет (интерпретирует) исходный текст без предварительного перевода. При этом программа остаётся на исходном языке и не может быть запущена без интерпретатора. Можно сказать, что процессор компьютера — это интерпретатор машинного кода.

Система программирования – это комплекс средств, предназначенный для создания и эксплуатации программ на конкретном языке программирования на ЭВМ определенного типа.

53. Классификация и обзор языков программирования.

Двоичный язык - в настоящее время программистами не применяется

Шестнадцатеричный язык-упрощение за счет представления четырех двоичных цифр одной шестнадцатеричной. Используется в качестве дополнения к языкам высокого уровня для программирования критичных к времени выполнения фрагментов алгоритмов.

Язык Ассемблера - предназначен для представления в удобочитаемой символической форме программ, написанных на машинном языке.

Язык Макроассемблера - расширение языка Ассемблера. Позволяет определять и использовать новые, более мощные команды.

Язык программирования C- разработан в начале 70-х. Сочетает достоинства современных высокоуровневых языков (в части структур данных и управляющих структур) и возможность доступа к аппаратным средствам машины на уровне языка Ассемблера. Однако синтаксис языка таков, что затрудняет программирование и понимание составленных программ.

Язык Basic (Beginner’s All-purpose Symbolic Instruction Code-многоцелевой язык символических инструкций для начинающих). Разработан в 1964 г. для использования новичками. Первоначально работа велась только в режиме интерактивной (диалоговой) интерпретации. В смысле строгости и стройности является антиподом языка Pascal. Несмотря на это, Basic очень популярен, в особенности на ПК. Существует множество его диалектов, несовместимых между собой. Современные диалекты Basic’а весьма развиты и мало чем напоминают своего предка.

Функциональные языки программирования. Программа на таком языке представляет собой совокупность описаний функций и выражения, которые необходимо вычислить. Оно вычисляется посредством редукции (т. е. серии упрощений). Функциональное программирование не использует концепцию памяти как хранилища значений переменных. Операторы присваивания отсутствуют, вследствие чего переменные обозначают не области памяти, а объекта программы, что полностью соответствует понятию переменной в математике. Примером функционального языка является язык LISP (List Processing-обработка списков) Разработан и реализован в Массачусетском технологическом институте в 1959 г. Рассматривается специалистами как основной язык программирования систем искусственного интеллекта.

Логическое программирование Логика и программирование долгое время были непересекающимися областями исследований. Только в 1973 впервые было опубликовано описание языка PROLOG (PROgramming in LOGic- программирование в терминах логики) Центральным понятием в логическом программировании является отношение. Программа представляет собой совокупность определений отношений между объектами и цели. В логическом программировании нужно только специфицировать факты, на которых алгоритм основывается, а не определять последовательность шагов, которые требуется выполнить. Логические программы отличаются принципиально низким быстродействием. Так как вычисления осуществляются методом проб и ошибок (посредством поиска с возвратами). В настоящее время для ПК существует около двух десятков реализации PROLOG’а, некоторые из которых оформлены в виде интегрированных сред.

Объектно-ориентированное программирование. Корни объектно - ориентирования уходят в одну из ветвей логики, в которой первичной является не отношение, а объект. Прототипом объектно-ориентированного программирования явился язык SIMULA-67. Но оформилось оно в самостоятельный стиль программ ирония с появлением языка (SMALLTALK-1972 г.), первоначально предназначенного для реализаций функций машинной графики. Этот стиль программирования характеризуется богатыми графическими возможностями и средой программирования, развитой модульной структурой программ. Именно модульность упрощает разработку сложных программных продуктов. Как пример объектно-ориентированного языка можно назвать Visual Basic и Delfi.

54. Создание программного кода, идентификаторы, данные, операторы Visual Basic for Applications.

Идентифика́тор (ID) Идентификатор личности ID.Удостоверение.

лексический токен, который определяет сущность. Это аналогично концепции «имя». Идентификаторы активно используются практически во всех информационных системах. Именование сущностей делает возможным ссылки на них, которые могут использоваться позже.

уникальный признак субъекта или объекта доступа

Язык VBA был разработан таким образом, чтобы его можно было достаточно легко и быстро изучить, а затем ежедневно использовать. Язык VBA полезен как профессиональным программистам, так и простым пользователям, для автоматизации повседневной рутинной работы. Какой бы не была Ваша цель: упростить повседневную работу или повысить производительность труда, безусловно, язык VBA лучше всего подходит для этих целей, поскольку он разработан специально для работы с приложениями пакета Microsoft Office.

Знание операторов является необходимой основой для изучения любой темы по VBA, т.е. прежде чем браться за изучение языка, стоит достаточное время уделить операторам и функциям.

Показать полностью…
Похожие документы в приложении