Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
doc

Курсовая «Аудитория печатных и электронных СМИ» по Журналистике (Ненашев М. Ф.)

Аудитория печатных и электронных СМИ. Их сравнение и оценка.

Содержание:

1.1 Вступление

2.1 Печать. Характеристика аудитории.

3.1 Интернет. Характеристика аудитории.

3.2 Телевидение. Характеристика аудитории.

3.3 Радио. Характеристика аудитории.

4.1 Заключение

1.1 Вступление

Ежедневно, каждый человек на Земле, сам не заостряя на этом свое внимание, пользуется каким-либо видом СМИ. Будь то утренняя газета, программа новостей, транслируемая по телевидению или радио, Интернет, или даже еженедельный журнал. В своей работе, я попытаюсь выяснить, какими средствами массовой информации пользуются различные слои населения. То есть кому наиболее удобны печатные СМИ, а кому -- электронные.

Как студент Московского государственного университета печати, я отдаю своё предпочтение печатным СМИ. Сразу хотелось бы отметить тот факт, что по сравнению с электронными СМИ, печатными пользуется значительно меньшая часть населения. Этому способствует множество факторов: Во-первых, более высокая доступность населения к электронным видам, не выходя из своего дома (здесь имеется ввиду городское население, имеющее постоянный доступ к телевидению, радио, к сети Интернет). Во-вторых -- более высокая оперативность электронных СМИ. Телевидение, радио, Интернет сообщают нам происходящее в разы быстрее, чем это делает печать. В-третьих -- наличие каких-либо аудио или видеоматериалов по тому или иному событию и возможность в прямом эфире с места событий информировать граждан. Также большую роль играет и быстрое развитие глобальной сети Интернет. Количество его пользователей ежедневно растет.

Аудитория печати хоть и немногочисленна, но всё же она постоянная. Ни один «читатель со стажем» не променяет её ни на какое другое средство массовой информации.

2.1 Печать. Характеристика аудитории.

Печатные СМИ имеют ряд преимуществ, по сравнению с электронными СМИ. Печать имеет свою постоянную аудиторию, которая никогда и ни при каких условиях не уменьшится. Аудитория эта нацелена не только на получение информации, но и на анализ произошедшего события. Газета отвечает не только на вопрос: «Что произошло?», но и «Почему это произошло?». Аудитория различных газет, в основном состоит из людей

старшего возраста. В основном, это люди консервативные, не желающие использовать какие-либо новшества в получении информации. Но не только это является причиной использования ими печатных СМИ. Множество граждан приобретает газеты именно для чтения в общественном транспорте. Как я заметил, практически каждый второй пассажир московского метрополитена, сидя в вагоне, внимательно изучает свежую прессу.

В 2009 году было проведено исследование читательских предпочтений граждан РФ. По результатам опроса, читатели периодических печатных изданий составляют 72,7% россиян (с учетом читателей бесплатных газет). Причем, газеты имеют более широкую аудиторию, чем журналы. Так, если газеты читают 66,7% граждан, то журналы представляют интерес только для 46%. Для сравнения: доля Интернет-пользователей во всем их разнообразии составляет 61,7% от числа людей в возрасте от 16 до 60 лет. Как можно заметить, доля россиян, которые читают материалы периодических печатных изданий, значимо превосходит долю Интернет-пользователей.

В группе читателей материалов печатных СМИ (газеты, журналы) равномерно представлены респонденты вне зависимости от пола и возраста. В данную группу чаще попадают респонденты с высшим и незаконченным высшим образованием (53,2% от числа представителей данной совокупности). При этом к чтению только газет более склонны мужчины старше 44 лет со средне-специальным образованием. А исключительно журналы в большей степени предпочитают женщины.

Вообще не читают материалы печатных СМИ 27,3% населения. В данной группе чаще встречаются респонденты со средним (25,6% представителей данной группы) или средне-специальным образованием (36,6%). Кроме того, половину данной группы составляют читатели моложе 34 лет.

Для читателей материалов печатной прессы характерна достаточно высокая периодичность просмотра газет и журналов. Основная часть читателей обращается к материалам прессы не реже, чем 1 раз в неделю. Так, не менее 26% читают газеты 2-3 раза в неделю, и 11% читают журналы с той же периодичностью.

Один раз в неделю газеты читают 20,7% россиян, а группа читателей журналов с той же частотой является самой многочисленной и составляет 15,7% от числа граждан, принявших участие в опросе.

Среди россиян, обращающихся к материалам прессы с интенсивностью от

одного до 2 раз в месяц, чаще встречаются читатели журналов. Отчасти это

может быть объяснено тем, что столь редкое чтение газет свидетельствует о случайности обращения к данному источнику информации. А для некоторых журналов подобные интервалы совпадают с периодичностью издания новых номеров.

Необходимо подчеркнуть, что чтение газет как форма проведения досуга не может конкурировать с другими СМИ, прежде всего – телевидением, но о телевидении речь пойдет позже.

3.1 Интернет. Характеристика аудитории.

Интернет очень тесно связан с печатью, так как именно в Интернете находятся электронные версии печатных изданий. Сетевые газеты обновляют информацию с большей регулярностью, чем печатные, причем лучшие сетевые медиапроекты учитывают объем и пики аудитории, а также интересы пользователей в зависимости от времени суток. Так, утренние версии сетевых газет отличаются большим количеством новостей и краткостью их изложения, вечерние – аналитичностью и детальностью. Активное Интернет-сообщество в России все еще составляет небольшую часть населения, и очень большое число людей не представляет ни сильных его, ни слабых сторон.

По данным Европейской Комиссии, в настоящее время аудитория Интернета в Европе составляет 56% населения. Это означает, что Сетью в европейских странах сегодня охвачены 114 млн. человек. В России, по данным Фонда «Общественное Мнение», Интернетом пользуются 39,9 млн. человек или 34,1% взрослого населения страны. В связи с этим, есть мнение о том, что существует тенденция перемещения существенной части аудитории печатных изданий в Интернет. С каждым годом всё больше районов и уголков России получают доступ к сети Интернет, что обеспечивает информирование жителей с помощью использования так называемых «сетевых газет». Ни для кого не секрет в том, что основная масса пользователей Интернета – молодежь. Каждый российский подросток ежедневно не один час проводит в глобальной сети, используя её и как

средство массовой информации, и в качестве развлечения. В качестве СМИ, Интернетом пользуются главным образом молодые мужчины в возрасте от

18 до 35 лет с высшим образованием, работающие в сферах частного бизнеса, государственного управления и СМИ. Однако число женщин, пользующихся Сетью, постоянно растет, и в общем количестве пользователей «слабый пол» составляет уже более четверти. Все это свидетельствует о том, что пользование Интернетом в России следует общемировым тенденциям развития глобальной Сети.

3.2 Телевидение. Характеристика аудитории.

Для начала я хотел бы привести статистику, т. е. какое количество граждан РФ, пользуется этим видом СМИ.

В настоящее время измеряется постоянная аудитория численностью 65 миллионов 802 тыс. человек. В возрасте от 4 лет и старше. Примерно 75% россиян включают ТВ каждый день в течение года. Так уж сложилось исторически, что телевидение в России сразу воспринималось как нечто большее, чем просто средство массовой информации, именно поэтому, по численности аудитории, телевидение превосходит и радио, и печать, и Интернет.

Аудитория телевидения – огромная и очень обширная. Телевизор смотрят все: как дети, так и взрослые. Другое дело – с какой целью. Скажем, дети смотрят телевизор в основном, в качестве развлечения, подростки же, начинают смотреть более серьезные телепередачи и выпуски новостей. Другими словами – не все россияне используют телевидение как средство массовой информации. Только 63% всех телезрителей отдают свое предпочтение информационным программам. То есть аудитория телевидения раздроблена на различные группы зрителей. Одни смотрят информационные, а другие – прочие развлекательные программы, телесериалы, кинофильмы. Однако в аудитории печати такого дробления нет.

Конечно, получать информацию с помощью телевидения человеку намного приятнее, чем из прессы или радио. Ведь телевидение может не только рассказать о случившемся, но и показать, подкрепить сказанное видеоматериалом.

3.3 Радио. Характеристика аудитории.

Еще в Советском Союзе сложилось так, что радио значительно меньше привлекало общественного и академического внимания, чем остальные

медиа. Это придавало ему статус своего рода второстепенного СМИ, что в действительности совершенно не соответствовало ни его влиянию, ни популярности. Историческая справедливость восторжествовала сейчас: признание популярности радио – более чем общеизвестный факт. В 1999 году только 18% россиян не слушали радио вообще, тогда как остальные 82% были более или менее регулярными слушателями. Объем общей аудитории оказывается даже большим, чем у прессы. Более того, согласно данным многочисленных исследований последних лет, радио лучше удовлетворяет требования аудитории, чем ТВ. Если телевидением довольны 65% россиян, то для радио этот показатель – 76,9%. Однако радио не предоставляет слушателю подробный анализ произошедшего, что успешно делает печать.

Основная масса радиослушателей – автомобилисты. Практически всегда, когда я нахожусь в транспорте, я слышу голос радио ведущего, или выпуск новостей. Несомненно, это очень удобный вид СМИ. По доступности он ничуть не уступает печати. Радиоприемник имеет огромное количество россиян, даже тех, кто проживает в отдаленных районах России.

4.1 Заключение

Список используемой литературы:

1) Средства Массовой Информации постсоветской России (под редакцией доктора филологических наук, профессора Я.Н. Засурского. 2002)

2) «Основы журналистики» Корконосенко.

3) Данные Интернет-опросов.

Показать полностью…
Похожие документы в приложении