Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
2 монеты
zip

Шпаргалка «Экзаменационная» по Литературоведению (Давыдова Т. Т.)

№ 1 Роман А.Белого «Петербург» как модернистский роман

Андрей Белый (Бугаев), 1880-1934. Книги стихов: «Пепел» (тема России), «Золото в лазури», «Стихи о прекрасной даме». Начинал с прозы (симфония «Кубок метелей»).

Был философом модернизма, оставил много статей о символизме, «Кризис культуры», литературоведческие работы (о Гоголе).

Проза: «Петербург», «Серебряный голубь», «Котик Летаев», «Крещеный китаец» (автобиографичные).

Мемуары: «На рубеже веков», «Начало века», «Между двух революций».

Роман «Петербург»

Часть трилогии «Восток и Запад». Что есть Россия: Восток или Запад? – актуальный вопрос того времени. Характер русского модернизма: восприятие классовой борьбы как силы, разрушающей культурные ценности. Модернистский художественный образ — это эквивалент мысли, гипотезы, художественной посылки, а не психологически индивидуализированный персонаж с неповторимым внутренним миром. Русский модернизм был представлен разными течениями: символизмом, акмеизмом, футуризмом.

Первый роман трилогии – «Серебряный голуб», про интеллигента, пытавшегося понять народ, попадает в секту голубей и этот таинственный мир народной жизни убивает его. Написан классическим, простым, понятным языком. А в «Петербурге» сразу бросаются в глаза повторы, главки, обрывки без названий – открытый модернизм. Роман не сразу взялись печатать, да и первая мировая война началась, в общем до читателя «Петербург» дошел только в 1916 году в альманахе «Сирин» (Сиринское издание «Петербурга»).

В 1922 Белый в Германии переделывает роман (Берлинская редакция). Сейчас можно найти и ту и другую.

Место действия: Петербург. Время действия: осень 1905 года, 2 недели.

Для Белого имя "Петербург" – это мифологема, скрывающая определенный путь России, (петровские реформы), новый миф в русской истории. Сам город несет символический смысл.

Аполлон Аполлонович не любил острова, которые не хотели вписываться в строгие перпендикуляры Петербурга. Он хотел «пригвоздить острова стрелой моста». А.А. – олицетворяет бюрократию, идею порядка, все подчинено должно быть его циркуляру. А.А. доводит идею порядка до абсурда (все ящики в шкафах по частям света и по номерам –бюрократия по-русски).

Эпиграф: «была ужасная пора… печален будет мой рассказ» - последние строчки вступления к «Медному всаднику» Пушкина. Отсыл к Пушкину –типичный для модерниста ход, заставляет вспомнить «Медного встадника». О том, что Петр основал город, обреченный на наводнения, что правители не властны над стихией – конфликт города (государства) и личности. Петербург – это город-фантом. Невский пр-т превращает людей в тени. Город извращает живую жизнь, отец и сын становятся врагами, сын должен использовать против отца сардинницу ужасного содержания – потому что в таком туманном городе-фантоме террористическим идеям уютней всего. И Николай Аполлонович даже не задумываясь говорит: "да, я готов совершить акцию". А потом окажется, что эта акция – убийство собственного отца. Город соединяет в себе черты Запада и Востока. Провокатор Липанченко – «у него были черты не то семита, не то монгола». Софья Петровна Лихутина, знаменитая петербургская дама, свой дом устроила – очень было много элементов Японии, и она сама ходила в кимоно. Т.е. такие нелепости, соединение несоединимого.

Если по постулатам модернизма то:

1. Отказ от отражения реальности

2. Жизненный факт, не данность, а проблема. Питер не город, а мифологема.

3. Немозможность конечных истин в искусстве

4. Стремление к хаосу, абсурду

5. Герой модернизма – человек несчастного сознания.

2. Конармия Бабеля. Особенности стиля, проблемы авторской позиции.

Роман «Конармия» состоит из 25 новелл, в которых выдумка переплетается с реальными событиями. Бабель сам состоял в Конармии, поэтому обстановка и дух передаются очень реалистично. Б. описывает беспорядки в русской армии, ее бедность и бесхозность во время революции. Написано очень тяжело.

Авторская позиция: проблема бабелевского реализма: насилиесоциальная законность; пролетарская диктатурагуманизм; свободареволюционная необходимость. Идея: показать изъяны революции и русской армии, безнравственность человека, разрушение старой культуры. Этот роман принес Б. известность, но за него же его и расстреляли как врага народа.

Рассказ идет от лица Кирилла Лютова, глубоко одинокого интеллигента, наделенного чувством прекрасного, но попавшим в среду, в которой «режут за очки» (Конармия). Эта среда отказывается его принимать, пока он не совершит убийство (гуся, но и это для Лютова трагедия), только после этого его называют «своим». Но он все равно среди них чужой, он не может отречься от морали, не принимает осквернение церквей, насилие над женщинами, жестокость к пленным. Он никогда не станет как Василий Курдюков, хладнокровно описавший убийство собственного отца.

Еврейская культура очень важна для Б. с детства, и в романе евреи показаны как люди образованные, оберегающие свою культуры и традиции. В рассказе «Гедали» мы видим человека, который ни в каких обстоятельствах не может отказаться от своих национальных традиций: «Революция — скажем ей «да», но разве субботе мы скажем «нет»?» Но и он, одухотворенный Гедали, вынужден во время войны торговать на рынке мелом, синькой и фитилями. Революция не принесла ему и другим евреям ничего, кроме новых бед.

Итак, мы видим, что гражданская война чужда интеллигентному человеку. Это царство дикости, разрушение культуры — и русской, и польской, и еврейской. Как спасти свои духовные ценности в хаосе революции и братоубийственной войны?

3. Черты экспрессионизма в рассказах Л Андреева

Экспрессионизм (Э.) отражал деформацию культурных ценностей в предвоенное время, во время войны и в первые годы после. Главная особенность: объект подвергался особому эстетическому воздействию, в результате чего достигался эффект деформации. Самое важное в объекте предельно заострялось, результатом чего был эффект специфического экспрессионистского искажения. Э. искал границы между вымыслом и иллюзией, текстом и реальностью.

Э. – это крайнее беспокойство, сгусток противоречий и исключающих друг друга, но взаимодействующих явлений. «Во вселенной произошла какая-то катастрофа, какая-то странная перемена и исчезновение цветов: исчезли голубой и зеленый и другие привычные и тихие цвета» (Л. Андреев. “Красный смех”).

Андреев передает Э., изображая кризисные ситуации: напр.безумие и ужас войны в рассказе «Красный смех». Сочувствуя революционерам, Андреев изображал революцию как стихийный бунт («Савва»); рядом с бытовой драмой «Дни нашей жизни» соседствует философско-аллегорические трагедии «Жизнь человека», «Анатэма».

Творчество Андреева отражает шок от столкновения с темными неосознанными сторонами человеческой души и со страшной социально-политической действительностью его времени. Герои его произведений оказываются со своими верованиями на краю бездны или перед глухой стеной и это вызывает у них тревогу, страх, потрясение и парализующий волю шок. Просвещенные люди, идеалисты и даже романтики открывают в себе низкие уродливые и даже страшные страсти. Они обнаруживают ханжеское лицемерие в котором жили до сих пор.

. У него чаще всего нет этого классического развертывания сцены, нет этих связей от одного к другому, причинно-следственных. У него дискретный сюжет. Мы о чем-то узнаем, что было раньше – мы узнаем позже и наоборот. Такие забегания вперед, возвращения назад – это отражается и в самом стиле и в расположении сюжетных частей. И в самом стиле – обрывки предложений, незаконченные предложения, такая композиция дискретно прерывающаяся и стиль дискретный. И эта самая форма говорит о новом содержании, о разрушении целостности мира. Распалась связь времен, нет этой целостности.

4 Лирический герой Н. Гумилева

Этапы: 1. «Путь конкистадора», 1905. Ученический сборник, хорошие рецензии Брюсова. 2. «Романтические цветы», посв. будущей жене (Ахматовой). Атрибутика далеких стран и древних времен. 3. Ж-л «Сириус» - вместе с Ахматовой, литературная критика. 4. Путешествие в Африку, 1908, сотрудничество с ж-лом «Аполлон» (письма о русской поэзии) 5. «Жемчуга», 1910, посв. Брюсову. 6. «Колчан», 1916. Воспевание 1-й мировой войны, в кот. принимал участие, «залитые кровью недели». 7. По распоряжению ВП уехал в Париж, вернулся уже после Окт.револ. 8. Костер (1918), «Шатер» (1918), «Огненный столп» (1921)

Чувствовал свою оторванность от символистов, опирался не на музыкальное начало, а на живопись. Тяготел к более четким образам, не принимал туманности. В 1911 организовал «Цех поэтов», см. про акмеизм.

23 августа 1921 года Гумилева расстреляли как участника контрреволюционной организации.

Лирический герой

1. Ранний, до «Жемчугов» - сильный человек, победитель, покоряет пространство, африканские племена, считает себя вождем. Гумилев всегда хотел быть лидером. Часто это лит-рные персонажи (Дон Жуан), вожди, странствующие по морям и океанам. Все социальные проблемы ему чужды, он хотел увидеть реальный, прекрасный мир – экзотика Африки, отвага, смелость, один на один с опасностью.

2. «Колчан» - поэтизация войны с юношеским энтузиазмом.

3. «Чужое небо», «Костер» - впервые возникает национальнаятрадиция – родная земля, а не чужые страны. Стихи «Андрей Рублев», «Детство». Одушевление природы, видит мир, в котором его корни. Герой как бы успокаивается.

4. Стихотворение «Рабочий» (книга «Костер»). За 3 года до смерти он понял, что будет убит пулей, пишет о неотвратимости революционного преобразования мира, что в этом мире ему места нет. Об обреченности интеллигенции. Смерть неотвратима и удивительно обыденна.

.

5. Творчество Замятина и неореализм («На куличках»)

Дебют – рассказ «Один», потом «Уездное», «На куличиках» и др. рассказы.

«На куличиках» вызвала гнев цензуры, увидевшей в ней унижение русского офицерства, Автор же был не против офицеров, а против общественных условий, унижающих человеческое достоинство. Замятина выслали на Север, потом по впечатлениям от ссылки он напишет повесть «Север», рассказы «Африка» и «Ела».

Во время революции 17-го года З. работал в Англии, в его произведениях появляются мрачные краски. С 1918 по 1922 год – серия рассказов, сказок, повестей. Критики сравнивают З. с Эдгаром По (только ужас Замятина правдивей).

«Мы», 1920 г. - первый роман-антиутопия. Написан рано для его времени. Изображенное в романе тоталитарное Единое Государство превращает людей в роботов; любовь, счастье – всего лишь математические формулы; Люди под номерами, периодически им делают операцию по удалению фантазии. Одна из линий романа - любовь нумера Д-503 к девушке 1-330, погашенная самим же нумером, предавшим свою возлюбленную и холодно созерцавшим потом ее казнь. Характерная для Замятина ситуация: луч света, надежды пробивается через зловещие тучи и гибнет в бессилии остановить их движение.

Сборник «Нечестивые рассказы», 1927 г.

4-томное собрание сочинений, 1929 г.

В 1932 З. уехал жить в Париж. Пишет «Бич Божий» - состояние Европы, потрясенной революциями и войнами, предчувствующей грядущие небывалые катастрофы. В 1937 году З. умер в Париже.

Неореализм – одно из направлений буржуазной философии: метафизическая концепция развития. Бытие не имеет ни материального, ни идеального характера – оно совокупность «нейтральных элементов», которые в зависимости от ситуации приобретают либо физическое, либо психическое значение (низость офицеров в соответствующих условиях); Черты: правдивое отражение действительности, утверждение в искусстве новых духовных ценностей; воплощение героики боробы против фашизма и отстаивания социальной справедливости; передача широкой панорамы и повседневных коллизий народной жизни.

6. Лрическая героиня первых книг Ахматовой

Первые стихи Ахматовой – это любовная лирика. В этих стихах любовь не всегда светлая, зачастую она несёт горе. Общая тема: расставание, а точнее — переживания девушки по поводу расставания с любимым человеком. Присутствие двоих, когда-то бывших вместе, — неотъемлемая черта.

В стихотворениях есть диалоги (характерные скорее для эпических произведений, нежели для поэзии), передающие накал страстей:

Показалось, что много ступеней,

А я знала - их только три!

Между кленов шепот осенний

Попросил: "Со мною умри!

Я обманут моей унылой,

Переменчивой, злой судьбой".

Я ответила: "Милый, милый!

И я тоже. Умру с тобой…"

В стихотворении «Сжала руки под тёмной вуалью…» героиня бежит за героем, уходящим из её дома в ворота — дверь из замкнутого пространства в общий большой мир — навсегда.

Как забуду? Он вышел, шатаясь,

Искривился мучительно рот...

Я сбежала, перил не касаясь,

Я бежала за ним до ворот.

Задыхаясь, я крикнула: "Шутка

Все, что было. Уйдешь, я умру".

Улыбнулся спокойно и жутко

И сказал мне: "Не стой на ветру".

В обоих случаях подчеркивается отстраненность героини и героя друг от друга. Она чувствует себя обманутой, несправедливо обиженной.

В момент кульминации звучит: “уйдёшь, я умру”, “со мною умри!” Аура смерти придаёт особое звучание мотиву разлуки: переживания героини становятся максимально драматичными, выводят всю ситуацию, описанную в стихотворении, на совершенно новый эмоциональный уровень.

Совершенно ясно, что, несмотря на возможность многообразия трактовок этих стихотворений, все они вероятны только в рамках единого сюжета, который не вызывает сомнений, и происходят из загадочности женского характера, загадочности самой жизни. Но загадочность эта не мистическая, а обыкновенная, свойственная жизни вообще и женской жизни в частности, загадочность любви, которую никто не отрицает и не подвергает сомнению.

В первой книге «Вечер», которая считается насквозь петербургской, очень много южных, морских тем. Ахматова воссоздает поэтическую атмосферу Причерноморья. Героиня - обожженная солнцем, ставшая черной, с выгоревшей косой, царско-сельская гимназистка с наслаждением сбрасывала с себя манерные условности Царского Села, все эти реверансы, чинность, благовоспитанность, став, как она сама себя назвала в поэме, "приморской девчонкой". Юг, подаривший ей ощущение воли, свободы; понимание и вечности и кратковременности человеческой жизни.

Показать полностью…
Похожие документы в приложении