Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
2 монеты
doc

Шпаргалка «Экзаменационная» по Философии (Мильдер О. Б.)

1. Происхождение, предмет и сущность философии. Специфика философского знания и функции философии.

Философия возникла на базе мифологии и мудрствования. Они решали три познавательные задачи: описания, объяснения и понимания окружающего нас мира.

Эти три проблемы с которыми столкнулся человек по мере своего развития. Описать – значит дать характеристику свойствам природных явлений, которые воздействуют на жизнь людей, необходимо было объяснить причину явлений природы, поскольку человек непосредственно ощущал зависимость от них. Понимание мира означает осмысление и установление значения явлений природы для бытия человека и человеческого сообщества, а после этого использование в человеческих целях.

Мифология - /познание посредством преданий, сказаний/ - исторически первая форма описания, объяснения и понимания мира. Основные свойства мифологии:

1. Коллективное мышление: носителем мифологии и мифомышления являлись социальные коллективы и общности (род, племя).

2. Особая форма фантастического объяснения мира, приписывание реальным предметам и явлениям сверхъестественное происхождение. Отсутствие подлинного знания о свойствах компенсировалось вымыслом и фантазией, воображением.

3. Инструментом являются сказания предания в устной форме, закрепленные в традициях.

4. Для миромышления не было понятия времени - мир предстает и понимается как вечно один и тот же, как повторение одного и того же.

Предметом мифомышления является все то, что и все то, что является актуальным для людей.

Мудрствование. Это исторически более поздняя форма объяснения и понимания мира. Она возникает в определенных социально-исторических условиях: дифференциация труда, отделение интеллектуального труда, которому способствовала рабовладельческая система.

Мудрствование – это способ мышления, вскрывающий сущность бытия. Мудрец пытается на основе понятий, а не только образов, объяснить мир и понять его так, как он существует на самом деле, а не в воображении и фантазии. Он пытается поставить и ответить на такие вопросы как, что является основой и сущностью бытия мира, един ли мир и что является основой его единства, вечен ли мир и т.д.

М – это авторитарная форма мышления, основанная на личном, жизненном опыте мыслителя-мудреца. Задача мудреца – проанализировать свой жизненный опыт, и, решая эту задачу, мудрец дает рекомендации: «Как жить, чтобы оставаться человеком и не впадать в ошибки».

Основным инструментом мудрствования стал афоризм – краткое выражение, доступно несущее истинное знание.

Мудрствование давало ответы на некоторые вопросы, но ограниченность мудреца – его опыт. Поэтому на смену мудрствованию приходит философия, которая оперирует такими абстрактными понятиями и категориями как бытие, раскрывающими суть всего.

Предметом философии являются наиболее общие законы бытия и развития мира и человека, их противоречивого единства, а так же человек. Проблема человека (что такое, куда движется и т.д.) призвана осмысливать пути развития человеческого рода и его сохранения как такового.

Отсюда вытекают следующие функции философии:

1. Познавательная (гносеологическая) Причем это рациональная система познания, использующая обобщенные, универсальные понятия.

2. Методологическая функция философии, которая выражается в выработке наиболее общих принципов рационального объяснения и понимания мира

3. Ценностно-ориентационная функция, которая заключается в том, что философия вырабатывает такие жизненные ценности, на которые люди смогут опираться.

4. Функция самопознания и самосознания человеком своей индивидуальной сущности.

5. Мировоззренческая функция философии.

2. Основные идеи и черты античной философии. Космоцентризм и антропоцентризм как принципы античной философии, их своеобразие.

Причины появления античной философии такие же, как причины появления философии вообще:

- разделение труда

- дифференциация общества

- развитие культуры и искусств

- отделение умственного труда

В то время формируется философский подход к пониманию мира, они сознательно ставят и пытаются ответить на такие фундоментальные вопросы: Един ли мир и в чем выражается его единство? Имеет ли мир (в данном случае природа) свою первооснову и первопричину своего существования?

Для того чтобы ответить на эти вопросы др. философы вводят понятие космоса и один из первых теоретических способов познания мира – космологизм (космос + логос, знание). Космологизм рассматривает мир, вселенную как целостную систему, которой присущи единство, устойчивость, целостность и вечность существования. И философия развивалась в форме натурфилософии, т.е. познание мира с помощью философских понятий. Философия ставит и пытается ответить на такие вопросы:

- В чем основание мира (что является первосущностью)?

- Если мир един, то почему он так многообразен.

Другим направлением в античной философии стал антропоцентризм, основоположником которого является Сократ. Предметом философии, по мнению. Сократа, не может быть природа, поскольку мы не способны ни изменить природные явления, ни создавать их. Поэтому предметом философии является человек и его поступки, а самопознание, познание самого себя – самая главная задача.

3. Философия Сократа. Проблема человека, морали и свободы в философии Сократа. Метод познания и учение об истине.

Сократ является основоположником классической античной философии. Классическая - значит образцовая, совершенная, завершенная, т.е. такая, которой мы должны следовать, чтобы достигнуть совершенства. Классическая античная философия возникает в эпоху расцвета рабовладельческой демократии, экономически благополучной и с высоким уровнем морали и нравственности.

Во-первых, Сократ определил специфику философии: философия – это мышление в наиболее общих понятиях. Во-вторых, он определил предметом философии – человека. Предметом философии, по убеждению Сократа, не может быть природа, поскольку мы не способны ни изменить природные явления, ни создавать их. Поэтому предметом философии является человек и его поступки, а самопознание, познание самого себя – самая главная задача. Так, философии придается антропологический характер (Антропология – наука о человеке).

В соответствии с предметом философии, целью философии Сократ считает научить человека быть счастливым в этой жизни. Но человек счастлив когда он не испытывает ни телесных, ни душевных мучений, которые возникают в результате ошибок, допущенных человеком. Помочь избежать ошибок, по мнению Сократа, может истинное знание.

Истинное знание – это:

1. Знание в понятиях

2. Знание, которое является обобщенным

3. Оно не противоречит сущности вещей

4. Оно ни у кого не вызывает сомнения.

Знание полезно для человека, а польза – это то, что необходимо человеку для бытия. Благо – это польза, которая никому и никогда не приносит вреда. Добро – это добровольное принесение кому-либо блага, без преследования корыстных целей. Таким образом, Сократ считает, что истинное знание и есть подлинное благо, в основе которого лежит не столько польза, сколько добро.

Второй задачей философии, по Сократу, является достижение человеком свободы, содержанием которой должно быть выяснение того, что зависит от человека, и того, что не зависит от человека, и в этих границах, опираясь на истинное знание, человек и действует безошибочно и без заблуждений.

Единственный путь достижения истинного знания – метод диалога, в ходе которого и открывается истина для участников диалога. Диалектика – это искусство вести диалог.

4. Основные черты в философии Платона. Учение Платона об идеях, материи и познании. Платон о сущности идеального государства.

Платон и является родоначальником философии объективного идеализма. Суть этого принципа в том, что первоосновой мира являются идеи, сверхматериальные и сверхчувственные. "Идеи" обладают особыми признаками: 1) объективностью; 2) безоотноситьность к чему либо; 3) независимостью от нашего мнения; 4) они вечны и неизменны. Платон не отрицает материальный мир. Материальный мир, по его мнению, это прообраз, копия мира идей. При этом материальный мир не повторяет полностью идеальный и это одна из причин его несовершенства. Материальный мир проявляет свою причастность к миру идей через материю, которая находится между миром идеальным и миром материальным.

Идеальный мир порождает материальный посредством творящей силы – мировой Души, целенаправленность действий которой определяется Умом. Ум – это неотъемлемое свойство творящей Души, также носящий сверхчувственный, идеальный характер. Человеческая душа является частью мировой Души, поэтому она также обладает умом. Правда, этот ум направлен не на создание материального мира , а на познание сущности мира идей. Отсюда Платон определяет и познавательную задачу философии – поиск универсальных законов бытия мира идей и истинного знания о них.

Поскольку душа человека является частью мировой души, то Платон представляет процесс познания как «припоминание» душой уже известных ей понятий, которые она воспринимает посредством ума. Чувственное познание открывает лишь фрагментарные понятия, обобщаемые разумом. Творческая сторона познания определяется одержимостью, а рациональная – переходом от менее общего знания к более общему. Когда ум сталкивается с противоречивостью чувственного познания, он начинает поиск истинного знания.

Анализируя структуру идеального мира, Платон выделяет в нем иерархию и высшую идею всеобщего блага. На этом он строит свою теорию «идеального государства». Главный принцип такого государства – справедливость. Справедливость, по мнению Платона, наступает тогда, когда каждый гражданин выполняет те функции к которым он имеет способности. Так возникает классовая иерархическая система. Платон выделяет три класса (слоя) идеального государства: правители, войны и наемные работники.

Правители – люди, способные управлять. Правителем должен быть философ, т.е. человек, по характеру мышления стремящийся к абсолютной истине. Он должен обладать:

1. Мудростью 2. Мужеством 3. Благоразумием 4. Чувством справедливости.

Войны – нужны, чтобы поддерживать порядок.

Наемные работники - нижний слой, занимающийся ведением хозяйства.

Конечно, Платоново государство утопично, но Платон первым указал на необходимость построения государства на основе морали, нравственности и политики.

6.Стоики и эпикурейцы. Проблема свободы и необходимости.

Последний период античной философии, получившего обозначение "эллинистической философии" представлен двумя выдающимися течениями - эпикурейская и стоическая философии (эпикуреизм и стоицизм). В тоже время античный мир шел к своему закату, нарушается вся система общественных отношений, а прежние ценности подвергаются сомнению. Поэтому не случайно в рамках философии и философствования на первый план выступает антропологическая проблема.

Предметом философии Эпикурейцев является человек и сущность подлинного бытия, а практическая задача в том, чтобы посредством размышлений научить человека достижению счастливой, безмятежной жизни, свободной от человеческих страданий. Эпикуреизм – это своеобразная просветительская философия, основой в которой является истинное знание о бытие мира. В соответствии с традицией Сократа, истинное знание есть благо, потому что оно позволяет избежать ошибок, приводящих к несчастью. Основанием для спокойствия эпикурейцы считают знание законов природы, которые вечны и существуют сами по себе, а не являются результатом сверхъестественных сил.

В истолковании природы они материалисты (по Демокриту). Природа состоит из атомов, бесконечных по своим свойствам, поэтому существует множество миров. Движение есть свойство самих природных явлений. Причиной движения является необходимость, в рамках которой и действует человек. При этом эпикурейцы отвергают телеологичность бытия, отвергают существование Бога, считая что религия вредна, поскольку она вызывает страх у людей. Для них Бог – это мудрец, обладающий истинным знанием и знающий как достигнуть земного счастья.

Свобода бытия и достижение счастливой жизни заключаются в познании законов бытия и необходимости, а не в слепой вере в Бога. Эпикурейцы выделяют чувственное познание, в котором воспроизводят свойства вещей, к чувственному опыту можно апеллировать как к доказательству. Но чувственное познание ограничено, потому что оно дает свидетельства об отдельных вещах и не вскрывает сущности вещей. Познание в понятиях более глубокое, оно дает знание необходимости и законов природы. Чувственное и понятийное знания дополняют друг друга.

Познание законов бытия является необходимым, но не достаточным условием для достижения счастливой жизни. Достаточным основанием, дополняющим необходимое, является, система положительных удовольствий, но не любых, а только истинных, удовольствий духовных, удовольствий от свершения благих и добрых дел. Среди духовных ценностей эпикурейцы более всего ценили дружбу, потому что она гарантировала безопасность.

Стоицизм возникает в условиях углубления упадка нравов, духовного и социального кризиса Стоицизм - своеобразный противовес наступившему кризису,

Стоики, также как и эпикурейцы, считают целью жизни достижение счастья, на основе разума и блага. Поэтому человек в своей деятельности должен руководствоваться разумом и следовать законам природы. Идеалом образа жизни для них является мудрец, потому что он руководствуется разумом, может управлять своими страстями и спокойно относиться к неблагоприятным обстоятельствам жизни.

Телесные страдания стоики считают менее тяжелыми, чем душевные, поскольку душевные страдания унижают человека. Здесь стоики даже допускаю возможность самоубийства, как способа ухода от нестерпимого унижения.

Провидение по мнению стоиков обладает силой, действия фатума становятся судьбой. Судьба как бы бросает вызов человеку, и у человека остается только один выход – смириться с судьбой и мужественно переносить все испытания. Поэтому для стоиков характерен культ героев.

Стоики рассматривают свободу как добровольное следование судьбе: «Желающего идти судьба ведет, не желающего - влачит».

6.Материалистическая традиция в античной философии. Милетская школа и Демокрит. Теория познания Демокрита. Учение. Гераклита о развитии.

Так Фалес Милетский взял за основу конкретный объект – воду, основываясь на том, что там где вода – там жизнь. При этом он рассматривает космос как живой организм. Другой представить милетской школы – Анаксимандр, в качестве первовещества берет апейрон (греч. – беспредельное), который вечен и присутствует везде и не имеет границ, и Космос (вечен и безграничен) представляется живым, дышащим "организмом", где в качестве дыхания выступает столкновение теплого и холодного воздуха. Таким образом формируется принцип материализма, в соответствии с которым мир содержит то, что его породило, т.е. он саморганизован.

Гераклит Эфесский за основание мир берет явление – огонь, а космос является "огнедышащим шаром", который существует сам по себе, никем не создан и всегда был и будет. Для предания единства и цельности миру Гераклит вводит понятие «Логоса» - космического разума. Космос существует и проявляет свои свойства через движение. Движение происходит само по себе, при этом оно направленное, необратимое (если бы оно было обратимое, то мир был бы неизменен), сопровождаемое качественными изменениями, т.е. движение – это развитие. Источником движения является борьба противоположностей. Противоположности – это такие стороны объектов и явлений, которые имеют взаимоисключающие свойства. Учение о движении и развитии материального мира, источник и причина развития которого и находятся в самом мире, называется материалистическим. Гераклит сформировал закон единства и борьбы противоположностей, который носит всеобщий и универсальный характер. Единство – это принадлежность взаимоисключающих свойств к одному и тому же объекту. Единство означает взаимодополнение, взаимообогащение.

Наиболее полно принцип материализма проявился в философии Демакрита, и, в частности в его теории познания. Во-первых, Демакрит ввел понятие атома, мельчайшей неделимой частицы, которая является основой бытия материального мира. Многообразие окружающего мира он объясняет многообразием сочетаний атомов. Под материей он понимает все, что состоит из атомов. Космос – это движущаяся материя, через движение атомы проявляют свои свойства, движение позволяет менять структуру элементов. Но движение не хаотичное, а упорядоченное – ритмичное, поэтому Демокрит признает наличие в мире необходимости, вызывающей это движение и создает учение (телеология) о том, что мир развивается преследуя некоторую цель.

В основе его теории познания лежит принцип отражения, воспроизведения мира и его свойств в наших органах чувств. По Демокриту атомы покрыты тончайшей пленкой, которая срываясь, воздействует на наши органы чувств. Это чувственный уровень познания, который Демокрит считает «темным». Истинное знание является продолжением чувственного знания, но уже результат деятельности ума, который посредством понятий, обобщает отдельные факты, дает полное и неискаженное знание о сокрытой от чувств подлинной сущности вещей.

7. Философские взгляды Аристотеля. Его учение о материи, движении, познании и истине.

Философия Аристотеля построена на критике идеалистической теории Платона. Аристотель отвергает теорию сверхчувственных идей. Он считает, что вещи существуют сами по себе, без каких-либо идей. Но предметы мира вещей хоть и существуют независимо от идей, они не определены по своим свойствам и качествам по причине их пассивности. Они только обладают потенцией стать чем-либо. Эту потенцию мира вещей Аристотель называет материей. Для того, чтобы материя стала предметом мира вещей необходима сила, называемая формой. Поэтому любая конкретная вещь – это единство материи и формы.

Процесс превращения возможности в действительность осуществляется через движение. Через движение мир вещей реализует свою потенцию. Но вещи пассивны, нужна кокая-то сила, вызывающая движение. Такой силой, по мнению Аристотеля, является Бог, который сам движется и приводит все в движение. Поскольку Бог разумен, то это движение приобретает целенаправленный, телеологический характер.

Аристотель создает рациональную теорию познания. Он указывает, что научное знание не может быть беспредметным и оно может быть выражено только в понятиях. Аристотель выделяет 10 наиболее общих и универсальных понятий – категорий, в которых заключается вся сущность бытия, например: количество, качество, мера… Научное знание обладает следующими критериями: доказательность; они вскрывают подлинную сущность вещей, причем, только с помощью фактов. Аристотель рассматривает процесс познания как формирование понятий и категорий, базирующийся на эмпирическом знании.

8. Основные черты средневековой философии. Реализм и номинализм как течения в средневековой философии. Их особенность.

Средневековая христианская философия сложилась в особых социально-исторических и культурных условиях. Это была эпоха после крушения Античного мира и культуры, которая сопровождалась упадком экономической жизни и разложением нравственно-этических устоев. Возникновение новой философии связано также с утверждением новой христианской религии в основе которой лежат несколько принципов:

- в основе бытия единый Бог, универсальный по своей сути, который создал все из себя.

- Христос – сын божий, пришел в этот мир для спасения людей

- Христос доносит до нас послание божье.

Но новая религия для утверждения нуждалась в философском осмыслении и теоретическом обосновании новой религиозной идеологии. Философия использовалась как способ рационального объяснения мистической сущности Бога, но у философии есть свой предмет познания, который не полностью совпадает с предметом философии. Поэтому средневековая философия носит противоречивый характер.

В 11-14 веках в средневековой философии наступает период, называемый схоластическим. Схоластическая философия с помощью разума пыталась доказать незыблемость догматов веры и теологии. Но столкнувшись с вопросом «Каким образом Бог-универсум проявляет себя в реальности?», схоластическая философия раскололась на два течения: реализм и номинализм.

Реализм (радикальный) исходит из идеи, что общие понятия (универсалии) существуют непосредственным образом в действительности, до вещей. В этом реализм близок Платоновской теории о вечных идеях, предшествующих материальному, чувственному миру. Согласно средневековым реалистам, универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме. И только благодаря этому человеческий разум в состоянии познать сущность вещей, т.к. эта сущность и есть всеобщее понятие.

Другое течение софистики – номинализм признавало приоритет воли над разумом. Согласно номиналистам, общие понятия только имена, они не обладают никаким самостоятельным существованием вне вещей и образуются нашим умом путем абстрагирования признаков, общих для ряда вещей и явлений. Согласно учению номиналистов, универсалии существуют не до, а после вещей. Крайние номиналисты доказывают, что общие понятия не существуют даже в человеческом уме.

9. Проблема соотношения веры и разума, религии и философии в учениях Августина Блаженного и Фомы Аквинского. Проблема истины.

На этапе своего становления христианская религия нуждалась в философском осмыслении и теоретическом обосновании новой религиозной идеологии, а также философском постижении и обосновании сущности Бога.

Одним из основателей патристической философии был Августин Блаженный. В своем "Исповедь" он формулирует основные принципы и задачи философии, приспособленные к нуждам религии и церкви. Предметом философии, по Августину, является постижение сущности порядка и единства универсума как творения Бога, а значит и постижение сущности Бога. А поскольку человек неизбежно вступает в отношения с Богом, то и познание человека, его сущности и его души, отыскание истинного пути человека к Богу также входит в предмет и задачу философии. Поэтому подлинное философствование заключается в постижении истины Бога, поскольку истина и есть Бог.

По религиозным догмам Бог является нам как откровение, которое нужно понять. Но сначала человек должен обнаружить Бога как реальность. Вера и есть тот инструмент, с помощью которого человек может обнаружить Бога, вне веры Бога для человека нет. Поэтому в религиозной философии Вера находится на первом месте. Но вера сама по себе еще не дает знания, она дает лишь объект для познания, а Божественную сущность нужно описать, объяснить и понять. Это цель достижима только посредством Разума, на основе деятельности которого мы получаем истинное знание о сущности Бога. Вера нуждается в разуме как в инструменте познания сущности Бога. Но Вера обязательно предшествует Разуму, потому что без Веры нет объекта познания: «Без Веры Разум пуст, а Вера без Разума слепа». Так в философии Августина констатируется проблема единства Веры и Разума.

Фома Аквинский попытался создать универсальную систему философии в рамках схоластики и религиозного мировоззрения. Он пытался найти основания для единства веры и разума, религии и философии, религии и науки, особенно в условиях возрастания значение науки и научного знания. И сделать это так, чтобы вера и религия оказались выше, не принижая позитивного значения философии и науки.

Во-первых, он говорит, что универсум проявляется трояко:

- Бог существует до вещей (идеи вещей существуют в божественном разуме)

- Бог проявляется как вещи (как субстанциональное начало)

- Бог существует после вещей (отражение вещей в понятиях и в чел. разуме)

Таким образом, мир это иерархическая система, состоящая из сверхъестественного мира Бога и мира естественных вещей. Поэтому вера и наука не противоречат друг другу, а дополняют: прерогатива веры - сфера Бога, а задача науки - познание и объяснение закономерностей материального мира. Более того, призвание философии заключается в трактовке, представлении религиозных истин в понятиях разума.

В учении о государстве и обществе он также пытается найти компромисс между светским государством (королевской властью) и Божественным государством (церковью). Для этого он вводит принцип соподчинения низшего и высшего, т.е. светская власть должна быть санкционирована церковной властью.

11. Соотношение разума, свободы и воли. И.Философия Возрождения и основные ее черты. Натурфилософия, её особенность и учение о материи. (Кузанский, Дж. Бруно)

Возраждение (Ренессанс) означает возвращение к античным традициям, к пониманию человека как части природы, к античной культуре. Возраждение формируется в 14 веке из-за консерватизма того времени и всесилия схоластических, религиозных и церковных догматов. Новый тип мировоззрения уже не апеллирует к религии, теологии, а приобретает светский характер. Зарождающийся новый тип социально-экономических отношений – капитализм, так же требует свободы действия и мышления. Растет интерес к естественно-научным знаниям. Возрождение - это эпоха Великих географических открытий. Важное значение для формирования новой философии имела церковная реформа - Реформация. Реформаторы выдвинули идею личной независимости человека перед Богом без посредства церкви.

Постепенно теология утрачивает свое значение, и утверждается новых философский принцип – пантеизм. Суть пантеизма в том, что Бог присутствует во всем. Возвращение к античным традициям выразилось в формировании новой натурфилософии (философии природы), как нерелигиозного, а светского познания законов природы посредством философии. Натурфилософия Возражения опиралась на естественно-научные знания (в том числе и на учение Коперника) и математику, как всеобщий метод доказательства.

Никола Кузанский, опираясь на принцип пантеизма, выдвигает идею о безграничности и вечности природы. Действительно, если Бог во всем, то он и в природе, а если Бог – абсолют, то природа – это тоже абсолют, хотя и ограниченный. Никола Кузанский утверждает, что природа совершенна, поскольку Бог создает только совершенное.

Джордано Бруно, опираясь на гелиоцентрическую теорию Коперника, выдвигает идею о множественности миров, которые могут быть обитаемы. На основе принципа пантеизма Бруно рассматривает природу, как проявление Бога в вещах. Но из этих же соображений можно сделать вывод о том, что Бога нет вообще.

12.Учение о природе и сущности человека в философии Возрождения. Проблема свободной индивидуальности и гармонии бытия человека. Основные черты гуманизма Возрождения.

В эпоху Возрождения резко меняется философский взгляд на человека и его природу. Человек уже не рассматривается как изначально греховное и падшее существо. Более того, например, Пико де Мирандола называет человека великим существом, достойным восхищения. Создается Возрожденческий антропоцентризм, основой которого является представление о человеке как целостном, гармоничном, творческом и свободном существе. Совершенным в человеке является не только душа, но и тело, а сам человек есть высшее и совершенное проявление природы. Человек выступает прежде всего как прекрасная и совершенная индивидуальность. Он является творческим существом с природными дарованиями. Человек ни в чем не ограничен, и сам определяет свою судьбу, опираясь на разум и волю. Естественное проявление человеческих чувств столь же прекрасно, как и проявление разума.

Таким образом, утверждается идея индивидуализма. Отдельный человек является особой ценностью. В этом одна из особенностей Возражденческого гуманизма.

Человек Возраждения трактует Христа не как божественное существо, а как идеал земного человека. Мораль и нравственность все больше приобретают светский характер. Для того чтобы стать нравственным, человеку не обязательно обращаться к Богу, но обязательно обращаться к собственной совести.

В Возражденческой концепции человека как совершенной индивидуальности два момента. Человек сам по себе не греховен и не порочен. Второе, все люди равны друг перед другом. Но Возрожденческий гуманизм контрастировал с реалиями 15-16 веков, поскольку существовало социальное неравенство.

14.Эмпиризм как течение в философии XVП в. и его сущность. Учение Ф. Бэкона о методе познания и истине.

Фрэнсис Бэкон является создателем индуктивного метода познания. Рассматривая философию как деятельность рассудка, предметом которой являются: Бог, природа и человек, он акцентирует внимание на познании природы, выявлении универсальных законов ее бытия и получении истинного знания о них. Считая мудрость и мудрствование основой всякого философствования, Бэкон замечает, что естественная философия (т.е. философия природы или натурфилософия) должна опираться на факты, даваемые экспериментом. И только на основе обобщения научных фактов, посредством особого, индуктивного метода, можно получить достоверное знание, не противоречащего рассудку. Но для этого необходимо преодолеть трудности, связанные с природой человеческого разума, склонного к заблуждению и догматизму. Причиной заблуждения Бэкон считает «идолы»:

1. Идолы рода – склонность доверять чувствам, а не разуму (природное свойство человеческого разума).

2. Идолы пещеры – заблуждения, вызванные нашим воспитанием, различными учениями, влиянием авторитетов и т.д.

3. Идолы площади – влияние толпы и массового сознания, подавляющих индивидуальность.

4. Идолы театра – заблуждения, созданные различными схоластическими учениями, основанными на абсолютных догмах.

Преодоление влияния этих идолов Бэкон видит в индуктивном методе, при условии, что он исходит из фактов. Тогда можно получить истинное знание о природе (т.е. такое знание, которое не противоречит фактам), которая существует сама по себе, хотя и сотворена Богом.

Таким образом, Бэкон является одним из основателей эмпиризма – системы процедур получения научного знания: научного наблюдения и эксперимента. Принцип эмпиризма Ф. Бэкон распространяет и на учение о человеке и морали. Он отличает два компонента души человека: одна - Боговдохновенная, производная от духа Бога, недоступная для познания. Вторая, чувственная, подобная душе животных. Она является основанием разума. На основании своих убеждений Бэкон проводит аналогию между человеком и природой. В человеке, как и в природе, есть проявление как единичного, так и всеобщего. Следовательно, в человеческом сообществе должны быть общие основы – доминанты. И таким доминантом, по мнению Бэкона, является благо, благо для общества. Каждый индивид, живущий в обществе, должен заботиться о благе для общества. В обществе равновесие основано на всеобщем благе.

15. Рационализм как течение в философии XVII в. Учение Р. Декарта о сущности дедуктивного метода познания и истине. Критерии истины.

Рене Декарт является одним из основоположников рационалистической филосфии 17 века. Он пытается применить математические методы в философии и идею о самодостаточности человеческого разума чтобы получить неопровержимые истинные выводы. Декарт обращался к осмыслению сущности субстанциональных основ бытия мира. Следуя принципу пантеизма Р. Декарт понимает под субстанцией Божественную силу, всетворящую и вездесущую, которая проявляется в двух видах: 1.Мыслящая субстанция – свойственная человеческой душе и разуму, доступная только посредством интеллектуальной интуиции 2.Материальная – доступная человеку только посредством мышления. Только в мышлении мир предстает таким какой он есть на самом деле. Само мышление – это деятельность ума на основе врожденных категорий, т.е. предельно обобщенных понятий.

Подлинное бытие человека невозможно без мышления: «Мыслю – значит существую», «Как мыслю, так и существую». Истинное знание есть продукт мышления. Оно становится таковым, когда становится очевидным для разума. Истина есть соответствие мыслей вещам. Истинное знание мы можем получить только с помощью рационального мышления – мышления в научных понятиях. А когда мы имеем знание об общем, мы можем получить знание о частном с помощью дедуктивного метода.

Р. Декарт рассматривает природу как сложный механизм доступный для рационального объяснения и понимания. Поскольку человек является частью природы, то и человека можно объяснить рационально. Поскольку в природе нет зла, то и человек по природе добр, а зло – это ошибка природы. Человек способен преодолеть зло только с помощью рационального понимания всеобщего блага и вытекающего из него долга. 43.Понятие мировоззрения, структура мировоззрения. Типы мировоззрения. Мировоззрение и философия. Роль мировоззрения в жизни человека.

Мировоззрение – это теоретическая модель существования человека. Это устойчивая система взглядов и представлений о мире, в котором человек вынужден существовать. Элементами мировоззрения являются:

1. Знание. Знание бывает научное ненаучное (обыденное), эмпирическое и теоретическое. Знание влияет на отношение к другим людям.

2. Идеалы – представление людей о совершенстве бытия чего-либо.

3. Система ценностей - реально-существующие предметы материального и идеально-духовного порядка, отвечающих интересам потребностям людей.

4. Убеждения – усвоенные знания, ценности, идеалы, предстающие для меня как истинные.

5. Принципы и нормы.

Философия придает мировоззрению целостный, системный и устойчивый характер, поскольку она вскрывает фундаментальные причины и основания единства бытия мира и человека.

44.Философия Пифагора, её сущность. Учение о первосущности и переселении души.

Пифогор был не только великим математиком и геометром, но и выдающимся философом, он предложил оригинальное решение фундаментальной философской проблемы – что является основанием единства мира и существуют ли единые, общие закономерности в этом мире, и можем ли мы их познать и рационально выразить.

Пифогор, изучая движение небесных тел заметил в нем математические закономерности. Исходя из общепринятого представления о мире, как о живом огненном, дышащем шаровидном теле и своих наблюдений, Пифогор сделал вывод о том, что всеобщей первоосновой, основанием единства и гармонии мира, является число. Пифогорийцы считали числа чувственно-созерцаемыми пространственными фигурами. Пифогор обращает внимание на диалектическую взаимосвязь между конечным и бесконечным. А поскольку «числа правят миром и пронизывают все», то и душа и тело имеют численные характеристики и пропорции, которые присущи и нравственным качествам, и прекрасному, и особенно музыке. Отсюда Пифогор выдвигает идею о переселении души человека после телесной смерти в тела других существ. И в такой форме он утверждает наличие универсальных законов бытия мира, его единства, бесконечности, а значит и вечности.

18. Сенсуализм как течение в философии Просвещения XVIII в. Его разновидности. Проблема познания и истины в сенсуализме: Локк, Беркли, Юм, Вольтер, Дидро.

В 18 веке зарождается новая эпоха - эпоха просвещения, характеризуемая широким распространением научного знания. Наука стала естественной формой развития человеческого разума. Сам термин «Просвещение» введен Вольтером и означает распространение истинно научного знания, источником которого является человеческий разум. Важнейшими проблемами этой философии стали проблема источника знания, вопрос о природе познания..

/-----------------------------------------------------------------/

Основопологающим принципом философии 18 века становится деизм, суть которого заключается в признании Бога как первотворца, но не вмешивающегося в деятельность ни мира, ни природы. Следовательно мир развивается по своим собственным материальным законам, например механистическим.. Под материей понималась сама природа и объективность ее законов. Но механистическая теория не может однозначно дать ответ на вопрос об активности или пассивности природы, поэтому в философии возникают два течения: материализм и идеализм.

/-----------------------------------------------------------------/

В философии Просвещения все течения исходят из источником познания и свидетельством объективного бытия материи и природы являются ощущения и восприятия – принцип сенсуализма. Джон Локк сформулировал основные принципы материалистического сенсуализма. Локк признает объективное существование материального мира, состоящего из многообразия тел, предметов и явлений, обладающих свойствами. Он выделяет два вида свойств: первичные, которые совершенно не отделимы от тела (вес, объем…) и вторичные, воспринисаемые как результат взаимодействия тел и человеческих органов чувств (вкус, цвет, запах). Локк основывается на том ощущения являются источниками познания., свидетельствами объективности свойств предметов, но это не само знание. Чувственный опыт является основанием для производства «простых идей». Само производство идей есть результат деятельности человеческого ума. Производство «сложных идей» он связывает с такими свойствами человеческого разума как обобщение и абстрогирование. Абстрагирование – это отвлечение от непосредственных явлений, мышление, вскрывающее сущность вещей, базирующееся на обобщении и сравнении. Обобщение – это способность ума обнаруживать сходство вещей и простых идей.

Истинным знанием по Локку, является такое знание, выраженное в понятиях, которое соответствует реальным свойствам предметов.

Другой разновидностью сенсуализма был объективно-идеалистический сенсуализм., представители которого - Беркли и Юм.

Показать полностью…
Похожие документы в приложении