Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
бесплатно
doc

Реферат «Эволюция политической системы России XVI-XVIII вв» по Истории России (Береснева Я. В.)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Московский государственный университет печати

Дисциплина: «Отечественная история»

Контрольная работа

Тема: «Эволюция политической системы России XVI-XVIII вв»

Выполнил: студент 1 курса

заочного отделения факультета ИДиЖ

Москва, 2010

Содержание

Введение. 3 1. Сословно-представительская монархия в России. 4

2. Особенности Земских сборов XVI-XVIII вв. 5

3. Избранная Рада и реформы 50х гг. XVI в. 8

4. Утверждение абсолютизма. Реформы Петра I.. 12

Заключение. 17 Список литературы. 18

Введение.

XVI-XVIII вв. можно назвать переломным периодом для российской государственности. Он отличается большим количеством реформ, направленных главным образом на развитие политической системы и усиления центральной власти. Именно в этот период и было положено начало эволюции политической системы Российской Империи из сословно-представительной монархии к абсолютизму. И именно этот период историки называют "реформами 50-х годов XVI в".

Целью данной работы является анализ эволюции политической системы России, то есть перехода России от сословно-представительной монархии к абсолютизму.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. проанализировать политический строй России в XVI-XVIII вв.;

2. выявить особенности русской государственности, характерные для этого периода;

3. рассмотреть преобразования и реформы, способствовавшие эволюции политической системы России XVI-XVIII вв.

Объектом исследования является политический строй России в период XVI-XVIII. Предмет исследования – преобразования, происходившие в этот период в политической системе страны.

1. Сословно-представительская монархия в России.

Как известно, при сословно-представительной монархии власть сосредоточена в руках монарха, который в руководстве страной опирается, прежде всего, на сословно-представительные учреждения, существующие в вертикали центральной власти.

В России такой уклад укоренился еще в XV в., в период завершения политического процесса объединения Руси. Тогда при государе Иване III в системе верховной власти как постоянный совещательный орган действовала Боярская Дума, которая выполняла две функции: обеспечивала поддержку власти единого монарха-государя всея Руси, и способствовала преодолению элементов и тенденций феодальной раздробленности и сепаратизма. Боярская Дума представляла и выражала интересы крупных землевладельцев.

В наиболее законченном виде сословно-представительная монархия складывается в России в середине XVI в., когда наряду с Боярской Думой в системе государственного управления начинает действовать новая политическая структура - Земские соборы.

Появление Земских соборов в системе политической власти не было явлением случайным или временным. Они стали велением времени наряду с реформами середины XVI в., которые энергично проводила Ближняя Дума или «Избранная Рада» при непосредственном участии Ивана IV.

2. Особенности Земских сборов XVI-XVIII вв.

В царствование Ивана Грозного, в середине XVI века, формируется новый орган сословного представительства - Земский собор. В основе деятельности Земских соборов лежала идея соборности, то есть общественного согласия всего населения страны. От его имени Земский собор принимал решения по важнейшим проблемам текущей жизни, а затем цари приводили эти решения, как бы одобренные всеми сословиями, в исполнение.

Вся история Земских соборов на протяжении второй половины XVI - XVII веков тесно связана с изменениями в социальной структуре и сословном строе, с развитием классовой борьбы, с эволюцией государственного аппарата.

В состав Земских соборов входили члены Освященного собора (архиепископы, епископы и др. во главе с митрополитом, с 1589 - с патриархом), Боярской думы, «государева двора», выборные от провинциального дворянства и верхушки горожан.

В памятниках XVI века термин «земский собор» не встречен. Он редко употребляется и в XVII столетии: документы XVII века, трактующие о созыве земских соборов, чаще говорят просто «собор», «совет», «земский совет». Слово же «земский» в XVI веке значит «государственный».

В исторической литературе можно встретить два взгляда на Земские соборы. Одни исследователи видят в них только вспомогательное орудие администрации, никогда не выступавшее деятельным и самостоятельным двигателем политической жизни, никогда не имевшее собственного направления и потому не оказавшее никакого влияния на ход управления и законодательства. Якобы они, отыграв свою кратковременную и малозначительную роль, сами собою исчезли вследствие внутреннего ничтожества, чрезмерной слабости представительного начала в древней России.

Другие же придают Земским соборам важное политическое значение как органу народной оппозиции: служа орудием непосредственного общения государя с землей, представляя интересы народа, соборы, собственно земские выборные, являвшиеся на соборах, противодействовали высшим классам, боярам и духовным властям, которые и уговорили царя Алексея Михайловича не созывать больше соборов; но прежде чем эти сторонние влияния успели вытеснить их из государственной жизни, земские соборы оказали значительное влияние на законодательство и правительство в оппозиционном противобоярском направлении.

Как бы то ни было, на Земских Соборах рассматривались и решались действительно серьезные государственные вопросы.

Например, вопросы войны и мира. Так, соборы 1566 г., 1580 г. каждый по-своему предопределил продолжение и окончание Ливонской войны. Собор 1632 г. - 1634 г. одобрил намерение верховной власти вернуть смоленские земли и он же поставил точку в завершении войны с Речью Посполитою. Собор 1642 г. высказался за снятие осады турецкой крепости Азов донскими казаками, удерживавшими ее в течение пяти лет, так как сил для войны с Турцией у России не имелось. Собор 1653 г. согласился принять украинский народ в состав российской державы и объявил войну Речи Посполитой.

На Земских Соборах принимались решения об обновлении законодательства. Это сделали Соборы 1549 г. и 1649 г. Результатом первого из них стал «Судебник» 1550 г., а второго - обширный, обновленный свод «Соборное уложение», по которому страна жила до 1832 г.

На Земских Соборах решались финансовые проблемы государства – соборы 1616г., 1619г., 1621 г., 1628г.

На этих соборах земщина давала согласие на новые налоги и повинности, на чрезвычайные денежные сборы, тем самым способствовала преодолению последствий Смутного времени, возводила прочный фундамент под правление первого царя из династии Романовых – Михаила Федоровича.

И, наконец, авторитет Земских Соборов особенно наглядно проявился, когда именно их согласием ставились на престол новые монархи после того, как со смертью Федора Ивановича (1584 —1598 гг.) пресеклась на русском престоле династия Рюриковичей. Земский Собор 1598 г. проголосовал за «поставление на царство» Бориса Годунова, а собор 1613г. утвердил новую династию - Романовых.

Решение Соборов было безусловным, никому не было дано права оспорить его. Иначе бояре не стали бы затевать самозванческую интригу, чтобы именем якобы «законного» наследника убрать с престола не угодного им Бориса Годунова.

Политическая сила земского самоуправления стала очевидна в самые критические моменты в истории Российского государства.

3. Избранная Рада и реформы 50х гг. XVI в.

В годы правления Василия III (1505 - 1533 гг.) завершение территориального объединения Северо-Восточной и Северо-Западной Руси сопровождалось первыми попытками усовершенствования государственно-политической системы. В составе Дворца стали выделяться, например, избы - прообразы органов отраслевого государственного управления. В системе местного управления некоторые уголовные дела передавались в ведение выборных лиц из местных дворян. Однако в 30-е годы XVI в. развитие системы государственного управления делало первые шаги.

После смерти Василия III его малолетний сын Иван IV был официально провозглашен великим князем. При жизни матери, Елены Глинской, политическая борьба в среде московского боярства еще сдерживалась. Но ее смерть в 1538 г. открыла полосу ожесточенной борьбы боярства за представительство в Боярской думе, за прямое влияние на мальчика-государя. Особенно ожесточенно борьба велась между боярскими группировками Шуйских и Бельских. Усилились местнические споры, возросла бесконтрольность в земельных пожалованиях. Боярские междоусобицы задержали процесс реформирования госаппарата, но не остановили его совсем.

Однако только венчание в 1547 г. Ивана IV на царство создало необходимую стабильную обстановку для проведения масштабных реформ. Иван IV был провозглашен первым русским царем не случайно. Царский титул подрывал возможные попытки притязания удельных князей на соправительство, этим же титулом московский государь приравнивался к государям «великих держав». Укрепление авторитета центральной власти способствовало превращению ее в центр консолидации политических сил.

Вокруг молодого царя сформировался круг приближенных к нему деятелей - так называемая «Избранная рада», неофициальное правительство. В него вошли придворный дворянин А.Ф.Адашев, придворный священник Сильвестр, митрополит Макарий, князь А.М.Курбский. Избранная рада стала органом, который осуществлял непосредственную исполнительную власть и формировал новый аппарат государственного управления. Новое правление было основано на компромиссе между феодальной аристократией, служилым дворянством и царем.

На первом Земском соборе в 1549 г. Иван IV заявил о необходимости проведения внутренних реформ, целью которых была дальнейшая централизация государства. 50-е годы XVI в. стали временем активного проведения этих преобразований, вошедших в историю как реформы Избранной рады.

Центральной реформой стала отмена кормлений и создание вместо них принципиально новых органов местной власти в 1555 - 1556 гг. Земские органы власти были выборными, а не назначаемыми из центра. Во главе их стояли выборные головы или старосты из местных феодалов. В их руках концентрировались функции управителей и судей. Аппарат местного управителя состоял из дьячка (подьячего) и целовальников из местных крестьян. Термин «целовальник» произошел от обычая целовать крест во время принесения присяги. В городах выбирали земских старост, обычно из зажиточной верхушки, а в помощь им - земского дьячка и целовальников.

Новые органы власти осуществляли исполнение поступавших из центра распоряжений, сбор и отправку в столицу налогов, они же отвечали за исправное отбывание государевых повинностей (строительство городов, оборонительных сооружений, дорог и т.п.). В сфере суда земские органы обладали меньшими полномочиями. Органы власти на местах стали более подконтрольны центру, чем кормленщики. Доходы, ранее получаемые кормленщиками, стали поступать в казну.

В 50- х годах XVI в. стали перестраиваться и центральные учреждения. Была сформирована приказная система управления с постоянным штатом служащих и определенным бюджетом. Важнейшими приказами стали следующие: Разрядный, ведавший обороной государства и служебными назначениями; Посольский, ведавший иностранными делами, и Поместный, в компетенцию которого входили вопросы, связанные с феодальным землевладением. Несколько приказов заведовали сбором прямых и косвенных налогов (казна, приказ Большого прихода). Сыском и судом по делам высшей уголовной юрисдикции ведал Разбойный приказ, который был и верхней инстанцией для всех местных судов. Число приказов достигло к концу XVI в. двадцати. С присоединением новых территорий создавались новые территориальные приказы (Казанский, Сибирский).

В период реформ завершилось формирование вооруженных сил России. Их основу составляло поместное ополчение, включавшее всех годных к службе дворян с нормированным числом боевых холопов-послужильцев. В ходе проведения военной реформы было принято Уложение о службе (1556 г.), которое определило порядок несения военной службы вотчинниками и помещиками, а также численность их военных слуг в зависимости от размеров земельных владений. Теперь с каждых 150 десятин возделываемой земли феодал должен был выставить одного полностью экипированного конного воина.

Была осуществлена реформа суда. В 1550 г. был издан новый Судебник. По сравнению с Судебником 1497 г. нормы права были существенно пополнены и уточнены, а значение органов центральной власти усилено. В Судебнике 1550 г. был отражен и процесс закрепощения крестьянства. Теперь право свободного перехода крестьян от одного феодала к другому ограничивалось лишь одним днем в году (Юрьев день осенний, 26 ноября), а размеры пожилого (уплаты пошлины) возрастали.

Эпоха преобразований задела и старую систему местничества. Указ 1550 г. ввел некоторое ее ограничение. Было признано, что молодых аристократов, которые начинали службу в 15-18 лет, несмотря на их происхождение и высокое служебное положение предков, нельзя назначать воеводами.

Реформы 50-х годов не оставили в стороне и церковь. В 1551 г. состоялся церковный собор, который утвердил Стоглав - сборник предписаний о церковной обрядности (они была унифицирована), внутренней жизни церковного сословия, его взаимоотношениях с обществом и государством.

Преобразования Избранной рады имели, несомненно, комплексный, структурный и программный характер. И хотя реформаторы действовали спонтанно и без четко разработанного плана, серьезным изменениям подверглись все основные сферы жизни государства.

Деятельность Избранной рады привела к крупным военным и внешнеполитическим успехам. В 1552 г. в результате военного похода русских войск Казанское ханство было присоединено к России. В 1556 г. было присоединено Астраханское ханство, в результате все течение Волги вошло в состав русского государства и началась колонизация Поволжья. Начало войны с Ливонским орденом (в 1558 г.) принесло блистательные успехи. Но именно тогда произошел разрыв царя с главными советниками. Не последнюю роль в этом разрыве сыграли споры по поводу переориентации основного направления внешней политики с восточного на западное (стремление получить выход к Балтийскому морю).

Иван IV удалил от дел и подверг репрессиям всех деятелей Избранной рады. Политическое согласие и баланс сил в правящей элите были ликвидированы. Легкость падения реформаторов не означала, однако, непрочности свершенных реформ. Главные учреждения и институты, основные регламентирующие нормы, характер права пережили самого Ивана IV и сохранили свой позитивный смысл на долгое время.

4. Утверждение абсолютизма. Реформы Петра I.

Со второй половины XVII в. в России начался переход к абсолютизму. На это в значительной мере повлияли реформы правительства Петра I, которые способствовали окончательному утверждению и оформлению абсолютизма в России. Также в значительной мере на эволюцию политической системы повлияла классовая борьба крестьян и посадского населения.

Установление абсолютизма сопровождалось постепенным отмиранием средневековых представительных учреждений, которые в период сословно-представительной монархии действовали наряду с царской властью.

Боярская Дума на протяжении XVII в. превратилась из законодательно-совещательного органа в совещательный при царе. Боярство, напуганное размахом классовой борьбы, уже не противопоставляло себя самодержавию, не пыталось оказывать давление на монарха или оспаривать его решения.

Правительство продолжительное время опиралось на поддержку Земских Соборов, преимущественно в тяжелые годы борьбы с внешними врагами и при внутренних затруднениях, связанных со сбором денег на экстренные нужды. Эти Соборы действовали почти непрерывно в течение первых 10 лет царствования Михаила Романова, получив на некоторое время значение постоянного представительского учреждения при правительстве. Собор, избравший на царство Михаила (1613г.), заседал почти три года. Следующие Соборы были созваны в 1616, 1619 и 1621 гг.

Политический авторитет Земских Соборов, стоявший высоко в первой половине XVII в., не был долговечным. В дальнейшем правительство прибегало к созыву соборов с большой неохотой, так как на них выборные люди часто выступали с критикой правительственных мероприятий. Так, последний Земской Собор был созван в 1653 г. для решения вопроса о воссоединении Украины. После этого правительство созывало только совещания отдельных сословных групп (служилых людей, торговых людей, гостей и пр.).

Вторая половина XVII в. стала временем упадка земского начала и растущей бюрократизации и в центральном и местном управлении Московского государства. В XVII в. менялись принципы организации армии, ее личного состава и функций. Ее главной обязанностью становилась не только защита территории государства от нападения извне, но и подержание внутреннего порядка и повиновения народных масс царю.

Соборное уложение 1649 г.- еще одно свидетельство о движении к абсолютному, об усилении центральной власти, о возрастании роли дворянства. Это утверждение сопровождалось бюрократизацией всего государственного аппарата и юридическим оформлением положения чиновничества, чему способствовало издание Табели о рангах, сложился новый уклад центральных учреждений:

- император;

- сенат как исполнительно-распорядительный орган;

- коллегия как общегосударственные исполнительные органы, ведающие наиболее важными сферами государственного управления.

Деятельность Сената и коллегий регламентировалась строгими правовыми нормами и должностными инструкциями. В этой вертикале власти четко осуществлялся принцип подчиненности низших учреждений высшим, а замыкались они на императоре.

Губернская реформа 1708 - 1710 гг. повлияла на систему местных органов власти. Местное самоуправление было полностью ликвидировано, а во главе всех административно-территориальных единиц были поставлены лица, несущие государственную службу и получающие за нее жалование - губернаторы, провинциальные комиссары, уездные и волостные воеводы. Принцип взаимодействия этих представителей власти на местах тот же - подчиненность снизу доверху.

В 1716 году нормы Воинского устава распоряжением Петра I были признаны основополагающими применительно ко всем гражданским учреждениям.

В конце 1718г. Сенат при рассмотрении вопроса об использовании в России шведской системы местного управления принял решение о неприемлемости таковой для России.

Петр I был знаком со многими идеями западноевропейских мыслителей, касающихся организации государства. Он был убежден в том, что слаженность, действенность работы государственного механизма зависят от тщательной разработки регламентирующего документа, которым бы определялись и общие функции учреждения, режим его работы, обязанности конкретного чиновника, порядок делопроизводства. По инициативе Петра I был подготовлен "Генеральный регламент" (1720 г.), заключавший в себе наиболее общие принципы и правила работы всех учреждений и чиновников. Заметим, что тогда в Европе аналогов данному документу не было. В Швеции подобный документ был создан только через 50 лет.

В 1722 г. был разработан "Регламент Адмиралтейской коллегии", который включал также регламенты не менее 56 отдельных должностей. В представлении царя-реформатора, государство становилось вариантом армейской организации. Государственное учреждение рассматривалось наподобие воинской части, регламент соотносился с военным уставом, а чиновника приравнивали к военнослужащему.

Церковная реформа завершила процесс огосударствления религии, превратив церковную организацию в часть государственного аппарата. Синод, как высший орган церковной организации, современники Петра I уже воспринимали как 13-ю коллегию. Петр I при всей своей страсти к составлению регламентов, тем не менее, не задавался целью точного определения характера своей власти императора, своих обязанностей.

Принимая титул Отца Отечества, Императора и Великого, Петр I сказал: "Благодать Божия через двадцать лет венчает тяжкие труды и утверждает благополучие государства. Надеясь на мир, не подлежит ослабевать в воинском деле. Надлежит трудиться о пользе прибытке общем… отчего облегчен будет народ". Титулование Петра I императором всероссийским, провозглашение Российского государства империей стали проявлением существенных сдвигов, отражением нового положения страны в системе европейских государств, ее прочного вхождения в круг европейских держав.

Петр назвал себя Первым, что было новым, необычным в российской истории. Ведь ранее русские монархи не "нумеровали" себя, признавая именование "по отчеству", что должно было подчеркивать верность традиции, заветам старины. Называя себя Первым, Петр тем самым показывал, что преобразование России при нем носит решительный и бесповоротный характер.

Заключение.

Проанализировав политический строй в России XVI-XVIII, можно прийти к выводу, что переход российской государственности от сословно-представительной монархии к абсолютизму был неизбежен и исторически оправдан, как естественное историческое развитие страны, шаг в переходе от феодализма к буржуазным отношениям.

Огромную роль в эволюции государственной системы страны сыграли реформы 50-х годов. Собственно, без этих преобразований становление новой политической системы было бы невозможным.

Соответственно, велика роль Избранной Рады, как главного инициатора данных реформаций, а так же Земских соборов, как основного инструмента для решения важных политических и социальных проблем в критические для государства времена.

В становление абсолютизма в России немалый вклад внесли реформы Петра I. Окончательное утверждение и оформление абсолютизма приходится именно на период его царствования - первую четверть XVIII в.

Вообще, на протяжении всего рассмотренного периода огромную роль в развитии России сыграли русские самодержцы-реформаторы Иван IV и Петр I. Каждый в свое время, они провели радикальные преобразования всей политической системы России, выводя ее на все более высокий уровень.

Список литературы.

1. Анисимов Е.В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого в первой четверти 18 века. СПб., 1997. 331 с.

2. Готье Ю.В. История областного управления от Петра I до Екатерины II.СПб., М., 1913. 698 с.

3. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М. 1983.

4. Зайончковский П. А. Правительственный аппарат самодержавной России в 19 веке. СПб. 1978. 436с.

5. Зотова М. В. Энциклопедический словарь. Хронология российской истории (IX – XIX). Выпуск 1. - М. Издательство МГУП "Мир книги", 1998 г.

6. История отечества. Учебное пособие для студентов заочного отделения" Под общей редакцией М. В. Зотовой. М, Издательство МГУП, 2000 г.

7. Троицкий С.М. Русский абсолютизм и дворянство 18 в. М., 1974. 368с.

Показать полностью…
Похожие документы в приложении