Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
бесплатно
doc

Лабораторная № 6 по Информатике (Федоренко Н. М.)

Темы рефератов

Е вропейское Возрождение и его основные черты.

Гуманизм и антропоцентризм в философии эпохи Возрождения.

Диалектические идеи Н.Кузанского.

Спор Эразма Роттердамского и М.Лютера о рабстве и свободе воли.

Скептицизм М.Монтеня.

Политическая теория Н.Макиавелли и макиавеллизм.

Религиозная Реформация.

Контрольные задания

Водораздел между Возрождением и средневековьем был проведен христианством, которое вырвало человека из космической стихии, связав его с трансцендентным творцом мира.

В данном высказывании использован ошибочный термин, найдите его и замените его правильным понятием.

С какой особенностью Возрождения связан характерный для него культ красоты? Не случайно как раз живопись, изображающая прежде всего прекрасное человеческое лицо и человеческое тело, становится в эту эпоху главенствующим видом искусства.

Назовите родоначальника ренессансного неоплатонизма, автора концепции «ученого незнания», в котором идет речь о невозможности выразить полноту познания в терминах схоластической формальной логики, о сложности и противоречивости самого процесса познания. Философ должен исходить в постановке и решении проблемы мира и Бога именно из своего «незнания», из несоизмеримости объекта познания и прилагаемых к нему понятий и определений.

Антропоцентризм ренессансного неоплатонизма означает не только перенесение внимания с проблем онтологических на этнические, но и новое понимание проблемы соотношения божественного и природного начал. Бог рассматривается прежде всего как творческое начало, в уподоблении которому – главная задача и предназначение человека.

В данном тексте использован ошибочный термин, найдите его и замените правильным понятием.

В понимании природы философия Возрождения имеет свою специфику. Эта специфика прежде всего сказывается в том, что природа трактуется с позиций______.

В приведенном высказывании пропущено слово, обозначающее философское учение, которое отождествляет природу и Бога. Назовите его.

В борьбе за космологию бесконечной Вселенной Ансельм отвергает схоластическое представление о замкнутом мире, вне которого нет ничего – ни тела, ни пустоты, ни пространства, но только Бог-перводвигатель – и опровергает доводы как философии Аристотеля, так и католического богословия, согласно которому бесконечность является исключительным атрибутом Бога, а созданный им мир неизбежно ограничен в пространстве.

В данном тексте использовано ошибочное слово, найдите его и замените его правильным.

Если во второй половине XVI и начале XVII веков в Италии развивались натурфилософские концепции, опирающиеся на античные философские источники и на первые успехи учения Коперника, то новая струя, внесенная многогранным творчеством этого мыслителя, привела к новым тенденциям экспериментального и механико-математического исследования.

О каком итальянском мыслителе идет речь в данном тексте?

Методические указания

Рассмотрение первого вопроса начните с того, что эпоха Возрождения – период перехода от средневековья к новому времени, который охватывает три столетия с XIV и начале XVII вв. Само название эпохи говорит о возрождении интереса к античной философии и культуре. При этом обратите внимание на то, что эпоха Возрождения была связана не только с античным, но также и с христианским наследием.

Далее перечислите и охарактеризуйте основные черты ренессансной философии. Прежде всего следует выделить такую главную особенность ренессансной философии, как антропоцентризм. Чем отличается возрожденческий антропоцентризм от антропоцентризма средних веков?

Антропоцентризм обусловил развитие центрального для Возрождения культурного явления – гуманизма. Гуманизм – это воззрение, которое признает ценность человека как личности, его права на свободу, счастье и развитие. Кто стоял у истоков гуманизма? Назовите наиболее известных гуманистов эпохи Возрождения.

Важным элементом ренессансного мировоззрения был культ творческой личности. Сравните, как разные виды деятельности воспринимались в эпоху Возрождения, в античность и средние века. Подчеркните, что философия Возрождения на первый план поставила идею прекрасного, что доминировало эстетическое понимание действительности, что для эстетики Ренессанса была характерна слитность духовности и личностно-материального.

Далее можно остановиться на том, что гуманизм Возрождения ориентирован на свободомыслие и справедливое устроение общественного строя, что некоторые мыслители стали обращаться к утопии. Какие утопии эпохи Возрождения вы знаете?

Покажите антисхоластическую направленность философии Ренессанса. Мыслители этого периода стремились осмыслить явления природного и общественного мира вместо того, чтобы анализировать понятия, различать мельчайшие оттенки категорий. Они выступали против авторитетов и навязываемых ими догм. Они жаждали великой религиозной реформы, чтобы стряхнуть с себя все, что было связано церковным авторитетом. С этим связана еще одна особенность ренессансной философии – отделение религии от науки, затем от политики и морали. При этом имейте в виду, что проблемы Бога, спасения души забыты не были. Трактовка взаимоотношения Бога и мира осталась центральной. Однако обращаем ваше внимание на то, что взаимоотношения Бога и мира утратили откровенно теистический характер и одной из основных идей Возрождения стал пантеизм. Раскройте содержание данного понятия.

твет на второй вопрос начните с того, что эпоха Ренессанса отмечена

всеобщим обращением к платонизму, точнее к поздней платоновской традиции – неоплатонизму. Расцвет возрожденного неоплатонизма состоялся благодаря работам Николая Кузанского. Философская проблематика Н.Кузанского охватывала вопросы отношения Бога и мира и вопросы познания. Какой неоплатоновский принцип использовал Кузанский для формулирования проявления бога в мире? Подчеркните, однако, что он не слепо следовал традиции. Если в неоплатонизме Единое характеризовалось через свою противоположность, то у Н.Кузанского Единому ничто не противоположно. Его утверждение, что Единое есть все, служит основой для пантеистического мировоззрения. Единое Кузанский отождествил с бесконечным, ибо бесконечное – это то, больше чего ничего быть е может, и назвал его максимумом. А что он назвал минимумом? Учение о совпадении противоположностей – абсолютного максимума и абсолютного минимума – является центральным пунктом философии Н.Кузанского.

Н. Кузанский использовал метод, аналогичный математическому. Тип познания, связанный с этим методом, он назвал «ученым незнанием». Посмотрите конкретно, в чем состояло это «ученое незнание». Прежде всего отметьте, что осознание структурной диспропорции между конечным человеческим разумом и бесконечностью, в которую он включен и к которой стремится, и есть ученое незнание. Процесс познания совершается по пути, приближающем нас к недостижимому абсолюту: конечный разум постигает Бога как единство противоположностей.

Укажите, что отождествление Н.Кузанским Единого с беспредельным и бесконечным абсолютным максимумом разрушило античную и средневековую космологию, которая исходила из признания центра мира и тем самым из его конечности. Согласно взглядам Н.Кузанского, мир не может быть конечным, так как у него нет пределов, в которых он был бы замкнут. Мир как бы свертывается в Боге, и Бог разворачивает его по мере своего воплощения в мир. Учение Кузанского о бесконечности мира сделало его прямым предшественником Н.Коперника.

Развитие ренессансной натурфилософии приходится на вторую половину XVI в. Выделите и дайте характеристику следующим чертам натурфилософии этого периода:

– преимущественное стремление к разработке всеобъемлющих картин природно-космической жизни;

– пантеизм;

– идея тождества микро- и макрокосма;

– гилозоизм.

Назовите наиболее известных представителей натурфилософии эпохи Возрождения.

Показать полностью…
Похожие документы в приложении