Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
2 монеты
doc

Шпаргалка «Экзаменационная» по Технологии обработки текстовой информации (Решетникова Е. Р.)

1. Функции издательства.

ИЗДАТЕЛЬСТВО — организация или предприятие, занимающееся редакционной и издательской деятельностью: подготовкой авторского оригинала к печати, его редактированием, обработкой и выпуском в свет.

Классификация издательств

• По масштабу деятельности:

o крупные — более 100 названий в год

o средние o малые — от нескольких названий в год.

• По репертуару и по целевому назначению выпускаемых книг:

o универсальные o По читательскому назначению:

• По форме собственности (частные, кооперативные, акционерные, государственные и др.)

• По целям предпринимательской деятельности:

o коммерческие o некоммерческие

• По административно-территориальному признаку:

o местные

o национальные o транснациональные

• По материальной конструкции выпускаемых изданий (твердая, мягкая обложка и др.)

• По знаковой природе информации (тексты, ноты, электронные издания и др.)

2. Основная схема подготовки издания к производству.

сдача рукописи автором в издательство (указываются объем в авторских листах, процент набора текста и иллю-страций, сроки нахождения заказа в издательстве, сроки сдачи рукописи издательству)  рецензирование руко-писи (оценка произведения ведущим редактором, для технической литературы – рецензия от специалиста дан-ной области)  редактирование рукописи (внесение стиля издательства в оформление произведения) набор и вычитка текстового оригинала (создания электронного файла с распечаткой на бумаге)  разметка текстового оригинала, изготовление изобразительного оригинала (выбор масштаба иллюстраций и ….?)  художественно-техническое редактирование оригинала ( выбор формата издания, вариантов оформления наборной полосы, кегля, гарнитуры, метод прохождения издания в производстве (граночный, по оригинал-макету)) производ-ственная стадия (копировальные, формные, печатные, брошюровочные процессы).

Примечание: Стиль издательства – набор лингвистических (написание цифр, иностранных слов) и типографских (виды ссылок в тексте (цифры или *)) правил, применяемых при оформлении издания.

Гранка – этап набора перед версткой, предназначен для первой корректуры.

Оригинал-макет – постраничное и построчное совпадение оригинала с будущим изданием.

3. Общая технологическая схема обработки текстовой информации на стадии допечатного процесса.

На редакционной стадии издательство планирует сроки подготовки и сдачи автором рукописи, обеспечивает рецензирование и редактирование. Производится изготовление текстовых оригиналов, вычитка, разметка ориги-налов для набора и вёрстки, художественное, техническое редактирование. Выбирается формат и вариант оформления, расположения иллюстраций, выбираются дополнительные параметры оформления. Выбирается способ и вид печати, вид бумаги для печати, переплётные материалы, краски, рассчитывается кол-во бумаги, способ скрепления блоков. Редакционно-издательская стадия заканчивается заполнением издательской специ-фикации полиграфического оформления печатного издания (технологическая карта) отражают всю специфику оформления конкретного издания. На репродукционно-издательской стадии может быть изготовлен репродуци-руемый оригинал-макет. На производственной стадии выполняется корректурный обмен, контроль качества, обработка изобразительной информации по монитору

4. Основные виды печатных изданий. Принципы классификации.

При разделении печатных изданий на виды учитываются не только тип и характер издания, но и специфика поли-графического оформления, сложность набора и верстки, вид и процент иллюстраций, требования к качеству воспроизведения и оформления, использование и хранение.

Книжные изд.:

• брошюры (объем 5-48л.),

• книги (>=48л.):

1.историч. литература;

2.худ. литература:

а) отдельные произведения и сборники,

б) собрания сочинений и избранные произведения.

3.учебники (д/школ ср. и старшего возраста.);

4.учебники д/вузов, техникумов;

5.энциклопедии и словари энциклопедического типа;

6. производственно-инструктивные издания;

7.официально-документальные и официально-справочные издания.

8.худ. литература для детей дошкольного и младшего возраста.

9. худ лит для дет. ср. и старшего шк. возраста.

10. уч. для младшего шк. возраста.

• журналы – характерна периодичность выхода в свет, периодичность в теч года не меняется, как правило оформляются в обложку;

1.массовые малообъемные иллюстрированные, в том числе и рекламные,

2.д/детей, 3.по искусству,

4.науч.-попул.,

5.литер.-худ. и альманахи:

а) для широкого круга читателей,

б) для молодежи,

в) литературно-критические,

6.общ.-полит. и бюллетени,

7.научные и производственные, периодические и продолжающиеся,

8. официальные или информационные бюллетени.

• газета – офиц. издание, содержащее актуальные материалы, оперативную информацию по общественно-политическим, производственным, экономическим и др.вопросам, рекламу; характеризуются периоди-ческим выходом в свет, кратким сроком изготовления.

• Календарь – справочное издание с последовательным перечнем дней недели, недель, месяцев:

 настенные

 настольные  перекидные,

 карманные • альбомы: по характеру иллюстраций подразделяются:

1.по искусству – содержащие репродукции, фотографии;

2.фотоальбомы – различные каталоги;

3.Научно-технические альбомы – атласы, учеб альбомы, в кот. содержатся чертежи, схемы, гра-фики, планы и др.

• репродукции – оттиски произведений живописи, графики, художественные фотографии, полученные полиграфическим способом; это высокохудожественная продукция, выпуск. отдельными листами или комплектами.

• открытки – листовая продукция: бывают 2ух полос-е., 4х полос.

• акциденция – заказы, кот. не отражены в тематическом плане издательства, а часто поступают от пред-приятий, фирм, физических лиц нерегулярно. Бывает:

1.издательская – все виды титулов, изобразительные элементы переплетов, обложек.

2. Акциденция малых форм – бланки, программы.

3. афишно-плакатная.

• Специальные виды печатных изданий – для их воспроизведения используются специальные материалы и технология: ценные бумаги, ноты, обои, этикетка, упаковка, тетради, блокноты.

5.Учебные издания и их специфика.

Учебное издание (УИ) содержит систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложен-ные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитано на учащихся разного возраста и степени обу-чения.

Целевое назначение учебных изданий — обеспечение процесса обучения, содействие усвоению знаний в усло-виях определенной системы образования, подготовки и переподготовки кадров. Они частично выполняют также воспитательную функцию.

По читательскому назначению они делятся на три основные группы:

1)Учебники для школ среднего и старшего возраста (сложн. наб. 1-4, вид илл.:чаще одноцветные штриховые, % илл:5-15, использование: сплошное чтение и хранение)

2) Для ВУЗов, техникумов (сл набора 1-4 ,вид илл: штриховые одноцветн., 5%, чтение, хранение.)

3)Учебники для младш. шк возраста (сложность-1, изображ. цветные, щтрихов., 20-40% сплошное чтение и хра-нен.)

6. Детские издания, их специфика.

Учебники для младш.возраста:1)сложность набора - 1 2) изображ.цветные и щтрихов. 3) иллюстрации 20-40% 4)сплошное чтен.и хранен.

Художествен.литерат для дет дошкольного и младш шк .возраста (1,,ч/б,цветные,тонов, штриховые, более 50% иллюстраций. 4)для сплошн.чтен.и хранен.

Художествен.литерат.для детей средн.и страшего шк возраста:1)1, 2)ч/б и цветн.,тоновые и штриховые, менее 50% для сплошного чтения и хранен.

Журналы для детей:1)1,2)цветные,тонов,штрихов,3)50-70% Формат для хранения на столе(70х108/16).

7. Журнальные и газетные издания, их специфика.

Газета- официальное издание, содержащ. актуальные материалы, оперативную информацию по общественно-политическим, производственным, экономическим и др.вопросам.. Характеризуется периодичностью выхода. Особенностью является предельно краткий срок изготовления, строго по графику. В настоящее время газеты ха-рактеризуются увеличением объема и красочности. Предусмотрены газетные форматы А2 (420х594 мм),-1/2 листа 60/84 см, формат А3(297х420 мм)-1/2 формата А2, формат А4(210х297мм)- ½ формата А3. Для газетной продукции используются первый и второй варианты оформления, но поля на полосе должны быть различными. Выбор формата газетной продукции производится с учетом полиграфических и издательских особенностей вида изда-ния, особенностей использования, удобочитаемости, технико-экономических показателей. Удобочитаемость определяется сочетанием кегля и интерлиньяжа с форматом колонки.

Журнал — периодическое печатное издание в виде брошюры, имеющее постоянную рубрикацию и содержащее статьи и рефераты по различным вопросам и проблемам, иллюстративный и др. материал. Для журналов харак-терна периодичность выхода в свет, и как правило оформление в обложку.

Специфика:

Массовые, малообъёмные иллюстрационные журналы (рекламные):1) сложность набора 1, 2)Иллюстрации - цветные, 3)30-90% иллюстр.

Журналы для детей: 1)1, 2)цветные 3)50-70%

Журн.по исскуству: 1)сложность1, 2)ч/б,цветные, 3)от 30%:иллюстр.

Научно-попул.журн.:1)1-3, 2) ч/б,цветные, 3)от 25%.

Литературно-худож.,альманахи: а)для шир круга читателей, б)для молодежи, в)литературно-критич-е 1)1, 2) чаще ч/б, 3)до 5,до15, 0-3.

Научные и производственные, периодические и продолжающиеся 1)3-4, 2)чаще ч/б, штриховые, 3)3-5%.

Общественно-политические и бюллетени:1) 0-25%.

Оф-е или информац-е бюллетени: 1)1-2, 2)0%

Для журналов применяется первый или второй вариант оформления.

8. Основные виды акциденции.

Акциденция – заказы, кот. не отражаются в тематическом плане издательства, а часто поступают от физ.лиц, предприятий, фирм нерегул-но (случайно).

Виды:

1) издательская акциденция –титулы, изобраз. эл-ты переплетов, обложек, суперобложек, книж. и жур. объявле-ния, буклеты, листовки, проспекты. Специфика оформления оригиналов: набор, печать производится отдельно от основ. части изд.

2) акциденция малых форм – бланки, программы, пригласит. бил., дипломы, аттестаты, свид-ва, меню, визитки, удостов-я – малотиражная листовая продукция.

3) афишно-плакатная акцидениция – афиши, плакаты, объявления, призывы, аншлаги м.б. в виде самостоятельных экземпляров, серийных изданий и тематических подборок. Используются все виды отделки при красочности от 1 до 6. Афишно-плакатная акциденция предназначена для расклейки на афишных витринах или стендах.

9. Специальные виды печатных изданий, их особенности.

Для воспроизведения и печати используются специальные материалы и технология. Это ценные бумаги, ноты, обои, этикетки, упаковки(картонажные фаб-ки), издания для слепых. Технология полиграфического производства используется также в других .отраслях народного хоз-ва, например, в текстильной пром-ти (печати на тканях), в лёгкой пром-ти (печ.на стекле, жести, полимерах), в радиоэлектронном произ-ве и т.д.

10. Виды текстовых оригиналов и требования к ним.

Оригинал – первоначальный подлинник. Текст. оригиналы дел. на:

1)машинописные –отпечат. на пиш. машинке с соблюдение опред-х требов-ий, текст прорецензированной и от-корректированной рукописи. Ориг. д/б отпечат. на одной стор. листа бум. формата 210х297мм через 2 интервала, поля на странице оригинала: левое - не менее 20 мм,правое-10мм,верхнее-20, нижнее - не менее 20, в одной полноформатной строке д.б. 56-57 знаков, включая пробелы.(Авторский лист-40тыс знаков). Ориг. д/б вычитан корр-ром-вычитчиком, пронумерован цв. каранд., кроме красн., на титульном листе указывется общее число стр-ц. Вычитка – обнаружение грамматических и стилистических ошибок и неточностей.

2)полиграфический – исп. при переиздании. Д/его изготовления стр-цы книги наклеиваются на одну стор. листа станд. бум. указ-го размера. Многоколон. изд. д/б разрезано по колонкам, скомплект. по порядку. Шрифт д/б не мельче 10п., прямого начертания. 3)рукописный – д/текстов на языках, не имющих соответствующих клавиатур на пиш. машинках. Такие оригиналы оформляются д/слож. текста. Ориг. д/б написан круп. четким почерком, черн.чернилами (темно-син.), расст-е м/у строками=1см.

4)закодированный ориг. – электронный файл. Может содержать текст. инф. и сопровождается распечаткой с пояс-нениями. 2ой вар-т: закодир. ориг.-макет – м/б изгот. в изд-ве и готов д/монтажа, хранения или передачи без из-мен-я. 3ий вар-т: авторский закодир. ориг.-макет – м/б исп-н только д/простых работ типа методич. пособий, т.к. мат-л, предст. автором на дискете м/б не отредактир. и м/содерж. ошибки.

5)ориг.-макет – точная копия полос буд-го изд., построчное совпад-е. Изгот-ся на наборно-пиш. машинах.

6)РОМ(репродуцируемый оригинал-макет – исп. д/фотограф-я, если он изгот. на бум.; д/копир-я, если изгот. на пленке. РОМ м/содерж. илл-ции, если изгот. на КИС.

11. Основные конструктивные элементы изданий.

Основным конструктивным элементом печатных изданий является сфальцованный отпечатанный лист, называе-мый тетрадью. Тетрадь может содержать 4, 8, 16, 32 страницы в зависимости от количества сгибов.

Подобранные по порядку тетради образуют блок. В зависимости от объема блок комплектуется 2мя способами: более 80с. комплектуется подборкой, менее 80с. – вкладкой.

Так же могут быть вклейки, вкладки, приклейки или накидки, печатаемые отдельно и присоединяемые к блоку в процессе его комплектации.

Конструктивно-оформительские эл-ты: переплет, обложка, форзац, суперобложка, футляр.

Форзацы - две 4хстранич. тетради, служащие для скрепления блока с переплет. крышкой.

Переплетная крышка основная часть переплета книги, изготовленная из цельного листа картона или из картон-ных сторонок, оклеенных покровным переплетным материалом, бумагой с отпечатанным изображением; соеди-няется с книжным блоком при помощи форзацев. Переплетная крышка предохраняет книжный блок от повре-ждений, завершает конструкцию книги, часто содержит рекламу.

В обложку оформляются издания, не предназначенные для длительного использования и хранения. При таком оформлении не используется форзац.

Суперобложка предохраняет переплет от износа, содержит изобразительную или рекламную информацию.

Футляр — картонная коробка, предназначенная для хранения, защиты от повреждений при транспортировке ценных изданий и для улучшения товарного вида. Часто на футляр наклеивают уменьшенное изображение пере-плета (обложки) книги или др. изображения.

12. Основные оформительские элементы изданий.

1.Основной или главный титул: 2-х или 4-х полосный. Титул всегда начинается с нечетной полосы. 4-х полосный применяется в изд художественной литературе, в собраниях сочинений, в изданиях по искусству, историче-ских,2-х полосный исп-ся в учебниках, справочниках, производственно-инструктивных изданиях. 4-х полосн титул состоит из авантитула(на первой полосе), фронтисписа (изображение, характеризующее в худ форме всё произведение, или портрет автора), расположен на обороте авантитула – на развороте с основным титулом. На обороте основного титула может располагаться контртитул, который используется в многотомных, переводных изданиях. Оборот основного титула так же может быть пустым.

4-х полос титул м/б разворотным (инф располог-ся раздельно на каждой из полос) и распашным (изобр плавно переходит с одной полосы на другую).

2.Шмуцтитул – внутренний титул – предшествует названиям разделов, глав или отдельных частей внутри изда-ния. Помещается на отдельной нечетной полосе с пустым оборотом, требует наличия двух полос на каждый шмуцтитул.

3. Колонтитул – краткое название главы или раздела, бывает текстовым (входит в формат наборной полосы и часто применяется в справочных изданиях, энциклопедиях) или декоративным (часто используется в виде ко-лонлинейки в стихотворных полосах, входя в размер наборной полосы и формируя ее размер).

4. Колонцифры – вспомогательные элементы, которые помогают пользоваться изданием, заверстываются вверху или внизу наборной полосы. Не ставятся на титульной полосе, полосах целиком занятых иллюстрациями, по-лосе с выходными данными.

13. Полиграфическая система измерений (типографская, англо-американская)

В настоящее время в полиграфии используются три системы измерений:

• Метрическая; • Типографская (система Дидо), основанная на французском дюйме;

• Англо - американская, основанная на английском дюйме.

В основе типографской системы измерений лежит французский дюйм. 1фр. дюйм= 27,077мм, 1/72дюйма=1типограф.пункт=0,376мм.

1цицеро=12п=4.51 мм,

1квадрат==4 цицеро=48п=18.05 мм.

1нонпарель=6п, 1петит=8п,

1 боргес=9п. В основе англо-американской сис-мы измерений лежит английский дюйм. 1дюйм=25,4мм. 1point=1/72 дюй-ма=0,3528мм;

1pica=12point=1/6 дюйма=4,23мм.

1мм=2,84points.

Метрическая система применяется для измерения форматов изданий, размеров печатного листа, полей на стра-нице издания.

Типографская система применяется для измерения наборной полосы, окон для заверстки иллюстраций и до-полнительного текста (в кв), втяжек на полосе (в пт или мм)

Англо-американская система применяется для измерения кегля шрифта и интерлиньяжа (pt). При этом ширина символов измеряется в мм.

14. Авторская информация.

Авторская информация – это авторская рукопись – текст. материал, представляемый автором в издат-во для по-следующей редакц-издат. обработки. Автор. рукопись поступает в издат-во чаще всего в виде машинописного текста, отпечатанного на пишущей машинке с соблюдением определенных требований: для печати исп. станд. бумага формата 210*297мм, печать через 2 интервала на одной стороне, в строке должно быть 57-58 знаков, вклю-чая пробелы; на странице 30 строк, что составит емкость такой страницы, равную 1700 знакам. Авторская руко-пись может быть закодирована и представлена в изд-во в виде распечатки с принтера или дискеты. Авторская информация измеряется в авторских листах. 1 авторский лист – 24 страницы машинописного текста=40 тыс. зна-ков=700 строк стихотворного текста=3тыс. кв. см. авторского изобразительного оригинала.

15. Издательская информация.

Издательская информация – все информация в издании, кроме авторской.

Виды:

Посвящение или эпиграф – помещается на отд. полосе вслед за титулом, если они относ-ся ко всему изд., или на спусковой полосе в счет спуска. Эпиграфы к отдельным главам помещ. на первых полосах после назв-я глав.

Аннотация помещается чаще всего на обороте титула на оптич. серед. полосы, выдел-ся исп-ем шрифта др. кегля или начертания.

Предисловие, введ-е, вступительная статья помещаются на отдельной нечетной полосе, каждая информа-ция на своей, после титула и посвящ-я.

Послесловие и заключит .статья помещ. после основного текста или содерж-я изд. на нечет.спуск.полосах.

Примеч. и комментарии ко всему изд. помещ. после послесловия и заключ. статьи, а при их отсутствии - после основного текста на отдел. спуск. полосе.

Прилож-я после примеч., послеслов. и заключ. статьи или основ .текста. если есть неск-ко прилож-й, кажд. начин. с новой полосы.

Библиография ко всей книге помещ. после прилож-я на отд. спуск. полосе. К отд. главам помещ. в конце кажд. главы. Содержит осн.свед-я об изд.

Именные и предметные указатели помещаются перед содержанием(оглавлением), если оно расположено в конце издания. Каждый указатель помещается на своей спусковой полосе.

Содерж-е – последоват. перечисл-е загол-ков изд.с указ-ем страниц. В книж.изд. распол. в конце книги перед вы-ход.свед-ми на нечет.спуск.полосе. В спец., науч., технич. и справоч. изд. может размещ. после титула на нечет. спуск. пол.

Выход.свед-я размещ. на послед. пол. изд., набир. на уменьш. формат и помещ. на оптич. серед. пол., или набир.на полный формат и помещ. внизу пол. Содерж. краткая хар-ка изд.: ФИОавт., редакт., назв-е, тираж, объем, формат кол-во печ.и усл.листов, способ печ., наимен-е др.

Объявл-я: книж.-если есть место, журнальные – на 3 или 4 пол. или на др. спец. отвед. местах, газет. – на спец. отвед. местах..

16. Форматы печатных изданий.

Формат издания – размеры страниц после обрезки блока, которые указываются в миллиметрах. Формат издания обозначается шириной и высотой бумажного листа и долей листа, т.е. количеством страниц в одном печатном листе. Напр, в формате 60х84/16 расположено 16 страниц издания. Первая цифра всегда указывает ширину (листа наборной полосы, иллюстрации, таблицы и т.д.), вторая – высоту. Если первая цифра меньше второй, формат – книжно-журнальный, если вторая цифра меньше – формат альбомный. Для книжно-журнальной продукции ис-пользуется листовая бумага форматов: 60х84, 60х90, 70х90, 75х90, 70х100, 70х108, 84х108 см. для газетной продук-ции используется листовая бумага форматов: 60х84, 42х60, 30х42 см. возможны и нестандартные форматы, для которых могут быть использованы и нестандартные форматы бумаги: 60х70, 60х108, 70х84, 86х108 см и др.

17. Варианты оформления наборной полосы печатных изданий.

Книжные издания используют три вар оформления: первый, второй, третий, нестандартный, например, для дет-ских изданий и изданий по искусству.

Первый – наименьшие поля вокруг наборной полосы, т.е. макс допустим размеры наборной полосы, например при формате издания 60х84/16 и первом варианте оформления размеры полей до обрезки будут равны 11,16,17,19 мм (корешковое, верхнее, боковое, нижнее), формат наборной полосы равен 6 3/4х9 ¾ кв. Это наибо-лее экономичный вар оформления, используется для изданий, не предназначенных для сплошного чтения, или для изданий типа учебных программ, материалов научных конф, учебн-методич пособий.

Второй – используется при оформлении большинства книжных изданий. Размеры полей при форм издания 60х84/16 до обрезки соответственно равны 13,18,20,21 мм, а формат наборной полосы меньше, чем при первом вар и равен 6 1/2 х9 ½. КВ.

Третий – наименее экономичен, но наиболее удобочитаем. При формате издания 60х84/16 размеры полей 16,20,22,24 мм, формат наборной полосы будет наименьшим-6 1/4 х9 ¼ кВ. Такой вар оформления допустим для собраний сочинений, монографий, отдельных произведений по искусству, худ литературы, изданий для детей.

18. Структура шрифтового символа.

Буквы кириллического и латинского алфавита строятся на основе трех геометрических форм или их комбина-ций: прямоугольной (П,Н), треугольной (А,Л), округлых (О,С).

Буква состоит из следующих элементов: основных штрихов (1), соединительн. штрихов (2), засечек, серифов (3,4). Расстояние (5,6) между основными штрихами называется внутрибуквенным просветом. Межбуквенный про-свет (7) образуется за счёт полуапрошей двух рядом стоящих букв. Ширина очка завис от конфигурации. Размер апрошей 0.17-0.23 ширины кегельной площадки. Процесс установки для каждого шрифта прав значения апрошей в завис от кегля набора называется трекингом. Все буквы и знаки располагаются на одной линии (8), овальные буквы выводят за линию (8), располагая на линии (9) (т.к. овальные буквы зрительно кажутся меньше прямо-угольных). К-кегль, в размер которого входит очко строчных букв (11) без выносных эл-ов: нижних(13) и верх-них(14), а также верхняя и нижняя части кегельной площадки. Верхняя часть кегельной площадки предназначена для размещения прописных букв (10), верхних выносных элементов (14) и диактрических знаков(15).

Оптическая середина буквы (12). Интерлиньяж (16) – расстояние между базовыми линиями шрифта. А – кегельная площадка.

19. Апроши. Трекинг. Кернинг

Печатные эл-ты при накатывании на них краски и совмещении с воспринимающей пов-тью передают изобр-е: буквы алфавита, знаки, цифры, илл-ции. Буквы, знаки, цифры расположены на кегельной площадке. Буквы состо-ят из следующих эл-тов: осн. штрихи, соединит. штрихи, засечки различной формы. Расстояние между основны-ми штрихами – внутрибуквенный просвет, полуапроши рядом стоящих букв сост. межбукв. просвет.

Апроши – межбуквенные пробелы, необходимые для создания естественного расстояния м/у буквами при набо-ре, причем при типографском наборе, чем меньше кегль шрифта использовался, тем относительно шире были апроши.

Кернинг – визуальное выравнивание апрошей между такими парами букв, как ТО, ГА, AV и в подобных сочетани-ях. При кернинге пробелы м/у проблемными буквами уменьшаются, а м/у прямыми, в случае необходимости увеличиваются. Термин Кернинг происход. От слова Kern(англ), что означает свисание элемента очка символа за кегельную площадку.

Трекинг – процесс равномерного изменен. межбуквенных и межслов. пробелов во фрагменте текста на одинако-вую величину. Увеличение трекинга (разрядка) делает набор более разреженным, светлым; уменьшение — более плотным и темным.

Трекинг — эффективное средство вгонки и выгонки строк.

20. Классификация шрифтов.

Три основных признака при классификации шрифтов: рисунок, начертание, кегль.

В основе классификации по рисунку лежат два признака: контрастность (соотношение толщины основных и со-единительных штрихов) и наличие и форма засечек.

Рубленые – не имеют засечек (Журнальная рубленая, Газетная рубленая, Древняя, Рубленная, Плакатная, Буквар-ная, Агат).

С едва наметившимися засечками – немного утолщенные концы вертикальных штрихов (Октябрьская, Телингате-ра).

Медиевальные – засечки в виде плавного утолщения концов штрихов, наклонные оси круглых букв, умеренная контрастность штрихов (Литературная, Заголовочная газетная, Банниковская, Лазурского, Ладога).

Обыкновенные шрифты – контраст. штрихи, длинные тонк.засеч., соед.с осн. штрихами под прямым углом, округл. буквы с вертик. осями (Обыкновенная., Обыкновенная новая, Елизаветинская, Бодони, Кузаняна).

Брусковые – неконтраст. штрихи с длин.засечками, под прямым углом, (Брусковая газетная, Балтика, Реклама).

Новые малоконтраст. – длин. засеч. с закругл. конц., под прямым углом, (Новая газетная, Школьная, Бажановская, Журнальная, Академическая, Кудряшевская).

Дополн. – все гарнитуры, которые нельзя отнести к предыдущим (например, гарнитура Рерберга).

Внутри каждой группы шрифты подразделяются на гарнитуры – совокупность шрифтов одного рисунка во всех кеглях и начертаниях.

По начерт.очка:

1.по полож.очка-прямые,курсив.,наклон.

2.по насыщ-ти очка-светлые,полужирн.,жирн.

3.по плот. очка-норм. (ш:в= 3/4), узкие (1/2-2/3), широкие (ш>в).

По размерам: Бриллиант - 3пт, Диамант 4пт, Перл 5пт, Нонпарель 6пт, Миньон 7пт, Петит 8пт, Боргес 9пт, Корпус 10пт, Цицеро 12пт, Миттель 14пт, Терция 16пт, Текст 20пт, Малый канон 36пт, Канон 42пт,Большой канон 48пт.

21. Кегль шрифта. Интерлиньяж.

Кеглем шрифта называется расстояние от верхнего до нижнего края кегельной площадки. Верхняя часть кегель-ной площадки предназначена д/размещения прописных букв, верхних выносных элементов и диакритических знаков. Нижняя часть – д/ размещения спускающихся эл-тов букв. Размер очка строчных букв по высоте различ-ных гарнитур – 0,41-0,44 размера кегля, а размер очка прописных букв – 0,64-0,66 кегля. При компьютерном набо-ре кегль берут больше (10п.-типогр., 10,5 или 11-комп.)

Интерлиньяж – расстояние м/у базовыми линиями шрифта соседних строк.. Формат набора полосы задан в кв., а д/ набора и верстки используются шрифты компьютерных гарнитур, кегль которых измеряется в англо-американской системе. В связи с этим увеличивают интерлиньяж до 120%, что учитывается при расчете кол-ва строк в полосе, корректируя при этом высоту наборной полосы, чтобы выполнит основное правило верстки –

одинаковое кол-во строк в базовой полосе, что обеспечивает и остальные основные требования – приводность и единообразие верстки.

22. Гарнитура шрифта.

Гарниту́ра — набор из одного или нескольких шрифтов в одном или нескольких размерах и начертаниях, имею-щих стилистическое единство рисунка и состоящих из определённого набора типографских знаков. Гарнитура обычно содержит алфавитно-цифровые и пунктуационные знаки и специальные символы. Также существуют гарнитуры, целиком состоящие из неалфавитных символов — например, содержащие математические или карто-графические знаки.

Рубленые – не имеют засечек (Журнальная рубленая, Газетная рубленая, Древняя, Рубленная, Плакатная, Буквар-ная, Агат).

С едва наметившимися засечками – немного утолщенные концы вертикальных штрихов (Октябрьская, Телингате-ра).

Медиевальные – засечки в виде плавного утолщения концов штрихов, наклонные оси круглых букв, умеренная контрастность штрихов (Литературная, Заголовочная газетная, Банниковская, Лазурского, Ладога).

Обыкновенные шрифты – контраст. штрихи, длинные тонк.засеч., соед.с осн. штрихами под прямым углом, округл. буквы с вертик. осями (Обыкновенная., Обыкновенная новая, Елизаветинская, Бодони, Кузаняна).

Брусковые – неконтраст. штрихи с длин.засечками, под прямым углом, (Брусковая газетная, Балтика, Реклама).

Новые малоконтраст. – длин. засеч. с закругл. конц., под прямым углом, (Новая газетная, Школьная, Бажановская, Журнальная, Академическая, Кудряшевская).

Дополн. – все гарнитуры, которые нельзя отнести к предыдущим (например, гарнитура Рерберга).

23. Начертание шрифтов.

Начертание – графическое видоизменение очка шрифта, входящего в состав одной гарнитуры. По начертанию шрифты делятся:

1.по положению очка букв на кегельной площадке(наклону основных шрифтов) шрифтовые символы подразделяются на: прямые (основные штрихи расположены вертикально), курсивные и наклонные (основные штрихи наклоне-ны вправо на 15 ). Разница м/у курсивным и наклонным – строчные буквы наклонного начертания имитируют рисунок шрифта прямого начертания, а курсивные строчные буквы – рисунок рукописного шрифта.

2.по насыщенности очка (отношению толщины основных штрихов к внутрибуквенному просвету): светлые (толщи-на основного штриха строчных букв в 2-3,5раза в.п.).

3.по плотности очка(соотношение м/у шириной и высотой очка букв): норм. (ш:в=3/4), узкие (1/2-2/3), широкие (ш>в).

24. Семейство шрифтов.

Семейство шрифтов – группа шрифтов с общим рисунком, но отличающихся по начертанию. При использовании компьютерных шрифтов – группа шрифтов с общим рисунком, но отличающихся насыщенностью, начертанием или другими особенностями. Полные имена шрифтов включают имя гарнитуры с указанием начертания (полу-жир., наклон., курсив., наклон. полужир.). В семействах 1-го типа все шрифты регистрируются операционной системой независимо, и представляются в списке шрифтов любой прикладной программой как разные шрифты, поэтому для того, чтобы перейти от обычного начертания к другому, необходимо сменить шрифт. Для гарнитуры Partner известны начертания Thin, Light, Italik и т.д.

В семействах шрифтов 2-го типа все шрифты в списках большинства прикладных программ представляются од-ной строкой на все семейство. В семейства шрифтов 2-го типа может объединяться до 4-ех начертаний – plane. bold, italic, bold-italik. Смена начертаний в прикладной программе осуществляется изменением начертания при неизмененном имени шрифта.

25. Шрифтовой комплект.

Шрифтовой комплект - полный набор литер одного рисунка и размера, включая прописные буквы, капитель, строчные буквы, цифры, знаки препинания, линейки и орнаменты

26. Художественные достоинства шрифтов.

Художественные достоинства шрифта, как правило, тесно связаны с его удобочитаемостью, а простота, четкость, ясность, соразмерность, понятность учитываются при этом в первую очередь. Художественные достоинства шрифта во многом определяются правильно выбранной гарнитурой в зависимости от вида издания, особенно-стей оформления и композиции полос.

Ряд гарнитур, таких как Литературная, Бодони книжная, Обыкновенная новая, Балтика могут использоваться для оформления изданий художественной лит-ры, исторической лит-ры и считаются универсальными. Такие гарни-туры как Бажановская, Лазурского, Академическая предназначены для набора худ. лит-ры. При разработке новых гарнитур или при модификации классических, необходимо помнить о том, что красота шрифта означает пра-вильную сбалансированность пропорций. Кроме шрифтов изгот-ся шрифтовые комплекты для сложного матема-тического набора, газетные украшения и линейки, специальные знаки: математич., технич., химические, карто-графические, словарные и шрифтовые комплекты для набора шахматно-шашечных диаграмм.

27. Удобочитаемость шрифта.

Удобочитаемоть шрифта определяется скоростью и простотой чтения, как отдельных знаков, так и текста в це-лом. Удобочитаемость текста зависит от: гарнитуры, начертания и кегля шрифта в сочетании с форматом набора; ширины очка и размера апрошей, размера межсловных пробелов и интерлиньяжа, с учетом квалификации и навыка читателя. Наилучшей удобочитаемостью при побуквенном и послоговом чтении обладают шрифты руб-леных гарнитур, а литературная и обыкновенная гарнитура при указанной манере чтения будут менее удобочи-таемыми. Увеличение интерлиньяжа повышает удобочитаемость при наборе кеглем 6-8пт, но снижает емкость наборной полосы. Шрифты с наиболее широким очком одного и того же кегля обладают лучшей удобочитаемо-стью. Лучшей удобочитаемостью при наборе основного текста изданий считается очко строчных букв прямого, нормального и светлого начертания. На удобочитаемость оказывают большое влияние операции кернинга и тре-кинга.

28. Емкость шрифта.

Емкость (экономичность) определяется числом знаков в строке определенного формата наборной полосы с учетом пробелов (nср). Количество знаков в строке зависит от формата набора и среднеуточненной ширины знака определенной гарнитуры и кегля:

где n – сред. кол-во знаков в строке, F – формат набора, е – средняя уточнённая ширина знака. Использование шрифтов меньшего кегля повышает ёмкость наборной полосы. Ёмкость связана с удобочитаемостью, поэтому при выборе гарнитуры, кегля и начертания шрифта необходимо учитывать оба эти сво-ва. Емкость шрифтов имеет большое значение, т.к. при использовании более экономичных шрифтов в строке умещается большее число символов практически без снижения удобочитаемости. Так, в строке формата 5,5 кв. кол-во знаков кегля 10 пт гарнитуры Academy будет 64, а гарнитуры Балтика – 50. Увеличение интерлиньяжа при компьютерном наборе увеличивает удобочитаемость, но уменьшает кол-во строк, следовательно, снижает емкость наборных полос.

29. Производственные возможности шрифтов.

Производственные возможности шрифтов – точность элементов букв при воспроизведении и печати, определя-ются технологией воспроизведения шрифтов, технологией изготовления фотоформ и печатных форм, способом печати.

При печати с оригинальных наборных форм в пределах допустимого тиража, шрифтовые элементы практически не искажались, поэтому для набора использовались любые из рассмотренных гарнитур, шрифты которых име-лись в наличии.

При изготовлении тестовых фотоформ, используемых для изготовления ряда печатных форм, на точность вос-произведения штриховых элементов оказывает влияние технология изготовления текстовых фотоформ (ФВУ, фотографирование или копирование принтерного распечатка), использование технологий «Компьютер — пе-чатная форма», «Компьютер — печатная машина»; используемые материалы и оборудование для изготовления фотоформ и форм.

Наиболее значительно деформируется рисунок шрифта в процессе изготовления форм глубокой печати, поэто-му, если для печати проектируются формы глубокой печати, выбираются шрифты неконтрастных гарнитур типа рубленых или брусковых.

30. Системы кодирования шрифтов.

Вся информация в компьютере хранится в виде двоичных чисел (кодов). Основой кодовых таблиц является ASCII(американский стандартный код для обмена информацией). Неотображаемые, служебные символы пред-ставлялись кодами от 0 до 31. Коды 32-127 обычно соответствуют англ. алфавиту, цифрам, знакам. Коды 128-255 в разных системах кодировки отличаются, здесь могут быть размещены буквы различных алфавитов (рус, немец, франц), а также шрифты различных начертаний. В задачи системы кодирования входят 2 обязательных требова-ния:

1)правильность отображения символа на экране;

2)программное воспр-е символов.

Точное соответствие м/у ними обеспечивает правильность воспроизведения текста.

Unicode – это стандарт кодирования символов, разработанный для определения символов вне зависимости от национальной принадлежности. Этот стандарт использует 16-ти битное кодирование, что позволяет определить 65536 различных символов. Такого кол-ва достаточно для использования шрифта всех различных языках, мате-матических и дополнительных знаков.

31. Методы описания компьютерных шрифтов.

Компьютерные шрифты классифицируются по методам их цифрового описания. По этой классификации шрифты бывают растровыми, штриховыми (векторными), контурными и алгоритмическими.

В растровых (точеч.) шрифтах изображение символов шрифта состоит из определенного кол-ва пикселей, окрашенных в разные цвета. Использование растровых шрифтов обеспечивает скорость прорисовки, но они не масштабируются, т.к. невозможно редактировать символ целиком как объект.

Векторные хар-ся тем, что изображение символа формируется в виде совокупности векторов, которые заполня-ют пространство, занимаемое символом. При масштабировании кач-во воспроизведения ухудшается. Исп-ся д/вывода на плоттеры и векторные дисплеи. Контурные обр-ся путем описания контуров символов в виде пря-мых и кривых линий. Наиболее рекомендуемые шрифты - TrueType и PostScript. Вместо запоминания битовых карт, меняющихся с изменением кегля шрифта, запоминаются только контуры символов.

При отображении на том или ином устройстве символа определенного размера битовая карта для данного сим-вола нужного кегля строится путем «заполнения» контуров символа точками (pixels), размер которых соответ-ствует разрешению устройства вывода.

Для запоминания кривых, очерчивающих границы символов, используется разбиение кривой (или ломаной) линии на участки с аппроксимацией получившихся фрагментов полиномами второй (True Туре) или третьей (PostScript) степени.

32. Форматы шрифтовых файлов.

Технология TrueType была разработана компанией Apple и сейчас используется компаниями Apple и Microsoft. Каждый участок контура характеризуется или задается двумя точками (границами участка АВ) и направлением линии на каждой из границ. Часто для задания направлений используется третья точка (С), лежащая на пе-ресечении касательных к кривой на ее концахв своих операционных системах.

Шрифты TrueType могут содержать до 65000 символов, расположенных в порядке, определенном стандартом Unicode.

Формат TrueType использует специальную технику обеспечения качества представления шрифта при выводе на устройствах с низкой разрешающей способностью, таких как экран компьютерного монитора. Он использует раз-витый набор инструкций, позволяющий добиться того же качества, что и у растровых шрифтов. Однако, с другой стороны, процесс инструктирования (хинтовки) шрифта оказывается настолько трудоемким, что многие произ-водители не проводят ее в полном объеме и в результате средний шрифт в формате TrueType выглядит на экране менее качественно, чем аналогичный шрифт формата PostScript.

Шрифт в формате TrueType - это один файл. В системе Windows он имеет расширение TTF, а в Mac OS это файл-чемодан (suitcase) с ресурсом SFNT.

В отличие от TrueType-шрифтов в PostScript-шрифтах контур строится из кривой третьего порядка (кривой Бе-зье). За счет большего числа степеней свободы PostScript-линия не имеет изломов в точках сопряжения фраг-ментов, т.е. символы PostScript шрифта более гладкие в отличие от TrueType, где линии в точке стыковки сегмен-тов образуют излом в большей или меньшей степени, что снижает качество воспроизведения шрифта. Вторым преимуществом шрифтов PostScript является то, что для задания контура более высокого качества требуется меньшее кол-во точек, что уменьшает кол-во хранимой и передаваемой информации.

OpenType - новая шрифтовая технология, совместно разработанная компаниями Adobe и Microsoft. Специфика-ции были опубликованы в 1997 году, первые шрифты были выпущены в 2000 году. Шрифты OpenType напомина-ют шрифты TrueType, но могут содержать шрифтовые данные любого из двух форматов: как PostScript, так и TrueType. Соответственно, они объединяют две конкурирующие технологии.

33. Основные технические требования, предъявляемые к цифровым шрифтам.

Любой цифровой шрифт представляет собой описание входящих в него символов, метрических и других пара-метров, определяющих особенности шрифта в цифровой форме. Форматом представления цифрового шрифта называется способ (стандарт) представления цифровой информации, образующей шрифт. Обычно он представ-ляет собой один или несколько файлов, с которыми файлов, с которыми можно поступить так же, как с другими: копировать, удалять, переименовать и т.д. Шрифт, представленный в определенном формате, можно использо-вать в любых программных и аппаратных средствах, которые могут воспринимать закодированную в формате информацию, но создание определенного формата представления шрифтов еще не достаточно для их исполь-зования: необходимо иметь средства преобразования информации в заданный формат и средства воспроизве-дения шрифтов, представленных в этом формате.

34. Набор. Способы ввода текстовой информации.

Набором называется процесс составления текстовых строк с соблюдением грамматических и технологических правил и выключка их в установленном формате. Кроме ввода текста с клавиатуры, текстовая информация может быть введена с дисков и дискет, куда информация была введена для хранения; с модема – специализированного устройства, позволяющего принимать информацию через телефонную сеть; со сканера, с планшета.

35. Особенности сканирования текста.

При сканировании текста получают растровое изображение, т. е. происходит процесс визуальной информации в цифровую форму, кот. могут использовать компьютеры. Сканеры – спец. электронные устройства, предназна-ченные для оцифровывания графич. информации. Во время сканирования изображение условно разбивается на множество отдельных элементов, имеющих свой уровень яркости. При сканировании цветные оригиналы под-вергаются цветоделению. При оцифровывании текстового оригинала, полученный образ хранится вначале в ви-де графического файла. Существуют планшетные и барабанные сканеры. При сканировании на планшетном ска-нере оригинал помещают на плоском стекле. Сканирование осуществляетсяся с помощью лампы, движущейся вдоль оригинала, диафрагмы объектива и системы призм, кот.передают изображение на ПЗС с 3-мя светофиль-трами. Для сканирования на барабанных сканерах оригиналы должны быть гибкими и тонкими. Сканирующая головка представляет собой фотоэлектронный умножитель

36. Основные правила набора основного текста.

Набор – процесс получения строк текста, выключенных в установленном формате с соблюдением грамматиче-ских и технических правил. Межсловные пробелы внутри одной строки и в смежных строках при текст. наборе не д/резко различаться м/у собой. Нормальный пробел – полукегельный. Увеличение пробела при выключке допуск. до ¾ кегельных, уменьшение – до ¼ кегельной. Не допускается совпадение пробелов в 3х или более рядом стоя-щих строках (коридоры) по вертикали или касательной. Концевая строка абзаца д/превышать размер абзацного отступа в 1,5 раза, концевая строка абзаца д/б короче полной строки не менее чем на кегельную или д/б полной. Знаки препинания не отбиваются от предыдущего слова. Десятичные дроби набираются без отбивки. Знаки па-раграфа § и номера № отбиваются от стоящих за ними цифр на полукегельную. Дроби через косую черту в тексте набираются без отбивки (1/2, 3/4 и т. д.). Скобки в текстовом наборе не отбиваются от заключенного в них текста. В одном издании применяются скобки одного рисунка. Знак дефис (-) между словами и при переносе не отбивает-ся.

В начале абзаца и в прямой речи тире отбивается справа на полукруглую, причем величина отбивки при выключ-ке строк не изменяется. Размер абзацного отступа перед тире такой же, как и в остальном тексте. Кавычки во всем издании должны быть одного рисунка. Абзацный отступ в тексте сноски должен быть такой же, как в основном тексте.

Строки следует выключать с учетом знаков препинания и конфигурации букв.

Не рекомендуется заканчивать более четырех строк подряд точкой, тире, точкой с запятой, запятой, двоеточием, вопросительным или восклицательным знаками, зрительно это воспринимается как вертикальная пунктирная линия сбоку полосы.

При наборе должны соблюдаться все грамматические правила переносов. Не допускаются неблагозвучные пере-носы и переносы искажающие смысл.

37. Способы обозначения абзаца.

Абзац – участок текста, логически заканчивающий определенный смысл произведения. Для обозначения начала абзаца могут использоваться три варианта: абзацный отступ; «висячий абзацный отступ», при котором первая строка абзаца набирается без отступа, а последующие стоки абзаца – с отступом и третий вариант – абзацы друг от друга выделяются отбивками. Второй и третий варианты выделения абзацев используются в технической, чаще переводной, литературе и при наборе таблиц. Текст, набранный без выделения абзацев, резко снижается по удобочитаемости. В большинстве изданий для выделения абзаца используется абзацный отступ – отступ первой строки абзаца. Размер абзацного отступа определяется форматом набора и зависит от кегля основного шрифта.

38. Графические и пробельно-композиционные выделения на полосе.

К пробельно-композиционным приемам выделения относятся набор вразрядку, набор на уменьшенный формат (втяжку), ступенчатый набор, разделение частей текста пробелами. Все проб-комп выделения используются в процессе верстки. Использование графических выделений (подчеркивание линейками, заключение в рамку линеечную или орнаментальную) также выполняется при верстке отдельных изданий и акциденций.

39. Шрифтовые выделения на полосе. Основные правила.

К шрифтовым выделениям относится набор выделительным шрифтом, шрифтом более мелкого или более круп-ного кегля, набор с использованием шрифта других гарнитур, прописными буквами или капителью. При этом должны соблюдаться след. основные правила:

• выделения полужирным или курсивом, или полужирным курсивом выполняются с использованием той же гарнитуры, которая используется для набора основного текста, если нет особых указаний;

• знаки препинания при наборе выделительным шрифтом используются того же выделительного начер-тания, но если выделительным шрифтом набирается только часть слова, то знак препинания, следую-щий за этим словом, набирают прямым светлым начертанием;

• выделяемые части текста, набранные более крупным или более мелким шрифтом, должны быть как можно более выравниваться по базовой линии шрифта основного набора.

40. Правила набора дополнительного текста.

Примечания набираются шрифтом меньшего кегля, помещаются на полосе, напротив ссылки на них. Вся полоса должна быть заполнена основным текстом и текстом примечания. Цитаты и внутренние примечания, набранные на уменьшенный формат кеглем шрифта основного набора, от текста не отбиваются. А набранные на полный формат отбиваются в пределах кегля шрифта осн-го набора с учетом приводности верстки. Сноски набираются кеглем меньшего формата, но той же гарнитуры, что и осн-й текст. Размер отбивки текста сноски от осн-го текста зависит от кегля шрифта осн-го текста, кегля шрифта сноски и числа ее строк. Если сноски не умещаются на од-ной полосе, их можно перенести на соседнюю, где они отбиваются таким же образом. Переносимая часть сноски не может начинаться с концевой или абзацной строки. Абзацный отступ в тексте сноски должен быть такой же, как в основном тексте.

41. Правила набора сносок.

Сноски набираются в соответствии с общими правилами набора. Сноски набираются шрифтом той же гарниту-ры, но меньшего кегля и на тот же формат что и основной текст. Сноски заверст-ся в ниж. части пол., к тексту кот. они относ., с собл-ем привод-сти верстки (кегль сноски+отбивка от полосы д/б кратным кеглю осн. набора). Если на одной пол. распол. неск-ко сносок, они вырав-ся по знаку сноски и др.от др. не отбив. сноски в жур. заверст. внизу той колонки, где нах-ся знак сноски; если сноска относ. к загол-ку или табл., то ее помещ. под первой ко-лонкой. В газетах знак-*. Если на стр много коротких сносок, то их набирают в подбор.

42. Правила набора заголовков.

Гарнитура и кегль шрифта заголовков, а также и размещение должны соответствовать разметке в оригинале или макете. Заголовки, состоящие из двух или нескольких строк, должны быть разбиты на строки по смыслу. При членении заголовков на строки не допускаются переносы в словах и оставление в конце строки предлогов, союзов и наречий.

При наборе заголовков отдельными строками между словами должен быть пробел в одну полукегельную. Если заголовки набирают широкими шрифтами или прописными буквами, междусловные пробелы должны быть уве-личены на 2 п. Если строка заголовка меньше формата набора на 1—2 кегельные, она должна быть доведена до полного формата увеличением междусловных пробелов.

Между строками заголовков, набранных прописными буквами, интервал должен быть увеличенным на 2 п.

Заголовки, идущие в подбор с текстом, должны быть набраны как обычные выделения, в таких заголовках разре-шены и переносы слов. Заголовки, набранные в подбор, заканчивающиеся точкой (для полужирного шрифта — полужирной точкой), отбивают от текста на кегельную шрифта, если точки нет — междусловным пробелом.

При врезке заголовков в текст (так называемой форточкой) формат втяжек по всему изданию должен быть одина-ков — примерно 1/4 формата строки набора. Для того чтобы такой заголовок был полностью закрыт текстом, раз-решается перенос заголовка на 1—2 строки после предшествующей концевой и ликвидация абзацных отступов в строках со втяжкой и в строке, закрывающей заголовок снизу.

Порядковый номер всех видов заголовков, набираемый в одной строке с текстом, должен быть отбит полукегель-ной независимо от того, есть ли после номера точка.

В конце заголовков, выключенных отдельными строками, точек быть не должно.

43. Переносы при компьютерном наборе. Приемы переносов. Зона переноса.

Слово можно делить только по слогам. Не допускается переносы с искажением смысла. При формате более 5 кв не рекомендуется оставлять по 2 буквы. При перепосе нельзя отделять: фамилии от инициалов, цифры от отно-сящихся к ним слов, сокращения не переносятся, знаки и обозначения от след за ними чисел, цифры со ) или . от след за ними слова. Ъ,Ь,Й не отделяются от предыдущей буквы. Расстановка дефисов задается командой Сервис  язык  расстановка переносов. Там же задается зона переноса. При формате от 5 кв она равна 8-12 мм, при малоформатном наборе – 4 мм.

44. Выбор шрифтового оформления книжных изданий.

Тексты любого печатного издания по предназначению можно разделить на основной и дополнительный. Cпра-вочно-вспомогательный текст помогает читателю пользоваться произведением (колонцифры, норма, сигнатура, вых.сведения и др.). по назначению все шрифты делятся на текстовые, с использованием шрифтов другой гарни-туры, кегля или начертания; композиционные(изменение формата набора) и графические (подчеркивание, за-ключ.в рамку линеечную или орнаментальную). При выборе шрифтового оформления книжных изданий выдер-живается принцип одногарнитурности, т.е. для набора основного, дополнит. и вспомогат-го текстов конкретного издания выбирается одна гарнитура шрифта. Так как содержание книжного издания по хар-ру достаточно одно-родно, заголовки в издании набираются шрифтом той же гарнитуры, но различными кеглями и начертаниями. Для шрифтового оформления детских изданий и учебников для начальной школы используются шрифты более простых гарнитур, например Рубленной.

45. Удобочитаемость печатных изданий.

Удобочитаемость («читабельность») — свойство текстового материала, характеризующее лёгкость восприятия его человеком. На удобочитаемость влияет вариант оформления издания. Самым удобочитаемым является 3-й вариант, использующий самые широкие поля. Так же влияет размер интерлиньяжа. Набор на увеличенный ин-терлиньяж повышает удобочитаемость. Для обеспечения удобочитаемости необходимо соблюдать приводность верстки, т.е. совпадение строк на просвет.

Факторы, влияющие на удобочитаемость текстов:

• жирность букв;

• внутрибуквенные просветы;

• расстояние между буквами;

• пропорции и размеры букв;

• конфигурация и размер шрифтов;

• длина строки;

• ширина полей страницы и т. п.;

• цвет и контрастность букв;

• выравнивание текста.

46. Приемы размещения иллюстраций в книге и на полосе.

Место расположения иллюстраций на полосе устанавливается в изд-ве при разметке ориг., изготовлении макета. Осн. виды заверстки илл-ций:

1)открытая верстка, при кот. иллюстрация устанавливается вверху или внизу полосы и соприкасается с текстом одной или двумя стор.

2)закрытая – илл-я заверстывается внутрь и соприкасается с текстом 2мя или 3мя стор. (заверстка илл-ций враз-рез или в оборку).

3)глухая верстка – иллюстрация закрыта текстом с 4х сторон (при двухколон. наборе).

4)верстка с выходом в поле или на полях.

5)илл-я м/занимать всю полосу – полосная илл-я. Илл-ю следует заверстывать близко к тексту, к кот. она относ. Подрисуночная подпись отбивается от илл-ции в пределах кегля набора подписи, пробел м/у подписью и ниже-следующим текстом д/б несколько больше, чем м/у илл-цией и подписью.

47. Структура страницы, полосы, строки.

Базовая структура любой страницы образуется на экране с помощью модульной сетки, состоящей из границ по-лей и вертикальных и горизонтальных направляющих. Шаг равен интерлиньяжу. Модульная сетка обеспечивает единообразие четных и нечетных стр, расположение и размеры колонок текста. Все вспомогательные линии отображаются только в режиме макетирования. Стандартным считается интерлиньяж, величина которого состав-ляет 120% величины кегля. При методе интерлиньяжа по базовой линии она совмещается с нижним краем. Необ-ходимо задать поля до обрезки, величина которых соответствует выбранному оформлению. В поле полосы рас-полагаются текстовые блоки. Для текстовых блоков можно создать атрибуты абзаца и атрибуты символов.

48. Верстка колонэлементов.

Колонцифры заверстываются вверху или внизу полосы. Верхние колонцифры входят в формат наборной поло-сы. Нижние колонцифры отбиваются от текста на величину 4-12 пт в зависимости от кегля самой колонц. Верхние кц не ставятся на титулах, спусковых полосах, полосах с выходными данными и на полосах, полностью занятых иллюстрациями. Нижние кц не ставятся на полосах, полностью занятых иллюстрациями, титулах, концевых по-лосах и полосе с выходными данными. Но эти полосы входят в счет страниц.

Колонтитул – краткое название главы или раздела. Он бывает справочным и декоративным. В книгах заверстыва-ется сверху, в газетах снизу. Входит в формат наборной полосы. Окно кт должно быть кратно интерлиньяжу. Оно чаще всего составляет 2 строки основного текста. При наборе многоколонного текста, кт отбивается на величину средника.

Колонлинейками называют линейки или украшения, располагаемые на каждой полосе издания над основным текстом (с отбивкой от него) в качестве элемента художественного оформления издания. В этом смысле колон-линейками следует называть также линейки, входящие в состав колонтитулов.

В качестве колонлинеек применяют различные линейки и украшения, как правило, на полный формат строк набора, но иногда и на меньший формат с выключкой по центру или в наружный край. Часто вместе с колонли-нейками применяют и колонцифру — над линейкой или внутри её с выключкой также по центру или в наружный край. Правила завёрстки колонлинеек точно такие же, как колонтитулов.

49. Верстка. Основные правила книжной верстки.

Вёрстка — процесс формирования страниц (полос) издания путём компоновки текстовых и графических эле-ментов.

Правила: 1.Полные полосы изд. д/б одинаковыми по высоте, т.е. число строк основного набора д/б одинаково во всем изд. При заверстке иллюстраций или доп. текста рассчитывается, сколько полных строк нужно изъять, чт. их завер-стать.

2.Верстка д/б приводной, т.е. строки набора на нечетной стороне д/совпадать на просвет со строками на четной.

3.При верстке д/б выдержана прямоугольность полос, д/этого нужно, чт. полоса не начиналась неполной конце-вой строкой и не заканчивалась начальной строкой, т.е. не д/б висячих строк. Нечетная строка не д/заканчиваться переносом.

4.Верстка д/б единообразной, т.е. однотипные эл-ты полосы (загол., примеч., сноски и др.) д/б одинаково завер-станы и иметь однотипную отбивку по всему изд.

50. Создание шаблонных полос и их использование.

Шаблон – носитель модульных сеток и постоянных элементов полосы. Базовая структура любой страницы обра-зуется на экране с помощью модульной сетки, состоящей из границ полей и вертикальных и горизонтальных направляющих. Шаг равен интерлиньяжу. Глобальная шаблонная страница формируется по след параметрам: размер страницы, направляющие полей, направляющие колонок, формирование разворотов, повторяющиеся элементы текстовой полосы. Главная шаблонная страница создается на основе расчетного макета для верстки конкретного издания. Здесь содержатся разметка макета с помощью модульной сетки и повторяющиеся элементы текстовой полосы, н-р колонтитулы. Заголовки на шаблонных полосах не помещают.

51. Форматирование локальное и глобальное. Стиль. Атрибуты стиля.

Глобальное форматирование – создание стилей, в которых описываются параметры форматирования абзаца. Глобальное форматирование позволяет легко изменять параметры текста публикации и обеспечивает единство оформления.

Локальное форматирование - вид каждого абзаца однозначно описывается совокупностью элементов его фор-матирования. Для каждого нового абзаца эта работа выполняется заново. Локальное форматирование применя-ется, например, для задания особого начертания некоторым символам или словам в тексте абзаца. При тонкой настройке выключки, борьбе с висячими строками также не обойтись без локального форматирования, которое в данном случае может даже затрагивать целые страницы текста.

Стиль – совокупность всех параметров оформления текста. При компьютерной верстке каждому тексту присваи-вается свой стиль. Имена всех стилей отображаются в палитре стилей. Имеется основной стиль, которым наби-рается основная часть текста. На фоне осн. текста оформляются текстовые выделения. Атрибуты стиля включ.: гарнитуру шрифта, кегль, интерлиньяж, размер абзац. отступа, размер межслов. пробелов, выключка, установку режима табул. при форматир. таблиц, уст-е отступов при наборе стихов.

52. Компьютерная верстка базовой полосы и ее корректировка по высоте.

Формат наборной полосы задан в кв., а д/набора и верстки используются шрифты компьютерной гарнитуры, кегль кот. измеряется в англо-амер. сист. В связи с этим увеличивают интерлиньяж до 120%, что учитывается при расчете кол-ва строк в полосе, корректируя при этом высоту набор. пол., чт. выполнить осн. правило верстки – одинаковое кол-во строк в базовой полосе, что обеспечивает и остальные основные требования – приводность и единобразие верстки. Особенность – возможность изменения стиля оформления. Любая переверстка приводит к нарушению осн. правил верстки, изменению объема издания, нарушая принцип удобопечатаемости. Расчет кол-ва строк в баз. пол.: l=51Вп/И, И вводят вместо К при наборе на увеличенный интерлиньяж (корректировка по высоте). Размер нижнего поля увеличивается или уменьшается на размер части строки, выраженной в мм. Этот откорректированный размер наборной полосы по высоте остается одинаковым д/всего изд.

53. Правила заверстки спусковых и концевых полос.

Спуском называется расстояние от верхней границы полосы до первой строки основного текста. Размер спуска выдерживается равным целому числу строк основного набора. Чаще всего спуск набирается равным ¼ от полно-го числа строк основного набора. В счет спуска могут быть размещены внутр титул, инициалы, эпиграф, заголо-вочные строки, изобразит и декоративные элементы.

По техническим правилам вёрстки размер спусков по всему изданию должен быть строго одинаковым, однако допускается уменьшение или увеличение спуска на одну-две строки основного кегля в связи с тем, что на спус-ковых полосах текста меньше, чем на обычных и отсутствуют предшествующие полосы, в которых можно было бы вогнать или выгнать строки для правильного окончания полосы (без «висячей строки» и без переноса на чёт-ную полосу).

Концевой называют полосу, завершающей логическую часть книги или всю книгу. Колонтитул и колонцифра, за-верстанные на нижней части полосы не ставятся. При многоколонной верстке текст в колонках концевой полосы должен быть заверстан равномерно. Если текст занимает менее ¼ полосы или отступает от нижнего края полосы меньше, чем на 4 строки, то его необходимо «вогнать» или «выгнать» до необходимого кол-ва строк.

Не рекомендуется также оставлять на концевой полосе слишком малый пробел снизу; пробельный материал должен занимать не менее трёх-четырёх строк основного кегля. Если места остаётся меньше, то выгонкой строк доводят концевую полосу до полной или же вгонкой строк увеличивают нижний пробел до минимально допу-стимых размеров.

54. Правила заверстки заголовков вразрез.

Заголовки выключаются посередине формата, с выключкой в левый или правы край или ступеньками. Заголовки одинакового значения во всем издании д/б отбиты от основного текста одинаково. Заголовки с отбивкой от тек-ста д/б кратны по высоте кеглю основного набора. Заголовок, расположенный в начале полосы, сверху не отби-вается, если есть колонтитул, отбивается от него на величину кегля основного набора. Над заголовком, находя-щимся внутри текста в начале полосы, д/б не меньше 4х строк основного текста; под заголовком, расположенным в нижней части полосы, д/б не менее 3х строк.

55. Правила заверстки заголовков в оборку.

Заголовки в оборку – «форточки». Формат их набора не д/превышать 1/4 формата основного набора. Набирается шрифтом той же гарнитуры, но кеглем большим на размер и полужирным начертанием. Если в заголовке 4х строк, то число строк оборки д/б на одну больше; если же >4,то и число строк оборки такое же. Текст оборки от-бивается от текста заголовка на 8-12п. Строки оборки набираются без абзацного отступа. Заголовок выключается посередине окна и одинаково отбивается от строк сверху и снизу; заверстывается всегда к наружному полю. Раз-мер по высоте окна д/б кратен кеглю основного набора.

56. Правила заверстки иллюстраций вразрез.

Иллюстрация заверстывается близко к тексту, к кот. она относится. М/б установлена вверху, внизу и на оптиче-ской середине полосы 2 илл-ции на одной пол. – не менее 3х строк м/у ними. Д/выполнения правила приводно-сти согласованность расположения нескольких илл-ций на развороте: выравнивание по нижней линии, распо-ложение симметрично по диагонали. При заверстке вразрез нельзя помещать над илл-цией абзацную строку, а под илл-цией – концевую. На оборот рис-ков не д/помещаться таблицы, формулы.

57. Правила заверстки иллюстраций в оборку.

Иллюстрация по ширине д/б

Показать полностью…
Похожие документы в приложении