Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
doc

Лекции по Философии (Казарян А. Т.)

Милет. Философия досократики, Гераклита и Парменида. (Зеноп Элейский).

Древнюю философию делят на три периода:

1 ранняя древнегреческая философия, досократика. Герман Гильз собрал фрагменты философии досократиков, перевел и выпустил под названием «Фрагменты досократиков» - отсюда название этого периода. Было переведено Александром Осиповичем. В конще 20 века Александр Лебедев создал «Фрагменты ранних греческих философов», второго тома так и не вышло.

 2 период классики, период философских систем. Период Сократа, Платона, Аристотеля.

 3 Римско-эллинистическая философия

Город Милет, находится на территории Турции, которая была колонизирована греками, милетская школа была основоположницей герческой философии. Надо отличать философию от космогонии (история космоса, мира), теогонии (история богов). Для философии это не характерно. Для философии характерен поиск начала и причин бытия — архэ (властвующее начало, первоначало, вечное слово). Фюзис — природа была древнегреческим аналогом «бытия». Философский подход это поиск сущности природы. Два аспекта философии: начало, и начало природы. Природа и начало в философии понимается иначе. Природа — живое существо. До философии уже существовал большой комплекс пониманий человека, души и мира. Кризис религиозного сознания порождает философию. Первоначало имеет божественный характер. В греческом понятии природа и есть жизнь.

Пифагор. Учение о числе.

«Вещи существуют по подражанию числам». Число понимается как первоначало, оно является объяснением всего сущего. Во время Пифагора философия сблизилась с математикой. Все подвержено числу, все измеримо с помощью числа. Вечность есть неизменнось, самотождественность, постоянство. Слово также подчиняется числу. Математика таинственна сама по себе.

01.10.2008 Основные школы досократовской философии

Милетская школа Фалеса (природа), Пифагорейская школа Пифагора (число), Элейская школа Ксинофана, Парменид, апории Зенона и Гераклит (логос), Атомисты и Демокрит (атомы - бытие и пустота — небытие)

Гераклит

Логос Логос есть божественное вневременное слово, вечность, основа душы. Пределы души бездонны по причине логоса. Слово человеческое отличается от логоса. Гераклит в учении о логосе исходил из языческих представлений.

Движение

«Все движется, все течет, все изменяется» (Гераклит). Гераклита считают родоначальникам Диалектики, но этот термин впервые появляется у Платона.

Парменид

Первая часть об истине, вторая часть о мнении. Выводы из двух частей прротивоположны, их невозможно связать. По истине все бытие, небытия нет. Во мнении все материально, жизненно. Место истины в суждении, а не в чувствах. Адиафоры — безразличные к истине. Рассуждая о своих чувствах, человек истинен или неистинен. Во мнении есть движение, а в истине нет, потому что его невозможно теоретически доказать. Истина едина, не меняется во времени, потому что время ей не присуще. Его ученик Зенон создал более 40 апорий.

Сократ Философия Сократа была воплощена жиизнью самого Сократа. Смерть Сократа произвела страшное потрясение в народе, суд был прилюдным. Философия Сократа выраженап в его Апологии. Для него философия прежде всего исследование нравственности, блага, добра. Добро, благо божественны, благо есть сам бог. Сократ на первое место выдвигает человека, природа уходит на второй план, для Сократа философия это прежде всего учение о человеке. Философия Сократа это не Антропология. С точки зрения Сократа нравственность это главное в человеке. Проблемы добра и зла должны встать на первое место. Сократ не написал ни одной строчки учения, он осуществлял свое учение на примере своей жизни.

15.10.2008 Платон

!!! читать тексты изучаемых философов !!!

Биография Платона

!!! читать «Платон и Аристотель» ЖЗЛ !!!

Платон был учеником Сократа, был младше его примерно на 40 лет. Родился Платон в 427 году до нашей эры, умер в 347 году. Отличался неогбычайной разносторонностью интересов, был наделен большим количеством талантов, был высокого роста, физически сильным. Происходил из знатного рода. Получил образование «пайдея», которое включало изучение математики, астрономии, музыки, поэзии, риторики, естественных наук. Участвовал в олимпийских играх, до конца жизни сохранил крепость тела и духа. В первой половине жизни Платон был связан с поэзией. Встреча с Сократом во многом изменила его жизнь. Казнь Сократа произвела ужасное впечатление, Платон уехал из Афин. Но через 7-8 лет, он возвратился. По возвращении в Афины снимает участок, принадлежащий Академу, создает школу — Академию. Школа просуществовала 980 лет. В одной из таких школ учился Августин блаженный. Расцвет его школы приходится на время жизни самого Платона. Около 40 диалогов в наше время исследуются под именем Платона. Философия была особенной и необычной языком, глубиной мысли. От философов-досократиков не дошло до наших дней ни одного сочинения. Его читали многие, даже те, кого он высмеивал. После, форме диалога Платона пытались подражать многие философы, но ни одного из них нельзя поставить с Платоном на один уровень. Недедко Платону приписывают мысли его героев, но это не всегда так. Среди русских философов мастером диалога был Соловьев. Очень модны были диалоги в эпоху Возрождения. Аристотель является противоположностью Платону в форме повествования — монологом. Греческая математика была сильно развита в Академии. В самой философской система Платона математика занимает важное место. Парменид в некоторой степени повлиял на Платона. Платон прекрасно знал историю греческой философии. Он подробно не останавливался на конкретном учении. Он преследовал одновременно две цели: художественную и философскую. Монологическая форма способна более подробно излагать конкретную проблему. Основной персонаж в произведениях Платона — Сократ. В первых произведениях Сократ был историческим, в остальных — придуманным, содержание его диалогов было платоновским. У Сократа не было понятия идеи, в отличие от Платона. Этот критерий позволяет довольно точно разграничить Сократа и Платона. Попытки исследования философии Платона осуществлялись в скором времени после его смерти и до наших дней. Позже появилось такое явление, как НЕОПЛАТОНИЗМ. Среди неоплатоников выделялись Платин и Прокл. В России первое издание Платона было создано в 18 веке, второе издание было издание Карпова, затем удалось перевести творения Платона Соловьеву, следующие издания (6 томов) были изданы в издательстве «Академия», наконец появилось издание Асмуса, издательство «Мысль», которое было доведено до краха.

Философия Платона

Основополагающим принципом философии Платона является ИДЕЯ. Но в его диалогах идея не рассматривается. Платон использует два греческих слова: ЕЙДОС и ИДЕА. Для Платона слово ИДЕЯ имееет несколько значений, в первую очередь это СМЫСЛ и БЫТИЕ. Вещи отличаются друг от друга благодаря различию идей, у каждой вещи, отношеня, у каждого рода вещей, своя идея. Идея является смыслом всякой вещи. Идея вневременна, божественна, неизменна, всегда тождественна самой себе. Идеи по Платону вечны, а вещи временны. Идеи не погибают вместе с вещами, они находятся вне пространства и времени, в ГИПЕРУРАНИИ в наднебесном мире. Вещи ПРИЧАСТНЫ идеям. Вещи делятся на созданные богом и созданные человеком. Мир это тоже вещь, но созданная по божественному образцу, мировая душа. Иерархия идей:

1 ЕДИНОЕ = БЛАГО = БОГ (первая сущность, первая ипостась)

2 УМ (божественный ум)

3 МИРОВАЯ ДУША

4 МИР Платон решает проблему временности вещей и вечности идей таким образом:

1 бытие = идея

2 бывание = вещи

3 небытие = ? (место, пустота, пространство)

Вещи относятся и к бытию и к небытию.

Все вещи бывающие, они конечны, но человек не может объяснить бывание вещей без понятия НЕБЫТИЕ (Парменид). Каждая вещь причастна как бытию, так и небытию, принадлежит к пространству и времени, поэтому она рождается и погибает.

29.10.2008 Теория познания идей

Одним из основных вопросов является познание идей. По Платону диалектика и есть познание идей. Идеи отождествляются с тождественным самому себе бытием. Поэтому диалектика понимается как познание истины. У Платона есть много определений диалектики. Познание опирается на своеобразный принцип ПРЕДЗНАНИЯ. Оно имеет логический, а не психологический характер. Философия всегда опирается на логику, психологические переживания зачастую затемняют суть. У Платона существует концепция ПРИПОМИНАНИЯ. Сам термин ПРИПОМИНАНИЕ или ВОСПОМИНАНИЕ кажется наполненным психологическими чертами. Но это не так. Душа и тело у Платона являют собой разные понятия. Тело это принцип жизни, связанный со временем и пространством. Душа же вневременна, бессмертна, вечна. Жизнь человека — соединение души и тела. Смерть человека — отделение души от тела. Природа человека сложна. Человек умирает в следствие сложности, разносторонности его природы. По Платону надо говорить о ПРЕДСУЩЕСТВОВАНИИ души, жизни с телом, существовании после смерти. Христианство отрицает предсуществование души. ПРЕДЗНАНИЕ заключается в логическом мышлении. Не изучая логику, человеческое мышление все равно логично или стремится быть логичным. Логика это основа общения человека. Платон рисует правдоподобный миф, который должен помочь осмыслить те или иные понятия. Душа и тело настолько разноразмерны, что душа с трудом втискивается в тело, забывая все. Душа выглядит в теле, как ничего и ни о чем не знающая. Душа восходит от видимого к невидимому. Раскрывая свои логические способности, сравнивая одни вещи с другими, душа стремится к познанию идей, истины. Для того, чтобы сравнивать две вещи, надо иметь третью вещь. Третья вещь находится в уме, она и есть идея. Отношения между вещами постигаются через идею. Восходя по лестнице познания до идей мы должны спускаться по этой же лестнице для познания вещей. Познание того, какой должна быть вещь и есть идея. Желание постичь идею и есть источник развития. Постижение идеи позволяет создавать новые вещи. Познание не завершается познанием идей, оно лишь помогает познать вещи. Идея должна пониматься как основа для различения и сравнения вещей.

Государство Платона

Человек существо общественное, гражданин. Человек нуждается в другом человеке, он связан с другими людьми. Поздний Платон строил идеальную концепцию государства. Это была первая УТОПИЯ. Все последующие проекты основывались на Платоне. Государство должно строиться на справедливости, это была высшая добродетель. Другой важнейший принцип это принцип БЛАГА. По Платону души имеют способность к чему-либо (уму, мужеству, ремеслу).

12.11.2008 Философия Аристотеля (384-322 года до нашей эры)

Аристотель в течение 18 лет находился в академии Платона. Аристотель не был гражданином Афин, то есть не пользовался всеми правами афинских граждан. Он был сыном врача, который служил при македонском царе Филлипе. Был родом из города Стагиры. Отношения между афинянами и македонцами были иногда напряженными. Александр Македонский был сыном царя Филлипа, а также какое-то время был учеником Аристотеля. На жизнь Аристотеля пришлось завоевание Афин Александром Македонским. Александр Македонский в некоторой мере содействовал школе Аристотеля. Аристотель создал свою школу, получившую название ЛИКЕЙ, то есть лицей. В Афинах зреет мятеж, во время которой в Афинах правила антимакедонская партия. Аристотель уезжает из Афин. Аристотель посвятил ПЕАН или гимн одному царю, это был грех его молодости, так как пеаны воспевали богам. С этим связана судьба многих сочинений Аристотеля. Аристотель является одним из самых великих философов в мире, вершиной философиии. Аристотель был невысого роста, некрасив, любил восточные украшения, носил кольца, серьгу.

Между философией Платона и Аристотеля имеются огромные различия. Аристотель также как Платон писал поначалу диалоги, но со временем он отказался от них. Он стал родоначальником монологического изложения философии. Эта монология имеет определенные законы, он создал идеальный образец научного трактата. Его трактаты всегда начинаются с исследования истории вопроса. Происхождение и воспитание Аристотеля значительно повлияли на его психологию, что отразилось на его философии. Деятельность Аристотеля не ограничивалась философией.

Характеристика сочинений Аристотеля

Метафизика

Одним из величайших философских произведений Аристотеля является «МЕТАФИЗИКА» (после физики), найденная Андроником Родосским в Александрийской библиотеке. Это сочинение вводит нас в теоретическую философию. Метафизика это наука о начале и причине сущности, бытия. Немецкий философ Гегель, живший в 18-19 веке, писал, что метафизический способ познания и теоретический способ познания противопоставлены друг другу. Но это ошибочное суждение. У Аристотеля метафизика это наука, которая занимается самыми сложными вопросами и которая относится к первой философии — ТЕОЛОГИИ (теос — бог, богословие). Книга сама по себе очень сложна. К этой проблематике относится также трактат «Физика». Очень важное место в философии Аристотеля занимает трактат о душе. Аристотель является родоначальником психологии. Его концепция души близка к платоновской, но имеет и некоторые с ней различия относительно взаимодействия души и тела. По Аристотелю существуют три вида души: растительная, животная и человеческая (высшая). В человеке есть все три вида души. Ум и слово есть выражение человеческой души.

Логика Аристотель является родоначальником этого уникального явления, этой науки. Аристотель не придумывал логику, а описал законы человеческого мышления. Логика делится на несколько существенных разделов:

1_законы логики: 4 закона, из них три придумал Аристотель: закон ТОЖДЕСТВА, ПРОТИВОРЕЧИЯ или непротиворечия, ИСКЛЮЧЕННОГО ТРЕТЬЕГО

2_формы суждения: ПОНЯТИЕ, СУЖДЕНИЕ и УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ, которое делится на ДЕДУКТИВНОЕ и ИНДУКТИВНОЕ; Аристотель занимался дедуктивным умозаключением, то есть движением от общего к частному. Аристотелю удалось создать правила суждения. Индукция и дедукция взаимосвязаны.

Идея блага является основной в этике Аристотеля. Правило «золотой середины» основное, срединное между избытком и недостатком. Он различал ЭТИЧЕСКИЕ добродетели и ДИАНОЭТИЧЕСКИЕ добродетели, связанные с умом, мышлением. Основу этики Аристотеля составляет свобода воли человека. Человек есть причина, начало его поступков. Он исследует различные типы государств. Кроме этих сочинений есть множество научных трактатов по геологии, зоологии, метереологии и многих других областей, связанных с естествознанием. Аристотель переводит ЭЙДОС, как форму. Форма это причина вещи, форма познания это понятие. Чтобы описать любую вещь, надо использовать фому и смысл в качестве основы. Форма и материя неразрывны, но материя имеет свое значение.

Показать полностью…
Похожие документы в приложении