Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
бесплатно
doc

Реферат «Налоги» по Экономике (Мышленник Г. В.)

Сейчас и во все времена налоги – это наиважнейшая экономическая база содержания государственного аппарата, армии, непроизводственной сферы. Фискальная(налоговая) политика государства связана с регулированием правительственных расходов в соответствии с собираемыми налогами. Главная задача фискальной политики – ускорение экономического роста и решение различных социальных программ, что особенно актуально в наши дни. Полноценные преобразования экономики России невозможны без формирования рациональной налоговой системы, которая не угнетает предпринимательскую деятельность и позволяет проводить эффективную бюджетную политику. Налоги известны людям с глубокой древности, когда они фигурировали в форме дани, подати. Возникновение налогов связано с необходимостью содержания государства. Их неизбежность настолько очевидна, что еще в 1789 году Бенджамин Франклин, один из авторов декларации независимости США, писал: «В этом мире ни в чем нельзя быть твердо уверенным, за исключением смерти и налогов». Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые центральными и местными органами государственной власти с юридических и с физических лиц и поступающие в бюджеты различных уровней. Существование налогов экономически оправдано постольку, поскольку экономически оправдано существование государства. Налоги – это экономическая база содержания государственного аппарата, армии, непроизводственной сферы. Первоначально роль налогов сводилась только к реализации фискальных полномочий. В дальнейшем, с усложнением экономической деятельности и возникновением необходимости государственного регулирования, у государства появляются специфические экономические функции. Поэтому способы воздействия налогов на экономическую жизнь постепенно дифференцировались, становились более разносторонними.

Налоговая политика России реализуется на федеральном, региональном и местном уровнях. Причем единство налоговой политики государства сочетается с определенной степенью свободы на каждом уровне создания и исполнения налоговой политики.

Отличительной особенностью современной налоговой политики является углубленная подготовка к разграничению начиная с 2005 г. доходных и расходных полномочий между уровнями бюджетной системы Российской Федерации. Создание такой системы является необходимым условием приведения государственных и муниципальных обязательств в соответствие с реально имеющимися ресурсами для их исполнения. В итоге более эффективным станет выполнение органами государственной власти и органами местного самоуправления своих функций, возрастет самостоятельность этих органов при проведении бюджетной политики, усилится их ответственность за ее результаты, повысятся качество и доступность бюджетных услуг, возникнут новые условия для устойчивого экономического роcтa.

1. Сущность налогов и налоговой системы

1.1. Налоги сегодня

Налоговые системы в разных странах отличаются по видам налогов, уровню налоговых ставок и по многим другим параметрам. Налоговая система в России сформирована в ее основных чертах осенью 1991г. для обеспечения деятельности государства в критических условиях. По своей структуре и принципам построения российская налоговая система, сложившаяся к середине 1990-х годов, в основном соответствует общераспространенным в мировой практике налоговым системам, однако она оказалась недостаточно эффективной, в связи с чем подвергалась и все еще подвергается реформированию. Итогом реформ стал принятый в 2001 г. Налоговый кодекс, в котором закреплены контуры российской налоговой системы, соответствующей экономике рыночного типа. Однако установленные Налоговым кодексом РФ виды налогов, налоговые ставки, налоговые льготы, другие условия налогообложения все еще подвержены дискуссиям и изменениям.

Налоги сегодня являются главным инструментом перераспределения доходов и финансовых ресурсов. Такое перераспределение осуществляют государственные органы в целях обеспечения средствами тех лиц, предприятий, программ, секторов и сфер экономики, которые испытывают потребность в ресурсах, но не в состоянии обеспечить ее из собственных источников. Другими словами, налоговое регулирование доходов ставит своей основной задачей сосредоточение в руках государства денежных средств, необходимых для решения проблем социального, экономического, научно-технического развития страны, региона или отрасли.

Таким образом, с юридической точки зрения налоговые отношения: представляют собой систему специфических обязательств, в которых одной стороной является государство, а другой — субъект налогообложения (юридическое или физическое лицо). С экономической точки зрения налоги представляют собой инструмент фискальной политики и одновременно метод косвенного регулирования экономических процессов на макроуровне. Соответственно можно выделить два направления регулирующей деятельности государства в области налогообложения. Одно из них заключается в аккумулировании налоговых платежей и формировании доходной части бюджета с целью выполнения государством задач по реализации общественных потребностей (фискальная функция государства в сфере налогообложения). Другое состоит в стимулировании (дестимулировании) посредством налоговых рычагов определенных видов экономической деятельности или отраслей экономики (регулирующая функция государства в сфере налогообложения).

Совокупность взимаемых в государстве налогов и других платежей (сборов, пошлин) образует налоговую систему. Это понятие охватывает также и свод законов, регулирующих порядок и правила налогообложения, а также структуру и функции государственных налоговых органов. Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства. В своей совокупности они образуют в России Налоговый кодекс Российской Федерации. Законы устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяют элементы налогов. Налоговая система включает также органы сбора налогов и надзора за их внесением в лице налоговой инспекции и налоговой полиции.

1.2. Основные понятия элементов налоговой системы

Исследователи выделяют несколько понятий элементов налоговой системы.

Субъект налогообложения — юридическое или физическое лицо, являющееся номинальным плательщиком налога. Существуют определенные механиз-мы переложения налогового бремени с номинального плательщика на других лиц, поэтому специально выделяется такое понятие, как носитель налога.

Носитель налога — лицо, которое фактически уплачивает налог, несет налоговые расходы.

Объект налогообложения — доход (прибыль), имущество (материальные ресурсы), цена товара или услуги, добавленная стоимость, на которые начисляется налог. В настоящее время общей чертой большинства налоговых систем является материально-денежный, а не личностный характер объектов налогообложения. Использование в качестве объекта налогообложения физического лица (подушный налог) утратило свое значение, практически этот вид налога нигде не используется. Иначе говоря, человек платит налог не за свое существование, а за наличие у него доходов, имущества, за продажу и покупку товаров.

Объект налогообложения не всегда совпадает с источником взимания налога, т.е. доходом, из которого выплачивается налог. Ниже будет показано, что различие между налогами, для которых объект и источник совпадают, и налогами, для которых они отличаются, может служить квалификационным признаком при разделении налогов по видам.

Налоговая ставка (норма налогообложения) — это величина налога на единицу обложения (доход, имущество и др.). Различают предельную ставку, ставку обложения налогом дополнительной единицы дохода и среднюю, соотношение суммы налогов к величине доходов. Если предельная ставка растет вместе с доходом, то и средняя растет по мере роста доходов. Налоговая ставка, устанавливаемая в процентах к доходу, называется налоговой квотой.

Налоговая льгота представляет собой полное или частичное освобождение от налога.

Совокупность налоговых ставок и налоговых льгот составляют налоговый режим.

2. Принципы налогообложения

2.1 Взгляды А. Смита на принципы налогообложения

Не всякий обязательный платеж может считаться налогом. Специфика налогов заключается в их соответствии определенным принципам. Впервые принципы налогообложения были сформулированы Адамом Смитом в работе «Исследования о природе и причинах богатства народов» (1776). Он предложил рассматривать три источника налога: ренту, прибыль и заработную плату. Приведем общие воззрения А. Смита на эту проблему, так как они и сегодня интересны.

«1. Подданные государства должны по возможности, соответственно своим способностям и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства. Всякий налог, заметим это раз навсегда, который в конечном счете падает только на один из трех вышеупомянутых видов дохода (рента, прибыль, заработная плата), является обязательно неравным, поскольку он не затрагивает двух основных.

2. Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа;

сумма платежа — все это должно быть ясно и определенно для плательщика и всякого другого лица.

3. Каждый налог должен взиматься в то время или тем способом, когда и как плательщику должно быть удобней всего платить его.

4. Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и

удерживал из кармана народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства».

Исследователи отмечают, что Смит исходил из следующих принципов налогообложения:

• равномерность, т.е. равнонапряженность налоговых изъятий, единство требований государства к налогоплательщикам, всеобщность налоговых правил;

• определенность, означающая четкость, ясность, стабильность основополагающих характеристик налоговой системы, их неизменность в течение длительного периода времени (это касается в первую очередь перечня взимаемых налогов и уровня налогового изъятия)

• простота и удобство, понимаемые в прямом смысле этих слов;

• неотягощенность, т.е. умеренность налогов, относительно невысокий уровень налоговых сумм, уплата которых не ложится тяжким бременем на налогоплательщика.

В рационально построенной системе налогообложения проявляется стремление соблюдать эти принципы, однако на практике последние два принципа реализуются не всегда. Поскольку налоги используются как ин-струмент экономической и структурной политики, уровень налогового бремени, определяемый как отношение суммы налоговых платежей к величине налогооблагаемого или общего дохода налогоплательщиков, устанавливается в зависимости от конкретных задач государственного регулирования и особенностей экономической ситуации.

Выше отмечалось, что хотя налоги во всяком обществе имеют обязательный характер, тем не менее одностороннее рассмотрение налогового инструментария как прямой производной властных, административных полномочий государства явно недостаточно. Формирование налоговой системы происходит на стыке взаимодействия рыночных механизмов и механизмов административно-распорядительных. Поэтому, с одной стороны, установление и взимание налогов есть прерогатива власти, а с другой — формирование перечня налогов и установление уровня налогового бремени на организации и население диктуется условиями рынка и уровнем развития экономики.

2.2. Современные принципы налогообложения.

Все исторически сложившиеся принципы оказались применимыми и к современному налогообложению. Однако по мере развития регулирующей функции государства в сфере налогообложения пришлось расширить их перечень. В ходе формирования нынешней российской налоговой системы было проявлено стремление использовать следующие принципы:

• всеобщность — охват налогами всех экономических субъектов, получающих доходы, и части субъектов, владеющих имуществом;

• стабильность — устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени;

• равнонапряженность (платежеспособность) — взимание налогов по идентичным для всех налогоплательщиков ставкам, в доле от дохода (прибыли) с тем, чтобы относительная налоговая нагрузка была примерно равной для

субъектов с разными уровнями доходов;

• обязательность — принудительность налога, неизбежность его выплаты;

• социальная справедливость — установление налоговых ставок и налоговых льгот таким образом, чтобы они ставили всех в примерно равные условия в отношении налоговой нагрузки и оказывали щадящее воздействие на низкодоходные организации и группы населения;

• горизонтальная справедливость — находящиеся в равном положении по

уровню доходов должны трактоваться налоговыми законами одинаково;

• вертикальная справедливость — находящиеся в неравном положении по

уровню доходов должны трактоваться налоговыми законами неодинаково.

Легко видеть, что наряду с заимствованием давно установленных прин-ципов предпринята и попытка их модернизации. Вместе с тем представля-ется, что современные принципы налогообложения должны предусматри-вать еще по крайней мере три пункта.

Во-первых, налоги не должны подавлять и тем более убивать заинтере-сованность коллективов и работников в повышении дохода и прибыли.

Во-вторых, налоги должны обладать сбалансированностью в том смыс-ле, что их величина вместе с другими поступлениями в бюджет должна уравновешивать государственные расходы, которые в противном случае надо уменьшать.

В-третьих, налогообложение не должно приводить к снижению реальных доходов граждан ниже предельно допустимого уровня, определяемого величиной прожиточного минимума.

Естественно, что построить систему налогообложения, отвечающую всем перечисленным принципам, крайне нелегко. Многие из требований, диктуемых ими, трудносовместимы, противоречивы. В этом наряду с экономической нестабильностью, недостаточностью средств государственного и муниципального бюджетов состоит причина постепенно преодолеваемой неустойчивости российского налогового законодательства, изменения видов налогов и налоговых ставок.

Впрочем, динамичность налогов свойственна большинству государственных систем. Все дело в том, что налоги представляют собой ядро налоговой политики государства, а сама налоговая политика — часть экономической политики и социально-политического курса страны в целом. Так что колебания политического, экономического, социального курсов способны порождать изменения в системе налогообложения. К тому же следует иметь в виду, что на долю налогов приходится 80—90% поступлений в государственный бюджет, поэтому любое крупное регулирование бюджета, связано прежде всего с возникновением, усилением или ослаблением бюджетного дефицита, не может не коснуться налогов.

3. Виды налогов

Налоги весьма разнообразны по видам и образуют довольно разветвленную совокупность. Попытки унифицировать налоги, уменьшить количество их видов пока не имели успеха. Наиболее популярно разделение налогов на прямые и косвенные.

Прямые налоги взимаются непосредствено по ставке или фиксированной сумме с дохода или имущества налогоплательщика, так что он ощущает их как видимые, очевидные, прямые потери вследствие уменьшения своего дохода на величину налоговых изъятий либо в связи с необходимостью вносить налог (скажем, на имущество) из других собственных источников. К прямым налогам относятся подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль корпораций, имущественные налоги, налоги с наследств и дарений, земельный налог, налоги, регулирующие процессы природопользования, и ряд других.

Косвенные налоги изымаются иным, менее «заметным» образом, посредством введения надбавок к ценам на товары и услуги, уплачиваемых покупателем и поступающих в государственный бюджет. К косвенным налогам могут быть отнесены акцизные налоги, таможенные пошлины (налоги на экспорт и импорт), налог с продаж, налог с оборота, налог на добавленную стоимость. Косвенные налоги именуют еще безусловными в связи с тем, что они не связаны непосредственно с доходом налогоплательщика и взимаются вне зависимости от конечных результатов деятельности, получения прибыли.

Прямые налоги распространяются на стадии производства и реализации продукции, косвенные — в большей степени регулируют процессы распре-деления и потребления. Поэтому если прямые налоги — это налоги на доходы и богатство, то косвенные можно в определенном смысле считать налогами на расходы, подчеркивая тем самым, что они в большей мере относятся к стадии потребления.

Представляется целесообразным относить налоги к прямым или косвен-ным на основе признака совпадения или несовпадения объекта и источника налогообложения. В соответствии с таким подходом прямые налоги — это такие налоги, для которых источник и объект налогообложения идентичны, а косвенные — те, для которых источник и объект не совпадают.

Идентифицируем основные виды налогов, следуя указанным признакам.

1. Налог на доходы физических лиц. Так как источник и объект совпадают

непосредственно, то налог — прямой.

2. Налог на прибыль корпораций. И объект, и источник — облагаемая при-быль, следовательно, налог является прямым.

3.Налог на доходы от денежных капиталов. Относится к категории прямых налогов, поскольку источник и объект налогообложения один и тот же: дивиденды, проценты от облигаций, проценты, получаемые по вкладам в банки.

4. Поземельный налог. Исчисление налога на землю практически повсе-местно осуществляется в абсолютных суммах, взимаемых с единицы земельной площади. Источником уплаты налога являются денежные средства собственника земли, а объектом — земельная площадь в натуральном выражении. Правомерно отнести этот налог к категории косвенных.

5. Поимущественный налог. Объектом налогообложения является имущество юридического или физического лица в стоимостном выражении, т.е. овеществленный прошлый доход налогоплательщика, а источником -

наличные денежные средства, следовательно, это налог косвенный.

6. Налог с наследств и дарений. Объект налогообложения — имущество, передаваемое в наследство или в дар, а источник уплаты налога — деньги

субъекта налогообложения. Налог является косвенным.

7. Налог на ценные бумаги. Конструкция налога внутренне противоречива, поскольку он состоит из двух разнородных частей:

а) налога на эмиссию акций, облигаций и других ценных бумаг, взимае-мого с акционерных компаний;

б) налога на биржевые сделки, взимаемого при переходе права собственности на ценные бумаги.

В первом случае объектом налогообложения является стоимость ценных бумаг (доход от продажи акций), так что источник совпадает с объектом, и налог является прямым. Налог на биржевые сделки — это скорее аналог имущественного налога, уплачиваемого всякий раз при переуступке права собственности. Объектом является стоимость ценных бумаг, а источником — текущие средства субъекта налогообложения. Такой налог следует считать косвенным.

8. Акциз. Представляет собой классический налог на цену товара. Объек-том налогообложения является цена или облагаемый оборот. Источник

уплаты акцизов — средства потребителей, покупателей. Так как источник и

объект не совпадают, то акциз представляет собой косвенный налог.

9. Налог с оборота. Объектом налогообложения является облагаемый оборот товаров в денежном исчислении. Источником могут служить как средства потребителей, так и доходы производителей. Объект и источник не совпадают, так что налог относится к косвенным.

10. Налог на добавленную стоимость. Объект налогообложения — добавленная стоимость на каждой стадии производства и реализации товаров (работ, услуг). Источником могут быть как средства потребителя, так и доходы производителя в зависимости от результатов перераспределения налогового бремени, поэтому налог является косвенным.

11. Налог на вмененный доход предпринимателя. Объектом налогообложения служит предполагаемый, ожидаемый, расчетный доход предпринимателя, именуемый вмененным. По замыслу это прямой налог, но если реальный

доход меньше вмененного, то налог становится косвенным.

Виды налогов различаются также в зависимости от характера налоговых ставок. Напомним, что налоговой ставкой называют процент или долю подлежащих уплате средств, а еще точнее — размер налога в расчете на единицу налогообложения (на рубль дохода, на автомобиль, на собаку, на гектар земли) В зависимости от налоговых ставок налоги делятся на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

Налог называется пропорциональным, если при налогообложении применяется единая налоговая ставка. Она неизменна, не зависит от величины дохода, от масштаба объекта налогообложения. В этом случае иногда говорят о твердых налоговых ставках на единицу объекта. К примеру, если ставка налога на прибыль составляет 30% прибыли и не изменяется в зависимости от значения прибыли, то налог — пропорциональный. Название налога подчеркивает, что его общая величина прямо пропорциональна объему налогообложения объекта (дохода, прибыли, имущества). Пропорциональное налогообложение сохраняет неравенство в доходах. Получающий более высокий доход и после вычета налога будет иметь больший доход.

При прогрессивном налоге налоговая ставка повышается по мере возрастания величины объекта налогообложения и сохраняет неравенство в экономическом положении. К примеру, доход в размере минимальной зарплаты может вообще не облагаться налогом, доход в размере 10 минимальных зарплат — 12%-м налогом, а доход, превышающий 10 минимальных зарплат, — 20%-м налогом. Воспользуемся известной кривой Лоренца, характеризующей степень неравномерности распределения доходов населения. Построенная применительно к данной ситуации кривая показывает, что прогрессивные налоги делают распределение посленалоговых доходов более равным, чем распределение до вычета налога. (Приложение, рис. 20.1)

Целесообразно выделять два типа прогрессивных шкал налогообложения: построенные по принципу простой и сложной прогрессии. При простой прогрессии повышенная ставка налога применяется ко всей более высокой сумме дохода. Сложная прогрессия предполагает ступенчатое налогообложение, т.е. по более высокой ставке взимается налог с разницы между всей суммой облагаемого дохода и предельным значением суммы дохода, облагаемого по более низкой ставке. Таким образом, общая (средняя) ставка становится средневзвешенной по суммам дохода, к которым применялись различные ставки.

Шкалы, построенные по принципу сложной прогрессии, распространены в мире. В России по сложной прогрессивной шкале взимался налог на доходы физических лиц до 2001 года.

Ставки регрессивного налога наоборот понижаются по мере увеличения объекта налогообложения (например, дохода), и неравенство в доходах после налогообложения возрастает. Регрессивный налог вводится с целью стимулирования роста дохода, прибыли, имущества, облагаемых налогом. Регрессивный характер могут носить в основном косвенные налоги, которые непосредственно по отношению к доходу не устанавливаются.

Налог может взиматься в форме натуральной или денежной оплаты. Если налог взимается в виде процента от стоимости объекта налогообложения, то его называют адвалорным.

В зависимости от того, кто взимает налог и в какой бюджет он поступает, налоги делятся на государственные и местные. В свою очередь, при федеральном устройстве государства государственные налоги разделяются на федеральные налоги и налоги субъектов федерации, именуемые еще республиканскими.

Количество уровней управления и перечень налогов, взимаемых на каж-дом уровне, в разных странах различны. Это зависит от типа внутреннего административно-территориального устройства, от уровня промышленно-го развития страны, а также от местной специфики.

Если в качестве классификационного признака налогов рассматривается, кто есть налогоплательщик, т.е. субъект налогообложения, то различают налоги на юридических и физических лиц.

В зависимости от использования налоги бывают общие и специфические (или целевые). Общие налоги используются на финансирование расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким-либо оп-ределенным видом расходов. Специальные налоги имеют целевое назначение (отчисления на социальные нужды, на медицинское страхование, транспортный налог и др.).

В принципе следует отличать собственно налоги, представляющие непосредственно изъятия, не связанные с предоставляемыми налогоплательщику в настоящем или будущем ресурсами, благами, услугами, и налоговые платежи, сборы, отчисления, изымаемые в качестве компенсации за использование налогоплательщиком природных ресурсов, за предоставление ему благ и услуг в настоящем или будущем времени, а также целевые сборы на нужды тех же налогоплательщиков.

4. О налогах с физических лиц

Налоговое обложение физических лиц, граждан представляет самостоя-тельную социально-экономическую проблему. Уже один вопрос о том, в какой мере распределять налоговое бремя между юридическими лицами (организациями, предприятиями), с одной стороны, и физическими лица-ми, гражданами, с другой стороны, заведомо не находит простого решения. Любое смещение налогов в пользу одной из сторон способно наносить реальный или кажущийся финансовый ущерб другой стороне. Характерно, что для гражданина, являющегося работником организации, перенесение его индивидуального налога на организацию не приносит ему очевидной выгоды, приводит к адекватной недоплате за труд, означает лишь перемену кармана, из которого у человека забирают деньги. К сожалению, слишком многие люди этого не понимают, волнуясь лишь по поводу лично уплачиваемого налога. А российское государство, учитывая подобную психологию граждан, переносит центр тяжести налогового бремени на организации.

Второй вопрос состоит в том, что должно быть объектом налогообложе-ния физических лиц. Возможны разные подходы к решению этой проблемы.

Один из них состоит в налогообложении благ, которыми пользуются люди, приобретая товары и услуги у государства. Получающие большую выгоду от товаров и услуг, предоставляемых государством, должны платить более высокие налоги, что дает возможность финансировать создание таких благ. Однако поскольку речь идет об общественных благах (например, услуги муниципальной школы или детского сада), которыми граждане пользуются бесплатно или за весьма умеренную плату, взимание налога за пользование благом, пропорционального объему получаемых благ, означало бы отказ от самой идеи предоставления благ более нуждающимся слоям населения и подорвало бы на корню идею безвозмездных благ.

Качественно иной подход заложен в идее налогообложения в зависимос-ти от уровня платежеспособности индивидуума, семьи, домохозяйства. Здесь срабатывает другой принцип: «чем больше возможностей уплачивать налог имеет налогоплательщик, тем больше должен быть устанавливаемый ему налог». Возможности уплаты гражданами налогов зависят от ряда факторов: имущественного ценза, накопленных денежных средств, реальных доходов, перспектив получения новых доходов. Из перечисленных параметров наиболее просто фиксируются, устанавливаются денежные доходы физических лиц, поэтому они выбраны в качестве основного объекта налогообложения граждан. Соответствующий налог получил название подоходного.

Значительное разнообразие видов доходов граждан порождает нелегкую задачу разделения их на отдельные позиции с тем, чтобы дифференцировать ставки налогообложения и видоизменять порядок начисления, взимания, декларирования доходов. Не вникая в частности, тонкости, детали обложения разных видов и форм денежных и материально-вещественных доходов различных физических лиц, ограничимся общим перечислением основных типов облагаемых налогом доходов:

а) заработки, получаемые гражданами за длительное выполнение ими

основных трудовых обязанностей в организациях, на предприятиях, на государственной службе, и приравненные к ним доходы;

б) доходы, получаемые от выполнения разовых работ и других видов работ не по месту основной работы, по совместительству;

в) доходы от индивидуальной трудовой деятельности;

г) авторские вознаграждения за создание, издание, исполнение или иное

использование произведений науки, литературы и искусства, а также вознаграждения авторов открытий, изобретений, промышленных образцов;

д) доходы от предпринимательской деятельности и другие виды доходов,

не связанные с осуществлением трудовых обязанностей;

е) доходы граждан от ведения крестьянского хозяйства;

ж) доходы, получаемые лицами из источников в стране, где они не име-ют постоянного местожительства.

В процессе осуществления экономических реформ в России система на-логообложения физических лиц значительно трансформировалась, изменились правила и нормы выплаты подоходного налога. Налог должны уплачивать все граждане, денежный доход которых превышает установленный законом необлагаемый минимум и не относится к социальным выплатам. Базой для исчисления подоходного налога становится не месячный, а совокупный годовой доход, в который включаются как доходы по месту основной работы, так и доходы из других источников, подлежащие налогообложению. Налог взимается по месту получения дохода либо налог с общего дохода, исчисленный нарастающим итогом, удерживается налоговой инспекцией.

Облагаемый доход может быть меньше фактически полученного, так как ряд выплат вычитается из налогооблагаемой суммы, попадают в зону налоговых льгот, не учитываются в качестве налогооблагаемого дохода.

Подоходный налог используется и для стимулирования отдельных видов деятельности. Например, в целях усиления заинтересованности в увеличении производства сельскохозяйственной продукции освобождаются от налога доходы от продаж произведенной в личном подсобном хозяйстве продукции растениеводства и животноводства, доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства в течение пяти лет, начиная с года его образования. Для ряда лиц (участники Великой Отечественной войны, инвалиды и т.п.) имеются дополнительные льготы.

Чтобы установить общую сумму годового дохода граждан, сведения о любых формах выплаты им доходов направляются плательщиками доходов в налоговую инспекцию по месту жительства получателя дохода. С другой стороны, каждый гражданин, получивший доходы, с которых не были уплачены установленные законом налоги, обязан заполнять и представлять в налоговое управление по месту жительства декларацию о доходах по установленной форме.

Декларация о доходах — это официальное извещение граждан о фактически полученных ими за календарный год доходах и произведенных расходах, связанных с извлечением этих доходов. Ее представляют граждане, получающие доходы, с которых не были уплачены налоги, доходы от предпринимательской деятельности, и граждане, не имеющие места основной работы. Граждане, имевшие в истекшем календарном году доходы, с которых полностью уплачен подоходный налог, представлять декларацию о доходах не обязаны. Декларация о доходах подается в налоговую инспекцию по месту постоянного жительства гражданина.

Система декларирования доходов необходима не только для предупреждения сокрытия доходов, но прежде всего в условиях применения прогрессивной шкалы подоходного налога с физических лиц. В связи с переходом в России с 2002 г. от прогрессивной шкалы к линейной, именуемой также плоской, потребность в массовом декларировании доходов физических лиц исчезла. Так что налоговая инспекция призвана на основе декларации «добирать» часть налога, которая не была собрана, или корректировать величину уплаченных налогов с учетом уточнений величины доходов, льгот.

В США с 1988 г. действуют две ставки подоходного налога — 15 и 28%. Если облагаемый налогом доход меньше либо равен 29,7 тыс. долл., то он облагается налогом по ставке 15%, а если больше указанной суммы — то по ставке 28%. Отметим, что для сравнения уровней прямого подоходного налогообложения в различных странах зачастую бывает недостаточно простого сопоставления. Например, в Германии в 1986 г. максимальная ставка подоходного налога была установлена на уровне 56%, затем она была несколько снижена. Однако в Германии значительно выше уровень годового дохода, к которому применяется максимальная ставка, следовательно, до этого уровня дохода (120 тыс. марок) налоговый режим в Германии благоприятнее, чем в США. При комплексном учете всех условий расчеты специалистов показывают, что странами с высоким уровнем подоходного (и корпорационного) налогообложения являются, например, Франция и Швеция, но в этих странах велики и социальные льготы, пособия.

Особую остроту в России приобрела проблема перекрытия каналов уклонения высокообеспеченной части населения от уплаты подоходного налога. Как можно этого добиться?

Прежде всего необходимо кроме учета доходов установить действенный контроль за соответствием крупных расходов ряда лиц на потребление (дачи, автомобили, турпоездки и т.д.) декларируемым ими доходам. Определение реальных доходов по расходам — обычная практика экономически развитых стран. Речь идет о том, чтобы законодательно обязать лиц, которые приобретают или имеют в собственности имущество особо крупной стоимости, допустим, не менее 1000-кратного размера минимальной месячной заработной платы, представлять налоговому органу декларацию с указанием всех источников и размеров доходов, обеспечивающих приобретение имущества, и фактической уплаты с этих доходов подоходного налога.

Главное в налогообложении физических лиц — добиться обеспечения социальной справедливости. Перед налогами должны быть равны все — и президент, и пенсионер, и предприниматель. Поэтому целесообразно ори-ентировать систему поддержки отдельных слоев населения не на многочис-ленные подоходные налоговые льготы, а на пенсии и пособия.

Наряду с необходимостью уплаты налога с доходов, получаемых в материально-вещественной форме, граждане призваны платить налог на имущество, включая жилые дома, дачи, гаражи, нежилые постройки, уплачивать земельный налог и налог на имущество, переходящее в порядке дарения и наследования. Характерно, что в налогооблагаемый доход граждан включаются их «валовые» доходы (за исключением выплат в пенсионный фонд), так что все налоги приходится платить с полной суммы дохода, без учета его уменьшения, обусловленного изъятиями из дохода в виде тех же налогов и платежей.

С другой стороны, неотлаженность системы учета доходов и имущества физических лиц, наличие инфляции способны вносить существенные иска-жения в реально уплачиваемые гражданами суммы налогов. Например, в России при налогообложении имущества не учитывается его рыночная стоимость, что приводит к занижению стоимости и большим потерям доходов бюджета в виде недобора налога на имущество, прежде всего на недвижимость.

В США подоходный налог служит опорным налогом, причем большую часть — почти 40% доходов — приносит налог на Индивидуальные доходы, тогда как налог на доходы корпораций — менее 10%. 3 России картина обратная — подоходный налог на физических лиц приносит лишь 10% доходов государству. Это свидетельствует о переходном характере ее экономики в соответствии с известным критерием — чем больше доля подоходного налога в доходной части бюджета страны, тем ближе эта эко-номика к рыночной. Законодатели не решаются перекладывать налоги с предприятий на граждан, опасаясь неблагоприятной социальной реакции.

Предстоит еще проделать большой путь к построению надежной, обоснованной системы налогообложения российских граждан и иностранцев, получающих доходы на российской земле.

5. Налогообложение производственных организаций. Налог на прибыль

Немаловажную роль играет та часть налоговой системы, которая связана с налогообложением производственных организаций, предпри-ятий, обладающих различными организационно-правовыми структурами и формами собственности.

Концентрация внимания на этой стороне налоговых отношений обусловлена прежде всего тем, что налоги с производственных организаций составляют основную часть налоговых поступлений в государственный и местные бюджеты России. По удельному весу в формировании бюджетных доходов налог на прибыль предприятий (наряду с налогом на добавленную стоимость) занимает ведущее место; в 2000 г. на его долю приходилось примерно 15% налоговых поступлений.

Рассмотрение правил и порядка взимания налогов с производственных организаций позволяет глубже, чем это было сделано ранее, вникнуть в схему распределения доходов предприятий, так как налоги влияют на эту схему определяющим образом. Ведь около половины валового дохода российских предприятий, а то и больше поглощается налогами, платежами, отчислениями. Общая принципиальная схема образования и распределения валового дохода предприятия изображена на рис. 20.2 (см. приложение).

На исходной стадии процесса распределения формируется валовой доход предприятия. Он образуется за счет получения выручки от реализации произведенных предприятием продукции, товаров, услуг, продажи излишнего оборудования, имущества, а также поступлений от так называемых внереализационных операций, включая доходы от долевого участия в других предприятиях, от сдачи своего имущества в аренду, в виде дивидендов и процентов по акциям, облигациям и другим ценным бумагам.

Основным объектом налогообложения предприятий является валовая (балансовая) прибыль, представляющая главный источник, из которого изымаются разнообразные налоговые платежи. В начале из валовой прибыли отчисляются налоги в местный и субфедеральный бюджеты, целевые сборы, а затем из налогооблагаемой части оставшейся прибыли изымается налог на прибыль и другие более мелкие налоги, а также штрафы, пени, неустойки.

Налог на прибыль предприятий относится к числу центральных, наиболее употребимых и значимых видов налогов в мировой практике налогообложения. Любое государство принуждает предприятия поделиться своим чистым доходом с обществом посредством передачи части дохода предприятия в общественную копилку — государственный бюджет. Заметим, что изымаемая доля дохода весьма значительна и составляла в разных странах и в разные периоды от 30 до 60% валовой прибыли. В России общая ставка налога на прибыль составляла 30%, но была снижена до 25% в 2002 г.

Россия в 1990-е годы вышла на ставку налога на прибыль предприятий, примерно соответствующую мировым нормам. Кроме того, российские предприятия облагаются и рядом других налогов, что выводит общую долю налогообложения на более высокие уровни.

Важным методологическим аспектом налогообложения прибыли корпораций является определение размера налога на распределяемую часть прибыли (дивиденды) и ту часть, которая остается в распоряжении корпорации. Здесь могут быть предусмотрены два варианта.

Согласно первому осуществляется налогообложение полной прибыли до ее распределения и отдельное налогообложение дивидендов акционеров по совокупному годовому доходу. В соответствии с этим вариантом полученные дивиденды подпадают под действие подоходного налога с физических лиц. В результате одна и та же сумма может облагаться налогом дважды – вначале корпоративным налогом как часть прибыли фирмы, а затем – личным подоходным налогом как распределяемая прибыль, которая превращается с точки зрения налогообложения в доход акционеров.

Чтобы исключить двойное налогообложение дивидендов, следует производить деление прибыли на распределяемую и нераспределяемую части до налогообложения, а уже затем к каждой части прибыли применять соответствующие налоговые ставки. Описанная выше схема характерна для США, России, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Швеции и Швейцарии.

6. Налог на добавленную стоимость. Акцизы

В настоящее время наиболее широко используемым и эффективным ин-струментом косвенного налогообложения является налог на добавленную стоимость (НДС). Впервые этот налог введен в 1954 г. во Франции. НДС взимается в России и во всех странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), кроме Австралии, США, Швеции. НДС в России стал определяющим налоговым источником как бюджетной системы в целом, так и федерального бюджета (в общем объеме доходов федерального бюджета в 2000 г. на его долю приходилось около 34%).

Добавленная стоимость — это стоимость, которую поставщик присоединяет к своему сырью или купленным изделиям перед тем, как продать новое улучшенное изделие или оказать услуги. Налог на добавленную стоимость представляет собой изъятие в бюджет части прироста стоимости, созданной в процессе производства товаров, работ и услуг, и вносится в бюджет по мере их реализации. Налог взимается с разницы между отпускной ценой и издержками производства на данной стадии движения товара, т.е. на каждой технологической стадии. НДС взимается последовательно со всех организаций, участвующих в технологическом цикле выпуска продукции, в соответствии с добавляемой каждой из них стоимостью, т.е. долей, вносимой в цену товара. В итоге бюджет получает доход в виде полного налога на всю стоимость товара.

В Советском Союзе действовал налог с оборота. Он эффективно приме-нялся в условиях государственного регулирования цен, установления фик-сированных оптовых и розничных цен в стране. Особенностью этого налога было то, что он не включался в цену товара, а наоборот: сначала государство определяло уровни розничной и оптовой цены на товар, а затем получаемая между розничной и оптовой ценой разница изымалась в доход бюджета.

НДС, как и акциз, схож с налогом с оборота в том смысле, что всю его тяжесть несет конечный потребитель. Фактически НДС — это налог не на предприятия, а на потребителя, так как при свободном ценообразовании, в принципе, ничто не мешает продавцам компенсировать налоговые потери за счет роста цен. Обычно в стране применяется основная (стандартная) ставка этого налога. Основная ставка НДС в России снижена с 28% в 1992 г. до 20% в 1995 г. и до 15 % в 2000 г. В странах Европы она колеблется около 15 %. Может применяться повышенная или пониженная ставка НДС, например на детские или продовольственные товары, отдельные товары или услуги могут быть вообще освобождены от уплаты НДС. Особенностью НДС является и то, что это внутренний налог; при вывозе товара за границу его величина должна быть компенсирована покупателю.

Акцизом называют разновидность косвенных налогов на товары и услуги предприятий, прямо включаемых в виде надбавки в цену или тариф. Акцизы включаются в цену продаваемой продукции и услуг, поэтому их конечными плательщиками выступают потребители. Диапазон действия акцизов невелик. Акцизом, как правило, облагаются такие товары, как табак, спиртные напитки, ювелирные изделия, деликатесы, легковые автомобили, бензин, меховые изделия, высококачественные изделия из фарфора и хрусталя, ковры. Подобные товары называют подакцизными. Ставки акцизов дифференцированы по товарным группам и видам товаров в широком диапазоне, от 10 до 90%, и могут периодически пересматриваться.

7. Особенности налогового регулирования

Опыт построения и функционирования налоговых систем в развитых странах с рыночной экономикой позволяет выделить два различных подхода, определяющих место и роль налоговой системы в арсенале налоговых ставок, способы регистрации, декларирования объектов налогообложения, методы взимания налогов в каждом конкретном случае заметно различаются.

С 1980-х годов многие развитые страны мира провели реформирование системы налогообложения. Я хотела бы рассмотреть подробнее особенности их налогового регулирования. Это полезно и с теоретической, и с практической точек зрения, особенно если учесть, что российские преобразования в данной сфере разворачиваются в контексте и в рамках мирового опыта.

Формирование и проведение налоговой политики всегда было одним из основных способов регулирования государством социально-экономической сферы. В различные периоды менялись цели и задачи налогового регулирования, а, следовательно, направленность и результат налоговой политики, но функции налоговой системы (фискальная и стимулирующая) и ее значение остаются неизменными. Чтобы наилучшим образом использовать возможности, заложенные в методах налогового регулирования, необходимо рационально сочетать решение с помощью налогового инструментария фискальных задач, а также методов государственного регулирования: первый подход, основанный на концепции государственного регулирования Дж. Кейнса, и второй подход, основанный на постулатах неоклассической теории. Первый исторически предшествует второму.

После второй мировой войны в течение ряда десятилетий и до начала 1980-х годов господствовал кейнсианский подход. В соответствии с концепцией Кейнса государственное регулирование экономики посредством налоговых мер должно быть направлено на обеспечение более полного использования всех факторов производства и стимулов к росту, а также устранение возникающих диспропорций между объемом производства и платежеспособным спросом. Государственное регулирование заключается в воздействии на величину совокупного спроса, главный инструмент такого воздействия — государственный бюджет.

В условиях подъема, по Кейнсу, необходимо увеличивать налоги, а в кризисной ситуации — сокращать. Сокращение налогов производится прежде всего за счет расширения налоговых льгот монополиям и предпринимателям тех отраслей экономики, которые составляют базовую основу для нового подъема. Подоходному налогу отводится роль автоматического стабилизатора, поскольку в условиях сбалансированного роста подоходный налог обеспечивает изъятие в бюджет значительной части возрастающих доходов (тем самым ограничивая спрос), а при кризисе учитывает снижение доходов. Действие автоматического налогового стабилизатора дополняется налоговыми мероприятиями государства, такими как изменение ставок действующих налогов, расширение или сокращение перечня налоговых льгот.

В рамках кейнсианской концепции системы налогообложения строились по прогрессивному принципу с относительно большим числом шагов налоговой шкалы и высокими предельными ставками, но также и со значительным числом налоговых льгот, стимулирующих инвестиционную активность.

Однако на рубеже 1970— 1980-х годов в большинстве западных стран ухудшились общие условия воспроизводства, усилились инфляционные процессы. Поэтому в 1980-е годы повсеместно наблюдаются отход от концепции государственного регулирования Кейнса, а также изменения в налогово-финансовой стратегии развитых стран, связанные с уменьшением доли государственного сектора и ограничением сферы вмешательства государства в экономику.

Сфера деятельности государства во все большей степени ограничивается косвенными методами воздействия. Отказ от кейнсианских принципов государственного регулирования выразился в переориентации с антициклического регулирования спроса на стимулирование долгосрочного роста инвестиционной активности, устранение диспропорций, структурную перестройку экономики. Произошел отказ от политики полной занятости в пользу продуктивной занятости, акцент сместился в сторону борьбы с инфляцией.

Теоретической базой налоговой политики, осуществляемой в настоящее время правительствами экономически развитых стран, является неоконсерватизм, основной постулат которого: «все решает рынок, а не государство». В рамках неоконсерватизма наиболее крупными течениями являются монетаризм (основан на количественной теории денег) и теория экономики предложения. Они служат методологической основой налоговой политики консерваторов в большинстве стран.

Так, в соответствии с теорией предложения необходимо непосредственно осуществлять воздействие на производство путем целенаправленного и широкомасштабного снижения налогов. Налоговое регулирование должно обеспечить стимулы к сбережению и инвестированию. Также декларируется необходимость снижения государственных расходов, главным образом за счет сокращения государственных социальных программ.

До недавнего времени считалось, что значительный уровень налогообложения и высокая степень прогрессивности налоговой шкалы соответствуют, как правило, высокому уровню развития экономики и социальной инфраструктуры. Страны с высокими налоговыми ставками относились к лидирующим не только по производительности труда и темпам экономического роста, но и по уровню социальной защищенности населения.

В 1990-е годы отмечается тенденция снижения фактического налогового бремени на доходы корпораций и физических лиц. На фоне снижения уровня налогообложения прибыли предприятий и доходов населения в ряде ведущих стран (США, Японии, Великобритании) одновременно идет расширение базы налогообложения, уменьшение налоговых льгот.

Поэтому при проведении налоговой реформы приходится искать возможность восполнить в перспективе текущие бюджетные потери и добиться увеличения доходной части бюджета. Графическое отображение зависимости между доходами государственного бюджета и динамикой налоговых ставок получило в экономической теории название «кривой Лаффера» по имени американского экономиста А. Лаффера (Приложение, рис. 20.3).

Разные страны придерживаются различных позиций в отношении доли, которую должны составлять налоги в их валовом национальном продукте, в чем можно судить по реальным цифрам. Так, если США и Япония ориентируются на налоговые поступления, составляющие 30—35% ВНП, то в Великобритании этот показатель составлял в 1990-е годы примерно 40%, в Германии — около 45, а в Швеции превышал 50%. В России начала 90-х годов налоговые платежи вместе со всеми другими видами отчислений в бюджет и во внебюджетные фонда составляли примерно половину валового дохода предприятия.

Высокие налоговые ставки в российской экономике конца XX — начала XXI в. обусловлены нехваткой государственных средств для осуществления социально-экономических программ и слабой надеждой на то, что снижение налоговых ставок приведет к росту производства и подъему экономики. И в ответственные для экономики страны моменты получается так, что предприятия настаивают на снижении налоговых ставок, обещая взамен за счет этого в будущем увеличить свой валовой доход и, следовательно, налоговые поступления. Но государству, бюджету нужны деньги сейчас, а не в будущем, поэтому правительство сопротивля-ется снижению налоговых ставок. А предприятия, как бы в ответ, ищут пути сокрытия и невыплаты налогов, и в итоге реальные налоговые ставки складываются по Лафферу.

При определении ставок налогообложения заработной платы работников следует учитывать, что налог на заработную плату уменьшает количество денег, которые работник получает на руки. Работник исходит из того, что за отработанное количество часов он должен получить определенное количество денег, которое с позиций работника и есть его заработная плата («чистая» заработная плата, получаемая работником). Если увеличивается ставка налога на заработную плату (что способно привести к снижению «чистого» дохода работника при сохранении номинального уровня оплаты труда), то работник либо потребует повысить номинальный уровень оплаты, либо предложит снизить количество рабочих часов в соответствии с уменьшившимся уровнем его «чистого», получаемого на руки дохода.

Желая сохранить работников, которые способны уйти с работы в связи с понижением приносимого трудом дохода, администрация фирмы будет вынуждена либо повысить номинальную заработную плату работников, либо прибегнуть к сокращению рабочего времени или численности работников, заменяя их труд капиталом. При условии, что фирма сохраняет работников и продолжительность рабочего времени, компенсируя увеличение налога на заработную плату адекватным повышением тарифа оплаты труда, номинальной заработной платы, введенный дополнительный налог целиком ляжет на плечи самой фирмы, а она, в свою очередь, постарается перенести его на покупателя своих товаров, повышая цены.

Так что, вводя новые налоги, увеличивая налоговые ставки, надо иметь в виду возможность разнообразных последующих реакций, в том числе переложение налога с первичного его адресата на других лиц.

8. Трансформация налогообложения в России

Как это ни странно на первый взгляд, но при планово-директивной системе хозяйствования граждане практически не декларировали, за редкими исключениями, ни свои совокупные денежные доходы, ни имущество. Налоги с граждан взимались в основном по месту работы в виде подоходного налога с заработной платы работника, да еще в виде профсоюзных и партийных взносов. Оригинальной сталинской формой налогообложения была принудительная подписка на государственные займы. Любопытно, что государство предпочитало брать налоги в основном с предприятий, что менее заметно для работников, подоходный налог на заработную плату которых составлял примерно 10% общего налогового бремени. Впрочем, и перестройка, и рыночные реформы на своем первом этапе не внесли существенных изменений в эту налоговую пропорцию.

В период господства административной системы количество налогов, взимаемых с юридических лиц (предприятий), было весьма ограниченным. Необходимую государству сумму налогов оно получало за счет высоких налоговых ставок или прямого изъятия денежных средств предприятий. Основными видами налогов на юридических лиц были налог с оборота, налог на прибыль, таможенные пошлины и гербовый сбор. Однако кроме этих налогов государство изымало в бюджет почти всю сверхплановую прибыль, а в конце года — неиспользованные средства на счетах государственных предприятий. Правда, по мере расширения зоны действия хозяйственного расчета неналоговое изъятие денежных средств предприятий стало терять силу.

Одной из важных целей налогообложения того периода была перекачка денег рентабельно работающих предприятий в дотации нерентабельным.

Что касается налогов с физических лиц, то они сводились в основном к подоходному налогу и налогу на сельскохозяйственную продукцию. Ставка подоходного налога была фиксированной, а сам налог соответственно пропорциональным.

Налоговая система России стала формироваться в ее современном виде с 1991 г. в результате принятия закона «Об основах налоговой системы в РФ». Принятие этого закона знаменовало намерение положить в основу построения российской налоговой системы два основных принципа:

а) всеохватность субъектов налогообложения, т.е. охват налогами всех хозяйствующих субъектов;

б) однократность обложения одного вида дохода одним и тем же налогом за один и тот же период времени.

Первый принцип реализуется посредством обязательной регистрации юридических лиц в налоговой инспекции. Без отметки налоговой инспекции на учредительных документах регистрируемой новой организации банки не вправе открывать ей расчетный счет и: тем самым она не может проводить официальные финансовые операции.

Второй принцип реализуется таким построением системы налогов, которая позволяет избежать двойного налогообложения. Увы, как отмечают исследователи, в реальной практике элементы двойного налогообложения наблюдаются и в скрытой, и в явной формах.

Теоретически налоговой системе должен быть присущ принцип стабильности, согласно которому изменения видов налогов и налоговых ставок следует осуществлять не чаще одного раза в год, за 2—3 месяца до начала наступающего финансового года. Такие изменения до введения их в действие решениями законодательных и исполнительных органов необходимо гласно обсуждать и своевременно доводить до сведения налогоплательщиков, чтобы они могли заранее уверенно планировать финансовую деятельность на предстоящий год. Принцип стабильности заложен в основу принятого в 2001 г. Налогового кодекса Российской Федерации, но реально такая стабильность еще не достигнута.

Если говорить в целом о развитии системы налогообложения в России, то нужно указать на присущие ей следующие свойства:

1) наличие минимальной суммы дохода, вообще не облагаемого подоходным налогом;

2) изменение величины налога (измеряемой в абсолютном выражении или в

процентах к доходу) в зависимости от величины дохода;

3) наличие и величина предельной, самой высокой ставки налога;

4)сведение разных видов дохода одного гражданина в единый общий доход;

5) налоговые льготы и освобождение от налога определенных категорий граждан и видов доходов;

6)санкции за сокрытие доходов и неуплату налогов;

7)организация учета и контроля доходов, взимания налогов.

Рассмотрим совокупность наиболее характерных применяемых в России видов

налогов, разделенную на федеральные, субъектов федерации и местные. В схему, приведенную в табл. 20.1 (см. приложение), включены как сами налоги, так и налоговые сборы. Дополним эту схему кратким комментарием. Среди федеральных налогов основными по величине являются НДС, налог на прибыль предприятий, подоходный налог с физических лиц, акцизные сборы, таможенные пошлины. Ощутимый вклад в государственный бюджет стали вносить налог на операции с ценными бумагами и налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения. Есть основания полагать, что повышается роль федеральных налогов в виде платежей за пользование природными ресурсами и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Очевидно, что ресурсные платежи должны стать одним из перспективных источников увеличения налоговых поступлений. Это подтверждается тем, что в России объем изымаемых в области природопользования в доходы бюджетов средств существенно ниже, чем в большинстве ресурсодобывающих зарубежных стран. Так, в России относительный вклад в доходы нефтегазовых отраслей ниже, чем в Мексике, Венесуэле, Индонезии, Нигерии, Норвегии.

Для формирования доходной части республиканских бюджетов субъектов федерации определяющее значение имеет налог на имущество предприятий.

В совокупности местных налогов весомая роль принадлежит земельному налогу, налогу на имущество физических лиц, сбору за право торговли, целевым сборам с населения и предприятий всех организационно-правовых форм на содержание милиции, на обустройство городов и населенных пунктов, на поддержание и развитие системы образования.

Возникает вопрос: сколько видов налогов следует применять? На этапе перехода к рынку в России использовалось более 100 разновидностей налогов, после принятия Налогового кодекса остается около 30. Американская федеральная налоговая статистика содержит 10 основных названий налогов, еще 4 основных вида добавлены в штатах и местных самоуправлениях.

С введением в России Налогового кодекса произошла определенная стабилизация параметров налогообложения, но система налогов и налоговых ставок все еще имеет тенденцию к изменению. Основные характеристики российских налогов по состоянию на 2002 г. представлены в табл. 20.2. (см. приложение).

Безусловно, что по мере продвижения российской экономики к развитым формам рыночных отношений все возрастающую роль станут играть местные налоги, служащие основой формирования доходов местных бюджетов. Именно местные бюджеты должны принять на себя основную тяжесть расходов, содержать многочисленные муниципальные службы.

В системе налогообложения юридических лиц (предприятий) России в переходный период сложилась определенная структура, совокупность видов налогов, которыми облагаются юридические лица.

Совокупное налоговое бремя на юридических лиц в основном складывается из следующих видов налогов, налоговых отчислений, платежей:

а) налоги, включаемые в себестоимость продукции:

• отчисления во внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд социально

го страхования, Фонд обязательного медицинского страхования);

• плата за землю;

• налог на автотранспортные средства;

б) налоги, уплачиваемые из прибыли предприятия:

• налог на прибыль;

• платежи за ресурсы;

• налог на имущество юридических лиц;

• отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

• местные налоги.

Естественно, что эту структуру нельзя считать окончательной и устоявшейся, предстоят дальнейшие ее изменения.

9. Механизм перераспределения налогового бремени

Налоговые системы во всех развитых странах мира сформированы таким образом, что некоторые налоги путем определенных экономических мер можно перекладывать на других лиц. По этой причине необходимо определить сферу возможного переложения основных видов налогов и выявить конечные пункты их перемещения. Наиболее распространенным налогом является личный подоходный налог, объектом налогообложения которого выступают доходы конкретного лица. В силу определенности объекта возможности переложения этого налога незначительны. Но отдельные лица могут тем не менее перекладывать его на других лиц при помощи увеличения цен на свои услуги. Возможность такого переложения появляется и в результате того, что профсоюзы, заботясь о повышении уровня жизни работников, требуют повышения заработной платы до уровня, компенсирующего инфляцию. Это приводит к росту издержек и повышению цен на производимые товары. В итоге налог частично перекладывается на потребителей.

Существуют две точки зрения на переложение бремени налога на прибыль компаниями, фирмами. Согласно первой, фирмы стараются производить продукцию и устанавливать на нее цену таким образом, чтобы обеспечить себе получение максимальной прибыли, поэтому при прогрессивном налоге они не заинтересованы в повышении цены, ведущем к снижению объема продаж. В то же время, получая максимальную прибыль и уплачивая из нее налоги, можно сохранить достаточно высокий чистый доход. Бремя налогов перекладывается на акционеров фирмы, которые получат в качестве дивидендов меньшие суммы.

С другой точки зрения, налог на прибыль частично переносится на потребителей через более высокие цены и на поставщиков ресурсов через более низкие цены на ресурсы, которые пытается установить покупающая их фирма, ссылаясь на необходимость экономии расходов вследствие снижения прибыли.

Бремя поимущественного налога ложится на владельцев имущества. Это относится к налогу на землю, личную собственность, собственность на дом или квартиру. Собственнику при продаже имущества опасно повышать цену, так как при этом ему придется уплатить более высокий налог. Налог на арендуемое имущество или предпринимательскую собственность может быть переложен с собственника на арендатора в виде более высокой арендной платы.

Акцизные налоги, налог на добавленную стоимость относятся к разряду «скрытых» налогов или косвенных, поскольку они перекладываются с продавцов на потребителей через более высокие цены. Степень этого переложения зависит от многих факторов.

Рассмотрим в самом общем виде модель распределения налогового бремени по уплате НДС в зависимости от эластичности спроса и предложения в условиях экономического равновесия и конкурентной среды.

Пусть экономическая ситуация на рынке до введения налога складывается таким образом, что спрос D уравновешивается предложением в точке Е, где равновесная цена определенного товара составит Р0 (рис. 20.4. приложения). Предположим, что вводится налог на добавленную стоимость с единицы данного товара (НДС). При этом в принципе возможны два крайних варианта поведения равновесной цены: либо она поднимается на величину налога и тогда налоговое бремя полностью несут потребители, либо цена остается прежней и полное бремя ляжет на производителей. В общем же случае цена возрастает на величину меньше величины налога, так как производители перекладывают на потре-бителей только часть налога посредством увеличения цены, а другую часть берут на себя за счет уменьшения прибыли (или снижения издержек, если такая возможность имеется, хотя практически ее трудно реализовать ввиду ограниченности времени).

Естественно ожидать, что введение НДС на все виды товаров приведет к увеличению затрат производителей, издержек производства, так как за счет налога повысятся цены на приобретаемые производителями средства производства. А увеличение издержек производства приводит к смещению вверх кривой предложения S, ибо производитель, формирующий цену предложения как сумму себестоимости и прибыли, попытается компенсировать рост издержек повышением цены при каждом данном объеме выпуска. Так что кривая предложения сместится из положения S в положение S1.

В предположении, что кривая спроса D остается неизменной, можно заключить, что точка равновесия E переместится в положение E1, равновесная цена увеличится со значения P0 до значения P1, а объем производства и продаж снизится с Q0 до Q1 Установившемуся объему производства Q1 соответствует новое значение цены предложения P1 превышающее значение Р2, которое бы имела цена предложения, если бы кривая предложения S оставалась в первоначальном состоянии, отсюда мы вправе заключить, что разница цен P1—P2 как раз и равна введенному налогу, полагая, что это повышение цены целиком ушло на компенсацию налога.

Разделим величину налога P1—P2 на две составляющие части:

P1—P2= (Р1- Р0) + (Р0 - P2).

Есть основания считать, что часть налога, равную Р1- Р0, уплачивает покупатель, для которого цена товара увеличилась со значения Р0 (первая равновесная цена) до значения P1, (вторая равновесная цена). Аналогичным образом следует считать, что вторую часть налога, равную Р0 - P2, выплачивает производитель, для которого цена продажи без учета налога, поступающего не ему, а государству, снизилась со значения Ро до значения P2. Так что доли налога, уплачиваемые соответственно покупателем и производителем (продавцом), определяются величинами отрезков Р1- Р0 и Р0 - P2 (см. рис. 20.4 приложения). Доля покупателя равна (Р1- Р0) / (P1—P2), а доля продавца (Р0 - P2) / (P1—P2).

Числовые значения этих долей зависят от эластичности кривых спроса и предложения, т.е. угла наклона кривой к оси Р или производной от объема Q по цене P. Если эластичность спроса и эластичность предложения одинаковы, то и доли налогового бремени для продавца и покупателя одинаковы, налог как бы делится между ними пополам. Если кривая спроса на данный товар обладает высокой эластичностью, превышающей эластичность кривой предложения, то основную долю налогового бремени несет продавец, так как в этом случае P0—P2 намного превышает Р1- Р0. Если же кривая предложения на товар обладает более высокой эластичностью, чем кривая спроса, то складывается обратная картина: величина Р1- Р0 превышает величину P0—P2, и основная часть налогового бремени ложится на покупателя.

Приходится отмечать, что схема, положенная в основу приведенных рассуждений, во многом несет на себе отпечаток теоретического подхода, в реальной жизни картина распределения налогового бремени гораздо более сложна, не столь однозначна. В частности, производитель вовсе не обязательно снижает объем производства (продаж) при введении налога на добавленную стоимость. К тому же при этом может иметь место не только движение кривой предложения, но и смещение кривой спроса. Новое рыночное равновесие устанавливается не сразу, а в результате продолжительного колебательного процесса.

Несмотря на абстрактность нарисованной картины, тот факт, что при введении нового налога или увеличении налоговых ставок имеет место распределение налогового бремени между производителями и покупателями, не вызывает сомнения.

10. Влияние налогов на установление рыночной цены товара

Налоги представляют собой очень значимый фактор ценообразования. Влияние налогов на цену товарной продукции — сложный многофакторный процесс, поддающийся только упрощенному, модельному анализу. Вновь прибегнем к рассмотрению модели свободного, конкурентного рынка, на котором цена товара складывается под воздействием спроса и предложения и представляет равновесную цену в каждый период времени. Используя аппарат кривых спроса и предложения, предположим, что все прочие внешние факторы ценообразования, кроме налогов, в рассматриваемый период времени остаются неизменными. Обратимся к типичным графикам спроса и предложения (см. рис. 20.5 приложения).

На графике (рис. 20.5) изобразим схематично кривые спроса (D) и пред-ложения (S). Исходное состояние обозначим индексом 0, а последующие состояния, возникающие при изменении налогов, индексами 1,2 и т.д. Тог-да равновесие спроса и предложения первоначально установится в точке пересечения кривых D0 и S0. Точке равновесия Е0 соответствует равновесная цена Р0.

Рассмотрим более общий случай, когда установлению новой равновесной цены после введения или изменения налога предшествует ряд смещений кривых спроса и предложения, т.е. имеет место многошаговый процесс движения к новой цене. Предположим, что увеличены действующие налоговые ставки или введен новый налог. Для производителя это означает прежде всего увеличение его издержек и затрат. Поэтому он попытается сместить кривую предложения S0 вверх в положение S1. Этому положению соответствует новая точка равновесия Е1 и равновесная цена Р1, превышающая равновесную цену Р0. Если предположить, что кривая спроса производитель попытается сдвинуть кривую своего предложения таким образом, чтобы новая равновесная цена Р1 удовлетворяла условию

P1x Q1 = P0 x Q0 + ΔH,

где Q0 – исходное значение объема спроса на товар;

Q1- новое значение величины спроса на товар;

ΔH- общее увеличение налогообложения производителя, т.е.

сумма налога, которую он дополнительно должен внести в

течение периода удовлетворения спроса D0 на

рассматриваемый товар.

Приведенное уравнение представляет условие сохранения дохода производителя при увеличении налога. Из него следует, что доход будет сохранен, если производитель установит на свой продукт новую цену, равную

P1= P0 Q0 + ΔH

Q1 Q1

Если часть потребителей, предъявляющих спрос на данный товар, согласится на цену P1, определяемую вышеприведенной формулой, и предъявит на него спрос величиной Q1, можно предположить, что производитель способен сохранить величину своего дохода посредством переноса налогового бремени на тех потребителей, которые согласны платить за товар цену P1.

Производителю еще проще сохранить доходность, если потребность в данном товаре столь велика, что величина спроса на него остается неизмен-ной даже при росте цены, т.е. спрос на товар мало эластичен или неэласти-чен по отношению к цене. В таком случае производитель может сместить кривую своего предложения вверх не столь сильно, а попытаться перевести ее в положение S2, которому соответствует меньший уровень роста цены на этот продукт при том же значении спроса или объема продаж. При подобной ситуации потребители будут вынуждены сместить кривую спроса в положение D1, которому соответствуют новая точка равновесия Е2 и равновесная цена Р2. Так как величина спроса при этом не меняется и Q2 = Q0, то для сохранения дохода производителю достаточно установить новую цену Р2, связанную с исходной ценой P0, следующей зависимостью:

Р2 = P0 + ΔH

Q0

представляющей частный случай предыдущей формулы P1 при Q1 = Q0

Рассмотренные варианты ценообразования при введении нового налога или увеличении налоговых ставок имеют место только в условиях высоком спроса на предлагаемый товар, потребность в котором со стороны покупа-телей незамещаема. Реально возникает более сложная ситуация. В случае смещения кривой предложения вверх, например в положение S2, что, есте-ственно, приводит к росту цен на товар, реакцией со стороны потребителей станет снижение спроса и смещение кривой спроса вниз, в положение D. Установится новая точка равновесия Е3 и новая равновесная цена Р3. Естественно, что выручка производителя от продажи продукции может оказаться ниже той, которая необходима для компенсации роста издержек в связи с увеличением налога.

Но если потребитель приобретает товар в количестве Q3 по цене Р3, которая выше исходной цены Р0, то производитель получает возможность компенсировать часть увеличения налога за счет потребителя вследствие продажи ему товара по более высокой цене, тогда как другая часть налога должна быть покрыта за счет самого производителя.

На графике (см. рис. 20.5 приложения) наглядно показано, что смещение кривых спроса и предложения в связи с налогом приводит к снижению объема продаж ее значения Qo до меньшего значения Q3, что приводит к потере дохода. Если такое снижение окажется весьма значительным, то не исключено, что производитель понесет потери дохода в сумме, превышающей прирост налогообложения.

Как следует из изложенного, увеличение налогов и налоговых ставок может иметь следствием такое смещение кривых предложения вверх, а кривых спроса вниз, которое вызовет сокращение объемов производства товара, и в результате государство получит при более высоких ставках налога меньший объем налоговых поступлений в бюджет. Это подтверждает широко известный в экономической теории эффект Лаффера.

На механизм рыночного ценообразования также воздействует и обратное явление — снижение налоговых ставок, уменьшение налога, введение налоговых льгот. Логика рассуждений в данном случае аналогична.

Если на рынке установилась равновесная цена на продукт, то снижение налога означает уменьшение расходов производителя и при прочих равных условиях увеличивается его прибыль. Ценовая реакция производителя на снижение налога может оказаться нейтральной, он не будет изменять исходного положения кривой предложения, и при неизменной кривой спроса равновесная цена не изменится. Таким образом, снижение налога станет дополнительной прибылью предприятия-производителя.

В то же время правомерно предположить, что производитель с учетом увеличения прибыли пойдет на снижение цены производимого продукта. При этом он будет следить, чтобы потеря его выручки вследствие снижения цены компенсировалась выигрышем от снижения налога и увеличения объема продаж. Возможен такой вторичный эффект, как мультипликационное расширение спроса. В связи с уменьшением равновесной цены потребители могут увеличить спрос на данный продукт в целом. Это впоследствии приведет к установлению новой — более высокой — равновесной цены, поэтому доходность может повыситься как за счет роста цен, так и вследствие увеличения объемов продаж.

Снижение налогообложения предприятий первоначально приводит к уменьшению поступлений в государственный бюджет. Однако в итоге оно способно привести к росту этих поступлений вследствие увеличения обла-гаемого налогом объема продаж, обусловленного снижением цен и расши-рением спроса на товар. Этот эффект также вытекает из кривой Лаффера.

11. Налоговый механизм стимулирования инвестиционного процесса

Налоговая система должна содержать в качестве составной части эффективный механизм стимулирования капиталовложений в развитие экономики. Создание благоприятного инвестиционного климата в стране — сложная макроэкономическая задача, что стало особенно очевидным в процессе осуществления рыночных реформ в России. Рассмотрим проблему с точки зрения налоговых методов стимулирования капиталовложений в производство и в развитие его научной базы.

В рамках налоговой системы в мировой практике существуют следующие основные механизмы, приемы и направления стимулирования инвестиций:

1) выведение из-под налогообложения части прибыли, направляемой на

финансирование капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения (налоговый вычет);

2) использование инвестиционного налогового кредита;

3) ускоренная амортизация.

В большинстве западных стран к налоговым методам стимулирования инвестиций относят также механизм стимулирования НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ) промышленных компаний. Кроме того, там шире, чем в России, используется механизм ускоренной амортизации и глубже, реальнее его влияние на экономику.

Освобождение от налога реинвестируемой прибыли, вкладываемой в производство, позволяет ослабить налоговое давление на производителя и увеличить приток инвестиций в экономику. Инвестиционный налоговый кредит по своему содержанию является налоговой скидкой. Особенность такой налоговой скидки состоит в том, что ее величина вычитается непосредственно из суммы исчисленного налога, а не из суммы налогооблагаемой прибыли. Инвестиционный налоговый кредит рассчитан на стимулирование внедрения новой техники и замены устаревшего оборудования. Он рассчитывается в процентах к стоимости оборудования, размер скидки дифференцирован в зависимости от вида оборудования и срока его службы и закреплен в законодательном порядке.

Так, в США действуют скидки, стимулирующие использование альтернативных видов энергии и энергосберегающие мероприятия. В Японии инвестиционные налоговые скидки с налога на прибыль предоставляются на цели развития научной базы и создания новых технологий. Компании имеют право на скидку величиной в 7 % от стоимости приобретенного оборудования, используемого для исследований и разработок в области биотехнологии, робототехники, создания новых конструкционных материалов.

Ускоренная амортизация заключается в уменьшении сроков амортизационных списаний, имеет целью создание благоприятных возможностей для массового обновления основного капитала и модернизации промышленности. Сущность ускоренной амортизации состоит в том, что износ основных средств начисляется по повышенным нормам. Стоимость основных средств производства поэтому переносится на издержки производства в более сжатые сроки по сравнению с нормативными. Метод ускоренной амортизации распространяется на активную часть основных средств: машины, оборудование, транспортные средства.

Повышение амортизационных отчислений уменьшает сумму налогооблагаемой прибыли, ускоряет оборот основного капитала, создает стимул и обеспечивает средства для новых инвестиций. Ускоренная амортизация применяется и в отношении оборудования, служащего целям охраны окружающей среды, а также используемого в сфере энергосберегающих технологий.

Интересно отметить, что в США, например, льготность налоговой амортизации привела к перевесу у некоторых компаний налоговых льгот над налоговыми обязательствами. В качестве одного из выходов было предложен: осуществлять продажу налоговых льгот корпорациями друг другу, что соответствует принципам рыночной экономики. В целом в течение длительного времени общим направлением эволюции налоговых режимов западных стран является усиление льгот по стимулированию инвестиций и развитию научной базы.

В России ускоренная амортизация была впервые разрешена с 1991 г. Однако в силу объективных причин этот рычаг уменьшения налогового бремени для производителей остается пока маловостребованным. Как показывает мировой опыт, необходимость применения ускоренной амортизации появляется всякий раз, когда в экономике наблюдается инвестиционный бум. возникает толчок к массовому обновлению технической и технологической базы производства, его структурной перестройки. Тогда он позволяет в сжатые сроки возвратить вложенные средства. Механизм ускоренной амортизации эффективен в условиях финансовой стабильности и равновесия.

Полноценное налоговое стимулирование научно-технических разработок на производственных предприятиях России еще не освоено. Норма, в соответствии с которой освобождаются от налога на прибыль средства, направляемые предприятиями, организациями на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, не послужила эффективным стимулом развития научно-технической и технологической базы.

Во всех развитых странах Запада законодательно разрешено вычитать текущие расходы на НИОКР компании из ее налогооблагаемого дохода. Так, в США, Италии, Великобритании, Канаде, Бельгии, Швеции допускается вычет полной суммы расходов на НИОКР из облагаемой налогом прибыли корпораций. Во Франции, Японии и некоторых других странах при финансировании затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы предоставляется широкий круг дополнительных налоговых льгот.

Финансовая ситуация в России, ограниченные бюджетные возможности не позволяют государству принять на себя нагрузку полномасштабного стимулирования научно-технического и технико-технологического прогресса производственных организаций.

Заключение

Налоги объективно необходимы как основной источник наполнения бюджетов всех уровней. Средства, полученные от сбора налогов, участвуют в финансировании государственных программ, предусмотренных законами о бюджете на соответствующий год.

С помощью налогов осуществляется распределение и перераспределение ВВП, в том числе на социальную защиту и обеспечение населения.

Кроме того, они воздействуют на капитал на всех стадиях его кругооборота. Если при выполнении своей фискальной функции налоги оказывают влияние лишь при смене капитала из его товарной в денежную форму и наоборот, то система налогового регулирования, ко всему прочему, воздействует как на стадии производства, так и на стадии потребления. Это позволяет государству контролировать массовый спрос и предложение не только товаров, но и капиталов, поскольку доход является основой спроса населения и конечным результатом функционирования капитала в фазе производства.

Чрезмерно высокие налоги — негативное явление, порождающее спад производства, снижение предпринимательской активности, трудовой и инвестиционной инициативы, а также массовое стремление предпринимателя и населения к сокрытию доходов, усиление социальной напряженности и инфляционных процессов в обществе.

Основные недостатки системы налогообложения в России.

1.Чрезмерная тяжесть налогового бремени.

2.Нестабильность, сложность и неоднозначность нормативной базы и процедур налогообложения, приводящие к большим затратам на содержание налоговой системы.

3.Исключительно фискальная направленность налогообложения, недостаточное его использование в целях стимулирования инвестиционной, инновационной и предпринимательской деятельности.

4.Реальная возможность ухода от уплаты налогов.

Эти недостатки могут быть устранены, если следовать рациональной налоговой политике, налоговому планированию и прогнозированию, основанным на таких принципах, как:

 простота. Налог не должен сопровождаться для на-логоплательщика большим объемом новых учетных работ и отчетности;

 фискальная эффективность. Расходы государства и на-логоплательщиков, связанные с взиманием налогов, должны быть многократно меньше сумм налоговых поступлений;

 блокирование тенденции к уклонению от уплаты налогов;

 универсальность. Ставки налогообложения и нормативы распределения доходов между бюджетами разного уровня должны быть максимально унифицированы и подходить различным категориям налогоплательщиков;

 защищенность доходов бюджета и налогоплательщиков

от инфляции.

В современной политике сохраняется курс на дальнейшее снижение налогового бремени, прежде всего в обрабатывающих отраслях промышленности и в сфере услуг. Это должно придать новый хозяйственный импульс инвестиционной активности, усилить мотивацию роста прибыли и отказа от теневой хозяйственной деятельности, стимулировать инновационную деятельность и развитие высоких технологий. Тем самым планируется создать необходимые условия для диверсификации структуры экономики и ее дальнейшего роста.

В этих целях в 2004 г. снижена с 20 до 18% общая ставка налога на добавленную стоимость. В случае сохранения благоприятной финансовой ситуации начиная с 2006 г. может быть введена единая, унифицированная ставка данного налога в размере 16%.

С 2005 г. одновременно с осуществлением мер в области пенсионного, медицинского и социального страхования снижена ставка единого социального налога (с 35,6 до 26%), что должно стать серьезным стимулом для легализации заработной платы, как правило, укрываемой от налогообложения.

В ближайшие несколько лет планируется закончить реформу имущественного налогообложения. Имущественные налоги должны стать серьезным источником доходов региональных и местных бюджетов, а принципы их взимания — стимулировать эффективное использование имущества.

Важным направлением налоговой политики являются меры по повышению уровня налогового администрирования, в том числе на основе внедрения информационных технологий. Совершенствование налогового администрирования не только является потенциальным резервом для дальнейшего снижения налогового бремени, но и необходимо в целях обеспечения равенства конкурентного режима для добросовестных налогоплательщиков.

Период кардинальных изменений налоговой системы подходит к концу. На первый план постепенно выходит задача сохранения стабильности налоговой системы как фактора легализации бизнеса и увеличения массы налоговых платежей. Вносимые в законодательство о налогах и сборах отдельные изменения все в большей степени должны быть направлены на повышение ясности законодательства и на однозначность его применения налогоплательщиками.

Назрела необходимость более рационально организовать работу налоговых инспекций, свести к минимуму временные затраты налогоплательщиков по ведению на лотового учета, подготовке и сдаче налоговой отчетности, особенно в малом предпринимательстве.

Как следствие, должен начаться процесс снижения издержек налогоплательщиков и государства на обеспечение функционирования налоговой системы.

Положительный эффект от проведения налоговой реформы возможен только в случае ее синхронизации с другими экономическими преобразованиями, включая реформу бюджетной сферы, валютного и технического регулирования, повышение качества антимонопольной политики.

Использованная литература

1. Добрынин А. И. Экономическая теория. М., 2008 г., с. 186

2. Журавлева Г. П. Общая экономическая теория. М., 2001 г., с. 145

3. Камаев В. Д. Основы экономической теории. М., 1996 г., с.39

4. Климова М.А. Налоги и налогообложение. М., 2008 г., с. 3-5

5. Ослунд А. Россия: рождение рыночной экономики. М., 1998 г., с.58

6. Райзберг Б.А. Курс экономики. М., 2004 г., с. 448-478

7. Самуэльсон П. Экономика: Вводный курс. М, 1993 г., с. 125

8. Сидорович А. В. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики. М., 2001 г., с. 73

9.Слагода В. Г. Основы экономической теории. М., 2007 г., с.198.

10.Шульга В. А. Национальная экономика. М., 2002 г., с. 123

Показать полностью…
Похожие документы в приложении