Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
бесплатно
doc

Реферат «Психологические характеристики ревности» по Психологии (Сафьянов В. И.)

Принято считать, что причина ревности - чувство собственности, испытываемое одним супругом по отношению к другому. В принципе верно, но это несколько упрощенный вариант. На самом деле супружеская ревность возникает там, где у одного супруга есть власть над другим - или, по крайней мере, ощущение такой власти. А это все же не совсем чувство собственности.

Практически каждый всегда стремился управлять хоть какой-то малостью. Но за все в жизни надо платить. Так и за ощущение господства приходится платить страхом это господство потерять. Ревность потому и знакома множеству людей, что все люди так или иначе стремятся кем-то распоряжаться.

Кстати, физиологические реакции организма при чувстве ревности и ощущении страха одинаковы. Если хотите, ревность сродни трусости: это не высокое чувство, доказывающее наличие любви, а постоянная неуверенность в собственных силах и боязнь не справиться с управляемым объектом...

Некоторые пытаются застраховаться от чувства ревности, выбирая себе в супруги человека изначально забитого, безответного, «никому не нужного». Мол, пусть такой (или такая), зато не уведут и не надо будет бояться... Но и при таком раскладе избавиться от ревности не удается, потому что это чувство - отражение бессознательного ощущения собственной слабости. И чем сильнее чувство собственной неполноценности, тем сильнее и возможное чувство ревности.

Бытует мнение, что ревность - это некая «тень» любви: мол, не ревнует, значит, не любит. Однако ревность ничего общего с любовью не имеет: любовь - это чувство позитивное, а ревность - чувство разрушающее, наносящее вред, причем не только объекту ревности, но порой и самому ревнивцу.

Зоопсихологи однажды проделали такой эксперимент: взяли живущую в отдельном вольере обезьянью стаю, в которой сохраняются те же взаимоотношения и иерархия, что и в стае, живущей на воле. В этом вольере существовал вожак - самый старший, сильный самец, которому подчинялись остальные молодые самцы и самки с детенышами. Обязательные качества вожака - сила и справедливость. Его главная обязанность - заботиться о членах стаи, об их безопасности и прочих аспектах их физического существования. Так вот, на территорию вольера, где существовало такое мирное обезьянье сообщество, экспериментаторы поместили чужого самца того же вида, причем не менее сильного. Чужак был отгорожен прозрачной, но прочной стенкой, не пропускающей ни звуки, ни запахи, так что контакт с непрошеным гостем исключался. И когда вожак увидел, что на его территорию вторгся конкурент, он буквально сошел с ума. Он начал вести себя абсолютно деструктивно: на территории вольера были переломаны все кусты и молодые деревца, раскиданы все камни. Вожак провоцировал стычки с подчиненными самцами, гонял самок - причем больше всего доставалось именно самым любимым, - раскидывал попавших под горячую руку детенышей. В общем, он вел себя так, что, случись такое в дикой природе, погубил бы всю стаю.

Суть эксперимента заключалась в том, что вожак испытывает самую настоящую ревность, точнее, страх потерять власть в собственной стае, уступить ее конкуренту, причем явно не менее сильному, Разумеется, он не сразу начнет все раскидывать - прежде попытается выяснить отношения с чужаком напрямую, но, во-первых, чужак защищен прочной клеткой, а, во-вторых, опытный вожак не может не видеть, что соперник сильнее. И еще неизвестно, чем может закончиться драка. Значит, ему остается одно - показывать свою силу, вести себя как можно более устрашающе. Тогда он, возможно, напугает непрошеного гостя, и тот не станет претендовать на власть в его стае. То, что соперник в принципе не может попасть на его территорию - мешает клетка, - до обезумевшего вожака не доходит. И он, чувствуя угрозу своему статусу начальника, начинает демонстрировать свою силу вот такими неадекватными способами. И стремится не столько напугать соперника, сколько напомнить своим подчиненным, кто на самом деле здесь хозяин.

Конечно, со стороны зрелище довольно забавное - в буквальном смысле озверевший вожак носится по вольеру, кричит, шумит, колотит себя в грудь, строит страшные рожи... Честно говоря, человек, ведомый подобными эмоциями и чувствами ревнивца, недалеко ушел от этого обезьяньего владыки. И порой этот человек наносит себе и окружающим точно такой же вред, как и этот вожак. Ревнивец в аффекте может не только избить, но и убить. И в тот момент, когда колотит любимую жену, он не испытывает никакой любви - лишь безумное стремление спрятать за агрессией свой страх потери власти. И в этом стремлении он может зайти достаточно далеко. Поэтому следует быть осторожнее тем женщинам, которые любят вызывать ревность в дорогом супруге искусственным путем, - дабы прибавить свежих впечатлений своей семейной жизни и показать всем, как муж ее любит.

Вообще вызывать ревность "на пустом месте" опасно еще и потому, что некоторые супруги, увидев "чувство" своей половины к другому (другой), хватаются не за нож или топор, а за авторучку: пишут заявление о разводе. Мол, "третий должен уйти"… И ведь уйдет, и не вернется. Потому что по-настоящему уверенный в себе человек, действительно уважающий своего партнера, уважает и его право выбора. Поэтому лучше не испытывать своих любимых "на прочность", особенно таким негуманным способом.

Но опаснее всего, когда один из супругов подвержен бреду ревности. Это значит, что он (она) априори уверен, что его половина ему изменяет. Причем у самого "пострадавшего" его навязчивая уверенность не вызывает никакого беспокойства - только желание действовать. К данной ситуации и к своему поведению он абсолютно некритичен. А страдают от его террора все окружающие, и в первую очередь супруг(а). Обуреваемый бредом ревности и не задумывается, был ли факт измены в реальности. Например, как Отелло: сначала задушим - потом будем разбираться. Чаще всего, кстати, бред ревности возникает на почве алкоголизма. Поэтому дамы, живущие с алкоголиками, подвергают себя, помимо прочих опасностей, еще и опасности почувствовать на себе все последствия бреда ревности вплоть до банального убийства…

Поэтому напоследок - несколько простых рекомендаций именно в целях вашей психологической безопасности.

Если ревнуете вы

Если от своего чувства ревности страдаете вы сами и хотели бы от него избавиться, это означает, что о бреде ревности, речь, скорее всего, не идет.

Помните, что любое сообщение об измене надо изначально подвергать сомнению, даже если вам принесли документальные материалы. Сегодня не составляет никакого труда эти материалы сфабриковать, к тому же весьма вероятно, что с вас за эту подделку просто захотят вытянуть деньги. Или же просто расстроить ваше семейное счастье.

Поэтому в любом подобном случае (даже если вы застукали свою половину в недвусмысленной ситуации) первым делом, как говорится, голову под холодный душ! В горячке первых впечатлений можно совершить поступки, о которых потом будете жалеть. Но уже невозможно будет что-либо исправить.

И не надо идти на поводу у общественного мнения, которое утверждает, что муж в таком случае должен обязательно хвататься за пистолет или в крайнем случае за табуретку, а жена - гордо собирать вещи и уходить к маме! Действуйте не так, как вам диктуют "нормы социалистического общежития", а в собственных интересах (и опять же - на холодную голову).

Вообще лучшее лекарство от ревности - не унижать супруга, а повышать собственную значимость, становиться самостоятельной личностью и опять же - любить и уважать себя. В том числе и избавляться от экономической зависимости от супруга (супруги).

Если ревнуют вас

Помните, что ревность - это чувство бессознательное, и бесполезно взывать к разуму ревнивца или пытаться ему что-то доказать с точки зрения логики.

Если супруг начал устраивать вам сцены ревности, наверняка это значит, что он в чем-то вам не доверяет. Надо ли дальше жить с таким типом, который проверяет вас на каждом шагу?

Если подозрения супруга переросли в бред ревности, когда ему не надо никаких доказательств и его невозможно переубедить - значит, нужно срочно обезопасить себя прежде всего физически! Причем не забудьте и о детях - им тоже может грозить опасность со стороны обезумевшего супруга.

Уйти на время или навсегда? Увы, чаше всего безопаснее уходить совсем, потому что ваше временное отсутствие только подогреет бешенство ревнующего супруга (даже если он будет знать, что вы все это время отсиживались у мамы или у подруги).

И прежде всего - разберитесь, что вас связывает с этим человеком? Может, вам приятно, что он вас ревнует? Это, конечно, ваше право, но вряд ли вы сможете выдержать долго! Ревность - всегда деструктивное и опасное чувство. Поэтому помните, что, живя с патологически ревнивым супругом, вы сидите на бомбе с зажженным фитилем. А когда эта бомба рванет и по какой причине, очень трудно предугадать!

Психология гнева.

Многие знают, что сдерживать и подавлять свой гнев вредно для здоровья. Он подобен зажженному факелу внутри организма. Чем больше внешних проявлений гнева подавляется, тем сильнее обжигает огонь внутри. Он разрушителен. Его невозможно убить, пряча в себя. Тем, кто постоянно чрезмерно подавляет гнев, некоторые врачи, психологи грозят целым букетом заболеваний. Стресс, риск развития алкоголизма, ожирение, болезни внутренних органов… и это ещё далеко не полный список пагубного действия гнева, который не нашёл прямого выхода.

Что же получается? Выплёскивать свой гнев наружу, дать ему волю? Но проблема в том, что от этого он с каждым всплеском получает всё больше и больше прав в Вашем сознании. Оглушительные удары гнева способны заглушить даже самое дивное звучание лиры разума. Чем чаще Вы выпускаете свою злость наружу, тем сильнее привыкаете к такой разрядке. В этом смысле гнев подобен наркотику.

По-настоящему бороться с гневом можно только тогда, когда Вы осознаете его пагубность. Если Вы твёрдо решили победить необоснованную злость, то первое, что следует сделать – это отнять силу у вспышек ярости. Начнём с того места, где наш гнев чувствует себя как дома. Речь идёт о семье. Самое страшное то, что приступы гнева часто ложатся на плечи родных гневливого человека, могут выливаться на собственных детей. Гнев давит на любовь и доверие в семье. Он беспощадно искривляет самые тёплые отношения.

Поговорите с теми, кто рядом. Постарайтесь растворить с помощью заботы и любви плесень недоверия и смыть паутину непонимания. Вспомните, из-за чего у Вас наиболее часто назревают конфликты и попытайтесь найти какие-то компромиссные решения в этих областях. Смысл подобной «уборки» во взаимоотношениях прост: чем светлее в родном гнезде, тем сильнее хочется в нём петь. Слепая энергия Вашего гнева, пришедшая извне, теперь будет преобразовываться в стремление улучшить жизнь дорогих Вашему сердцу людей.

Всё меньше и меньше Вас будут раздражать пустые мелочи, не заслуживающие внимания. Гнев уступит, поскольку он силён тогда, когда человек чувствует себя несчастным, обиженным, незащищённым и даже… неправым. Ярость может выдать скрытую неуверенность в себе. Пронаблюдайте за тем, как гневятся другие. Вспомните свои чувства при раздражении. Всегда, когда кто-то пытается на Вас давить, наблюдайте за своими эмоциями как бы со стороны. Это приведёт к успеху.

Помните: гнев труслив! Он пугается, если Вы внимательно следите за ним, анализируете своё поведение. Действие гнева основано на обмане! Возможно, подобное Вам кажется странным, но это действительно так. Информация, поступающая в мозг при вспышках ярости, отличается от действительной картины происходящего. Поэтому нам трудно объяснить после свои собственные действия. Гнев притупляет чувство вины и понимание справедливости. Только если внимательно оценивать направление движения своих мыслей при стрессе и волнении, обмануться будет сложнее.

Время низводит гнев, отнимая его силу. Популярный способ остановить порывы ярости и не окатить ими окружающих – посчитать до десяти, прежде чем как-то отреагировать на грубость или глупость. Между тем волна гнева ослабляется, но гаснет за счёт Вашего сознания. Популярность метода не означает его совершенства.

Негативную энергию необходимо постоянно направлять в мирное русло, а не бить себя кувалдой гнева по собственной голове и не травмировать окружающих. Вместо счёта попробуйте перед ответом подумать несколько секунд о том, что Вам предстоит сделать сегодня или в ближайшее время. Это позволит подавить внутреннее сопротивление перед предстоящей работой (особенно, если речь идёт о тяжёлом или скучном деле). При этом сила, которая раньше бесконтрольно позволяла себе иногда управлять Вашими действиями станет работать на Вас.

Освободите себя и Ваших родных от гнева!

Психология зависти.

Сегодня поймал себя на мысли, что я завидую. Завидую своим бывшим сотрудницам, которые сейчас занимаются схожим со мной делом и делают это успешно. У них получается даже лучше, чем у меня. Они вышли на другой уровень развития моего дела, подняли его на новые высоты и зарабатывают, как мне кажется, больше чем я. И когда я, проснувшись утром, об этом подумал, я почувствовал, что я завидую и хочу, чтобы у них ничего не получилось. Где-то внутри меня зашевелился странный, неуютный для меня червяк, который заставил меня желать им поражения. Только при их поражении он мог успокоиться. Что еще могло бы его успокоить, так это если бы я поставил перед собой цель, большую чем у девочек, достиг бы ее и знал, что они смотрят на меня и завидуют. Вот это бы меня успокоило.

Темы статьи: Зависть. Психология зависть. Зависть избавиться.

С одной стороны, в зависти есть элемент мотивации - ты завидуешь, и это толкает тебя на новые свершения, новые достижения. Тебе надо переплюнуть своих конкурентов, не важно бизнес это или личная жизнь. И если без зависти ты бы и с места не сдвинулся, то, завидуя, ты горы готов свернуть. Это мотивация, а мотивация нам нужна.

Но есть и другая сторона, другая точка зрения на зависть. И с этой стороны наличие зависти подразумевает некую твою нереализованность. У тебя нет того, что есть у кого-то, и ты этому завидуешь. А когда ты завидуешь, на душе творится:что-то непонятное. На душе тяжело, гадко и как-то ограничивающе. Такое ощущение, что ты ни на что не годен. Есть кто-то лучше тебя, а ты - неудачник.

У зависти две стороны - мотивация и ограничение. И у каждой из этих сторон, есть свои грани. Мотивация вроде бы и заставляет тебя двигаться и вперед и достигать большего, но эта же завистливая мотивация заслоняет твои глаза и твою внимательность какой-то пеленой. Ты перестаешь адекватно оценивать ситуацию и видеть ее во всей полноте, ты перестаешь быть осторожным, ты перестаешь быть собой, а это уже ограничение. Твое мышление сужено, оно обнесено забором и ты видишь только то, что можешь видеть поверх забора и между щелей. Ты стал узким, как ты можешь быть умным?

Быть собой - это значит достигать тех целей, которые являются для тебя по-настоящему твоими. По-настоящему твои те цели, в отношении которых ты чувствуешь 100% уверенность в том, что ты этого хочешь, для тебя это важно. Это - твое. Если такой уверенности нет, эти цели - чьи угодно, но не твои. Ты даже можешь обмануть себя и притвориться, что эти цели тебе важны, но если ты обратишься к своим чувствам, ты почувствуешь опустошенность, разочарование и тоску, но никак не наполненность, энергичность и уверенность. Только полностью твои цели рождают эти чувства.

Темы статьи: Зависть. Психология зависть. Зависть избавиться.

Когда ты завидуешь, ты не можешь быть самим собой, потому что зависть вынуждает тебя быть не собой, если только зависть не является твоей натурой, но человек не может весь состоять из зависти, да к тому же зависть не близка человеку. Причина зависти - уязвленное самолюбие: «Кто-то может быть лучше, чем я! Как он может!». Но Бог всегда лучше тебя, почему ты ему не завидуешь? Я не имею в виду Бога как сверхчеловека, который наблюдает за нами и наказывает нас. Я имею в виду Бога, который находится в тебе - твое совершенство, твою идеальность, тебя высшего. Внутри тебя находится Бог, это ты Идеальный, но ты еще до него не добрался, еще не дал ему развернуться в тебе, чтобы дать тебе силы быть самим собой. Ты еще не дал ему возможности дать тебе энергию стать лучшим.

Зависть сконцентрирована на внешнем объекте, но бьет именно по тебе. Зависть убивает тебя. Ты где-то в глубине души знаешь, что ты можешь быть совсем другим, гораздо лучше, чем сейчас, но ты видишь, что это не так. Ты видишь, что есть кто-то лучше тебя и это заставляет тебя завидовать. Зависть - это признак того, что ты еще не открыл в себе самого себя. Если ты завидуешь, ты не открыт, ты закрыт. И ты своей закрытостью не даешь внутреннему совершенству проявится в тебе, и когда ты бьешь завистью по себе, ты заставляешь себя закрываться еще больше. Когда ты завидуешь, ты заставляешь себя закрываться, и твое совершенство все больше и больше скрывается внутри тебя. Тебе все труднее и труднее стать более творческим, энергичным и сильным. Когда ты завидуешь - ты слабеешь.

Зависть ставит перед тобой не твои цели. Ты забываешь о себе. Ты становишься не собой. Как же тогда быть с твоим желанием быть самим собой? Или у тебя его нет?

Темы статьи: Зависть. Психология зависть. Зависть избавиться.

Как избавиться от зависти? Обратится к себе. Понять свою сущность. Понять свои истинные ценности. Обратиться вглубь себя, чтобы Бог, ты сам, ответил тебе, кем ты являешься, кто ты есть и что есть по-настоящему твое дело. Когда ты обращаешься вглубь себя, ты понимаешь, что зависть - это просто мелкая рябь, которую ветер гонит по воде. Но под этой рябью скрыт безмерно могучий океан. И этот океан - ты. В океане есть все - есть силы, есть цели и есть энергия для их достижения.

Когда ты завидуешь, ты похож на рябь на воде. Когда ты обращаешься вглубь себя, ты становишься океаном, на поверхности которого может быть рябь, но это не важно, потому что под ней находится мощь. Обратись к себе, и ты найдешь свою мощь. Отвлекись от ряби, стань океаном, и ты не будешь больше завидовать, ты будешь восхищаться тем, кто раньше был объектом твой зависти.

Восхищайся людьми, которые делают что-то лучше тебя, и ты сможешь учиться у них. Люби людей, которые делают что-то лучше тебя, и ты сможешь стать самим собой. Благодари людей, которые делают что-то лучше тебя, и ты почувствуешь облегчение и станешь океаном. Благодари их за то, что они показывают тебе как лучше можно делать то, что ты делаешь. Через них жизнь дает тебе понять, что ты можешь быть лучше, чем ты есть сейчас. Благодари жизнь за этот урок, и тогда жизнь ответит тебе подарком, и этот подарок поднимет тебя на новую высоту в своем развитии. Перестань сравнивать себя с другими, и ты станешь самим собой.

Ошо рассказывает великолепную притчу.

Темы статьи: Зависть. Психология зависть. Зависть избавиться.

Помните: вы нужны! Никто не выше, и никто не ниже, никто не превосходящий и никто не подчиненный. Каждый к месту.

Один самурай, очень высокомерный воин, пришел однажды к Мастеру дзэн. Самурай был очень знатен, но, взглянув на Мастера, увидев красоту Мастера, прелесть момента, вдруг почувствовал себя каким-то ничтожным. Он сказал Мастеру:

- Почему я чувствую свое ничтожество? Миг назад все было хорошо. Как только я вошел на твой двор, я пал. Никогда раньше не чувствовал этого. Я много раз встречал смерть лицом к лицу и никогда не чувствовал страха. Почему я сейчас испуган?

Мастер сказал:

- Погоди. Я отвечу, когда все уйдут.

Люди приходили посетить Мастера весь день, и самураю надоело ждать. Вечером, когда комната была пуста, самурай спросил:

- Теперь ты можешь ответить мне?

- Выйди.

Было полнолуние, и луна всходила над горизонтом. Мастер сказал:

- Посмотри на эти деревья, на это высокое до неба и это маленькое рядом с ним. Они оба растут перед моим окном много лет, но у них нет никаких проблем. Это маленькое дерево никогда не говорит большому: "Почему я чувствую унижение перед тобой?" Это дерево малое, а то такое большое, почему я никогда не слышал их ропота?

Самурай задумался и ответил:

- Потому что они не могут сравнивать.

- Вот видишь, тебе не нужно спрашивать меня. Ты сам знаешь ответ.

Темы статьи: Зависть. Психология зависть. Зависть избавиться.

Когда Вы не сравниваете, все ничтожество и все величие исчезает. Вы есть, Вы просто здесь. Маленький куст или большое дерево - не важно. Ты являешься самим собой. Лист травы также необходим, как величайшая звезда. Этот голос кукушки также велик, как любой Будда: мир был бы менее богат, если бы кукушка исчезла. Посмотри вокруг. Всё необходимо, и все хороши вместе. Это органическое единство, никто не выше и никто не ниже, никто не важнее, никто не ничтожнее.

Все несравнимо уникальны и необходимы. В этом религия осознания.

Психология обиды.

Все мы знаем, что такое обида потому, что обижали и обижались. Сами того не сознавая, всякий обижающий и всякий обижающийся ранят себя, так как лишают себя солнца любви. Обидчик ранит, не только свою душу, но и тело: злые эмоции рождают в человеке болезненное напряжение тела, что отражается на его физическом обмене веществ и нарушает жизнь. Обидчик обижает, прежде всего, себя. Но и обижающийся поступает неразумно, сам себя ранит. Надо себя закрывать светлым щитом от обид, не обращать на них внимания. А что еще выше, это противопоставить обиде - любовь, кротость, великодушие. "Научитесь от Меня", - сказал Христос Спаситель, - "ибо Я кроток и смирен сердцем. И найдете покой душам вашим" (Мф. XI, 29). Вот простая дорога к счастью, о котором часто думает человек, не зная путей к нему.

Обида может быть бессознательной. Нанесение обиды идет от гордости, желающей унизить человека, от мстительности, злобы. Обижают люди и от алчности, зависти, тщеславия, эгоизма и - просто от душевной нечуткости и нравственной невнимательности.

Предприниматель (индивидуальный или коллективный, как государство, партия) обижает людей наиболее беззастенчиво, эксплуатируя их не только экономически, но и нравствено. Эксплуатация есть многоликая форма несправедливости. История человечества полна этим грехом, до наших времен. Но сейчас не феодальные бароны и не только денежные мешки эксплуатируют бедняков, - сами эти бывшие бедняки, ставшие администраторами, партийцами, представителями пролетариата", жестоко эксплуатируют бедняков (колхозных крестьян, рабочих), прикрывая, однако, эту эксплуатацию очень лестными для себя, но пустыми словами.

Эксплуатация ближнего может и не быть выражением каких-либо лично-неприязненных чувств; она бывает нравственным бесчувствием, исканием выгоды личной, партийной, государственной. Высокими мотивами пытаются оправдывать эксплуатацию - материальную и духовную - в наши дни. Целью революции для блага всех, оправдываются великие обиды людям. Гуманными фразами оперируют бездушные планировщики, не видящие живого человека. Смертельно обиден для человека и человечества утилитарный материалистический подход к бессмертной человеческой душе.

Но чувства справедливости и сострадания могут рождаться и в материалисте, вопреки его материалистической теории. Как человек, материалист может быть нравственно-чутким. И бывает, что сердце верующего в Бога (вопреки духу этой веры) наполняется алчностью, бессердечностью. Как у материалиста "неверие" может быть лишь на кончике его языка, так и "вера в Бога" бывает иногда лишь на кончике языка у верующего человека. (Вера в Бога - не теоретическая декларация).

В наши дни люди обижают даже веру в Бога (принуждая писать великое святое Имя Бог с маленькой буквы). Но Бога человек еще "менее может "обидеть", чем созвездие Ориона или Лебедя. Неверующие наносят обиду только своей жизни.

Человека обижает человек своей злой (или недостаточно доброй) волей. И все эти бесчисленные "молекулярные" в мире обиды, все наше личное и общее зло, рождают в мире те черные грозовые тучи конфликтов, войн и душегубства, от которых содрогается человечество. И может быть истреблено.

Раньше в истории, во имя веры в Бога, цари и вожди народов обижали неверующих людей (или не так верующих, как они сами). Теперь, в целом ряде стран, неверующие обижают верующих.

Сказано человеку: "Знаешь заповеди: не прелюбодействуй; не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй; не обижай (Мк. X)".

Но если обида случилась, ей надо противопоставить не обидчивость. В преодоление зла, входит и преодоление обидчивости. Мы люди так легко друг друга обижаем. И еще легче - обижаемся. Даже, если нас никто не обижает, мы и тогда обижаемся. Нам иногда хочется почувствовать себя "обиженными" и в этом проявляется дурная человеческая инфантильность. Ребенок иногда хочет зарыдать не потому, что его обидела мать, а потому, что ему вдруг сладко захотелось почувствовать себя (и, главное, показать себя!) обиженным. Это незрелость души.

"Активный эгоист" обижает, "пассивный" обижается. Обиды активных и обидчивость пассивных эгоистов очень мешают жизни. И выход из этих состояний только один - к свободе духа - никого не обижать и ни на кого не обижаться.

Показать полностью…
Похожие документы в приложении