Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
doc

Тестирование «Экзаменационное» по Издательскому делу и редактированию (Волкова Е. Г.)

1. Отметьте правильный ответ. Фактором, создающим возможность стилистической правки в древнерусской книжности, был(а):

Лексическая близость греческого и древнерусского языка

Лексическая близость старославянского и древнерусского языка

Идеографический характер письма

Слоговой характер письма

2. Литературная правка в древнерусской книжности была продиктована необходимостью:

Исправления «ересей»

Внесения фактических уточнений в текст

Политической цензуры

Повышения доступности содержания

3. Объектом составительской работы древнерусских книжников были:

Жития святых

Летописи

Литературные переводы

Изборники

4. Издания С.Полоцкого отличались от книг Печатного двора:

Церковной тематикой

Четким шрифтом, качественными иллюстрациями

Светским характером

Печатной технологией исполнения

5. Вкладом Верхней типографии в развитие справочного вида литературы был выпуск:

Тематического словаря

Алфавитного сборника

Энциклопедии

Справочника

6. Языком большинства произведений древнерусской книжности был:

Церковнославянский

Древнерусский

Древнееврейский

Греческий

7. Первый русский печатник И. Федоров сочетал в себе качества:

Редактора

Художника

Писателя

Типографа

Издателя

8. Наибольшая вариативность в древнерусских переводах отмечалась в отношении произведений:

«Учителей церкви»

Византийских хроник

Древнерусских авторов

Не имеющих канонического текста

9. Древнейшим образцом сборника является:

Слово о полку Игореве

Евангелие

Песнь о Нибелунгах

Илиада 10. Богослужебные книги И.Федорова были предназначены для:

Обучения

Получения справок

Бытового чтения

Церковной службы

11. Определите объект подражания для издательских технологий XVII в. в России:

Рукописная книга подражала печатной

Печатная книга подражала рукописной

Рукописная и печатная книги подражали друг другу

Обе книги развивались независимо друг от друга

12. Раннепечатная книга отличалась от рукописной:

Методами редакторской подготовки

Наличием развернутого аппарата

Форматом

Особенностями печатной формы

13. Одной из форм организации содержания книги, впервые использованной в изданиях С.Полоцкого, был(а):

Аннотация

Рубрикация

Выверенная композиция

Аппарат книги

14. Значимость корректурных оттисков в редакционно-издательском процессе XVII в. объяснялась необходимостью:

Исправления набора

Устранения ошибок верстки

Редактирования авторского оригинала

Устранения ошибок черновой рукописи

15. Редактированию как сфере профессиональной деятельности характерно:

*-Очерченность границ объекта

**Наличие собственных методов и приемов работы

-*Четкость целевых установок

--Отсутствие теоретико-методологической базы

16. Выпуск изданий Верхней типографии, предназначенных читателям – неспециалистам, был направлен на:

Усиление элитарного характера книги

Популярности книги

Превращение книги из богословской – в светскую

Усиление цензорского надзора

17. В плане развития видов изданий с XVII в. идет отсчет начала выпуска:

Научно-популярной книги

Учебной книги

Детской литературы

Церковной книги

18. Формы печатной книги в редакционно-издательском процессе XVII в.:

«Белые книги»

Корректуры

Печатный оригинал

Черновая рукопись

19. Крупнейшим центром вычитки печатной книги в России XVII в. стал(а):

Верхняя типография

Славяно-греко-латинская академия

Академия наук

Правильная палата Печатного двора

20. В XVII в. окончательно формируется еще один аспект редактирования –

Цензорский

Политико-идеологический

Методологический

Литературный

21. Набор печатного оригинала для книжного издания XVII в. осуществлялся с:

«Белой книги»

Черновой рукописи

Корректурных оттисков

Верстки

22. Редакторская подготовка изданий Верхней типографии была связана с:

Корректорской правкой

Текстологическим комментированием

Работой над языком и стилем

Обработкой иллюстраций

23. Редакционно-издательская форма книги первопечатника Ф. Скорины отличалась наличием:

Иллюстраций

Титульного листа

Предисловия и комментария

Колофона

24. Дополнительные элементы (предисловия, послесловия) были характерны для:

Современной книги

Раннепечатной книги

Берестяных грамот и свитков

Рукописной книги

25. Ранние формы редактирования были обращены к обработке:

Иллюстраций

Текста Устной информации

Таблиц 26. В 17 веке в России:

**-Редакторская деятельность осознается как самостоятельный аспект книгоиздания

***Начинает складываться редакционно-издательский процесс

-**Определяются отдельные аспекты работы над произведением

---Закладываются основы обучения специалистов, профессионально работающих в книгоиздании

27. Новаторские методы и принципы подготовки, редактирования и выпуска в свет изданий в практике С.Полоцкого и С.Медведева связаны с:

Осознанием просветительской функции книги и ее назначения широкому кругу читателей

Использование лаконичных художественных форм в произведении

Подготовкой специальной богословской литературы

Созданием наборных экземпляров, так называемых «Белых книг»

28. Задачей изучения дисциплины «Редактирование. Общий курс» является:

Ознакомить с техникой редакторской правки

Показать процесс формирования редактирования в историческом плане

Указать границы вмешательства редактора в авторский текст

Изучить историю литературы и показать место в ней редактирования

29. «Белая книга» в редакционно-издательском процессе XVII в. играла роль:

Оригинал-макета

Гранок Печатного оригинала

Авторского оригинала

30. Специфика редактирования раннепечатной книги обусловлена:

Преимуществами использования гражданского шрифта

Особенностями печатной формы

Необходимостью тиражирования выверенной информации

Особенностями новых форматов

31. Иллюстрации – фронтисписы в раннепечатной книге размещались:

на вклейке

на форзаце

на авнтитуле

перед титулом

32. Технология раннепечатного издательского процесса сводилась к:

Набору, верстке и печати

Верстке, корректуре и печати

Набору и печати

Верстке и печати

33. Переход от рукописного книгопроизводства к печатной технологии сделал необходимым процедуру:

Считки

Корректуры

Рецензирования

Вычитки

34. Набор раннепечатных книг проводился с:

Пополосных форматок

Фотоформ

Рукописных книг

Печатных матриц

35. Первая светская печатная иллюстрация в России помещена в:

Грамматике» М. Смотрицкого

«Азбуке» В.Бурцева

«Букварях» И. Федорова

«Слове о полку Игоревом»

36. Одной из первых форм книжного аппарата в раннепечатной книге был(о):

Предисловие

Указатель

Послесловие

Титульный лист

37. Новым средством отображения информации в раннепечатной книге была:

Титульный лист

Иллюстрация

Колофон Шмуцтитул

38. Ярчайшим образцом учебной книги XVII в., по которому учились несколько поколений, стал(а):

«Грамматика» М.Смотрицкого

«Букварь» В.Бурцева

«Азбука» В.Бурцева

«Азбука» И.Федорова

39. Оригинальная русская книга XVII в. издается в:

Рукописной форме

Печатной форме

В виде свитков

Печатной и рукописной формах

40. Формы рукописной книги в редакционно-издательском процессе XVII в.:

Корректуры

Черновая рукопись

Печатный оригинал

«Белые книги»

41. Древнейшими литературными памятниками являются:

Веды Саги

Руны

Евангелия

42. Важнейшим итогом развития редакционно-издательского процесса XVII в. стало:

Формирование распространенных ныне методов редакторской работы

Развитие отдельных аспектов работы над произведением и изданием

Развитие технологии репродуцируемого оригинал-макета

Формирование распространенных ныне технологий книгоиздания

43. Печатная книга до XVIII в.:

Носила, преимущественно, светский характер

Существовала параллельно с рукописной

Была распространена меньше, чем рукописная

Вытеснила рукописную

44. Древнейшим принципом редакторской обработки произведения было стремление к:

Книжному стилю

«Евангельскому языку»

«Высокому стилю»

Стилистическому единству

45. Издания И.Федорова отличает:

Крупный формат и убористый шрифт

Крупный формат и шрифт

Небольшой формат и убористый шрифт

Небольшой формат и крупный шрифт

46. Подлинная необходимость в редакторской правке церковно-религиозной литературы обнаружилась:

Накануне Раскола

В годы татаро-монгольского ига

В ходе Петровских реформ

После принятия христианства

49. Наибольший вклад в развитие редактирования Древней Руси внесли:

Авторы «житийной литературы»

Церковные служащие

Переписчики и переводчики

Монахи 50. С. Полоцкий первым в России издал:

Поэтическое произведение

Антологию

Сборник Хрестоматию

51. Учебные издания И.Федорова отличает:

Специальная обработка и отбор текстов

Именной указатель

Аппарат организации усвоения

Предметный указатель

52. Первые книги, в создании которых наряду с типографским направлением участвовало издательское, появились в:

России XV в.

Западной Европе XVIII в.

Западной Европе XV в.

Древней Руси

53. Какие формы письма в настоящее время получили наибольшее распространение:

Идеографическое

Слоговое

Буквенное

Пиктографическое

54. Тематика книжных изданий XVII в. преимущественно:

Светская

Церковно-служебная

Юридическая

Духовная

55. Появление первопечатной книги:

Предъявило новые требования к редакторской правке

Не повлияло на развитие редактирования

Упростило задачи редактора

Не изменило требований к задачам редактирования

56. Причины зарождения редактирования обусловлены:

Характером общественно политической формации

Закономерностями развития общества

Закономерностями развития литературного процесса

Характером используемых технологий книгопечатания

57. Первая русская рукописная газета «Куранты» редактировалась:

В Сенате

Лично царем

В Министерстве иностранных дел

В Посольском приказе

58. Первая русская книга по военному делу вышла в:

16 в. 17 в. 18 в.

15 в. 59. Фронтисписом называется:

Иллюстрация, размещаемая перед титулом

Первая прописная буква текста

Начальная страница книги

Страница книги с библиографическим описанием

60. Оглавление раннепечатной книги размещалось на:

титульном листе

Колофоне

Обороте титульного листа

Вклейке

61. Большинство дошедших до нас памятников древнерусской литературы –

Образцы литературного заимствования

Канонических тексты

Иноязычные переводы

Результаты бесконечных вмешательств в текст

62. Издательская деятельность С.Полоцкого способствовала:

Ужесточению государственной цензуры

Введению гражданского шрифта

Популяризации богословских идей

Реформированию литературного языка

63. Выходные сведения раннепечатной книги размещались в (на):

Титуле

Колонтитуле

Колофоне

Обороте титула

64. Объектами редакторского вмешательства на Руси XI-XV вв., как правило, были:

Церковные служебные книги

Произведения религиозной тематики

Литературные произведения

Юридические и деловые документы

65. Важнейшим итогом развития российского книгоиздания XVII в. стало:

Формирование справочного вида литературы

Появление революционных технологий книгопечатания

Формирование учебной книги как вида издания

Появление иллюстрированной книги

66. С какими формами письма связано развитие мировой литературы

*-**Саги

--**Евангелия

---*Веды **--Руны

67. Первые русские книги выходили на языке:

Немецком

Славянском

Греческом

Латинском

68. С древнейших времен редактирование складывалось как:

Научно-исследовательская деятельность

Цензорский инструмент

Творческая деятельность

Компиляторская деятельность

69. Указания наборщикам раннепечатной книги размещались на:

-Печатных оригиналах

*Черновых рукописях

-«Белых книгах»

*Корректурах

70. Отличительными чертами раннепечатной учебной книги от церковного являл(о)сь(я):

Наличие иллюстраций

Четко выделенное целевое назначение

Специальная обработка текста и наличие аппарата

Четко выделенный читательский адрес

71. В богослужебных изданиях И.Федорова:

Все изменения были вызваны политической цензурой

Сохранен канонический текст

Канонический текст изменен

Редакторская правка не осуществлялась

72. Последовательность хода редакционно-издательского процесса XVII в.:

«Белые книги» - Черновая рукопись – корректуры – печатный оригинал

Черновая рукопись – «Белые книги» - корректуры – печатный оригинал

Черновая рукопись – корректуры – «Белые книги» - печатный оригинал

Корректуры – черновая рукопись – «Белые книги» - печатный оригинал

73. Важнейшая редакторская функция Ивана Федорова:

Организационная работа

Составительская работа

Отбор текста и адекватная его передача

Эстетическая оценка текста

74. В Правильной палате Печатного двора работали:

Чтецы Пономари

Дьяки Справщики

75. Колофоном называется:

Оборот титула

Оборот концевого титула

Концевой титул

Титульный лист

76. С самого начала книгопечатания редактирование:

Служило цензорским инструментом

Приобрело самостоятельное значение

Оказалось подчинено идеологическим задачам

Не применялось

77. Иллюстрация в раннепечатной книге:

Заверстывалась в текст

Рисовалась от руки

Печаталась отдельно в другой технике

Размещались на вклейках

78. Причиной медленного развития печатных технологий в российском книгоиздании стало(а):

Политико-экономическая нестабильность XVII в.

Противодействие церковных властей

Целенаправленная государственная политика

Отсутствие спроса на печатную книгу

79. Укажите правильную последовательность хода литературного процесса Древней Руси по основным его субъектам:

Составитель – автор – переписчик

Автор – составитель – переводчик

Автор – составитель – переписчик

Автор – переписчик – переводчик

80. Главным объектом для редактирования в XVII в. по-прежнему являлись:

Исторические хроники

Сборники

Жития святых

Летописи

Тема 2

1. Какого автора не издавал А.Ф. Смирдин:

И.А. Крылова

Н.Н. Карамзина

Г.Р. Державина

В.К. Тредиаковского

2. Во 2 пол XVIII в. широкое распространение в России получил новый вид периодического издания:

Монография

Календарь

Газета Хрестоматия

3. М.В. Ломоносов несколько лет работал редактором:

«Ежемесячных сочинений…»

«Ученых ведомостей…»

Газеты «Куранты»

Газеты «Ведомости»

4. Что указывает на неразвитость редакционных средств подготовки альманахов в первой трети 19 века:

**-Невмешательство редактора в авторский текст

---Несоответствие структуры оглавления структуре издания

***Иллюстративный материал не связан с содержанием текста

*--Отсутствие аппарата издания

5. Кто участвовал в подготовке и издании первого 6-титомного словаря русского языка (1786-1794)

М.В. Ломоносов

Н.Ф. Богданович

Д.И. Фонвизин

Е.Р. Дашкова

6. Самый значительный вклад Н.И. Новикова в развитие книжного дела состоял в:

Популяризации чтения

Выпуске учебной книги

Выпуске собраний сочинений

Выпуске журналов

7. Вклад Петра I в развитие русской периодики состоял в учреждении:

Печатной газеты «Ведомости»

Рукописной газеты «Куранты»

Печатной газеты «Куранты»

Рукописной газеты «Ведомости»

8. Важный признак справочной литературы, который бил обеспечен при подготовке первого 6-титомного словаря русского языка (1786-1794):

Научность

Систематизация

Полнота Связь с современностью

9. Одной из первых русских хрестоматий XVIII в. для широкого круга учащихся стал:

«Зрелище природы и художеств»

«Атлас Российской империи»

«Живописец»

«Писмовник»

10. Петр I, обосновывая принципы перевода, считал необходимым:

Исключительно строгий выбор тестов для перевода

Перевод оригинала «высоким словянским слогом»

Критическое отношение к оригиналу, вплоть до приведения примеров из

Абсолютно адекватный перевод

11. Отбор материалов и сведений для календарей XVIII в. велся:

Среди досуговой тематики

В самых широких областях

Из сферы научно-технических знаний

Преимущественно из политической области

12. М.В. Ломоносов одной из задач Академии наук в области редакторского дела называл:

Контролирование книгоиздания

Экспертизу научных трудов

Совершенствование полиграфических технологий

Собственную издательскую деятельность

13. Важным свойством художественной прозы А.С. Пушкин считал:

Достоверность фактов

Прозрачность композиции

«Цветистость» содержания

Смысл, простота и точность содержания

14. Преимущество выпуска альманахов над периодическими изданиями начала XIX в. заключалось в:

Избежании цензорского контроля

Прогрессивном подборе авторов

Дешевизне

Доступности языка и стиля

15. Наиболее спрашиваемые издания 1 пол. XVIII в.:

Издавались факсимильным способом

Переписывались от руки

Переиздавались

Допечатывались

16. Вклад А.Д. Кантемира, В.К. Тредиаковского и М.В. Ломоносова в развитие редактирования заключается в:

Совершенствовании методики редакторской работы

Разработке языкознания, теории жанров

Совершенствовании технологии печати

Создании «вольных типографий»

17. Вкладом Н.И. Новикова в развитие литературоведения являлся выпуск:

Журнала «Детское чтение»

Словаря «Опыт исторического словаря русских писателей»

Журнала «Трутень»

Журнала «Живописец»

18. Петр 1 – редактор в качестве первоочередного ставил принцип:

Стилистической красоты произведения;

Практической значимости сообщаемых знаний и умений

Наглядности иллюстративных изображений

Издательско-полиграфического совершенства изданий

19. В начале XIX в. окончательно приобрели статус периодических, а другие – разовых:

Антологии и альманахи

Альманахи и газеты

Журналы и альманахи

Журналы и газеты

20. Введение гражданского шрифта Петром 1 сделало возможным:

Увеличить формат изданий

Отказаться от двухцветной печати

Уменьшить формат изданий

Отказаться от заставок

21. Одно из лучших изданий в Европе первой половины 18 века

«Брюсов календарь»

«Арифметика» Л. Мангницкого

«Атлас Российской Империи»

«История Российская с самых древнейших времен» В.Н. Татищева

22. Петр 1, оценивая переводы некоторых книг как неудовлетворительные:

*-*Самолично редактировал

--*Заставлял переводить заново

-**Переводил лично

---Отдавал их на редактирование

23. В основу гражданского шрифта был положен:

Московский устав

Московский полуустав и скоропись

Декоративная вязь

Русский устав

24. Укажите какие издания не редактировал Н.М. Карамзин

«Московский журнал»

«Аониды»

«Вестник Европы»

«Аглая»

25. Задачей перевода является передача подлинника. Однако А.Д. Кантемир определил случаи возможного отступления от него:

Если требуется придать большую художественность тексту

Если описываются незнакомые предметы

Если можно короче и лучше понять мысль автора

Если текст не поддается буквальному переводу

26. Понятие «редактор» закрепляется в толковых словарях:

В начале 19 в.

В начале 20 в.

В конце 19 в.

В середине 18 в.

27. Главный вклад М.В. Ломоносова в редактирование заключался в том, что он:

Выдвинул понятие «редактирование» и обосновал его

Заложил основы лингво-стилистического направления в редактировании

Помогал Петру ё в осуществлении издательской реформы

Разработал критерии и принципы перевода

28. Петр 1 – редактор наибольшую значимость среди элементов аппарата издания придавал:

Сопроводительной статье

Системе указателей

Выходным сведениям

Предисловию, послесловию, комментариям

29. Деятельность А.С. Пушкина по выпуску альманаха «Современник»:

Не исключала помощи авторам в доработке произведений

Сводилась к приглашению авторов к сотрудничеству

Сводилась к организации правки авторских материалов

Сводилась к отбору текстов автор

30. А.С. Пушкин редактировал:

Журнал «Московитянин»

Журнал «Европеец»

«Литературную газету»

Альманах «Северные цветы»

31. Наибольший вклад в становлении редакционно-издательского дела первой трети XIX в. оказал выпуск:

Альманахов и антологий

Журналов и газет

Журналов и альманахов

Журналов и антологий

32. В пушкинском «Современнике» было опубликовано его произведение под названием:

«Бахчисарайский фонтан»

«Евгений Онегин»

«Капитанская дочка»

«Цыгане»

33. Нормативные акты петровского времени, регламентирующие литературную правку текста, были разработаны в:

Верхней типографии

Московском университете

Печатном дворе

Академической типографии

34. В альманахе «Полярная звезда» (1823-1825) была обеспечена целостность издания за счет:

Критерия идейной ценности

Выплаты авторского гонорара

Критерия художественной ценности

Разнообразия жанров

35. В начале XIX в. понятие «редактор»:

Отождествлялось с издательской деятельностью

Приобрело современный смысл

Впервые упоминается в словарях

На некоторое время выходит из оборота

36. Деятельность А.Ф. Смирдина приходится на:

Середину 19 в.

Начало 20 в.

Середину 18 в.

Конец 17 в.

37. Кто первый в России начал издавать полное собрание сочинений:

Н.И. Новиков

А.П. Сумароков

М.В. Ломоносов

Н. Полевой

38. Какой журнал выпускал Н.И. Новиков:

«Трутень»

«Жупел» «Детское чтение для сердца и разума»

«Живописец»

39. В состав альманахов включались:

Литературно-критические произведения

Издательские предисловия

Именные и предметные указатели

Литературно-художественные произведения

40. Значительный вклад в развитие редактирования внесла работа М.В. Ломоносова:

«Российская грамматика»

«Слово о пользе химии»

«О пользе стекла»

«Слово о явлениях воздушных»

41. Организуя издания переводной литературы, Петр 1:

*Самолично переводил произведения

-Отбирал книги для перевода

*Уточнял и редактировал тексты

-Контролировал издательский процесс

42. Решающую роль в книгоиздательских реформах Петра I сыграло:

Поддержка реформ Петра Феофаном Прокоповичем

Введение гражданского шрифта

Создание целой школы переводчиков

Основание при Александро-Невском монастыре типографии

43. Авторский гонорар в пушкинском «Современнике» равнялся (за печатный лист):

150 р. 200 р.

400 р.

20 р. 44. Какое направление деятельности редакции журнала можно считать основным:

Организационная работа

Работа с корреспонденцией

Изучение читательского спроса

Редактирование материалов

45. Варианты расположения литературного материала в сборниках первой четверти XIX в.:

*-Хронологический признак

--Жанрово-тематический признак

**Тематический признак

**Жанровый признак

46. Деятельность А.Ф. Смирдина и его коллег начала XIX в. свидетельствует о:

Превращении издательской деятельности в профессиональную отрасль

Преодолении государственного диктата в книгопроизводстве

Привлечении крупного капитала в книжное дело

Монополизации книгопроизводства

47. Гражданский шрифт, введенный Петром 1, в книгоиздании использовался:

Некоторое время наравне с кириллицей

Лишь в небольшом числе изданий

В качестве единственно верного

Некоторое время наравне с глаголицей

48. В пушкинском «Современнике» из крупных поэтов второй половины 19 в. печатался:

Майков

Тютчев Некрасов

Фет 49. Поэтический дар, по А.С. Пушкину, проявляется в:

В быстроте поиска слова или образа

В интуитивном отвержении слова или оборота

В отличном знании родного языка

В чувстве соразмерности, гармонии

50. А.Д. Кантемир считал, что главной задачей перевод является передача:

-Подлинника

*Заложенного смысла

*Основной идеи

-Колорита эпохи

51. А.С. Пушкин в литературной критике видел:

Выражение общественного мнения

Голос простого народа

Проявление гения

«Глас Божий»

52. Наибольшее развитие в петровскую эпоху получила методик редактирования:

Справочной литературы

Научной и учебной литературы

Научно-популярной литературы

Художественной литературы

53. Одним из итогов петровских реформ в книгоиздании было:

Развитие оригинальной русской книги

Формирование распространенных ныне технологий книгоиздания

Расширение издательского репертуара

Формирование распространенных ныне методов редакторской работы

54. В начале XIX в. большинство выпускаемых книг в России:

Учебная литература

Справочная литература

Научная литература

Художественная литература

55. В каком году вышел Указ о Вольных типографиях:

В 1861

В 1802 В 1783

В 1620 56. Наибольшее количество альманахов выходило:

в 1820-1821 гг.

в 1830-1831 гг.

в 1825-1827 гг.

в 1833-1835 гг.

57. В процессе подготовки какого вида издания произошло разделение функций издателя и редактора:

Альманаха

Книжного издания

Журнала Собрания сочинений произведений писателя

58. С начала XIX в. с ослаблением цензуры начинается масштабное развитие:

Русского учебного книгоиздания

Государственного диктата

Вольных типографий

Литературных журналов

59. Важнейшим центром научного книгоиздания XVIII в. в России станосится:

Издательство Академии наук

Печатный двор

Издательство Московского университета

Верхняя типография

60. Редакторский опыт А.С. Пушкина позволил увидеть новые аспекты редакторской деятельности:

Редактор управляет читательским восприятием

Редактор составляет справочный аппарат

Редактор – организатор издания

Редактор активно помогает автору в доработке произведений

61. Что не входит в функции редактора альманаха (литературно-художественного сборника):

Корректура набора

Составление заголовков и предисловия

Редакторская обработка текста

Поиск материалов и их расположение

62. Введение гражданского шрифта своей целью преследовало:

Переход к шрифту на основе декоративной вязи

Расширение состава алфавита

Изменение состава алфавита и упрощение шрифтовой графики

Упрощение ранее использующейся шрифтовой графики

63. Критерия редакторской оценки альманахов сформировались в:

20 в.

17 в. 19 в. 18 в.

64. Журнал «Сын Отечества издавал:

Ф. Булгарин

О. Сенковский

Н. Полевой

Н. Греч 65. Задачи издателя альманаха сводились к:

Написанию предисловия

Подбору иллюстраций

Поиску материала

Редакторской правке произведений

66. Редакторская подготовка журналов начала XIX в.:

Не велась вообще

Впервые разделила функции редактора и издателя

Ничем не отличалась от подготовки альманахов

Ничем не отличалась от современных методов

67. Основную массу изданий петровского времени составляли:

Оригинальные русские издания

Духовная литература

Церковная служебная литература

Переводные издания

68. Ведущим направлением развития теории редакционно-издательского дела 2 пол. XVIII в. стало(а):

Совершенствование полиграфических технологий

Совершенствование технологии создания оригинал-макета

Формирование тематико-типологического состава изданий

Разработка методики редактирования

69. Кто первый из авторов пытался издать полное собрание собственных сочинений:

А.П. Сумароков

К. Батюшков

Я. Полонский

Г.Р. Державин

70. Специфика редакторской подготовки альманахов и журналов отражается в

Подходах к формированию структуры изданий

Подходах к формированию содержания и структуры аппарата издания

Принципах отбора произведений

Критериях оценки речевых средств

71. Литературно-художественное редактирование к началу XIX в.:

Применялось лишь в отношении некоторых видов литературы

Развилось как самостоятельное направление

Еще не сложилось

Развилось в составе общей методики редакторской работы

72. «Модный ежемесячный журнал» издавал:

Я.Б. Книжнин

А.П. Сумароков

В.И. Майков

Н.И. Новиков

73. Что входит в функции редактора литературно-художественного сборника (альманаха):

Поиск материалов и их расположение

Составление заголовков, предисловия

Редакторская обработка текста

Корректура набора

74. Издательской деятельностью в России начала XIX в. занимались:

Владельцы типографий

Земские общества

Книгопродавцы

Авторы 75. Литературно-художественные журналы начала XIX в. содержали:

Предисловия

Иллюстрации

Литературно-критические произведения

Литературные произведения

76. Н.И. Новиков считал, что выпуском отраслевой литературы должны заниматься:

Издатели Московского университета

Редакторы-профессионалы

Специалисты в соответствующей области

Издатели Академии наук

77. Ярчайшим образцом книжного дела XVIII в., по которому учились несколько поколений, стала:

«Геометрия» Я. Брюса

«Арифметика» Л. Магницкого

«Книга союзная» Б.Волкова

«Таблицы логарифмов» Л. Магницкого

78. В сфере интересов издателя Н.И. Новикова был выпуск книг:

Памятников русской литературы

Учебной литературы

Самой разнообразной тематики

Детской литературы

79. Какой аспект не входит в организационное направление деятельности журнала:

Формирование авторского состава и отбор произведений

Формирование справочного аппарата и доработка произведений

Обеспечение целостности издания

Определение места журнала в литературном потоке

80. Что способствовало развитию частной инициативы в книжном деле:

Реформа Петра I

Отмена предварительной цензуры

Выведение редактирования в самостоятельный разряд деятельности

Указ о Вольных типографиях

81. Альманах начала XIX в. как вид издания можно отнести скорее к:

Литературно-художественным сборникам

Научно-популярным сборникам

Антологиям

Журналам

Тема 3

1. Журнал «Современник» Н.А. Некрасова в отличие от «Отечественных записок» являлся

Общественно-политическим изданием

Чисто литературным изданием

Естественнонаучным изданием

Литературно-критическим изданием

2. Новый закон о печати 1865 г. изменил порядок цензуры печати и

Ввел предварительную цензуру

Отменил предварительную цензуру

Ужесточил ее

Отменил ее

3. Обязанности цензора законом 1865 г. были возложены на

«Четвертое управление»

Полицейское ведомство

Авторов Редакторов и издателей

4. В 60-70-е годы 19 века в России

**Развивается жанр биографии

**Происходит специализация редакторского труда

-*Формируются принципы пропаганды научных знаний

*-Развивается просветительское книгоиздание

5. Основной принцип подготовки изданий произведений художественной литературы по В.Г. Белинскому

Поэтическое мироощущение

Эстетическая форма

Значение для современности

Критичность, полемичность

6. На примере деятельности А.И. Герцена в «Вольной типографии» проверьте достаточность суждений

--*Литературные способности и сложившееся мировоззрение залог успеха редакционно-издательской деятельности

-*-Умелое использование жанрово-видовых возможностей изданий способно удовлетворить потребности различных групп читателей

***Для обеспечения актуальности и злободневности издания необходима оперативная информация и связь издания с читательской аудиторией

*--Редактор-издатель, определяя состав репертуара изданий, влияет на качество издаваемой литературы

7. О том, что критика должна быть тактичной, обстоятельной, аргументированной В.Г. Белинский говорил в статье

Речь о критике

Взгляд на русскую литературу 1846 г.

Литературные мечтания

5-й статье о Пушкине

8. В основу академического собрания сочинений был положен принцип компоновки материалов

Жанрово-тематический

Хронологический

Жанровый

Тематический

9. Н.Г. Чернышевский при подготовке русского издания Милля «Основы политической экономики» особое значение уделял

Оформлению будущего издания

Подготовке примечаний и комментариев

Дословному переводу

Достоверности фактического материала

10. А.И. Герценым и Н.П. Огаревым был налажен выпуск

Учебной книги

Массово-политических изданий

Художественной литературы

Научных публикаций

11. Какой из журналов первым разработал требования к научно-популярным материалам

«Современник»

«Свисток»

«Русское богатство»

«Русское слово»

12. Ведущая тематика журнала «Современник» 50-60-х гг. XIX в.

Монархическая пропаганда

Революционный призыв

Критика царизма

Критика крепостничества

13. Н.А. Некрасов, редактируя «Современник», занимается главным образом

Правкой статей

Критической работой

Организационной работой

Корректурой

14. Особенностями изданий, выпущенных А.И. Герценым и Н.П. Огаревым, были

Отсутствие цензуры

Стилистическая новизна

Социально-политическая острота

Политическая корректность

15. В 60-е годы XIX в. в России интенсивно развивается книгоиздание

------Нелегальное

**--**Общественно-политическое

-*-*-*Просветительское

****--Духовное

16. В.Г. Белинский считал появление в журнале идейных симпатий издателя

Желательным

Возможным

Обязательным

Недопустимым

17. Подготовка Н.Г. Чернышевским русского издания «Основ политической экономии» Милля демонстрирует

Возможности пропаганды научных знаний

Возможности современного перевода

Возможности издания полезных и доступных книг для народа

Возможности интерпретации литературного произведения средствами книгоиздания

18. В газете «Колокол» А.И. Герцена печатались

Произведения больших литературных жанров

Письма Произведения малых литературных жанров

Статьи 19. Литературные журналы России середины XIX в. содержали

нет правильного ответа

Библиографическую информации

Научные и научно-популярные работы

Литературные произведения

Литературно-критические произведения

20. Отличительной чертой Д.И. Писарева как критика и редактора было внимание к произведениям литературы

Детской Богословской

Художественной

Научно-популярной

21. Н.А. Некрасов требовал от редакторской работы

Коллективности

Индивидуальности

Методичности

Эстетизма

22. Вклад В.Г. Белинского в развитее журналистики состоял в

В разработке теории жанров

Сотрудничестве в ряде журналов

Разработке теории журналистики

Создании цензурного комитета

23. Как редактор образцы недопустимого вмешательства в авторский текст дал

Н.И. Новиков

Н.Н. Некрасов

Н.А. Полевой

О.И. Сенковский

24. Язык массовых изданий, по мнению В.Г. Белинского, должен прежде всего отличаться

Наукообразием

Доходчивостью

Эмоциональностью

Величавостью

25. Кому из редакторов принадлежат слова «талантливые люди шли в «Отечественные записки», как в свой дом…»

Н.А. Некрасову

А.А. Краевскому

В.Г. Белинскому

М.Е. Салтыкову-Щедрину

26. А.И. Герцен – редактор «Полярной звезды» к числу наиболее серьезных жанров статей относил

Научные

Литературно-критические

Биографические

Литературные

27. Н.А. Некрасов считал, что

Автор – лучший редактор своего произведения

Редакторская работа превыше авторской

Редактированию подлежат лишь неудачные произведения

Автор – плохой редактор своего произведения

28. Научная популяризация, как вид деятельности, сформировалась в России

В 40-50-е годы 18 века

В 60-70-е годы 19 века

В 50-60-е годы 20 века

В начале 20 века

29. Редактором журнала «Родное слово» был

Салтыков-Щедрин

Достоевский

Писарев Стасюлевич

30. Предпосылками к формированию новых методов и принципов редактирования являются

Развитие редакционно-издательской деятельности

Учет специфика читательского восприятия

Развитие литературного языка

Развитие организационно-функциональной структуры выпуска литературы

31. Общественно-политическая позиция работ В.Г. Белинского

Монархическая

Консервативная

Социал-демократическая

Демократическая

32. Общественно-политические взгляды А.И. Герцена были связаны с

Революционно-демократическим движением

Социально-демократическими идеями

Национальным движением

Монархическими идеями

33. Кто первый осознал требование оперативности информации, как необходимое условие существования периодического издания:

А.И. Герцен

В.Г. Белинский

«Куранты» (17 в.)

Н.А. Некрасов

34. Издатели 2 пол. XIX в. к пропаганде научных знаний активно привлекали

Писателей

Редакторов

Ученых Священнослужителей

35. Наиболее значительным событием в книгоиздании 60-х гг. XIX в. в России стала подготовка первого научного издания

В.А. Жуковского

Г.Р. Державина

А.С. Пушкина

М.Ю. Лермонтова

36. Содержание русской литературы середины XIX в. ориентируется на

Народное просвещение

Научную популяризацию

Эстетическое мироощущение

Проповедь морали

37. Книгоиздательская деятельность Н.Г. Чернышевского охватывала публикацию

Художественной литературы

Литературно-критических трудов

Экономических трудов

Исторических трудов

38. Вклад Н.А. Некрасова в развитие редакционно-издательского процесса в том, что он:

Определил, что корректура является самостоятельным процессом в подготовке издания

При отборе материалов учитывал читательский интерес и общее направление журнала

Формулировал четко и определенно свои замечания автору

Умел создавать условия для проявления писательского дара

39. Читательский адрес ежемесячных литературных журналов середины XIX в.

Мещане

Разночинцы

Духовенство

Образованное дворянство

40. В каком году вышла в свет серия «Новый Плутарх. Биография знаменитых людей в истории»

1890

1745 1875 1927

41. В академическое собрание сочинений попадают

Тексты по редакции последней публикации

Авторские тексты, собранные по определенному принципу

Все без исключения авторские тексты

Все автографы

42. В.Г. Белинский видел читателем «толстых журналов»

Дворянство

Избранную публику

Широкие круги читателей

Студенчество

43. Кто из известнейших редакторов прошлого развивал требования к критике

-**-М.Е. Салтыков-Щедрин

****В.Г. Белинский

-*-*А.С. Пушкин

*---М.В. Ломоносов

44. Задачей критика является

Дать сведения об авторе

Руководство развитием литературным процессом

Воспитание читателя

Управление общественным мнением

45. Среди разработанных В.Г. Белинским критериев оценки литературоведческих работ

Романтика, шестое чувство, музыкальность

Критичность, принципиальность, сложная иерархия понятий

Беседа, задушевный стиль, увлекательность

Емкость, многоплановость, простота

46. В.Г. Белинский как литературный критик развил направление

Моральной проповеди

Реалистической эстетики

Символизма

Натурализма

47. Д.И. Писарев как просветитель

*Боролся с идеализмом

*Пропагандировал естественнонаучные идеи

-Защищал монархию

-Пропагандировал революционно-демократические идеи

48. Н.Г. Чернышевский среди основных элементов книжного издания особое внимание уделял

Иллюстративному материалам

Аппарату

Издательско-полиграфической форме

Выходным сведениям

49. Статьи и сообщения из России редакторы газеты «Колокол»

-*-Снабжали примечаниями

**-Использовали как источники

***Перерабатывали

---Печатали без изменений

50. В 60-е гг. XIX в. в России развиваются принципы подготовки собраний сочинений двух типов

Научно-популярного

Научно-массового

Академического

Массового

51. Основой для отбора произведений в журнал «Отечественные записки» М.Е. Салтыкова Щедрина являлось

Языковая точность

Стилистическая красота

Идейное содержание

Политические взгляды автора

52. В «Полярной звезде» А.И. Герцена печатаются

Статьи нет правильного ответа

Письма Заметки

Отрывки

53. В библиографическом разделе «Отечественных записок» размещались

Кроссворды

Рецензии

Критические произведения

Стихи 54. Журнал «Отечественные записки» А.А. Краевского по своему характеру являлся

Библиографическим изданием

Универсальным журналом энциклопедического характера

Литературно-критическим

Литературным

55. Годы царствования Николая I характеризовались для книгоиздания

Либеральными реформами

Ужесточением цензуры

Монополизацией сферы

Созданием крупных издательских концернов

56. В каком журнале начинает свою редакторскую деятельность М.Е. Салтыков-Щедрин

Русский инвалид

Современник

Отечественные записки

Свисток

57. В.Г. Белинский как редактор требовал от произведения

Эстетической формы

Правдивого изображения действительности

Музыкальной звучности

Целостности

58. С началом деятельности «Комитета 2 апреля» российские литературные журнал

Тускнеют, теряют своего читателя

Вступают в пору своего расцвета

Теряют свое социальное назначение

Обретают своего читателя в студенческой среде

59. В статье «Реалисты» Д.И. Писарев ставит вопрос о

Читательском адресе произведений

Научном прогнозировании

Методах и стиле изложения популярных сочинений

Задачах популяризации

60. В.Г. Белинский при подготовке собраний сочинений предложил использовать

Жанрово-тематический принцип

Тематический принцип

Жанровый принцип

Хронологический принцип

61. «Комитет 2 апреля» был создан в

1919 г. 1905 г.

1825 г.

1848 г. 62. Большинство книжных изданий России 2 пол. XIX в.

Социально-экономическая книга

Естественнонаучная книга

Учебная и религиозная книга

Научная литература

63. Теорию методов и стилей научно-популярного изложения разрабатывает

М.Е. Салтыков-Щедрин

Л.Н. Толстой

Д.И. Писарев

Н.А. Некрасов

64. Хронологический принцип композиции предполагает две возможности размещения материала

-*Историко-литературную

*-Тематическую

--Биографическую

**Жанрово-тематическую

65. Во 2 пол. XIX в. в России обнаружился значительный спрос на книгу для

Широких народных масс

Элитарного читателя

Студенчества и разночинства

Интеллигенции

66. Оценивая добротность перевода произведения, Н.А. Некрасов во главу угла ставит

Качества фактического материала

Поэтичность

Политическую сторону

Языково-стилистические качества

67. Ажиотажный спрос на книгу для массового читателя во 2 пол. XIX в. в России актуализировал

Редакторский труд

Монополизацию книгоиздания

Цензорское дело

Государственный контроль книгоиздания

68. Отмена предварительной цензуры законом 1865 г. привела к

Незначительному сокращению книгопроизводства

Резкому сокращению выпуска книг

Резкому увеличению выпуска литературы

Незначительному увеличению выпуска изданий

69. Кто первый пришел к выводу о необходимости коллективного и коллегиального управления журналом:

Н.А. Некрасов

Н.Г. Чернышевский

М.Е. Салтыков-Щедрин

Н.А. Добролюбов

70. При подготовке какого вида издания редактор в наибольшей степени влияет на особенности читательского восприятия

Журнал

Научное издание

Литературно-художественное издание

Собрание сочинений

71. В основу отбора материалов для журнала «Современника» Н.А. Некрасов положил принцип

Общего направления журнала

Читательского адреса

Политической принадлежности автора

Эстетической позиции автора

72. Какой журнал В.Г. Белинский называл «решительно лучшим журналом в России от начала журналистики»

«Вестник Европы»

«Отечественные записки»

«Московский телеграф»

«Современник»

73. В.Г. Белинский призывал критиков и редакторов руководствоваться

Конкретно-историческим анализом

Ценностями пролетарского искусства

Физиологическим подходом к литературе

Декадентским мироощущением

74. Д.И. Писарев как популяризатор науки особое назначение придавал проблеме

Изящества стиля

Целевого назначения

Читательского адреса

Точности языка

75. Характерной чертой развития российского книгоиздания 60-70-х гг. XIX в. был(о)(и)

Переход издателей на монархические позиции

Нет правильного ответа

Ослабление цензорского надзора

Попытки создания нелегальной печати

Отказ издателей от политической борьбы

Тема 4

1. Основные требования, предъявляемые издателями братьями Гранат к материалам энциклопедического словаря

Доступность

Лаконичность

Строгая научность

Цельность

2. Редактор конца XIX в. в России впервые начинает

Править литературные произведения

Формировать массив изданий

Отбирать произведения к публикации

Определять тиражи выпускаемых книг

3. К концу XIX в. сформировались два направления подготовки изданий

Журналистское

Литературно-критическое

Авторское

Редакторское

4. Отличительной особенностью российского книгоиздания конца XIX в. стало(а)

Государственное регулирование издательского дела

Создание крупных книгоиздательских фирм

Отмена цензуры

Демонополизация книгопроизводства

5. Воздействие новых литературных течений начала XX в. на книгоиздательское дело проявилось в

Создании теории редактирования

Разработке конструктивно-образной модели книги

Разработке методики редакторской работы

Разработке новых представлений об издательско-полиграфической форме книге

6. Особенности подготовки научно-популярной серии «Жизнь замечательных людей»

Привлечение авторского коллектива для написания биографии

Показать биографию известного человека

Привлечение одного автора для написания биографии

Показать биографию известного человека в преломлении через сферу его деятельности

7. Политические реформы начала XX в. в России вызвали

Сокращение выпуска изданий

Рост выпуска изданий

Рост выпуска массово-политической литературы

Появление партийной печати

8. Новые течения в литературном процессе начала XX в.

Привели к созданию теории редактирования

Привели к появлению новых литературных жанров

Сформировали новые установки оценки художественного творчества

Изменили существующую методику редакторской работы

9. Что не является предпосылкой к формированию новых методов и принципов редактирования

Развитие литературного языка

Развитие организационно-функциональной структуры выпуска литературы

Изменение специфики читательского восприятия

Развитие издательского дела

10. «Временные правила о печати», принятые в 1882 г.

Усилили цензуру

Способствовали подъему книгоиздания

На время ослабили цензуру

Определили статус редактора

11. В.Г. Короленко как редактор особое внимание в профессиональной деятельности уделял

Точности языка

Стилистической правке

Работе с автором

Оценке фактического материала

12. Характерной особенностью редактирования в 80-90-е годы 19 в. является

Подготовка и издание специальной литературы

Работа с новыми авторами

Подготовка и издание детской литературы

Разработка новых литературных форм и жанров

13. Лабораторию творчества в своем литературно-редакторском творчестве нам оставил

М.Е. Салтыков-Щедрин

А.П. Чехов

Л.Н. Толстой

В.Г. Короленко

14. Специализация книгоиздательских предприятий произошла в России в

Второй половине 19 в.

Первой половине 19 в.

20 в. 18 в.

15. В начале XX самым широким спросом пользуются издания

Поэзии

Драматургии

Художественной прозы

Социально-экономической литературы

16. В чем состоит существенное различие между «старыми» и «новыми» писателями

-***-Различные ценностные ориентиры в миропонимании и мироощущениях

***--Различные языково-выразительные и лексико-фразеологические средства

-----Разный уровень художественного мастерства

--***Разные творческие поколения

17. Редактор начала XX в. начинает влиять на

Издательско-полиграфическую форму издания

Стоимость издания

Культуру издания

Формирование массива изданий

18. Установите отношение между редакционно-издательским (РИП) и литературным процессами (ЛП)

ЛП и РИП развиваются независимо друг от друга

ЛП и РИП взаимно влияют друг на друга

ЛП управляет РИП

РИП управляет ЛП

19. Поэтические средства передачи жизненного факта в отличие от прозаических

Служат простоте и ясности

Стилистически нейтральны

Способствуют точности передачи

Более художественны

20. Редакторская правка А.П. Чехова говорит о том, что он

Пользовался своим писательским опытом

Опирался на существующую методику редакторского труда

Руководствовался своим личным литературным вкусом

Опирался на теорию редактирования

21. Какое издательство не принадлежало партии социалистов-революционеров

Народная мысль

Земля и воля

Свободная мысль

Сеятель

22. А.М. Горький работал в издательствах

Прогресс

Знание Московский рабочий

Парус 23. Кто был первым художественным редактором в России (1912 г.)

Е.Е. Лансаре

И.Я. Билибин

А.И. Бенуа

М.В. Добужинский

24. Крупнейшими издателями начала XX в. были

А.С. Суворин

А.Ф. Маркс

А.Ф. Смирдин

И.Д. Сытин

25. Закрытие в 1884 г. журнала «Отечественные записки» произошло

Из-за призывов журнала к свержению власти

По экономическим причинам

Из-за имущественного спора

Из-за пропаганды им социалистических учений

26. В начале 20 века особое внимание редакторов направлено на подготовку

Заглавия

Предисловия

Приложения

Прикнижной рекламы

27. К концу XIX в. были разработаны принципы подготовки

*-*-Альманахов

---*Собраний сочинений

*-**«Толстых журналов»

**--Антологий

28. К концу XIX в. наиболее активно развиваются сферы книгоиздания

Техническое

Естественнонаучное

Медицинское

Сельскохозяйственное

29. А.П. Чехов советовал молодым авторам

Держаться книжного стиля

Сторониться типичных персонажей

Избегать литературных штампов

Выбирать типичные персонажи

30. В.Г. Короленко как редактор призывал

---Добиваться стилистического изящества

***Обращаться к прогрессивным темам

**-Передавать фактическую точность

-*-Бережно относиться к замыслу

31. Развитие литературно-художественного редактирования конца XIX в. связано с именами

Д.И. Писарева и М.Е. Салтыкова-Щедрина

В.Г. Короленко и А.П. Чехова

В.Г. Белинского и Н.Г. Чернышевского

Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского

32. Редакторские знания развиваются в процессе издания

Научно-популярной литературы

Научной и учебной литературы

Поэзии Художественной литературы

33. Издатель И.Д. Сытин в основном ориентируется на читателя –

--Помещика

--Крестьянина

-*Разночинца

*-Мещанина

34. А.П. Чехов как организатор редакционно-издательского процесса во главу угла ставил

Идейную близость сотрудников редакции

Коллективный труд редакторов

Требование целостности, единства издания

Интуитивные качества редактора

35. Выберите две важные черты, отмеченные Л.Н. Толстым, характеризующие сложную структуру авторского корпуса

Существование «старых» и «новых» писателей

Авторская индивидуальность

Сосуществование «знаменитых» и «начинающих» писателей

Отношение по типу «учитель и ученик»

36. Итоги развития редакционно-издательского дела в XIX в. позволили говорить

Об отсутствии теории редакторского дела

Об отсутствии методики редакторской работы

О формировании традиций подготовки изданий различного вида

О понимании целей редакторской работы

37. В.Г. Короленко, отбирая произведения для публикации, требует от них

Эстетической красоты

Прогрессивности

Реализма

Совершенства языково-стилистических средств

38. Проблема авторской индивидуальности встала перед редактором с особенной степенью актуальности в эпоху

Классицизма

Романтизма

Критического реализма

«Серебряного века»

39. В журнале «Природа» не публиковал свои работы

Л.В. Писаржевский

Д.И. Писарев

В.И. Вернадский

А.Е. Ферсиян

40. Союз книгоиздателей был создан в

1908 г. 1917 г.

1905 г. 1902 г.

41. Политическая борьба начала XX в. выдвинула на передний план

Просветительскую функцию книги

Организационную функцию печати

Справочную функцию книги

Учебно-воспитательную роль книги

42. Земские издательские общества, созданные в России конца XIX в., выпускали преимущественно

Литературу по общественным наукам

Классическую художественную литературу

Религиозную литературу

Лубочную литературу

43. Журнал «Книжная летопись» начал выходить в

1902 г. 1916 г.

1905 г. 1907 г.

44. В творческий коллектив подготовки издания начала XX в. входят

Художник

Автор Редактор

Верстальщик

45. Редакторы конца XIX в., рассматривая произведения просветительского назначения, прежде всего оценивают

Содержание произведений

Издательско-полиграфическую форму

Новизну фактов

Изящество стиля

46. Крупнейшими популяризаторами научных знаний начала XX в. считают

Я.И. Перельмана

К.А. Тимирязева

Н.А. Рубакина

А.Е. Ферсмана

47. Важным условием работы редактора над произведением художественной литературы, по мнению А.П. Чехова, является

Работа над сюжетом

Работа над языком произведения

Работа над персонажем

Работа над композицией

48. Какое издательство не принадлежало партии большевиков

Прибой

Зерно Вперед

Народное право

49. Книга как целостная система состоит из

Литературного произведения и заголовка

Литературного произведения как такового

Литературного произведения и иллюстраций

Литературного произведения, аппарата, иллюстраций

50. Отличительными особенностями деятельности крупных издательских фирм конца XIX в. были

-*-*Формирование полноценного редакционно-издательского процесса

--**Преодоление цензорского гнета

****Понимание интересов общества

-*--Гибкая ценовая политика

51. Процесс книгопроизводства в начале XX в. характеризовался

*-*-Появлением большого числа новых издательств

----Отсутствием крупного капитала

-***Незначительным читательских спросом

--**Деятельностью крупных книгоиздательских предприятий

52. Новым методом редакторской работы в конце XIX в. стал(о)

Редакторская правка

Редакторский анализ

Изучение интересов читателя

Изучение типологии изданий

53. Из-за отсутствия специальной теории редактирования редакторы XIX в. руководствовались

-Разработанной методикой редакторского труда

-Мнением цензора

*Опытом писателей-классиков

*Собственным литературным вкусом

54. Л.Н. Толстой

Редактировал произведения малограмотных авторов-крестьян

Редактировал только высокохудожественную литературу

Редактировал авторов различных уровней

Не редактировал чужих произведений

55. В 80-90-е годы 19 века в издательском деле

Формируются принципы и подходы к редактированию научной и справочной литературы

Появляется художественное редактирование

Происходит специализация издательского дела

Разрабатываются критерии редакторской оценки биографического жанра

56. Основными критериями оценки массово-политической литературы начала XX в. стали

Ясность стиля

Свободная мысль

Точность языка

Острота факта

57. Издатели и авторы сборника «Вехи»

Отвлекали внимание общества от политики

Отстаивали революционные взгляды

Отрицали революционные идеи

Являлись представителями реакционных кругов

58. Художественное редактирование появляется в России в

1912 г.

После 1917 г.

19 в. 17 в.

59. Когда произошло разделение предметных областей научной книги и научного журнала

Во второй половине 20 в.

В начале 20 в.

Во второй половине 19 в.

В первой половине 19 в.

60. Возникновение новых литературных школ в начале XX в. потребовало

Расширения функциональных обязанностей редактора

Преобразования традиционной системы оценки художественного произведения

Смены используемых технологий книгопроизводства

Формирования методических оснований редакторского труда

61. «Энциклопедический словарь» в издательстве Гранат выходил без активного участия

К.А. Тимирязева

М.А. Мензбира

И.И. Мечникова

С.И. Вавилова

62. Литературно-эстетическое движение символизма являлось реакцией

На революционную ситуацию

На консерватизм правящих кругов

Усталости от политических бурь

На либеральные реформы

63. Расцвет русской журналистики начала XX в. часто связывают с

Возрождением «толстых журналов»

Выпуском общественно-политической периодики

Выпуском сатирических журналов

Возрождением альманахов

64. Основной спецификой деятельности издательства И.Д. Сытина был выпуск

Учебной литературы

Произведений классической литературы

Массово-политической литературы

Лубочных изданий

65. Критериями отбора статей для публикации в прессе в 1905-1917 гг. являлись

Идейное содержание

Нестандартная лексика, фразеология

Художественное мастерство

Необычный факт, удерживающий внимание

66. Становление методики работы редактора с автором в конце XIX в. объяснялось

Развитием издательских технологий

Интенсификацией редакционно-издательского процесса крупных фирм

Приходом в литературу «писателей из народ»

Развитием полиграфических технологий

67. Эффективным художественным средством массово-политической литературы начала XX в. стал(а)

*-Поэзия

--Народный фольклор

--нет правильного ответа

-*Сжатая форма лозунга

--Афоризм

68. Л.Н. Толстой ценит в художественной прозе прежде всего

Правдивость и содержательность

Изящество стиля

Драматизм сюжета

Лиризм 69. Выпуск переводных изданий в России конца XX в.

Вырос многократно

Незначительно сократился

Сократился в несколько раз

Рос прогрессивными темпами

70. А.П. Чехов учит молодых авторов

Пользоваться языком народной речи

Пытаться выразить глубокую идею

Обращать внимание на мелкие детали

Писать высоким стилем

71. Отношение В.Г. Короленко к «писателям из народа» (малоподготовленным авторам)

Не требуют снисхождения, помогать в доработке, публиковать только добротные произведения

Публиковать в отдельных разделах журналов и сборников

Поощрять и публиковать даже слабые произведения

Не требуют снисхождения, публиковать только добротные произведения

72. Специализация книгоиздательских предприятий России начала XX в. привела к

-Развитию отраслевого книгопроизводства

-Росту книгопроизводства

-Сокращению совокупных тиражей выпуска

*Дифференциации редакторского труда

73. Кто первый разработал социально-педагогические подходы работы редактора с автором

В.Г. Белинский

С.Я. Маршак

В.Г. Короленко

А.Т. Твардовский

74. В качестве редакторов справочной и научной литературы в России конца XIX в. начала работать

Издатели

Цензоры Ученые

Литературные критики

Тема 5

1. Культура издания это

Потребительские качества издания

Качество текстологической обработки издания

Качество подготовки научно-справочного аппарата

Качество художественного и полиграфического исполнения издания

2. Важными критериями редакторской оценки к содержанию научно-популярной литературы

Богатство литературного языка

Последовательность изложения

Конкретность изложения

Учет специфики читательского назначения

3. А.М. Горький прошел редакторскую школу

В.Г. Короленко

А.П. Чехова

В.Я. Брюсова

И.А. Бунина

4. В каком году решением коллегии Госкомиздата СССР был взят курс на демократизацию издательского дела и повышения роли редактора в редакционно-издательском процессе в

1990 1961 1991

1988 5. Кого из авторов не редактировал А.М. Горький

М. Пришвина

Ф. Панферова

К. Паустовского

Е. Замятина

6. Когда начато активное изучение таблиц как средства систематизации материала в книге

Первая половина 19 в.

Первая половина 20 в.

Вторая половина 19 в.

Вторая половина 20 в.

7. По мнению К. Симонова редактор должен вносить поправки в рукописи

Без согласия авторов

В основном с согласия авторов

Спросив разрешения в Гослите

Предупредив авторов, что поправки внесены

8. Какое издательство существовало в Белоруссии

«Веселка»

«Каменяр»

«Здоровье»

«Полымя»

9. Важным критерием редакторской оценки к содержанию научной и справочной литературы не является

Доказательность

Научность

Учет специфики читательского назначения

Достоверность

10. Редактор тратит на рукопись сил во много раз больше, чем обычно, в случае если

Рукопись поступила от начинающего автора

Рукопись поступила с опечатками

Редактор вовремя не потребует авторской доработки

Рукопись поступила от известного автора

11. Метод социалистического реализма требовал от художника

Полной творческой инициативы

Изображения действительности в ее эволюционном развитии

Правдивого, исторически конкретного изображения действительности

Реализации задач воспитания трудящихся

12. Редактируя какой журнал А.М. Горький раскрыл жанровые особенности очерка

«Северное сияние»

«Наши достижения»

«Наш журнал»

«Красная новь»

13. В литературную группу «Цех поэтов» объединились

Футуристы

Имаженисты

Символисты

Акмеисты

14. Должны ли автор и редактор, как соучастники творческого процесса, владеть историческим методом

«Да» - автор, «Нет» - редактор

«Да» - автор, «Да» - редактор

«Нет» - автор, «Нет» - редактор

«Нет» - автор, «Да» - редактор

15. Какому ученому принадлежит инициатива создания Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний (общество «Знание»)

С.И. Вавилову

В.А. Обручеву

К.А. Тимирязеву

А.Е. Ферсману

16. С большей степенью определенности организационная функция редактора выражается

В дописьменный период

На современном этапе

В первопечатнокнижный период

На раннеписьменном этапе

17. Кто первым предпринял попытку теоретически и практически обосновать экономические основы советского книгоиздания

В.В. Воровский

О.Ю. Шмидт

А.В. Луначарский

А.М. Горький

18. Задача реального комментария к тексту заключается в том, чтобы

раскрыть биографию автора

дать объяснений к непонятным именам, фактам, событиям, упоминаемым

объяснить устаревшие слова и обороты

дать пояснения к истории создания произведения

19. Редакторская деятельность не охватывает

Деятельность в средствах массовых коммуникаций

Подготовку различного рода документов

Руководство содержательной стороной издательств

Управление производством

20. Какое издательство не подчинялось непосредственно Госкомиздату СССР

Машиностроение

Правда Высшая школа

Мысль

21. В наше время появились новые участники редакционно-издательского процесса

Редактор

Художественный редактор

Технический редактор

Верстальщик

22. Центральным звеном современного редакционно-издательского процесса является

Верстка Печать

Книжный маркетинг

Редакторский труд

23. Журнал «Золотое руно» служил трибуной

Символистам

Имаженистам

Акмеистам

Футуристам

24. В советский период редактор преимущественно работал над

Решением организационно-управленческих задач

Формированием аппарата книги

Распространением издания

Текстом литературного произведения

25. Центральные издательства в СССР подчинялись

Управлениям по делам печати, полиграфии и книжной торговли Совета Министров автономных республик

Госкомиздату СССР

Госкомиздатам союзных республик

Общественным организациям и ведомствам союзного значения

26. А.Т. Твардовский особое значение придавал

Художественному достоинству произведения

Иллюстративному методу в творчестве

Злободневности темы

Авторской индивидуальности

27. В современных условиях развития редакционно-издательского процесса важное значение приобретают сферы

Разгосударствления отрасли

Книжного маркетинга

Электронного книгоиздания

Пропаганды книги

28. По мнению писателя Б. Можаева, историзм мышления необходим и автору, и редактору для

Анализа и оценки событий

Описания событий

Формирования идейных ориентиров

Предвосхищения событий

29. К. Симонов сформировал критерии редакторской оценки и подготовки произведений военно-исторической прозы

Уточнение фактов с учетом современности

Сохранение исторического контекста описания быта

Сохранение исторической лексики, фразеологии

Подготовка научно-справочного аппарата

30. Цитату из рукописи можно убрать, если

Цитата слишком хорошо известна

Цитат в рукописи достаточно

Цитата уже встречалась в рукописи

Цитата подтверждает аксиому

31. Первый Всесоюзный съезд писателей прошел в

1932 г. 1937 г.

1934 г. 1936 г.

32. Историческое значение 1-го Всесоюзного съезда писателей (1934 г.)

Принят устав Союза советских писателей

Провозглашен метод социалистического реализма

Определены требования к литературным произведениям

Решено образовать Главное управление по делам литературы и издательств (Главлит)

33. Требование «социального заказа» было сформулировано и принято в СССР в

1934 г.

1918 г. 1924 г.

1937 г. 34. Первые негосударственные издательства появились в СССР в

1987 г. 1983 г.

1990 г.

1985 г. 35. Коммерциализация книгоиздания должна не исключать … стороны книгопроизводства и книгопотребления

Социально-значимой

Дидактической

Идеологической

Экономической

36. Редакционно-издательская деятельность С.Я. Маршака в области детской литературы

Открыла возможность для использования экспрессивной лексики

Обогатила жанровое содержание

Расширила проблемно-тематические рамки содержания

Открыла новых авторов

37. С.Я. Маршак обогатил жанровое содержание детской литературы, используя

Возможности публицистики

Возможности комиксов

Научно-художественной прозы

Возможности научно-популярной литературы

38. В современных условиях необычайную актуальность приобретает … сторона деятельности

Экономическая

Хозяйственная

Финансовая

Политическая

39. В массовых изданиях текстологический комментарий сводится к

Датированию произведения и указанию времени и места первой публикации

Обозрению истории написания произведения

Пояснению исторических событий, описываемых в произведении

Пояснению смысла суждений автора

40. Функциональные обязанности ведущего редактора

-**Отвечать за подготовку, выпуск в свет и реализацию издания

*-*Осуществлять руководство работой автора над произведением

***Оценивать языково-стилистические качества и текстовую организацию произведения и совершенствовать их

**-Оценивать содержание на соответствие современному уровню знания и обоснование излагаемых результатов

41. Главное кредо, которого придерживался В.Я. Брюсов как издатель и редактор

Привлечение максимального количества источников для пополнения своих знаний

Внутреннее убеждение редактора

Компетентность редактора

Глубокое знание предмета литературной работы

42. «Занимательность» содержания у А.Е. Ферсмана достигается

Искусственным построением сюжета

Использованием стилистических приемов

Обращением к чувствам читателя

Введением сенсационных фактов

43. Что не является предисловием

«Вместо предисловия»

«От издательства»

«Введение»

«От автора»

44. После революции 1917 г. первым подготовил и издал М.Ю. Лермонтова

В.Я. Брюсов

А.А. Блок М. Горький

А. Белый

45. Кто несет основную ответственность за оценку рукописи?

Главный редактор

Ведущий редактор

Корректор

Директор издательства

46. В деятельность редактора современного издательства можно выделить

Два направления деятельности

Одно направление деятельности

Четыре направления деятельности

Три направления деятельности

47. «Словотворчество» и «словоновшество» характерны для представителей какой художественной школы

Имаженисты

Акмеисты

Футуристы

Символисты

48. Преобразование авторского произведения в издание начинается с

*--Разработки концепции издания

--*Текстологической обработки текста

**-Разработки системы размещения материала

---Разработки структуры и содержания справочного аппарата

49. В число основных видов проверки фактического материала не входит

Повторный запрос мнения автора

Внутренняя проверка

Сверка фактов с авторитетными источниками

Официальное подтверждение

50. Задача художественного редактора издания состоит в

Оценке стилистического единства иллюстраций, шрифта, оформления

Оценка художественной выразительности иллюстраций и декоративного оформления и их реализации средствами полиграфии

Оценке взаимосвязи текста, иллюстраций, декоративных элементов оформления

Оценке оригинальной манеры художника

51. Важнейшим методологическим принципом редакторской деятельности является

Целостность

Комплексность

Системность

Интегрированность

52. Знак охраны авторского права помещают

В нижнем правом углу обороте титульного листа

В нижнем левом углу титульного листа

В верхнем левом углу на обороте титульного листа

На последней странице издания

53. Главная задача составителя и редактора справочно-библиографического издания состоит в

-Подведении итогов развития литературы к определенному моменту времени

*Отражении литературного процесса

-Отражении массива изданий

-Представлении сведений об авторах

54. В редакционно-издательской деятельности В.Я. Брюсова можно выделить три направления

Собственно редакционно-издательское

Стилистическое

Текстологическое

Литературно-критическое

55. В.Я. Брюсов редактировал и издавал антологию поэзии

Английской

Армянской

Литовской

Французской

56. Чем важен опыт работы А.М. Горького в издательстве «Парус»

-Высоким уровнем редакционно-издательской подготовки изданий

*Формированием широкой демократической программы книгоиздания

-Созданием условий для начинающих авторов

*Разработкой принципов издания произведений национальных авторов

57. Главная роль в формировании авторского коллектива принадлежит

Корректору

Директору издательства

Главному редактору

Ведущему редактору

58. Хронологический принцип организации собрания сочинений произведений писателя предполагает две возможности размещения материала

-Эстетическую

*Биографическую

*Жанровую

-Историко-литературную

59. Кто не сотрудничал с издательством «Парус»

А.Н. Тихонов

В.Я. Брюсов

А.М. Горький

А.А. Блок

60. С требованием высылать «обязательный экземпляр» впервые после февральской революции выступил

А.А. Шахматов

С.А. Венгеров

А.М. Ловягин

А.Д. Торопов

61. Кому принадлежит ироническое замечание: «Отступление не в стиле произведения … это … красивость. Второй галстук на сорочке»?

К.М. Симонов

С.Я. Маршак

А.Т. Твардовский

А.М. Горький

62. С.И. Вавилов особое внимание уделял критерию

Научности

Точности цитирования предшественника

Соблюдению издательских требований к оформлению рукописи

Доступности популярного изложения

63. А.А. Блок являлся редактором следующих изданий

Избранные сочинения М.Ю. Лермонтова

Сочинения Д. Байрона

Собрание сочинений А. Григорьева

Собрание сочинений произведений Г. Гейне

64. В каких изданиях текстологический комментарий и примечания обязательны

Журнальных статьях

Академических собраниях сочинений произведений писателя

Массовых собраниях сочинений произведений писателя

Литературно-художественных произведениях

65. Особенностью содержания произведений В.А. Обручева является

-Вымысел сюжета

-Использование легенд и мифов в повествовании

*Научное предвидение

-Научная достоверность фактов

66. К аппарату книги не относится

Заглавие

Приложение

Предисловие

Аннотация

67. В качестве внешнего рецензента приглашается

Редактор другого отдела

Крупный специалист соответствующего профиля

Редактор журнала соответствующего профиля

Редактор другого издательства

68. В 1989 г. в стране действовало негосударственных издательств не менее

250 100 2 50

69. С.Я. Маршак не «привел» в детскую литературу

А.А. Фадеева

М.М. Зощенко

К.А. Федина

Н.А. Заболоцкого

70. Представители какого литературного течения входили в писательскую группу «Гилея»

Футуристы

Акмеисты

Символисты

Имаженисты

71. Развитие современных технологий книгопечатания еще одним предметом редакционно-издательского дела сделали

Композицию произведения

Издательско-полиграфическое оформление книги

Содержание книги

Литературное произведение

72. Кто не является представителем литературного течения имажинизм

А.Б. Мариенгоф

С.А. Есенин

В.Г. Шершеневич

В. Хлебников

73. Редакторская оценка авторского оригинала предполагает оценку

Соблюдения издательских стандартов

Творческих способностей автора

Рецензии специалиста о рукописи

Темы, ее разработки и литературной формы

74. На этапе подготовки литературного произведения в функции редактора входит

Изучение читательского спроса

Творческая помощь автору

Поиск авторского коллектива для работы над изданием

Реклама будущего издания

Показать полностью…
Похожие документы в приложении