Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Контрольная «Управление маркетингом в образовательном учреждении» по Методам и средствам исследований (Аликина О. В.)

После перехода к рыночной экономике в России начал формироваться и рынок образовательных услуг. Вместе с развитием в стране обучающих структур и технологий существует необходимость изучения эволюции маркетинга как вида человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд, потребностей и запросов людей в данной сфере. Это и обуславливает актуальность темы исследования.

Проблема курсовой работы -недостаточно изученные темы в целом и отдельных ее аспектов, так и еще неполной сформированностью рынка образовательных услуг, отсутствия у многих образовательных учреждений четкого представления о роли маркетинга, его однобокое понимание исключительно как рекламы.

Маркетинг (от английского market – рынок) – комплексная система организации производства, сбыта продукции и оказания услуг, ориентированная на удовлетворение потребностей конкретных потребителей и получение прибыли на основе исследований и прогнозирования рынка, изучения внутренней и внешней среды предприятия, разработки стратегии и тактики поведения на рынке с помощью маркетинговых программ.

В этих программах заложены мероприятия по улучшению качества услуг, изучению потребителей, конкурентов и конкуренции, по обеспечению ценовой политики, формированию спроса, стимулированию сбыта и рекламе, организации технического сервиса и расширения ассортимента представляемых услуг.

Объект исследования –управление в образовательном учреждении.

Субъект исследования – маркетинг, как комплексная система работы образовательного учреждения.

Цель - исследование управления маркетингом в сфере образовательных услуг.

Задачи

- изучение научной литературы по маркетингу;

-рассмотрение особенности маркетинга в образовательном учреждении;

-изучение структуры управления образовательным учреждением;

-рассмотрение специфики образовательных услуг;

-рассмотрение ряда важных вопросов маркетинга в образовательном учреждении;

-рассмотрение функций маркетинговой службы в ОУ.

Маркетинг образовательных услуг имеет свои особенности только в сфере практического применения, а все основные теоретические выкладки в нем не отличаются от маркетинга на любом рынке товаров или услуг.

Общепризнанный авторитет в данной области, Филипп Котлер, выделяет в качестве основных следующие понятия маркетинга: нужда, потребность, запрос, товар, обмен и рынок.

Товаром на рынке образовательных услуг являются знания, умения и навыки, предлагаемые субъектами этого. Сделки между предлагающими услуги в сфере образования и их потребителями осуществляются посредством обмена, который понимается как акт получения от кого-либо желаемого объекта с предложением чего-либо взамен.

Очевидно, что в настоящее время сделки осуществляются следующим образом: продавец образовательной услуги обучает чему-либо потребителя и подкрепляет полученное образование дипломом, свидетельством, аттестатом, а потребитель вносит плату за обучение, либо за него это делает кто-то еще, например, государство.

Сделки совершаются на рынке, который раскрывается как совокупность существующих и потенциальных покупателей и продавцов товара.

Рынок образовательных услуг, в этом случае, предстает как совокупность людей, которые имеют или будут иметь в будущем потребность в получении какого-либо образования, с одной стороны, и лиц и организаций, могущих им обеспечить должный уровень образования, с другой.

Образовательные услуги обладают следующей спецификой:

1. ОУ не имеет материального воплощения, она неосязаема. Ее результат заключен в ученике и не проявляется сразу. Чтобы убедить клиента приобрести конкретную услугу, необходимо уметь наглядно представить наиболее важные ее параметры. В качестве примеров можно назвать учебные программы, учебные пособия и методические материалы, лицензии и сертификаты, информацию о формах и, что очень важно, условиях оказания услуг, ожидаемые результаты обучения.

2. ОУ неотделима от субъектов (конкретных работников), услугу оказывающих. Замена учителя может существенно повлиять на процесс и результат оказания услуги, а следовательно, и на спрос. Поэтому руководитель должен уделять серьезное внимание вопросу профессиональной подготовки и повышения квалификации своих кадров.

3. ОУ неотделима от ее потребителей. Итоговый результат обучения зависит не только от педагога, но и от самого обучаемого. Определить реальный вклад каждой стороны нелегко. Именно поэтому на практике так часто можно услышать взаимные упреки: "ваша школа не смогла научить моего ребенка" и "ваш ребенок совершенно не прикладывает никаких усилий". Производитель услуги должен предоставить клиентам информацию о требованиях к результатам деятельности самого обучаемого.

4. ОУ непостоянна по качеству. Это качество может быть различным даже у одного производителя, все зависит от времени и места предоставления услуг, состояния субъектов образовательного процесса. Причина состоит в том, что крайне трудно жестко определить стандарты на процессы оказания услуг и так же трудно их придерживаться. Здесь может помочь создание системы контроля качества, хотя это очень непростая для школы и муниципалитета деятельность.

5. ОУ несохраняема (недолговечна). Во-первых, услугу нельзя создать и оставить на сохранение в ожидании спроса. Здесь может помочь сохранение необходимой учебной информации на материальных носителях. При возникновении спроса эта информация может быть сразу использована. Во-вторых, полученная ранее информация забывается и устаревает. В-третьих, отсутствие на занятиях учителя или ученика не позволяет полноценно компенсировать соответствующие потери в отведенное программой время. В двух последних случаях следует позаботиться о дополнительном сервисном сопровождении данной ОУ, понимая, что это уже другая услуга.

6. ОУ стационарна. В основе своей она привязана к месту расположения образовательного учреждения и довольно редко выходит за его стены.

Функции маркетинговой службы образовательного учреждения.

1. Анализ возможностей (анализ внутренней среды).

2. Анализ окружающей образовательной среды (анализ внешней среды).

3. Изучение структуры спроса на образовательные услуги и продукты ОУ, определение потенциальных потребителей ОУ.

4. Формирование спроса и стимулирование сбыта ОУ.

5. Разработка прогнозов и предложений по созданию новых ОУ и продуктов, расширению, сокращению или полному сворачиванию реализуемых услуг.

6. Информационное сопровождение реальных и потенциальных потребителей.

7. Обоснование и расчет необходимых ресурсных вложений для реализации предложений на рынке. Планирование цены.

8. Разработка системы оценки качества предоставляемых услуг, в том числе на основе мнения потребителей.

9. Формирование банка данных по предлагаемым ОУ и продуктам, их техническим и сервисным характеристикам, клиентам, стандартам и нормам оказания услуг.

10. Заключение договоров и соглашений с партнерами по реализации услуг.

11.Заключение договоров с потребителями.

12. Координация деятельности по обучению и повышению квалификации кадров ОУ в области маркетинга.

Таким образом мы изучили проблему исследования и сделали некие выводы. Так маркетинг является сложным, многоплановым и динамичным явлением социальной практики, представляет собой интегративное образование, объединяющее информационные, управленческие, экономические, психологические и целый ряд других компонентов. Используя его универсальный характер, маркетинг можно применять для решения широкого круга задач в социальной сфере, куда относится и система образования.

Необходимость повышения эффективности системы управления образованием, поиск инновационных методов привели к использованию маркетинга как способу комплексного управления производством и сбытом образовательных услуг, под которыми понимается комплекс услуг, ориентированных на реализацию основных целей образования, что позволяет дать определение педагогического маркетинга как процесса производства и реализации образовательных услуг в системе образования, основанного на формировании спроса у потребителей и удовлетворении этого спроса.

Реализация маркетинговых технологий предполагает учет таких факторов, как ориентация на спрос образовательных услуг, на последние достижения науки и техники, использование эффективных методов, технологий и средств обучения, индивидуализация обучения, мобильность обучения, позволяющую быстро изменять характер, содержание и сроки обучения и количество обучающихся.

Организация системы образования и содержание предлагаемого ею обучения должны находиться в соответствии с потребностями общества. При изменении общества возникают новые возможности, проблемы и перспективы, которые приводят к крупным прорывам в науке или изменениям в ценностях и перспективах развития. Такие изменения, в свою очередь, часто приводят к появлению спроса на новые области образовательных услуг.

В настоящее время представляется важным всестороннее исследование проблем применения маркетинга в системе образования, так как реальная оценка экономической ситуации, возникшей в современном российском обществе, показывает, что сегодня, с одной стороны, происходит финансовый и кадровый развал системы образования, а с другой стороны – коммерциализация образовательных учреждений, вызванная экономической ситуацией.

При этом маркетинг реализуется в системе образования через совокупность рыночных отношений в стратегии и тактике взаимодействия потребителей, посредников и производителей образовательных услуг. Это способствует удовлетворению потребностей личности – в конкретной форме и уровне образования, общества и различных организаций – в воспроизводстве интеллектуального потенциала.

Конституцией и Законом РФ "Об образовании" провозглашены приоритетность сферы образования, а в его процессе – первоочередность интересов личности. Сверхзадача образования – эффективное воспроизводство личности как носителя, потребителя, пользователя и творца национального и мирового интеллектуального потенциала.

Показать полностью…
Похожие документы в приложении