Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Контрольная «Уральский Федеральный округ» по Экономике (Барменкова Н. А.)

Содержание

Введение.3

1. Общая характеристика Уральского Федерального округа4

2. Проблематика региона.6

3. Приоритеты и перспективы развития региона8

Заключение.15

Список литературы16

Введение

Данная тема очень актуальна, так как в условиях становления и развития рыночных отношений для научного обоснования радикальных экономических реформ особое значение приобретает региональная экономика - область научных знаний о размещении производительных сил, экономике регионов. Особенно важную роль играет региональная экономика в действенном научном обеспечении экономических преобразований, создании единого экономического пространства при рационализации межрегиональных связей, формировании региональных рынков.

Каждый регион в настоящее время имеет разный стартовый уровень вхождения в рынок. В ряде регионов сложилась неблагоприятная обстановка из-за высокой концентрации конверсируемых отраслей оборонного комплекса. Регионы с незавершенными инвестиционными программами имеют ограниченные возможности самообеспечения. Экстремальная ситуация наблюдается в экономике почти всей зоны Севера, во многих районах Урала, Сибири и Дальнего Востока.

Предметом данного исследования является анализ основных показателей УрФО. Цель работы: определить долгосрочные ориентиры экономического развития, принципы государственной экономической политики в отношении УрФО, которые реализовали бы стратегические интересы России, а также методы и средства их достижения.

Задачами данной работы является рассмотрение таких вопросов как:

- Общая характеристика Уральского Федерального округа

- Проблематика региона

- Приоритеты и перспективы развития региона

В работе я использовал литературу таких авторов как: Пыльнева Т.Г., Гаврилов А.М., Кистанов В.В., А.И. Татаркин.

1. Общая характеристика Уральского Федерального округа

Геополитическое положение УрФО определяется его экономическим и географическим положением в глубине Евразийского континента на стыке Европейского и Азиатского субконтинентов. Он располагается на границе Евро-Атлантического и Азиатско-Тихоокеанского экономических и политических пространств. Именно на Урале, на мой взгляд, пересекаются их интересы. Здесь можно обнаружить все явственнее формирующуюся зону соприкосновения геополитических интересов Севера и Юга (в их экономическом и политическом понимании).

Транзитное расположение УрФО на стыке хозяйственных интересов и формирующихся в результате этого крупных потоков товаров, сырья и людей привело к мощному развитию магистральной транспортной инфраструктуры по направлениям восток-запад и север-юг. Достаточно отметить, что через его территорию проходят электрифицированные железнодорожные магистрали Транссиба, Средсиба, Южсиба. Здесь проложено более двух десятков трубопроводов нефти и газа большого диаметра, идущих из Западной Сибири через Урал и Центр в Европу.

Уральский федеральный округ расположен, с одной стороны, на стыке наиболее экономически освоенных территорий России и Европы, с другой, выдвинут их передовым форпостом к наиболее перспективным в предстоящее десятилетие, вновь осваиваемым, богатым сырьевыми, топливными и трудовыми ресурсами восточным регионам - Сибири, Центральной Азии, Китаю, Индокитаю. УрФО расположен в фокусе трех топливно-энергетических комплексов мирового значения: Западной Сибири, включая шельф Карского моря; Тимано-Печерской провинции и далее шельфа Баренцева моря; Каспийского региона и Западного Казахстана.1

Территория округа занимает площадь более 1 миллиона 788 тыс. кв. км, что составляет 10,5 % всей территории России. Численность населения федерального округа в на 1 января 2007 г. составила 12 млн. 230 тыс. человек или 8,9 % от общей численности постоянного населения страны. Здесь проживают более 20 народностей, из них около 80 % - русские, до 10 % составляет татаро-башкирское население. Проживает треть малочисленных народов Севера России, в их числе 23 тыс. ненцев, 20 тыс. ханты, 7 тыс. манси и 1600 селькупов. Плотность населения Уральского федерального округа составляет 7 человека на кв. км. Данный показатель меньше только в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. Наибольшей плотностью населения отличается центральная и южная части федерального округа, где плотность достигает 42 чел/кв. км. Такое положение дел объясняется особенностями географического положения регионов и структурой их промышленного производства. При этом 80% населения проживают в городах. Наиболее высокой степенью урбанизации характеризуются Свердловская и Челябинская области. Высокий уровень образования населения и его квалификации, благодаря сосредоточию на Урале крупных научных центров, высших учебных заведений, обеспечивает достаточные предпосылки для экономического роста с опорой на инновации.

В состав Уральского федерального округа (ОРФО) входят Ямало-Ненецкий автономный округ, Ханты-мансийский автономный округ, Свердловская, Курганская, Тюменская и Челябинская области.

Центр федерального округа - г. Екатеринбург. Крупнейшими городами Уральского округа являются также Челябинск, Тюмень, Магнитогорск, Нижний Тагил, Курган, Сургут, Нижневартовск, Златоуст, Каменск-Уральский. Всего более 1164 муниципальных образований.

Степень концентрации промышленного производства на Урале в четыре раза выше, чем в среднем по стране. Промышленность представлена топливной промышленностью, машиностроением, черной и цветной металлургией. Данные отрасли являются основой экономики округа, сохраняющей сырьевую направленность.

2. Проблематика региона

Функционирование отечественной экономики в последнее десятилетие XX в., конечно, требует глубокого научного анализа и осмысления. Хаотичное, пульсирующее проведение далеко не безупречных реформ негативно сказалось на потенциале страны, в том числе и Уральского региона. Отмечу также, что организация Уральского федерального округа наряду со многими положительными сторонами ставит перед регионом ряд новых, достаточно острых проблем.

Оценивая социально-экономическое положение Урала на старте XXI в., обращу внимание на следующие моменты:

Во-первых, по большинству параметров Урал сохранил достаточно весомые позиции в Российской Федерации. Регион по-прежнему выступает одним из локомотивов развития экономического, оборонного и научного потенциала страны.

Во-вторых, в экономике Урала достаточно заметна тенденция к росту, причем эти принципиально важные процессы происходят масштабнее и активнее, чем в России в целом.

В-третьих, наблюдается весьма специфическая тенденция к расширению монополистических начал в добывающих и перерабатывающих сырье отраслях при одновременной активизации малого и среднего предпринимательства, особенно инновационного.

Нельзя не обратить внимания на существенные изменения экономического формата Урала как территориально-хозяйственного комплекса в связи с образованием Уральского федерального округа в составе Свердловской, Челябинской, Тюменской и Курганской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Естественно, что включение в него Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, с одной стороны, и перевод в Приволжский федеральный округ республик Башкортостан и Удмуртия, Пермской и Оренбургской областей - с другой, обусловливают значительные коррективы в практике регионального хозяйствования.

Хозяйственный комплекс Урала в формате федерального округа отличает явновыраженная сырьевая специализация. Однако нельзя считать обоснованной резкую диспропорцию между добывающими и обрабатывающими производствами. Так, доля УрФО в общероссийской добыче нефти составляет 66%, а в первичной переработке нефти - только 2,2%.

Уральский экономический район по сравнению с соответствующим федеральным округом характеризовался более мощным оборонно-промышленным комплексом, высокой долей наукоемких производств, масштабной производственной инфраструктурой и разветвленной сетью кредитных учреждений. Кроме того, в федеральном округе заметно острее стоит проблема продовольственной безопасности и резче выражена территориальная дифференциация в денежных доходах населения. Например, среднедушевой денежный доход в Ямало-Ненецком автономном округе в 6,1 раза выше, чем в Курганской области.2

Особенностью размещения экономического потенциала УрФО является его ярко выраженная поляризация. Здесь имеются крупнейшие в России промышленные, научные и культурные центры - два города-миллионера (Екатеринбург и Челябинск), окруженные городскими агломерациями. Эти мегаполисы сосредоточили многие индустриальные гиганты (в частности, Уралмаш и Челябинский тракторный завод). Кроме того, в них сконцентрирован огромный научный потенциал. Заметно поляризована и остальная территория округа. Большая часть промышленности сосредоточена всего лишь в 20-30 крупных индустриальных центрах второго порядка, среди которых Тюмень, Курган, Нижний Тагил, Сургут, Магнитогорск, Каменск-Уральский, Нижневартовск и др. Они соседствуют с обширными территориями, для которых характерны элементы отсталости, депрессии и спада.

3. Приоритеты развития региона

Необходимо активизировать усилия научной и производственной общественности, региональной и федеральной власти по восстановлению и развитию связей между субъектами Федерации, их интеграции в единое экономическое пространство России, формированию в территориальных образованиях рынков товаров и услуг, смягчению в них социальной напряженности, оздоровлению финансового положения хозяйствующих субъектов.

Наиболее приоритетными, видятся следующие цели:

Быстрый рост доходов всех слоев населения и сглаживание резких различий в этой сфере по территории округа, прежде всего через активизацию хозяйственных связей между входящими в него субъектами Федерации, создание благоприятных условий для активизации и стимулирования участия населения на рынке финансовых услуг, расширения потребительского спроса.

Муниципализация социальной политики. Направление ее в первую очередь на формирование необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных благ (медицинского обслуживания, общего образования).

Обеспечение и поддержание баланса интересов работников и работодателей, содействие занятости населения депрессивных территорий и монопрофильных городов, в том числе на основе создания условий для роста их территориально-отраслевой мобильности.

Углубление и активная диверсификация сырьевой специализации экономики округа, поддержка создания межотраслевых и межсубъектных промышленных комплексов, содействие технической и технологической интеграции, ориентированных на углубленную переработку добываемого сырья и дальнейшее повышение уровня загрузки мощностей.

Формирование агропродовольственного рынка УрФО, организация индустрии реализации производимой сельскохозяйственной продукции, поддержка хозяйств населения.

Техническое и организационное обновление транспортного комплекса округа, интенсивное развитие рыночной и деловой инфраструктуры в этой сфере.

Оздоровление экологической ситуации с одновременным наращиванием природноресурсного потенциала, становление экологического страхования.

Технологическое обновление жилищно-коммунальной сферы, формирование рынка топливно-энергетических ресурсов, стимулирование энергосбережения на региональном и муниципальном уровнях, особенно в бюджетной сфере.

Укрепление финансово-экономической базы УрФО через создание разветвленной финансово-кредитной инфраструктуры (включая территориальную интеграцию кредитных учреждений), стимулирование диверсификационных процессов на рынке финансовых услуг, становление индустрии страхования.

Консолидация всех ветвей власти и управления на реализацию социально-экономических приоритетов, повышение результативности государственного регулирования осуществляемых преобразований при максимальном учете исторических, национальных, геополитических и других особенностей округа.

При всей разноплановости сформулированных приоритетов общей для них является ориентация, с одной стороны, на повышение степени интегрированности территорий в рамках Уральского федерального округа, с другой стороны, на максимальное включение потенциального эффекта от развития межрегиональных хозяйственных связей для решения социальных проблем округа и всей Федерации.

Методы достижения:

Недостаток энергоресурсов у ряда субъектов, входящих в УрФО, целесообразно, как показывают исследования, восполнять за счет возможностей Ханты-Мансийского автономного округа. На его территории размещена одна из самых "молодых" и технически совершенных групп энергопроизводящих мощностей. Семь генерирующих станций имеют установленную мощность 10,5 МВт и вырабатывают 60 млрд. кВтч электроэнергии в год. Для энергосистем Урала, часть из которых дефицитна по генерирующим мощностям (например, "Челябэнерго", "Курганэнерго"), соседство с таким мощным образованием могло бы стать гарантией стабильного энергообеспечения, но для этого не хватает передающих сетей, которые бы соединили их с "Тюменьэнерго". В первую очередь необходимы соединительные звенья в виде ЛЭП-500 между "Тюменьэнерго" и "Свердловэнерго". Прокладка таких звеньев особенно актуальна для районов, где проходят "коридоры" нефте- и газопроводов и требуется постоянная подпитка компрессорных и перекачивающих станций. Подобное сотрудничество субъектов Федерации, расположенных в федеральном округе, позволило бы им развивать энергоемкие производства цветной и черной металлургии, электрохимии и других высокотехнологичных направлений.

Значительный эффект не только для УрФО, но и для страны в целом могли бы обеспечить активизация потоков машиностроительной продукции от предприятий Свердловской, Челябинской и Курганской областей для нужд Тюменского Севера, усиление кооперации между нефтегазовым и машиностроительным комплексами. Известны достижения АО "Уралмаш" по продвижению своих буровых установок. "Уралтрансмаш" (г. Екатеринбург) выпускает нефтяное оборудование ("качалки"), соответствующее мировым стандартам. В городе Снежинск (Челябинская область) освоили выпуск скважинных установок-перфораторов. Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа могут стать испытательным полигоном и одновременно "заказчиком" на новую технику, технологии, научные исследования стратегического характера. Проблема снабжения северных территорий продовольствием может быть в значительной степени решена за счет усиления взаимодействия названных автономных округов с Челябинской и Курганской областями.

Важным представляется формирование на базе академических, научно-исследовательских и учебных институтов, закрытых и "полузакрытых" административно-территориальных образований, ряда промышленных (в том числе конверсируемых) предприятий сети технополисов, наукоградов, технопарков, "инкубаторов" инновационного бизнеса, инновационно-технологических центров. Это даст мощную поддержку укреплению экономики Уральского федерального округа.

В первом квартале 2009г. полномочный представитель Президента РФ в Уральском федеральном округе Николай Винниченко провел совещание "О мерах по реализации Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа до 2020года".

Стратегия структурно состоит из Концепции социально-экономического развития Уральского федерального округа; Прогноза развития УФО на период до 2020 г.; Комплекса мер по ее реализации.

Работая над Стратегией Уральского федерального округа, решалась задача обеспечения сбалансированного развития за счет согласования отраслевых и территориальных приоритетов развития.

С учетом схем территориального планирования муниципальных образований, стратегий развития бизнеса и финансового сектора, а также приоритетов стратегий долгосрочного развития ведущих отраслей экономики Российской Федерации была осуществлена доработка стратегий субъектов Федерации, которые легли в основу Стратегии УФО. Согласно этого программного документа:

Стратегической миссией УФО на прогнозный период является: формирование на инновационной основе современного высокотехнологичного индустриального ядра страны, опирающегося на эффективное использование природно-ресурсного потенциала, высококачественные трудовые ресурсы, интеграцию старопромышленного Уральского и нефтегазодобывающего Западно-Сибирского районов, опережающее развитие транспортно-энергетической инфраструктуры.

Главной стратегической целью является: максимальное повышение уровня и качества жизни на основе эффективного использования совокупного потенциала региона и реализации сценария устойчивого инновационного развития.

В качестве основного в Стратегии УрФО выбран инновационный сценарий развития, который базируется на сочетании трех составляющих перспективного развития округа: экономики, социальной сферы и экологии, по направлениям которых предполагается осуществление крупномасштабных межрегиональных мегапроектов.

Межрегиональный проект в сфере экономического взаимодействия и развития территорий УФО основан на многополярном развитии территории, за счет формирования пяти крупных зон опережающего развития - каркаса структуры пространственной организации УФО на период до 2020 года: Западно-Сибирской; Уральской промышленной; зоны "Полуостров Ямал", зоны "Восточный склон Урала" и Южно-Уральской сельскохозяйственной зоны. Интеграцию указанных зон и взаимодействие между ними обеспечит проект "Урал Промышленный - Урал Полярный". Межрегиональные проекты в сфере социальной сферы и экологии опираются на опыт и технологию формирования и реализации приоритетных национальных проектов, которые показали эффективность комплексного и системного подхода к организации межсферного взаимодействия и концентрации ресурсов на приоритетах развития. Общий объем инвестиций за период реализации инновационного сценария Стратегии составит свыше 28 трлн. руб. в ценах 2007 г. Рост экономических показателей будет достигнут за счет повышения доли высокотехнологичных производств. Доля добывающего сектора сократится к 2020 г. до 28,6%. Основным фактором роста последних станет машиностроение, прогнозные темпы прироста которого составят в среднем за период до 2020 годы - 9,5% в год.

Инновационный процесс в прогнозный период должен стать всеохватывающим, трансформирующим практически все виды деятельности уральской экономики, в первую очередь базовые отрасли.

За счет этого предполагается основной рост производительности труда.

Особенность Стратегии в том, что она базируется на уникальном межрегиональном проекте "Урал Промышленный - Урал Полярный", направленном на освоение минерально-сырьевых ресурсов Полярного и Приполярного Урала и обеспечение дешевым сырьем и продуктами его переработки металлургических и машиностроительных предприятий Среднего и Южного Урала, что позволит высвободить ресурсы для их модернизации, а также обеспечит инфраструктурную поддержку развития округа.

Заключение.

Уральский федеральный округ имеет огромный потенциал развития вследствии своего местоположения, количества природных ресурсов, расположенных на его территории, наличия крупных промышленных предприятий и научно - технической базы.

Для реализации этого потенциала необходимо прекратить воспринимать этот регион в качестве поставщика дешевого сырья для перерабатывающих предприятий на европейской части страны и за ее пределами, с одной стороны, и как рынок сбыта для готовой продукции различных отраслей, с другой. При условии вложений значительных средств в развитие перерабатывающих мощностей, создании промышленных и социальных инфраструктур, ориентированных на потребности внутри УрФО и на получение максимальных прибылей при экспорте продукции за его пределы на территории округа можно создать новый индустриально-культурный центр, сопоставимый по уровню развития с центральными территориями страны.

Это, безусловно, более затратный подход, который вряд ли будет востребован частными структурами, заинтересованными в скорейшей окупаемости инвестиций. Но социально-ответственному государству, в качестве долгосрочных вложений этот регион способен в дальнейшем будущем принести огромные политические и экономические дивиденды.

Уральский федеральный округ остается системообразующим для экономики страны, ее индустриальным ядром и его стратегическая миссия на прогнозный период это:

- формирование на системно-инновационной основе современного высокотехнологичного индустриального ядра страны, опирающегося на эффективное использование уникального природно-ресурсного потенциала, высококачественные трудовые ресурсы, интеграцию старопромышленного Уральского и нефтегазодобывающего Западно-Сибирского районов, опережающее развитие транспортно-энергетической инфраструктуры;

- реализация стратегической роли Уральского региона, как базового, связующего звена национальной экономики для обеспечения национальной безопасности, территориальной целостности и полномасштабного взаимодействия восточных и западных регионов России.

Список литературы

1. Пыльнева Т.Г. Региональная экономика.// СПб, 2001, - 245 с.

2. Гаврилов А.М. Региональная экономика и управление// Учебное пособие для вузов - М.: ЮНИТИ, 2003, - 128 с.

3. Кистанов В.В. Региональная экономика России // Учебное пособие. / М.:Финансы и статистика, 2002-2005. - 584с

4. А.И. Татаркин // "Приоритеты социально-экономического развития Уральского федерального округа"

5. http://www.uralfo.ru

1 Кистанов В.В. Региональная экономика России: Учебное пособие. -М.:Финансы и статистика, 2002-2005. - 584с

2 Региональная экономика: Учебное пособие для вузов -М.: ЮНИТИ, 2003

- -

2

Показать полностью…
Похожие документы в приложении