Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Курсовая «Статистические методы анализа показателей государственного бюджета» по Теории вероятностей и математической статистике (Пуляшкин В. В.)

Содержание

Введение 3

1.Теоретическая часть 5

1.1.Сущность, значение и задачи статистики государственного бюджета 5

1.2. Классификация и показатели доходов государственного бюджета 7

1.3. Классификация и показатели расходов государственного бюджета 11

1.4. Статистические методы анализа показателей государственного бюджета 14

2. Практическая часть 19

Задание 1 19

Задание 2 24

Задание 3 28

Задание 4. 30

3. Аналитическая часть 33

Заключение 41

Список литературы 43

Введение

Статистика финансов - отрасль науки, которую традиционно принято называть социально-экономической статистикой.

Статистика финансов разрабатывает показатели, которые могут быть сведены в стройную систему, описывающую изучаемый предмет. Она вскрывает закономерности в развитии явлений, выявляет соотношения между ними, позволяет анализировать тенденции развития и на их основе прогнозировать будущие уровни и соотношения между финансовыми показателями. Проблемы совершенствования статистики государственных финансов связаны с тем, что в настоящее время отсутствует необходимая устойчивая информация для построения статистических классификаций, например классификации, отражающей структуру сектора государственного управления экономикой, которая в полной мере соответствовала бы требованиям СНС. Единый набор стандартных понятий, определений и процедур позволил бы оценить состояние и эффективность деятельности государственных органов на всех уровнях не только внутри страны, но и в сравнении с другими странами. Этот аспект проблемы ждет специальной научной и методической разработки.

Предметом статистики финансов как отрасли социально-экономической статистики в наиболее широкой форме является количественная сторона массовых явлений, которые представляют собой совокупность экономических отношений, выражаемых в денежной форме и опосредствующих производство товаров и услуг, их распределение, перераспределение, потребление и накопление. Предмету статистики финансов наряду с изучением и освещением количественной стороны перечисленных массовых явлений, как любой другой отрасли социально-экономической статистики, на любом этапе исследования присущ неразрывно связанный с ним качественный экономический анализ.

Актуальность темы курсовой работы определяется тем, что статистика государственного бюджета изучает состояние бюджетной сферы на основе информации об объемах аккумулированных финансовых ресурсов и произведенных расходов в бюджетной системе РФ, а, следовательно, от того, насколько адекватно отражает она состояние государственных финансов на каждой временной стадии бюджетного процесса: составления, рассмотрения, утверждения, использования, зависит в дальнейшем качество принимаемых решений по формированию использованию бюджетных средств.

В теоретической части курсовой работы рассмотрены теоретические вопросы статистического изучения объема, состава и динамики доходов и расходов государственного бюджета.

В практической части курсовой работы выполнено статистическое исследование объема, состава и динамики доходов и расходов тридцати субъектов РФ за полугодие.

В аналитической части курсовой работы проведено самостоятельное статистическое исследование ряда динамики структуры доходов и расходов государственного бюджета РФ в 2005-2006 гг.

Расчеты в аналитической части выполнены с применением прикладного пакета программ обработки электронных таблиц MS Excel в среде Windows.

1.Теоретическая часть

1.1.Сущность, значение и задачи статистики государственного бюджета

Важной задачей статистики государственных финансов является изучение количественных закономерностей массовых процессов, происходящих при формировании и расходовании государственных финансов.

Статистическое изучение государственных финансов предполагает определение объема государственных финансов, их структуры, динамики структурных сдвигов, происходящих в строении государственных финансов под воздействием экономических изменений; выявление факторов, влияющих на формирование и расходование государственных финансов и их составных частей.

Информационной базой статистики государственных финансов является совокупность отчетностей Минфина РФ по исполнению консолидированного, федерального и территориальных бюджетов, а также отчеты внебюджетных фондов.

Государственный бюджет-основной элемент государственных финансов. В узком смысле слова статистику государственных финансов можно назвать статистикой государственного бюджета.

Статистика государственного бюджета изучает процесс планомерного образования и использования бюджетного фонда. Объектом статистического изучения являются все элементы единой бюджетной системы - бюджеты разных уровней государственного управления: консолидированный бюджет, федеральный бюджет территориальные бюджеты.

Государственный бюджет позволяет государству сосредоточить финансовые ресурсы на решающих участках экономической социального развития. Он является законодательно установленной финансовой базой государства, основным финансовым планом образования и использования бюджетного фонда. Основные показатели государственного бюджета строятся исходя из потребностей экономики и в соответствии с задачами, стоящими пер обществом на каждом историческом этапе его развития.

Статистические методы позволяют осуществлять контроль поступлением доходов и расходованием денежных средств государственного бюджета, изучать структуру и динамику бюджетных статей, анализировать в динамике соотношение отдельных статей выявлять закономерности распределения и характеризовать связи между показателями доходов и расходов.

Необходимой основой устойчивости и сбалансированное бюджета являются повышение эффективности общественного производства, рациональная структура бюджетных расходов, применение эффективного бюджетного механизма.

В настоящее время органы государственной статистики проводят большую работу по совершенствованию бюджетной классификации и системы показателей государственного бюджета до осуществления международных сопоставлений в области стати тики государственных финансов.

Основными задачами статистики государственного бюджета на этапе интеграции России в мировое экономическое сообщество являются:

* дальнейшее приведение действующей бюджетной классификации в соответствие с существующими международным стандартами;

* определение объема и динамики доходов и расходов государственного бюджета;

* изучение структуры источников доходов и направлений расходов средств государственного бюджета;

* анализ исполнения государственного бюджета на всех уровнях управления;

* анализ источников финансирования бюджетного дефицита;

* определение объема государственного внутреннего долга, его структуры и динамики;

* изучение сети, штатов и контингентов бюджетных учреждений.

Информационная база статистики государственного бюджета опирается на совокупность отчетностей об исполнении государственного бюджета, представляемых Минфином РФ: форма № 1 "Бухгалтерский баланс"; форма № 2 "Отчет о финансовых результатах"; форма № 3 "Отчет о движении капитала"; форма № 4 "Отчет о движении денежных средств"; форма № 5 "Приложение к бухгалтерскому балансу"; форма № 2-2 "О составлении квартальных бухгалтерских отчетов организациями, состоящими на бюджете"; форма 2 "Отчет об исполнении сметы расходов бюджетной организации"; форма 2-1 "Отчет об исполнении сметы доходов и расходов бюджетной организации, переведенной на новые условия хозяйствования"; форма 2-2 "Отчет об использовании бюджетных ассигнований организацией, предприятием"; форма 2-3 "Отчет о движении средств по текущему счету (суммы по поручениям)"; формы 4,4-сводная "Отчет об исполнении сметы по внебюджетным средствам"; "Отчет об исполнении планов по сети, штатам и контингентам".

1.2. Классификация и показатели доходов государственного бюджета

Классификация доходов государственного бюджета Российской Федерации ориентирована на международную классификацию доходов государственного бюджета, согласно которой доходы бюджета - это обязательные невозвратные платежи, поступающие в бюджет.

Доходы государственного бюджета делятся на текущие и капитальные.

Текущие доходы включают все налоговые и неналоговые поступления.

Налоговые доходы - это обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи, взыскиваемые государственными органами с целью удовлетворения государственных потребностей. К налоговым поступлениям относятся также прибыль, переводимая фискальными, экспортными и импортными монополиями, доходы акцизного типа (прибыль от монопольных закупок и продаж иностранной валюты), штрафы и пени, уплаченные за нарушение налогового законодательства.

Для рыночной системы важно использовать бюджетную классификацию поступлений, основанную на экономическом характере налогообложения, так как изменения в экономической сфере сказываются на поступлениях, а налоги оказывают существенное влияние на те операции, с которых они взимаются.

Текущие неналоговые поступления - это невозвратные возмездные поступления (доходы от собственности и предпринимательской деятельности, административные сборы и платежи, доходы от некоммерческих и побочных продаж) и некоторые невозвратные безвозмездные поступления (штрафы, взимание которых не связано с налоговым законодательством, текущие частные пожертвования).

Официальные трансферты - это безвозмездные, невозвратные, необязательные поступления. Они выступают в виде субвенций, дарений, репараций и являются нерегулярными, единовременными и добровольными. Источниками официальных трансфертов могут быть отечественные и зарубежные органы государственного управления, а также международные организации. Официальные трансферты выделены в составе доходов в соответствии с рекомендацией Международного валютного фонда как операции, сокращающие дефицит бюджета. Выделение их отдельной позицией позволяет осуществить любую перегруппировку доходов государственного бюджета. Официальные трансферты классифицируются по источнику их получения (внутренние и внешние), а также по назначению (текущие и капитальные).

К капитальным доходам относятся доходы от продаж капитальных активов (основных фондов, государственных запасов и резервов, земли), а также капитальные трансферты из негосударственных источников, т.е. поступление безвозмездных, невозвратных, необязательных платежей целевого назначения (на строительство зданий и сооружений для бюджетных организаций и учреждений, например больниц, на покупку оборудования и т.д.).

Показатель общего объема доходов государственного бюджета отражает общий объем бюджетного фонда, подлежащего распределению по территориальному, отраслевому и целевому назначению. Он включает налоговые доходы и неналоговые поступления.

Налоговые доходы - это совокупность обязательных платежей в бюджет, поступающих в определенных законом размерах и в строго установленные сроки. Налоги классифицируются статистикой по характеру базы, с которой взимается налог, или по виду деятельности, в результате которой возникает налоговое обязательство. Базой налога могут служить фонд заработной платы, торговый оборот, импортируемые товары и т.п.

Показатель налоговых поступлений включает все виды прямых и косвенных налогов: подоходные налоги, налоги на прибыль, на увеличение рыночной стоимости капитала, отчисления на социальное страхование, налоги на заработную плату и рабочую силу, налоги на собственность, платежи за использование природных ресурсов, внутренние налоги на товары и услуги (налог на добавленную стоимость, акцизные сборы), налоги на международную торговлю и внешние операции (импортные пошлины, экспортные пошлины), прочие налоги.

Новыми составляющими показателя налоговых поступлений в бюджетной классификации Российской Федерации, принятой в 1995 г., являются такие, как отчисление на социальное страхование, налоги на заработную плату и рабочую силу, налоги на собственность, налоги на международную торговлю и внешние операции. Платежи за использование природных ресурсов включены в состав налоговых доходов, хотя они налоговыми поступлениями не являются.

Налоги являются важным экономическим рычагом. Посредством налогов государство имеет возможность воздействовать на производство, стимулируя или сдерживая его развитие. В настоящее время в России проводится комплекс мероприятий по совершенствованию системы налогообложения, что по сути равносильно налоговой реформе. Целью проводимой налоговой реформы являются: ужесточение налоговой дисциплины; формирование цивилизованного института налогоплательщиков; упрощение налоговой системы; налоговое стимулирование производства; совершенствование принципов бюджетного федерализма; развитие в стране муниципальных налоговых систем. Реформирование налоговой системы должно обеспечить наполнение в необходимом объеме доходной части бюджета.

Показатель неналоговых поступлений включает в себя совокупность невозвратных возмездных и безвозмездных поступлений. К ним относятся: доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; все поступления по штрафам и санкциям, кроме штрафов за просрочку уплаты налогов; все добровольные, невозвратные текущие поступления из негосударственных источников (дарения, добровольные пожертвования от частного сектора и др.). В российской бюджетной классификации в показатель неналоговых поступлений включены капитальные доходы. Как отмечалось выше, это является отступлением от международной классификации доходов государственного бюджета.

Показатель неналоговых поступлений исчисляется как сумма доходов от собственности и предпринимательской деятельности, административных сборов и платежей, доходов от некоммерческих и побочных продаж, поступлений по штрафам и санкциям, отчислений в пенсионный фонд и фонды социального обеспечения государственных служащих, функционирующих в рамках сектора государственного управления, доходов от внешнеэкономической деятельности, прочих неналоговых поступлений, а также доходов от продажи капитала, доходов от реализации государственных запасов, доходов от продажи земли и нематериальных активов, поступлений трансфертов из негосударственных источников.

Принципиальным отличием обновленной системы показателей доходов государственного бюджета от существовавшей ранее является то, что займы государства, осуществляемые с целью финансирования экономики, теперь не рассматриваются как часть доходов государственного бюджета, поскольку в конечном счете они увеличивают государственный долг. Государственные займы в соответствии с новой классификацией отражаются в расходной части государственного бюджета, что согласуется с существующими международными стандартами.

1.3. Классификация и показатели расходов государственного бюджета

В соответствии с рекомендациями МВФ принципиально новый подход применен в отечественной статистике при разработке классификации расходной части государственного бюджета. Он позволяет не только установить сам факт расходования государственных средств министерствами и ведомствами, но и увязать эти расходы с выполнением программных задач государства и степенью ответственности в этом каждого ведомства. В предшествующей бюджетной классификации такой подход отсутствовал.

Расходы государственного бюджета включают все невозвратные платежи (возмездные или безвозмездные) вне зависимости от целей их дальнейшего использования (текущих или капитальных). В состав расходов входят трансфертные платежи другим органам государственного управления.

Чистое кредитование в статистике государственных финансов объединяется с расходами и выступает как фактор, определяющий размер бюджетного дефицита. Это обстоятельство было учтено при разработке классификации расходов государственного бюджета, введенной в 1995 г.

Показатель чистого кредитования (кредитование минус погашение) включает операции органов государственного управления, осуществляемые в целях проведения государственной политики, с финансовыми требованиями к другим секторам экономики (предоставление ссуд и приобретение акций за вычетом сумм выплаченных кредитов, выручки от продажи акций либо возврата собственного капитала). При осуществлении операции кредитования между различными структурами и уровнями государственного управления одна из сторон, участвующих в операции (кредитор), показывает кредитование, а другая (заемщик) - заимствование с целью финансирования дефицита.

В действующей классификации предусмотрена группировка расходов бюджета по трем признакам:

* функциональному назначению;

* экономическому назначению;

* ведомственному назначению.

Бюджетная классификация - важный инструмент системы принятия государственных решений, поэтому в ней должны быть четко выделены целевые направления государственной деятельности, вытекающие из основных функций государства. Эту задачу решает функциональная структура расходов государственного бюджета РФ. Она позволяет определить приоритеты в деятельности государства и посредством бюджетного финансирования обеспечить достижение поставленных целей.

Функциональная структура состоит из разделов расходов, связанных с осуществлением основных функций государства. В обобщенном виде основные функции государства неизменны и характерны для всех стран, в их числе:

* государственное управление;

* обеспечение внутренней и внешней безопасности;

* международная деятельность;

* содействие научно-техническому прогрессу;

* социальное развитие.

В Российской Федерации действует следующая функциональная классификация государственного бюджета:

* государственное управление;

* судебная власть;

* межгосударственная деятельность;

* национальная оборона;

* правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности:

* фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

* промышленность, энергетика и строительная индустрия;

* сельское хозяйство и рыболовство;

* охрана окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография, геодезия, стандартизация и метрология:

* транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика;

* развитие рыночной инфраструктуры;

* жилищно-коммунальное хозяйство, градостроительство;

* предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;

* образование;

* культура и искусство;

* средства массовой информации;

* здравоохранение и физическая культура;

* социальная политика;

* обслуживание и погашение государственного долга;

* пополнение государственных запасов и резервов;

* региональное развитие;

* утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных долгов;

* прочие расходы.

Перечисленные функции конкретизированы путем разбиения всех видов расходов на 23 функциональных раздела, внутри которых, в свою очередь, выделены подразделы в зависимости от стоящих проблем развития той или иной области экономики. Некоторые функциональные разделы имеют временный характер (например, обеспечение конверсии военного производства, содействие структурной перестройке промышленности, проведение аграрной реформы) и подлежат отмене по мере необходимости.

От построения функциональной классификации, обоснованности объемов финансирования отдельных ее разделов и подразделов зависит эффективность государственного управления. В качестве главных в функциональной классификации государственного бюджета выделены разделы, обеспечивающие оборону страны, государственное управление, правоохранительную и международную деятельность, участие государства в развитии науки и техники, сельского хозяйства, рыболовства, энергетики, транспорта и связи, содействие структурной перестройке промышленности, конверсии военного производства, развитию рыночной инфраструктуры, местному и региональному развитию, ликвидации последствий стихийных бедствий.

Рассмотренные показатели доходов и расходов государственного бюджета являются абсолютными и исчисляются в денежном выражении. Они служат исходной информацией для проведения аналитических сопоставлений.

1.4. Статистические методы анализа показателей государственного бюджета

Анализ статистических показателей государственного бюджета предполагает изучение динамики доходов и расходов государственного бюджета, степени исполнения государственного бюджета, закономерностей формирования доходной части бюджета и расходования бюджетных средств; определение роли и экономического значения основных источников доходов в общем объеме доходов бюджета; выявление расходных статей, вызывающих дефицит государственного бюджета; анализ источников финансирования государственного бюджета и т.д.

Временной анализ показателей государственного бюджета предполагает построение динамических рядов. При этом принципиальным моментом является обеспечение сопоставимости уровней бюджетных показателей, отражаемых в рядах динамики, поскольку бюджетная классификация, применяемая для группировки доходов и расходов государственного бюджета, с течением времени претерпевает более или менее существенные изменения. Сопоставимость уровней может быть достигнута путем перегруппировки доходов и расходов государственного бюджета за предшествующие годы согласно действующей в данный момент классификации (т.е. той, на основе которой осуществлена группировка данных за последний год, включенных в рассматриваемый ряд динамики). Кроме того, причиной несопоставимости уровней рядов динамики бюджетных показателей в последнее время являются также меняющиеся масштабы цен, причина которых инфляция. Преодолеть подобную несопоставимость данных можно либо путем замены абсолютных показателей государственного бюджета относительными, либо путем пересчета показателей с учетом индекса инфляции.

Важнейшими аналитическими показателями государственного бюджета являются относительные показатели доходов (расходов) государственного бюджета, позволяющие определить долю каждого раздела (или статьи) доходов (или расходов) в общем объеме доходов (расходов) бюджета и сделать выводы о самых значимых статьях доходной (или расходной) части государственного бюджета. Наличие подобных данных в динамике (при условиях их полной сопоставимости) дает возможность сделать выводы о структурных сдвигах в составе доходов и расходов государственного бюджета и определить круг факторов, вызвавших изменения в строении доходной и расходной частей бюджета.

Применение относительных показателей структуры доходов и расходов государственного бюджета обеспечивает сопоставимость в динамике абсолютных (денежных) показателей бюджета, исчисленных в рамках одной классификации.

В целях характеристики масштабов перераспределительных процессов в стране посредством государственного вмешательства рассчитывают отношение доходов государственного бюджета к уровню ВВП.

Статистические данные о государственном бюджете позволяют анализировать величину задолженности по налоговым платежам, а также недоимки по отдельным видам налогов.

Статистический анализ данных государственного бюджета предполагает исчисление цепных и базисных индексов (относительных величин динамики), позволяющих сделать вывод об интенсивности изменения показателей во времени. Кроме того, исчисляются темпы прироста показателей.

В отдельных случаях возникает необходимость установить тенденцию изменения отдельных показателей государственного бюджета во времени. В этом случае прибегают к аналитическому выравниванию ряда динамики бюджетных показателей.

К факторам, влияющим на уровень доходов государственного бюджета, можно отнести следующие важнейшие макроэкономические показатели:

* объем валового внутреннего продукта;

* объем использованного национального дохода;

* объем налоговых поступлений в государственный бюджет и т.д.

Важной задачей статистики государственного бюджета являются изучение и анализ закономерностей формирования и расходования средств государственного бюджета на всех уровнях бюджетной системы.

Для каждого месяца рассчитывается средняя величина уровня, например за три года (уi), затем вычисляется среднемесячный уровень для всего ряда . После чего определяется показатель сезонной волны - индекс сезонности Is как процентное отношение средних для каждого месяца к общему среднемесячному уровню ряда, %:

(1)

где - средний уровень для каждого месяца (минимум за три года); - среднемесячный уровень для всего ряда.

Для наглядного представления сезонной волны индексы сезонности изображают графически.

Прогнозирование динамического ряда с сезонными компонентами при отсутствии в нем тенденции сводится к прогнозированию среднего уровня () с последующей корректировкой его на сезонную компоненту - умножением на коэффициент сезонности:

(2)

Таблица 1

Структура доходов федерального бюджета в 2002 и 2003 гг.

(в % к общей сумме доходов)

Наименование доходов

В % к итогу

2002 г. 2003 г.

Всего доходов

в том числе:

100,0 100,0 Налоговые доходы, всего в том числе

93,45 81,21 Налог на прибыль организаций

14,47 9,76 НДС

43,27

36,39 Акцизы

15,76 10,57 Таможенные пошлины

15,97 15,25 Платежи за природные ресурсы.

3,12

8,64 Прочие налоги и сборы

0,14 0,11 Финансы. 2004г., №3

Сравнение структуры доходов государственного бюджета в 2002 - 2003 гг. показало, что главной статьей доходов в эти годы стал налог на добавленную стоимость: 43,27% и 36,39% общей суммы доходов федерального бюджета соответственно.

Таблица 2

Структура расходов государственного бюджета в 2002 и 2003 гг.

(в % к общей сумме расходов)

Наименование расходов

В % к итогу

2002 г. 2003 г.

Всего расходов

Из них на :

100,0

100,0 Государственное управление

93,45 81,21 Международную деятельность

14,47 9,76 Национальную оборону

43,27

36,39 Правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности

15,76 10,57 Промышленность, энергетику и строительство

15,97 15,25 Сельское хозяйство и рыболовство

3,12

8,64 Социально-культурные мероприятия

0,14 0,11

Финансы. 2004г. №3

Самое существенное изменение в структуре расходов государственного бюджета в 2003 г. по сравнению с 2002 г. наблюдалось по статьям расходов на социально-культурные мероприятия и международную деятельность. Расходы на социально-культурные мероприятия составили 14,1% общего объема доходов федерального бюджета в 2003 г., по сравнению с 7,7% в 2002 г. Расходы на международную деятельность в 2003 г. составили 0,5% общего объема доходов федерального бюджета по сравнению с 7,5% в 2002 г.

2. Практическая часть

Задание 1

Имеются следующие выборочные данные (выборка 25%-ная механическая) о доходах и расходах бюджетов субъектов РФ за полугодие, млн. руб.:

Таблица 1

Исходные данные.

№ региона п/п

Доходы бюджета

Расходы бюджета

№ региона п/п

Доходы бюджета

Расходы бюджета

1 4,2 4,9 16 1,6

1,7 2

3,8 4,7 17 3,4

3,6 3 6,4 7,0

18 4,0 4,5 4 4,4

5,0 19

3,5 3,6 5 4,7

4,2 20 2,3 2,0

6 2,0 1,9 21 3,5

3,9 7

4,0 4,7 22 4,4

5,8 8 3,7 4,3

23 4,8 4,4 9 7,1

6,8 24

7,5 8,7 10 4,2

4,6 25 4,6 4,6

11 2,6 3,1 26

3,1 3,3

12 4,5 4,8 27

4,0 4,6 13 5,5

7,1 28 5,2 6,0

14 5,0

5,5 29 5,3 5,8

15 1,5 1,8 30

5,2 5,1 По исходным данным:

1, Постройте статистический ряд распределения предприятий по признаку - доходы бюджета, образовав, пять групп с равными интервалами.

2. Рассчитайте характеристики интервального ряда распределения: среднюю арифметическую, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации, моду и медиану.

Сделайте выводы по результатам выполнения задания.

Решение

Для построения статистического ряда распределения, сначала образуем 5 групп с равными интервалами по следующей формуле:

Подставим в данную формулу исходные данные:

= Таблица 2

Распределение регионов по доходам бюджета

Доходы бюджета

№ региона

Расходы бюджета

1 2

3 1,5-2,7 6 1,9

11 3,1 15 1,8

16 1,7 20 2,0

Итого:

5 13,5 2,7-3,9

2 4,7 8 4,3

17 3,6 19 3,6

21

3,9 26 3,3 Итого:

6 23,4 3,9-5,1

1 4,9 4 5,0

5 4,2

7 4,7 10 4,6

12 4,8 14 5,5

18 4,5 22 5,8

23

4,4 25 4,6

27 4,0 Итого:

12 57 1 2 3

5,1-6,3

13 7,1 28 6,0

29 5,8 30 5,1

Итого: 4 24

6,3-7,5

3 7,0 9 6,8

24 8,7 Итого:

3 22,5 На основе таблицы 1 составляем группировочную таблицу

Таблица 3

Группировка предприятий по доходам бюджета

Доходы бюджета, млн. руб.

Число регионов (n)

Середина интервала,

1,5-2,7 5

2,1 10,5 -2,16

4,67 23,35 2,7-3,9

6 3,3

19,8 -0,96 0,92

5,52 3,9-5,1 12

4,5 54 0,24 0,06

0,72

5,1-6,3 4 5,7 22,8

1,44 2,07 8,28

6,3-7,5 3 6,9 20,7

2,64

6,97 20,91 Итого:

30 - 127,8 - -

58,78 1. Найдем средний доход бюджета на 1 регион по формуле средней арифметической: млн. руб.

2. Для вычисления среднего квадратического отклонения необходимо рассчитать дисперсию по формуле:

3. Рассчитаем среднее квадратическое отклонение по формуле: млн. руб.

4. Коэффициент вариации рассчитывается по формуле:

Вывод: исчисленный коэффициент вариации, равный 32,9% говорит о том, что средняя является типичной, ей можно доверять, а совокупность является однородной.

5. Найдем моду и медиану, для чего построим таблицу 4, в которой найдем накопленные частоты.

Таблица 4

Структурные средние величины

Доходы бюджета, млн. руб.

Число регионов (n)

Сумма накопленных частот

1,5-2,7

5 5 2,7-3,9 6

11 3,9-5,1 12 23

5,1-6,3 4 27 6,3-7,5

3 30

Итого: 30

Построим графики полученного ряда распределения: гистограмму, полигон и кумуляту. Полигон представляет собой ломаную, в которой концы отрезков прямой имеют координаты (хi, ni). Гистограмма представляет собой ступенчатую фигуру из прямоугольников с основаниями, равными интервалам значений признака и высотами, равными частотам интервалов. Кумулята - кривая накопленных частот.

Рис.1 Гистограмма и полигон

Рис.2. Кумулята

Определим графически значение моды и медианы.

На рис.2 проведем горизонтальную прямую у=0,5·30=15, соответствующей накопленной частоте niнак=15, до пересечения с кумулятой. Абсцисса точки пересечения и будет медианой вариационного ряда. Ме = 4,3 млн.руб.

На гистограмме распределения (рис.1) находим прямоугольник с наибольшей частотой. Соединив прямыми вершинами этого прямоугольника с соответствующими вершинами двух соседних прямоугольников, получим точку пересечения этих отрезков (диагоналей) абсцисса которой и будет модой вариационного ряда. Мо = 3,7 млн.руб

Из расчета видно, что половина регионов имеют доход до 4,3 млн. руб., а другая половина - выше этой суммы.

Задание 2

По исходным данным:

1. Установите наличие и характер связи между признаками - доходы и расходы бюджета, методом аналитической группировки, образовав, пять групп с равными интервалами по факторному признаку.

2. Измерьте тесноту корреляционной связи между названными признаками с использованием коэффициентов детерминации и эмпирического корреляционного отношения.

Сделайте выводы по результатам выполнения задания.

Решение 1. Установим наличие и характер связи между доходами и расходами бюджета методом аналитической группировки.

Вначале строим рабочую таблицу.

Таблица 5

Рабочая таблица

Доходы бюджета

№ региона

Расходы бюджета

х

1 2 3 1,5-2,7

6 1,9 11 3,1

15 1,8 16 1,7

20

2,0 Итого:

5 13,5 2,7-3,9

2 4,7 8 4,3

17

3,6 19 3,6

21 3,9 26 3,3

Итого: 6 23,4

3,9-5,1

1 4,9 4 5,0

5 4,2 7 4,7

10 4,6 12 4,8

14

5,5 18 4,5

22 5,8 23 4,4

25 4,6 27 4,0

Итого:

12 57 5,1-6,3 13

7,1 28 6,0

29 5,8 30 5,1

Итого:

4 24 6,3-7,5 3

7,0 9 6,8 24

8,7 Итого:

3 22,5

Для определения тесноты связи строим аналитическую таблицу.

Таблица 6.

Аналитическая таблица № 2.

№ п/п

группы бюдже-та по доходу

число реги-онов

расходы бюджета

Всего:

в сред-нем

А В 1 2

3 4 5 6 I 1,5-2,7

5 13,5

2,7 -1,98 3,92

19,6 II 2,7-3,9

6 23,4 3,9 -0,78

0,61

3,66 III 3,9-5,1

12 57 4,75 0,07

0,005 0,06 IV 5,1-6,3

4 24

6 1,32 1,74 6,96

V 6,3-7,5 3 22,5

7,5 2,82 7,95 23,85

Итого:

- 30 140,4 4,68

- - 54,13

Общая дисперсия вычисляется по следующей формуле:

Для нахождения построим следующую таблицу.

Таблица № 7.

№ п/п расходы бюджета ()

1 2 3 1 4,9

24,01

2 4,7 22,09 3

7,0 49,00 4 5,0

25,00 5 4,2 17,64

6 1,9

3,61 7 4,7 22,09

8 4,3 18,49 9

6,8 46,24 10 4,6

21,16

11 3,1 9,61 12

4,8 23,04 13 7,1

50,41 Продолжение таблицы 7

1 2

3 14 5,5 30,25

15 1,8 3,24 16

1,7 2,89 17 3,6

12,96

18 4,5 20,25 19

3,6 12,96 20 2,0

4,00 21 3,9 15,21

22 5,8

33,64 23 4,4 19,36

24 8,7 75,69 25

4,6 21,16 26 3,3

10,89

27 4,6 21,16 28

6,0 36,00 29 5,8

33,64 30 5,1 26,01

Итого:

138,0 711,70

Коэффициент детерминации равен отношению межгрупповой дисперсии к общей:

или 98,9 %

Вывод: Коэффициент детерминации, равный 98,9 % говорит о том, что вариация расходов бюджета на 98,9 % зависит от величины доходов бюджета, а остальные 1,1 % - это прочие неучтенные факторы независящие от доходов бюджета.

Корень квадратный из коэффициента детерминации называется эмпирическим корреляционным отношением:

Связь между доходами и расходами бюджета в данном случае очень высокая.

Задание 3

По результатам выполнения задания 1 с вероятностью 0,683 определить:

1. Ошибку выборки среднего дохода бюджета и границы, в которых он будет находиться в генеральной совокупности.

2. Ошибку выборки доли регионов со средним доходом бюджета 5 млрд.руб. и более и границы, в которых будет находиться генеральная доля.

Решение

Результаты задания 1:

1. Найдем среднюю квадратическую ошибку бесповторной выборки по формуле:

Так как по условию выборка 25%-ная, то

Тогда предельная ошибка для средней будет равна:

Так как по условию ошибку надо гарантировать с вероятностью 0,683, то коэффициент доверия t=1,0.

Тогда

Тогда границы, в которых будет находиться средний доход бюджета в генеральной совокупности:

;

; Таким образом, с надежностью 0,683 средний доход бюджета в генеральной совокупности заключен в границах от 3,673 млрд.руб. до 4,227 млрд.руб.

2. Для определения ошибки выборки доли регионов со средним доходом бюджета 5 млрд.руб. и более определим долю таких регионов в общей совокупности выборки:

w = 7/30 = 0,233

Рассчитаем среднюю ошибку бесповторной выборки для доли:

Предельная ошибка выборки для доли равна:

? = 1 · 0,06684 = 0,0668

Определим границы генеральной доли:

0,2333 - 0,0668 ? p ? 0,2333+ 0,0668

или 0,1665 ? p ? 0,3001

Таким образом, с надежностью 0,683 генеральная доля регионов со средним доходом бюджета 5 млрд.руб. и более находится в границах от 0,1665 до 0,3001.

Задание 4.

Налоговые поступления в региональный бюджет характеризуются следующими данными, млрд. руб.:

Таблица 8

Исходные данные.

год Налоговые поступления

месяц 1-й

2-й

3-й Январь

0,62 0,72 0,74

Февраль 0,65

0,75

0,77 Март 0,70

0,76 0,78 Апрель

0,72 0,77 0,82

Май

0,74 0,80 0,84

Июнь 0,76 0,82

0,85 Июль 0,71

0,78

0,80 Август

0,70 0,75 0,78

Сентябрь

0,82

0,88 0,90 Октябрь

0,85 0,89 0,96

Ноябрь 0,88

0,94

0,99 Декабрь

0,90 0,98 1,05

Для анализа сезонности налоговых поступлений в бюджет региона:

* рассчитайте индексы сезонности методом простой средней;

* постройте график сезонности волны;

* осуществите прогноз поступления налогов в бюджет региона по месяцам, используя индексы сезонности и исходя из того. Что общий объем налоговых поступлений в следующем (4-м) году составит 11,4 млрд. руб.

Решение

Индекс сезонности рассчитывается по формуле:

или

Построим таблицу, в которой рассчитаем индексы сезонности.

Таблица 9

Расчет индекса сезонности.

год

Налоговые поступления

Индекс сезон-ности

Прог-ноз на 4-й год

месяц

1-й 2-й 3-й

Январь

0,62 0,72 0,74

2,08

0,69 85,60 0,81

Февраль 0,65

0,75 0,77 2,17

0,72

88,89 0,84 Март

0,70 0,76 0,78

2,24 0,75 92,59

0,88

Апрель 0,72

0,77 0,82 2,31

0,77 95,06 0,90

Май

0,74 0,80 0,84

2,38 0,79 97,53

0,93 Июнь 0,76

0,82

0,85 2,43 0,81

100,00 0,95 Июль

0,71 0,78 0,80

2,29

0,76 93,83 0,89

Август 0,70

0,75 0,78 2,23

0,74

91,36 0,87 Сентябрь

0,82 0,88 0,90

2,60 0,87 107,41

1,02

Октябрь 0,85

0,89 0,96 2,70

0,90 111,11 1,06

Ноябрь

0,88 0,94 0,99

2,81 0,94 116,05

1,10 Декабрь

0,90

0,98 1,05 2,93

0,98 120,99 1,15

Итого: 9,05

9,84

10,28 29,17 9,72

- 11,40 рассчитывается по формуле: .

На основе полученных данных построим график сезонности волны.

3. Аналитическая часть

Проведем анализ государственного бюджета Российской Федерации по объему, составу и динамике доходов и расходов за 2005-2006 гг.

Таблица 3.1

Исполнение консолидированного бюджета

(по данным Федерального казначейства), млрд.руб.

Месяцы Доходы

Расходы Профицит

2005г. Январь

631,4

287,9 343,5 Январь-февраль

1090,4 631,1 459,3

I квартал

1716,3

1060,9 655,4 Январь-апрель

2339,9 1553,7 786,2

Январь-май

2907,4

1987,8 919,5 I полугодие

3513,8 2443,1 1070,7

Январь-июль

4146,6

2938,3 1208,3 Январь-август

4801,3 3445,2 1356,1

Январь-сентябрь

5424,1

4098,2 1325,9 Январь-октябрь

6139,7 4468,6 1671,1

Январь-ноябрь

6832,6

4931,8 1900,8 Год

8579,6 6820,6 1759,0

2006г. Январь

579,8

280,9 298,9 Январь-февраль

1151,3 702,9 448,4

I квартал

1989,5

1274,2 715,3 Январь-апрель

2693,9 1843,3 850,6

Январь-май

3560,2

2365,5 1194,8 I полугодие

5384,5 3981,8 1402,7

Январь-июль

5717,9

4063,6 1654,4 Январь-август

6715,3 4737,8 1977,5

Представим графически динамику доходов и расходов государственного бюджета в 2005-2006 гг. на рисунке 3.1.

Рис. 3. 1. Динамика доходов и расходов государственного бюджета в 2005-2006 гг.

По данным таблицы 3.1 и рисунка 3. 1 можно отметить, рост доходов и расходов консолидированного бюджета, при этом во всех рассмотренных периодах доходы превышали расходы. Таким образом, в течение всего 2005 года и 8-ми месяцев 2006 г. можно отметить профицит консолидированного бюджета.

Кроме этого профицит в первом полугодии 2005 года выше доходов в первом полугодии 2006 года на 332 млрд. руб.

Таблица 3.2

Структура консолидированного бюджета

в январе-августе 2006 года

Показатели

Млрд.

рублей В % к

итогу январь-август 2005г.

млрд. рублей

в % к

итогу Доходы

6715,3 100 4801,3

100 из них:

налог на прибыль организаций

1076,9 16,0 887,7

18,5 налог на доходы физических лиц

567,6 8,5 430,3

9,0 налоги и взносы на социальные нужды

854,6 12,7 172,0

3,6 из них единый социальный налог

291,6 4,3 172,0

3,6 налог на добавленную стоимость:

на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

621,8 9,3 737,0

15,4 на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации

353,5

5,3 271,2 5,7 акцизы по подакцизным товарам (продукции):

производимым на территории Российской Федерации

162,2 2,4 159,0

3,3 ввозимым на территорию Российской Федерации

10,2 0,2 11,0 0,2

налоги на совокупный доход

72,7 1,1 49,4 1,0

налоги на имущество

209,0 3,1 162,9

3,4 налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

796,9 11,9 561,0

11,7

задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам

16,8 0,2 33,8 0,7

доходы от внешнеэк. деятельности

1473,0

21,9 967,2 20,1

доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

205,2 3,1 138,3

2,9 платежи при пользовании природными ресурсами

53,6 0,8 46,4 1,0

безвозмездные поступления

11,9 0,2 8,8 0,2

доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности

46,7

0,7 31,1 0,6 Расходы

4737,8 100 3445,2

100 из них на:

общегосударственные вопросы

487,3 10,3 459,5

13,3 из них на обслуживание государственного и муниципального долга

131,9 2,8 171,9

5,0 национальную оборону

407,4 8,6 337,7

9,8 Продолжение таблицы 3.2.

Показатели

Млрд.

рублей В % к

итогу январь-август 2005г.

млрд. рублей

в % к

итогу национальную безопасность и правоохранительную деятельность

416,9 8,8 332,1

9,6 национальную экономику

465,2

9,8 392,5 11,4

из нее на:

топливо и энергетику

9,1 0,2

5,1 0,1 сельское хозяйство и рыболовство

55,5 1,2 44,2 1,3

транспорт

217,3

4,6 143,4 4,2 связь и информатику

7,1 0,2 4,2 0,1

прикладные научные исследования в области национальной экономики

26,4

0,6 18,5 0,5 другие вопросы в области национальной экономики

111,6 2,4 150,8

4,4 жилищно-коммунальное хозяйство

308,2

6,5 253,8 7,4 социально-культурные мероприятия

2630,4 55,5 1166,8

33,9 Рис. 3.2. Струкутра доходов бюджета

Следует отметить, что наибольшую долю в доходной части бюджета в январе-августе 2006 г. составляли доходы от внешнеэкономической деятельности (21,9%), далее следует налог на прибыль организаций (16%), налоги и взносы на социальные нужды (12,7%), налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами (11,9%).

Рис. 3.3. Структура расходов бюджета

Наибольшую долю в расходной части бюджета в январе-августе 2006 г. составляли расходы на социально-культурные мероприятия (55,5%).

Таблица 33.

Распределение доходов и расходов консолидированного бюджета по уровням бюджетной системы в январе-августе 2006 года, млрд.рублей

Показатели

Федеральный

бюджет Консолиди-

рованные

бюджеты

субъектов

Российской

Федерации

январь-август 2005г.

Федераль-ный

бюджет консолиди-

рованные

бюджеты

субъектов

Российской

Федерации

Доходы

4028,7 2378,4 3236,6

1883,1 из них:

налог на прибыль организаций

331,8

745,1 238,3 649,4

налог на доходы физических лиц

0,0 567,6 0,1 430,2

единый социальный налог

196,4 0,1 171,6

0,4 налог на добавленную стоимость:

на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

621,7

0,1 736,9 0,1 на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации

353,5 - 271,2 -

акцизы по подакцизным товарам (продукции):

производимым на территории Российской Федерации

61,5 100,7 63,3

95,7 ввозимым на территорию Российской Федерации

10,2 0,0 11,0 -

налоги на совокупный доход

- 66,5 - 49,4

налоги на имущество

0,0 209,0 0,0 162,9

налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

750,7

46,2 527,4 33,6

Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам

5,9 6,1 5,8 28,0

доходы от внешнеэко-номической деятельности

1473,0 - 967,2

- доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

85,0 115,0 47,6

90,7

Продолжение таблицы 3.3.

Показатели

Федераль-ный

бюджет

Консолиди-

рованные

бюджеты субъектов

Российской

Федерации

январь-август 2005г.

Федераль-ный

бюджет

консолиди-

рованные

бюджеты субъектов

Российской

Федерации

платежи при пользовании природными ресурсами

43,1 10,5 37,2

9,2 доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности

- 46,7

0,0 31,1 Расходы

2539,3 1979,4 2063,7

1700,0 из них на:

общегосударственные вопросы

311,0 169,4 285,9

173,6 из них на обслуживание государственного и муниципального долга

112,9 19,0 152,3

19,6

Национальную оборону

406,9 0,5 337,4

0,3 Национальную безопасность и правоохранительную деятельность

323,1

93,8 254,9 77,2

Национальную экономику

170,4 294,8 118,4

274,1

Представим графически распределение доходов и расходов консолидированного бюджета по уровням бюджетной системы в январе-августе 2006 года на рисунках 3.4-3.5.

Рис. 3.4. Распределение доходов консолидированного бюджета по уровням бюджетной системы в январе-августе 2006 года

Рис. 3.5. Распределение расходов консолидированного бюджета по уровням бюджетной системы в январе-августе 2006 года

Таким образом, в доходной части консолидированного бюджета в январе-августе 2006 года доходы Федерального бюджета составляют 62,88%, а доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ - 37,12%. В расходной части консолидированного бюджета в январе-августе 2006 года расходы Федерального бюджета составляют 56,20%, а расходы консолидированных бюджетов субъектов РФ - 43,80%.

Заключение

В курсовой работе на основании проведенного исследования сделан ряд выводов и обобщений.

Отмечено, что статистика государственного бюджета изучает состояние бюджетной сферы на основе информации об объемах аккумулированных финансовых ресурсов и произведенных расходов в бюджетной системе РФ. В соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления поступают денежные средства безвозмездно и безвозвратно - доходы бюджета. Денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления, составляют расходы бюджета. От того, насколько адекватно статистика государственного бюджета отражает состояние государственных финансов зависит качество принимаемых решений по формированию использованию бюджетных средств.

В практической части курсовой работы выполнено статистическое исследование объема, состава и динамики доходов и расходов тридцати субъектов РФ за полугодие в соответствии с полученным вариантом задания.

Для проведения данного статистического исследования объема, состава и динамики доходов и расходов государственного бюджета использовались следующие методы:

* построение простых перечневых таблиц;

* построение статистических графиков - диаграмм;

* расчет относительных величин структуры.

Анализ государственного бюджета Российской Федерации по объему, составу и динамике доходов и расходов за 2005-2006 гг. показал рост доходов и расходов консолидированного бюджета, при этом во всех рассмотренных периодах доходы превышали расходы. Таким образом, в течение всего 2005 года и 8-ми месяцев 2006 г. можно отметить профицит консолидированного бюджета. Кроме этого профицит в первом полугодии 2005 года выше доходов в первом полугодии 2006 года на 332 млрд. руб. Следует отметить, что наибольшую долю в доходной части бюджета в январе-августе 2006 г. составляли доходы от внешнеэкономической деятельности (21,9%), далее следует налог на прибыль организаций (16%), налоги и взносы на социальные нужды (12,7%), налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами (11,9%).

Таким образом, в доходной части консолидированного бюджета в январе-августе 2006 года доходы Федерального бюджета составляют 62,88%, а доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ - 37,12%. В расходной части консолидированного бюджета в январе-августе 2006 года расходы Федерального бюджета составляют 56,20%, а расходы консолидированных бюджетов субъектов РФ - 43,80%.

Список литературы

1. Бурцева С. А. Статистика финансов: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2004.

2. Государственные и муниципальные финансы/ Под ред. И.Д.Мацкуляка. - М.: Изд-во РАГС, 2004.

3. Елисеева И. И. Юзбашев М. М. Общая теория статистики. - М.: Финансы и статистика, 2005

4. Сизова Т.М. Статистика: Учебное пособие. - СПб.: СПб ГУИТМО, 2005.

5. Курс социально-экономической статистики: Учебник для Вузов/ Под ред. проф. М.Г. Назарова.- М.: Финстатинформ, 2002

6. Новая бюджетная классификация Российской Федерации. Приказ Минфина России от 10 декабря 2004 года №114н. Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ. - М.: КНО-РУС, 2005.

7. Статистика: Учебник - В.Г. Минашкин.-М.: ТК Велби, Издательство "Проспект", 2006.

8. Экономическая статистика /Под ред. Ю. И. Иванова. - М.: ИНФРА-М, 2003

9. www.gks.ru

6

Показать полностью…
Похожие документы в приложении