Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Контрольная «Существенность в аудите в соответствии с МСА» по Аудиту (Ксенофонтова О. В.)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Филиал ВЗФЭИ в г. Липецке

Контрольная работа

по дисциплине "Международные стандарты аудита"

Работу выполнила:

Работу проверила:

Липецк 2009

Содержание

1.Существенность в аудите в соответствии с МСАс.3.

2.Сообщение аспектов аудита лицам, наделенным руководящими полномочиями в соответствии с МСА.с.10.

Список использованной литературыс. 14.

1.Существенность в аудите в соответствии с МСА.

Аудитор в процессе проведения аудита обязан оценивать существенность и ее взаимосвязь с аудиторским риском.

О важности понятия существенности говорит то, что существенность является основной категорией в теории и практике аудита. Концепция существенности является основным принципом аудита, исходя из которого формируется логическая последовательность и взаимосвязь между этапами аудита, объемом и содержанием аудиторских процедур, оценкой результатов собранных аудиторских доказательств и формой аудиторского заключения. Это понятие положено в основу и закона об аудите, и большинства правил (стандартов) аудиторской деятельности. Единые требования, касающиеся концепции существенности, изложены в федеральном правиле (стандарте) № 4 "Существенность в аудите".

Информация об отдельных активах, обязательствах, доходах,

расходах и хозяйственных операциях, а также составляющих капитала считается существенной, если ее пропуск или искажение может

повлиять на экономические решения пользователей, принятые на

основе финансовой (бухгалтерской) отчетности. Существенность за-

висит от величины показателя финансовой (бухгалтерской) отчетности и (или) ошибки, оцениваемых в случае их отсутствия или искажения.

Критерием существенности аудитор руководствуется в двух принципиально различных ситуациях:

1) при определении ограниченного состава информации, которую необходимо проверять, для выделения тех групп счетов или однотипных операций, итоговые показатели по которым наиболее существенны при формировании отчетности, при определении тех показателей отчетности, которые наиболее важны для пользователей;

2) при оценке результатов проверки для определения, насколько существенны количественные и качественные искажения в отчетности, о достоверности которой аудитор высказывает свое мнение в форме аудиторского заключения.

Аудитор оценивает то, что является существенным, по своему профессиональному суждению. Проводя аудиторскую проверку, аудитор должен с определенной вероятностью оценить все возможные искажения, содержащиеся в отчетности, прилагаемой к аудиторскому заключению, и оценить их существенность для пользователя.

Следовательно, необходимо различать два понятия: "существенность информации" и "существенность искажения информации".

Для аудитора важно ограничить состав аудиторских процедур по существу, т.е. выбрать те показатели отчетности, которые аудитор относит к существенным, организовать проверку предпосылок их формирования.

Для того чтобы относить информацию к существенной, аудитор должен иметь критерий количественный или качественный.

Количественный критерий представляет собой некоторую числовую оценку - уровень существенности абсолютный или относительный.

Если речь идет о сумме результатов группы однотипных хозяйственных операций или об суммарных остатках (сальдо) группы счетов, то количественным уровнем существенности может быть величина Sk, превышение которой говорит о существенности этой суммы. Например, аудитор принимает решение о том, что он будет проверять только счета, сальдо которых на конец отчетного периода превышает Sk1 = 100 000 руб., и/или обороты превышают Sk2 = = 500 000 руб. Это означает, что заданы абсолютные уровни существенности остатков и оборотов по счетам. Такой подход возможен только при проверках однотипных по характеру деятельности и экономическим показателям предприятий и большом опыте аудитора, у которого сложилось профессиональное суждение по этому вопросу.

Чаще в практике аудита используют относительный показатель уровня существенности - определенную часть или процент t от выбранного базового показателя или некоторой величины, которая является обобщением группы показателей Sb. Например, аудитор может принять решение о том, что проверке будут подвергнуты группы операций, итоговая сумма по которым превышает tl = 2% от общей суммы оборотов по всем операциям, или та группа счетов, итоговое сальдо по которым превышает t2l = 5% от валюты баланса. При таком подходе t1 и t2 являются относительными критериями существенности, а базовым показателем Sb - валюта баланса для сальдо и суммарные обороты So для суммы оборотов. Тогда абсолютными уровнями существенности для группы операций и сальдо по счетам будут соответственно

Тем не менее как значение (количество), так и характер (качество) искажений должны приниматься во внимание. Примерами качественных искажений являются:

- недостаточное или неадекватное описание учетной политики,

когда существует вероятность того, что пользователь финансовой (бухгалтерской) отчетности будет введен в заблуждение таким описанием;

- отсутствие раскрытия информации о нарушении нормативных требований в случае, когда существует вероятность того, что последующее применение санкций сможет оказать значительное влияние на результаты деятельности аудируемого лица.

Взаимосвязь между существенностью и аудиторским риском.

При планировании аудиторской проверки аудитор рассматривает

вопрос о том, что могло бы повлечь существенное искажение финансовой (бухгалтерской) отчетности. Аудиторская оценка существенности, относящаяся к отдельным счетам бухгалтерского учета и группам однотипных операций, помогает аудитору решить такие вопросы,

как, например, вопрос о том, какие показатели финансовой (бухгалтерской) отчетности проверять, а также вопрос использования выборочной проверки и аналитических процедур. Это позволяет аудитору выбрать аудиторские процедуры, которые, как предполагается, в совокупности уменьшат аудиторский риск до приемлемо низкого уровня.

Между существенностью и аудиторским риском (это риск выражения ошибочного аудиторского мнения, когда в финансовой (бухгалтерской) отчетности содержатся существенные искажения. Аудиторский риск включает в себя: неотъемлемый риск, риск средств контроля и риск необнаружения) существует обратная зависимость, т.е. чем выше уровень существенности, тем ниже уровень аудиторского риска, и наоборот. Обратная зависимость между существенностью и аудиторским риском принимается во внимание аудитором при определении характера, сроков проведения и объема аудиторских процедур.

Нахождение уровня существенности

Международным аналогом ФПСАД № 4 "Существенность

в аудите" является МСА № 320 "Существенность в аудите", который содержит следующие разделы: "Существенность"; "Взаимосвязь

между существенностью и аудиторским риском"; "Оценка последствий искажений"; "Перспективы государственного сектора" (где

говорится, что при аудите субъектов государственного сектора, оценивая существенность, аудитору следует не только выразить профессиональное суждение, но и учитывать любые нормативные и законодательные акты, которые могут повлиять на такую оценку).

Уровень существенности рассчитывается следующим образом. По итогам финансового года экономического субъекта, подлежащего проверке, определяются финансовые показатели ( каждая аудиторская организация может использовать свою систему базовых показателей уровня существенности информации.), перечисленные в первом столбце таблицы.

Поскольку сама отчетность и аудиторское заключение адресованы многочисленным пользователям, то и выбор базы существенности определяется важностью показателей для пользователей бухгалтерской отчетности. Однако для того, чтобы выбрать единую базу для всех групп пользователей, интересы которых различны, и определить наиболее важные показатели при разных условиях и результатах финансово-хозяйственной деятельности, очевидно, необходимо опираться на относительно стабильную базу, показатели которой наименее подвержены рискам отраслевого и общеэкономического характера и (или) наиболее предсказуемы по отношению к факторам деятельности предприятия. Например, акционеры заинтересованы в получении дивидендов, а значит, и прибыли. Величина последней свидетельствует о развитии организации, ее возможности отвечать по своим обязательствам. Поэтому в качестве базы для расчетов существенности аудитор выберет валовую прибыль предприятия. С другой точки зрения может использоваться показатель прибыли до налогообложения (в случае, если компания показывает относительно стабильные результаты). При этом за исходную цифру принимается значение в 5% от валовой прибыли. Другими базами для исчисления указанного показателя могут быть оборот (0,5 - 1%), акционерный капитал (5%), валюта баланса (0,5-2%).

По нашему мнению выбор базы для расчета существенности заключается в определении показателей бухгалтерской отчетности, которые имеют особую важность для пользователей и при этом учитывают многие факторы: специфику отрасли, форму собственности, сферу и масштабы деятельности, финансовые результаты и структуру баланса.

Значение данных показателей может быть занесено во второй столбец в тех денежных единицах, в которых подготовлена бухгалтерская отчетность. От этих показателей берутся процентные доли, приведенные в третьем столбце таблицы, и результат заносится в четвертый столбец.

Допускается, что часть показателей включить в таблицу не удастся. Например, организация может не иметь прибыли по итогам года либо может иметь небольшую прибыль, которая, по мнению аудитора, с учетом анализа показателей за предыдущие годы является нехарактерной для данного предприятия. Предприятие может не иметь реализации, если это бесприбыльное, некоммерческое предприятие либо организация, которая финансируется в основном не за счет выручки от реализации товаров (работ, услуг). В этих случаях в соответствующих клетках таблицы могут быть поставлены прочерки.

Таблица показателей, используемых для определения уровня существенности

Наименование базового показателя

Значение базового показателя бухгалтерской отчетности проверяемого экономического субъекта

Доля (%)

Значение, применяемое для нахождения уровня существенности

1 2

3 4 Балансовая прибыль предприятия

5

Валовый объем реализации без НДС

2

Валюта баланса

2

Собственный капитал (итог раздела IV баланса)

10

Общие затраты предприятия

2

Аудитор должен проанализировать числовые значения, записанные в четвертом столбце. В том случае, если какие-либо значения сильно отклоняются в большую и (или) меньшую сторону от остальных, он может отбросить такие значения. На базе оставшихся показателей рассчитывается средняя величина, которую можно для удобства дальнейшей работы округлить, но так, чтобы после округления ее значение изменилось бы не более чем на 20% в ту или иную сторону от среднего значения. Данная величина и является единым показателем уровня существенности, который может использовать аудитор в своей работе.

При оценке последствий искажений аудитору необходимо установить, является ли существенной совокупность выявленных и неисправленных искажений. Совокупность неисправленных искажений включает:

а) конкретные искажения, выявленные аудитором, включая и чистый эффект неисправленных искажений, установленных в предшествующую аудиторскую проверку;

б) искажения, которые не могут быть конкретно определены, т.е. прогнозируемую ошибку.

Если аудитор признает выявленные искажения существенными, ему необходимо снизить аудиторский риск. Для этого он может:

• расширить круг аудиторских процедур, для того чтобы выяснить реальную величину искажений (она может оказаться меньше прогнозируемой величины);

• предложить руководству организации-клиента внести поправки в финансовую отчетность.

В соответствии с российскими и международными стандартами аудитор независим в выборе методики проверки, но ответственен за обнаружение существенных ошибок в бухгалтерской отчетности. Именно по этой причине аудитор должен определить уровень существенности самостоятельно. При планировании аудита конкретного предприятия аудитору необходимо установить границы существенности тех ошибок, которые в совокупности исказят бухгалтерскую отчетность.

Применяя показатель уровня существенности, необходимо учитывать, что одни счета могут содержать больше ошибок, чем другие, а вероятные искажения в статьях бухгалтерской отчетности могут иметь разнонаправленный характер. При этом аудитор должен полагаться только на собственное профессиональное суждение

Процедура нахождения уровня существенности, все арифметические расчеты, усреднения, округления и причины, на основании которых аудитор исключил какие-либо значения из расчетов, должны быть отражены в рабочей документации проверки. Конкретное значение уровня существенности должно быть одобрено по окончании этапа планирования аудита руководителем аудиторской проверки.

2. Сообщение аспектов аудита лицам, наделенным руководящими полномочиями в соответствии с МСА.

Порядок обмена информацией по вопросам аудита, возникающий

в ходе аудиторской проверки финансовой отчетности, между аудитором и лицами, отвечающими за управление предприятием, регламентируется Международным стандартом аудита № 260 "Сообщение аспектов

аудита лицам, наделённым руководящими полномочиями"

Аудитор должен сообщать информацию по вопросам аудита

имеющим значение для управления и возникающим в ходе аудиторской проверки финансовой отчетности, лицам, отвечающим за управление предприятием.

Под термином "управление" понимается деятельность по наблюдению, контролю и руководству предприятием. Лица, осуществляющие управление несут ответственность за обеспечение целей предприятия, имеющих отношение к достоверности финансовой отчетности, эффективности и оперативности деятельности, соответствию применяемым законодательным требованиям и предоставлению информации заинтересованным лицам.

Под "вопросами аудита", имеющими значение для управлениям

подразумеваются вопросы, возникающие в ходе аудиторской проверки финансовой отчетности, которые важны, по мнению аудитора,

и касаются лиц, ответственных за управление, при осуществлении

ими контроля за финансовой отчетностью и раскрытием информации. Вопросы аудита, имеющие значение для управления, включай

только те вопросы, которые привлекли внимание аудитора при осуществлении проверки.

В части информации, сообщаемой аудитором лицам, ответственным за управление, в письме-обязательстве о проведении аудита мо-

гут быть отражены следующие условия:

• перечень лиц, ответственных за управление, которым должна

сообщаться, информация по вопросам аудита, имеющим значение для

управления;

• перечень вопросов аудита, имеющих значение для управления;

которые должны сообщаться согласно заключенным договорам;

• форма и сроки сообщения информации.

В ходе аудиторской проверки финансовой отчетности аудитор должен:

1. Установить лиц, отвечающих за управление. В зависимости от

управленческой структуры предприятия, условий задания и требований законов.

2. Рассмотреть вопросы аудита, имеющие значение для управления, возникающие в ходе аудиторской проверки финансовой отчетности.

Аудитор должен сообщить лицам, отвечающим за управление,

о неисправленных искажениях, выявленных в ходе аудита, которые

являются, по оценке руководства, как по отдельности, так и в совокупности несущественными для финансовой отчетности в целом. Неисправленные искажения, о которых необходимо сообщить лицам

отвечающим за управление, не включают искажения, не превышающие установленный уровень существенности.

3. Сообщить информацию по вопросам аудита, имеющим значение для управления, соответствующим лицам. При сообщении информации лицам, отвечающим за управление, аудитор должен руководствоваться профессиональными принципами независимости, объективности и конфиденциальности.

Информация должна быть сообщена своевременно, в соответствии со сроками и принципами, согласованными с клиентом и отраженными в письме-обязательстве. Это дает возможность лицам, отвечающим за управление, принимать соответствующие меры.

Аудитор может обсудить с руководством вопросы, имеющие значение для управления, за исключением тех вопросов, которые ставят под сомнение компетентность и честность руководства. Это дает возможность аудитору прояснить отдельные факты и вопросы и получить дополнительную информацию.

Следует также проанализировать влияние вопросов, имеющий

значение для управления, сообщенных в ходе проведения аудита и

предыдущий период, на финансовую отчетность текущего года, в частности, по-прежнему ли данный вопрос имеет значение для управления и есть ли необходимость сообщения о нем повторно лицам отвечающим за управление.

Информация, предназначенная для лиц, ответственных за управление, может быть сообщена в устной или письменной форме. Если вопросы, имеющие значение для управления, сообщаются

в устной форме, то такие вопросы и ответы на них должны быть зафиксированы в рабочих документах аудитора (например, копии протоколов

обсуждений, проводимых аудитором с управленческим персоналом).

Кроме того, в некоторых случаях целесообразно получить письменные

подтверждения в отношении информации, сообщенной в устной форме.

На содержание, форму и сроки предоставления информации лицам, отвечающим за управление, могут оказывать влияние требования национальных профессиональных бухгалтерских организаций,

Законодательных или нормативных актов.

Кроме того, аудитор должен проанализировать влияние ранее сообщенных вопросов, имеющих значение для управления, на финансовую отчетность текущего года.

МСА № 260 в системе российских стандартов аудита соответствует

Правило (стандарт) аудиторской деятельности, одобренное Комиссией

по аудиторской деятельности при Президенте РФ "Общение с руководством экономического субъекта" от 18.03.99 (протокол № 2). Правило

(стандарт) имеет существенные отличия от международного стандарта.

Целью российского стандарта является определение принципов

классовых отношений аудитора с руководством фирмы-клиента, в частности: соблюдение аудитором профессиональных этических принципов, определение особенностей общения аудитора и руководства,

фирмы-клиента на различных стадиях аудиторской проверки, а также определение особенностей общения по вопросам бухгалтерского

учета и внутреннего контроля. МСА регламентирует четкий порядок

обмена информацией между аудитором и лицами, отвечающими за

управление, включая содержание, сроки и формы сообщения информации, имеющей значение для управления.

Основное сходство рассматриваемых документов проявляется

в содержании вопросов, которые необходимо обсудить аудитору

и руководству фирмы-клиента в ходе аудиторской проверки.

В настоящее время подготовлен проект федерального правила

(стандарта) № 22 "Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника", которое подготовлено в полном соответствии с положениями международного стандарта.

Список использованной литературы:

1.Федеральные правила стандарты аудиторской деятельности.

2. Компьютерные информационные системы в аудите: Учеб. пособие для студентов вузов / под ред. проф. В.И. Подольского. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

3.Международные стандарты аудита: учебник / под ред. Панкова С.В., Панкова Н.И. - М.: Магистр, 2008.

4. Международные и внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности : Учеб. пособие / Под ред. проф. В.И. Подольского. - М.: Вузовский учебник, 2006.

5. Международные стандарты аудита: Учеб. пособие / Под ред. Суворова С.П., Парушина Н.В., Галкина Е.В.- М.:ИД "ФОРУМ": ИНФРА-М, 2007.

6. Российские и международные стандарты аудиторской деятельности: Учеб. пособие / Б.Т. Жарылгасова. - М.: КНОРУС, 2008.

- 3 -

Показать полностью…
Похожие документы в приложении