Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Курсовая «Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования» по Экономике (Силантьев В. Б.)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Кафедра экономической теории

КУРСОВАЯ РАБОТА

по экономической теории на тему:

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ КАК ИНСТРУМЕНТ

ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Преподаватель: Каримова З.Р.

Студент: Газизова А.Р., Учетно-статистический

Уфа 2009.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение3

Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции.4

Профицит и дефицит бюджета. Мультипликатор сбалансированного бюджета10

Балансирование госбюджета и его особенности в России.16

Практикум19

Заключение.21

Список литературы.22

ВВЕДЕНИЕ

В формировании и развитии экономической, социальной и политической структуры общества и государства основополагающую роль играет финансовая система государства, одной из составляющих которой является бюджет. Через государственный бюджет осуществляется целенаправленное воздействие на формирование и использование денежных ресурсов. С помощью бюджетных средств государственные и местные органы власти, органов обороны и безопасности, осуществляют реализацию социальных мероприятий и решение экономических задач, т.е. на выполнение государством своих функций перед обществом через органы власти.

Бюджет как экономическая категория есть экономический базис государства. Любые колебания или изменения этого базиса приводят к нарушению экономической, хозяйственной и социальной жизни общества. По экономической сущности бюджет представляет собой денежные отношения, возникающие между государством и обществом по поводу перераспределения части национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного ресурса, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социальной сферы, нужд обороны и государственного управления.

Бюджет не только категория экономическая, но и политическая. Его возникновение и развитие связано с зарождением, формированием и развитием политического строя государства. Бюджет - это социальная категория, определяющая социальные отношения в обществе и государстве. Государство, используя бюджет в качестве одного из основных и действенных инструментов, непосредственно воздействует на социальную сферу и жизнь общества.

Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции

Государственный бюджет - это экономические отношения между государством и субъектами всех форм собственности и отдельными гражданами по поводу формирования централизованного фонда денежных средств, направляемых на выполнение общегосударственных задач и функций.

В определении отражены три существенных признака бюджета:

1) Он служит общегосударственным фондом денежных средств, который создается для покрытия государственных расходов. Данный признак бюджета имеют в виду, когда в официальных документах и в практике государственной работы говорят о финансировании из бюджета, о содержании тех или иных органов и учреждений за счет бюджета, об отнесении определенных расходов на бюджет. Бюджет является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств. Он - смета, роспись доходов и расходов государства, согласованных друг с другом как по объему, так и по срокам поступления и использования.

2) Бюджет представляет собой финансовый план государства.

3) Этот признак заключается в том, что он является основным финансовым планом. Наряду с ним существуют другие, самостоятельные финансовые планы, по отношению к которым он занимает ведущее место.

Государственный бюджет - это крупнейший денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства. Совокупность входящих в него

организационных структур образует бюджетную систему. Она формируется с учетом совокупности социально-экономических, правовых, административных особенностей.

Структура бюджетной системы той или иной страны зависит прежде всего от ее государственного устройства. В странах, имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет двухъярусное построение - государственный и местный бюджет. В странах с федеральным государственным устройством (США, ФРГ, Российская Федерация) имеются промежуточные звенья - бюджеты штатов, земель, субъектов федерации.

Бюджетная система РФ

1 уровень 2 и 3 уровни

Федеральный Бюджеты госу- Бюджетные тер- Территориальные

бюджет РФ дарственных риториальных бюджеты

внебюджетных внебюджетных

фондов фондов

2 уровень 3 уровень

Федеральные Бюджеты Бюджеты Местные

целевые субъектов РФ муниципальных целевые

бюджетные (Региональные) образований бюджетные

фонды (местные) фонды

Региональные Бюджеты Бюджеты

целевые муниципальных городских

бюджетные районов округов

фонды

Районные Поселковые Сельские

бюджеты бюджеты бюджеты

Поселковые Городские Бюджеты внут-

бюджеты бюджеты ригородских

районов

По своей структуре, с одной стороны, бюджет - это форма образования и расходования ресурса денежных средств, а с другой - это смета доходов и расходов денежных средств в целях финансового обеспечения задач и выполнения функций государством и территориальными органами власти в соответствии с бюджетной классификацией.

Доходы бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления. Доходы делятся на группы, подгруппы, статьи и подстатьи.

В России используется 4 группы доходов:

1) Налоговые;

2) Неналоговые;

3) Безвозмездные поступления;

4) Доходы целевых внебюджетных фондов.

Налоговые доходы представляют собой:

1) Налоги на расходы, в том числе налоги с продаж, акцизы и импортные тарифы;

2) Налоги на доходы частных лиц и корпораций, в том числе отчисления из заработной платы на социальное страхование.

3) Налоги на собственность, включает разнообразные налоги на дома и строения, сельскохозяйственные угодья и земли под постройки, а также налог на наследство.

Группа неналоговых доходов включает в себя ряд подгрупп. К этим подгруппам относятся доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, доходы от продажи земли и нематериальных активов, доходы от внешнеэкономической деятельности и т.д.

К безвозмездным поступлениям относят перечисления от нерезидентов, бюджетов других уровней, государственных внебюджетных фондов, государственных организаций и т.д.

Целевые внебюджетные фонды делятся на социальные и экономические. К социальным фондам относится Пенсионный фонд РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ. Экономическими фондами являются Фонд развития таможенной системы, дорожные фонды и т.д.

Расходы государственного бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления. Классификация расходов государственного бюджета - это группировка расходов бюджетов всех уровней, отражающая направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства. Группировка имеет четырехуровневую структуру:

1) Потребление в государственном секторе;

2) Государственные инвестиции, включающие разнообразные капитальные расходы, такие, как затраты на дорожное строительство или строительство портов;

3) Трансферты частному сектору включающие пенсию за выслугу лет, страхование по безработице, льготы ветеранам и другие платежи;

4) Проценты по государственным долгам.

Бюджетные ассигнования расходов федерального бюджета, утвержденные Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2006 год", были равны 4445 млрд.руб. Исполнено было 4281 млрд.руб. Таким образом, реальное исполнение составило 96,31% плана. Исполнение по основным разделам и подразделам было следующим:

- общегосударственные вопросы - 530 млрд.руб., т.е. 12,38 исполненного бюджета;

- функционирование Президента РФ - 6,9 млрд.руб., т.е. 0,16%;

- национальная оборона - 682 млрд.руб., т.е. 15,93%;

- национальная безопасность и правоохранительная деятельность - 550 млрд.руб., т.е. 12,85%;

- национальная экономика - 345 млрд.руб., т.е. 8,06%;

- жилищно-коммунальное хозяйство - 53 млрд.руб., т.е. 1,24%;

- образование - 212 млрд.руб., т.е. 4,95%;

- пенсионное обеспечение - 141 млрд.руб., т.е. 3,29% и т.д.

Согласно перспективному финансовому плану, утвержденному Правительством РФ, доходы федерального бюджета в 2008 г. составили 7112 млрд.руб., а в 2009 г. составят - 6716 млрд.руб.

Идеальное исполнение государственного бюджета - это полное покрытие расходов доходами и образование остатка средств, т.е. превышение доходов над расходами. Образовавшийся остаток правительство может использовать при непредвиденных обстоятельствах для долгосрочных выплат или перевести его в доход бюджета следующего года.

Сущность государственного бюджета, как экономической категории, реализуется через распределительную и контрольную функции.

Распределительная функция проявляется непосредственно через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням органов власти государственного и местного управления. Важное значение в распределении бюджетных средств отводится фондам: резервному, развития, поддержки субъектов РФ. С помощью бюджетов и фондов государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономическое развитие территорий и отраслей производства, социальную сферу. Регулируя экономическую сферу и отношения в ней, государство целенаправленно усиливает или сдерживает темпы роста производства, ускоряет или снижает рост капиталов и частных сбережений, изменяет структуру спроса и предложения, регулирует социальное обеспечение членов общества.

Контрольная функция бюджетов действует одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность органов государственного и местного контроля за поступлением и использование бюджетных средств. Контрольная функция бюджета имеет конкретную форму проявления и реализуется по следующим направлениям:

- контроль за правильным и своевременным перечислением доходов в бюджеты и внебюджетные фонды;

- контроль за целевым, экономным и эффективным использованием бюджетных ресурсов и средств внебюджетных фондов.

Профицит и дефицит бюджета. Мультипликатор сбалансированности бюджета.

Бюджетный дефицит возникает тогда, когда расходы превышают доходы. Большинство правительств как в развитых, так и в развивающихся странах, а также в странах с переходной экономикой не могут покрыть доходами своих расходов, сводя государственный бюджет с дефицитом. Если же доходы государства превышают его расходы, то их разница составляет бюджетный избыток (профицит).

Бюджетный дефицит - это финансовое явление, с которым в те или иные периоды своей истории неизбежно сталкивались все государства мира. Бесспорно, бюджетный дефицит - нежелательное для государства явление: его финансирование на основе денежной эмиссии гарантированно ведет к инфляции, с помощью не эмиссионных средств - к росту государственного долга. Тем не менее, бюджетный дефицит нельзя однозначно относить к ряду чрезвычайных, катастрофических событий, так как различным может быть качество, природа дефицита. Он может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, и тогда дефицит не является отражением кризисного течения общественных процессов, а скорее становится следствием стремления государства обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного воспроизводства.

Причин бюджетного дефицита может быть много, например:

· спад общественного производства

· рост предельных издержек общественного производства

· массовый выпуск "пустых" денег

· излишне, неоправданно раздутые социальные программы

· возросшие затраты на финансирование ВПК

· оборот "теневого" капитала в огромных масштабах

Когда у правительства возникает дефицит бюджета, оно должно занимать деньги у населения, чтобы оплатить свои счета. Для этого правительство

выпускает облигации, представляющие собой долговые обязательства, т.е. обещание заплатить деньги в какой-то определенный момент в будущем. Государственный долг (накопленная сумма задолженности правительства) - это денежная ценность правительственных облигаций, принадлежащих обществу (домохозяйствам, банкам, предприятиям, иностранцам и другим неправительственным учреждениям).

Источники финансирования дефицитов бюджета делятся на внутренние и внешние:

Внутренние источники финансирования:

- кредит Центрального банка и изменение остатков средств бюджета;

- государственные ценные бумаги;

- бюджетные ссуды, полученные от государственных внебюджетных фондов;

- бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней;

- поступления от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

- государственные запасы драгоценных металлов и драгоценных камней.

Внешние источники финансирования:

- кредиты международных финансовых организаций;

- кредиты правительств иностранных государств;

- кредиты иностранных коммерческих банков и фирм;

- изменение остатков средств бюджета на счетах в банках в иностранной валюте.

Таким образом, при наличии бюджетного дефицита во многом государство вынуждено покрывать его долгом. Государственные долги России и субъектов РФ делятся на внутренние и внешние.

По данным Центрального банка РФ внешний долг на 1 июля 2007 года составил 384,8 млрд.руб. По секторам этот долг распределялся следующим образом:

1) Органы государственного управления - 40,8 млрд.долл., включая новый российский долг - 30,8 млрд.долл., долг СССР - 8,5 млрд.долл. и долг субъектов РФ - 1,5 млрд.долл.;

2) Органы денежно-кредитного регулирования - 1 млрд.долл.;

3) Банки - 131 млрд.долл.;

4) Прочие секторы, куда входят долговые ценные бумаги, задолженность по финансовому лизингу - 212 млрд.долл.

На начало 2007 года объем государственного внутреннего долга составил 1032 млрд.руб. На среднесрочные и долгосрочные облигации федерального займа приходилось 96%, а остальная часть - на государственные краткосрочные и среднесрочные облигации.

Государственные ценные бумаги размещались в 2006-2007гг.под процентную ставку 5,5-7% годовых При годовом темпе прироста инфляции 10% доходность резидентов была отрицательной и составила 3-4,5% в год.

В перспективном финансовом плане, утвержденном Правительством РФ, объем внутреннего и внешнего государственного долга на конец 2008г. составил 2896 млрд. руб., на конец 2009г. - 3233 млрд.руб.

В большинстве развитых стран преобладают неэмиссионные формы финансирования дефицита государственного бюджета, не приводящие непосредственно к росту инфляции. Приемлемый уровень бюджета в краткосрочном периоде определяется в этом случае прежде всего спросом на государственные ценные бумаги и готовностью предоставления кредитов, которые в свою очередь зависят от предлагаемого государством дохода (процентов) и от степени доверия к нему со стороны потенциальных кредиторов.

Бюджетный дефицит не всегда является негативным явлением. Бюджетная несбалансированность может быть и полезной с точки зрения стабилизации экономики. Планируемое расхождение между доходами и расходами государственного бюджета может использоваться как средство борьбы с инфляцией и спадом производства. И наоборот, твердый курс на сбалансированность бюджета потребовал бы повышения налогов и снижения государственных расходов в период спада экономики и в результате привел бы к дальнейшему сокращению совокупного спроса.

Экономисты предлагают три основных подхода к проблеме сбалансированности бюджета.

Первый подход связан с ориентацией на ежегодную сбалансированность бюджета, что означает объявление его сбалансированности основной целью государственных финансов. Ежегодный балансируемый бюджет на самом деле усугубляет колебания экономического цикла, вызывает ускорение инфляции. Это происходит потому, что в условиях депрессии, значительной безработицы имеет место сокращение доходов, которое неизменно вызывает уменьшение налоговых поступлений в государственную казну, и в такой ситуации правительство, стремясь балансировать бюджет, должно либо увеличивать налоги, либо сокращать государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Но эти меры являются сдерживающими по своему характеру: каждая из них еще больше сокращает совокупный спрос, что приводит к дальнейшему снижению общественного производства.

В противоположном случае, при профиците государственного бюджета в условиях инфляционных процессов и роста доходов, чтобы не допустить превышения доходов над расходами, правительство должно либо снизить налоги, либо увеличить расходы, либо сделать и то и другое одновременно. В таком случае сбалансированность бюджета достигается ценой раскручивания инфляционной спирали.

Второй подход предполагает достижение сбалансированности бюджета в течение экономического цикла, при этом он не должен балансироваться ежегодно. В данном случае допускаются годовые дефициты и профициты бюджета, а фискальная политика используется одновременно как инструмент и антициклического регулирования, и балансирования бюджета в долгосрочном периоде. Для того, чтобы противостоять спаду, правительство должно снизить налоги и увеличить расходы, сознательно вызывая дефицит. В ходе последующего подъема и проявления инфляции необходимо повысить налоги и урезать государственные расходы. Таким образом, правительство может сбалансировать бюджет не на ежегодной основе, а в период в несколько лет. Ключевой проблемой такого подхода, несмотря на его внешнюю привлекательность, является его явная упрощенность. Дело в том, что подъемы и спады в экономическом цикле неодинаковы по глубине и длительности. Длительный и глубокий спад может сменяться краткосрочным и небольшим подъемом и наоборот. И в том, и в другом случае будет наблюдаться циклическая разбалансированность государственного бюджета.

Третий подход к регулированию государственного бюджета связан с концепцией функциональных финансов, суть которой сводится к тому, чтобы фискальная политика рассматривалась лишь в качестве инструмента экономической политики сбалансированного развития народного хозяйства. При этом вопрос о ежегодной или циклической сбалансированности бюджета - второстепенный. Основной целью государственных финансов является макроэкономическая стабильность, а сбалансированность госбюджета рассматривается как один из составляющих элементов такой стабильности. В соответствии с этим подходом, развитие экономики может сопровождаться бюджетными дефицитами или профицитами. Предполагается, что макроэкономическая стабильность и экономический рост автоматически оказывают положительное воздействие на преодоление бюджетного дефицита и сокращение государственного долга.

Мультипликатор сбалансированного бюджета устанавливает, что прирост правительственных расходов, сопровождаемый равным по величине приростом налогов - имеет своим результатом увеличение выпуска продукции.

Причина того, почему объем выпуска продукции увеличивается (вместо того, чтобы оставаться неизменным), состоит в том, что прирост государственных расходов приводит к незамедлительному увеличению совокупного спроса на величину этого прироста, в то время как прирост налогов, сокращает уровень потребительского спроса на гораздо меньшую величину.

Мультипликатор сбалансированного бюджета редко открыто используется как инструмент фискальной политики, так как увеличение налогообложения повсюду является непопулярной мерой.

Балансирование госбюджета и его особенности в России

Формирование и использование государственного бюджета в Российской Федерации имеет ряд отличительных черт.

Новый Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как "форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления". Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.

В соответствии с Конституцией РФ и Бюджетным кодексом РФ бюджетная система РФ имеет три уровня:

· первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

· второй уровень - бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов, 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

· третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

Как видно, бюджетное устройство РФ определяется ее государственным устройством - в унитарных государствах бюджетная система имеет два уровня - государственный бюджет и местные бюджеты.

Бюджетное законодательство РФ содержит понятие "консолидированный бюджет" - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории. Консолидированный бюджет субъекта РФ составляет бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований.

Бюджетным кодексом РФ законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы Российской Федерации:

· единства бюджетной системы Российской Федерации;

· разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

· самостоятельности бюджетов;

· полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

· сбалансированности бюджета;

· эффективности и экономности использования бюджетных средств;

· общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

· гласности;

· достоверности бюджета;

· адресности и целевого характера бюджетных средств.

Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, единство принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджета, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью

или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления.

Принцип самостоятельности бюджетов означает:

· право законодательных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы Российской Федерации самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

· наличие собственных источников доходов бюджета каждого уровня бюджетной системы Российской Федерации, определяемых в соответствии с законодательством РФ;

· недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;

Принцип полноты учета бюджетных доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, внебюджетных фондов и иные определенные законом обязательные поступления, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размеров дефицита бюджета.

Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов

уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Для составления и исполнения бюджетов и обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации используется бюджетная классификация Российской Федерации. Бюджетная классификация дает возможность экономического и статистического анализа доходов и расходов бюджетов РФ, обеспечивает адресность выделения финансовых ресурсов.

Согласно БК РФ бюджетная классификация включает:

· классификацию доходов бюджетов РФ;

· функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;

· экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;

· классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;

· классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;

· классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;

· классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ;

· ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

В конце ноября 2008г. вступил в силу Федеральный закон №204 - ФЗ "О федеральном бюджете на 2009г. и на плановый период 2010-2011 годов".

Впервые очередной трехлетний бюджет принимается в условиях неблагоприятной экономической конъюнктуры, продолжающегося мирового финансового кризиса, замедления темпов роста отечественной экономики. Ближайшие годы и, прежде всего 2009г., станут серьезным испытанием на прочность бюджетной системы и экономики страны.

Установленные Законом №204 - ФЗ относительно высокие темпы роста расходов федерального бюджета в 2009-2010 гг. значительно превышают прогнозируемые темпы роста национальной экономики, темпы роста инфляции. Принятый бюджет полностью соответствует целям и задачам экономической политики. Утвержденные на 2009г. бюджетные расходы учитывают изменившуюся финансово-экономическую ситуацию в стране и в мире и не нуждаются в каких-либо принципиальных пересмотрах.

Для обеспечения долговременной бюджетно-финансовой устойчивости и предотвращения последствий неблагоприятных экономических тенденций необходимо проведение государством контрциклической политики, не допуская наращивания бюджетных обязательств в период пика мировых цен на углеводороды, но поддерживая и повышая внутренний спрос во время снижения темпов экономического роста, замещая снижение внешнего спроса. Строительство объектов транспортной и промышленной инфраструктуры, осуществление социальных программ, оснащение Вооруженных Сил - все это должно дать в 2009г. новые рабочие места, увеличение внутреннего спроса, обеспечение заказами отечественных производителей.

Для расширения внутреннего спроса будут использованы ресурсы Резервного фонда, который служит надежной страховкой для экономики в моменты кризиса. К концу 2009г. объем Резервного фонда прогнозируется в размере 5,1трлн.руб., а в течение года из его ресурсов будет израсходовано более 1 трлн.руб. на пополнение доходной части федерального бюджета, поскольку показатели доходов оказались ниже прогнозируемого уровня. Кроме того, из этого же источника будет оказана финансовая помощь регионам, компенсирующая выпадающие доходы из бюджетов вследствие снижения ставок ряда налогов, которые по предварительной оценке Минфина России составят 550-560 млрд.руб.

В доходах бюджетной системы значительную долю сохраняют налоговые поступления от экспорта нефти и газа. В 2008г.эта доля составляла 50% всех бюджетных доходов. В 2009г. доля нефтегазовых доходов федерального бюджета должна снизиться до 30%, а возможно, и еще больше. Такие ожидания обусловлены значительно большим снижением мировых цен на нефть, чем это предполагалось при проведении бюджетных расчетов.

В связи с этим может возникнуть сомнение в реальности исполнения федерального бюджета на 2009г. и трехлетнего бюджета в целом в условиях снижения нефтегазовых доходов, замедления ростов ВВП в сравнении с запланированными показателями, усиления инфляционных ожиданий, нестабильностью в банковской системе, вызовами мировой финансовой системы, оказывающими негативное влияние на российскую экономику. Однако оснований для сомнений сегодня нет.

На начало 2008г. размер Стабилизационного фонда был равен 3,849 трлн.руб. К декабрю 2008г. объемы Фондов, выделившихся из него, составили соответственно: Резервного - 3,588 трлн.руб., Национального благосостояния - 1,672 трлн.руб.

Федеральная казначейская система, обеспечивающая исполнение региональных и местных бюджетов работает таким образом, что деньги дойдут до каждого потребителя. И заработная плата в бюджетных учреждениях, и пенсии, и все социальные выплаты будут выплачиваться вовремя.

По прогнозам, рост мировой экономики в 2009 году будет самым низким за последние 20 лет. Международный валютный фонд прогнозирует, что по паритету покупательной способности он не превысит 2,2%. Это означает, что все страны мира в разной степени будут иметь рост, но в наиболее развитых странах, странах Организации экономического сотрудничества и развития этот показатель будет иметь отрицательную величину. Например, ожидаемое падение ВВП в США в 2009г. составит 0,7%, в странах Еврозоны - 0,5%. Соответственно снижение идет и на других развивающихся рынках. Снижены прогнозные показатели и по России. Спрос на товары российского экспорта - нефть, газ, металлы и другие природные ископаемые, а также на оборудование и на технологии будет существенно снижен. Такое сокращение спроса уже ощущалось в четвертом квартале 2008г. Однако существующая сегодня модель бюджетного процесса позволяет полностью исполнять принятый федеральный бюджет, несмотря на уточнения или фактически складывающиеся показатели в следующем году по росту цен на нефть, доходам бюджета.

Вместе с тем, вызовы мировой финансовой системы, ее влияние на российскую экономику могут быть более существенными, чем это сегодня представляется. Исходя из подобных предположений, в Бюджетный кодекс РФ внесена поправка, приостанавливающая на один год, до 1 января 2010г. действие отдельных статей, затрудняющих принятие правительством отдельных решений по управлению средствами федерального бюджета.

Эта поправка позволяет в течение 2009г. упростить порядок принятия решений о пересмотре расходов, использования средств Резервного фонда и остатков средств бюджета на выплаты, сокращающие долговые обязательства и заимствования, а также на обеспечение сбалансированности федерального бюджета, то есть страховаться от недополучения нефтегазовых доходов.

В принятом федеральном бюджете была заложена цена на нефть в 2009г. - 95 долл., 2010г. - 90 долл., в 2011г. - 88 долл. за баррель. Сейчас, по нашей предварительной оценке, эти значения будут значительно ниже - соответственно, 50, 55 и 60 долл. Это означает, что принятый бюджет будет исполнен, но наполнения Резервного фонда и Фонда национального благосостояния не будет. При 50 долл.за баррель нефтегазовых трансферт бюджета для исполнения расходов придется наполнять из Резервного фонда.

Федеральный бюджет на 2009г. и плановый период 2010 и 2011гг. сформирован исходя из необходимости финансирования всех заявленных Правительством РФ программ, в первую очередь социальных.

Объемы ВВП по прогнозам составят: в 2009г. - 51 трлн.руб., в 2010г. - 59 трлн.руб., в 2011г. - более 67 трлн.руб. Рост ВВП планируется не менее 6% в год.

Уровень инфляции будет снижаться с 8,5% в 2009г. до 6,8% в 2011г.

Трехлетний бюджет сформирован с профицитом, который на 2009г. заложен в размере 1,9 трлн.руб., на 2010г. - 1,4 трлн.руб., на 2011г. - 1,5 трлн.руб. Доходы бюджета на 2009г. определены в объеме почти 11 трлн.руб. К 2011г. они должны возрасти до 13 трлн.руб. При этом темпы их прироста должны составлять в среднем около 9% в год. Таким образом, темпы роста доходов бюджета запланированы более низкие, чем они были в 2008г., что связано с сокращением нефтяных доходов.

Планирование бюджетных расходов впервые осуществлялось раздельно по бюджетным ассигнованиям на исполнение действующих и принимаемых расходных обязательств.

Практикум

Экономика страны характеризуется следующими данными: ВВП (Q) = 100 млрд. долл., бюджетный дефицит - 5 млрд. долл., денежная масса в обращении (М) - 20 млрд. долл., скорость обращения одной денежной единицы (V) постоянная.

Задание:

Бюджетный дефицит может быть покрыт за счет дополнительной денежной эмиссии. Какие последствия для экономики будет иметь данный вариант покрытия дефицита? Для расчетов используйте уравнение Фишера (MV = PQ).

Решение:

Если бюджетный дефицит может быть покрыт за счет дополнительной денежной эмиссии, т. е. увеличения денежной массы в обороте на 5 млрд. долл., то последствия могут быть такими:

· искусственное снижение уровня скорости обращения денег;

· усиление инфляции;

· либо оживление экономики, либо ограничение роста цен.

В результате снижения скорости обращения денежной массы (М) монетизация ВВП (насыщенность экономики деньгами) будет увеличиваться.

Уравнение Фишера (уравнение количественной теории денег):

MV = PQ

M - количество денег в обращении;

V - скорость обращения денег;

P - средняя цена товаров и услуг;

Q - количество товаров и услуг.

ВВП - стоимость произведенных товаров и услуг.

M = PQ:V, т.к. V = const, то V = k (как коэффициент)

M = (Q:V)P, (или M = (Q:k)P) - пропорциональность, т. е. уровень цен пропорционален количеству денег в обращении.

Изменение уровня цен находится в зависимости от изменения денежного предложения. Отсюда следует, что прирост денежной массы определяет темп инфляции.

Монетарное правило М. Фридмана предполагает строго контролируемое увеличение денежной массы в обращении - в пределах 3 - 5% в год. Такой прирост денежной массы вызывает деловую активность в экономике. В случае выше 3 - 5% будет происходить рост темпов инфляции (если ниже 3 - 5%, то темп прироста ВНП будет падать).

По нашей задаче 20 млрд. долл. = (100 млрд. долл.:V)P1

?M = 5 млрд. долл.

25 млрд. долл. = (100 млрд. долл.:V)P2

(Денежная эмиссия > 5 : первоначальный М > 20)100% = 25% = k?p, где

25% - изменение денежной массы, в %;

k = 100 млрд. долл.:V

?P - изменение уровня цен, в %.

Вывод: если покрыть бюджетный дефицит за счет дополнительной денежной эмиссии, то для экономики это выльется в рост темпа инфляции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Государственный бюджет, как основное звено бюджетной системы является одним из наиболее важных инструментов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование.

Государственному бюджету присущи две функции - распределительная и контрольная. С помощью распределительной функции бюджета происходит распределение средств на производственную и непроизводственную сферы, межтерриториальное и межотраслевое распределение финансовых ресурсов, формируются фонды специального целевого назначения. Контрольная функция государственного бюджета осуществляется в процессе формирования ходов бюджета и финансирования отраслей народного хозяйства и выражается в том, что будучи связанным с народным хозяйством, бюджет показывает ход процессов в нем, возникающие там тенденции.

В современных условиях типичным явлением для государственного бюджета большинства стран стал бюджетный дефицит - превышение расходов над доходами. Бюджетный дефицит может быть следствием неблагоприятной экономической конъюнктуры или результатом целенаправленно проводимой бюджетной политики. Финансирование бюджетного дефицита за счет эмиссии денег приводит к увеличению количества денег в обращении, росту цен и инфляции. Покрытие дефицита за счет займов в частном секторе приводит к сокращению частных инвестиций в результате выпуска государственных ценных бумаг.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Учебники, монографии, сборники научных трудов:

1. Экономическая теория. Под ред. И.П. Николаевой. М. ЮНИТИ. 2002г. гл.17.

2. Экономическая теория. Трансформирующаяся экономика: учебное пособие для вузов под ред. И.П. Николаевой. М. ЮНИТИ-ДАНА. 2004г, гл. 15.

3. Экономика. Под ред. А.С. Булатова. М. 2000г.

4. Макроэкономика: учебное пособие. Под ред. И.П. Николаевой. М. ЮНИТИ, 2000г.

5. бюджетная система России: Учебник для вузов. Под ред. Проф. Г.Б. Поляка. М. ЮНИТИ-ДАНА, 2000г.

Статьи из журналов и газет

6. Грицюк Т.В. Налогово-бюджетная политика как инструмент макроэкономического регулирования. Финансы и кредит, 2004г, №13

7. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Официальный текст. - 2-е изд., доп. М. Издательство НОРМА, 2000.

8. С. Лужин. Бюджетная реформа. Экономист. 2005 - №2.

9. С.Н. Алехин. Анализ перспектив наполнения бюджета при снижении налогового бремени налогоплательщиков. Финансы и кредит. 2005 - №2.

10. Ю. Швецов. Эволюция российского бюджетного федерализма. Вопросы экономики. 2005г. №2.

11. А. Селезнев. Об использовании стабилизационного фонда. Экономист. 2005г. №9.

12. С. А. Анисимов, В. А. Максимов. Бюджетная политика, как источник экономического роста. Финансы. 2005. №1.

3

Показать полностью…
Похожие документы в приложении