Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Контрольная «Внешнеторговая политика государства» по Экономике (Васильева Т. В.)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

на тему: "Внешнеторговая политика государства"

Выполнила:

Факультет УС

Специальность БУ

3 курс

Личное дело №

Проверил:

ВОРОНЕЖ 2009

Содержание

Стр.

Введение

3 1 Сущность политики фритредерства и политики протекционизма

4 2

Тарифные и нетарифные методы внешнеторговой политики. Демпинг

7 2.1 Тарифные методы внешнеторговой политики. Демпинг

7 2.2 Нетарифные методы внешнеторговой политики

11

Заключение

15 Тесты

16 Список используемой литературы

18

Введение

Внешнеторговая политика представляет собой целенаправленное воздействие на регулирование и развитие международной торговли товарами и услугами. В качестве основных форм внешнеторговой политики принято выделять государственную и международную внешнеторговую политику.

"Внешнеторговая политика государства - деятельность государства и органов его управления, направленная на оптимизацию национального участия в международной торговле товарами и услугами"1.

В условиях развития международных экономических отношений все большую значимость приобретает оптимальная внешнеторговая политика каждой страны. Грамотно построенная система таможенных тарифов способствует развитию внутреннего рынка страны, а поскольку внешняя торговля является одной из важнейших форм международных связей, то от того, насколько эффективна внешнеторговая политика государства, во многом зависит его место в современной мировой экономике.

1 Протас В.Ф. Мировая экономика в схемах: учеб. пособие. - М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008. - 288 с. - 131 стр.

1. Сущность политики фритредерства и политики протекционизма

Традиционными основными направлениями внешнеторговой политики государства является фритредерство и протекционизм, которые сталкиваются в течение последних двух веков как противоположные подходы к внешнеэкономической политике.

"Протекционизм - это теория и практика регулирования государством внешней торговли, направленной на защиту экономических субъектов национальной экономики от иностранной конкуренции."1

Определяемые спецификой применения выделяют следующие виды протекционизма:

* скрытый протекционизм, использующий механизмы внутренней экономической политики государства;

* открытый протекционизм, использующий механизмы государственной внешнеэкономической политики;

* селективный протекционизм - избирательный протекционизм в отношении иностранных конкурентов;

* отраслевой протекционизм, направленный на защиту возникающих и оформляющихся отраслей национального производства;

* односторонний протекционизм, направленный на регулирование внешней торговли без согласования с партером;

* двухсторонний протекционизм - согласование выдвигаемых протекционистских мер с партнером;

* интеграционный протекционизм, проводимый странами, входящими в интеграционные объединения;

* многосторонний протекционизм - участие в разработке протекционистской торговой политики многих стран.

1 Мировая экономика: учеб. / Л.С. Падалкина, В.В. Клочков, С.В. Тарасова [и др.]; под ред. И.П. Николаевой. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 240 с. - 116 стр.

К формам положительного влияния протекционистской внешнеторговой политики на состояние национального рынка относятся:

* стимулирует национальное производство и увеличивает национальную занятость;

* обеспечивает защиту формирующихся национальных отраслей;

* увеличивает доходы государственного бюджета;

* способствует экономической безопасности и обороноспособности.

К формам отрицательного влияния протекционистской внешнеторговой политики на состояние национального рынка относятся:

* порождает обострение межгосударственных противоречий;

* способствует разбалансированию торгового баланса страны;

* ограничивает возможность использования в полной мере преимуществ международной специализации;

* сдерживает развитие национального рынка в результате ослабления конкуренции.

"Фритредерство - это политика невмешательства государства в международные отношения"1.

В начале XXI века фритредерство выступает в форме либерализации торговли, обосновывающей необходимостью устранения барьеров на пути перемещения между странами товаров, капиталов и рабочей силы. Либерализация торговли отвечает интересам промышленно развитых государств, которые обладают конкурентными преимуществами, а также стран, ориентирующихся на экспортную экспансию как основной источник развития и роста.

1 Мировая экономика: учеб. / Л.С. Падалкина, В.В. Клочков, С.В. Тарасова [и др.]; под ред. И.П. Николаевой. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 240 с. - 116 стр.

К основным преимуществам фритредерства относятся:

* стимулирование процессов конкуренции в сфере международной торговли товарами и услугами;

* осуществление международной торговли товарами и услугами в соответствии с законом сравнительных конкурентных преимуществ;

* расширение возможности использования международной специализации;

* способствование расширению границ сферы международной торговли.

Считается, что фритредерство ведет к наиболее эффективному распределению ресурсов в мировом масштабе и к максимизации мирового дохода. Несмотря на то, что оно привлекает многими достоинствами, политика не вмешательства в международную торговлю странами используется очень осторожно.

2. Тарифные и нетарифные методы внешнеторговой политики. Демпинг

2.1 Тарифные методы внешнеторговой политики. Демпинг

Система средств и инструментов государственного регулирования внешнеторговой политики определяет торгово-политический механизм государства. Основными элементами торгово-политического механизма являются: тарифные и нетарифные методы.

Тарифный метод представляет собой систему обязательных платежей при импорте и экспорте продукции.

"Таможенный тариф - это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте, а отдельных случаях при экспорте из данной страны"1.

"Таможенная пошлина - денежный сбор (идущий в бюджет) с ввозимых, вывозимых и транзитных товаров, имущества и ценностей, пропускаемых через границу страны"2. Взимая таможенные пошлины при импорте, государство создает предпосылки для роста цен на иностранные товары, снижая тем самым их конкурентоспособность. Взимая таможенные пошлины при экспорте товаров, государство сдерживает вывоз из страны тех из них, на которые не удовлетворен спрос среди собственных потребителей либо вывоз которых по каким-либо причинам не желателен.

1 Международные экономические отношения: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / [В.Е. Рыбалкин и др.]; под ред. В.Е. Рыбалкина, - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 591 с. - (Серия "Золотой фонд российских учебников") - 442 стр.

2 Ширай В.И. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2003. - 528 с. - 481 - 482 стр.

Учитывая особенности, присущие таможенным тарифам отдельных стран, их можно разделить на следующее:

* тарифы промышленно развитых государств;

* тарифы развивающихся стран.

Таможенно-тарифное регулирование в промышленно развитых странах. Таможенные тарифы промышленно развитых стран, как правило, многоколонные, т.е. один и тот же товар может облагаться разными по уровню пошлинами в зависимости от страны происхождения. Колонка ставок общего тарифа, содержащая наиболее высокие пошлины, распространяется на государства, не пользующиеся режимом наибольшего благоприятствования. Под режимом наибольшего благоприятствования понимается условие в международных торговых и экономических соглашениях, которое предусматривает предоставление договорившемся государствам друг другу всех тех прав, преимуществ и льгот (в отношении пошлин, налогов, сборов и др.), которыми пользуется или будет пользоваться у них любое третье государство.

Учитывая глубокое воздействие пошлин на экономику страны, промышленно развитые государства договорились в многостороннем порядке и 1 января 1948 г. ввели в действие Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), которое в течение всего послевоенного периода регулировало и до настоящего времени (в виде ВТО) регулирует режим взаимной торговли и торговую политику стран-участниц. Его главной целью было проведение внешнеторговой политики с помощью таможенных тарифов и регулярные переговоры с целью их снижения, в результате которых внешнеторговых пошлины на промышленные товары к середине 1990-х годов были снижены на 85-90% от первоначального уровня.

По способу взимания различают следующие пошлины:

* адвалорные, определяемые в процентах цены товара;

* специфические, исчисляемые на единицу обложения (с объема, штуки или веса);

* комбинированные, включающие два предыдущих способа установления пошлины;

* сезонные, которые взимаются в определенное время года, например во время уборки урожая.

По экономическому содержанию таможенные пошлины делятся:

* фискальные, призванные увеличивать доходы государственного бюджета;

* протекционистские, которые используются в целях защиты некоторых отраслей национальной промышленности от притока иностранных товаров;

* преференциальные, вводимые для некоторых товаров из определенных стран (например, развивающихся стран);

* льготные, вводимые для отдельных стран с целью поощрения импорта каких-либо товаров;

* уравнительные, т.е. дополняющие основные ввозные пошлины в целях выравнивания цен импортных товаров с ценами на товары национального производства;

* компенсационные, которые используются в том случае, если на импортируемые товары давались государственные субсидии при их производстве или экспорте страной-экспортером;

* антидемпинговые, ими облагаются товары, ввозимые по демпинговым ценам. "(Демпинг - практика экспорта товаров по ценам, значительно ниже тех, по которым товар реализуется на внутреннем рынке. Демпинг применяется в периоды циклических спадов, когда на внутреннем рынке невозможна реализация произведенной продукции в связи с сокращением отечественного спроса). Отрицательный эффект демпинга испытывают производители страны-экспортера, постольку он серьезно затрудняет развитие импортоконкурирующих отраслей"1.

1 Мировая экономика: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. И.П. Николаевой. - 3-е изд., пераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 510 с. - 236 стр.

В таможенно-тарифной практике наиболее распространены адвалорные пошлины. В связи с этим особое значение приобрели методы оценки стоимости импортных товаров, от применения которых в немалой степени зависит определение цены товара для обложения пошлиной. В зависимости от применяемого метода цена товара может быть увеличена на 20-50%, а в отдельных случаях - и в 2 раза. Поэтому методы определения цены импортируемого товара так же важны для расчета суммы пошлин, как и размер самой пошлины. В настоящее время применение многими странами методов оценки стоимости импортных товаров регулируется Соглашением об оценке товаров в таможенных целях, заключенным в рамках ГАТТ.

Ограничительная функция таможенных тарифов в основном реализуется посредством сохранения высоких ставок пошлин на ряд товаров (например, продукция традиционных трудоемких отраслей промышленности - текстильной, кожевенно-обувной отраслей промышленности, отдельные категории машин и оборудования, в первую очередь - электротехнического машиностроения) или путем прогрессивного повышения ставок пошлин в зависимости от степени обработки импортируемой продукции (импорт промышленного сырья, как правило, осуществляется беспошлинно или облагается крайне низкими ценами, в то время как на полуфабрикаты и, особенно, на готовые изделия ставки пошлин существенно возрастают).

Таможенные тарифы развивающихся стран. Таможенным тарифам принадлежит важная роль в регулировании импорта развивающихся стран. Средний уровень обложения пошлинами ввозимых в большинство из них товаров намного выше, чем в промышленно развитых государствах. Это связано, прежде всего, с необходимостью защиты молодых отраслей промышленности. Кроме того, пошлины - весьма существенный источник поступления в государственный бюджет. Наряду с пошлинами в таможенные тарифы многих развивающихся стран включаются фискальные сборы и разнообразные налоги, часто включаются административные и внутренние налоги.

Наряду с национальными тарифами действуют таможенно-тарифные объединения нескольких стран в форме таможенных союзов. Участники этих союзов, отменив пошлины во взаимной торговле, устанавливают общий таможенный тариф в торговле с третьими странами. Пример таможенного союза, объединившего все участвующие страны в единую таможенную территорию с единым таможенным тарифом, - Европейский союз.

2.2 Нетарифные методы внешнеторговой политики.

Нетарифные методы включают широкий круг инструментов современной экономической и торговой политики государства. Согласно наиболее распространенной классификации нетарифных методов регулирования во внешней торговле, принятой в ООН, они делятся на три вида:

* методы, направленные на прямое ограничение импорта (лицензирование и квотирование импорта, антидемпинговые и компенсационные пошлины, импортные депозиты, так называемые "добровольные" ограничения экспорта, система минимальных импортных цен и т.д.);

* методы, непосредственно не направленные на ограничение внешней торговли и относящиеся больше к административным бюрократическим процедурам, действия которых, тем не менее, ограничивают торговлю (таможенные формальности, технические стандарты и нормы, санитарные и ветеринарные нормы, требования к упаковке и маркировке, розливу и т.п.);

* методы, непосредственно не направленные на ограничение импорта или стимулирование экспорта, но действие, которых зачастую ведет именно к этому результату.

К числу наиболее распространенных инструментов прямого регулирования импорта (а иногда и экспорта) относятся лицензии и квоты. Лицензионная система предполагает, что государство через специально уполномоченное ведомство выдает разрешения на внешнеторговые операции определенными включенными в список лицензируемых по импорту и по экспорту товарами. Применяемые странами системы лицензирования характеризуются значительным разнообразием форм и процедур. Основные виды лицензий можно свести к следующим двум типам:

* генеральная лицензия, разрешающая беспрепятственный ввоз или вывоз товара, включенного в списки, в течение определенного периода времени;

* разовая лицензия, разрешающая импорт (экспорт) определенного товара определенному импортеру (экспортеру) с указанием количества товара, его стоимости, страны происхождения (назначения).

Лицензирование внешнеторговых операций тесно взаимодействует с количественными ограничениями - квотами на импорт и экспорт отдельных товаров. "Квотирование (контингентирование) - ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу или вывозу из страны"1. Лицензии и квоты ограничивают самостоятельность предприятий в отношении выхода на внешний рынок, сужают круг стран, регламентируют количество и номенклатуру товаров, разрешенных к ввозу и вывозу.

В последнее время широкое распространение получила практика заключения соглашений о "добровольном" ограничении экспорта и об установлении минимальных импортных цен, которые навязываются ведущими западными государствами более слабым в экономическом и политическом отношении экспортерам. Специфика этих видов ограничений состоит в нетрадиционной технике их установления, когда торговый барьер, защищающий страну-импортера, вводится на границе экспортирующей, а не импортирующей страны. Так, соглашение о "добровольном" ограничении экспорта представляет собой навязанное экспортеру под угрозой санкций

1 Мировая экономика: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. И.П. Николаевой. - 3-е изд., пераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 510 с. - 237 стр.

обязательство по ограничению экспорта определенных товаров в импортирующую страну. Аналогично установление минимальной импортной цены должно строго соблюдаться экспортирующими фирмами при заключении контрактов с импортерами страны, установившей такие цены. В случае снижения экспортной цены ниже минимального уровня импортирующая страна вводит антидемпинговую пошлину, применение которой может привести к уходу с рынка.

Специфический тип квотирования, который полностью запрещает торговлю, называется эмбарго. Аналогично квотам эмбарго может вводиться в отношении импорта или экспорта определенного вида товара независимо от места назначения, в отношении отдельных видов товаров, поставляемых в конкретные страны, или в отношении всех товаров, поставляемых в определенные страны. Хотя эмбарго обычно вводят в политических целях, последствия могут быть по существу экономическими.

Особое место в ряду нетарифных методов регулирования занимают стандарты, основными формами которых являются:

* национальные нормы безопасности;

* национальные технические стандарты качества;

* национальные санитарные ограничения;

* национальные требования специфической маркировки и упаковки продукции;

* национальные требования к экологическим характеристикам продукции.

Эти стандарты направлены на повышение уровня национальной безопасности и конкурентоспособности национального производства.

Среди методов нетарифного регулирования следует отметить и административно-бюрократические проволочки при въезде, увеличивающие неопределенность и расходы на содержание товарно-материальных запасов.

Специфический метод регулирования внешней торговли - импортные депозиты, представляющие собой форму залога, который импортер должен внести в банк на определенный срок, - беспроцентный вклад в сумме, равной всей или части стоимости ввозимого товара. Тем самым, омертвляется его капитал и ограничивается платежеспособность.

В настоящее время международная практика идет по пути устранения административных инструментов регулирования внешнеторговой деятельности. Нетарифное регулирование, как правило, применяется лишь в исключительных случаях, в основном в целях защиты национальной экономики, а также в целях выполнения международных обязательств.

Заключение

Основной целью внешнеторговой политики государства является обеспечение благоприятных условий для эффективной национальной деятельности в сфере международной торговли товарами и услугами.

Основой осуществления внешнеторговой политики государства является построение ее стратегии (определение системы целей и концептуальных основ). К основным особенностям стратегий внешнеторговой политики стран можно отнести:

* протекционизм и фритредерство (либерализация) определяют крайние формы внешнеторговой политики государства;

* реальной формой внешнеторговой политики государства является комбинированный вариант протекционизма и либерализации;

* соотношение в использовании внешнеторговой политикой государства элементов протекционизма и либерализации отражает реакцию на изменения внешнеторговой политики других государств и их группировок;

* реальное развитие внешней торговли государства требует ограничения протекционизма;

* кризисные ситуации или ослабление того или участника международной торговли связаны с ограничением либерализации его внешней торговли;

* в кризисных ситуациях протекционизм используется для сохранения государственной безопасности;

* слаборазвитые страны для защиты национального производства от возможности перехода его под контроль иностранных конкурентов используют практику селективного, или избирательного, протекционизма;

* преобладающей тенденцией является либерализация международной торговли.

3. Тесты

1. Свободная торговля как вид внешнеторговой политики:

а) поддерживает субъектов национальной экономики;

б) используется для сохранения экономической безопасности в период международной напряженности;

в) стимулирует процессы конкуренции среди отечественных производителей и на мировом рынке;

г) защищает новые отрасли, возникающие как результат НТП.

Ответ - вариант В.

Т.к. при свободной торговле отсутствуют протекционистские барьеры, защищающие национальную промышленность путем повышения цены импортной продукции, и потребитель может свободно выбирать более качественный и по более низким ценам товар отечественного или зарубежного производителя. Через прогресс производства и внедрение инноваций производителям приходится бороться за внимание потребителя, и это и приводит к стимулированию процессов конкуренции.

2. Отметьте нетарифные методы регулирования внешней торговли:

а) квотирование;

б) лицензирование;

в) таможенные пошлины;

г) добровольные ограничения экспорта;

д) санитарно-технические ограничения.

Ответ - варианты А, Б, Г и Д.

Т.к. квотирование - это ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу или вывозу из страны.

Лицензирование определяет список товаров, на которые выдается разрешения на внешнеторговые операции.

В рамках добровольных экспортных ограничений страны-экспортеры принимают на себя обязательства по ограничению экспорта в конкретную страну.

Санитарно-технические ограничения контролируют дотаможенное движение товаров, т.е. сама возможность участия товаров в импорте и экспорте. При всех этих методах регулирования товар не облагается таможенным тарифом.

3. Инструменты протекционистской политики используются государством для достижения таких целей, как:

а) защита новых ("молодых") отраслей от воздействия конкуренции зарубежных предпринимателей;

б) рост занятости населения внутри страны;

в) предотвращение демпинга;

г) обеспечение национальной экономической безопасности;

д) все перечисленные ответы с разных точек зрения характеризуют направления протекционизма;

е) верны только ответы а) и в).

Ответ: Д

Тарифными и нетарифными методами правительство ограничивает ввоз импортных товаров, тем самым, повышая конкурентоспособность национальных товаров на внутреннем рынке страны, и этим способствует развитию национальных отраслей. С развитием национальной промышленности будет увеличиваться число рабочих мест, тем самым повышаться занятость населения внутри страны. Предотвращение демпинга происходит при помощи антидемпинговых пошлин, которые не допускают ввоз в страну товаров по очень низким ценам. Протекционистские меры, защищая национальную экономику, способствуют производству на территории государства всей необходимой, жизненно важной продукции, тем самым, делая страну менее зависимой от других стран.

Список используемой литературы

1 Басовский Л.Е. Мировая экономика: Курс лекций. - М.: ИНФА-М, 2004. - 2008 с. - (Серия "Высшее образование")

2 Международные экономические отношения: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / [В.Е. Рыбалкин и др.]; под ред. В.Е. Рыбалкина, - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 591 с. - (Серия "Золотой фонд российских учебников")

3 Мировая экономика в вопросах и ответах: Учеб. пособие / Под ред. проф. И.П. Николаевой. - М.: Вузовский учебник. - 2006. - 186 с.

4 Мировая экономика: учеб. / Л.С. Падалкина, В.В. Клочков, С.В. Тарасова [и др.]; под ред. И.П. Николаевой. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 240 с.

5 Мировая экономика: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. И.П. Николаевой. - 3-е изд., пераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 510 с.

6 Протас В.Ф. Мировая экономика в схемах: учеб. пособие. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - 288 с.

7 Ширай В.И. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2003. - 528 с.

3

Показать полностью…
Похожие документы в приложении