Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Контрольная «Международная экономическая интеграция» по Экономике (Васильева Т. В.)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Филиал в г. Барнауле

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине "Мировая экономика"

(Вариант № 6)

Исполнитель:

Курс 3 Специальность ФиК

Группа 3КВп-1

Руководитель:

Ижболдин-Кронберг А.Р.

Барнаул 2009 г.

Содержание

Введение3

1. Сущность и виды (этапы) международной экономической

интеграции.3

2. Важнейшие интеграционные структуры современности: ЕС, НАФТА, АТЭС и др6

2.1 Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС)

Asian-Pacific Economic Cooperation (APEC).8

2.2 Северо-американская ассоциация свободной торговли (НАФТА).12

2.3 Торговый пакт "МЕРКОСУР" и Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН).14

3. Тесты.16

Список используемой литературы

Введение

Одной из основных тенденций развития мировой экономики на рубеже XX-XXI вв. становится усиление интеграционных процессов. Интеграция - Это проникновение отдельных элементов экономики одних стран в экономику других стран, процесс объединения национальных хозяйств в единую систему. Начинается он на уровне отдельных регионов, постепенно расширяясь и охватывая все большее количество стран. Наиболее совершенным примером такого процесса является создание Европейского сообщества (ЕС).

1. Сущность и виды (этапы) международной экономической интеграции

Экономическая интеграция - процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов в рамках межгосударственных соглашений и согласованно регулированный межгосударственными организациями.

Предпосылки интеграции.

близость уровня экономического развития и степень рыночной зрелости интегрирующихся стран. Интеграция развивается, как правило, или между развитыми или развивающимися странами.

географическая близость и наличие общей границы и исторически сложившихся экономических связей. Большинство интеграционных объединений начались с соседних стран, имеющих общие транспортные коммуникации. В дальнейшем к интеграционному ядру подключились соседние государства.

общность экономических и иных проблем, стоящих перед странами в области развития, финансирования, регулирования экономики, политического сотрудничества.

демонстрационный эффект. В странах, создавших интеграционные объединения обычно происходят положительные экономические сдвиги (ускорение темпов роста, снижение инфляции, рост благосостояния и занятости населения), что оказывает психологическое воздействие на другие страны.

эффект домино. После того, как ряд стран континента становятся членами интеграционного объединения, остальные, оставшиеся за его пределами, испытывают затруднения, связанные с переориентацией экономических связей стран, входящих в объединение друг на друга. Это приводит даже к сокращению торговли стран, остающихся за пределами интеграции.

Практически все интеграционные объединения ставят схожие задачи:

использование преимуществ крупного рынка. Емкий рынок позволит привлечь прямые иностранные инвестиции, которые, как правило, идут активнее на рынки больших размеров.

создание благоприятной внешне - политической среды. Важнейшей целью большинства интеграционных процессов является укрепление сотрудничества и взаимопонимания стран в политических, военных, социальных, культурных, а также внешнеэкономических областях. Для стран-соседей, имеющих схожие проблемы, добрососедские отношения, подкрепленные взаимными экономическими обязательствами являются важнейшим политическим приоритетом.

решение задач торговой политики. Региональная интеграция нередко рассматривается как способ укрепления переговорных позиций участвующих стран в рамках многосторонних торговых переговоров в ВТО. Согласованные выступления от этого блока стран более весомы и ведут к более желательным последствиям в торговой политике.

содействие структурной перестройке экономики. Подключение стран, создающих рыночную экономику или осуществляющих глубокие рыночные реформы во взаимодействии со странами более высокого рыночного уровня рассматриваются как важный канал передачи рыночного опыта. Более развитые страны, подключая своих соседей к процессам интеграции также реализуют свои интересы, ускоряя их рыночное реформы и создавая там полноценные емкие рынки.

поддержка молодых отраслей национальной промышленности. Интеграционные объединения рассматриваются, как способ поддержать местных производителей, для которых возникает более широкий региональный рынок.

Наибольшее развитие интеграционные процессы получили во второй половине 20 века. Несмотря на различия в подходах, идеологии, определениях и названиях группировок в них можно выделить общие черты и закономерности.

1 этапом интеграции становится создание зоны свободной торговли, предусматривающей уже не просто снижение, а полную отмену таможенных тарифов во взаимной торговле при сохранении национальных таможенных тарифов в отношениях с третьими странами.

В большинстве случаев условия зоны свободной торговли создаются для всех товаров, кроме с/х. На первом этапе интеграции могут создаваться специальные координирующие органы.

2 этап интеграции - образование таможенного союза, когда используется общий таможенный тариф и единая система нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран.

Таможенный союз предусматривает беспошлинную внутриинтеграционную торговлю и полную свободу перемещения товаров и услуг внутри региона. Обычно таможенный союз требует создания уже более развитой системы межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики. Например, в форме межгосударственного секретариата и периодических совещаний министров соответствующих ведомств.

3 этап интеграции - создается общий рынок, который характеризуется не только свободой движения товаров и услуг, но и факторов производства, капитала и рабочей силы. Свобода межгосударственного передвижения под защитой единого внешнего тарифа факторов производства требует организационно гораздо более высокого уровня сближения и межгосударственной координации экономической политики. Такая координация осуществляется на основе работы межгосударственных комиссий по координации экономической политики. При этом в рамках интеграции создаются общие органы межгосударственного регулирования. В ЕС это Совет министров ЕС и секретариат ЕС.

4 этап интеграции - интегрирование превращается в экономический союз, который наряду с уже перечисленными интеграционными мероприятиями, предусматривает координацию макроэкономической политики и выработку единой экономической политики по большинству направлений, унификацию законов в ключевых областях: валютной, бюджетной, денежной. При этом Правительства отказываются от части функций государственного национального регулирования в пользу наднационального. Часть государственного суверенитета уступается в пользу надгосударственных органов. В рамках ЕС это Комиссия.

5 этап интеграции - создание политического союза, который предусматривает передачу национальными Правительствами большей части своих функций в отношениях с 3 странами над государственным органом. Например, в странах ЕС все их граждане - граждане ЕС. Здесь проводится единая оборонительная политика, существует Европейский суд и европейский парламент. Интеграция как объективный процесс развивается в разных группах стран. Особенно много интеграционных объединений среди развивающихся стран. На начало 2000 гг. в мире насчитывалось более 30 интеграционных объединений, по сравнению с 5-6 в 80 гг., когда многие группировки стран фактически не работали и 18-20 - в 60-70 гг.

2. Важнейшие интеграционные структуры современности: ЕС, НАФТА, АТЭС и др.

Европейский союз ЕС образован в 1993 в соответствии с Маастрихтским договором 1992 на базе Европейского сообщества, объединявшего 12 стран: Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Франция.

Договор в развитие идеи единой Европы предусматривает создание политического, экономического и валютного союза (т. н. "Европа без границ"), завершение формирования единого внутреннего рынка - устранение всех препятствий на пути свободного передвижения товаров, услуг, капиталов и людей. Страны ЕС обязались проводить совместный курс в сфере внешней политики и безопасности, основных направлений внутренней экономической политики, координировать политику в вопросах охраны окружающей среды, борьбы с преступностью, в т. ч. с наркобизнесом, в области юстиции и др. Устанавливается единое европейское гражданство. Создается Европейский валютный институт и Европейский центральный банк, в 1999 введена единая валюта - евро (кроме Великобритании, Дании, Ирландии) осуществляется единая денежно-кредитная политика.

Европейский союз представляет собой наиболее развитую и совершенную интеграционную группировку в мире. Его создание было обусловлено тем, что именно в Западной Европе после Второй Мировой войны с наибольшей силой проявилось противоречие между интернациональным характером современного производства и узкими национально-государственными границами его функционирования. Кроме того, до 90-х гг. западно-европейская интеграция подталкивалась вперед непосредственной конфронтацией на континенте двух противоположных общественных систем.

В своей эволюции ЕС прошел все формы интеграции: зону свободной торговли; таможенный союз; экономический и валютный союз; политический союз (становление третьей и четвертой форм еще не завершено), развиваясь вглубь и вширь. При этом неоднократно изменялись официальные и неофициальные названия данной интеграционной группировки, что отражало ее эволюцию.

Цели ЕС создать экономический и политический союз на базе межгосударственного регулирования хозяйственной жизни, укрепить позиции западно-европейского центра для противоборства с США и Японией на мировом рынке и коллективными усилиями удержать в сфере своего влияния развивающиеся страны.

Основными институтами ЕС являются: Совет министров, Европейский совет, Комиссия ЕС, Европейский парламент, Европейский суд.

Совет министров ЕС - законодательный орган. Совет издает законодательные акты в виде регламентов и директив, имеющих обязательную силу. На уровне отдельной страны министры подотчетны в той или иной степени своим национальным парламентам, однако решения, принятые ими в рамках Совета, не подлежат отмене.

Европейский совет - высший политический орган ЕС. Созывается дважды в год, принимает решения по основным вопросам жизнедеятельности ЕС. Такие решения не имеют обязательной силы, но определяют политическую стратегию ЕС, в соответствии с которой действуют Комиссия ЕС и Совет министров ЕС.

Комиссия ЕС - исполнительный национальный орган, имеющий право представлять на утверждение Совету министров проекты законов. Сфера деятельности обширна и разнообразна. КЕС осуществляет контроль за соблюдением таможенного режима, деятельностью аграрного рынка и т.д., финансирует находящиеся в ее распоряжении фонды (социальные, региональные, аграрные), самостоятельно ведет переговоры с третьими странами, ей принадлежит право распоряжаться общим бюджетом. Цель - приведение в соответствие национальных законодательств, стандартов и норм.

Европейский парламент - контролирующий орган. Взаимодействует с советом министров и КЕС, утверждает бюджет.

Европейских суд - высший судебный орган, призванный обеспечивать выполнение договоров и реализацию основополагающих принципов ЕС.

2.1 Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС)

Asian-Pacific Economic Cooperation (APEC)

АТЭС - межправительственный форум азиатско-тихоокеанского региона (АТР), имеющий формально консультативный статус. В рамках АТЭС вырабатываются региональные правила ведения торговли, инвестиционной и финансовой деятельности, экономического и технического сотрудничества, в том числе в области услуг, капитала и технологий; укрепления открытой многосторонней торговой системы; увеличения степени либерализации торговли и инвестиций в АТР, усиления и стимулирования частного сектора; использования принципов свободного рынка для увеличения преимуществ регионального сотрудничества. На форуме проводятся встречи отраслевых министров и экспертов по вопросам сотрудничества в различных областях. Все решения принимаются на основе консенсуса.

Форум создан в ноябре 1989 г. на 1-ой конференции министров иностранных дел и экономики 12 стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) в Канберре (Австралия).

Членами АТЭС в настоящее время является 21 государство и территория: Япония, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Южная Корея, Индонезия, Таиланд, Филиппины, Малайзия, Сингапур, Бруней, КНР, Гонконг, Тайвань, Мексика, Папуа-Новая Гвинея, Чили, Россия, Вьетнам, Перу. В ноябре 1997 г. на саммите в Ванкувере (Канада) было принято решение заморозить расширение форума на 10 лет.

На страны АТЭС приходится около 60% мирового ВВП, 50% объема мировой внешней торговли и 40% населения Земли. Совокупный ВВП стран АТЭС превышает 18 трлн. долларов США.

В АТЭС действует институт страны-председателя, обязанности которого в 2004 году выполняет Чили.

Цель АТЭС - поддержание экономического роста и развития стран-участниц форума, усиление положительного воздействия растущей экономической взаимосвязи стран АТР.

Отличительной чертой АТЭС является его стремление к решению задач либерализации в области торговли и инвестиций в тесной взаимосвязи с задачами обеспечения экономического развития и ускорения социальных преобразований.

На втором саммите АТЭС в Богоре (Индонезия, 1994 год) была принята "Декларация об общей решимости экономических лидеров АТЭС", которая определила в качестве долгосрочной цели формирование к 2010-2020 годам системы свободной и открытой торговли и инвестиций в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Участники АТЭС достигли договоренности ввести режим свободной торговли и инвестиций в АТР к 2010 году для развитых стран и к 2020 году - для развивающихся стран на основе мер по односторонней либерализации.

В целом, все страны АТЭС поддерживают идею либерализации, но существуют различия в том, в какие сроки и на какую продукцию те или иные страны готовы сократить свои тарифы. На третьем саммите в Осаке (Япония, 1995 год) лидеры АТЭС приняли Программу действий по реализации заявленных целей.

Ключевым моментом Программы стала договоренность участников АТЭС подготовить индивидуальные планы действий, направленные на либерализацию торгового и инвестиционного режимов, а также коллективные планы по развитию экономического и технического сотрудничества.

В настоящий момент в АТЭС уделяется существенное внимание таким мировым процессам, как экономическая глобализация и создание информационного общества.

На встречах глав государств-членов АТЭС принимаются важнейшие политические решения. Первая встреча глав государств - членов АТЭС состоялась в 1993 г. в Сиэтле (США). Десятая встреча лидеров стран - членов АТЭС состоялась в Лос-Кабосе (Мексика) 26-27 октября 2002 г.

Направления деятельности АТЭС определяются на ежегодных встречах министров иностранных дел и экономики.

Ведущую роль в обеспечении взаимодействия между государственными структурами и деловым сообществом играет Деловой консультативный совет АТЭС - ДКС, который был создан в соответствии с решением Осакского саммита в ноябре 1995 года. Члены ДКС назначаются непосредственно главами государств и правительств из числа наиболее авторитетных и компетентных представителей деловых кругов. От каждой страны в совет входит до трех человек, нередко одно место резервируется для руководителей малого и среднего бизнеса. Члены ДКС встречаются три-четыре раза в год и вырабатывают рекомендации по вопросам улучшения делового и инвестиционного климата в регионе. Рекомендации представляются главами государств и правительств АТЭС на их ежегодных саммитах в форме доклада. Одобренные главами государств и правительств рекомендации ДКС становятся в дальнейшем "руководством к действию" для АТЭС в целом. Комитет по мониторингу планов действий ДКС наблюдает за реализацией Индивидуальных планов действий (ИПД) членов форума, которые служат основным инструментом либерализации в области торговли и инвестиций. КМПД отслеживает внедрение ИПД в электронном формате и изучает пути их совершенствования.

Административно-технические функции выполняет созданный в 1993 г. Секретариат (APEC Secretariat) со штаб-квартирой в Сингапуре. Круг обязанностей, исполняемых Секретариатом, определен в официальном заявлении, утвержденном государствами - членами АТЭС. На основании этого документа Секретариат является основным рабочим органом АТЭС. Руководство Секретариатом осуществляет исполнительный директор в строгом соответствии с приоритетными направлениями деятельности, установленными на совещании должностных лиц старшего состава (действующих от лица министров).

Ежегодно на встрече министров иностранных дел и экономики государств - членов АТЭС утверждаются рабочие программы для комитетов, подкомитета, одиннадцати рабочих групп и других форумов АТЭС.

Комитет по вопросам бюджета и управления (Budget & Management Committee - BMC) консультирует старших должностных лиц по административно-хозяйственным и бюджетным вопросам, проводит оценку и дает рекомендации по структуре бюджета, составляет ежегодный бюджет АТЭС.

Экономический комитет - ЭК (Economic Committee - EC) включает наблюдательную группу по экономическим вопросам. ЭК анализирует экономические тенденции и вопросы с целью расширения торговли, либерализации инвестиций и укрепления экономического и технического сотрудничества в азиатско-тихоокеанском регионе. По итогам проведенных исследований ЭК публикует отчеты для совещания министров. Наблюдательная группа занимается изучением связи между финансовым развитием и экономическим ростом, с 2001 г. исследования посвящены политическим проблемам формирования новой экономики.

2.2 Северо-американская ассоциация свободной торговли (НАФТА)

Соглашение о создании североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА) между США, Канадой и Мексикой вступило в силу с 1 января 1994 года. В значительной мере оно было инициировано администрацией США под влиянием американских ТНК, так как достигнутый уровень срастания американской экономики с канадской и мексиканской требовал его межгосударственного оформления. К этому же подталкивали радикальные изменения в политической и экономической ситуации в мире к началу 90-х гг.: ЕС резко ускорил расширение и углубление интеграционных процессов в своем регионе; Япония, Китай и страны Юго-восточной Азии стремительно наращивали экономический потенциал; усилилось Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество. Сложившаяся обстановка поставила перед США задачу активизации интеграционных процессов на своем континенте, чтобы сохранить конкурентоспособность американских корпораций на мировом рынке.

Ведущие компании США, Канады и Мексики рассчитывали соединить финансовые, НТ и предпринимательские потенциалы США и Канады с важнейшим фактором конкурентоспособности - низкими издержками производства, характерными для условий Мексики.

Соглашение предусматривало либерализацию внешнеэкономических отношений, демонтаж таможенных барьеров и организация единого континентального североамериканского рынка для свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы через границы, разделяющие три государства. В первую очередь намечено освободить от ограничений торговлю готовыми изделиями.

В течение 15 лет намечено ликвидировать почти все торговые и инвестиционные барьеры и подойти к слиянию трех национальных рынков, сформировав зону свободной торговли с населением более 370 млн. человек, совокупным валовым продуктом в сумме около 7 трлн. долл. (в нынешних ценах) и долей в мировом экспорте порядка 20%. Кроме того, предусматривается принятие тремя странами аналогичных законов в области окружающей среды и по труду. Соглашение носит строго императивный характер - невыполнение принятых аналогичных законов влечет за собой наказание виновных штрафами или определенными санкциями.

По своему экономическому потенциалу северные и южные партнеры по НАФТА многократно уступают США. В отличие от ЕС, где менее развитым странам и регионам (Греция, Ирландия, Португалия) предоставляется финансовая помощь из совместных бюджетных фондов, НАФТА не предоставляет Мексике такой поддержки.

Тем не менее, участие в НАФТА может позволить Мексике сократить период реформирования своей экономики и достижение уровня развитых стран с 50 до 10-15 лет, во многом благодаря стремительному росту поступлений иностранного капитала.

Деловые круги США связывают с НАФТА большие надежды: ожидается значительное расширение американского экспорта и связанное с этим увеличение числа рабочих мест. Перенесение трудоемких, материалоемких и экологически дорогостоящих производств в Мексику позволит снизить уровень издержек производства и повысить конкурентоспособность многих изделий американской промышленности. В долгосрочном плане с помощью участия в НАФТА американские ТНК рассчитывают на расширение своего экономического участия в Латинской Америке.

Канада рассчитывает с помощью НАФТА расширить рынки сбыта, сократить издержки производства и повысить прибыльность новых высокотехнологичных отраслей (компьютеры, телекоммуникации и т.д.) Кроме того, формирование либерализационного рыночного пространства континентальных масштабов будет стимулировать приток в Канаду прямых и портфельных инвестиций из третьих стран, главным образом, из стран ЕС и Японии.

Первые два года функционирования НАФТА не оправдали надежд в отношении создания дополнительных рабочих мест за счет увеличения объемов экспорта. Кроме того, положительное торговое сальдо в торговле США с Мексикой исчезло, уступив место дефициту в 1995г. В конечном счете, по планам создателей НАФТА, полноценный североамериканский общий рынок может быть создан к 2010 году. Уже сейчас американские экономисты моделируют создание самодостаточного панамериканского торгового блока протяженностью от Аляски до Огненной Земли.

Интеграционные процессы активизируются и в Южной Америке. В свое время (начало 60-х годов) здесь планировалось создать "зону свободной торговли", а затем образование Центральноамериканского общего рынка - ЦАОР. Однако политический и экономический кризис не позволил реализовать эти планы.

2.3 Торговый пакт "МЕРКОСУР" и Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН)

К середине 90-х годов интеграционные процессы активизировались посредством заключения торгового пакта "МЕРКОСУР", заключенного в 1991 г. Между Аргентиной, Бразилией, Уругваем и Парагваем (присоединился позднее) и вступившего в силу с 1 января 1995 г. Этот пакт должен привести к созданию нового крупного регионального торгово-экономического блока, объединяющего государства с общим населением более чем в 200 млн. человек и суммарным ВВП в 550 млрд. долл.

В результате создания группировки МЕРКОСУР 90 % взаимной торговли четырех государств освобождаются от любых тарифных барьеров, а в отношении импорта из третьих стран вводятся общие тарифная структура и таможенные правила (предполагается, что НАФТА будет интегрироваться с МЕРКОСУР и постепенно к ним подключается другие страны региона).

Стремятся развивать интеграционные процессы в своем регионе и африканские государства. В 1989 г. в северной части африканского континента был образован Союз Арабского Магриба с участием Алжира, Ливии, Мавритании, Марокко и Туниса. Договор об этом союзе предусматривает организацию широкомасштабного экономического сотрудничества на уровне региональной интеграции. Однако регион Северной Африки представляет собой пять замкнутых в национальных границах, обособленных друг от друга, рынков. Стремление других африканских стран к экономической интеграции означает попытку отсталых, практически не имеющих между собой экономических связей государств создать в отдельных субрегионах Африки подходящие условия для развития промышленности, ориентированной на удовлетворение основных потребностей внутреннего рынка.

В конце XX века набирают силу интеграционные процессы в Восточной Азии. Наиболее успешно на протяжении почти 30 лет действует Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), в которую входят один из четырех азиатских "драконов" - Сингапур, а также НИС "новой волны" - Малайзия, Индонезия, Таиланд, Бруней и Филиппины (в 1995 г. в АСЕАН вступил Вьетнам. К 2000 г. в организацию должны вступить все страны Индокитая). Успех взаимного сотрудничества стран в рамках этой группировки тесно связан с бурным экономическим ростом большинства из стран - участниц АСЕАН, сопоставимостью уровней их развития, хорошо налаженными и имеющими давние исторические традиции взаимными торговыми связями, а также отрегулированной формой сотрудничества. В планах АСЕАН до 2000 г. снизить таможенные пошлины стран участниц в среднем до 5% по 38 тыс. наименований товаров. В конце 1995 г. принято решение о создании полноценной свободной торговли в 2003 году.

3. Тесты

1. Если страны обеспечивают отмену таможенных пошлин во взаимной торговле, вводят единый внешний тариф в отношении третьих стран, но сохраняют взаимные ограничения на движение капиталов и рабочей силы, то это:

а) зона свободной торговли;

б) таможенный союз;

в) общий рынок;

г) экономический союз.

Ответ: б) таможенный союз.

2. Зоны свободной торговли - это:

а) области, в которых не работает налоговое законодательство;

б) районы, где разрешен любой вид деятельности;

в) районы, не охваченные государственным таможенным режимом;

г) участки, где в большом объеме проводятся общественные работы;

д) обширные регионы, куда государство направляет прямые инвестиции.

Ответ: в) районы, не охваченные государственным таможенным режимом.

3. Европейский союз представляет собой:

а) интеграционное политическое объединение европейских государств;

б) региональный хозяйственный комплекс с единым рынком и наднациональной системой регулирования экономического и политического развития;

в) таможенный союз европейских государств;

г) валютный союз европейских государств.

Ответ: б) региональный хозяйственный комплекс с единым рынком и наднациональной системой регулирования экономического и политического развития.

Список используемой литературы:

1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. Учеб. Пособие. 3-е издание. - М.: 1998.

2. Рыбалкин В.Е. Международные экономические отношения. 6-е издание. - М.: Юнити, 2006.

3. Ломакин В.К. Мировая экономика. 2-е издание. - М.: Юнити, 2005.

4. Мировая экономика: Учеб. пособие для вузов / Под. ред. И.П. Николаевой. - М.: Финстатинформ, 2001.

5. Шемятенков В.Г. Европейская интеграция. Учеб. пособие. - М.: МО, 2003.

6. Щербанин Ю.А., Рожков К.Л. Международные экономические отношения. Интеграция: Учеб. пособие. - М.: Юнити, 1997.

3

Показать полностью…
Похожие документы в приложении