Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Лекция «Экономика издательской деятельности» по Экономике (Лукин В. Б.)

Тема 1. Основные принципы работы издательств

Под издательством понимается государственное, общественное, кооперативное, акцио-нерное или частное предприятие, осуществляющее подготовку, выпуск и реализацию книг, газет, журналов, нот, плакатов, электронных и комбинированных изданий и других видов продукции.

Под издающей организацией - предприятие, учреждение, организация, обладающие пра-вом на издательскую деятельность и ведущие ее главным образом ради собственных нужд.

В 1980 году в СССР выпуском книг занималось немногим более 200 издательств, из ко-торых 163 подчинялись напрямую Госкомиздату СССР. В сентябре 1999 года при образо-вании Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций ему было передано 63 государственных издательства. Всего же в стране к концу 2000 года лицензию на право издательской деятельности полу-чили около 16 тысяч структур различных форм собственности.

Подавляющую часть книг и брошюр выпускают издательства Центрального и Северо-Западного регионов, главным образом Москвы и Санкт-Петербурга. В 2000 году их сум-марная доля в общем выпуске книжной продукции составляла по числу названий около 77%, а по тиражу - более 93%. Таким образом, несмотря на резкое увеличение числа изда-тельств в стране, сохраняется их гипертрофированная концентрация в двух центральных регионах. Подобное положение негативно сказывается на обеспечении населения книга-ми, сдерживает развитие регионального и национального книгоиздания.

За последние годы сохраняется не только тенденция роста общего числа издательств и издающих организаций, но и тенденция концентрации книжного производства в ограни-ченном числе крупных структур. Сегодня на книжном рынке действует около 50 круп-ных издательств, выпускающих более 100 названий книг в год. Некоторые из них выпус-кают более 1 000 названий. Совокупный тираж книг и брошюр, выпущенных в 2000 году пятью издательствами - АСТ, «Дрофа», «Олма-Пресс», «Просвещение» и «Эксмо-Пресс» - составил около трети от общего по стране.

В зависимости от выпускаемой литературы, масштабов выпуска, формы собственности и других факторов издательства могут быть классифицированы по различным признакам:

• по видам издаваемой литературы и ее читательскому назначению издательства мо-гут быть универсальными и специализированными. Так, издательство «Респуб-лика» (до 1991 года - Политиздат) выпускает общественно-политическую литера-туру, «Художественная литература» - художественную, «Большая Российская Эн-циклопедия» - энциклопедическую, ряд научно-технических издательств («Радио и связь», Стройиздат, «Транспорт», «Колос», Энергоатомиздат и др.) - литературу для соответствующих отраслей экономики. Специализированы и многие негосу-дарственные издательства. Научно-издательский центр «Ладомир», например, вы-пускает главным образом научные издания, издательство «ГЭОТАР МЕДИЦИНА» - литературу по медицине, ООО «Издательский дом ИНФРА-М» - специализиру-ется на деловой литературе и так далее. К издательствам, специализированным по читательскому назначению, относятся, например, государственное издательство «Детская литература», частное издательство «Росмэн», издательство «Молодая гвардия»;

• по форме собственности издательства могут быть государственными и частными, кооперативными и акционерными, партийными и издательствами общественных организаций, иной, в том числе смешанной собственности;

• по территориальному признаку издательства могут быть местные, национальные, транснациональные. К национальным издательствам относятся такие, как «Про-свещение», «Высшая школа», «Большая Российская Энциклопедия» и др. К мест-ным - региональные издательства, такие, как Ростовское, Калининградское, Ом-ское книжные издательства, издательства республик: «Магариф» (г. Казань), Кал-мыцкое книжное издательство (г. Элиста), Мордовское книжное издательство (г. Саранск) и др. В России пока нет издательств, которые действовали бы на транс-национальном уровне, как, например, «Бертельсман», «Мондадори» и иные совре-менные крупные издательские структуры на Западе;

• по масштабу деятельности издательства могут быть крупными, выпускающими свыше 100 книг в год, средними и малыми, выпускающими от нескольких до не-скольких десятков книг в год. К числу крупных в России относится около 50 изда-тельств (АСТ, «Олма-Пресс», «Просвещение», «Наука» и др.). Остальные - средние и малые;

• по знаковой природе информации выпускаемых изданий издательства можно под-разделить на те, что выпускают текстовые книги, нотные издания, картографиче-скую продукцию, издания для слепых и слабовидящих, различные виды электрон-ных изданий и так далее. Например, государственное издательство «Музыка» и частное издательство «Кифара» выпускают нотную продукцию, издательство «Ре-про» - книги для слепых по системе Брайля, издательское предприятие «АВЕРС» - картографическую продукцию.

Таким образом, система издательств, сложившаяся в Российской Федерации за последние десять лет, обеспечивает выпуск книг и брошюр по всему спектру читательского спроса. Особенно важно, что как государственные, так и негосударственные издательства актив-но работают в области, так называемой социально значимой литературы, ориентирован-ной на информационное обеспечение развития экономики, науки, культуры и образова-ния. За десятилетие развития российского книгоиздания на основе рыночных отношений сложилась современная издательская система, в основе которой лежат принципы свободы слова и демократизации редакционно-издательских процессов, использования рыночных механизмов и внедрения новых информационных технологий. Все это позволяет отече-ственному книгоизданию активно интегрироваться в мировую издательскую систему, в глобальное информационное пространство.

Тема 2. Организация деятельности средств массовой информации

Нормативно-правовая база книгоиздания включает в себя законы и подзаконные акты, регулирующие отношения между всеми участниками издательского дела.

Основными из них являются:

Федеральный закон Российской Федерации «Об обязательном экземпляре документов» от 29 декабря 1994 г. № 77-ФЗ;

Издательская деятельность на территории Российской Федерации регулируется «Времен-ным положением об издательской деятельности в РСФСР». Оно определяет основные понятия, связанные с такого рода деятельностью, порядок образования издательства, его права, обязанности и ответственность.

Временное положение подтверждает недопустимость цензуры, устанавливает, что право на издательскую деятельность принадлежит помимо юридических лиц также гражданам, достигшим 18 лет, фиксирует недопустимость использования издательской деятельности для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охра-няемую законом тайну, призыва к насильственным свержению и изменению существую-щего государственного и общественного строя, пропаганды войны, насилия и жестоко-сти, расовой, национальной, религиозной, атеистической исключительности или нетер-пимости, распространения порнографии, а также в целях совершения иных уголовно наказуемых деяний.

Запрещается использование издательской деятельности для вмешательства в личную жизнь граждан, посягательства на их честь и достоинство.

В соответствии с Временным положением издательская деятельность могла осуществ-ляться только после получения лицензии. В дальнейшем вопросы лицензирования полу-чили развитие в законе Российской Федерации «О лицензировании отдельных видов дея-тельности», к которым относилась и издательская деятельность. С февраля 2002 года из-дательская и полиграфическая деятельность исключены из числа лицензируемых видов деятельности.

Законодательство Российской Федерации в области средств массовой информации и кни-гоиздания в переходный к рынку период обеспечивало не только выживание, но и неко-торое развитие отрасли.

Стандарты в издательском деле

По определению, стандарт - нормативно-технический документ, устанавливающий тре-бования к группам однородной продукции (в некоторых случаях и к конкретной продук-ции), правила ее разработки, производства и применения.

По сфере действия стандарты могут быть государственными (ГОСТ), отраслевыми (ОСТ) и республиканскими (РСТ). Нас интересуют первые две группы стандартов, применяе-мые в книгоиздании.

Из числа действующих стандартов, регламентирующих издательскую деятельность, назо-вем некоторые:

ГОСТ 7.60-2003. Издания. Основные виды. Термины и определения.

ГОСТ Р 7.0.4-2006. СИБИД. Издания. Выходные сведения. Общие требования и правила оформления.

ГОСТ 7.12-93. Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила;

ГОСТ 7.62-2008. СИБИД. Знаки корректурные для разметки оригиналов и исправления корректурных и пробных оттисков. Общие требования;

ГОСТ Р 7.0.53-2007. Издания. Международный стандартный книжный номер. Использо-вание и издательское оформление;

ГОСТ 7.23-96. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания информационные. Структура и оформление;

ГОСТ 7.86-2003. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Общие требования к издательской аннотации;

ГОСТ 7.88-2003. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Правила сохранения заглавий и слов в заглавиях публикаций;

ГОСТ 5773-90. Издания книжные и журнальные. Форматы;

ГОСТ 1342-78. Бумага для печати. Размеры;

ГОСТ 29.115-88. Оригиналы авторские и текстовые издательские. Общие технические требования;

ГОСТ 29.124-94. Издания книжные. Общие технические условия;

ГОСТ 29.127-96. Издания книжные для детей. Общие технические условия;

ГОСТ 29.76-87. Оригинал-макет для полиграфического репродуцирования. Общие техни-ческие требования.

Стандарты охватывают самые разные стороны издательской и полиграфической практи-ки.

Действующая система стандартов в области издательского дела является серьезной осно-вой для повышения качества издательской продукции.

Структура издательства

Стадии издательской работы и структура издательства

Организационная структура издательства должна соответствовать характеру издательско-го процесса и обеспечивать выпуск книг высокого качества.

Функциональная структура подразумевает деление издательства на отдельные функцио-нальные блоки, имеющие свои конкретные задачи и обязанности: редакционный, произ-водственный, маркетинговый, финансово-экономический, кадровый. Возглавляет такую структуру директор (генеральный директор, президент), а отдельные блоки возглавляют менеджеры (управляющие, начальники). Подобная структура эффективна для издательств малого и среднего масштаба, при небольшом объеме выпуска и при однородном характе-ре выпускаемой литературы.

Главным в организации работы любого издательства является учет специфики самого из-дательского процесса, его стадий, к числу которых следует отнести: планирование вы-пуска; работа с автором и рукописью; оформление издания и подготовка его к полигра-фическому воспроизведению; размещение заказа на полиграфпредприятии, контроль и приемка тиража; реализация готового тиража.

Таким образом, можно выделить три основные составляющие части издательства: редак-ционную, производственную и службу реализации. Наряду с ними во многих издатель-ствах существуют вспомогательные (обслуживающие) отделы: бухгалтерия, юридическая служба, наборные участки, разноцелевые компьютерные службы, отделы (редакции) ху-дожественного оформления и другие.

Основные специалисты издательства

Как отечественный, так и мировой опыт издательской деятельности свидетельствует о том, что имеется определенный минимально необходимый круг специалистов, без кото-рых нельзя обойтись при подготовке изданий. Помимо редактора в их число входят спе-циалисты по таким направлениям, как маркетинг, ресурсы (имеется в виду обеспечение производства бумагой и материалами), полиграфия, художественное оформление изда-ний, техническое редактирование.

Редактор. Традиционное назначение редактора - редактирование текста. Редактор - ве-дущий специалист в издательстве и от его работы во многом зависит качество выпускае-мых издательством книг. Однако характер работы и сам статус редактора за последние годы существенно изменились. На смену редактору-правщику текста пришел редактор-организатор издания. Помимо решения чисто редакторских задач, связанных с работой над авторским текстом, редактор в значительной мере определяет издательский репер-туар, инициирует создание новых книг по тематике издательства, работает с автором, начиная с идеи книги, занимается наряду с другими специалистами вопросами ее буду-щей реализации, в определенной мере отвечает за финансовый успех конкретного изда-тельского проекта.

Специалист по маркетингу. С некоторых пор эта фигура в издательстве стала сопоста-вима с редактором, а порой ее значение оценивается и выше.

Специалист по ресурсам. Одна из особенностей книгоиздательского дела - сочетание интеллектуального процесса с материальным производством. Мало создать книгу в том или ином виде (оригинал-макет, фотоформы, готовые печатные формы), необходимо из-готовить ее тираж средствами полиграфии, а для этого необходимо соответствующее ма-териальное обеспечение, а значит и соответствующие специалисты.

Специалист по производству. Это работник, который осуществляет связь издательства с типографиями, в круг обязанностей которого входят обеспечение требуемого уровня из-дательско-полиграфического оформления книг, контроль качества полиграфических ра-бот, соответствия полиграфического исполнения договору между издательством и типо-графией и условиям спецификации на художественное и техническое оформление по каждому изданию. Он же отслеживает сроки выполнения заказа, рассчитывает потреб-ность в бумаге и переплетных материалах, контролирует расходование их полиграфиче-ским предприятием. Он должен не только хорошо знать технологию полиграфического производства, но и обладать технико-экономическими знаниями в области издательского дела и полиграфии.

Художник (дизайнер) книги. Занимается художественным оформлением и художествен-ным редактированием изданий, его главная задача - создать художественный образ книги, превратить авторский оригинал в издательский.

Художник (дизайнер) книги, естественно, должен иметь специальное, художественное образование и хорошо знать технологию полиграфического производства книги.

Технический редактор. Разрабатывает техническое оформление каждого издания, подго-тавливает его к полиграфическому исполнению путем разметки каждого его элемента, контролирует выполнение типографией всех художественно-оформительских указаний издательства, всех технических правил набора и верстки. Технический редактор указыва-ет в ходе разметки оригинала гарнитуру, начертание и кегль шрифтов, приемы набора и верстки, производит расчет таблиц и выводов, определяет размеры иллюстраций на поло-се и способы их воспроизведения, просматривает и визирует готовые к сдаче в типогра-фию оригиналы иллюстраций, титульных листов, обложек, форзацев и других элементов книги. Кроме того, технический редактор отслеживает соблюдение нормативных требо-ваний к наборному оформлению.

Понятно, что далеко не во всех издательствах все эти специалисты являются штатными сотрудниками.

Обслуживающие службы

Наряду со специалистами основного производственного процесса, работу издательства обеспечивают многие другие сотрудники, без которых издательство не могло бы осу-ществлять свою деятельность.

Прежде всего, мы имеем в виду такие службы, как бухгалтерия, экономическое и юриди-ческое обеспечение.

Бухгалтерия (или бухгалтер в небольшом издательстве) и экономическая служба яв-ляются достаточно традиционными структурными подразделениями в издательстве, ведут учет денежных средств и материальных ценностей, расчеты по договорам с авторами, ре-цензентами, художниками, сотрудничающими с издательством организациями, а также с сотрудниками издательства, отслеживают движение издательских портфелей, себестои-мость издательской продукции, процессы ценообразования и т.д.

До недавнего времени юридические службы (или юрисконсульт) имелись лишь в круп-ных издательствах и решали они зачастую лишь технические вопросы, связанные с дого-ворными обязательствами издательства. Сегодня ситуация существенным образом изме-нилась. Связано это с возросшими юридическими требованиями к обеспечению издатель-ской деятельности. Прежде всего, конечно, в части авторского права. Множество новых проблем появилось у издателей и в сфере арендных, налоговых, финансовых отношений. Более тщательного юридического подхода требуют взаимосвязи с партнерами по изда-тельскому бизнесу. Отсюда необходимость наличия в структуре издательства юридиче-ской службы.

Помимо бухгалтерии и юридической службы в издательствах, в зависимости от необхо-димости, создаются и другие обслуживающие подразделения, такие, как самостоятельный отдел рекламы, хозяйственный отдел, служба безопасности или охраны, информацион-ный отдел, технические службы, обслуживающие компьютерную технику и т.д.

Организационная структура издательства не стабильна, она меняется в зависимости от конкретной ситуации в самом издательстве и на книжном рынке.

Тема 3. Редакционно-издательский процесс

Стадии редакционно-издательского процесса

Редакционно-издательский процесс - это процесс подготовки и выпуска издания в свет от заключения авторского договора или рассмотрения авторского оригинала до сдачи тира-жа в книготорговую сеть.

Процесс состоит из нескольких стадий:

• редакционная стадия, предусматривающая оценку и редакционную подготовку из-дательского оригинала к производству;

• издательская стадия, включающая вычитку и техническое редактирование (техни-ческую разметку) издательского оригинала, подготовку оригинал-макета издания;

• производственная стадия, при котовой происходит набор книги в типографии, выполняются репродукционные работы, печать, брошюровочно-переплетные и от-делочные работы. К производственной стадии следует отнести дополнительно рассылку обязательных экземпляров и сдачу готового тиража книготорговым ор-ганизациям;

• маркетинговая стадия.

Общие требования к построению редакционно-издательского процесса вытекают, прежде всего, из соображений целесообразности и необходимости обеспечения качества книж-ной продукции и заключаются в следующем:

• построение редакционно-издательского процесса должно исключать поступление в издательство недоработанных, «сырых» произведений;

• на разных стадиях этого процесса не должно быть дублирования операций;

• процесс должен обеспечивать высокое качество редакционной обработки и изго-товления оригиналов;

• наконец, редакционно-издательский процесс не должен быть избыточным по от-ношению к конкретным изданиям и экономичным в целом.

Договорные отношения с автором

Подбор автора или авторского коллектива

Автор - это человек, творческим трудом которого создано произведение, охраняемое ав-торским правом, а авторский коллектив возникает, когда произведение создается трудом двух и более людей. Соответственно авторское право в таком случае принадлежит авто-рам совместно.

Заключению договора с автором предшествует предварительная и порой занимающая не-мало времени работа: подбор автора или авторского коллектива, составление и утвержде-ние плана-проспекта издания, при необходимости - его рецензирование, а также, в от-дельных случаях - рассмотрение пробных глав будущей книги.

Издательство заинтересовано в сотрудничестве с наиболее квалифицированными и ода-ренными авторами, работающими в той области, которой посвящена выпускаемая им ли-тература. Это касается не только и даже не столько художественной литературы, которая у всех на виду, но изданий всех видов и тематических направлений.

Со временем каждое издательство формирует свой круг авторов, с которыми оно работает постоянно и из которого делает отбор при подготовке нового произведения на заплани-рованную тему. Как правило, издатели ведут свою базу данных авторов.

Вместе с тем, заинтересованное в собственном развитии издательство заинтересовано и в расширении своего авторского коллектива.

План-проспект издания

Как правило, прежде чем заключить договор с автором, ему предлагается представить план-проспект будущего произведения. На этом этапе редактор вместе с автором уже определили тему и характер издания, основные требования, которым оно должно удовле-творять, а также его объем.

План-проспект издания в лаконичном, сжатом виде раскрывает содержание подразделов произведения, позволяет издательству не только полнее представить себе его состав и те-матическое содержание, но и структуру, а также глубину и широту охвата темы.

Желательно, чтобы автор проставил в плане-проспекте и объемы подразделов. Для редак-тора это важно, поскольку позволяет оценить соотношение структурных элементов про-изведения, рациональность использования его согласованного объема. Квалифицирован-но подготовленный план-проспект включает также число и характер иллюстраций, опре-деляет состав приложений и аппарата издания (указатели, примечания и комментарии и др.).

Конечно, план-проспект для произведений художественной литературы не требуется. Здесь обходятся обычно согласованием между автором и издательством темы и объема произведения, иногда оговариваются главные герои и основные сюжетные линии, что характерно главным образом для заказных изданий, произведений, продолжающих нача-тые серии и так далее. Для другой литературы написание и утверждение плана-проспекта является обязательным этапом в работе над книгой.

Одобренный редактором план-проспект должен быть утвержден руководством издатель-ства.

Рецензирование

Рецензия - это критический разбор и оценка того или иного произведения.

Рецензия может быть внутрииздательской и внешнеиздательской. Первая выполняется штатным сотрудником издательства, вторая заказывается специалистам, не работающим в издательстве.

И в том, и в другом случае рецензент помогает издательству ответить на главные вопро-сы, касающиеся произведения:

• соответствует ли содержание утвержденному плану-проспекту и своему названию;

• насколько учитывает современный уровень разработок в области знаний, которой посвящена книга;

• отвечает ли язык произведения читательскому адресу; каковы его положительные и отрицательные стороны; какие изменения должны быть внесены автором в текст;

• если это учебник или учебное пособие, соответствует ли рукопись учебной про-грамме и так далее.

Издательство может согласиться или не согласиться с рецензентом - в любом случае ре-цензия помогает издательству вернее оценить содержание готовой рукописи, ее место на рынке аналогичной литературы и перспективы реализации, а значит в какой-то мере и экономическую эффективность проекта.

В серьезных изданиях фамилия рецензента указывается на обороте титульного листа кни-ги.

Заключение договора с автором

После того, как утвержден план-проспект рукописи, с автором заключается договор.

Смысл авторского договора (он же издательский договор) заключается в том, чтобы сформулировать требования к заказываемому произведению, определить права и обязан-ности каждой из сторон, т.е. автора и издателя.

Поскольку авторское право не предусматривает заключение договора на использование произведения, которое еще не создано, но может быть создано в будущем, предусматри-вается возможность заключения авторского договора-заказа, по которому автор обязуется создать конкретное произведение и передать его издательству для использования.

Договор подписывается автором и руководителем издательства, а если договор заключа-ется с коллективом авторов, то всеми соавторами произведения. Первый экземпляр дого-вора хранится в издательстве, второй передается автору.

В любом случае до подписания договора с автором издательству необходимо выяснить у него принадлежность в данный момент исключительных авторских прав на использова-ние произведения (если оно существует уже в готовом виде), а также наличие любых до-говоров на это произведение, если таковые существуют.

Если речь идет об издании произведения умершего автора, то договор заключается с наследниками.

Не исключено, что автор имеет договор с литературным агентством или литературным агентом, которые и представляют интересы автора. В этом случае переговоры о заключе-нии договора можно вести либо с агентством (агентом), либо с самим автором, который также вправе подписать договор.

Авторский оригинал

Прием издательством произведения автора

Готовое произведение автор должен представить в срок, определенный договором. Если срок нарушен, то решение о дальнейшей судьбе договора принимает руководство изда-тельства. В случае расторжения договора составляется акт о прекращении издания.

На первом этапе издательство принимает рукопись на основании оценки ее соответствия действующим нормативным документам, касающихся текстовых оригиналов и оригина-лов иллюстраций. Основными такими документами являются государственные и отрас-левые стандарты.

Авторским текстовым оригиналом называется текстовая часть произведения, подготов-ленная автором (коллективом авторов) для передачи в издательство и последующей ре-дакционно-издательской обработки. Он служит основой для изготовления издательского текстового оригинала.

Авторские оригиналы иллюстраций представляют собой плоские графические или фото-графические изображения, предназначенные для полиграфического воспроизведения.

В зависимости от исполнения авторские текстовые оригиналы делятся на машинописные, печатные для переиздания без изменений (повторные), печатные для переизданий с изме-нениями, распечатки с кодированных оригиналов (подготовленных на компьютере), ру-кописными. Любая форма представления авторского оригинала должна быть обусловлена авторским договором.

Одно из важнейших требований, предъявляемых к авторскому оригиналу - его комплект-ность, т.е. полнота всех его составных частей. В наиболее полном виде он должен содер-жать:

титульный лист, оформленный в соответствии со стандартом ГОСТ Р 7.0.4-2006. «СИ-БИД. Издания. Выходные сведения. Общие требования и правила оформления» и подпи-санный автором (всеми соавторами) с обозначением даты сдачи, общего числа страниц, с перечислением составных частей всего оригинала и числа единиц в каждой части;

• текстовый оригинал, включающий основной и дополнительные тексты, а также те элементы книги, которые заказаны автору издательством (предисловие, оглавле-ние, аннотация, тексты колонтитулов, указатели, затекстовые примечания и ком-ментарии, библиографический список, список иллюстраций);

• 2-й экземпляр текстовой части оригинала;

• рабочее оглавление (перечень всех без исключения заголовков с их смысловой со-подчиненностью);

• авторские оригиналы иллюстраций (в конвертах);

• текст подписей к иллюстрациям.

Если авторский оригинал соответствует приведенным выше требованиям, в издательстве регистрируется срок его поступления и автор получает расписку в получении его руко-писи. После принятия рукописи издательство должно дать автору ответ, принято его произведение к изданию или не принято.

Одобрение авторского оригинала

Принята авторская рукопись издательством или нет должен сообщить редактор, который оценивает рукопись с точки зрения соответствия ее содержания требованиям издатель-ства и дает заключение о пригодности ее к изданию.

С замечаниями редактора и рецензента, если таковой был, знакомится автор, который их принимает или обоснованно отвергает. На этом этапе рукопись дорабатывается, после чего вновь возвращается в издательство. Сроки доработки рукописи определяются автор-ским договором. Возможно, что уже доработанный вариант рукописи не в полной мере удовлетворит издательство - и автор вынужден будет взяться за дополнительную работу.

Наконец все вопросы сняты и рукопись одобрена. Сам факт одобрения фиксируется письменно и утверждается руководством издательства.

С одобренной и принятой к изданию рукописью продолжает работать редактор.

Редактирование

Работа редактора с текстом

Редактирование - это составная часть издательского процесса, творческая работа редакто-ра совместно с автором над рукописью произведения в целях улучшения его содержания и формы, подготовки к полиграфическому воспроизведению и выпуску в свет.

Редактирование - процесс творческий и во многом зависит от типа издания. Каждая новая рукопись требует от редактора новых подходов, новых решений, новых идей.

Изменение экономической среды и внедрение новых редакционно-издательских техноло-гий, основанных на использовании электронно-вычислительной техники, внесли замет-ные коррективы в работу редактора, но сущность, цели и задачи редактирования не изме-нились.

Работая над текстом рукописи, анализируя его, редактор оценивает обоснованность ав-торской мысли, достоверность приводимых в рукописи фактов, точность определений и формулировок, аргументированность выводов, последовательность изложения материала, его структурную организацию и иные особенности текста.

Значительную часть в процессе редактирования занимает редакционная правка авторско-го оригинала. По степени и характеру вносимых в текст изменений различают несколько видов редакционной правки:

• вычитка - исправление технических погрешностей при подготовке переизданий без переработки, а также официальных и документальных материалов;

• сокращение - исправления с целью ограничить текст определенным объемом;

• обработка - исправления идейно-смысловые, фактические, композиционные, ло-гические, стилистические, но без коренного преобразования текста;

• переделка - коренные изменения авторского текста, который служит лишь основой для окончательного текста издания.

Как правило, работая над текстом, редактор использует все перечисленные виды правки в различных сочетаниях.

Методика редакционной правки предполагает наличие ряда правил, целесообразность которых подтверждается опытом. К числу таких правил относятся следующие:

• не начинать править, не познакомившись с текстом в целом, не выявив его общие особенности, достоинства и недостатки, не определив главные редакционные за-дачи;

• править только после того, как установлена и точно определена причина неудо-влетворенности текстом и продуман путь ее устранения;

• не выходить за рамки допустимого редакторского вмешательства в текст, т. е. со-размерять правку с авторским замыслом;

• ограничиваться по возможности минимумом поправок, не отдаляясь от авторского текста и используя для правки авторскими речевыми средствами;

• критически относиться к каждой вносимой правке, сопоставляя ее с первоначаль-ным текстом, сохраняя авторский смысл исправляемой фразы, фрагмента;

• согласовывать все исправления с автором.

Редакционную правку целесообразно начинать с композиционных изменений, а сокра-щения должны предшествовать правке текста.

Что касается техники редакторской правки, то она проста:

• править непосредственно в тексте, зачеркивая слова и буквы тонкой чертой и впи-сывая новые слова и буквы над ними между строк;

• вписывать текст разборчиво;

• большие вставки вписывать на полях или на отдельной странице, подклеиваемой к основной;

• вычеркивая текст, соединять стрелкой последнее слово перед вычерком и первое после него;

• в правке использовать знаки, применяемые при вычитке.

Часто рукописи редактируются вне издательства. Характер готовящихся изданий может потребовать привлечения специалистов, которыми издательство не располагает. К тому же нередко в подготовке издания участвуют несколько редакторов, особенно когда речь идет о сложных и ответственных проектах. Может оказаться необходимым научное, спе-циальное, титульное или литературное редактирование. В каждом конкретном случае во-прос привлечения для редактирования авторского оригинала внештатных специалистов решается индивидуально.

Работа редактора с иллюстративным материалом

Одновременно с работой над текстом редактор редактирует авторские оригиналы иллю-страций. Иллюстрация призвана помочь читателю лучше понять текст, дополнить его. С помощью иллюстрации выражается содержание, которое или невозможно, или сложно передать в текстовой форме. С этих позиций редактор и оценивает иллюстративный ма-териал.

Художественное оформление издания

Художественная структура книги

Хороший дизайн книги в значительной мере зависит от понимания особенностей ее оформления. При этом следует учитывать, что немалую роль здесь играет художественная композиция издания, т.е. такое построение всего оформления и его отдельных элементов, которое создает внутреннее единство оформления как художественно-полиграфического произведения искусства. Слагается она из компонентов полиграфического набора (литер, пробельных материалов и др.).

Главной составляющей художественной формы издания является макет книги. Книга должна быть спроектирована. Макет книги в данном случае - это модель оформления бу-дущего издания, содержащая эскизы оформительских элементов, вплоть до композиции каждой полосы и разворота в издании. Особенно важен принципиальный макет художе-ственного оформления, в котором наряду с эскизами внешнего оформления имеются раз-меченные для типографского набора эскизы важнейших для оформления полос издания - титульный лист, шмуцтитулы, спусковые и концевые полосы, типовые полосы с иллю-страциями, с заголовками различной соподчиненности, сносками и так далее. Макет определяет формат полосы, используемые кегли и начертания шрифтов, отбивки между наборными элементами, оформление оглавления, вспомогательных указателей, затексто-вых комментариев и примечаний, выходных сведений.

Важнейшим исходным моментом в процессе макетирования книги является выбор ее формата, который во многом зависит от функциональных условий (карманное издание, кабинетная книга, настольный справочник и т.д.) и возможностей типографии, в которой размещен заказ. Помимо формата есть множество других компонентов, формирующих книгу как целое, к ним относятся:

• текстура и тон бумаги, на которой печатается книга;

• шрифт, используемый для основного и вспомогательных текстов;

• пропорции самого издания и наборной полосы;

• соотношение полей книжной страницы;

• конфигурация текстового набора;

• формат строки;

• межбуквенные, межсловные и междустрочные интервалы;

• средства зрительного расчленения текста (абзацные отступы, втяжки, отбивки, инициалы (буквицы), шрифтовые и цветовые выделения, элементы рубрикации, маргиналии);

• колонцифры, колонтитулы, колонлинейки;

• иллюстрации.

Каждое издание представляет собой сложное сочетание элементов, различных по замыс-лу, назначению и своему зрительному облику. При работе над оформлением книги требу-ется сочетание таких качеств, как воображение, гармоническое восприятие зрительных образов, восприятие печатного слова как средства коммуникации, хорошее знание поли-графических процессов.

Дизайн текста

Дизайн текста определяют многие его элементы. Основным из них является шрифт, кото-рый есть средство передачи текста в книге.

Шрифт может быть наборным и рисованным. Последний используется главным образом для оформления таких элементов издания, как обложка, переплет, титульный лист, внут-ренние заголовки и формируют его индивидуальный облик. Для основной же части кни-ги используется наборный шрифт. Выбирая шрифт, необходимо учитывать три его харак-теристики: гарнитуру, начертание и кегль.

Гарнитура - это комплект шрифтов одного рисунка, но разных размеров (кеглей) и начер-таний. Каждая гарнитура имеет свое название.

Для наборных текстов желательно в выбранной гарнитуре использовать обычные, кур-сивные, полужирные и курсивные полужирные шрифты. Достичь эффективного дизайна можно с помощью всего нескольких шрифтов.

При выборе шрифта необходимо учитывать и тип используемой для печати бумаги. Так, на газетной бумаге, например, плохо будут выглядеть тонкие, изящные шрифты, а тяже-лые, контрастные шрифты выглядят слишком «ослепительно» на мелованной бумаге.

Для обеспечения удобочитаемости издания важен правильный выбор шрифтового кегля. Размер кегля определяется в пунктах (1 пункт = 0,376мм). Поскольку понятия эти склады-вались во времена металлического набора, кеглем считается величина площадки, на кото-рой размещается буква или знак. Шрифты каждого кегля получили свое название: брил-лиант (кегль 3 пункта); диамант (кегль 4 пункта); нонпарель (кегль 6 пунктов); миньон (кегль 7 пунктов); петит (кегль 8 пунктов); боргес (кегль 9 пунктов); корпус (кегль 10 пунктов); цицеро (кегль 12 пунктов); миттель (кегль 14 пунктов).

Оптимальная читаемость набора колеблется от 9-го до 14-го кегля, а для художественной литературы предпочтительны 10-12-й кегль. Комфортность чтения зависит и от формата наборной строки, оптимальной считается строка, в которой содержится 50-55 знаков.

Когда определены параметры основного текста, необходимо выбрать стиль для заголов-ков внутри текста, решить вопрос об использовании постоянного или переменного ко-лонтитула, определить место размещения колонцифры на полосе, выбрать стиль оформ-ления вспомогательных текстов (таблиц, цитат, сносок, стихотворных строк и др.) и под-писей к иллюстрациям. Как правило, в последнюю очередь определяется стиль вступи-тельной и заключительной частей книги, обращая при этом особое внимание титульному листу, который должен отражать общий стиль заголовков и основного текста книги

Передавать авторский оригинал в набор можно в разных видах. Наиболее распростра-ненный вариант - это распечатка рукописи с электронного набора плюс сам электронный файл, который используется для дальнейших операций без повторного набора текста ру-кописи.

Подготовка иллюстраций

В ходе работы над изданием ведется подготовка оригиналов иллюстраций к репродуци-рованию и размещению в тексте. Иллюстрации в книге могут быть штриховыми и полу-тоновыми.

Все рисунки должны быть выполнены в пропорциях, соответствующих дизайн-проекту издания. Именно макет книги позволяет достаточно точно определить окончательные размеры иллюстраций.

Объем иллюстративного материала, а также способ его рационального размещения опре-деляется редактором совместно с автором на начальной стадии работы над книгой.

Требования, которым должен удовлетворять иллюстративный материал можно свести к следующим для штриховых и полутоновых изображений:

Для штриховых оригиналов:

• рисунки должны быть выполнены на гладкой белой художественной бумаге;

• исправления должны быть выполнены с помощью закрашивания ярким белым цветом;

• рисунок должен быть выполнен в масштабе 1:1, 1,5:1, 2:1 по отношению к буду-щей иллюстрации в книге и иметь соответствующую толщину штрихов. Нельзя допускать слишком тонких штрихов, которые могут пропасть при уменьшении размера;

• штриховка пунктиром или перекрестными штрихами должна быть однородной, с постепенным переходом, и не иметь слишком тонких или коротких штрихов в текстуре. Они могут быть потеряны при уменьшении размера.

Для одноцветных полутоновых оригиналов:

• черно-белые отпечатки на глянцевой бумаге (не тонированной, не матовой, не ре-льефной);

• допустима широкая гамма тонов, но с постепенным переходом оттенков, без слишком явных контрастов;

• возможность использования примерно полуторного размера для получения печат-ного размера;

• не должны иметь сгибов, повреждений.

Для цветных диапозитивов:

• диапозитив должен допускать достаточно высокую степень увеличения, чтобы со-ответствовать печатным размерам (предпочтение отдается профессиональному формату 6 х 6 или 6 х 9 см, а не 35-миллиметровому);

• при просмотре оригиналов издатель (редактор) и печатник должны находиться в одинаковых условиях.

Для цветных рисованных оригиналов:

• нельзя использовать флюоресцирующие краски (при использовании четырехцвет-ной печати их не удается воспроизвести удовлетворительно);

• осторожно использовать излишне чистые зеленые, пурпурные и розовато-лиловые краски (правильно они воспроизводятся только путем деления цвета на большее число составляющих, чем набор из четырех цветов);

• необходимо, чтобы рисунок был на гибкой подложке, чтобы можно было его ска-нировать.

Подготовка обложки

Особое место в дизайне книги занимает ее внешний облик. Работа над обложкой и супер-обложкой ведется параллельно с работой над внутренним материалом книги, текстом и иллюстрациями.

В издательской практике широко применяются мягкие обложки, твердые переплеты, су-перобложка. И хотя предназначение их одно - предохранение издания от внешних воз-действий, информирование потребителя об основных данных книги, выполнение ре-кламных функций, - возможности и достоинства у них разные.

Оформление обложки часто представляют в виде файла или комплекта цветоделенных фотоформ, если же цветоделение было выполнено вручную, то в виде изображения на плотной бумаге с прозрачным покрытием, содержащим инструкции или дополнительные детали.

Работы над обложками (суперобложками) с помощью настольных издательских систем - НИС (электронных систем набора, верстки и обработки иллюстраций с использованием компьютеров) эффективнее и быстрее чем ручные работы, поскольку НИС дают возмож-ность получить завершенные или близкие к завершенным файлы или фотоформы, требу-ющие минимальных затрат для их подготовки в печать.

Независимо от способа подготовки оригиналов и технологии изготовления фотоформы на обложке должно быть предусмотрено место для штрих-кода.

Прежде чем будет получено окончательное изображение обложки, переплетной крышки или суперобложки, редактору представляется предварительный набросок, который может быть в самом общем виде для определения композиции, а может быть и уже проработан-ным решением, включающем определение цветовой гаммы, шрифтового оформления и композицию разворота. В последнем случае необходимо учитывать следующие обстоя-тельства:

• необходимо иметь в виду возможность изменения размеров в последующем, если окончательные размеры книги еще не определены;

• необходимо учитывать неизбежные потери в яркости красок при полиграфическом воспроизводстве оригинала;

• всегда существует опасность, что использованный в оригинале цвет не будет вос-произведен точно;

• если в наброске используются чистые зеленый, пурпурный и розово-лиловый цве-та, необходимо учесть, что они трудно воспроизводимы;

• тонкие или маленького размера буквы дополнительного цвета на фоне одного из четырех основных цветов будут восприняты неадекватно. Суперобложки не должны включать выходные данные, выполненные вывороткой по отношению к цветной иллюстрации.

• золотое или серебряное тиснение, а также рельефные эффекты могут оказаться весьма выигрышными, но без пробных оттисков нельзя сказать точно, как это бу-дет выглядеть при печати тиража.

Лишь после утверждения представленного художником эскиза формируется окончатель-ное изображение обложки, переплетной крышки или суперобложки.

Издательский оригинал

Издательский оригинал - это произведение, прошедшее редакционно-издательскую обра-ботку, подписанное в набор или печать руководством издательства и подготовленное к сдаче на полиграфическое предприятие.

Готовый к сдаче в печать издательский оригинал является продуктом, завершающим про-цесс допечатной подготовки авторского оригинала. В зависимости от вида издания принципиальные технологические схемы подготовки издательского оригинала могут быть самыми разными - соответственно разным будет окончательный продукт. Приведем варианты технологических схем (приводится по книге Джона Пикока «Издательское де-ло», М., 2000 г.).

Однокрасочные издания, содержащие только текст

Вариант А:

Ввод текста: авторская дискета для ввода текста в НИС или пакетную систему верстки.

Верстка: НИС или пакетная система верстки.

Окончательный вывод: набор, полученный в фотонаборной машине на фотобумаге или на лазерном принтере (репродуцируемый оригинал-макет - РОМ); или файлы, готовые для получения печатной формы.

Вариант Б:

Ввод текста: рукопись для клавиатурного набора в НИС или пакетной системе верстки.

Верстка: НИС или пакетная система верстки.

Окончательный вывод: РОМ или файлы, готовые для получения печатной формы.

Вариант В:

Ввод текста: авторская дискета или рукопись для воспроизведения в гранках.

Верстка: ручной монтаж с разрезкой и вклейкой.

Окончательный вывод: текстовый РОМ.

Однокрасочные издания с иллюстрациями в тексте

Вариант А:

Ввод текста: авторская дискета или рукопись для ввода текста в НИС.

Иллюстрации: сканированное или нарисованное в НИС изображение.

Верстка: НИС.

Окончательный вывод: тексто-иллюстрационные фотоформы с фотонаборной машины или файлы, готовые для получение печатной формы.

Вариант Б:

Ввод текста: авторская дискета или рукопись для ввода текста в систему верстки.

Иллюстрации: сканирование в НИС.

Верстка: интерактивная система верстки.

Окончательный вывод: тексто-иллюстрационные фотоформы, изготовленные в фотона-борной машине или файлы, готовые к получению печатной формы.

Вариант В:

Ввод текста: авторская дискета или рукопись; затем получение гранок в фотонаборной машине.

Иллюстрации: подготовка фотомеханическим способом.

Верстка: ручной монтаж с разрезкой и вклейкой.

Окончательный продукт: выклейной РОМ.

Вариант Г:

Ввод текста: авторская дискета или рукопись для ввода текста в систему верстки.

Иллюстрации: подготовка в виде негативных фотоформ.

Верстка: система верстки для текста, затем вывод на негатив. Размещение негативов ил-люстраций на страницах.

Окончательный продукт: смонтированные тексто-иллюстрационные фотоформы.

Вариант Д:

Ввод текста: авторская дискета или рукопись; затем гранки-диапозитивы.

Иллюстрации: подготовка в виде диапозитивов.

Верстка: ручной монтаж.

Окончательный продукт: смонтированные тексто-иллюстрационные фотоформы.

Книги с цветными иллюстрациями

Вариант А:

Ввод текста: авторская дискета или рукопись; затем ввод текста в электронную систему верстки (ЕРС - electronic page composition).

Иллюстрации: сканирование в системе ЕРС.

Верстка: ЕРС - система.

Окончательный вывод: тексто-иллюстрационные цветоделенные фотоформы, получен-ные в фотонаборной машине, или файлы, готовые к изготовлению печатной формы.

Вариант Б:

Ввод текста: авторская дискета или рукопись; затем гранки-диапозитивы.

Иллюстрации: сканирование и вывод в виде диапозитивов.

Верстка: фотоформы, смонтированные вручную.

Окончательный вывод: четырехкрасочный комплект смонтированных диапозитивов.

Иллюстрированные обложки

Иллюстрации: сканирование и вывод в виде диапозитивов.

Верстка: диапозитивы, сверстанные в НИС или вручную.

Окончательный продукт: четырехкрасочный комплект смонтированных диапозитивов или файлы, готовые для изготовления печатной формы.

Таким образом, окончательным продуктом, в виде которого может быть представлен из-дательский оригинал перед тем, как он после тщательной проверки качества подготовки будет направлен в типографию для печати тиража, может быть репродуцируемым ориги-нал-макетом, фотоформами и файлами, готовыми для получения печатных форм.

Корректура

Каким бы исчерпывающим и качественным не был издательский оригинал в любом его виде, поступивший в типографию, типографская печать тиража - новый технологический этап в деле создания книги, который требует контроля качества выполняемых операций и своевременного внесения необходимых корректив.

Необходимо отметить, что пробный оттиск - это оттиск с пробной печатной формы для проверки качества репродукционных и формных процессов, для корректуры пробных пе-чатных форм. Кроме того, это оттиск уже с тиражной печатной формы для контроля над печатным процессом. Соответственно пробная печатная форма служит для получения пробных оттисков, в отличие от тиражной печатной формы, которая изготавливается уже для печати тиража.

При оценке пробных оттисков их следует внимательно сличить с издательским оригина-лом и при необходимости внести ясные и четкие пометки для внесения правки. Руковод-ствоваться при этом надо ГОСТом 7.62-2008 «СИБИД. Знаки корректурные для разметки оригиналов и исправления корректурных и пробных оттисков. Общие требования». Зна-ки правки проставляются в соответствии с единообразной цветовой схемой: красным цветом делаются пометки печатника, синим - автора и (или) редактора, зеленым - коррек-тора издательства.

На этом же этапе необходимо проверить соответствие полученного из типографии мате-риала принятому варианту оформления, правильность размещения заголовков вступи-тельной и заключительной частей и глав, поскольку именно здесь зачастую забывают оценить расположение элементов текста.

Оттиски для книг с иллюстрациями (особенно с цветными) требуют более внимательного рассмотрения.

Для большинства книг с одноцветными иллюстрациями достаточно проверить пробные отпечатки иллюстраций после того, как они сверстаны вместе с текстом.

Проба цветных иллюстраций может быть выполнена двумя основными способами:

- контактным копированием диапозитивов и получением ламинированных отпечатков

- печатанием оттисков на пробной или тиражной машине.

Первый из этих способов называется аналоговой цветопробой, а второй - печатной про-бой.

Основные требования, которые необходимо учитывать при изготовлении цветных проб-ных оттисков, можно свести к следующим:

• необходимо убедиться, что по всей ширине листа оттиска имеются шкалы кон-троля печатного процесса. Они используются для оценки оптической плотности, расширения точек, двоения характеристик баланса серого (три наложенные друг на друга краски) и так далее;

• необходимо убедиться, что представлено достаточное число шкальных оттисков используемых красок в различных их сочетаниях, в соответствии с пожеланиями типографии (нужный порядок наложения красок задает печатник);

• при изготовлении пробных оттисков должна использоваться та же бумага, что и для изготовления тиража;

• краски, используемые для пробных оттисков, должны быть теми же, что и для ти-ража;

• необходимы одинаковые условия просмотра пробных оттисков, чтобы издатель и печатник однозначно понимали друг друга. Руководствоваться они должны требо-ваниями стандартного освещения.

Тема 4. Взаимоотношения издательства с автором

Основные положения авторского договора

Закон «Об авторском праве и смежных правах»

До 3 августа 1992 года на территории России действовали типовые издательские догово-ры, утвержденные приказом Председателя Госкомиздата СССР 24 февраля 1975 года. До-говоры были универсальными, т.к. регулировали вопросы издания любых произведений. Они имели силу подзаконных актов.

С введением в действие с 3 августа 1992 года Основ гражданского законодательства СССР и республик (раздел IV «Авторское право»), а затем через год - нового Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», положение коренным образом изменилось. Те-перь участники издательского договора стали практически свободны в выборе условий договора, в том числе в определении размера вознаграждения за издание произведений.

В настоящее время в соответствии со статьей 31 Закона для признания сделки на передачу авторских прав необходимо отразить наличие только двух существенных условий, ука-зать:

• какие права передаются издателю: исключительные либо неисключительные на воспроизведение (издание) и распространение экземпляров произведения путем продажи или иным образом;

• размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за использование произведения.

При этом размер вознаграждения может быть определен либо в виде роялти - процента от дохода, полученного издателем от реализации книг (если тираж издаваемого произведе-ния в договоре не определен), либо в виде фиксированной суммы платежа, в том случае, если тираж в договоре определен.

В то же время, если в издательском договоре указан пункт о том, что за издание книги неограниченным тиражом издатель выплачивает автору фиксированную сумму, то такое условие в судебном порядке может быть признано недействительным. А признание судом недействительным одного из существенных условий издательского договора может ан-нулировать сделку в целом.

Охраняемые и неохраняемые произведения

К объектам, охраняемым авторским правом, относятся существующие в некой объектив-ной форме, которая может быть воспринята третьими лицами, произведения науки, лите-ратуры и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от того, кому предназначены плоды этого труда, независимо от способа выражения содер-жания творческой деятельности, от уровня и достоинств произведения, наконец, незави-симо от того, было это произведение обнародовано или нет.

Особой категорией произведений, охраняемых авторским правом, являются составные произведения, которые включают произведения других авторов.

Произведение охраняется с того момента, как оно было создано.

К числу неохраняемых произведений, то есть, тех, на которые не распространяется дей-ствие закона об авторском праве в Российской Федерации, относятся:

• официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты, законодатель-ного, административного и судебного характера), а также их официальные пере-воды;

• государственные и муниципальные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, де-нежные знаки и иные символы и знаки);

• произведения народного творчества;

• сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер;

• некоторые произведения иностранных авторов, впервые опубликованные за рубе-жом (имеются в виду произведения, опубликованные за рубежом до 27 мая 1973 года, времени вступления СССР во Всемирную конвенцию об авторском праве);

• произведения, срок охраны которых в соответствии с действующим законодатель-ством истек.

Объекты и субъекты авторского права

Авторское право распространяется как на обнародованные произведения, так и на необ-народованные, но уже существующие в какой-либо объективной форме:

• письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и т.д.);

• устной (публичное произнесение, публичное исполнение и т. д.);

• звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и т. д.);

• изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео-, или фо-токадр и т. д.);

• объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и т.д.).

Авторское право распространяется не только на произведение в целом, но и на отдельные его части, то есть на те части произведения, которые сами являются оригинальными.

В соответствии с законом, объектами авторского права являются:

• литературные произведения (включая программы для ЭВМ);

• драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведе-ния;

• хореографические произведения и пантомимы;

• музыкальные произведения с текстом или без текста;

• аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диа-фильмы и другие кино- и телепроизведения);

• произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

• произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

• произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;

• фотографические произведения и произведения, полученные способами, анало-гичными фотографии;

• географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

• другие произведения.

К объектам авторского права также относятся:

• производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства);

• сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произве-дения, представляющие собой по подбору или расположению материалов резуль-тат творческого труда.

Субъектом авторского права является автор. Если же произведение создано совместным трудом нескольких человек, то они являются соавторами. В этом случае авторское право принадлежит им совместно на произведение в целом.

Взаимоотношения между соавторами определяются, как правило, соглашением между ними.

Авторское право относит к субъектам и носителям производных прав, каковыми являют-ся наследники и правопреемники автора. Субъектами авторского права являются и ли-цензиаты, то есть лица, получившие лицензию на право использования произведения в определенных пределах.

Особо закон оговаривает авторское право на служебные произведения, то есть на произ-ведения, созданные в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного за-дания работодателя. В этом случае оно принадлежит автору служебного произведения. Однако исключительные права на использование такого произведения принадлежат ли-цу, с которым автор состоит в трудовых отношениях, если договор между ними не преду-сматривает иное.

Субъективные авторские права

Авторские права закон делит на неимущественные и имущественные. В отношении про-изведения, которое он создал, автору принадлежат следующие неимущественные права:

• право признаваться автором произведения (право авторства);

• право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (пра-во на имя);

• право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв;

• право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (пра-во на защиту репутации автора).

Имущественным правом автора является право на использование произведения, включа-ющее права:

• воспроизводить произведение (право на воспроизведение);

• распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и так далее (право на распространение);

• импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая эк-земпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт);

• публично показывать произведение (право на публичный показ);

• публично исполнять произведение (право на публичное исполнение);

• сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для все-общего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю);

• переводить произведение (право на перевод);

• переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку).

Если автор разрешил использовать свое произведение другому физическому или юриди-ческому лицу, он имеет право на получение от него авторского вознаграждения за разре-шение на использование и за само использование произведения. В этом случае это есть реализация его имущественных прав.

Главное же содержание авторского права заключается в том, что исключительные права на произведение, как имущественные на его использование, так и неимущественные, принадлежат автору.

Авторский договор

Виды авторского договора. Передача исключительных и неисключительных прав

Авторским договором называется соглашение между автором (авторами) произведения науки, литературы, искусства, охраняемого авторским правом, и пользователем (юриди-ческим или физическим лицом), в соответствии с которым автор (авторы) передает поль-зователю свои имущественные права, связанные с произведением.

Договор может предусматривать передачу имущественных прав полностью или частично, на определенный срок, с распространением его действия на определенную территорию.

Авторское право предусматривает два основных типа авторского договора:

авторский договор на передачу исключительных прав, разрешающий использование про-изведения определенным способом и в установленных пределах только лицу, которому эти права передаются;

авторский договор на передачу неисключительных прав, разрешающий использование произведения и другим лицам, в том числе самому обладателю исключительных прав, заключившему авторский договор.

Авторский договор заключается в письменной форме и, по желанию сторон, может быть заверен нотариально. Договор может быть изменен, прекращен или расторгнут также только письменно.

В каждом отдельном случае издатель и автор выбирают и согласуют оригинальный текст авторского договора.

Следует отметить, что авторский договор не обязательно представляет собой единый до-кумент. Он может включать и различного рода дополнительные соглашения.

Авторское право предусматривает возможность заключения еще одного вида договора - авторского договора заказа. По договору заказа автор обязуется создать произведение в соответствии с условиями договора и передать его заказчику. Особенность авторского договора заказа состоит в том, что заказчик обязан в счет обусловленного договором воз-награждения выплатить автору аванс. Размер, порядок и сроки выплаты аванса устанав-ливаются в договоре по соглашению сторон.

Содержание авторского договора

В соответствии с законом, авторский договор должен предусматривать следующие обяза-тельные положения:

• способы использования произведения (конкретные права, передаваемые по дан-ному договору);

• срок и территорию, на которые передается право;

• размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок и сроки его выплаты.

Правами, которые передаются по договору, не могут быть права на произведение, еще не существующее и которое автор может создать в будущем. Права на использование произ-ведения, прямо не переданные по договору, считаются не переданными. Права, передан-ные по авторскому договору, могут передаваться полностью или частично другим лицам только в том случае, если это прямо предусмотрено договором.

При отсутствии в тексте авторского договора указания срока, на который передается пра-во, договор может быть расторгнут автором по истечении пяти лет с даты его заключе-ния, если пользователь будет письменно уведомлен об этом за шесть месяцев до растор-жения договора. По истечении срока действия договора все права возвращаются автору и издательство не вправе тиражировать договорное произведение. Однако договор должен предусматривать возможность реализации экземпляров тиража, изготовленного в соот-ветствии с договором.

При отсутствии в авторском договоре условия о территории распространения произведе-ния, оно может распространяться только на территории Российской Федерации. То же са-мое можно сказать о переводе произведения на другие языки.

Вознаграждение автору определяется в авторском договоре.

Нарушение авторского договора

В соответствии со статьей 34 Закона об авторском праве любые нарушения обязательств, зафиксированных в авторском договоре, влекут за собой ответственность. Кроме того, ответственность за нарушение обязательств предусмотрена и в главе 25 первой части Гражданского кодекса Российской Федерации.

Нарушения положений авторского договора может быть как со стороны издательства, так и со стороны автора.

Среди возможных нарушений авторского договора со стороны издательства отметим сле-дующие:

• невыпуск произведения в свет;

• просрочка в выплате авторского гонорара;

• искажение произведения.

Возможны и иные нарушения. Если они не могут быть отрегулированы сторонами в ходе переговоров, решение по ним принимаются в ходе судебного разбирательства.

Нарушения со стороны автора могут быть следующими:

• непредставление произведения издательству;

• передача автором права на произведение третьим лицам.

Иски по поводу нарушения авторских прав рассматриваются в арбитражных судах.

Тема 5. Издательское планирование

Объектами издательского планирования являются издания, находящиеся на разных стади-ях подготовки и выпуска, а также материальные и финансовые ресурсы. Первостепенное значение при планировании работы издательства имеет план выпуска.

План выпуска - это перечень изданий, намеченных издательством к выпуску в течение определенного времени с основными характеристиками каждого издания, указанием спо-соба печати, намечаемого срока выпуска, типографии, в которой размещен заказ, состоя-ния издания на момент составления плана.

Для организации своевременной подготовки изданий к редакционной работе формирует-ся еще один план - план редакционной подготовки.

Для целей планирования и учета издательской продукции разработана своя система изме-рительных величин, которую используют при определении количественных показателей выпуска, учете движения материальных и финансовых ресурсов, при формировании се-бестоимости и отпускной цены, определении потребности в бумаге и переплетных мате-риалах, расчетах с полиграфическими предприятиями, а также для целей статистики.

Издательская деятельность характеризуется такими показателями, как ассортимент вы-пуска, объем выпуска, тираж и листаж изданий.

Ассортимент издательской продукции - это число изданий (названий), выпущенных одним издательством, группой издательств или всеми издательствами страны за какой-то период. При этом каждый том многотомного издания считается отдельным изданием. В свою очередь, под изданием понимается произведение печати, полиграфически самостоя-тельно оформленное, прошедшее редакционно-издательскую обработку, имеющее уста-новленные выходные сведения и предназначенное для передачи содержащейся в нем ин-формации.

Издания делятся на новые и повторные. Новым для каждого издательства считается из-дание, которое либо выпускается им впервые, либо, если ранее оно им издавалось, вы-пускается в новой редакции или в новом оформлении. Повторным изданием (переизда-нием) считается выпуск издания, которое уже выпускалось данным издательством. Оно может быть дополненным, исправленным, пересмотренным, расширенным, стереотип-ным.

Под экземпляром понимается каждая отдельная единица тиража издания.

Тираж - общее число экземпляров издания, а общий тираж для данного издательства - сумма тиражей изданий, выпущенных издательством за определенный период.

Единицами измерения объема изданий являются авторский лист, учетно-издательский лист, печатный лист.

Авторский лист. Это единица измерения объема авторского оригинала.

Авторский лист равен 40000 печатных знаков прозаического текста (включая пробелы между словами, знаки препинания, цифры и считая неполные концевые строки за пол-ные), 700 строкам стихотворного произведения или 3000 см кв. площади изобразительно-го материала.

Учетно-издательский (издательский) лист. Это единица измерения объема всего напе-чатанного в книге материала, как созданного автором, так и не являющегося результатом авторского труда (колонцифры, оглавление или содержание с заголовками, полностью повторяющими заголовки внутри издания, издательская аннотация, выходные сведения, редакционное предисловие и др.). В цифровом выражении исчисляется так же как автор-ский лист.

Печатный лист. Это единица измерения объема полиграфически оформленного издания. Различают физический и условный печатные листы.

Физический печатный лист равен половине бумажного листа стандартного формата.

Условный (приведенный) печатный лист - это печатный лист, приведенный к формату 60 x 90 см, который служит учетной единицей. Для приведения к нему печатных листов другого формата используются коэффициенты перевода физических печатных листов в условные:

Формат бумаги, см Площадь печатного листа, см кв. Коэффициент перевода

60x90 5400 1,00

60x84 5040 5040 : 5400 = 0,93

70x90 6300 6300 : 5400 = 1,17

75x90 6750 6750 : 5400 = 1,25

70x100 7000 7000 : 5400 = 1,3

84x108 9072 9072 : 5400 = 1,68

Объем издания в условных печатных листах указывается в выпускных данных.

Представление о масштабах деятельности того или иного издательства дает такой показа-тель, как общий листаж выпущенной продукции, единицей измерения которого является печатный лист-оттиск. Листаж определяется умножением объема издания в печатных ли-стах на тираж.

По общему листажу в приведенных к формату 60х90 см печатных листах-оттисках изда-тельство устанавливает количество бумаги, необходимое для выпуска изданий (исходя из средней массы 1 млн. листов-оттисков), а по числу печатных листов-оттисков имеет представление о загрузке типографий и рассчитывается с ними за изготовление тиражей.

Существуют показатели, которые помогают издателю ориентироваться в том, насколько экономично используется закупаемая им для изданий бумага. Известно, что число печат-ных знаков в печатном листе (его емкость) не является величиной постоянной. В зависи-мости от формата полосы набора, применяемого кегля шрифта, от некоторых других фак-торов, это число может быть различным. Поэтому используется такой показатель, как ко-эффициент емкости условного печатного листа - отношение объема издания в учетно-издательских листах к объему его в условных печатных листах. Чем выше этот коэффи-циент, тем вместительнее условный печатный лист.

При выборе формата для конкретного издания издатель может ориентироваться на коэф-фициент использования площади бумаги - отношение площади полосы к площади стра-ницы до обрезки блока или книги в обложке, выраженное в процентах (см. ГОСТ 4.482.-87 «Система показателей качества продукции. Издания книжные и журнальные. Изда-тельско-полиграфическое оформление и полиграфическое исполнение. Номенклатура по-казателей»).

При планировании некоторых параметров издательской деятельности (например, изда-тельской себестоимости) используются также средние количественные показатели (сред-ний объем издания, средний тираж, средняя емкость, средний коэффициент емкости).

Использовать средние величины необходимо при анализе однородных групп изданий.

Издательское планирование необходимо для обеспечения требуемых сроков выпуска из-даний.

Издательские портфели

Издательский портфель - это произведения в незавершенном производстве, находящие-ся на разной стадии редакционно-издательской обработки.

По месту нахождения произведений в незавершенном производстве издательские порт-фели делятся на договорный, редакционный и производственный.

Договорный портфель. Сюда входят произведения, которые еще создаются авторами по авторскому договору заказа, а также находящиеся у авторов на доработке или уже пред-ставленные в издательство, но не одобренные издательством. Сюда же относят авторские оригиналы произведений, поступивших в издательство самотеком, т.е. не по заказу изда-тельства, но которые могут быть приняты к изданию.

Редакционный портфель. Включает уже принятые к изданию, одобренные, но находя-щиеся на стадии редакционной обработки произведения.

Производственный портфель. Состоит из произведений, находящихся на разных стади-ях производственного процесса до сдачи тиража в книготорговую сеть или поступления его на склад издательства.

Размер каждого портфеля, выраженный в издательских листах, взятый на любой день подсчета, называется портфельным запасом или остатком портфеля.

Портфельный запас, обеспечивающий нормальную работу издательства и планомерный выпуск книг (нормативный портфельный запас). Определяется путем умножения средне-го объема однодневного выпуска в целом по издательству или по разделам выпускаемых книг (различающихся по трудоемкости и сложности подготовки) на нормативный срок нахождения книг в портфеле (устанавливается в издательстве на основе опыта работы).

Чтобы портфельные запасы обеспечивали стабильную работу издательства, необходимо постоянно восполнять портфельные запасы. Для этого существует план движения порт-фелей - план, по которому издательство определяет, каким должен быть объем пополне-ния каждого издательского портфеля.

Тема 6. Издательская себестоимость и оптовая цена издания

Прибыль

Экономика издательского бизнеса складывается на основе единых для производителей товаров и услуг закономерностей и характеризуется общими для них понятиями.

Основным для всякого рода предпринимательской деятельности является понятие при-были.

Прибыль - это превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на произ-водство и продажу этих товаров.

Прибыль исчисляется как разность между выручкой от реализации продукта издательской деятельности и суммой затрат факторов производства на эту деятельность в денежном выражении.

Различают полную (общую) прибыль, называемую валовой (балансовой); чистую при-быль, а также бухгалтерскую и экономическую прибыль.

Полная (валовая, балансовая) прибыль - часть добавленной стоимости, которая остает-ся у производителя (в нашем случае у издателя) после вычета расходов, связанных с опла-той труда и налогов.

В свою очередь, добавленная стоимость - часть стоимости товаров, услуг, приращенная непосредственно в данной фирме. Определяется она как разность между выручкой от продажи продукции и услуг, произведенных фирмой, и ее затратами на покупку материа-лов и полуфабрикатов.

Чистая прибыль - прибыль, остающаяся в распоряжении фирмы после выплаты налогов, отчислений и обязательных платежей.

Себестоимость

В самом общем виде себестоимость - это совокупность затрат, выраженных в денежной форме, на производство продукции и ее реализацию.

Это относится и к издательской себестоимости. Различают полную и общеиздательскую себестоимость. Полная себестоимость издательской продукции включает в себя затраты на производство издания (общеиздательскую себестоимость) и внепроизводственные (коммерческие) затраты на него. Соответственно общеиздательская себестоимость ис-ключает коммерческие затраты.

Специфика книжной продукции отражается в составе и структуре ее себестоимости.

Структура себестоимости издательской продукции

Состав себестоимости издательской продукции

В состав себестоимости издательской продукции входят:

• расходы на авторский гонорар и художественно-графические работы;

• редакционные расходы (расходы на обработку и оформление авторских оригина-лов, их подготовку к изданию);

• расходы на бумагу и переплетные материалы;

• расходы на типографские работы;

• общеиздательские расходы;

• коммерческие расходы.

Средняя структура себестоимости издательской продукции

Средняя структура себестоимости издательской продукции, как примерное соотношение различных видов затрат в общей их сумме, может быть представлена следующим образом:

• авторский гонорар - 15%;

• редакционные расходы - 10%;

• расходы на типографские работы, бумагу и переплетные материалы - 55%;

• общеиздательские расходы - 15%;

• коммерческие расходы - 5%.

И хотя понятие "средняя структура себестоимости" в достаточной мере условно, все же оно дает представление о месте отдельных видов затрат в издательской практике.

Факторы, влияющие на себестоимость издательской продукции

Объем и оформление издания

Существует ряд характеристик изданий и условий их выпуска, которые являются важ-нейшими факторами воздействия на себестоимость книги. К ним относятся, в частности, объем и оформление изданий.

Объем и оформление издания влияют на размер авторского гонорара, который может ис-числяться различным образом:

• по проценту от продажной (отпускной) цены издательства;

• по фиксированной ставке за авторский лист.

В первом случае автор фактически кредитует издательство, получая деньги после реали-зации книги. Это отложенные выплаты и автор определенным образом рискует, поэтому теоретически сумма гонорара при полистной оплате должна быть ниже, чем при оплате в процентах.

Из самого механизма определения гонорара при полистной системе оплаты следует его зависимость от объема издания. Этот фактор влияет и на гонорар за графические работы, на редакционные и типографские расходы, если в основе их формирования лежит прин-цип оплаты за единицу объема - в авторских, издательских, печатных листах и пр. И при исчислении гонорара в процентах от реализации объем опосредованно влияет на сумму расходов, поскольку он является фактором трудоемкости и материалоемкости издания.

Без изменения объема авторского текста объем издания может быть изменен приемами художественного и технического оформления с соответствующими последствиями для экономики издания.

Число и вид иллюстраций также существенно влияют на себестоимость издания.

Тираж издания

Тираж, как характеристика объема производства, является важнейшим фактором в изда-тельском бизнесе, поскольку отражает величину расходуемых ресурсов, затрат факторов производства, произведенного продукта, спроса и предложения. Кроме того тираж позво-ляет понять деление затрат на постоянные и переменные.

Постоянные расходы остаются стабильными при изменении объема производства, соот-ветственно их объем в себестоимости единицы издательской продукции изменяется.

Переменные расходы - расходы, прямо относящиеся к каждой единице продукции, изме-няются пропорционально объему и в себестоимости единицы продукции их значение не меняется.

Постоянные расходы можно разделить на две части. Первая в основном определяется масштабами издательства. К ней относятся амортизационные отчисления, налог с имуще-ства, заработная плата персонала с начислениями. Изменить эти расходы в короткий срок практически невозможно. Вторая часть расходов - расходы на рекламу, повышение ква-лификации сотрудников, исследования и иные подобные цели - при необходимости мо-гут быть снижены.

Маржинальный доход

Можно использовать наряду с понятием «прибыль» понятие «маржинальный доход», ко-торый означает разность между выручкой и переменными расходами.

Расчет прибыли через маржинальный доход можно представить в виде таблицы:

Показатель Вариант издания

I II III

Тираж, тыс. экз. 5 10 20

Постоянные расходы, руб. 20000 20000 20000

Переменные расходы на 1 экз./руб. 10 10 10

Переменные расходы всего, руб. 50000 100000 200000

Цена 1 экз., руб. 15 15 15

Маржинальный доход на 1 экз./руб. 5 5 5

Маржинальный доход всего, руб. 25000 50000 10000

Прибыль (покрытие маржинальным доходом постоянных расходов), руб. +5000 +30000 +80000

Таким путем можно получить информацию о реальной прибыли, получаемой после по-крытия всех расходов издательства.

Показать полностью…
Похожие документы в приложении