Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
doc

Контрольная «Технологическая схема процесса воспроизведения оригинала» по Технологии обработки изобразительной информации (Макеева Т. А.)

Содержание

Введение 3 Задание 4

1. Выбор оборудования 5

2. Схемы технологических процессов 8

3. Изобразительные оригиналы 13

4. Фототехнические пленки 18

5. Типы фотоформ 22

6. Растрирование 29

7. Цветоотделение 44

Заключение 50 Список литературы 51

Введение Технологическая схема процесса воспроизведения оригинала зависит от вида изготавливаемой продукции. Поэтому в данной работе мы ознакомимся с основными видами полиграфический продукции и их спецификой. Также будут изучены основные элементы репродукционного процесса: системы обработки изображения, изобразительные оригиналы, фототехнические пленки, типы фотоформ. Для взаимосвязи указанных элементов мы выберем технологическую схему репродуктивного процесса воспроизведения оригинала с учетом последующих копировального и печатного процессов.

Задание Вид продукции – газета. Оригиналы иллюстраций и текста на прозрачной основе. Иллюстрации – тоновые черно-белые. Печать высокая с флексографских печатных форм.

1. Выбор оборудования

Высокая печать получила свое название благодаря тому, что печать изображения осуществляется с печатной формы, печатающие элементы которой приподняты над поверхностью пробельных элементов. Это - прямой метод печати, в котором чернила печатной формы наносятся непосредственно на материал. Высокая печать - один из самых первых процессов печати, который широко применялся до середины 20-го столетия. Но затем были изобретены более совершенные принципы печати, и высокая печать отошла на второй план. Флексография, которая является одной из усовершенствованных разновидностей высокой печати, занимает в этом ряду, в настоящее время, доминирующее положение.

При высокой печати используются густые чернила, к тому же, она хорошо подходит для рельефной печати. Система цилиндров наносит чернила только на приподнятые элементы печатной формы, не затрагивая пробельные элементы. Поэтому печатные формы высокой печати не требуют никакого увлажнения, во избежание попадания чернил на пробельные элементы. Это делает процесс простым и позволяет добиться стабильного качества печати во всем тираже. Тем не менее, такая печать не может соответствовать качеству более сложных процессов печати.

Все множество флексографских печатных машин можно разделить на пять групп: встраиваемые секции, секционные ярусные машины, планетарные машины, линейные секционные машины и комбинированные линейные секционные машины или агрегаты. Машины всех групп применяются для запечатывания различных упаковочных материалов (от тончайших синтетических пленок до толстого картона) и для печатания обоев, этикеток, книг, школьных тетрадей и других специальных изделий.

Расширение применения флексографской печати в области изготовления газет, несложных журналов и телефонных книг дает импульс дальнейшему совершенствованию этого способа и позволяет ему сравниться по значению с офсетной и глубокой печатью.

Мной предлагается следующие оборудование для воспроизведения заданного оригинала:

Печатная машина RK Perfect 520 » Машина печатная

RK Perfect самая скоростная и мощная машина фирмы, предназначенная для работы с большими и средними тиражами.

Особенности: Модульность построения;

Конструкция допускает сочетание печатных систем;

Офсетной, флексографской, трафаретной, высокой;

Автоматическая приводка красочного изображения;

Кассетные печатные аппараты переменного формата;

Возможность печати с лица и оборота;

Различные варианты отделки печатанной продукции;

Красочный аппарат офсетной секции содержит 16 валиков, включая 3 накатных и 3 растирочных;

Исполнение зубчатых передач возможно в дюймовой и метрической системах измерения;

Функции пульта управления включают управление рулонной зарядкой, включением/выключением натиска, скоростными параметрами машины.

RK Perfect 520 Технические характеристики

Количесво печатных секций: до 8 до 10;

Максимальный диаметр разматываемого рулона, (мм): 1270;

Максимальный диаметр наматываемого рулона, (мм): 1270;

Максимальная ширина рулона, (мм): 520;

Максимальная ширина печати, (мм): 510;

Обрабатываемые материалы, (г/м2): От 40 до 250;

Скорость работы, (м/мин):

- "рулон - рулон": 300;

- "рулон - фальц": 250;

- "рулон - лист": 250

Максимальная скорость, (м/мин): 350;

Формат печати, (мм): От 406 до 711;

Формат рубки листовой продукции, (мм): От 152 до 635.

2. Схемы технологических процессов

В соответствии с заданием к данной работе для данного вида продукции используем высокую печать с флексографских печатных форм.

Главным достоинством применения флексографии в газетном производстве, по сравнению с офсетной печатью, является отсутствие необходимости увлажнения печатной формы. Это позволяет упростить конструкции и снизить цены печатных машин, уменьшить выход макулатуры при начале работы, сократить время настройки машины, стабилизировать качество печати. Флексографская газетная печать характеризуется постоянным качеством печати всего тиража и высокой оптической плотностью красочного слоя. К тому же флексография дает возможность использовать экологически чистые печатные краски на водной основе, характеризующиеся малым временем закрепления. Эти краски не вызывают набухания фотополимерных пластин, что ведет к повышению тиражестойкости форм.

Сегодня доля флексографии на рынке газетной печати невысока и составляет лишь около 4%. В 2002 году в мировом газетном производстве находились в эксплуатации 2300 флексографских печатных секций. В США к этому времени эксплуатировались в общей сложности 1748 печатных секций. Самой крупной в мире газетной флексографской типографией является лондонская Harmsworth Quays Printing Ltd, в которой функционируют более 250 флексографских печатных секций. Эта типография, в частности, печатает известную газету Daily Mail. Материалы для флексографской газетной печати изготавливают известнейшие компании, например BASF Drucksysteme GmbH, поставляющая печатные краски и формные пластины.

Флексография - это основной процесс, который используется для печати на упаковочных материалах. Она используется для запечатывания гофроконтейнеров, картонных коробок, многослойных, бумажных и пластиковых пакетов, упаковок для молока и напитков. Также флексография применяется при производстве одноразовой посуды, этикеток, самоклеющихся материалов, конвертов, газет, оберток для конфет, упаковок для продуктов (1с..23).

Обзор процесса флексографии

В типичном флексографическом цикле печатная основа подается в печатную машину с помощью вала. Изображение печатается по мере того, как основа пропускается через серию позиций, или печатных единиц. Каждая печатная единица отвечает за один цвет. Как и с печатью гравюр или литографской печатью, разнообразные тона и оттенки достигаются совмещением 4 основных оттенков краски. Это фуксин, циан, желтый и черный. Фуксин представляет собой красные тона, а циан – голубые.

В процессе флексографической печати выделяют главные составляющие операции(1,с..23).:

• Подготовка изображения

• Изготовление печатных форм; формные процессы

• Печатание • Заключительный этап

Ниже представлена схема процесса флексографии:

Подготовка изображения.

Подготовка изображения включает в себя работу с графикой, рисунками и иллюстративным материалом, предоставляемых заказчиком. Изображения для печати создаются с помощью различного оборудования: фотокамеры, сканера, компьютерного программного обеспечения. Если используется фотокамера, то полученные снимки комбинируются вручную и размещаются на области печати. Этот процесс называется склеиванием. Если в наличии имеются отсканированные изображения, они обрабатываются на компьютере с помощью специального программного обеспечения. Пробный оттиск (коричневый) создается для проверки правильности расположения и точности. Когда используется сложный цвет, его проба передается заказчику для оценки и утверждения.

Изготовление флексографических печатных форм.

Флексографические печатные формы и формы высокой печати производятся с помощью одинаковых базовых технологий, с применением рельефных печатных элементов. Обе технологии основываются на использовании пластин с рельефными изображениями, которые вступают в контакт с материалом в процессе печатанья.

Флексографические пластины сделаны из гибкого материала, такого как пластик или резина, либо из чувствительного к ультрафиолету полимера (фотополимера), что позволяет прикреплять их к валику или цилиндру для нанесения краски. Существуют три основных метода создания флексографических пластин: фотомеханический, фотохимический и метод лазерных насечек.

Флексографические печатные машины.

Пять типов печатных машин, используемые в флексографии, это: стековая, цилиндр центрального оттиска, линейная, газетная, и предназначенная для 4-, 5-, либо 6-цветной коммерческой печати. Все пять типов печатных машин используют формный цилиндр, измерительный цилиндр или анилоксовый валик, который наносит краску на пластину и красочный резервуар. Некоторые печатные машины используют третий валик - дукторный вал, и, в некоторых случаях, скребок-лопатку - для улучшенного нанесения краски (2, с..32)..

Флексографические краски.

Флексографические краски очень похожи на упаковочные гравюрные типографские краски тем, что и те, и другие являются быстросохнущими и обладают низкой вязкостью. Краски предназначены для нанесения на неабсорбирующий материал и укрепляются после удаления растворителя. Растворитель удаляют с помощью нагрева. Не требуют нагрева только краски, укрепляющиеся под воздействием ультрафиолета.

Заключительный этап

После окончания процесса печати, печатный материал может быть снова задействован в нескольких операциях для подготовки к передаче заказчику. Заключительный этап может включать в себя такие операции как покрытие, резка, фальцовка и связывание.

3. Изобразительные оригиналы

Оригиналы издательские, предназначенные для полиграфического репродуцирования в газетном производстве (далее оригинал), подразделяются на следующие виды (3, с..23).:

а) оригиналы текстовые:

1) на непрозрачной основе;

2) на прозрачной основе;

б) оригиналы изобразительные:

1) штриховые черно-белые на непрозрачной основе;

2) полутоновые черно-белые на непрозрачной основе;

3) штриховые и полутоновые цветные на непрозрачной основе;

4) штриховые и полутоновые цветные на прозрачной основе;

в) оригиналы газетной полосы для черно-белых газет на непрозрачной основе -на прозрачной основе;

г) комплект цветоделенных оригиналов на прозрачной основе для многокрасочных газет.

Технические требования к оригиналам текстовым и изобразительным

На оригиналах не должно быть дефектов, мешающих воспроизведению изображения и (или) искажающих его: царапин, пятен, проколов, посторонних надписей, загибов, загрязнений и др.

Оригинал должен быть плоским и иметь гладкую поверхность.

Краска или тонер на оригиналах должны быть хорошо закреплены и не смазываться при обращении с ними.

Насыщенность штриховых элементов изображения, в том числе текста, должна быть равномерной по всей площади оригинала. Пробелы на текстовых, штриховых и растровых оригиналах должен быть чистыми. Края штрихов и растровых точек должны быть четкими.

Основные сюжетно-важные детали изображения должны быть визуально резкими, достаточно контрастными и находиться преимущественно в области светлых и средних тонов.

Формат оригинала газетной полосы, выполненного в масштабе 100%, должен быть согласован с типографией с учетом возможностей формного и печатного оборудования. Формат газетной полосы рекомендуется не более 388x551 мм (21 1/2 Х 30 1/2 кв.) для формата А2 и не более 262x388 мм (14 1/2 Х 21 1/2 кв.) для формата A3 (4, с..12)..

К оригиналам, которые монтируют в единую композицию в условиях типографии, следует прилагать макет, на котором должно быть указано точное расположение всех частей сборного оригинала.

Оригинал, в который должны быть внесены какие-либо дополнения (текст, растровый фон и др.), должен сопровождаться калькой, на которой указано расположение дополнений, а также параметр текста и растрового фона. Оригинал и калька должны иметь приводочные метки.

Оригиналы на непрозрачной основе должны быть изготовлены на одной стороне бумажного листа. Надписи на оборотной стороне непрозрачных оригиналов (написанные или сделанные при помощи штампа) не должны быть заметны на лицевой стороне.

Фотооригиналы не должны иметь заметную зернистость или другую постороннюю непредусмотренную издательством структуру (с учетом масштаба воспроизведения).

В случае применения издательством электронных редакционно-издательских систем для формирования газетного материала на магнитных и оптических носителях (дискетах, лазерных дисках и др.) формат данных, передаваемых им, должен быть совместим с форматом данных пакетов прикладных программ, используемых в типографии.

Оригинал каждой газетной полосы должен содержать наименование газеты, дату выпуска и номер страниц, кроме первой.

Оригиналы текстовые должны быть изготовлены в соответствии с гигиеническими требованиями ОСТ 29.125, техническими правилами набора

Требования к оригиналам газетной полосы на прозрачной основе для черно-белых газет.

Оригинал газетной полосы на прозрачной основе (далее ОГПП) может содержать текст, заголовки, растровые и штриховые иллюстрации, элементы оформления.

ОГПП может быть в виде (2,с..14).:

а) диапозитива или негатива целой (на одном листе пленки) полосы с текстом, иллюстрациями и элементами оформления;

б) диапозитива целой текстовой полосы без иллюстраций, для которых оставлены окна;

в) монтажа полосы из диапозитивов текста, иллюстраций и элементов оформления;

г) монтажа полосы из текстовых диапозитивов с окнами, оставленными для иллюстраций.

Размер ОГПП, блоков текста и иллюстраций и их расположение должны соответствовать размеру, указанному в редакционном макете.

Толщина пленки для изготовления целых ОГПП, пленки-основы и пленки отдельных элементов полосы для монтажа ОГПП должна быть от 0,10 мм до 0,12 мм.

Отдельные элементы монтажа полосы должны быть прочно приклеены к пленке-основе и ровно прилегать к ней. Края наклеек должны быть чистыми.

Ширина штрихов знаков шрифта и штриховых изображений должна быть не менее 0,07 мм, расстояние между штрихами изображения должно быть не менее 0,15 мм.

Неравномерность оптической плотности крупных черных участков в пределах одного ОГПП и комплекта одного выпуска газет не должна превышать 0,3.

Оригинал на прозрачной основе вкладывают в конверт, на котором должен иметь сопроводительный ярлык или надпись (штамп) на обороте с указанием названия и номера газеты, даты ее выхода, номера полосы. Для оригинала изобразительного следует дополнительно указать масштаб и режим репродуцирования.

На конверте для изобразительного оригинала дополнительно должен быть приклеен черно-белый позитивный отпечаток.

Оригинал газетной полосы должен иметь копию в виде отпечатка на бумаге, подписанную редакцией "в печать".

рис 2.1. Схема организации технологического процесса обработки оригиналов, сбора и верстки

4. Фототехнические пленки

Несмотря на развитие технологии CtP, большинство флексографских форм производятся по традиционной аналоговой технологии, включающей стадию экспонирования пластины через негативную фотоформу. Для изготовления фотоформ используются специальные фототехнические репродукционные пленки.

Структура фототехнической пленки

Фототехнические репродукционные пленки имеют достаточно сложную структуру, включающую следующие слои (1, с..41).:

- основу из лавсана (PET). Обычно толщина лавсанового слоя составляет 100 или 175 микрон;

- эмульсионный слой , содержащий светочувствительные кристаллы галогенида серебра. Именно в толще эмульсионного слоя формируется изображение. Толщина эмульсионного слоя с защитным покрытием — около 4 микрон;

- противоореольный слой , содержащий частицы размером менее 2-х микрон, которые уменьшают риск появления колец Ньютона. Толщина противоореольного слоя — около 3-х микрон;

- вспомогательные (адгезионные) слои , обеспечивающие прочное соединение лавсановой основы с эмульсионным и противоореольным слоями;

- защитные слои , снижающие риск повреждения эмульсионного и противоореольного слоев.

Прозрачная или матовая?

В настоящее время на полиграфическом рынке предлагаются два типа фототехнических пленок: прозрачные и матовые. Единственным отличием матовой пленки является наличие в ее структуре дополнительного защитного слоя, содержащего матирующие частицы размером до 7 микрон. Матирующий слой имеет свойство рассеивать свет, поэтому результаты экспонирования прозрачной и матовой пленок будут немного отличаться друг от друга. Внешний вид матовой пленки во многом определяется количеством использованных матирующих добавок и размером использованных частиц.

В производстве флексографских форм рекомендуется использовать матовые пленки. Это связано с тем, что при подготовке к основному экспонированию матовый слой позволяет полностью удалить присутствующий между фотоформой и фотополимерной пластиной воздух, обеспечивая их хороший контакт. При использовании для изготовления фотоформ прозрачной пленки, практически неизбежно образование воздушных пузырей между негативом и пластиной, что ведет к целому ряду дефектов изображения на форме.

Пленки с «мягкой» и «жесткой» точками

Еще одной важной характеристикой фототехнических репродукционных пленок является резкость воспроизводимых на них точек. В зависимости от нее применяемые в полиграфии пленки принято делить на два типа (6, с..11).:

- пленки с «мягкой» точкой, в которых реализован процесс rapid access;

- пленки с «жесткой» точкой.

При применении пленок первого типа к процессам экспонирования и проявки предъявляются менее строгие требования: пленки rapid access менее чувствительны к изменению времени экспонирования и колебаниям температуры проявки, чем пленки с «жесткой» точкой. Главным достоинством пленок с «жесткой» точкой является высокая резкость изображения на них. Четкость точек на этих пленках способствует снижению оптического растискивания в процессе экспонирования фотополимерной пластины через фотоформу.

Итак, рассмотрев характеристики фототехнических пленок используемых для флексографских форм мы остановим свой выбор на фотопленке из серии Kodak Gen 5 Film . Фототехническая пленка Kodak Gen 5 GRD Film предназначена для фотовыводных устройств с гелий-неоновым (HN) лазером или с красным лазерным диодом (RLD). Весь этот диапазон занимает область спектральной чувствительности 633-670 нм и называется видимым красным лазером. В частности, данную пленку могут использовать следующие устройства: Agfa Accuset, Avantra, Selectset; Crosfield Celix; ECRM VRL 30, 36, 45; Esher Grad 2000, 8000, 9000; Heidelberg Linotronic, Hercules, Quasar, Primesetter; Scitex Dolev; Screen Katana; Monotype Appolo; Scanica; Prepress Solutions; Scangraphics Apollo; SG; Ultre Vision 300, 400 и много других. Толщина пленки GRD - 0.10мм. Матированные версии этой пленки для копирования на фотополимерные (флексографские) пластины называются GRDM (толщиной 0.10мм) и GR7M (соответственно, толщиной 0.18мм). Для обработки этой пленки используются любые проявители типа "Рапид Аксесс" (Rapid Access). В частности, мы предлагаем проявители Kodak RA серии 2000 и фиксажи Kodak RA серии 3000.

5. Типы фотоформ

Наиболее известны и доступны специальные требования по подготовке фотоформ. Их довольно много, и для реализации части из них необходимы либо специальные опционы, либо соответствующие функциональности “по умолчанию”. Перечислим наиболее существенные (1, с..45). .

1. В подавляющем большинстве случаев процесс изготовления печатных форм во флексографии требует негативного изображения (в отличие от позитива в современном офсете).

2. Изображение должно читаться со стороны эмульсии (опять-таки в противоположность формному процессу для офсета).

И того, и другого можно добиться, выбрав соответствующие установки в растровом процессоре или программе верстки. Чуть сложнее добиться реализации следующего пункта.

3. Экспозиция в процессе изготовления печатных форм для флексографии ощутимо больше, чем для офсетных форм, и требует более высокой оптической плотности экспонированных участков фотоформы. Если для офсетной печати 4,0D является более чем достаточным, а для реального копирования хватает и 3,5D, флексографский процесс требует 4,2–4,7D для нормального переноса изображения на печатную форму. Хотя практически любое высококачественное устройство экспонирования фотоформ способно обеспечить такие плотности, далеко не все репроцентры настраивают свое оборудование таким образом. Если вы выводите формы в репроцентре, работающем только под офсетную печать, параметры экспонирования и проявления скорее всего удерживаются так, чтобы плотность экспонированной пленки была в пределах 3,8–4,2D, что может оказаться недостаточным для флексографии. Поэтому, до вывода фотоформ, убедитесь в способности оборудования (и готовности персонала, соответственно) вывести формы на повышенной плотности без ущерба линейности, фокусировке, и т. д. Не исключено, что именно по этой причине вам придется поменять базу вывода.

4. Один из наиболее острых вопросов при выводе фотоформ для флексографии - углы поворота растра. Традиционно в офсетном процессе используются углы растровых решеток 0, 45, 15 и 75 градусов. Однако в отличие от офсетного процесса, где краскоперенос осуществляется гладкими обрезиненными валиками, во флексографской печатной машине краска на форму подается с помощью специального вала, называемого “анилокс”, поверхность которого сама имеет структуру, подобную растровой. Некоторые анилоксовые валы имеют угол “растра” 60 градусов, что не создает никаких проблем при использовании обычных, “офсетных” углов поворота растра на фотоформах. Но чаще используется анилокс с углом решетки 45 градусов - в этом случае между растром фотоформы и структурой анилокса возникает интерференция, порождающая на оттиске заметный муаровый рисунок. Чтобы избежать такой неприятности, растровую структуру всех фотоформ принято сдвигать на 7,5 градусов, то есть использовать углы 7,5; 37,5; 67,5 и 82,5 градусов. В целом такой поворот нежелателен, поскольку сближает линиатуру “желтой” фотоформы с остальными и приводит к более заметной растровой розетке. Поэтому до вывода фотоформ поинтересуйтесь у технолога печатного участка, какой анилокс будет использован - для анилокса с углом 60 градусов вполне пригодны (можно, пожалуй, сказать предпочтительны) стандартные углы растра.

Если все-таки необходимы “сдвинутые” углы - придется познакомиться с функциональными возможностями растрового процессора. Harlequin уже давно умеет растрировать с произвольными углами и линиатурами. У Scitex наборы углов фиксированные, но “флексографские” углы предусмотрены по умолчанию. Растровый процессор от Adobe имеет достаточно серьезные ограничения в выборе углов - вполне возможно, что придется отредактировать PPD-файл или столкнуться с жестким лимитом на линиатуру и форму точки. Наконец, Agfa или Delta-RIP от Linotype-Hell требуют соответствующих опционов за дополнительные деньги.

5. Дисторсия. В отличие от тонкой и достаточно жесткой формной пластины в офсетной печати, печатная форма для флексопечати достаточно толстая (более 1 мм) и эластичная. При наклеивании на формный цилиндр (достаточно малого диаметра) рабочая, внешняя поверхность формы удлиняется вдоль дуги окружности цилиндра, поскольку за счет значительной толщины формы имеет больший радиус, чем сам цилиндр. Это явление и обозначают термином “дисторсия”. Для ее компенсации изображение на фотоформе необходимо отмасштабировать (сжать) вдоль одной из осей с некоторым заранее известным коэффициентом, зависящим от толщины формы и диаметра формного цилиндра. Изменяется масштаб вдоль оси изображения, соответствующей направлению движения бумаги - в дальнейшем будем считать эту ось “вертикальной” осью изображения. Коэффициенты масштабирования (коэффициенты дисторсии) обычно приводятся в руководстве по эксплуатации печатной машины.

К сожалению, большинство популярных программ верстки не допускает различных масштабов вывода по вертикали и горизонтали. Однако способы учета дисторсии все-таки существуют.

Наиболее реальная возможность - установить разные масштабы по вертикали и горизонтали средствами растрового процессора (большинство “универсальных” RIP, типа Harlequin, имеют такую возможность по умолчанию, для Agfa требуется “флексо-опцион”, для некоторых специализированных RIP такая возможность не предусмотрена вообще). Можно приобрести расширение к программе верстки, позволяющее поставить разные масштабы по осям (а заодно и произвольные углы и многое другое). Такое средство делает пользователя полностью независимым от растрового процессора, но требует определенных капиталовложений. Наконец, отдельные умельцы просто масштабируют всю верстку с требуемым коэффициентом - непосредственно перед выводом, или еще в процессе верстки. Что же, если денег нет, хорошего RIPа нет, а времени много...

Отдельный разговор о деформации самой растровой точки за счет эффекта дисторсии. С позиции чистой математики, размер растровой точки по вертикали должен был бы измениться с тем же самым коэффициентом, что и все изображение. Здравый смысл подсказывает, что печатные элементы при изгибе формы скорее раздвинутся, подобно иголкам свернувшегося ежа, нежели растянутся. В действительности размеры растровой точки, конечно, искажаются, но с переменным коэффициентом, зависящим от линиатуры и размера растровой точки (чем ближе к 100%, тем точнее дисторсия печатного элемента совпадает с дисторсией изображения в целом). Как учитывается этот эффект разными флексо-опционами и расширениями для растровых процессоров (больше такой эффект нигде учесть нельзя), и учитывается ли вообще, понять достаточно сложно. А если принять во внимание малую величину искажения (типичная дисторсия составляет 93–95%) и дискретное формирование растровой точки, становится не очень понятной сама возможность и целесообразность такой компенсации. Во всяком случае, автору не встречались сколько-нибудь доходчивые разъяснения по поводу дисторсии растровой точки и последствий ее учета или неучета.

6. Форма растровой точки. Вообще говоря, никаких специальных требований к форме растровой точки флексографская печать не предъявляет, хотя большинство руководств настоятельно рекомендуют круглую точку. Другое дело, что специфика печатного процесса обостряет ряд эффектов, в офсете проходящих практически незамеченными. В первую очередь, это касается “честной” круглой или овальной точки, дающих в тенях пробельный элемент в форме четырехконечной звезды. Благодаря большому растискиванию при флексографии такие тени будут просто залиты в плашку (подробнее мы вернемся к эффектам растискивания в разделе, посвященном тонопередаче). Еще один неприятный эффект - резкий скачок размера растровой точки на оттиске в полутонах (midtone jump), возникающий в момент “смыкания” краев соседних печатных элементов.

Идеального решения для любых линиатур и материалов не существует. Хорошие результаты для флексопечати дают разного рода композитные точки, круглые в светах, обратные круглые в тенях и квадратные или ромбовидные в полутонах. В отдельных случаях эффект разрыва удается смягчить, сдвигая его в теневую область с помощью овальной в полутонах растровой точки, резко переходящей в ромб и обратный эллипс в районе 70–80%. В любом случае, на лучшие результаты могут рассчитывать пользователи растровых процессоров с наиболее широким спектром форм растровых точек - естественно, после приобретения соответствующего опыта.

Линиатура растра при выводе форм для флексографской печати может колебаться в очень широких пределах. В зависимости от конкретной модели печатной машины и вида материала максимально допустимой может оказаться линиатура 60 lpi или даже 150 lpi. Принципиальное ограничение “сверху” накладывает линиатура анилоксового вала, которая должна в 4–5, а то и более раз превосходить линиатуру растра печатных форм. Уменьшение линиатуры, очевидно, приводит к более заметному растру, растровой розетке и усилению эффектов “разрыва цвета” в светах и полутонах. Повышение линиатуры вызывает резкое увеличение растискивания и понижение контраста в тенях до их полного “склеивания”. Кроме того, при работе на тонких невпитывающих материалах (фольга, полимерные пленки) допустимы более высокие линиатуры, чем для рыхлой бумаги и плотного картона. Не имея соответствующего опыта, видимо, трудно будет обойтись без консультации технолога или помощи “старших товарищей” (2, с..32).

Перечисленные особенности касались собственно изготовления фотоформ - безотносительно к тому, что на них изображено. Ряд специальных требований связан и с самим оформлением макета “полосы” для печати на флексографских машинах.

На выставке drupa 2004 компания BASF представила новую фотополимерную пластину для флексографской газетной печати nyloflex N36. Эта пластина на гибкой стальной основе толщиной 170 мкм характеризуется хорошей гибкостью и высокой прочностью. Фотополимер соединяется со стальной основой с помощью специального адгезива. Фотополимерный слой толщиной 350 мкм имеет высокую светочувствительность, что обеспечивает малое время экспонирования. Неэкспонированный фотополимер вымывается растворителем.

Компания BASF поставляет формное оборудование, которое обеспечивает изготовление 120 форм в час. При его использовании процесс изготовления форм включает следующие этапы:

• предварительное экспонирование всей пластины в течение нескольких секунд;

• основное экспонирование пластины через негативную фотоформу в течение примерно 2 мин;

• обработка экспонированной пластины в автоматической линии, включающей станции промывки, сушки и финишинга. Пластины транспортируются через технологические модули линии на одинаковом расстоянии одна от другой со скоростью 600 мм/мин. Параметры обработки автоматически контролируются системой SPS (speicherprogrammierbare Steuerung);

• формовка (загибка) кантов.

В секции вымывания для удаления неэкспонированного полимера используется новое промывочное средство nylosolv A, разработанное на базе извест- ного средства nylosolv II. Пластины вымываются до металлической основы. Твердость печатающих элементов составляет 90 единиц по Шору (шкала А). При линиатуре 32 лин./см на пластине воспроизводятся растровые точки с относительной площадью 3%. Хорошо воспроизводятся негативные и позитивные отдельно стоящие линии толщиной 100 мкм, а также шрифты размером 4 пункта и более.

Для обеспечения точной приводки красок применяется штифтовая система. При монтаже формы на цилиндр под нее устанавливается компрессионная подложка, служащая для компенсации отклонений толщины печатной формы и запечатываемого материала. Тиражестойкость печатной формы может достигать нескольких десятков миллионов оттисков.

Компания BASF поставляет и флексографские газетные краски Aquanews, отличающиеся хорошей совместимостью со всеми видами газетных бумаг, яркостью и высокой кроющей способностью. Краски Aquanews позволяют печатать при скорости движения полотна до 13 м/с и обеспечивают простоту обслуживания и чистки печатных машин.

6. Растрирование

При помощи растра полутона изображения преобразуются в однотонные элементы печатной формы: точки, линии, иные фигуры, превращая это изображение в микроштриховое, дискретное. Необходимость применения растра вызвана тем обстоятельством, что печатающие элементы форм, как правило, не могут передавать полутона изображения, отдавая запечатываемому материалу одинаковое количество краски. Стремление передавать в печати полутона и вызвало появление растра еще в прошлом веке. Сначала это были стеклянные проекционные растры. Их прозрачная поверхность с зачерненными непрозрачными линиями разбивала изображение на отдельные элементы, а использование высококонтрастных фотослоев обеспечивало получение растровых точек такого же контраста.

В печати полутона изображения воспроизводятся за счет разных размеров точек: на светлых участках они меньше, а по мере перемещения к темным полутонам и теням постепенно увеличивают свои размеры.

Рис. 5.1. Различные типы муара при классическом растрировании.

Эти растры, которые получили позднее (когда появились другие типы) название амплитудно-модулированных (АМ-растр), характеризуются постоянством расстояния между центрами растровых точек в пределах определенной линиатуры (числа линий на единицу длины), а также рядом других характеристик (3, с..23)..

С появлением растров возникли также и проблемы воспроизведения градационной характеристики полутонового оригинала. Дело в том, что в зависимости от условий съемки, свойств фотоматериала, обработки негатива и некоторых других факторов растрирования градация оригинала существенно изменяется, и регулировать ее достаточно сложно.

На следующем этапе развития растров появились контактные растры, в характеристики которых были заложены некоторые свойства будущего негатива.

Рис. 5.2. Розетка из растровых точек классического растра

Для амплитудно-модулированных растров с периодической структурой характерна возможность появления такого неприятного явления, как муар в виде периодически появляющихся полос или пятен. Они возникают при наложении нескольких растровых изображений в многокрасочной печати. Надо ли особо говорить о том, что муар является серьезным дефектом.

Однако за неимением лучшего АМ-растры благополучно существуют в полиграфической промышленности уже более 100 лет (они появились в 1890 г.)

Метод амплитудно-модулированного растрирования состоит в том, что находящиеся на одинаковом расстоянии одна от другой растровые точки варьируются размерами. Чем больше точки, тем больше краски появится в этой части оттиска и тем она будет насыщеннее. Этот метод используется, главным образом, в таких традиционных способах, как офсетная, высокая, трафаретная и флексографская печать (3, с..15)..

Электростатические и струйные принтеры, напротив, печатают точками одинаковых размеров. Здесь чаще применяется частотно-модулированное растрирование (ЧМ-растр), которое обеспечивает лучшее воспроизведение деталей изображения в светах и исключает появление муара.

ЧМ-растр обеспечивает различное заполнение площадей изображения растровыми точками не за счет изменения их размеров, а за счет печати большего количества точек одинаковых размеров на единицу площади. Расчеты этого количества и размещение точек на репродукции могут быть выполнены различными способами. Это может быть случайное (стохастическое) их расположение (основанное на законах теории вероятности) или в форме фиксированного размещения точек. Хорошие цифровые печатные системы поддерживают как АМ-, так и ЧМ-растрирование. Однако в большинстве случаев используется все-таки ЧМ-растр.

Гигантский скачок в развитии полиграфии в последние десятилетия дал возможность по-новому посмотреть на растры и их использование в репродукционном процессе. Развитие технических возможностей привело, в конце концов, к появлению ЧМ-растров на новой основе. Здесь, в противоположность АМ-растрированию, размеры растровых точек одинаковы на всей площади изображения, но частота их размещения различна: на светлых участках растровых элементов (точек) будет меньше, а расстояния между ними больше. Постепенно, в сторону движения к темным полутонам и теням, скопления точек увеличиваются, а расстояния между ними уменьшаются. Для получения таких растровых структур, в отличие от АМ-растров, фотомеханические способы оказались бессильны, и здесь на помощь пришли электронные методы. С появлением растровых процессоров появились возможности генерирования частотно-модулированных изображений, и ряд фирм создал свои собственные технологии, которые должны были устранить недостатки, прежде всего градационной передачи полутоновых изображений (1, с..33).

Электронные технологии оказались способны генерировать растровые структуры со случайным (стохастическим) распределением растровых элементов. Стохастический растр в определенной степени является ЧМ-растром — за тем исключением, что здесь как форма, так и размеры растровых элементов носят случайный характер.

ЧМ-, в том числе стохастические растры, решают ряд проблем прежних растровых систем: повышается гладкость и равномерность изображений, улучшается градационная передача и, что также очень важно, резко сокращается возможность появления видимого муара.

В настоящее время специалистам хорошо известны несколько частотно-модулированных и стохастических в полном смысле этого термина технологий растрирования, которые заложены в растровые процессоры фирм-создателей выводного оборудования.

Рассмотрим кратко основные характеристики растровых систем ведущих фирм.

CristalRaster Под таким названием фирма AGFA выпустила первую PostScript-технологию стохастического растрирования. В CristalRaster генерируются микроточки одного размера, случайным образом расположенные на каждой цветоделенной фотоформе. Работая с языком PostScript, CristalRaster воспроизводит компьютерный файл изображения.

Рис. 5.3. 25-процентные растровые точки обычного растра (20-кратное увеличение)

По мнению изготовителя, CristalRaster обеспечивает полное отсутствие муара (даже при шестикрасочном цветоделении по способу Hexacrome), облегчает приводку красок при печати за счет отсутствия углов поворота растра. Кроме того, снижается риск искажения цветов за счет равномерного распределения более мелких, чем в регулярных растрах, точек.

Рис. 5.4. 25-процентные точки, полученные по технологии CristalRaster (20-кратное увеличение)

Для стандартного офсета CristalRaster дает точки размером 21–31 мкм при разрешении 1800–2400 dpi. Для флексографии и трафаретной печати специально разработана особая версия CristalRaster с точками размером 40, 60 и 80 мкм при разрешении 1200 dpi.

ЧМ-технологии фирмы Barco

Бельгийская фирма Barco создала интересную ЧМ-технологию для офсетной и флексографской печати Monet Screens. Эта технология, в отличие от технологий стохастического растрирования других фирм, основана на таком построении растровых точек, которое не базируется ни на отдельных, ни на нескольких объединенных экспонируемых точках. Пользователь может выбирать любые размеры растровых точек от 10 до 70 мкм. При этом выбор не связан непосредственно с разрешением экспонирующего устройства. Благодаря этому растры Monet Screens могут быть согласованы с особыми требованиями печатных машин или с особенностями выполнения отдельного заказа. В результате можно избежать потерь деталей изображения или неравномерного воспроизведения при печати больших однотонных площадей из-за слишком маленьких размеров растровых точек.

Растровые точки в способе Monet формируются по принципу случайного распределения. Однако в действительности размещение растровых точек осуществляется по очень точному расчетному алгоритму, при котором устраняются грубозернистые структуры, шумы изображения и помехи в виде узоров. Техника Monet Screens обеспечивает столь же хорошие результаты, как и другие ЧМ-растры. Однако, в связи с получением более крупных точек, изображение проще печатать, особенно флексографским способом. Крупные точки меньше растискиваются по сравнению с точками, полученными другими способами растрирования.

Рис.5.5. Первый алгоритм Monet Screens: размер точек одинаков, его выбирает пользователь.Плотность меняется за счет числа точек

При технологии Monet Screens в зависимости от тоновых значений участков изображения модулируются как распределение и позиционирование растровых точек, так и их размеры. Размеры точек варьируются примерно на 50%. Такое их построение ведет, по разъяснению фирмы Barco, к улучшению тонового охвата и резкости печатного изображения.

С растрами Monet Screens изображения быстро обрабатываются растровым процессором фотонаборного автомата. При этом скорость обработки практически не отличается, по данным фирмы, от обычных автотипных растров Barco Classic Screens. Растры Monet и Classic Screens можно комбинировать в одной работе.

Растры Monet Screens появились в офсетной печати в апреле 1994 г. Успешно проведенные испытания подтвердили их преимущества: более высокая резкость, отсутствие розеточных структур и цветовых отклонений вследствие незначительного несовмещения красок. Испытания показали, что Monet Screens менее, чем обычные растры, чувствительны к колебаниям подачи краски. Этот эффект может совместно с большими допусками на совмещение помочь сократить время приладки.

Рис. 5.6. Второй алгоритм Monet Screens: точки в тенях крупнее, чем в светах.

Такая струтура точек особенно важна для способов печати с высоким растискиванием, например, флексографии.

В тесной кооперации с английским предприятием MCG Graphics Ltd., специализирующемся на допечатных процессах для флексографии, растры Monet Screens были усовершенствованы для применения во флексографской печати. Специалистов сразу привлек целый ряд достоинств новой растровой системы. При обычных для флексографской печати линиатурах практически исчез розеточный муар. Стало возможным комбинировать более четырех цветоделенных изображений. Муар, обусловленный анилоксовыми валиками, перестал проявлять себя. Стало возможным формировать плавные тоновые переходы в светах почти до 0%. Растровые изображения даже без специальной корректуры стали давать хорошие результаты, увеличился цветовой охват.

Дальнейшее совершенствование техники растрирования для флексографии позволило фирме Barco создать новую систему Samba, представляющую комбинацию стохастической и классической технологий растрирования. Растры Samba специально предназначены для флексографской и трафаретной растровой печати.

Эксперименты с классическими растрами и растрами Monet выявили, что обе эти технологии имеют свои достоинства и недостатки применительно к флексографскому и трафаретному способам печати. Классические растры хороши для проработки средних тонов, так как растискивание точек в этом случае меньше, чем у стохастических растров, а математически точное расположение точек гарантирует получение чистого, равномерного изображения. Растры же Monet дают очень хорошие результаты в высоких светах, где оптимальное расположение точек и подбор их минимальных размеров обеспечивают точное соответствие растра анилоксовому валу. Исключается появление растровой розетки и повышается четкость изображения.

Рис.5. 7. Частотно-модулированный и стохастический растры от Barco

Комбинация стохастического и классического растров используется уже давно, но значительные различия обеих технологий существенно затрудняют достижение равномерных переходов между стохастикой в высоких светах и классическими растрами в средних тонах. Иногда одни части изображения печатают со стохастическими растрами, другие — с классическими. Однако это требует выполнения точных операций маскирования. С помощью растров Samba фирма Barco Graphics решает эту проблему.

Samba начинает обработку изображения как истинный стохастический растр с выбираемыми размерами точек, что обеспечивает их соответствие анилоксовому валу. В области 50-процентных тонов формируется истинный классический растр со своими углами поворота и линиатурами, что позволяет избежать муара, присущего классическим растрам. Между этими областями растр плавно переходит от стохастических к классическим узорам. Затем точки увеличиваются дальше, следуя увеличивающимся плотностям.

Улучшение воспроизведения объясняется не только использованием стохастического и классического расположения растровых точек, но и большим набором промежуточных выриантов. Нет резкой границы между областями с заведомо несовместимыми классическим и стохастическим растрами: Samba обеспечивает плавные переходы с постоянно возрастающим числом классических признаков и уменьшающимся стохастических и наоборот. В высоких светах узоры растровых точек не следуют классическим признакам, в области 25-процентных тонов размещение точек приближается к классической схеме, но расстояния между их центрами базируются на стохастическом принципе. И, наконец, 50-процентные точки полностью соответствуют классической сетке.

Растискивание точек здесь имеет свои особенности. График на рис.5. 8 показывает преимущества растров Samba по сравнению с растрами Monet и классическими растрами. Меньшее растискивание точек, чем при работе с классическими растрами, больше всего выражено в области высоких светов (менее 15%), и в меньшей степени — на теневых участках (больше 85%). Важно отметить тот факт, что при классическом растрировании невозможно воспроизвести в печати плотности ниже 10%. По сравнению с растрами Monet наблюдается очень малое растискивание точек в средних тонах, близкое к показателям растискивания для классических растров.

Рис. 5.8. Графики растискивания для разных типов растра

Реальным преимуществом растров Samba фирма Barco считает то, что они обеспечивают высокую стабильность при флексографской печати. Типичные проблемы стабильности во флексографии:

• Точки в высоких светах иногда не пропечатываются или пропечатываются с трудом в зависимости от характеристик анилоксового вала и давления при печати.

Растр Samba гарантирует воспроизведение растровых точек минимальных размеров и устраняет непредсказуемое их поведение при попадании в ячейки анилоксового вала.

• Растискивание точек в средних тонах, особенно при стохастических растрах, меняется.

Растры Samba обеспечивают гораздо меньшее растискивание растровых точек по сравнению со стохастическими растрами, и само растискивание здесь более предсказуемо.

• Теневые участки имеют тенденцию к заливанию.

Вследствие частотной модуляции в теневых участках заливание здесь будет меньше, чем при использовании классических или стохастических растров.

Samba обеспечивает ряд преимуществ и для трафаретного способа печати. Обычной проблемой здесь является сложность воспроизведения мелких деталей и опасность заливания теневых областей. При использовании обычных растров всегда будет иметь место такой их процент, при котором точки не пропечатываются. В результате тоновая шкала ограничена областью 10–90% со всеми последствиями для качества печати. Ранее было доказано, что этот эффект можно преодолеть, используя стохастические растры (такие как Monet) с достаточно крупными растровыми точками. Однако оказалось, что стохастические растры также имеют свои недостатки, главным образом, увеличенное растискивание точек и эффект зернистости (когда используются крупноячеистые сетки). Используя растры Samba, представляется возможным формировать в высоких светах такие же точки, как в стохастических растрах, но без их недостатков в средних тонах.

Что касается формы точек и углов поворота растра, то здесь учтены особенности способов печати. Общепринятой для флексографии является круглая точка, а установленные углы являются стандартными для флексографии: 7,5; 22,5; 37,5; 52,50; 67,50; 82,5 градусов.

Эти углы также рекомендуются для трафаретной печати. Как и в случае с классическими растрами, линиатуры и углы позволяют предотвратить все виды муара между тремя наиболее распространенными красками.

Растры Samba генерируются в растровом процессоре Barco Graphics FastRip как особая форма растровых точек.

Принцип стохастического растрирования

Идея стохастического растрирования состоит в том, чтобы разбить традиционную точку на множество мелких элементов. Схема работы представлена на рис. 5.9.. Так можно ликвидировать проблемы, связанные с формированием розетки, образованием муара, достичь более плавного градационного перехода, а также получить ряд других преимуществ.

Рис. 5.9. Использование фиксированного разбиения растровой точки на отдельные части приводит к образованию дополнительного нежелательного рисунка. Для компенсации используется случайная генерация положений пятен лазерного луча внутри растровой ячейки. На рис. 5.10 показано несколько растровых точек с одинаковым значением оптической плотности, но с разным расположением пятен лазерного луча. Следует помнить, что все рисунки на самом деле не являются образцами реального стохастического растрирования, а лишь иллюстрируют идеи, заложенные в его принцип.

Рис. 5.10 Если посмотреть на рис. 5.9, то становится понятно, что при использовании пятен лазерного луча малого — 7–10 мкм — диаметра (а именно это необходимо для обеспечения плавных переходов полутонов в высококачественных изображениях) их воспроизведение обычной полиграфией становится невозможным (граничные значения воспроизводимости в традиционной полиграфии находятся в пределах 15–18 мкм). Располагать пятна лазерного луча обособленно друг от друга бессмысленно: они не воспроизведутся. Поэтому решено было располагать несколько пятен лазерного луча вплотную друг к другу, чтобы они образовали точку, которая воспроизводится полиграфическим способом. Однако это не очень простая задача. Необходимо внести такие элементы в алгоритм случайного построения положений пятна лазерного луча, чтобы, с одной стороны образовались отдельно стоящие точки воспроизводимого размера, а с другой стороны, они не разрастались бы существенно больше требуемой величины. Такие отдельно стоящие точки, состоящие из нескольких пятен, получили название микроточек (в англоязычной литературе microdots). Микроточки стремятся делать приблизительно одинакового размера, чтобы они воспроизводились, но были минимально возможного размера. Это позволит не создавать дополнительные шумы, муар или видимые глазом структуры. На рис. 5.11 показано несколько растровых точек с микроточками. Обратите внимание, что в тенях получают негативные (белые) микроточки на черном фоне.

Рис. 5.11

Поскольку микроточки формируются при помощи генератора случайных чисел, то возможно возникновение существенных неравномерностей при расположении микроточек по площади растровой ячейки. Для обеспечения равномерности существует специальный фильтрующий алгоритм, который отбирает из всей массы полученных растровых точек «бракованные» и не допускает их попадания на фотоформу. Подробности — на рис. 5.12.

Рис. 5.12 При построении микроточек, особенно при плотности около 50%, иногда возникают видимые глазом структуры, образуемые неудачно расположенными микроточками. Такие структуры жаргонно называют «червяками». Они существенно ухудшают восприятие изображения, особенно на растрах среднего размера, когда микроточки еще строятся, а их размер уже различим глазом. Некоторые алгоритмы фильтруют растровые точки так, чтобы они не содержали элементы «червяков». Пример — на рис. 5.13.

Рис. 5.13 В производстве многокрасочных растровых работ способами флексографии и трафаретной печати обычные регулярные растры далеко не всегда дают удовлетворительное качество. Почему для этих способов ЧМ- и стохастическое растрирование оказывается предпочтительнее? Причин тому несколько.

Во-первых, стохастика должна, по идее, стать универсальным средством от главной беды флексографии — слишком малого размера точек в высоких светах (от 10–12% и менее) и сплошной заливки в глубоких тенях (свыше 85–90%). Точка, полученная ЧМ-растрированием и стохастикой, всегда имеет один и тот же размер. Кроме того, есть возможность выбрать размер точки и его оптимальное сочетание с размером ячейки анилоксового вала. Это позволит избежать проваливания одних точек внутрь ячейки и появления из-за этого марашек и недобора краски другими точками (5, с..2).

Во-вторых, стохастическое растрирование решает проблемы муара, которые во флексографии и трафаретной печати стоят гораздо острее, чем в офсете. Дело в том, что для печати упаковки и этикеток флексографским способом используются, как правило, 6–8 красок, и избежать здесь муара за счет углов поворота растра существенно сложнее. Да еще может наложиться дополнительно муар от анилоксового вала, возникающий при определенных сочетаниях линиатур и структуры ячеек.

В многокрасочной трафаретной печати муар вызывает наложение регулярных структур растра друг на друга и на материал сетки, который по сути тоже является своеобразным растром. А если речь идет о печати на текстильных материалах, то возникает еще и муар третьего порядка, вызванный наложением регулярной сетчатой структуры ткани или трикотажа.

Стохастическое, то есть случайное расположение растровых точек исключает образование регулярных структур и позволяет забыть об этих проблемах.

Сложнее обстоит дело с растискиванием. Производители технологий стохастического растрирования утверждают, что растискивание уменьшается, особенно в высоких светах. Это полностью справедливо для областей с плотностью менее 25%. Однако в средних тонах растискивание остается таким же или даже увеличивается, а поведение его становится не всегда предсказуемым.

К сожалению, это не единственный недостаток стохастики. Следует отметить, что стохастика требует более тщательного выполнения фотовывода и формных процессов, требуется более точное и, следовательно, дорогое фотовыводное и печатное оборудование.

Во флексографии наиболее оптимальным путем представляется реализация стохастического растрирования на системах лазерного экспонирования «цифровых» фотополимерных форм, поскольку они позволяют получать более мелкие растровые точки и, следовательно, могут обеспечить наиболее высокие результаты при растровой многокрасочной печати.

7. Цветоотделение

Цветоделение – это разделение цветного изображения оригинала на отдельные одноцветные равномасштабные изображения. Обычно на четыре однокрасочные изображения в соответствии с составными красками CMYK, которые затем накладываются друг на друга при печати, образуя многоцветное изображение на полиграфическом оттиске.

Компьютерное цветоделение – осуществляется автоматизированными оптоэлектронными средствами (аппаратными и программными) с помощью компьютерных издательских систем. С их созданием компьютерное цветоделение всё больше вытесняет так называемое классическое цветоделение на основе аналоговых электронных или аналоговых оптических систем.

Цветоделенное изображение – это одноцветное изображение, полученное на экране монитора или на твердом носителе после разделения на отдельные цвета многоцветного изображения оригинала в процессе цветоделения.

Разновидности способов цветоделения (2, с..14). :

Черный цвет при печати изображений теоретически не нужен. Он должен получаться на оттиске автоматически при наложении трех триадных красок (голубой, пурпурной и желтой). Они должны быть взяты в определенных количествах в соответствии с балансом «по серому» цвету при условии максимальной по норме подачи красок в процессе печати. Однако даже при ничтожных нарушениях баланса «по серому» на практике на бумаге получается темно-коричневый оттенок. Поэтому в триаду была введена черная краска. Появление «лишнего» цвета заставило искать закономерности его проявления и оттенки, в которых он должен находиться. Различия в способах четырехцветного цветоделения связаны именно со способами создания изображения на фотоформе для черной краски.

Существует три технологии цветоделения (4, с..23).:

1) традиционная технология цветоделения со скелетной градацией черной

2) технология UCR (Under Color Removal)

3) технология ICR (GCR, Gray Component Replacement).

Традиционная технология цветоделения со скелетной градацией черной. Здесь черный веет находится поверх трех триадных цветов в самых темных областях. Главное неудобство в этом случае это то, что максимальный уровень краски на самых темных участках оттиска достигает 400% - по 100% для каждого цвета. При печати это оборачивается необходимостью тщательно просушивать каждый лист бумаги или использовать противоотмарочные порошки и жидкости во избежание отмарывания или перетискивания краски на соседний бумажный лист.

Технология UCR известна в технической литературе и как технология вычитания из-под черного. Суть её в замене в процессе изготовления цветоделенных фотоформ (печатных форм) трех цветных красок триады, присутствующих в одном элементе цветного оригинала, на эквивалентное количество черной краски на её цветоделенной фотоформе (печатной форме).

При печати цветных, особенно темных изображений, наибольшие проблемы возникают в самых темных местах изображения, поэтому резонно уменьшить количество триадных красок (CMY) в тех местах, где будет нанесена черная краска, сократив тем самым их суммарное количество. Вот почему метод называют «вычитание из-под черного».

Технология ICR. Многокрасочная листовая и рулонная печать обнаружили проблему – отмарывание и сушка. Экономически выгодное решение этой проблемы было найдено в использовании технологии минимизации цветных печатных красок и их эквивалентной замене черной краской в местах изображений, где цветовой тон создается за счет тройного наложения цветных красок.

Сущность технологии ICR в том, что черная краска присутствует практически во всех оттенках цветного изображения за исключением чистых цветов. В системе ICR оттенки создаются только тремя или меньшим количеством красок, причем одна из них – всегда черная. При таком способе цветоделения максимальный уровень краски не превышает 300%. На практике, однако, ICR-метод в чистом виде не применяется. К трем краскам – две цветные и черная – все же добавляется немного четвертого цвета. Однако даже этого достаточно для получения высококачественного изображения. Этим приемом пользуются нечасто, как правило в изображениях, требующих насыщенности в темных оттенках изображения и черном цвете. Такая модификация метода носит название UCR.

Контроль изображения

В глубокой, флексографской и рулонной трафаретной печати бумажное полотно обычно запечатывается в непрерывном режиме. Пройдя секцию сушки, оно снова сматывается в рулон (в рулонном офсете «бесконечная» печать до сих пор является исключением). В этих случаях для контроля качества печатную машину необходимо останавливать, так как на движущемся полотне контроль затруднен. Поскольку в процессе печати тиража могут появляться дефекты, на движущемся полотне для контроля разработаны встроенные (in-line) системы.

В зависимости от постановки задачи конфигурация систем контроля на рулонном полотне существенно различается. Чаще всего они используются для визуального контроля заметных дефектов и больших искажений по цвету или приводке. Достоверный контроль цвета в течение печати всего тиража может быть обеспечен только посредством денситометрических или колориметрических измерений, производящихся по движущемуся полотну. Самым простым средством визуального контроля движущегося полотна является стробоскоп. Здесь используются периодические вспышки света, синхронизированные со скоростью движущегося полотна так, что оно кажется наблюдателю неподвижным. Высококачественный контроль изображения обеспечивается оптической системой с вращающимся зеркалом. Статическое изображение также предоставляет возможность оператору печатной машины обнаруживать отклонения в цветопередаче.

Возрастает использование видеоконтрольных систем, отличающихся расширенными возможностями обнаружения как дефектов структуры, так и довольно заметных искажений цветопередачи. Преимущество видеонаблюдения заключается в цифровом анализе изображения с автоматическим распознаванием искажений. Точность определения цвета ограничена технологическими характеристиками видеокамеры и качеством изображения, которое не гарантирует измерение оптической плотности или даже цвета. Подобные системы подходят поэтому для общего анализа изображения с использованием компьютерной поддержки, но не для метрологических измерений цвета и осуществления контроля при малых допусках на отклонения параметров печати.

Приводка красок

Точное размещение изображений без геометрических сдвигов на лице и обороте запечатываемого листа традиционно называется приводкой. Допустимые отклонения составляют примерно 0,1мм. Существенным фактором получения высококачественной многокрасочной репродукции является высокая точность наложения отдельных цветоделенных изображений для голубой, пурпурной, желтой и черной красок. Точность приводки красок должна быть в пределах нескольких сотых миллиметра. Возможность обеспечения приводки красок на печатной машине по образующей цилиндра и направлению движения бумажного листа достигается регулированием совмещения красок относительно друг друга с шагом 1/100 мм. Регулировка незначительных отклонений в приводке может выполняться с пульта управления. Посредством поворота и перемещения отдельного формного цилиндра можно выполнять коррекцию приводки по его окружности и в осевом направлении. В некоторых моделях машин возможна диагональная регулировка приводки (вращение изображения). Она достигается перемещением формного цилиндра (идеальным вариантом был бы поворот самой печатной формы на формном цилиндре). Для того, чтобы ускорить и упростить процесс приводки в печатной машине, были разработаны системы оценки и контроля приводки, большинство из которых базируется на анализе специальных меток, нанесенных на запечатываемый материал (1, с..15)..

Самым простым способом проверки совмещения красок является рассматривание определенного участка изображения в лупу. Если лупа оснащена измерительной шкалой, то печатник может оценить величину несовмещения и, насколько требуется, отрегулировать неприводку по окружности и в осевом направлении.

С целью упрощения процесса контроля вдоль изображения на оттиске печатают специальные приводочные метки, которые копируются на печатные формы таким образом, что при точном совмещении всех линий/меток для отдельных печатных красок/цветоделенных изображений эти мини-метки ложатся одна на другую или формируют определенные структуры – приводочные метки, кресты (Рис. 15,б). Отклонения определяются визуально посредством лупы и далее учитываются при настройке печатной машины.

Автоматизированные устройства измерения приводки красок могут распознавать отклонения, количественно их оценивать и отображать для печатника на мониторе. Кроме этого, такие устройства могут передавать данные для коррекции приводки непосредственно в систему настройки печатной машины.

Для измерения совмещения красок непосредственно в процессе печати (in-line) используют измерительные системы, которые устанавливают как на листовых, так и на рулонных печатных машинах. Измерение ведется преимущественно по приводочным меткам, отпечатанным по периметру основного изображения.

Для контроля фотоформ используется просмотровый стол Just Normlicht Classic Line Transparency Flat Viewer CL/DL 8 EVG - профессиональная просмотровая панель с горизонтальным расположением. Просмотровая область на просвет 109x59 см, 3 лампы х 36 Вт, 5000К.

Для выбора режима экспонирования можно использовать стандартный тестовый негатив для изготовления флексографских печатных форм.

Для оборотного и основного экспонирования используется устройство экспонирования и световой отделки DyPont Cyrel 1000ECLF.

Для вымывания незаполимеризованного слоя предназначен сольвентный процессор DuPont Cyrel 1000 P.

Сушка флексографских пластин происходит в устройстве сушки пластин DuPont Cyrel 1000 D.

Финишинг и дополнительное экспонирование производится в устройстве экспонирования и световой отделки DyPont Cyrel 1000ECLF.

Заключение При печатании с флексографских форм нужно учитывать, что минимально воспроизводимая растровая точка равно примерно 3 %, а размеры минимально воспроизводимых штрихов и точек 300 и 750 мкм соответственно, наибольшие искажения в флексографской печати будут приходиться на область светов и полутонов.

Процесс изготовления флексографских печатных форм при использовании сольвентной технологии достаточно долог ( около 4 часов). Тиражестойкость флексографских печатных форм по сравнению с офсетными велика ( около миллиона оттисков, в то время как у офсета от 100 до 300 тысяч оттисков ).

Из вышеперечисленного следует вывод, что при выборе между печатными формами нужно руководствоваться техническими характеристиками воспроизводимой продукции ( наличие мелких деталей, тоновых переходов, необходимой величиной линиатуры и др.), так же надо учитывать тираж изготовляемой продукции. Все это влияет на выбор формных пластин и способа печати.

Список литературы

1. Полянский Н.Н. Основы полиграфического производства: Учебник. - М.: «Книга», 1991.

2. Технология изготовления печатных форм: Учебное пособие/ Под редакцией Шеберстова В.И. - М.: «Книга», 1990.

3. Самарин Ю.Н. Допечатное оборудование: Конструкции и расчёт: Учебник. - М.: МГУП, 2002.

4. Технология формных процессов. Лабораторные работы. Под редакцией Полянского Н.Н. Часть1. - М.: МГУП, 2004.

5. Технология формных процессов. Лабораторные работы. Под редакцией Полянского Н.Н. Часть2. - М.: МГУП, 2005.

6. Н.Н. Полянский, О.А. Карташева, Е.Б. Надирова Технология Формных процессов: Учебник - М.: МГУП, 2007.

Показать полностью…
Похожие документы в приложении