Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
бесплатно
doc

Реферат «Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» по Безопасности жизнедеятельности (Курбасова А. В.)

Общее количество чрезвычайных ситуаций в 2008 г. по сравнению с 2007 г. несколько снизилось, в том числе по отдельным видам. ЧС техногенного характера снизились в 1, 15; природного – в 2, 64; биолого-социального – в 1, 2 раза.

Пожары стали обыденным явлением, спутниками нашей жизни. Обстановка заставляет быть в напряжении и постоянной готовности, без промедления, активно реагировать на события. Никогда не знаешь, где случится очередная ЧС, в которой, может быть, ты сможешь стать спасателем. Но есть профессионалы, которые знают, как спасти человека – Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС).

Силы МЧС России — поисково-спасательная служба и ее подразделения, части ГО и различные другие формирования все чаще выезжают по тревоге в районы ЧС и в срочном порядке проводят аварийно-спасательные работы. Время в этих условиях приобретает решающее значение. Каждый час промедления — это новые жертвы, потери, боль утрат.

Благодаря профессионализму и хорошей оснащённости поисково-спасательной службе МЧС удаётся спасать всё больше и больше людей.

В целях продолжения совершенствования спасения жизней людей в апреле 1992 г. для реализации государственной политики по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций постановлением Правительства Российской Федерации была образована Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, преобразованная в 1995 г в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Со временем возрастает значение территориальных подсистем РСЧС и их звеньев. Ведь основная часть ЧС должна ликвидироваться силами предприятий, аварийно-спасательных подразделений и формирований го-родов, районов, поселков.

В связи с этим стоит более подробно рассмотреть данный орган, его структуру, цели, задачи, функции.

В начале уточним отдельные понятия. В соответствии со ст.1 Федерального закона от 22 августа 1995 г. N151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" аварийно-спасательные работы — это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.

Неотложные работы при ликвидации ЧС — это деятельность но всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в ЧС, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.

К аварийно-спасательным работам относятся поисково-спасательные, горноспасательные, газоспасательные, противофонтанные (на нефтяных скважинах), а также аварийно-спасательные, связанные с тушением пожаров, работы по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС и ряд других подобных работ, перечень которых в необходимых случаях уточняется Правительством РФ.

Глава I Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

1.1.Основные нормативно-правовые акты

Социально-экономические реформы, осуществляемые в стране, новые федеральные законы, постановления Правительства РФ и другие нормативно-правовые акты органов государственной власти России создают благоприятные условия для решения проблемы защиты населения и территорий от природных и техногенных ЧС.

Основополагающим документом, регламентирующим и определяющим общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ (населения), всего земельного, водного, воздушного пространства, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды является Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Действие закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты от ЧС. Реализация требований закона осуществляется органами исполнительной власти всех уровней, администрациями предприятий, учреждений и организаций, органами управления, специально уполномоченными решать задачи защиты населения и территорий.

Постановлением Правительства РФ от 30.12.03 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» во исполнение вышеописанного ФЗ и в целях совершенствования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций доработано Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Настоящее Положение определяет порядок организации и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

1.2. РСЧС: цели, задачи, функции, структура, принципы

Основная цель создания РСЧС – объединение усилий федеральных органов исполнительной власти, органов представительной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, их сил и средств в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защиты от них населения и территорий в мирное время.

Принципы работы (основные постулаты):

- признание факта невозможности исключить риск возникновения ЧС;

- соблюдение принципа превентивной безопасности, предусматривающего снижение вероятности возникновения ЧС, отдание приоритета профилактической работе;

- комплексный подход при формировании системы, то есть учёт всех видов ЧС, всех стадий их развития и разнообразия последствий;

- построение системы на правовой основе с разграничением прав и обязанностей состава участников.

Основными задачами комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в соответствии с их компетенцией являются: а) разработка предложений по реализации государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности; б) координация деятельности органов управления и сил единой системы;

в) обеспечение согласованности действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, а также восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате чрезвычайных ситуаций;

г) рассмотрение вопросов о привлечении сил и средств гражданской обороны к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, установленном федеральным законом.

Структура РСЧС

МК – Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС.

РЦ – региональные центры по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России.

КЧС – комиссия по ЧС органов местного самоуправления.

ОУ – органы управления по делам ГО и ЧС.

ПУ (ЦУ КС МЧС) – пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях МЧС России).

Режимы функционирования РСЧС

1) Режим повседневной деятельности.

При нормальной производственной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий.

В режиме повседневной деятельности осуществляются наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды, выполняются целевые программы и превентивные меры по предупреждению и ликвидации ЧС, повышению безопасности населения, повышению устойчивости функционирования производства и сокращению материального ущерба от возможных ЧС.

Проводимые мероприятия:

- изучение состояния окружающей среды и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;

- сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

- разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;

- планирование действий органов управления и сил единой системы, организация подготовки и обеспечения их деятельности;

- подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

- пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

- руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- проведение в пределах своих полномочий государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

- осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов страхования;

- проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению и возвращению соответственно в места постоянного проживания либо хранения, а также жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях.

2) Режим повышенной готовности.

Это функционирование РСЧС при ухудшении производственной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможном возникновении ЧС или угрозе начала военных действий.

В режиме повышенной готовности, при необходимости, формируются оперативные группы для выявления причин ухудшения обстановки, для выработки предложений по её нормализации, усиливаются дежурная диспетчерская служба, наблюдение и контроль за окружающей средой, осуществляется прогнозирование возможности возникновения ЧС, их масштабов и последствий. Принимаются меры по защите населения, запасов материально-технических средств, по повышению устойчивости функционирования производства. Приводятся в повышенную готовность формирования ГО, предназначенные для ликвидации ЧС, уточняются планы их действий и, при необходимости, осуществляется выдвижение их в район предполагаемых действий.

3) Режим чрезвычайной ситуации.

Это функционирование РСЧС при возникновении и ликвидации ЧС в мирное время, а также в случае применения противником средств поражения.

В чрезвычайном режиме принимаются меры по защите населения.

- непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций и их последствий;

- оповещение руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникших чрезвычайных ситуациях;

- проведение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и всестороннему обеспечению действий сил и средств единой системы, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций;

- непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и в ходе проведения работ по ее ликвидации;

- организация и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;

- проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях.

При введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным в п. «а» ст. 3 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении, для органов управления и сил соответствующих подсистем РСЧС устанавливается режим повышенной готовности, а при введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным в п. «б» ст. 3 – режим ЧС. В режиме чрезвычайного положения органы управления и силы РСЧС функционируют с учётом особого правового режима деятельности органов государственной власти, местного самоуправления и организаций.

При введении режима чрезвычайного положения для органов управления и сил соответствующих подсистем единой системы устанавливается режим повышенной готовности, а при введении режима чрезвычайного положения – режим чрезвычайной ситуации.

Решение о введении режимов функционирования подсистемы РСЧС принимает территориальная или ведомственная комиссия по чрезвычайным ситуациям с учётом конкретной обстановки, сложившейся на данной территории.

Заключение

Не так давно на нашей территории произошла чрезвычайная ситуация – сход поезда с рельс. Погибло 25 человек. Это произошло в глухой местности, в связи с чем подъезд к территории ЧС был очень затруднительным. Но несмотря на это спасти людей всё-таки удавалось.

Для спасения людей в подобных ситуациях в апреле 1992 г постановлением Правительства Российской Федерации была образована Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, преобразованная в 1995 г в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций , также именуемая как РСЧС.

Основная цель создания РСЧС – объединение усилий федеральных органов исполнительной власти, органов представительной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, их сил и средств в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защиты от них населения и территорий в мирное время.

Основные нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность РСЧС:

- Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

- Постановление Правительства РФ от 30.12.03 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

Организационно РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет 5 уровней:

- федеральный (вся территория РФ);

- региональный (несколько субъектов РФ);

- территориальный (территория субъекта РФ);

- местный (регион, город);

- объектовый.

Каждый уровень РСЧС имеет координирующие органы, постоянно действующие органы управления, уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ОУ ГОЧС), органы повседневного управления, силы и средства, системы связи, оповещения, информационного обеспечения, резервы финансовых и материальных ресурсов.

Совсем недавно произошла трагедия в Перми. Причиной трагедии стало несоблюдение правил пожарной безопасности. А также помещение было неприспособленно к подобным пиротехническим шоу. Данный клуб обязали всё исправить, но они этого не сделали. Значит, в этой трагедии, в какой-то степени виновато МЧС. А также виновато незнание у людей, которые там находились, простых правил поведения в подобных ситуациях.

Всё это является показателем того, что, как бы хорошо не была устроена РСЧС, как бы хорошо она не исполняла свои функции, но что-то доработать всё-таки стоит.

Список используемой литературы

1) Федеральный конституционный закон от 30.05. 2001 №3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».

2) Федеральный закон от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей".

3) Постановление Правительства от 30 декабря 2003 г. N 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

4) Положение от 30 декабря 2003 г. «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

5) Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [Я. Д. Вишняков и др.]. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.

6) Безопасность жизнедеятельности: Учебник / В. Ю. Микрюков. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

7) Маринченко А. В. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007.

8) Основы безопасности жизнедеятельности – 1.3.1. Организационная структура РСЧС, координирующие органы, органы управления, силы и средства РСЧС. // Internet: http://mylearn.ru/kurs/9/399. 05.12.2009 г

9) Спас-Экстрим – История создания РСЧС // Internet: http://www.spas-extreme.ru/schoolsafety/rschs.php 05.12.2009 г.

Приложения

Показать полностью…
Похожие документы в приложении