Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Курсовая «Рынок труда и безработица» по Экономике (Силантьев В. Б.)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Работу проверил: Корняков В.И.

с оценкой:

Курсовая работа на тему:

"Рынок труда и безработица".

Работу выполнила

студентка 2 курса

специальность Ф и К

поток Вечер

Ярославль, 2007 г.

Содержание:

Введение.3

1. Рынок труда и его структура4

1.1. Понятия рынка труда и рабочей силы.4

1.2. Спрос на труд, предложение труда, их равновесие.5

1.3. Внутренний рынок труда8

1.4. Особенности российского рынка труда.9

1.5. Недостаток спроса и ограниченность предложения на российском рынке труда.14

2. Причины и формы безработицы17

2.1. Сущность безработицы.17

2.2. Формы безработицы, её причины и последствия.18

2.3. Занятость в России.20

3. Государственное регулирование рынка труда.21

3.1. Основные направления государственного регулирования рынка труда.21

3.2. Биржа труда и частные посреднические фирмы23

3.3. Регулирование рынка труда в России.24

Заключение.26

Список использованной литературы.28

Введение

Сфера труда - важная и многоплановая область экономической и социальной жизни общества. Она является неотъемлемой частью рыночной экономики. На рынке труда получает оценку стоимость рабочей силы, условия её найма, величина заработной платы, условия труда, возможность получения образования, возможность профессионального роста, гарантии занятости и т. д.

Государство выступает основным регулятором отношений на рынке труда. Регулирование нашего рынка труда на данный момент не является эффективным. В настоящее время российский рынок труда нуждается в реформировании. Новый Трудовой Кодекс 2002 года не изменил ситуацию на нашем рынке труда. Основной прирост занятости приходится сейчас на неформальный сектор рынка труда, сектор, в котором не соблюдаются законы, где нет никаких гарантий занятости и защиты работников. Важно отметить, что сегодня основным работодателем является сфера услуг, очень велика текучесть квалифицированных кадров в промышленности. Раньше, в СССР, львиная доля всех занятых приходилась именно на промышленность, сейчас же многие специалисты в силу технического прогресса не востребованы, а многие перешли в тот сектор, где выше заработная плата (сфера услуг).

В периоды кризисов наш рынок труда легко приспосабливался к ним. Занятость оставалась на высоком уровне, но реальная заработная плата заметно снижалась. Следствием этого является то, что в нашей стране при высоком уровне занятости высок уровень бедности. Это лишний раз подтверждает неэффективность государственного регулирования.

Цель моей работы - понять, почему у нас сложился именно такой рынок труда, какие проблемы стоят сейчас наиболее остро, какие меры необходимы для устранения этих проблем.

1. Рынок труда и его структура

1.1. Понятия рынка труда и рабочей силы

В различной экономической литературе предложено множество определений рынка труда. Я выбрала следующее: рынок труда - совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи специфического товара - рабочей силы; рынок, на котором совершается обмен труда на заработную плату.1 Субъектами на рынке труда являются, с одной стороны, предприниматели (монополии, средние и мелкие бизнесмены, государство), предъявляющие спрос на рабочую силу, и, с другой стороны, отдельные работники или их объединения (профсоюзы), от которых идет предложение труда. Ценой на рынке труда является ставка заработной платы (цена труда). Ставка заработной платы есть денежная форма стоимости рабочей силы. Различают номинальную и реальную заработную плату. Номинальная - денежная, когда инфляция не принимается во внимание. Реальная - это то количество товаров и услуг, которое можно приобрести за данные деньги. Здесь во внимание принимается уже и инфляция. Экономическая теория считает заработную плату самой важной ценой в современной экономике.

Основной функцией рынка труда является распределение и перераспределение трудовых ресурсов по сферам, отраслям, регионам, профессиям, специальностям, квалификациям.

Динамика рынка труда характеризуется многими особенностями, основными из которых являются следующие:

1. В отличие от других факторов производства, производительность труда наемных работников может сильно изменяться в зависимости от того, насколько оптимально организован процесс труда, а также от того, насколько сам работник заинтересован в работе.

2. На рынке труда взаимодействуют собственник средств производства и собственник рабочей силы. Между ними идет торг о купле конкретного вида

труда (труд повара, слесаря и т.д.), а также условий и продолжительности использования работника.

3. Характерная черта рынка труда - превышение предложения труда над спросом рабочей силы.

4. На рынке труда возникает конкуренция между работниками за свободные рабочие места. Занять это место сможет тот, кто принесет своим трудом капиталисту больше прибыли.

Различают две основные функции рынка труда: а) экономическая функция. Её сущность состоит в обеспечении оптимального процесса воспроизводства трудоспособного населения. б) социальная функция. Она заключается в обеспечении высокого уровня жизни и её качества работников и их семей.

Рабочая сила. Так же, как и у рынка труда имеется множество определений. Рабочая сила - это: а) способность человека к труду; б) совокупность физических и умственных способностей человека, которые используются им в процессе производства жизненных благ; в) общее количество работников в стране; г) часть населения, включающая занятых, самозанятых и ищущих работу (безработные).2

1.2. Спрос на труд, предложение труда, их равновесие

Динамика рынка труда зависит от соотношения двух его элементов: спроса на труд и предложения труда. Под спросом на труд понимается платежеспособная потребность предпринимателей в наемной рабочей силе для организации и развития производства; предложение труда - это совокупность экономически активного населения страны, предлагающего свою рабочую силу на рынке труда.3 При взаимодействии спроса на труд и предложения рабочей силы устанавливается равновесная цена рабочей силы (это точка пересечения линии спроса Dl с линией предложения труда Sl ). Согласно теории Запада рынок труда моделируется графиком Маршалла, где ордината - цена, а для макроэкономики уровень цен - это заработная плата (Wage), а по абсциссам - количество товара - труд (Labor):

На рынке труда спрос на труд и предложение рабочей силы определяются некоторыми факторами. Факторы спроса на рабочую силу:

1. Величина спроса на товары и услуги, производимые работниками.

2. Уровень заработной платы. Выше зарплата - ниже спрос.

3. Степень заменяемости капитала трудом в процессе производства.

4. Фаза экономического цикла: в фазе подъема спрос увеличивается, в фазе спада - сокращается.

5. Научно-технический прогресс. С одной стороны, часть работников высвобождается, идет сокращение занятости, с другой, растет спрос на работников новых профессий и специальностей.

6. MRP - предельная производительность рабочего в денежном выражении.

Факторы предложения труда:

1. Заработная плата.

2. Наличие других источников дохода, кроме зарплаты, что ведет к сокращению предложения труда.

3. Уровень налогов на зарплату.

4. Демографический фактор (численность населения).

5. Уровень экономической активности населения.

6. Мобильность рабочей силы.

7. Продолжительность рабочего дня, от которой зависит стремление к сверхурочной работе.

Существует два основных подхода к изучению рынка труда: неоклассическое и кейнсианское. Для неоклассиков рынок труда подобен рынку всякого другого товара. Рабочая сила является для них обычным фактором производства. Они считают рынок труда рынком совершенной конкуренции, где происходит взаимодействие только двух типов экономических субъектов: предпринимателей и наемных работников, и где совершенно гибкие цены. Также неоклассики утверждают, что изменение заработной платы сразу восстановит равновесие спроса на труд и предложение рабочей силы. Но если цена, т.е. заработная плата, будет высока, то работник предпочтет увеличить свое свободное время, что ослабит предложение труда.

Противоположная позиция у Кейнса. Он считает, что на рынке труда нет совершенной конкуренции. Рынок труда является отличным от других рынков за счет продажи на нем специфического товара - рабочей силы. на рынке труда, по мнению Кейнса, участниками являются не только предприниматели и работники, но и другие субъекты: государство, профсоюзы и т.д. Особую роль здесь играет заработная плата. При падении заработной платы работник не покинет производство, так как она является главным доходом, необходимым для жизни работника. Другими словами, чем выше заработная плата, тем выше предложение труда, и даже если заработная плата будет снижаться, предложение останется на том же высоком уровне, как прежде. Спрос на труд, по Кейнсу, не определяется ценой (заработной платой). У Кейнса спрос на труд - это эффективный спрос на труд, при котором достигается равновесие фирмы (состояние фирмы, при котором она получит максимум прибыли). Точка E - совокупный эффективный спрос, ей соответствует предложение со значением Le ( рис.2). Независимо от цены эффективный спрос всегда будет одной и той же величиной Ld.

Итак, по Кейнсу между спросом на труд и предложением труда всегда есть разрыв, предложение всегда превышает спрос на труд.

1.3. Внутренний рынок труда

Как уже было сказано выше, в современной экономической литературе предложено множество различных определений рынка труда. Доктора экономических наук Ю.Одегов и Г.Руденко в своей статье дают следующее определение рынка труда: "это - система социально-экономических отношений по поводу формирования, распределения и использования рабочей силы в условиях её товарности"4. Авторы говорят о том, что нужно учитывать не только внешний рынок труда (по отношению к организации), но и внутренний (в рамках самой организации).

Работник, сохраняя за собой рабочее место, может перемещаться в системе должностей внутри самой организации. А при увольнении работник попадает на внешний рынок труда. Цель такого разделения рынка труда (на внешний и внутренний) заключается в том, чтобы как можно эффективнее использовались человеческие ресурсы. Внутренний рынок труда имеет свои особенности функционирования.

Основные функции внутреннего рынка труда: 5

1. Предоставление гарантий занятости и социальная защита работников.

2. Обеспечение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы внутри организации.

3. Развитие персонала и корректировка его профессионально-квалификационных характеристик в соответствии с инновационными изменениями в организации.

Спрос и предложение на внутреннем рынке труда имеют свою специфику формирования. Работник, желающий сохранить свое рабочее место, при изменениях спроса на труд внутри фирмы будет "подстраиваться" под эти изменения. Он будет копить те знания, которые в дальнейшем будут востребованы в данной организации. Так же и организация, желающая сохранить своих работников, начнет проводить программы, включающие в себя повышение квалификации, переподготовку и обучение смежным профессиям, освоение новых видов деятельности. Здесь, на внутреннем рынке труда, очень важно, чтобы государственные меры регулирования рынка труда доходили и до уровня организации. Необходимо взаимодействие государственной службы занятости со службами управления персоналом в организациях.

1.4. Особенности российского рынка труда

За время экономических реформ в нашей стране сложился особый вид рынка труда. Российский рынок труда воспринимается как феномен. Но он ведет себя не хаотически, а подчиняется определенным законам.

Модель российского рынка труда сформировалась за счет решений, которые принимались государством, предпринимателями и работниками. Она никем не конструировалась. Зарубежные исследователи утверждают, что существует два альтернативных вида "переходного" рынка труда:

1. Модель стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ).

2. Модель стран СНГ и России.

Рыночные реформы в странах ЦВЕ воспроизводили тип рынка труда, который хорошо известен из опыта ведущих стран Западной Европы (Бельгии, Германии, Испании, Франции, Швеции и т.д.), рынка с высокой степенью защиты занятости, сложными механизмами заключения коллективных договоров, значительной сегментацией рабочей силы и устойчивой долговременной безработицей.6

Первоначально ничто не предвещало, что развитие российского рынка труда пойдет по другому пути и что сформируется модель отличная от модели стран ЦВЕ. В России, так же как и в странах ЦВЕ, был введен минимум заработной платы, установлены налоги на фонд оплаты труда, создана система страхования по безработице и т.д.

Ожидалось, что российский рынок труда будет примерно такой же, как и рынки труда в странах Западной Европы, но масштабы и острота проблем будут другими: безработица выше, конфликты многочисленнее и т.д.

На российском рынке труда сохранилось большое количество законодательных норм и ограничений, которые действовали при старой системе. В первые годы реформ ожидалась катастрофа, которая по прогнозам должна была произойти в сфере занятости.

Но эти катастрофические предсказания не сбылись. Занятость в нашей экономике оказалась более устойчивой к кризисам переходного процесса, чем в странах ЦВЕ. Падение занятости у нас составило 12 - 14 % [4; 85], а в странах ЦВЕ на 20 - 25 % [4; 85] при меньшем падении ВВП. Не смотря на большую глубину и продолжительность кризиса в России, чем в странах ЦВЕ, рост безработицы был слабее и более плавным, без резких скачков. В период экономического роста она сокращалась намного быстрее. Необычная черта российского рынка труда - сокращение продолжительности рабочего времени. В период с 1991 по 2000 год реальная заработная плата в России снизилась примерно на 60 % [4; 87]. В российских условиях гибкость заработной платы обеспечивалась следующими факторами:

1. Так как у нас не было обязательной индексации заработной платы, в периоды высокой инфляции сокращение реальной оплаты труда происходило за счет сохранения той же номинальной ставки заработной платы или её незначительного повышения, чем рост цен.

2. Значительную часть заработной платы составляли премии. Руководство могло лишить работника таких выплат.

3. Систематически задерживалась заработная плата.

В России прогрессирующее удешевление рабочей силы позволяло поддерживать спрос на неё на более высокой отметке. Так же на протяжении переходного периода происходил интенсивный оборот рабочей силы. даже в период кризиса наем работников поддерживался на высоком уровне. Другая парадоксальная черта - значительно большее количество добровольных увольнений над вынужденными. В результате всех этих условий наш рынок труда мог быстро приспособиться к потрясениям кризисного периода. Приспособление к ним осуществлялось за счет изменения цены труда и его продолжительности.

Официально российский рынок труда выглядит иначе. По "старому" КЗОТу (действовавшему до начала 2002 г.) и по другим законодательным актам (закон о занятости, о профсоюзах, коллективных договорах и т.д.) можно прийти к выводу, что российский рынок труда крайне негибкий и малоподвижный.

В России статус безработного с правом получения пособия может получить любой обратившийся в государственную службу занятости. Выплата пособий для всех безработных длилась 12 месяцев. Учитывая эти условия, в России должен быть высокий уровень безработицы, особенно в кризисные периоды. Так же по российскому законодательству у профсоюзов, казалось бы, есть полная возможность диктовать свою волю и требовать повышения заработной платы и улучшения условий труда. Это говорит о том, что трудно ожидать от заработной платы какой-либо гибкости.

По официальным документам можно сказать, что продолжительность рабочего времени в России строго установлена. Она не может превышать 40 часов в неделю, а для отдельных категорий работников сверхурочная работа не может превышать 120 часов в год.

Документально при увольнении работника по сокращению штата работодатель обязан выплатить ему выходное пособие в размере от одного до трех месячных заработков. Также о предстоящем увольнении работодатель обязан сообщить работнику за 2 месяца до этого и обязан проинформировать о намеченном высвобождении работников государственные органы занятости. До недавнего времени профсоюзы имели право запретить работодателю сокращение численности персонала. Таким образом, сокращение штата работников доставило бы работодателю лишние проблемы, что говорит о низком уровне оборота рабочей силы.

Итак, фактический портрет российского рынка труда явно противоречит официальному. Гибкость нашего рынка труда обеспечивалась на трудовым законодательством и не контрактами, а вопреки им. Издержки, связанные с соблюдением существующего законодательства, намного выше издержек, связанных с его нарушением.

Всё чаще специалисты стали говорить о зарегулированности рынка труда. Выделяются несколько негативных последствий, которыми чревата чрезмерная зарегулированность рынка труда:

* Чем больше обязанностей возлагает на работодателей трудовое законодательство, тем больше стоимость рабочей силы и следовательно меньше спрос на неё. Это означает снижение общего уровня занятости и рост безработицы.

* Чаще всего "избыточная" защита занятости распространяется не на всю экономику, а лишь на её центр.

Те, кто устроился в защищенный сектор выигрывают, они получают более высокую зарплату, у них есть больше льгот и гарантий, их практически невозможно уволить и т. д. А те, кто занят в неформальном секторе проигрывают: их шансы устроиться на "хорошее" место минимальны. На защищенные места очень велик конкурсный отбор. Туда берут работников более зрелого возраста, с высоким уровнем образования, опытом работы и т.д.

Я убедилась в этом лично, на собственном опыте. Молодым очень сложно найти "хорошее" место. При приеме на работу, если нет высшего образования, требуют стаж не менее 2-3 лет. Мне всегда хотелось задать вопрос работодателям: "А где же взять этот стаж если вы не берете молодых неопытных на работу, несмотря на нашу активность, хорошую обучаемость по сравнению с работниками зрелого возраста?". Следствием этого является возникновение обширного неформального сектора. Здесь нет никаких гарантий и никакой защиты работников. Защищая "хорошие" места, работодатели несут большие издержки, вследствие этого новые рабочие места не создаются. Работники вынуждены искать дополнительный заработок в неформальном секторе, где не соблюдаются законы.

С одной стороны, наш рынок труда в переходный период смягчил негативные последствия, с которыми столкнулись страны ЦВЕ. Но с другой стороны, у нас не происходит экономического роста. На нашем рынке труда стали заметны такие моменты: замедленная реструктуризация занятости, недоинвестирование в человеческий капитал, низкий уровень производительности труда. Улучшить создавшуюся ситуацию, по мнению многих наших экономистов, можно одновременно увеличивая штрафы за несоблюдение законов и уменьшая число этих законов, упрощая их содержание.

1.5. Недостаток спроса и ограниченность предложения на российском рынке труда

В то время, когда я искала себе работу, в моей голове не раз возникал вопрос: "Почему при, казалось бы, таком спросе, при таком выборе вакансий я не могу подыскать что-нибудь мне подходящее?". Где-то отказывалась я, так как на предлагаемую заработную плату сложно выжить физически, а требования, по-моему, были слишком завышены. Где-то отказывались от меня, так как не устраивал уровень образования и у меня не было никакого стажа.

И вот в руки мне попала статья кандидата в доктора экономических наук Владимира Гимпельсона "Дефицит квалификации и навыков на рынке труда". Прочитав её, я пришла к выводу, что она мне очень пригодится. Ниже я приведу некоторые выводы, которые показались мне наиболее важными в моем вопросе.

В течение многих лет на нашем рынке труда стояла следующая проблема: превышение наличной численности занятых над необходимой для данного или ожидаемого выпуска7.

В 1999 году Россия вступила на траекторию экономического роста, и хроническая трудоизбыточность стала постепенно сокращаться8. Затем вовсе сменилась на трудонедостаточность. Управляющие на предприятиях заговорили о нехватке квалифицированных кадров. В связи с этим потребовалась система подготовки квалифицированных кадров и прогнозирование требований работодателей. Важно понять - что служит причиной нехватки квалифицированных кадров: недостаток предложения или ограничение спроса? И есть ли эта проблема как таковая или это ложные сигналы? В 1994-2001 годах происходило сокращение масштабов подготовки квалифицированных кадров. Но, по мнению В. Гимпельсона, это не является причиной нехватки квалифицированных кадров, квалифицированные работники уходили работать в сферу услуг, где была выше заработная плата.

"Чем ниже по шкале зарплаты находится данное предприятие относительно других предприятий, тем значительнее потеря им человеческого капитала в пользу последних, в том числе прямых конкурентов. Чем больше дефицит квалифицированных кадров, тем существеннее должны быть денежная "премия" для вновь нанимаемых и внутрифирменные инвестиции в подготовку кадров на рабочем месте"9, - пишет В. Гимпельсон. В этой связи растут трудовые издержки, следовательно растут общие издержки, а значит идет сокращение прибыли. Однако на предприятии останутся квалифицированные кадры. Большинство работодателей ищут "дешевых" работников, не думая о том, что у них останутся лишь наименее квалифицированные. И то, и другое ведет к экономическим потерям.

В этой статье ("Дефицит квалификации и навыков на рынке труда") приведены итоги анкетирования на предприятиях. На вопросы отвечали управляющие, ответственные за кадровую политику.

Какова общая укомплектованность предприятия кадрами по отношению к текущему объему производства? (в %)10

Таблица 1

Избыточная (численность персонала можно было бы уменьшить)

3,3 Нормальная

54,6 Недостаточная (численность персонала следовало бы увеличить)

42,1

Так же приведены и другие данные.

Каковы, на Ваш взгляд, основные причины дефицита на вашем предприятии? (в % респондентов)11

Таблица 2

Специалистов с в/о и со с/с/о

Квалифицированных рабочих

1. Их недостаточно готовят в системе образования

28,4 63,9 2. Они не идут на ту зарплату, которую мы можем предложить

63,8

61,2 3. Другие предприятия переманивают более высокой заработной платой

36,2 39,3 4. Мало профессиональных курсов для подготовки нужных специалистов

13,5 _ 5. Напряженный труд, тяжелые и вредные условия труда, неинтересная работа

25,5

18,7 6. Не хотят жить в нашем городе

7,1 2,7 7. Проблема жилья

38,3 22,8 8. Не существует системы подготовки кадров на предприятии

_ 7,8

9. Другие причины

11,3 10,5

Просмотрев таблицу, можно сделать вывод, что причина нехватки квалифицированных кадров заключается в неспособности платить конкурентную заработную плату, с одной стороны, и в том, что в учебных заведениях по этой профессии готовят недостаточно, с другой стороны. Итак, дефицит возникает не только из-за недостатка предложения, но и из-за ограниченности спроса.

Важно отметить, что на спрос и предложение квалифицированного труда влияют институты рынка труда. К институтам рынка труда относятся минимальный размер оплаты труда, единый социальный налог и законодательство о защите занятости.12

Заработная плата, которую могут предложить работодатели, во многом зависит именно от этих институтов, а так же они оказывают влияние на занятость и безработицу. В этой связи молодые люди и выпускники учебных заведений, не имея определенного стажа, не интересны работодателю, так как их наем сулит работодателю дополнительные риски и затраты. Издержки найма выпускника чрезмерно велики, а заработная плата работника может быть и невысокой.

Существуют различные причины завышения заработной платы: ограниченное предложение работников определенных видов специальностей, межотраслевая и межсекторальная конкуренция.

Издержки при найме и увольнении также увеличиваются за счет трудового законодательства (для законопослушных предприятий). Существуют еще и издержки, связанные с поиском работников и работодателей; они возникают из-за отсутствия или непрозрачности информации о соискателях рабочих мест.

Таким образом, обучаясь специальностям, "востребованным" на рынке труда, молодые специалисты сталкиваются с большими проблемами при получении работы по специальности. Это происходит не только из-за ошибок, допущенных системой образования, а в силу действующей институциональной конфигурации рынка труда, которая стимулирует предприятия подавать ложные сигналы, но не поощряет их нанимать молодых специалистов.13

2. Причины и формы безработицы

2.1. Сущность безработицы

С экономической точки зрения занятость - это численность работающих при равновесии спроса на труд и предложения труда. Нарушение этого равновесия ведет к образованию излишка рабочих мест или к безработице. Безработица - это превышение предложения труда над спросом на труд. Безработица наступает, когда зарплата превышает равновесный уровень.

Сначала все население страны подразделяется на следующие 2 части:

1. Экономически неактивное население - жители страны, которые не входят в состав рабочей силы. К ним относятся:

а) учащиеся и студенты, обучающиеся на дневной форме в учебных заведениях;

б) пенсионеры (по старости и другим основаниям);

в) лица, ведущие домашнее хозяйство;

г) отчаявшиеся найти работу;

2. Экономически активное население - часть граждан, которая предлагает рабочую силу для производства товаров и услуг.

В свою очередь экономически активное население делится на две группы:

1. Занятые - лица в возрасте от 16 и старше, которые выполняют любую оплачиваемую работу и те, кто имеет работу, но не работает из-за болезни, забастовки или отпуска.

2. Безработные - лица от 16 лет и старше, которые не имеют работы, активно ведут её поиск и готовы приступить к ней.

Уровень безработицы - это количество безработных, деленное на общую численность рабочей силы.

2.2. Формы безработицы, её причины и последствия

У экономистов существует ряд теорий, объясняющих безработицу.

1. Теория Маркса. Он считал, безработицу вынужденной, выводил её из капитала. Одна часть капитала расходуется на средства труда, а другая на рабочую силу. Капитал растет за счет первой части, а доля затрат на покупку рабочей силы снижается, следовательно темп втягивания рабочих в производство уменьшается. Основной капитал обновляется, и ему уже не требуется то количество рабочих, которое было раньше, и часть занятых выходит из производства.

2. Теория неоклассиков. Они считают всю безработицу добровольной. Неоклассики утверждают, что работники требуют слишком высокую зарплату, и когда рынок уменьшает её, они добровольно прекращают работу.

3. Теория Кейнса. Он, так же как и Маркс, считают безработицу вынужденной. Кейнс полагает, что причина безработицы в том, что недостаточен уровень эффективного спроса, нет в наличии рабочих мест.

4. Теория монетаристов. Они считают, что безработица возникает по вине государства и профсоюзов. Их вина заключается в том, что они дробят единый рынок на множество локальных не связанных друг с другом рынков. Получается, что на одних рынках трудоизбыточность, на других - трудонедостаточность.

Так же экономисты неодинаково различают формы безработицы.

Маркс различает следующие формы:

1. Текучая безработица. Часть рабочих то втягивается в производство, то выходит из него.

2. Застойная безработица. Не все вышедшие из производства работники могут вернуться обратно.

Западные экономисты различают другие формы безработицы:

1. Фрикционная безработица. Возникает вследствие неповоротливости рынка труда. Рабочие места есть, но рынок не успевает устроить людей. Фрикционную безработицу считают добровольной.

2. Структурная безработица. Это вынужденная безработица. Технический прогресс уничтожает одни специальности и рабочие места, но создает другие. Однако работник временно считается безработным, так как ищет себе другое место (переобучается)

3. Циклическая безработица. Эта форма возникает из-за кризисов.

Первую и вторую формы безработицы относят к естественной безработице. Естественный уровень безработицы - это уровень безработицы при полной занятости, соответствующий потенциальному ВВП. По странам его определяют от 6 до 8 %. Такой уровень естественной безработицы сохраняет равновесие между спросом и предложением рабочей силы. Циклическая же безработица наносит экономический урон обществу. Взаимосвязь между безработицей и выпуском продукции была исследована американским экономистом А. Оукеном, и получила название закон Оукена. В соответствии с этим законом каждый процент превышения фактической безработицы естественного уровня уменьшает ВВП на 2,7 %.

Но безработица имеет и серьезные социальные и политические последствия. Работа для человека это не только источник дохода, но и средство обретения определенных статусов. Потеря занятости означает потерю этих статусов. Безработица разрушающе действует на личность. Это психические заболевания и деградация человека.

Безработица - опасное в политическом отношении явление. Она создает слой отчаявшихся политически безграмотных людей, которые становятся подвластны силам реакции, экстремизма и терроризма.

2.3. Занятость в России

За последние 4 года российский ВВП вырос более чем на треть, выпуск промышленной продукции увеличился на 40 %.14 При экономическом росте увеличивается занятость и снижается уровень безработицы. Уровень безработицы в нашей стране за это время снизился с 9,3 до 5,9 млн. человек [ 7; 66]. По сравнению с другими странами переходных экономик уровень безработицы в нашей стране один из самых низких. Более рационально стало использоваться рабочее время. Выросла производительность труда, как в промышленности, так и сфера услуг. Почти 60 % [7; 66] всех занятых приходится на сферу услуг.

Но качество нашей высокой занятости оставляет желать лучшего. За последние годы бюджетников в нашей стране стало намного больше. А это сулит огромные проблеме в социальной сфере. Государство, создавая низкооплачиваемые рабочие места, усугубляет бедность в нашей стране, оно не борется с ней.

В промышленности ликвидируются старые малопроизводительные рабочие места, но и новые места не создаются. Они создаются лишь в неформальном секторе, где не соблюдаются наши законы и постоянно нарушаются права работников.

На российском рынке труда очень жесткие законодательные правила, но в то же время они не соблюдаются, очевидна массовая практика неформальных договоренностей. Многие работодатели вообще обходят эти правила.

Модель нашего рынка труда имеет свои плюсы и минусы. Такое устройство позволяло смягчить кризисы, которые наступили в период реформ. Эти кризисы уменьшили реальную заработную плату, но занятость осталась по-прежнему высокой. Это объясняет то, что в нашей стране при высокой занятости так же высокий уровень бедности. Ещё одно следствие такой модели - потеря человеческого капитала в обрабатывающей промышленности. Из-за издержек, которые возникают при массовом увольнении наименее ценных работников, возникла текучесть наиболее ценных. Они уходили в те сектора, где предлагали более высокую заработную плату.

3. Государственное регулирование рынка труда

3.1. Основные направления государственного регулирования рынка труда

В настоящее время во всех развитых странах есть государственные программы занятости. Они созданы главным образом на основе неоклассической, кейнсианской и монетаристской теорий. Кейнсианцы в отличие от неоклассиков и монетаристов считают, что рынок не способен к автоматическому саморегулированию. Кейнс считает, что занятость нельзя регулировать с помощью заработной платы. Вопросы занятости по Кейнсу нужно решать антикризисной и антициклической политикой. Однако Кейнсианцы выработали инструмент государственного регулирования занятости и заработной платы - это кривая Филипса. Она связывает два ряда величин.

По Филипсу и по Кейнсу безработица и инфляция не могут расти одновременно.

Монетаристы считают, что кривую Филлипса можно использовать только в краткосрочном периоде. Такова концептуальная основа регулирования.

Среди направлений государственного регулирования рынка труда можно выделить 4 группы направлений:

1. Программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест.

2. Программы по подготовке и переподготовке кадров.

3. Программы содействия найму рабочей силы.

4. Программы по социальному страхованию безработицы.

Борьба с безработицей включает в себя две группы мероприятий:

1. Активные и пассивные методы. К активным методам относятся профессиональная переподготовка рабочих, создание новых рабочих мест, проведение общественных работ для безработных. Пассивные методы - это выплата пособий.

2. Прямые и косвенные меры. Прямые проводятся прямо на предприятиях. Косвенные же осуществляются на макроэкономическом уровне.

3.2. Биржа труда и частные посреднические фирмы

Биржа труда - одна из структур рыночной экономики, организация, осуществляющая посредничество между работниками и предпринимателями, при совершении купли-продажи рабочей силы.15 Биржи труда способствуют упорядочению процессов устройства трудящихся на работу, а предпринимателям помогают организовать наем работников. В большинстве стран биржи труда являются государственными и осуществляют свою деятельность под руководством министерства труда. Однако на рынке труда функционируют и частные посреднические фирмы. Эффективность их деятельности очень высока.

Основными направлениями деятельности бирж труда являются:16

* Регистрация безработных;

* Регистрация вакантных мест;

* Трудоустройство безработных;

* Изучение конъюнктуры рынка труда и предоставление информации о ней;

* Тестирование лиц, желающих получить работу;

* Профессиональная ориентация и профессиональная переподготовка безработных;

* Выплата пособий;

Большинство граждан предпочитают устраиваться через частные посреднические фирмы. Я считаю, что это происходит потому, что эти организации заинтересованы в трудоустройстве безработных, они за это получают деньги от предприятия, куда устроили работника, и шанс найти в более короткие сроки более достойную работу выше.

3.3. Регулирование рынка труда в России

Основные положения российской модели защиты от безработицы закреплены в законе "О занятости населения Российской Федерации", принятом в июле 1991 года и действующем в настоящее время.17

Здесь действуют две системы: материальная поддержка безработных и социальная помощь. К материальной поддержке относится выплата пособия по безработице в соответствии с размером получаемого заработка и периодом оплачиваемой занятости. Социальная помощь предполагает несколько видов социальных пособий по безработице: социальные пособия для впервые выходящих на рынок труда или выходящих после длительного перерыва; социальные пособия семьям в форме ежемесячных выплат на иждивенцев, находящихся на содержании безработных. Размер этих доплат зависит от размера минимальной заработной платы и от прожиточного минимума.

В период реализации этой программы возник ряд проблем: несоответствие поставленных целей финансовым возможностям государства, несовместимость модели защиты от безработицы с реформами, начавшимися в России в 1992 году.

Последствия начавшихся проблем (1996 - 2001 гг.):

1. Длительные задержки выплат пособий по безработице (до 2 лет).

2. Сокращение размера выплачиваемых пособий.

3. Выплаты пособий в виде товаров и услуг.

4. Сведение к минимуму программы досрочных пенсионеров.

5. Увеличение масштабов и углубление бедности семей безработных.

Российская система защиты от безработицы после попытки её реформирования в 2001 году стала ориентирована на выплаты максимально возможному числу граждан.

Для развития в России системы защиты от безработицы необходимо, по мнению Т. Четверниной, принять следующие меры:18

* Нужно отказаться от единственного источника финансирования системы защиты от безработицы, будь то Фонд занятости или федеральный бюджет. Финансирование материальной поддержки безработных и активных программ должно осуществляться из различных, не пересекающихся друг с другом, источников.

* Следует ввести систему страхования от безработицы. Объектами страхования должны стать граждане, работающие по найму, которые будут уплачивать страховые взносы в созданный Фонд страхования от безработицы, в случае наступления безработицы эти объекты смогут получить страховое пособие.

* Необходимо повысить статус государственной службы занятости как ключевого института национальной системы защиты от безработицы.

* При отборе активных программ следует, с одной стороны, опираться на общую стратегию политики занятости государства, а с другой - учитывать потребности национальных рынков труда.

Заключение

Любые реформы, проводимые на рынке труда, влекут за собой как положительные, так и отрицательные последствия.

Чем "жестче" законы Трудового Кодекса (по поводу найма и увольнения работников), тем выше издержки работодателя. Штрафы за нарушение законов сравнительно ниже тех издержек, которые возникают при их соблюдении. Для работодателя выгодно несоблюдение законодательных трудовых норм. Из-за этого всё чаще используются различные виды неформальных трудовых отношений.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что сейчас необходимо пересмотреть положения трудового законодательства. Нужно повысить издержки за нарушение закона и снизить издержки, вмененные Трудовым Кодексом.

Затраты на наем и увольнение работников являются препятствием для создания новых рабочих мест при увеличении спроса. В то же время снижение издержек найма и увольнения позволяет избавиться от малопроизводительных и менее квалифицированных работников. За счет этого может повысится зарплата у квалифицированных работников, и появится возможность создания новых рабочих мест для молодых специалистов.

Безработные, занятые по найму у частных лиц и занятые в неформальном секторе не защищены законом. Им очень сложно устроиться в формальном, защищенном законом секторе. Эти категории граждан заинтересованы в реформировании трудовых отношений, которое будет стимулом для создания новых рабочих мест в формальном секторе.

Итак, благодаря снижению издержек по найму и увольнению работников произойдет снижение безработицы, сокращение её продолжительности, увеличение формальной занятости и соответствующей оплаты труда, рост налоговых поступлений от работников формального сектора. Что в целом хорошо и для всего общества.

Но есть и отрицательные последствия такого реформирования (снижения издержек):

1. Возрастает риск потери работы для менее квалифицированных работников.

2. Усиливается разделение в оплате труда.

3. Ослабляется влияние профсоюзов.

С политической точки зрения воплотить эту реформу в жизнь не так легко. Это обусловлено целым комплексом взаимосвязанных проблем. Их суть: издержки реформирования рынка труда намного выше, чем издержки ныне действующего закона.

Список использованной литературы

1. Макроэкономика: учебник для ВУЗов/ Г.С.Вечканов, ГР.Вечканова. - СПб.: Питер, 2002. - 432 с.

2. Экономическая теория: учебник ВЗФЭИ/ под редакцией И.П.Николаевой.- М.: Финстатинформ,1997.- 399 с.

3. Ю.Одегов, Г.Руденко. Внутренний рынок труда в системе социально-трудовых отношений.// Вопросы экономики. - 2004. - № 3. - С. 106.

4. Р. Капелюшников. Российская модель рынка труда: что впереди?// Вопросы экономики. - 2003. - № 4. - С. 84.

5. В. Гимпельсон. Дефицит квалификации и навыков на рынке труда// Вопросы экономики. - 2004. - № 3. - С. 76.

6. Основы экономики: учебник для ССУЗов/ Е.Ф.Борисов. - М.: Юристъ, 2002. - 336 с.

7. В. Гимпельсон. Большие неформалы// Эксперт. - 2004, 22-28 марта. - № 11.- С.66.

8. Экономика: учебник для ВУЗов/ под редакцией А.С.Булатова. - М.: Юристъ,2002. - 896 с.

9. Т. Четвернина. Российская модель защиты от безработицы в контексте мирового опыта// Вопросы экономики. - 2002. - №11. - С.74.

10. В. Гимпельсон. Политическая экономия дерегулирования занятости// Вопросы экономики. - 2003. - № 4. - С. 89.

1 См. Макроэкономика: учебник для ВУЗов/ Г.С.Вечканов, ГР.Вечканова. - СПб.: Питер, 2002. - С. 136

2 См. Макроэкономика: учебник для ВУЗов/ Г.С.Вечканов, ГР.Вечканова. - СПб.: Питер, 2002. - С. 139.

3 См. Экономическая теория: учебник ВЗФЭИ/ под редакцией И.П.Николаевой.- М.: Финстатинформ,1997.-С.335,336.

4 См. Ю.Одегов, Г.Руденко. Внутренний рынок труда в системе социально-трудовых отношений.// Вопросы экономики. - 2004. - № 3. - С. 106.

5 См. Ю.Одегов, Г.Руденко. Внутренний рынок труда в системе социально-трудовых отношений.// Вопросы экономики. - 2004. - № 3. - С. 109.

6 См. Р. Капелюшников. Российская модель рынка труда: что впереди?// Вопросы экономики. - 2003. - № 4. - С. 84.

7 См. В. Гимпельсон. Дефицит квалификации и навыков на рынке труда// Вопросы экономики. - 2004. - № 3. - С.76.

8 См. сноску 7.

9 См. В. Гимпельсон. Дефицит квалификации и навыков на рынке труда// Вопросы экономики. - 2004. - № 3. - С.80.

10 См. сноску 9. С. 82.

11 См. сноску 9. С. 87.

12 См. В. Гимпельсон. Дефицит квалификации и навыков на рынке труда// Вопросы экономики. - 2004. - № 3. - С.91.

13 См. В. Гимпельсон. Дефицит квалификации и навыков на рынке труда// Вопросы экономики. - 2004. - № 3. - С.93.

14 См. В. Гимпельсон. Большие неформалы// Эксперт. - 2004, 22-28 марта. - № 11.- С.66.

15 См. Макроэкономика: учебник для ВУЗов/ Г.С.Вечканов, ГР.Вечканова. - СПб.: Питер, 2002. - С. 152.

16 См. Экономика: учебник для ВУЗов/ под редакцией А.С.Булатова. - М.: Юристъ,2002. - С. 309.

17 См. Т. Четвернина. Российская модель защиты от безработицы в контексте мирового опыта// Вопросы экономики. - 2002. - №11. - С.71.

18 См. Т. Четвернина. Российская модель защиты от безработицы в контексте мирового опыта// Вопросы экономики. - 2002. - №11. - С.74,75.

-

-

3

Показать полностью…
Похожие документы в приложении