Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Контрольная «Права и обязанности работников службы внутреннего аудита» по Аудиту (Савина Н. В.)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО Всероссийский заочно финансово-экономический институт

Кафедра бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности

К О Н Т Р О Л Ь Н А Я Р А Б О Т А

по дисциплине:

"Внутренний аудит"

на тему: "Структура службы внутреннего аудита. Права и обязанности работников службы внутреннего аудита."

Исполнитель: Джапарашвили В.П.

Специальность: БУА и АК

Группа: 6 курс вечер

№ зачетной книжки: 05УБД43915

Руководитель: Логинова Т.В.

Ярославль 2009 г.

Содержание

Содержание 2

Введение. 3

1. Понятие, цели, задачи и принципы функционирования службы внутреннего аудита. 5

2. Структура службы внутреннего аудита 12

3. Права и обязанности работников службы внутреннего аудита 18

Заключение 21

Список использованной литературы 22

Приложения 24

Введение.

В рыночных условиях основой стабильного положения любого экономического субъекта является его финансовое состояние, мерой которого служит его финансовая устойчивость. Именно финансовое состояние определяет конкурентоспособность экономического субъекта, его потенциал в деловом сотрудничестве, позволяет оценить степень гарантий экономических интересов, как самого экономического субъекта, так и его партнеров по финансовым и иным отношениям. Таким образом, на первый план в современных условиях выходит вопрос управления финансовыми ресурсами экономического субъекта как основным и приоритетным видом ресурсов. В традиционном понимании, чтобы эффективно управлять финансовыми ресурсами управленческому персоналу, необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовое состояние, как своего экономического субъекта, так и его существующих и потенциальных партнеров.

Рассматривая этапы принятия и реализации управленческих решений, можно отметить, что весь процесс управления строится на определенного рода информационных потоках, основу которых составляет бухгалтерская (финансовая) информация. По мнению ряда авторов, процесс управления представляет собой процесс преобразования информации. При этом, чем сложнее структура внутренней среды экономического субъекта и чем сложнее и изменчивее взаимоотношения с внешней средой, тем больше информации необходимо для принятия эффективных управленческих решений. В связи с этим возрастает роль современной системы бухгалтерского учета, являющейся основным информационным источником процесса управления. В то же время следует отметить, что существуют некоторые ограничения, связанные с интерпретацией получаемых учетных данных, входящих в основной информационный поток, на основе которого принимаются управленческие решения.

Несмотря на то, что система бухгалтерского учета постоянно совершенствуется, ее прямые функции, а также постоянно меняющаяся нормативно-регулирующая база не позволяют в достаточной мере сформировать достоверную, отражающую объективные финансово хозяйственные процессы, бухгалтерскую (финансовую) информацию.

Весьма эффективным механизмом обеспечения собственников и руководителей информацией по функционированию практически всех ее подсистем, в том числе и финансовой, является служба внутреннего аудита.

Цель контрольной работы - исследовать вопросы о структуре службы внутреннего аудита, права и обязанности работников службы внутреннего аудита.

В соответствии с поставленной целью необходимо определить следующие задачи работы:

1) определить понятие, цели, задачи и принципы функционирования службы внутреннего аудита;

2) описать структуру службы внутреннего аудита;

3) определить права и обязанности службы внутреннего аудита.

Нормативную базу исследования составляет совокупность нормативно-правовых актов, регламентирующих аудиторскую деятельность, учебно-методическая литература, профессиональные массовые издания для аудиторов, бухгалтеров, финансовых менеджеров и аналитиков по вопросам, относящимся к внутреннему аудиту.

Работа имеет традиционную структуру и содержит: введение; основную часть; заключение; список источников.

1. Понятие, цели, задачи и принципы функционирования службы внутреннего аудита.

В официальных российских нормативных актах в области аудиторской деятельности под внутренним аудитом понимается ".организованная экономическим субъектом, действующая в интересах его руководства и (или) собственников, регламентированная внутренними документами система контроля за соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля" или ".один из способов контроля за эффективностью деятельности звеньев структуры экономического субъекта" 1.

Международный Институт внутренних аудиторов дает внутреннему аудиту следующее определение: "Внутренний аудит есть деятельность по предоставлению независимых и объективных гарантий и консультаций, направленных на совершенствование деятельности организации. Внутренний аудит помогает организации достичь поставленных целей, используя систематизированный и последовательный подход к оценке и повышению эффективности процессов управления рисками, контроля и корпоративного управления" 2.

Внутренний аудит может существовать в разных организационных формах: служба или департамент аудита, контрольно-ревизионная комиссия или управление и пр. Контрольно-ревизионная комиссия формируется согласно требованиям закона об акционерных обществах, им же во многом регламентируется и ее деятельность. Служба внутреннего аудита создается по решению совет директоров общества, который ставит задачи подразделению и принимает решения по кадровым вопросам.

Что касается подчиненности, то важнейшим фактором успешной деятельности службы внутреннего аудита является ее относительная независимость. Как уже отмечалось, служба внутреннего аудита работает на основании положения (регламента), утвержденного высшим руководством, собственниками, им же поставляет информацию. Таким образом, невозможна ситуация, при которой финансовый директор мог бы приостановить выполнение аудиторской программы, отказав в выделении запланированных средств.

Главная цель службы внутреннего аудита - предоставление совету директоров объективной и своевременной информации о деятельности менеджмента компании по достижению общекорпоративных целей и соблюдению стандартов ведения бизнеса. Кроме того, важное место занимает информация о достоверности данных консолидированной отчетности и ведении учета в компании, о деятельности ее функциональных и региональных подразделений.

Укрупненно функции службы внутреннего аудита можно разделить на контрольные, информационно-аналитические, методологические и консультационные.

Контрольные функции включают:3

* изучение, оценку и мониторинг адекватности и эффективности систем внутреннего контроля;

* контроль над соблюдением порядка проведения финансово-хозяйственных операций, внутренних регламентов, в том числе в части превышения полномочий руководством;

* проверку соблюдения законодательных и нормативных требований к ведению бухгалтерского, налогового учета и формированию финансовой, налоговой отчетности;

* оценку целесообразности управленческих решений, принимаемых по результатам проверки, выявление резервов повышения эффективности;

* проверку наличия и сохранности активов;

* взаимодействие с внешним независимым аудитом и контролирующими органами.

К информационно-аналитическим функциям относится информирование руководства о выявленных обстоятельствах и тенденциях, экспертиза разрабатываемых управленческих решений, анализ внутренних потоков материальных средств, анализ исполнения планов и смет.

Участие службы внутреннего аудита в разработке методик учета, их анализе на предмет соответствия бухгалтерскому или налоговому законодательству, анализ эффективности системы управленческого учета, тарифной политики и прочее составляют методологическую и консультационную деятельность службы внутреннего аудита.

Вышеперечисленные функции закрепляются в Положении о деятельности службы внутреннего аудита (Приложение 1).

Наиболее эффективным и приемлемым механизмом оперативной адаптации экономического субъекта к постоянно меняющимся внутренним и внешним условиям является комплексное применение контролирующей и консультационной функций внутреннего аудита. Важно учитывать различия в организации работ по контрольной и консультационной деятельности (табл. 1).

Таблица 1.1.

Сравнительные характеристики контрольной и консультационной деятельности СВА (службы внутреннего аудита)4

Основные

характеристики

Контрольная

деятельность

Консультационная

деятельность

Отношения (стороны - участники)

Заказчик (совет директоров, исполнительное руководство) - СВА - объект проверки

Клиент (линейный или операционный менеджмент) - СВА

Цель действий

Контроль объектов проверки по направлениям, предусмотренным регламентами СВА

Содействие в повышении эффективности деятельности, оценка нововведений с точки зрения рисков

Характер и объем работы

Определяется СВА; отражается в планах и программах проверки

Определяется клиентом, как правило, в форме технического задания

Завершающие документы

Отчет, акт с мнением аудитора, указанием выявленных недостатков и нарушений

Рекомендации в виде аналитической записки, отчета или в иных формах, согласованных с клиентом

Последующий контроль

Является обязательной частью контрольной деятельности

Выполняется по желанию клиента

Консультационный внутренний аудит предполагает участие внутренних аудиторов в постановке бухгалтерского учета экономического субъекта, консультациях сотрудников системы управления по осуществлению различных финансово-хозяйственных операций, по различным аспектам нормативно-правового поля, по разработке и проведению программ повышения квалификации персонала и многим другим проблемам, возникающим в результате функционирования любого экономического субъекта

Задачи, решаемые внутренним аудитом, можно сформулировать следующим образом:

* регулярный контроль над финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта и его филиалов;

* контроль своевременности и полноты отражения финансово-хозяйственных операций в бухгалтерском учете;

* контроль над сохранностью имущества экономического субъекта и его филиалов;

* контроль за расчетно-платежной дисциплиной;

* контроль над соблюдением законодательства и иных нормативно-правовых актов;

* контроль над своевременностью расчетов с бюджетом разных уровней и внебюджетными фондами;

* выявление или предотвращение и контроль над исправлением искажений в учетной информации вследствие непреднамеренных ошибок и злоупотреблений;

* проверка учета затрат на производство, полноты и правильности отражения выручки от реализации продукции, работ (услуг), а также формирования финансовых результатов экономического субъекта и его филиалов;

* оценка степени эффективности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта и его филиалов;

* контроль над соблюдением политики экономического субъекта и обеспечение эффективности его финансово-хозяйственной деятельности;

* анализ финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта и его филиалов;

* оценка экономической безопасности;

* оценка инвестиционных и иных экономических проектов;

* выявление и мобилизация имеющихся резервов ограниченных ресурсов;

* консультирование персонала экономического субъекта и его филиалов по всем аспектам, входящим в компетенцию внутреннего аудита;

* научные разработки и подготовка методических рекомендаций и пособий по бухгалтерскому учету и иным, входящим в его компетенцию, направлениям;

* компьютеризация бухгалтерского учета, подготовки и формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности, расчетов по налогообложению, финансовому и экономическому анализу и прочим направлениям, входящим в компетенцию внутреннего аудита экономического субъекта;

* контроль исполнения решений по устранению выявленных искажений и иных недостатков;

* оценка степени надежности информации, предоставляемой системе управления;

* организация служебных расследований по различным чрезвычайным происшествиям и обстоятельствам;

* взаимодействие при необходимости с внешними аудиторами, представителями налоговых и иных контролирующих органов.

Приведенный, хотя и не претендующий на полноту, перечень задач, стоящих перед внутренним аудитом, может меняться в зависимости от возникающей необходимости в процессе управления. В то же время его разнообразие подтверждает многофункциональные возможности внутреннего аудита. При этом все эти задачи можно объединить в обобщенное понятие. Иными словами, задачей внутреннего аудита на современном этапе его развития является обеспечение процесса управления экономическим субъектом достаточной и уместной контрольно-регулирующей информацией, позволяющей принимать наиболее эффективные управленческие решения, а также оперативно и своевременно проводить корректировку ранее принятых решений.

Основными характеристиками внутреннего аудита являются:

1. Независимость и объективность. Независимость - в данном случае понятие организационное, которое в значительной степени определяется уровнем подчиненности службы внутреннего аудита в компании. Под объективностью понимается индивидуальное качество внутреннего аудитора - беспристрастность в оценках и выводах.

2. Совершенствование деятельности организации. Целью внутреннего аудита, как следует из определения, является совершенствование деятельности организации (не выявить нарушения и ошибки для последующих организационных выводов и наказания виновных, не написать отчет на несколько десятков страниц с сотней трудновыполнимых рекомендаций, а увидеть и оценить риски, слабые стороны в работе организации и дать рекомендации, направленные на повышение эффективности систем и процессов).

3. Предоставление гарантий и консультаций. Сущность деятельности внутреннего аудита заключается в предоставлении гарантий и консультаций заказчикам (клиентам) внутреннего аудита. При этом сфера предоставления гарантий и консультаций за последние годы существенно расширилась и на сегодняшний день включает следующие области: управление рисками, внутренний контроль, корпоративное управление.

Весомый аргумент для собственников в пользу создания службы внутреннего аудита в компании - существенно меньшие затраты на содержание по сравнению с привлечением к внутреннему аудиту специалистов извне. Оперативность собственной службы внутреннего аудита выше, поскольку руководители компании могут востребовать ее услуги практически в любой момент. Кроме того, сотрудники службы внутреннего аудита обладают более глубокими знаниями организационной, экономической и финансовой ситуации в компании, в том числе и за счет привлечения к своей деятельности высококвалифицированных специалистов других структурных подразделений. И, наконец, специалисты службы внутреннего аудита заинтересованы в повышении эффективности деятельности компании: являясь ее подразделением, служба внутреннего аудита должна постоянно подтверждать собственную результативность.

Однако внутренний аудит необходим не только собственникам, но и менеджменту компании. Задача менеджеров - управлять бизнесом, достигая поставленных целей наиболее эффективным образом.

Успешность выполнения этой задачи зависит в значительной степени от двух факторов:

1. Обладает ли менеджер информацией, необходимой для принятия правильных управленческих решений.

2. Существует ли эффективная система контроля выполнения принятых решений. Менеджеры, для которых управление бизнесом является частью повседневной работы, не всегда способны объективно оценить ситуацию. Даже если менеджер считает, что эффективно контролирует все процессы, у него, как правило, нет времени и специфических навыков для сбора и структурирования соответствующей информации. Внутренний аудит, по сути своей работы, обладает информацией по всем аспектам деятельности компании и инструментарием для обобщения и анализа данных, поэтому тесное взаимодействие с внутренним аудитом повышает эффективность принятия решений менеджментом. Именно внутренний аудит является объективным источником информации, помогающим менеджеру по-новому посмотреть на вещи и оценить качество выполнения принятых управленческих решений.

Наиболее общие аспекты целесообразности создания отдела внутреннего аудита в российских организациях заключаются в следующем:

* во-первых, это позволит совет директоров или исполнительному органу наладить эффективный контроль за автономными подразделениями организации;

* во-вторых, проводимые внутренними аудиторами целевые контрольные проверки и анализ выявляют резервы производства и наиболее перспективные направления развития;

* в-третьих, внутренние аудиторы наряду с контролем часто выполняют и консультативные функции в отношении должностных лиц финансово-экономических, бухгалтерских и иных служб в головной организации, ее филиалах и дочерних компаниях.

2. Структура службы внутреннего аудита

В новых условиях хозяйствования внутренний аудит должен принимать функции менеджмента, где от аудита ждут информации о качестве управленческой деятельности и предложений по его усовершенствованию, стабилизации финансового состояния предприятия.

Примерный состав и структура внутренней службы аудита может выглядеть таким образом:

1. руководитель службы - составляет план - график проверок, определяет состав группы при проверке филиала и его руководителя, контролирует подготовку проверки и документальное оформление результатов аудиторских процедур. Он может проводить анализ финансово-хозяйственной деятельности, консультации по отдельным вопросам, контролировать выполнение приказов, распоряжений, положений и инструкций, составлять общий документ о проделанной работе и ее результатах;

2. специалист по расчетам с головной организацией - проводит анализ финансовых потоков между филиалами и головной организацией, консультации по финансовым вопросам, участвует в составлении общего плана и программы внутреннего аудита, в текущем контроле за финансовой деятельностью филиалов, в составлении отчетных документов по результатам внутреннего аудита;

3. специалист по камеральным и документальным проверкам отчетности филиалов - составляет план - график проверок, комплектует выездную группу, организовывает и осуществляет текущий контроль работы с филиалами, составляет общий план и программу внутреннего аудита, доводит до сведения руководителя службы основные результаты аудита, которые могут повлиять на содержание и выводы отчетных документов, участвует в подготовке и непосредственно осуществляет, документально оформляет результаты аудиторских процедур, составляет отчетные документы по результатам ВА, организует и контролирует работу участников выездной группы, внутренних аудиторов, проводит консультации, проверку выполнения приказов и распоряжений руководителя головной организации по финансово-хозяйственным вопросам.

4. методисты - бухгалтеры - могут назначаться на время проверки, являются штатными работниками подразделения, участвуют в подготовке, документальном оформлении аудиторских процедур, являются непосредственными исполнителями при проведении внутренних проверок;

5. специалист по налогообложению;

6. специалисты по правовым вопросам;

7. специалисты по финансовому анализу;

8. специалисты по ИТ.

Специалисты с 5 по 8 группу могут не состоять в штате, а привлекаться к работе на договорных началах как эксперты. Работу аудиторских служб надо строить на основе принципов компетентности, коллегиальности, самостоятельности, независимости, конфиденциальности, регламента и информационного обеспечения ответственности.

Для сохранения главного принципа аудита - независимость, необходимо определить место внутреннего аудита в системе управления и взаимодействия с другими составными этой системы.

Организационная структура службы внутреннего аудита на предприятии может строиться по схеме, показанной на рисунке 1.

ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА

ВНЕШНЯЯ СРЕДА

Совет директоров

Органы государственного управления

Генеральный директор

Государственные налоговые службы

Органы управления предприятием

Система внутреннего аудита

Внешний аудит

Инспектор по кадрам

Главный экономист

Главный бухгалтер

Начальник отдела сбыта

Начальник отдела

СВА основного производства

СВА вспомогательного производства

Структурные подразделения

Рис. 1.1. ? Место внутреннего аудита в организационной структуре управления.5

Администрация обязана обеспечить существование такой системы внутреннего аудита, которая являлась бы достаточной для того, чтобы:

1) в финансовую отчетность было включено все, что должно быть включено, не включено ничего из того, что не должно быть включено, и все, что включено, было в точности определено, классифицировано, оценено и зарегистрировано;

2) программы, контролирующие функционирование учетной системы (первичные документы, их анализ и разноска по счетам), не могли быть сфальсифицированы;

3) средства предприятия не могли быть незаконно присвоены или неэффективно использованы;

4) политика управления в области планирования, долгосрочного прогнозирования и т. д. Была согласована;

5) все отклонения от планов своевременно выявлялись, анализировались, и виновные несли ответственность;

6) финансовая информация передавалась наиболее эффективным образом в целях ее оптимального использования уполномоченными лицами;

7) финансовая информация давала верное и объективное представление о деятельности предприятия.

Правильная организация СВА не возможна без осуществления целого комплекса программ ? в их числе обеспечение следующих условий:

* разработка проектов организации внутреннего аудита для предприятий (дифференцировано по отраслям и организационно-правовым формам хозяйствования) с четким установлением функций, порядка взаимодействия с другими органами управления и производственными подразделениями, статуса внутреннего аудитора, его обязанностей, ответственности и прав;

* определение квалификационных требований к должности внутреннего аудитора;

* разработка и установление порядка введения стандартов, норм, руководств для деятельности внутренних аудиторов;

* разработка программ подготовки и повышения квалификации внутренних аудиторов, создание учебных пособий и организация обучения;

* прогноз потребности в кадрах внутренних аудиторов;

* создание профессиональных центров внутренних аудиторов на принципах самоорганизации.

Разделение труда внутренних аудиторов возможно и по следующим признакам:

1) по функциям производства и управления, например, аудит планирования сбыта продукции, аудит денежных расчетов, аудит реализации, аудит поступления сырья и товарно-материальных ценностей для производства, аудит формирования финансовых результатов и т. д.;

2) по конкретной специфике предприятия, например, аудит бухгалтерского учета, аудит менеджмента, аудит маркетинга и т. д.;

3) по специализации производства;

4) по структурным подразделениям предприятия, например, аудит транспортного цеха, аудит цеха готовой продукции, аудит материального склада, аудит цеха полуфабрикатов и колбасного производства и т. д.

Разделение труда среди специалистов службы (отдела) внутреннего аудита и их численность зависят от потребностей и возможностей предприятия, квалификации специалистов и соответствующего методического обеспечения.

Положение об отделе (службе) внутреннего аудита (Приложение1) предприятия является основным специфическим организационным регламентом, регулирующим внутреннее аудирование, в нем определены цели, задачи, функции и структура внутреннего аудита. Положение должно предусматривать не только регламентацию работы службы в целом, включающую ее структуру, подчиненность, порядок доступа к внутренне информации и выдачи заключений и рекомендаций, но и учитывая сложность стоящих перед службой задач и возможности ее влияния на микроклимат в коллективе, определять деловые и личные качества ее работников. Так наряду с требованиями высокой квалификации в различных областях экономики, работник (аудитор) должен уметь выделить из общего потока и оценить информацию для работы в контексте стоящей перед ним конкретной задачи, а так же обладать такими личными качествами как честность, объективность и коммуникабельность.

На основании Положения разрабатываются должностные инструкции специалистов отдела (службы) внутреннего аудита (Приложение 2). Положение об отделе (службе) внутреннего аудита и должностные инструкции специалистов отдела являются основными регламентами, регулирующими внутренний аудит предприятий.

Внутрихозяйственные регламенты по внутреннему аудиту разрабатывают на каждом предприятии на основе нормативно-правовых актов, исходя из условий деятельности предприятия, его организационной структуры, специализации, квалификации специалистов и наличия материально-технической базы (компьютеризация, механизация производства).

Таким образом, для эффективной деятельности и более широкого внедрения внутреннего аудита на предприятии необходимо осуществить целый ряд мер: разработать и внедрить в деятельность предприятий комплекс стандартов и норм внутреннего аудита; организовать подготовку высококвалифицированных кадров по внутреннему аудиту и переподготовку специалистов и руководителей предприятий; создать отраслевую профессиональную организацию аудиторов с целью методического обеспечения, обобщения практического опыта и защиты интересов аудитора.

3. Права и обязанности работников службы внутреннего аудита

Служба внутреннего аудита имеет право:

1. определять формы и методы аудиторской проверки с учетом общих методологических принципов, выработанных службой внутреннего аудита;

2. получать от руководителей и уполномоченных им сотрудников проверяемого подразделения необходимых для проведения проверки документов.

3. получать разъяснения по возникшим вопросам и дополнительные сведения, необходимые для аудиторской проверки;

4. привлекать при необходимости сотрудников иных подразделений для решения задач внутреннего аудита;

5. самостоятельно или с привлечением сотрудников проверяемого подразделения снимать копии с полученных документов, в т.ч. копии файлов и т.д;

6. получать по письменному запросу необходимую для осуществления аудиторской проверки письменную информацию от 3-их лиц;

7. привлекать на договорной основе к участию в аудиторской проверке необходимых специалистов и экспертов;

Служба внутреннего аудита обязана:

1. придерживаться основной стратегии и учетно-финансовой политике предприятия, при которой создана аудиторская служба;

2. организовать постоянный контроль деятельности подразделений путем регулярных проверок для установления соответствия требованиям законодательства, нормативных актов, стандартов профессиональной деятельности, установить соответствие внутренних документов должностным инструкциям;

3. квалифицировать и качественно проводить аудиторские проверки, оказывать консультационные услуги;

4. проверять состояние сохранности имущества и расследовать факты хищений собственности учредителей и фирм, нарушений требований законодательства, нормативных актов, внутренних документов, должностных инструкций;

5. разрабатывать рекомендации и консультации, участвовать в семинарах и осуществлять контроль за устранением нарушений, мобилизации выявленных резервов, вырабатывать меры по повышению эффективности управления;

6. осуществлять документирование посредством рабочих документов каждого факта проверки и оформлять отчетные документы;

7. проводить экспертизу достоверности и надежности системы бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля, периодически осуществлять анализ финансового положения организации и структурного подразделения;

8. обеспечивать сохранность и возврат полученных от подразделений документов, конфиденциальность документов;

9. предоставить итоговую информацию руководству организации и проверенным подчиненным подразделениям и своевременно информировать о возможных предпринимательских рисках в случаях нарушения нормативных актов и внутренних распоряжений;

10. организовывать подготовку к проверкам внешнего аудита, налоговой инспекции и др. органов контроля, принимать активное участие в этих проверках и реализацию их материалов.

На предприятиях, где работает служба внутреннего аудита, значительно выше уровень сохранности имущества, организации бухгалтерского учета и достоверности отчетности.

Для эффективного функционирования системы внутрихозяйственного аудита необходимо соблюдение следующих требований:

1) наличие персонала с четко определенными правами и обязанностями;

2) разделение обязанностей на предприятии;

3) создание необходимых условий для работы службы внутреннего аудита (выделение помещения, специалистов, наличие нормативной и справочной базы данных и т. п.);

4) повышение квалификации сотрудников службы внутрихозяйственного аудита;

5) определение уровня оплаты труда работников службы внутреннего контроля.

Заключение

Задачами контрольной работы ставилось определение понятия, цели, задачи и принципы функционирования службы внутреннего аудита, описание структуру службы внутреннего аудита и определение прав и обязанностей службы внутреннего аудита.

Выяснилось, что целью внутреннего аудита является помощь членам организации в эффективном выполнении своих обязанностей, а внутренний аудит представляет им для этого данные анализа, оценки, рекомендации, советы и информацию о проверяемых объектах.

Внутренний аудит ? контрольная деятельность, осуществляемая внутри аудируемого лица его подразделением ? службой внутреннего аудита, которая охватывает всю деятельность предприятия ? от производственного подразделения (участка, бригады, цеха) до предприятия в целом. Качественная и надежная информация, предоставляемая внутренними аудиторами внешним аудиторам, укрепляет взаимное доверие и, зачастую, обуславливает сокращение объема проводимых ими контрольных процедур, а, значит, и стоимости аудиторской проверки. Это немаловажно, так как внутренние аудиторы обычно участвуют в оценке руководством хозяйствующим субъектом результатов работы аудиторской организации.

Подводя итоги, отмечу, что на сегодняшний день складываются благоприятные условия для того, чтобы внутренний аудит продемонстрировал свои широкие возможности и доказал свою необходимость как собственникам, так и менеджменту компаний. А у собственников и менеджмента компаний может появиться мощный инструмент повышения эффективности бизнеса.

Список использованной литературы

1. Андреев, В. Д. Внутренний аудит / В. Д. Андреев. ? М. : Финансы и статистика, 2003.

2. Аренс А., Лоббек Дж. Аудит: Пер. с англ. / Гл. редактор серии проф. Я.В. Соколов. - М.: Финансы и статистика, 1995. - (Серия по бухгалтерскому учету и аудиту)

3. Богомолов А.М., Голощапов Н.А. Внутренний аудит. Организация и методика проведения. - М.: Экзамен, 1999.

4. Бурцев В.В. Организация системы внутреннего контроля коммерческой организации. - М.: Экзамен, 2000.

5. Бычкова С.М. Аудиторская деятельность. Теория и практика. - СПб.: Издательство "Лань", 2000. - (Серия "Учебники для вузов. Специальная литература")

6. Данилевский Ю.А. Общий аудит, аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов. - М.: Бухгалтерский учет, 1996.

7. Данилевский Ю.А., Шапигузов С.М., Ремизов Н.А., Старовойтова Е.В. Аудит. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 1999.

8. Додж Р. Краткое руководство по стандартам и нормам аудита / Пер. с англ.; предисловие С.А. Стукова. - М.: Финансы и статистика; ЮНИТИ, 1992. - (Аудит: теория и практика)

9. Иткин Ю.М. Проблемы становления аудита. - М.: Финансы и статистика, 1991.

10. Камышанов П.И. Практическое пособие по аудиту. - М.: ИНФРА-М, 1996.

11. Международные стандарты аудита и Кодекс этики профессиональных бухгалтеров (1999). - М.: МЦРСБУ, 2000.

12. Родионова В.М. и др. Финансы. - М.: Финансы и статистика, 1993.

13. Ситнов А.А. Роль внутреннего аудита в системе управления экономическим субъектом // Менеджмент в России и за рубежом. - 2002. - №4.

14. Соколов Б. Роль службы внутреннего аудита в компании // Финансовый директор. - 2007. - №6.

15. Сонин А. Зачем компании внутренний аудит? // Управление компанией. - 2004. - №10.

16. Сонин, А. М. Внутренний аудит : Современный подход / А. М. Сонин. - М. : Финансы и статистика, 2007.

17. Стандарты аудиторской деятельности: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2000. - (Серия "Высшее образование")

Приложение1.

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О СЛУЖБЕ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о службе внутреннего аудита (далее - Положение) разработано в соответствии с законодательством Российской Федерации, Уставом Компании, Положением о Совете директоров Компании (далее - Совет директоров), Положением о Комитете по аудиту Совета директоров Компании (далее - Комитет по аудиту), а также передовой практикой корпоративного управления.

1.2. Положение определяет роль и задачи службы внутреннего аудита Компании (далее - СВА), обязанности и полномочия ее сотрудников, а также подчиненность СВА.

1.3. Служба внутреннего аудита призвана способствовать повышению эффективности внутреннего контроля и управления рисками в Компании и ее дочерних и зависимых обществах (далее - ДЗО).

1.4. Служба внутреннего аудита проводит внутренние аудиторские проверки и выполняет другие аудиторские задания в подразделениях Компании и ее ДЗО.

1.5. Служба внутреннего аудита является структурным подразделением Компании. Служба внутреннего аудита может формировать свои подразделения в филиалах и ДЗО. В этом случае подразделения СВА в филиалах и ДЗО функционально подотчетны Директору службы внутреннего аудита Компании.

1.6. Совет директоров по рекомендации Комитета по аудиту утверждает организационную структуру, бюджет, план деятельности СВА.

1.7. В своей деятельности СВА руководствуется принципами независимости, объективности, компетентности и профессионального отношения к работе, а также стандартами деятельности внутренних аудиторов, определяемыми Международными профессиональными стандартами внутреннего аудита и Кодексом этики Института внутренних аудиторов.

2. Функции службы внутреннего аудита

2.1. СВА проводит оценку эффективности системы внутреннего контроля Компании и ее ДЗО и вырабатывает соответствующие рекомендации по результатам оценки. Оценка проводится по следующим направлениям:

- эффективность и результативность финансово-хозяйственной деятельности;

- сохранность активов;

- достоверность отчетности (внешней и внутренней);

- соответствие деятельности нормам законодательства, внутренним организационно-распорядительным документам и стандартам.

2.2. СВА проводит оценку эффективности системы управления рисками Компании и ее ДЗО и вырабатывает соответствующие рекомендации по результатам оценки.

2.3. СВА проводит оценку безопасности и эффективности информационных систем Компании и ее ДЗО (ИТ-аудиты).

2.4. СВА консультирует менеджмент Компании и ее ДЗО в разработке планов мероприятий (корректирующих действий) по результатам проведенных аудитов, а также осуществляет контроль выполнения планов мероприятий.

2.5. СВА консультирует менеджмент Компании, ее ДЗО по вопросам, входящим в компетенцию СВА, как это определено в настоящем Положении (в том числе по вопросам организации системы внутреннего контроля и системы управления рисками).

2.6. СВА выполняет по запросу исполнительных органов Компании, ее ДЗО и по согласованию с Комитетом по аудиту специальные проекты, в том числе участвует в расследовании злоупотреблений и нарушений Кодекса делового поведения Компании. При этом на СВА не должна возлагаться ответственность за расследование подобных случаев.

2.7. СВА выполняет другие задания и участвует в других проектах по поручению Комитета по аудиту.

3. Подчиненность и обеспечение независимости

3.1. Службу внутреннего аудита возглавляет Директор службы внутреннего аудита.

3.2. С целью обеспечения независимости и объективности СВА Директор службы внутреннего аудита административно подчиняется Генеральному директору Компании и функционально подчиняется Совету директоров через Комитет по аудиту1. Директор СВА несет ответственность перед Комитетом по аудиту за организацию работы СВА и выполнение поставленных задач.

3.3. Комитет по аудиту вырабатывает рекомендации Совету директоров по вопросам принятия решения о назначении/увольнении Директора службы внутреннего аудита, определения условий трудового соглашения, уровня заработной платы, премий (бонусов), взысканий.

3.4. Директор службы внутреннего аудита ежегодно представляет на рассмотрение Комитету по аудиту предложения по организационной структуре и бюджету СВА и план деятельности СВА.

3.5. Директор службы внутреннего аудита представляет Комитету по аудиту и Генеральному директору ежеквартальные и ежегодный отчеты по итогам работы СВА, содержащие информацию:

- о выполнении утвержденного плана деятельности СВА;

- о существенных рисках и недостатках системы внутреннего контроля и системы управления рисками и соответствующих планах менеджмента по их устранению;

- о результатах выполнения менеджментом мероприятий (корректирующих действий), осуществляемых по результатам проведенных аудитов;

- о существенных ограничениях, препятствующих службе внутреннего аудита эффективно выполнять поставленные задачи.

4. Полномочия

4.1 Директор службы внутреннего аудита уполномочен:

- иметь прямой доступ к Председателю Комитета по аудиту;

- запрашивать у должностных лиц Компании, ее ДЗО любую информацию и материалы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей;

- знакомиться с текущими и перспективными планами деятельности, проектами решений и решениями исполнительных органов Компании, ее ДЗО;

- доводить до сведения Комитета по аудиту и Генерального директора предложения по улучшению существующих систем, процессов, стандартов, методов ведения деятельности, а также комментарии по любым вопросам, входящим в компетенцию СВА, как это определено в настоящем Положении;

- привлекать по согласованию с Генеральным директором Компании или его заместителями сотрудников подразделений Компании к участию в аудиторских заданиях;

- привлекать по согласованию с Генеральными директорами филиалов и ДЗО или их заместителями сотрудников к участию в аудиторских заданиях;

- привлекать по согласованию с Комитетом по аудиту сторонних экспертов при выполнении аудиторских заданий.

4.2 Сотрудники службы внутреннего аудита уполномочены:

- запрашивать у должностных лиц Компании, ее ДЗО и получать беспрепятственный доступ к любым активам, документам, бухгалтерским записям и другой информации о деятельности Компании, ее ДЗО, делать копии документов;

- в рамках выполнения аудиторских заданий проводить интервью с должностными лицами и сотрудниками Компании, ее ДЗО;

- изучать и оценивать любые документы, запрашиваемые в ходе выполнения аудиторских заданий, и направлять копии этих документов и/или соответствующую информацию Директору службы внутреннего аудита;

- осуществлять мониторинг выполнения менеджментом мероприятий (корректирующих действий), осуществляемых по результатам проведенных аудитов;

- доводить до сведения Директора службы внутреннего аудита предложения по улучшению существующих систем, процессов, стандартов, методов ведения деятельности, а также комментарии по любым вопросам, входящим в компетенцию СВА, как это определено в настоящем Положении.

5. Обеспечение качества и оценка деятельности

5.1. Комитет по аудиту проводит ежегодную оценку деятельности СВА на основании согласованных с Директором службы внутреннего аудита и утвержденных Комитетом критериев оценки.

5.2. Директор службы внутреннего аудита разрабатывает и внедряет программу обеспечения качества работы СВА. Такая программа включает текущий мониторинг, а также проведение периодических внутренних и внешних оценок качества внутреннего аудита.

5.3. Внешняя оценка качества внутреннего аудита с привлечением сторонних экспертов проводится не реже одного раза в пять лет. Директор службы внутреннего аудита предоставляет результаты оценки Комитету по аудиту и Генеральному директору.

6. Заключительные положения

6.1. Директор службы внутреннего аудита ежегодно рассматривает вопрос о необходимости внесения изменений в настоящее Положение.

6.2. Положение, а также все изменения и дополнения к нему утверждает Совет директоров.

6.3. В случае, если нормы Положения входят в противоречие с требованиями Устава, приоритетными являются положения Устава.

Функциональное подчинение предполагает: принятие решения о назначении/увольнении Директора СВА, а также определение условий трудового соглашения, уровня заработной платы, премий (бонусов), взысканий; утверждение структуры, бюджета, ежегодного плана деятельности СВА; приглашение руководителя СВА на заседания Комитета по аудиту; получение и рассмотрение регулярных отчетов СВА; рассмотрение существенных ограничений, препятствующих службе внутреннего аудита эффективно выполнять поставленные задачи; проведение оценки деятельности СВА. Административное подчинение предполагает: издание на основании решений, принятых Советом директоров, соответствующих распоряжений, касающихся деятельности СВА; получение регулярных отчетов СВА; контроль над соблюдением трудового распорядка; оформление приказов на командировки, отпуска и т.п.

Приложение 2

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ.

УТВЕРЖДАЮ

(наименование организации)

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

(директор; иное должностное лицо)

00.00.0000 № 00

(подпись)

(расшифровка подписи)

Внутреннему аудитору

00.00.0000

I. Общие положения

1. Внутренний аудитор относится к категории специалистов.

2. На должность внутреннего аудитора назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (экономическое) образование, дополнительную специальную подготовку, стаж бухгалтерской работы не менее

(2 лет; 3 лет; др.)

в том числе в качестве аудитора не менее

. (1 года; 2 лет; др.)

3. Внутренний аудитор должен знать:

3.1. Нормативные и методические материалы, регламентирующие производственно-хозяйственную деятельность предприятия.

3.2. Рыночные методы хозяйствования, закономерности и особенности развития экономики.

3.3. Профиль, специализацию и особенности структуры предприятия.

3.4. Аудит, аудиторские методики и процедуры, стандарты внутреннего аудита.

3.5. Порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, международные стандарты бухгалтерского учета.

3.6. Методы анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия.

3.7. Правила проведения проверок и документальных ревизий.

3.8. Денежное обращение, кредит, порядок ценообразования.

3.9. Правила организации и ведения бизнеса.

3.10. Основы налоговой системы, порядок исчисления налогов.

3.11. Трудовое, финансовое, налоговое и хозяйственное законодательство.

3.12. Основы маркетинга, основы администрирования.

3.13. Этику делового общения.

3.14. Средства вычислительной техники, коммуникации и связи.

3.15. Экономику и организацию производства, труда и управления.

3.16. Основы трудового законодательства.

3.17. Правила и нормы охраны труда.

3.18. ________________________________________________________________ .

4. Назначение на должность внутреннего аудитора и освобождение от должности производятся приказом руководителя предприятия.

5. Внутренний аудитор подчиняется непосредственно

(руководителю предприятия;

первому заместителю руководителя предприятия)

6. На время отсутствия внутреннего аудитора (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности выполняет лицо, назначенное в установленном порядке. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.

7. ________________________________________________________________ .

II. Должностные обязанности

Внутренний аудитор:

1. Осуществляет проверку финансовой и управленческой отчетности предприятия, анализирует ее достоверность, оценивает своевременность ее составления и представления.

2. Организует унификацию и стандартизацию учетных процессов.

3. Подготавливает и представляет для утверждения руководству предприятия план аудиторских работ, бюджет аудиторских работ.

4. Проводит сплошные ревизии и проверки в подразделениях предприятия в соответствии с утвержденным планом.

5. Осуществляет контроль за выполнением бюджета предприятия.

6. Осуществляет проверку сохранности и эффективности использования активов предприятия, контролирует доступ работников предприятия к активам и финансовой информации.

7. Осуществляет экспертную оценку проектов контрактов, контролирует своевременность и полноту отражения в учетных документах совершаемых сделок (заключаемых договоров) и их результатов.

8. Выявляет внутренние резервы предприятия и определяет пути их эффективного использования.

9. Проводит мониторинг расходования фондов по разным проектам или программам, осуществляет анализ доходов и расходов предприятия, оптимизацию и планирование налогов.

10. Проводит выборочные ревизии с целью выявления и ликвидации задолженностей и недостач, осуществляет контроль за выполнением предприятием и его контрагентами своих обязательств, анализирует дебиторскую и кредиторскую задолженности, дает оперативные указания по уменьшению задолженностей.

11. Разрабатывает рекомендации и план действий по устранению выявленных отклонений от планов; рекомендации, позволяющие снизить уровень риска отдельных операций или минимизировать возможные потери.

12. Определяет и анализирует возможные внешние и внутренние риски при разработке и внедрении новых проектов на предприятии.

13. Осуществляет надзор за работой персонала в части финансов, анализирует должностные инструкции, определяет соответствие распределения обязанностей требованиям производственного, управленческого и финансового процесса, осуществляет разграничение полномочий, вносит предложения менеджеру по персоналу по внесению объективных изменений в положения о подразделениях, должностные инструкции.

14. Разрабатывает финансовые регламенты для финансовой политики предприятия в целом, отдельных процедур, инструкций и иной документации.

15. Принимает участие в формировании сводной и консолидированной отчетности.

16. Осуществляет подготовку предприятия к внешнему аудиту.

17. Выполняет временные или постоянные обязанности, не связанные с внутренним аудитом, по распоряжению руководителя предприятия (поддержка бухгалтерского отдела, анализ инвестиционных проектов, проведение сверки с поставщиками и т.д.).

18. Консультирует руководство предприятия по вопросам аудита.

19. Составляет отчеты о проделанной работе, аналитические и докладные записки, дает экспертные заключения, др.

20. ________________________________________________________________ .

III. Права

Внутренний аудитор имеет право:

1. На доступ во все подразделения предприятия, к любой информации предприятия, необходимой для проведения аудита.

2. Давать обязательные к исполнению указания персоналу по приведению отчетной документации в соответствие с внутренними документами и законодательством, по исправлению ошибок и неточностей, принятию мер в связи с выявленными недостатками.

3. Получать от ответственных работников объяснения по вопросам, возникающим в ходе проведения ревизий и аудита.

4. Давать распоряжения персоналу по подготовке предприятия к внешнему аудиту.

5. Давать рекомендации руководству по изменению системы контроля на предприятии, а также изменению управленческой политики на предприятии.

6. Знакомиться с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.

7. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями.

8. Требовать от руководства предприятия обеспечения организационно-технических условий и оформления установленных документов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.

9. ________________________________________________________________ .

IV. Ответственность

Внутренний аудитор несет ответственность:

1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, установленных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

2. За правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, - в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

3. За причинение материального ущерба предприятию - в пределах, установленных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

4. ________________________________________________________________ .

(составитель должностной инструкции)

(подпись)

(расшифровка подписи)

00.00.0000

(лицо, визирующее должностную инструкцию)

(подпись)

(расшифровка подписи)

00.00.0000

С инструкцией ознакомлен:

(подпись)

(расшифровка подписи)

00.00.0000

1 Стандарты аудиторской деятельности: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2000. - (Серия "Высшее образование") - с.218

2 Сонин А. Зачем компании внутренний аудит? // Управление компанией. - 2004. - №10.

3 Емельянова И.Н. Служба внутреннего аудита: цели, задачи и принципы функционирования / Научно-практический журнал "Учет и статистика" / 1 (13) - 2009 - 69стр.

4 Емельянова И.Н. Служба внутреннего аудита: цели, задачи и принципы функционирования / Научно-практический журнал "Учет и статистика" / 1 (13) - 2009 - 69стр.

5 Соловьева И.В. "Вопросы развития внутреннего аудита" / Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия "Экономика". 2009, № 9.

-

-

5

Показать полностью…
Похожие документы в приложении