Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Контрольная «Центральные банки» по Финансам и кредиту (Графов А. В.)

Всероссийский заочный финансово-экономический

институт

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ДИСЦИПЛИНА "Деньги, кредит, банки "

ВАРИАНТ №14

Центральные банки.

Специальность: Финансы и кредит.

Выполнила: студентка 4 курса

Группа №2.

Омск-2007

Оглавление

1 Цели, формы организации и функции центральных банков 3

1.1 Цели и формы организации центральных банков 3

1.2 Функции центральных банков 6

1.2.1 Функция монопольной эмиссии банкнот 6

1.2.2 Функция денежно-кредитного регулирования 7

1.2.3 Внешнеэкономическая функция центрального банка 12

1.2.4 Функция банка банков 12

1.2.5 Функция банка правительства 13

2 Операции центральных банков. 14

Заключение 20

Литература 21

1 Цели, формы организации и функции центральных банков

1.1 Цели и формы организации центральных банков

Центральный банк - это центр кредитной системы. Впервые некоторые его функции, такие как, например, "банк банков", монопольная эмиссия кредитных билетов, в России начал выполнять созданный в 1860г. Государственный банк России. Впоследствии, после слияния с ним национализированных коммерческих банков он был переименован в Народный банк РСФСР, а в 1920г. и вовсе был упразднён.

Начиная с 1921г. в России начинает функционировать Государственный банк РСФСР, преобразованный в 1923г. в Государственный банк СССР. Вплоть до банковской реформы 1987г. он являлся единым эмиссионным, кассовым, кредитным и расчётным центром страны и выполнял функции, присущие как центральному, так и коммерческим банкам, а с 1988г. функции кредитования и расчётно-кассового обслуживания народного хозяйства были переданы государственным специализированным банкам. Поэтому, реформу 1987г. можно полноправно рассматривать как первый шаг на пути к созданию двухуровневой банковской системы.

После обретения Российской Федерацией суверенитета, на базе Госбанка СССР был создан Госбанк РСФСР, переименованный в декабре 1990г. в Центральный банк РСФСР (Банк России), а в апреле 1995г. - в Центральный банк Российской Федерации (Банк России).

Во всех развитых странах действует несколько законов, которые регламентируют задачи и функции Центрального банка, а также определяют инструменты и методы их осуществления. Согласно ст.1 гл.1 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" правовой статус, функции, принципы организации и деятельности Центрального банка Российской Федерации определяются:

а) Конституцией РФ;

б) настоящим законом;

в) другими федеральными законами.

Функции и полномочия, предусмотренные законодательством, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Как известно ещё из курса "Деньги, кредит, банки" центральные банки бывают акционерные (США, Италия), государственные, капитал которых принадлежит государству (Великобритания, ФРГ, Франция) и смешанные (Япония, Бельгия). Центральный банк Российской Федерации является государственным банком. Банк России - юридическое лицо, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием. Местонахождение центральных органов Банка России - город Москва.

Уставный капитал ЦБ РФ является федеральной собственностью, и, согласно ст.10 Федерального закона размер этого капитала равняется 3 млрд. руб. [1].

ЦБ осуществляет свои расходы только за счёт своих собственных доходов, налоги и сборы уплачивает в соответствии с Налоговым Кодексом РФ. В своей деятельности Банк России независим от Правительства Российской Федерации. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России, в свою очередь, - по обязательствам государства, за исключением случаев, когда ими были приняты такие обязательства.

Банк России не вправе участвовать в капиталах кредитных организаций, если иное не установлено Федеральным законом (ст.8), однако может участвовать в капиталах и деятельности международных организаций, которые занимаются развитием сотрудничества в денежно-кредитной, валютной, банковской сферах (ст.9). Кроме того, ЦБ РФ не имеет права участвовать в капиталах или являться членом иных коммерческих и некоммерческих организаций, если они не обеспечивают деятельность Банка России, его учреждений и организаций, за исключением случаев, установленных федеральными законами [1].

Согласно ст.5 Федерального закона, Банк России подотчётен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

В компетенцию Государственной Думы входит:

1) назначение на должность и освобождение от должности Председателя и членов Совета директоров Банка России;

2) направление и отзыв представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете в рамках своей квоты;

3) рассмотрение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и годового отчёта Банка России и принятие решений по ним;

4) принятие решений о проверке Счётной палатой РФ финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений;

5) проведение парламентских слушаний о деятельности Банка России с участием его представителей;

6) заслушивание докладов Представителя Банка России о деятельности Банка России.

В целом, необходимо отметить, что подобно центральным банкам других стран Банк России одновременно является банком и государственным органом.

Обратимся к главе 3 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Этот закон значительно расширил полномочия Национального банковского совета - коллегиального органа Банка России. Из 12 членов Национального банковского совета двое направляются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации из числа членов Совета Федерации, трое - Государственной Думой из числа депутатов Государственной Думы, трое - Президентом Российской Федерации, трое - Правительством Российской Федерации.

Члены Национального банковского совета, за исключением Председателя Банка России, не работают в Банке России на постоянной основе и не получают оплату за эту деятельность.

В компетенцию Национального банковского совета входит:

* назначение главного аудитора Банка России и рассмотрение его докладов;

* определение аудиторской организации - аудитора годовой финансовой отчётности;

* внесение в Государственную Думу предложений о проведении проверки Счётной палатой финансово-хозяйственной деятельности Банка России и его учреждений;

* рассмотрение годового отчёта Банка России, вопросов совершенствования банковской системы России, основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и их проекта, (ежеквартально) информации Совета директоров Банка России по основным вопросам деятельности банка - реализации основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики, банковского регулирования и надзора, политики валютного регулирования и контроля, организации системы расчётов в России, исполнения сметы расходов Банка России, подготовки проектов законодательных актов и иных нормативных актов в области банковского дела.

В Совет директоров Банка России входят Председатель Банка и 12 членов, работающих в нём на постоянной основе. Согласно ст.15, члены Совета директоров назначаются на должность сроком на 4 года.

Совет директоров заседает не реже одного раза в месяц, при этом он выполняет следующие функции:

- разрабатывает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики, обеспечивает их выполнение;

- устанавливает обязательные нормативы для кредитных организаций и банковских групп;

- определяет величину резервных требований;

- принимает решения об изменении процентных ставок Банка России;

- определяет лимиты операций на открытом рынке;

- вносит в Государственную Думу предложения об изменении величины уставного капитала;

- устанавливает правила проведения банковских операций и правила бухгалтерского учёта и отчётности для банковской системы России;

- в соответствии с федеральными законами определяет условия допуска иностранного капитала в банковскую систему РФ;

- устанавливает порядок формирования резервов кредитными организациями;

- утверждает порядок работы Совета директоров;

- выполняет иные функции, отнесённые настоящим Федеральным законом к ведению Советом директоров [1].

Таким образом, Банк России - это единая централизованная система, в которую входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчётно-кассовые, вычислительные центры, полевые учреждения и другие предприятия, необходимые для осуществления деятельности Банка России. При этом территориальные учреждения Банка не имеют статуса юридического лица и права принимать решения, носящие нормативный характер. Кроме того, эти учреждения не могут выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства без разрешения Совета директоров.

Определенная степень независимости центрального банка от правительства является необходимым условием эффективности его деятельности по поддержанию денежно-кредитной и валютной стабильности, которая нередко вступает в противоречие с краткосрочными целями правительства, озабоченного, скажем, приближением очередных выборов. Это особенно важно в плане ограничения возможностей правительства использовать ресурсы центрального банка для покрытия бюджетного дефицита.

В 80-90-е гг. тенденция независимости центральных банков от правительства усилилась.

В то же время независимость центрального банка имеет относительный характер, поскольку экономическая политика правительства не может быть успешной без согласования и тесной увязки ее основных элементов: денежно-кредитной и финансовой политики. Поэтому в долгосрочном плане политика центрального банка прямо определяется приоритетами макроэкономического курса правительства. В конечном счете любой центральный банк в той или иной степени сочетает черты и банка, и государственного органа.

1.2 Функции центральных банков

Перед любым центральным банком стоит триединая задача обеспечения стабильности покупательной способности и валютного курса национальной денежной единицы, стабильности и ликвидности банковской системы, эффективности и надежности платежной системы. Для решения этой задачи, центральный банк выполняет пять основных функций: монопольной эмиссии банкнот, денежно-кредитного регулирования, внешнеэкономическую, банка банков и банка правительства.[14]

1.2.1 Функция монопольной эмиссии банкнот

За центральным банком как представителем государства законодательно закреплена эмиссионная монополия только в отношении банкнот, т.е. общенациональных кредитных денег, которые являются общепризнанным окончательным средством погашения долговых обязательств в стране. В некоторых странах центральный банк также монопольно осуществляет эмиссию монет, но обычно их чеканкой занимается министерство финансов (казначейство). В последнем случае центральный банк покупает монеты у казначейства по номиналу, а разница между номинальной (нарицательной) стоимостью монет и их себестоимостью идет в доход госбюджета. Купленные монеты центральный банк выпускает в обращение вместе с банкнотами.

Банкноты, как уже отмечалось в предыдущих разделах, составляют незначительную часть денежной массы промышленно развитых стран, однако банкнотная эмиссия по-прежнему необходима для платежей в розничной торговле, а также для обеспечения ликвидности кредитной системы.' Эмиссионная монополия превратила центральный банк в эмиссионно-кассовый центр банковской системы, поскольку обязательства центрального банка (как в форме банкнот, так и в форме депозитов коммерческих банков в центральном банке) служат кассовым резервом любого коммерческого банка.[14]

1.2.2 Функция денежно-кредитного регулирования

Регулирование экономики путем воздействия на состояние кредита и денежного обращения - составной элемент экономической политики правительства, главными целями которой являются достижение стабильного экономического роста, низкого уровня безработицы и инфляции, выравнивание платежного баланса.

Общее состояние экономики во многом зависит от состояния денежно-кредитной сферы.

По числу институтов, объему кредитных ресурсов и операций базу всей денежно-кредитной системы составляют коммерческие банки и другие кредитные учреждения. Достаточно отметить, что от 75 до 90% всей денежной массы в большинстве стран составляют банковские депозиты и лишь 25-10% - банкноты центрального банка. Поэтому государственное регулирование денежно-кредитной сферы может быть успешным лишь в том случае, если государство через центральный банк способно воздействовать на масштабы и характер операций коммерческих банков.

Для воздействия на денежно-кредитную сферу центральный банк использует прежде всего способность коммерческих банков увеличивать или уменьшать депозиты, а следовательно, денежную массу. Однако это не означает, что он может непосредственно определять объем депозитной эмиссии и кредитных операций банков. 'Центральный банк воздействует на динамику банковских ссуд и депозитов через систему обязательных резервов. Регулируя резервную позицию банков, он может вызвать ценную реакцию сокращения или увеличения кредитов и соответственно депозитов.

Суть в том, что имеется определенная взаимосвязь между размером резервов, которые банки обязаны хранить на счете в центральном банке, и кредитными операциями банков. Увеличение банковских ссуд ведет к росту депозитов и, следовательно, вызывает необходимость увеличения обязательных резервов, уменьшение ссуд приводит к противоположному результату. Если банк не имеет возможности поддержать требуемое соотношение между обязательными резервами и депозитами, он вынужден отказаться от выдачи новых кредитов или продать ценные бумаги. Если же у банков возникают избыточные ("свободные") резервы (т.е. сумма фактических резервов на счетах в центральном банке превышает сумму обязательных резервов), то банки могут предоставить новые ссуды и создать депозиты.

Указанная зависимость получила название эффекта кредитно-депозитной мультипликации. Он означает расширение депозитов путем многократного увеличения любых новых резервов, получаемых банковской системой в целом. Данный эффект " срабатывает несмотря на то, что каждый отдельный банк не может расширить депозиты в количестве, превышающем его избыточные резервы.

Например, если банк, получивший 1000 долл. в качестве депозитов, должен иметь обязательные резервы, равные 10% от суммы депозитов, то 90% полученных наличных денег, т. е. 900 долл., он может расходовать на ссуды. Если клиенты, получившие ссуды, используют полученные деньги для оплаты своих долгов или покупки товаров, то 900 долл. перейдут в руки других лиц, которые увеличат свои вклады в банках. В результате 900 долл., уйдя из кассы нашего банка, попадут в кассы других банков. Последние же в свою очередь, удержав 10% в виде резервов, расходуют полученные средства на новые приносящие доход активы. При этом они теряют 810 долл. наличными, которые переходят к другим банкам и дают последним возможность создать новые депозиты. Таким образом, хотя каждый банк предоставил взаймы только 90% денег, которые он получил от клиентов, все банки в целом в конце концов расширили свои ссуды на сумму, в 9 раз превышающую сумму исходного депозита, т. е. на 9000 долл. В результате приема одним банком депозита в 1000 долл. банковской системой формируются совокупные депозиты в сумме 10 000 долл., которая в 10 раз превышает сумму первоначального депозита (см. табл. 1.1).

Таблица 1.1 Пример мультипликативного расширения депозитов, долл.

Банк

Сумма полученных депозитов

Сумма предоставленных ссуд или инвестиций

Сумма обязательных

резервов (норма обязательных резервов 10%)

Первый

1000 900 100 Второй

900 810 90 Третий

810 729 81 Четвертый

729 656,10

72,90 Пятый

656,10 590,49 65,61

Шестой 590,49

531,44

59,05 Седьмой

531,44 478,30 53,14

Восьмой 478,30

430,47

47,83 Девятый

430,47 387,42 43,05

Десятый 387,42

348,68

38,74 Итого 10 банков

6513,22 5 861,90

651,32 Прочие банки

3 486,78

3 138,10 348,6 Все банки

10 000 9000 1 000

Из таблицы видно, что каждый банк, получающий депозит, добавляет к свои резервам 10% от полученной суммы депозита.

Расширение депозитов и резервов продолжается до тех пор, пока все 1000 долл. первого депозита не будут использованы в качестве обязательных резервов, а сумма депозитов не расширится до 10 000 долл.

В рассмотренном примере мы предполагаем, что все полученные клиентами от банков деньги остаются в банковской системе, т. е. депонируются в банках, и что все банки не создают излишних резервов, или резервов сверх установленного центральным банком уровня. Однако на практике какая-то часть выданных банком средств остается в наличной форме, что приводит к уменьшению суммы новых резервов и соответственно новых депозитов. Аналогично влияет и создание банками излишних резервов. Если бы наш первый банк, получив новый депозит в 1000 долл., удержал в форме излишних резервов 900 долл., весь процесс окончился бы, не вызвав многократного расширения депозитов/Желание банков иметь излишние резервы зависит, во-первых, от наличия спроса на банковские ссуды и, во-вторых, от уровня процента, который они могут получить по своим кредитам. В условиях, когда предоставление банковских ссуд слишком рискованно, а надежные государственные краткосрочные обязательства приносят очень маленький доход, расширение банковских ресурсов в результате денежно-кредитной политики центрального банка, вероятно, просто привело бы к образованию или увеличению излишних резервов. Указанные обстоятельства существенно ограничивают возможности центрального банка воздействовать на состояние рынка ссудных капиталов и денежное обращение.

Методы денежно-кредитной политики центрального банка разнообразны. Наиболее широко используются:

• изменение процентных ставок, по которым центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам (официальной учетной ставки, ставки рефинансирования, ломбардной ставки);

• изменение норм обязательных резервов банков;

• операции на открытом - рынке, т. е. операции по купле-продаже государственных облигаций, векселей и других ценных бумаг;

• политика валютного курса или курсовая политика.

Указанные методы денежно-кредитного регулирования можно назвать общими, так как они влияют на операции всех коммерческих банков и на рынок ссудных капиталов в целом.

Кроме того могут применяться также выборочные (селективные) методы, направленные на регулирование отдельных форм кредита (например, потребительского) или кредитования различных отраслей (жилищного строительства, экспортной торговли). К выборочным методам относятся:

• прямое ограничение размеров банковских кредитов для отдельных банков или ссуд (так называемые кредитные потолки);

• регламентация условий выдачи конкретных видов кредитов, в частности, установление размеров маржи, т.е. разницы между суммой обеспечения и размером выданной ссуды, разницы между ставками по депозитам и ставками по кредитам. Традиционным методом регулирования является изменение процентных ставок центрального банка. Повышение официальной ставки уменьшает возможности коммерческих банков в получении кредита для пополнения своих резервов, что в свою очередь приводит к сокращению их ссуд, а значит, денежной массы и увеличению рыночных процентных ставок. Повышая ставки, центральный банк проводит политику ограничения кредита, т.е. кредитной рестрикции.

Повышение процентных ставок отражается также на состоянии платежного баланса и уровне валютного курса, так как приводит к привлечению в страну иностранного краткосрочного капитала. В итоге активизируется платежный баланс, увеличивается предложение иностранной валюты, а значит, снижается курс иностранной и повышается курс национальной валюты. Снижение ставки центрального банка является методом политики расширения кредита - кредитной экспансии. Изменение официальных ставок играет роль сигнала для всего рынка ссудных капиталов: повышение ставок означает начало проведения политики кредитной рестрикции, снижение - кредитной экспансии.

Существенное воздействие на ресурсы коммерческих банков и, следовательно, на их возможности предоставлять ссуды оказывает изменение норм обязательных резервов. Повышение нормы обязательных банковских резервов означает, что большая часть банковских средств "заморожена" на счетах центрального банка и не может использоваться коммерческими банками для выдачи кредитов. В результате сокращаются банковские ссуды и денежная масса в обращении, повышаются проценты по ссудам. Снижение нормы банковских резервов увеличивает возможности расширения банковских кредитов и денежной массы, что ведет к снижению рыночного процента.

В странах с развитым рынком ценных бумаг наиболее распространенным методом денежно-кредитного регулирования являются операции на открытом рынке (OOP). Во-первых, эти операции влияют на деятельность коммерческих банков через объем их ресурсов. Если центральный банк продает ценные бумаги на открытом рынке, а коммерческие банки их покупают, то остатки средств на корреспондентских счетах, открытых этими банками в центральном банке, уменьшаются на сумму купленных бумаг. Соответственно уменьшаются их возможности по предоставлению ссуд своим клиентам. Это приводит к сокращению денежной массы в обращении. При покупке ценных бумаг у коммерческих банков центральный банк зачисляет соответствующие суммы на их корсчета, что расширяет возможности банков по выдаче ссуд.

Во-вторых, OOP могут использоваться для регулирования процентных ставок и курса (цены) государственных ценных бумаг.

Для регулирования краткосрочных процентных ставок традиционно применяются операции центрального банка с векселями (казначейскими и коммерческими) и краткосрочными государственными облигациями. Продажа их ограничивает наличность денежного рынка и ведет к повышению рыночных ставок процента. Если же центральный банк не желает допускать увеличения рыночной нормы процента, он оказывает поддержку банкам, покупая у них краткосрочные ценные бумаги и векселя по текущим рыночным ставкам. Кроме того, покупка-продажа казначейских векселей, краткосрочных государственных облигаций ведет к изменению спроса и предложения, а значит, курса и доходности этих бумаг, что оказывает воздействие на краткосрочные ставки на денежном рынке и уровень курса национальной валюты.

Традиционным средством регулирования долгосрочных процентных ставок служат операции центрального банка с долгосрочными государственными обязательствами. Покупка таких обязательств центральным банком вызывает повышение их рыночного курса (в результате расширения спроса на них). Рост цены облигаций означает снижение их фактической доходности, которая определяется отношением суммы купонного дохода по облигации к ее рыночному курсу. Уменьшение фактической доходности долгосрочных облигаций приводит к снижению долгосрочных процентных ставок на рынке. Продажа облигаций центральным банком на открытом рынке вызывает падение их курса и повышение доходности облигаций, а следовательно, и долгосрочных процентных ставок.

Важным методом денежно-кредитной политики является политика валютного курса, или курсовая политика. Поддержание стабильности курса национальной валюты имеет большое значение для обеспечения стабильности цен и денежного обращения. Снижение курса национальной валюты ведет к повышению цен на внутреннем рынке сначала на импортные, а затем и отечественные товары, т. е. к уменьшению покупательной способности национальной денежной единицы. В условиях постоянного снижения курса национальной валюты цены на товары на внутреннем рынке ориентируются не столько на издержки производства, сколько на падение курса национальной валюты. Снижение курса становится фактором инфляции.

Регулирование центральным банком валютного курса с помощью валютной интервенции (т. е. купли-продажи иностранной валюты на национальную) оказывает непосредственное воздействие на денежное обращение. Покупка иностранной валюты приводит к увеличению денежной массы в национальной валюте, а продажа - к ее сокращению.

Аналогично изменение официальной ставки с целью регулирования валютного курса оказывает соответствующее влияние на рынок ссудных капиталов и денежное обращение.[14]

1.2.3 Внешнеэкономическая функция центрального банка

Центральный банк является органом валютного контроля, проводником государственной валютной политики. Он определяет режим обменного курса национальной валюты и осуществляет его регулирование, проводит операции по управлению официальными золотовалютными резервами, регулирует международные расчеты, платежный баланс, контролирует движение валютных ценностей как внутри страны, так и за границей, принимает участие в разработке прогноза и организует составление платежного баланса. Центральный банк участвует в подготовке международных соглашений по соответствующим вопросам, сотрудничает с центральными банками других стран, а также с международными и региональными валютно-кредитными организациями, представляет страну в этих организациях.[14]

1.2.4 Функция банка банков

В отличие от коммерческих банков, центральный банк не имеет дела непосредственно с предпринимателями и населением. Его главной клиентурой являются коммерческие банки. Последние выступают как бы посредниками между экономикой и центральным банком. Он хранит свободную денежную наличность коммерческих банков, т. е. их кассовые резервы. Исторически эти резервы помещались коммерческими банками в центральный в качестве гарантийного фонда для погашения депозитов.

В ХХ в.в большинстве стран коммерческие банки в соответствии с законом обязаны хранить часть своих кассовых резервов в центральном банке. Такие резервы называют обязательными банковскими резервами. Центральный банк устанавливает минимальное отношение обязательных резервов к их обязательствам по депозитам (норму обязательных резервов).

Принимая на хранение кассовые резервы коммерческих банков, центральный банк оказывает им кредитную поддержку. Он является для коммерческих банков кредитором последней инстанции, т. е. кредитором на крайний случай.

Являясь "банком банков", центральный банк выполняет функции главного регулирующего органа платежной системы страны. Он организует межбанковские расчеты, координирует и регулирует организацию расчетных (в том числе клиринговых) систем, служит расчетным центром банковской системы.

В большинстве стран центральный банк осуществляет надзор и контроль над банками с целью поддержания стабильности и надежности банковской системы, защиты интересов вкладчиков и кредиторов. В ряде стран (Австралия, Италия, Россия) надзорная и контрольная деятельность осуществляется исключительно центральным банком; в других (Германия, США, Швейцария, Франция) - центральным банком совместно с другими органами (казначейством, банковской комиссией и др.); а в некоторых государствах (Австрия, Дания, Канада, Норвегия) - не центральным банком, а иными органами.

Основные направления надзора и контроля центрального банка над коммерческими следующие: выдача лицензий на осуществление банковской деятельности, на проведение отдельных видов операций (валютных, с ценными бумагами, с драгметаллами); проверка и анализ финансовой отчетности, предоставляемой банками, ревизии на местах; установление норматива обязательных резервов и системы экономических нормативов, контроль за их соблюдением.

В течение последних десятилетий система банковского надзора постепенно приобретала международный характер, что было связано с интернационализацией банковского дела. В 1975г. председателями центральных банков 10 промышленно развитых европейских стран был сформирован Базельский комитет по вопросам банковского надзора и регулирования, или "Комитет Кука", названный так по имени директора Банка Англии Питера Кука, инициатора создания международного банковского надзора.

В апреле 1997 г. Базельский комитет представил документ "Базовые принципы эффективного надзора за банковской деятельностью", содержащий 25 принципов, которые являются основой для организации действенного банковского надзора и регулирования. "Базельские принципы" разработаны странами "десятки" с участием представителей органов банковского надзора из 15 стран, включая Россию. Они одобрены руководителями центральных банков стран "десятки", и органам банковского надзора во всех странах предложено руководствоваться этими принципами. В основном они содержат стандартные требования, уже применяемые в высокоразвитых странах. В частности, требования минимальной величины банковского капитала и его составляющих; проверки органами надзора политики, оперативной деятельности банка и применяемых им процедур, связанных с выдачей кредитов и инвестированием капиталов, управления кредитным и инвестиционным портфелями; проверки факта наличия у банка общей политики управления рисками.[14]

1.2.5 Функция банка правительства

Как уже отмечалось, независимо от принадлежности капитала центральные банки тесно связаны с государством. В качестве банкира правительства центральный банк выступает как его кассир, кредитор, финансовый консультант. В центральном банке открыты счета правительства и правительственных ведомств. В большинстве стран центральный банк осуществляет кассовое исполнение государственного бюджета. Доходы правительства, поступившие от налогов и займов, зачисляются на беспроцентный счет казначейства (министерства финансов) в центральном банке, все правительственные расходы покрываются с этого счета.

Центральный банк кредитует государство, консультирует Минфин по вопросам размещения и погашения государственных займов, выбора дат эмиссии и определения доходности государственных ценных бумаг в зависимости от рыночной ситуации, управляет государственным долгом. Под управлением государственным долгом понимаются операции центрального банка по размещению и погашению займов, организации выплат доходов по ним, проведению конверсии и консолидации. Центральный банк использует различные методы управления госдолгом: покупает или продает государственные обязательства с целью воздействия на их курсы и доходность; изменяет условия продажи; различными способами повышает привлекательность государственных обязательств для частных инвесторов.

Все функции центрального банка взаимосвязаны. Кредитуя государство и банки, он одновременно создает кредитные орудия обращения, осуществляя выпуск и погашение правительственных обязательств, воздействует на уровень ссудного процента. Это определяет особое положение, которое занимает центральный банк в банковской системе, и создает объективные предпосылки для .выполнения им своей важнейшей функции - функции денежно-кредитного регулирования.[14]

2 Операции центральных банков.

При изучении дисциплины "Деньги, кредит, банки" было установлено, что через банковские операции ЦБ осуществляет все свои функции, при этом операции принято делить на активные и пассивные. Прежде всего, напомним, что пассивными называются операции, с помощью которых образуются банковские ресурсы, а активными - операции по размещению этих ресурсов. Отталкиваясь от этого определения, охарактеризуем пассивы и активы Банка России (см. таблицу 3).[12]

Итак, к активным операциям относятся операции с драгоценными металлами, ценными бумагами, иностранной валютой, ссуды. Среди них наибольший удельный вес имеют операции в иностранной валюте - 67,6% приходится на их долю. Отметим, что валютные резервы Банка России включают свопы с нерезидентами, депозиты в банках-нерезидентах.

Второе место среди активов занимают операции с ценными бумагами, причём на долю правительственных ценных бумаг приходится 15,6% из 17,1%.

Как известно, Банк России может предоставлять краткосрочные кредиты правительству для покрытия кассовых разрывов. Кроме того, в иных случаях, предусмотренных законом, могут предоставляться кредиты сроком не более 1 года для покрытия дефицита федерального бюджета. А в последние годы Банк России стал выдавать кредиты для погашения внешнего долга, так в 2003г. в этих целях ЦБ РФ было выделено 197298 млн. руб.[8]

Доля предоставленных кредитов кредитным организациям в 2003г. была невелика - всего 3656 млн. руб. Отметим, что кредит всегда предоставляется на условиях срочности, возвратности и платности под залог. Об этом речь пойдёт чуть ниже. [8]

Для того чтобы распределять ресурсы их прежде необходимо сформировать, именно на это направлены пассивные операции ЦБ РФ.

Таблица 3.

Баланс Банка России по состоянию на 1 февраля 2003г.

Статьи баланса

Млн. руб. %

АКТИВЫ

Драгоценные металлы

49144 2,2 Средства и ценные бумаги в иностранной валюте, размещённые у нерезидентов

1491129 67,6 Кредиты и депозиты, из них:

218403

9,9 кредиты организациям - резидентам

3656 0,2 для обслуживания внешнего долга

197298 8,9 Ценные бумаги, из них:

376709

17,1 ценные бумаги правительства России

344356 15,6 Прочие активы, из них:

69688 3,2 основные средства

54024

2,5 ВСЕГО АКТИВОВ

2205066 100 ПАССИВЫ

Наличные деньги в обращении

755189

34,2 Средства на счетах в Банке России, из них:

921802 41,8 Правительства России

384581 17,4 кредитных организаций - резидентов

377238

17,1 Средства в расчётах

19365 0,9 Прочие пассивы, из них:

168899 7,7 кредит МВФ

- -

Капитал 339811

15,4 ВСЕГО ПАССИВОВ

2205066 100

Как мы видим, уставный капитал Бака России составил 339811 млн. руб., это 15,4% всех пассивов ЦБ РФ.

Важным источником ресурсов Банка России является монопольное осуществление эмиссии денег. В 2003г. выпуск банкнот и монет в обращение составил 755189 млн. руб. Банкноты и монеты обеспечиваются всеми активами ЦБ РФ.

Огромная доля пассивов приходится на депозиты государства и кредитных организаций. Как правило, депозиты привлекаются на различный срок: от одного дня до трёх месяцев и до востребования. Депозитные операции, осуществляемые Банком России самые различные: это и депозитные аукционы, и депозитные операции по фиксированной процентной ставке, а также приём в депозит средств банков на основе отдельного соглашения, определяющего условия депозита.

На счетах Банка России хранятся средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов и государственных внебюджетных фондов.

Кредитные организации открывают в Банке России корреспондентские счета, хранят на особых счетах обязательные резервы.

Как мы видим, из таблицы 3 следует, что Банк России может получать кредиты от МВФ, однако в 2003г. такового не отражено в пассивах.

Помимо всего прочего, ЦБ РФ может выпускать собственные долговые обязательства - облигации (ОБР), используемые для проведения операций на открытом рынке и принимаемые в залог при кредитовании коммерческих банков.

Таким образом, всем выше изложенным была подведена черта к определению основных банковских операций, осуществляемых Банком России. Согласно Закону о Банке России он имеет право осуществлять следующие операции:

* Предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете;

* Покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке;

* Покупать и продавать облигации, эмитированные Банком России, и депозитные сертификаты;

* Покупать и продавать иностранную валюту, а также платёжные документы и обязательства, номинированные в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями;

* Покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные валютные ценности;

* Проводить расчётные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и другие активы;

* Выдавать поручительства и банковские гарантии;

* Осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками;

* Открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории России и территориях иностранных государств;

* Выставлять чеки и векселя в любой валюте;

* Осуществлять другие банковские операции и сделки от своего имени в соответствии с обычаями делового оборота, принятыми в международной банковской практике.

Помимо всего указанного следует отметить, что Банк России может осуществлять банковские операции по обслуживанию органов государственной власти и органов местного самоуправления, их организаций, государственных внебюджетных фондов, воинских частей. Банк России вправе обслуживать клиентов, не являющихся кредитными организациями, в регионах, где отсутствуют кредитные организации.

Банк России вправе осуществлять банковские операции и сделки на комиссионной основе.

Вернёмся к тому, что Банк России может предоставлять внутридневные, однодневные расчётные (кредит овернайт), ломбардные кредиты и кредиты под залог векселей и поручительства.

Обеспечением кредитов ЦБ РФ, согласно ст. 47 Закона о Банке России, могут выступать:

* золото и другие ценные металлы в стандартных и мерных слитках;

* иностранная валюта;

* векселя, номинированные в российской и иностранной валюте;

* государственные ценные бумаги.

Банки получают кредиты на основании следующих законов:

* федеральные законы "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)", "О банках и банковской деятельности";

* Положение " О порядке предоставления Банком России ломбардного кредита банкам" №36 от 13 марта 1996г.;

* Положение "О порядке предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченным залогом государственных ценных бумаг" №19-П от 6 марта 1998г.;

* Положение "О порядке предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченным залогом и поручительствами" №122-П от 3 октября 2000г.

Кредиты Банка России предоставляются в соответствии со статьями 4, 40, 45, и 46 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" банкам-резидентам РФ в валюте РФ в целях поддержания регулирования ликвидности банковской системы. В этих же целях в Государственной думе находятся на рассмотрении проекты федеральных законов "О внесении изменений в статьи 39 и 46 Федерального Закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".[1] Этот законопроект предполагает расширить перечень ценных бумаг, с которыми Банк России может проводить операции на открытом рынке. В этот перечень помимо государственных ценных бумаг и облигаций Банка России предполагается включить рыночные ценные бумаги, обращающиеся на фондовом рынке. [8]

Согласно ст.36 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" кредиты Банка России предоставляются банкам в пределах общего объёма выдаваемых кредитов, определённого Банком России в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики. Кроме того, кредит всегда предоставляется на основе срочности, возвратности, платности и обеспеченности. Обеспечением исполнения обязательств по договору на предоставление кредита Банка России, обеспеченного залогом и поручительствами являются:

1) залог (в виде заклада) векселей и/или прав требований по кредитным договорам;

2) поручительства банков-поручителей, на основании которых банки-поручители солидарно между собой и с банком-заёмщиком обязуются исполнить обязательства банка-заёмщика перед Банком России.

Такой кредит предоставляется на основании Заявления банка на получение кредита Банка России, на срок не более чем 180 календарных дней путём зачисления денежных средств на корреспондентский счёт банка, открытый в подразделениях расчётной сети Банка России.

Другой вид кредита, называемый ломбардным кредитом, предоставляется банку от имени Банка России Главным управлением Банка России под залог государственных ценных бумаг на основании договора. Предоставление ломбардного кредита может производиться как путём удовлетворения заявок банков по фиксированной ломбардной процентной ставке, так и через проведение аукциона заявок банков по сложившейся на аукционе ставке отсечения. Ломбардный кредит предоставляется на срок не более 30 календарных дней.

Договор на предоставление банку ломбардного кредита не пролонгируется. При выдаче ломбардных кредитов на аукционной основе Комитет Банка России по денежно - кредитной политике устанавливает лимит на максимальный объем кредита, выставляемого на каждый аукцион. Окончательное решение об объеме предоставляемых кредитов на каждом аукционе принимается Комитетом Банка России по денежно - кредитной политике после получения и анализа заявок банков.

Списки векселей и государственных ценных бумаг, пригодных для обеспечения кредитов Банка России, определяются решением Совета директоров.

Таким образом, список операций, осуществляемых ЦБ РФ очень велик, однако, соблюдая закон, Банк России не имеет права:

а) осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не имеющими лицензий на проведение банковских операций, и физическими лицами;

б) приобретать акции кредитных и иных организаций (за исключением случаев, предусмотренных Законом о Банке России)

в) проводить операции с недвижимостью, за исключением случаев, связанных с обеспечением деятельности Банка России и его организаций;

г) заниматься торговой и производственной деятельностью, за исключением случаев, предусмотренных Законом о Банке России;

д) пролонгировать предоставленные кредиты. Исключение может быть сделано по решению Совета директоров.

Заключение

В данной работе были рассмотрены правовые основы ЦБ РФ, его функции и операции. Опираясь на представленный материал, можно сделать определённые выводы.

I. Главной целью деятельности ЦБ РФ является сдерживание инфляции и обеспечение стабильности национальной валюты. В связи с этим ежегодно Банк России разрабатывает единую государственную денежно-кредитную политику, реализация которой осуществляется посредством использования специальных инструментов, таких как операции на открытом рынке, изменение нормативов обязательных резервов, рефинансирование кредитных организаций, эмиссия облигаций, валютные интервенции и др.

II. Свои функции Банк России реализует посредством своих операций, которые, как правило, делятся на пассивные и активные. К пассивам Банка России относятся: эмиссия банкнот и монет; депозиты; обязательства по полученным кредитам; выпуск собственных облигаций; капитал и резервы. К активам относятся: драгоценные металлы, иностранная валюта, ссуды, вложения в ценные бумаги, основные средства.

В заключение хочется отметить, что роль Центрального банка в нынешних условиях развития и стабилизации экономики возрастает день ото дня. Следует и дальше продолжать осуществление мероприятий, направленных на повышение устойчивости и конкурентоспособности банковского сектора Российской Федерации. Кроме того, необходимо совершенствование системы банковского надзора.

Думается, что постепенное сокращение участия Банка России на внутреннем валютном рынке будет способствовать переходу к режиму свободно плавающего валютного курса, тем самым ЦБ сможет сосредоточить свои усилия на максимально точном достижении целей по уровню инфляции. При этом следует не забывать, что поддержка денежно-кредитной политики Банка России действиями Правительства Российской Федерации в области бюджетной, налоговой, тарифной, структурной и социальной политики, является важной частью антиинфляционной политики в России.

Литература

1. Федеральный закон РФ "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)" от 10.07.2002 №86-ФЗ.

2. Федеральный закон РФ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР" от 03.03.1996 №17-ФЗ.

3. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2003-2004гг.//Деньги и кредит, 2003, №12; 2004, №11.

4. Положение Банка России "О порядке предоставления Банком России ломбардного кредита банкам" от 13.03.1996 № 36 (с изм. и доп. от 24.06.2002 № 1168-У)

5. Положение Банка России "О порядке предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченных залогом государственных ценных бумаг" (с изм. и доп. От 24.06.2002 №1169-У) от 06.03.1998.№19-П.

6. Положение Банка России "О порядке предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченных залогом и поручительствами" (с изм. и доп. от 28.12.2001г. №1082-У) от 03.10.2000 №122-П.

7. Положение Банка России "О порядке проведения Центральным банком Российской Федерации депозитных операций с кредитными организациями в валюте Российской Федерации" от 05.11.2002 №203-П.

8. Деньги и кредит. 2003, №12; 2004, №11; 2005, №2.

9. Вестник Банка России. №7 (805). 9 февраля 2005г.

10. Банковское дело: Учебник/Под ред. д-ра экон. Наук., проф. Г.Г. Коробовой. - М.: Юристъ, 2002.

11. Банковское дело: Учебник для вузов/Под ред. д-ра экон. наук, проф. О.И. Лаврушина. - М.: Финансы и статистика, 2000.

12. Банки и небанковские кредитные организации и их операции: Учебник/Под ред. Е.Ф. Жукова. - М.: Вузовский учебник, 2004.

13. Масленников В.В., Соколов Ю.А. Национальная банковская система. М.: ТД Элит - 2000, 2002.

14. Деньги, кредит, банки /Под ред. проф. Е.Ф. Жукова.

7

Показать полностью…
Похожие документы в приложении