Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Курсовая «Дефицит государственного бюджета и пути его преодоления» по Экономике (Силантьев В. Б.)

ПЛАН РАБОТЫ

Введение

. 3-4 1. Государственный бюджет: понятие и структура

5-11 2. Причины дефицита государственного бюджета и методы его

преодоления

12-18 3. Три концепции балансирования государственного бюджета .

19-21 Заключение

. 22-24 Ответы на КТЗ

. 25

Список литературы

. 26-27

ВВЕДЕНИЕ

Государственный бюджет неотъемлемый атрибут любого государства. Без него государство не смогло бы существовать. Целью курсовой работы является рассмотрение понятия государственный бюджет, его структуры, причины дефицита и методы балансирования государственного бюджета.

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.

Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета (бюджетной системы и бюджетного процесса) Российской Федерации.

1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА

В качестве более точного определения, согласно которому будет раскрываться содержание понятия "государственный бюджет", я приведу следующее "Государственный бюджет представляет собой не только бюджет центрального федерального правительства, но и совокупность бюджетов всех уровней государственных и административно-территориальных властей.к бюджету относятся также внебюджетные фонды или денежные средства, имеющие целевое назначение."1.

"Следует обратить особое внимание на применение термина "бюджет" в экономической литературе: законах, монографиях, учебниках, научных статьях. Он одновременно используется для обозначения различных по своей природе определяемых объектов "форма образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов власти"2; "основной централизованный фонд денежных средств"3; ".совокупность . денежных отношений . как основной финансовый план. как важнейший финансовый регулятор."4 Как видно, авторы не соблюдают формальной логики: каждому определяемому объекту (отношению, объекту, документу) свое собственное, только ему присущее определение и соответственно, - "термин". При этом, никто не называет "финансами" одновременно и финансовый документ, и финансовые ресурсы."5

Главным звеном финансовой системы является государственный бюджет. Это крупнейший централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства. Совокупность входящих в него организационных структур образуют бюджетную систему. Она формируется с учетом совокупности социально-экономических, правовых, административных особенностей.

Структура бюджетной системы той или иной страны зависит, прежде всего, от его государственного устройства. В странах, имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет двухъярусное построение - государственный и местный бюджет. В странах с федеральным государственным устройством (Российская Федерация, США, ФРГ) имеются промежуточные звенья - бюджеты субъектов федерации, штатов, земель.

Через бюджетную систему реализуются функции бюджета:

1. Образование бюджетного фонда (бюджетные доходы);

2. Использование бюджетного фонда (бюджетные расходы);

3. Контрольная;

Первую функцию выполняют бюджетные доходы, включающие: налоги с доходов хозяйствующих субъектов (участников процесса общественного производства - физических и юридических лиц); займы; доходы от государственной собственности (предприятий); доходы от эмиссии бумажных денег. Основной источник бюджетных доходов - получение в результате первичного распределения чистого национального продукта доходы хозяйствующих субъектов, а именно:

* заработная плата работников;

* доходы лиц, работающих не по найму;

* предпринимательская прибыль (промышленности, сельского хозяйства, торговли и других отраслей);

* рента собственников земли;

* ссудный процент (прибыль банков и вкладчиков).

Структура бюджетных доходов непостоянна, она зависит от конкретных экономических условий развития данной страны. Изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения связанные с экономическими процессами. Так, например, изменение соотношения между налогами и займами в сторону увеличения доли последних отражает явный спад производства, изменение соотношения между потреблением и накоплением.

Вторая функция бюджета принадлежит конкретным целевым бюджетным расходам. Государство, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает экономические интересы всех других участников воспроизводственного процесса, в связи, с чем бюджетные расходы охватывают всю экономику. Потребность соблюдения макроэкономических пропорций в народном хозяйстве требует бюджетного финансирования отдельных отраслей хозяйства, учреждений непроизводственной сферы, экономических районов (административных территориальных образований), различных форм собственности, отдельных хозяйствующих субъектов.

Структура бюджетных расходов подвержена ещё более частым изменениям, чем структура бюджетных фондов. Изменение соотношения между расходами на военные и социальные нужды в пользу первых отчетливо свидетельствует о тенденции спада экономического производства.

Контрольная функция бюджета предполагает создание условий для осуществления контроля. Эта функция сосуществует одновременно либо с первой функцией, либо со второй. Контрольная функция обуславливает возможность эффективного воздействия государства на все экономические процессы. При этом контроль и контрольная функция не идентичны (хотя и взаимосвязанные) понятия: первое отражает одну из важных сторон деятельности финансовых органов, второе - присущее финансам свойство, создающее объективную основу для осуществления контроля.

Бюджет играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе. Используя средства бюджетного фонда на финансирование наиболее прогрессивных, приоритетных отраслей народного хозяйства, бюджет играет большую роль в перераспределении национального дохода между отраслями. Через бюджет доходы более рентабельных отраслей перераспределяются в отрасли с низкой рентабельностью (например, из промышленности в сельское хозяйство). Содержание за счет бюджетного фонда учреждений и организаций непроизводственной сферы играет большую роль в воспроизводстве рабочей силы.

Кроме того, через бюджет перераспределяются доходы между административными территориями.

И наконец, различные хозяйствующие субъекты могут получить бюджетное финансирование. Таким образом, через бюджет перераспределяется 30-40% национального дохода.

Графически эти процессы можно проиллюстрировать следующим образом (см. рис. 1).

Валовый национальный продукт

Амортизационный фонд

Бюджетные доходы

налоги

сборы

пошлины,

займы Бюджетный фонд

Бюджетные расходы

финансирование

финансирование

субсидии,

трансферты

отраслей

хозяйства

непроизводственной сферы

Просвещение, здравоохранение, соц. обеспечение, управление, оборона

Чистый национальный продукт:

заработная плата работников;

доходы лиц, работающих по найму;

прибыль предпринимателей;

ренты землевладельцев;

ссудный (банковский) процент предпринимателей и вкладчиков

Рис.1. Роль бюджета в перераспределении

валового национального продукта

Бюджетные доходы, сокращая долю денежных средств, остающихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, сдерживают экономическую активность определенных отраслей. И наоборот, бюджетное финансирование, субсидирование предоставляют дополнительные возможности для развития приоритетных отраслей в соответствии с потребностями общества. Субвенции, трансферты играют большую роль в перераспределении валового национального продукта между территориями, способствуют выравниванию уровней их экономического и социального развития.

Федеральный бюджет играет определяющую роль в реализации социально-экономической политики, проводимой Правительством РФ. Через параметры федерального бюджета государство регулирует темпы экономического развития, а также взаимоотношения с территориями. Структура консолидированного бюджета Российской Федерации представлена на рис. 2.

Консолидированный бюджет РФ

Федеральный бюджет РФ

Консолидированные бюджеты

субъектов Федерации

Рис. 2 Схема консолидированного бюджета Российской Федерации

На рис. 3 представлена структура консолидированного бюджета области, который (как и консолидированные бюджеты других субъектов Федерации) выполняет функцию объединения бюджетных показателей территории. В нем находят отражение результаты разработки и реализации бюджетно-финансовой политики в регионе; условия сбалансированности доходов и расходов в целом по бюджету субъекта Федерации. Бюджетный кодекс РФ регламентирует следующий перечень принципов построения и функционирования бюджетной системы РФ:

• единства;

• разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ;

• самостоятельности бюджетов;

• полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

• сбалансированности бюджета;

• эффективности и экономности использования бюджетных средств;

• общего (совокупного) покрытия расходов бюджета;

• гласности;

• достоверности бюджета;

• адресности и целевого характера бюджетных средств.

1. Областной бюджет

2. Бюджеты городов областного подчинения,

в т.ч. областного центра

3. Бюджеты районов области

2.1.Городские бюджеты

2.2. Бюджеты городских районов

3.1. Районные бюджеты

3.2. Бюджеты городов районного подчинения

3.3. Сельские, поселковые и др. бюджеты

Рис.3. Структура консолидированного бюджета области

Остановимся на некоторых из них более подробно.

Принцип единства означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в РФ, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней.

Принцип полноты требует отражения в бюджете всех доходов расходов, точного обоснования дополнительного привлечения средств.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Принцип гласности предполагает прозрачность бюджета, что означает соблюдение следующих требований:

• предварительного обсуждения проектов бюджета на открытых заседаниях парламента;

• обязательного опубликования утвержденных бюджетов после принятия закона о них, а также отчетов об исполнении бюджетов;

• сообщения о ходе исполнения бюджетов в течение года.

Правительство России исходит из того, что сохранение и укрепление единого государства возможно только на основе самостоятельности федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, участия всех территорий в финансировании расходов федерального правительства через применение единых подходов к формированию доходной части федерального бюджета.

Однако анализ бюджетной работы свидетельствует о том, что принцип самостоятельности не получает достаточного практического подтверждения. Это относится и к региональным бюджетам субъектов Федерации, и к местным бюджетам.

Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что они выделяются в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

Обобщая содержание принципов построения бюджетной системы, получивших отражение в Бюджетном кодексе, можно сказать, что их реализация должна определяться необходимостью выполнения общегосударственных экономических и социальных программ, а также перераспределением финансовых ресурсов для выравнивания развития регионов.

2. ПРИЧИНЫ ДЕФИЦИТА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА И МЕТОДЫ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ.

Расходы и доходы государственного бюджета не всегда совпадают. Чаще всего они и не совпадают. Если расходы больше доходов, то правительство сталкивается с бюджетным дефицитом. Противоположная ситуация, т.е. превышение доходов над расходами, называется бюджетным профицитом, или излишком. Принято различать первичный и общий дефицит государственного бюджета. Первичный дефицит - это общий дефицит государственного бюджета, уменьшенный на сумму процентных выплат по государственному долгу. По аналогии определяется и первичный профицит.

Принято также различать фактический, структурный и циклический дефицит государственного бюджета.

Фактический дефицит - это отрицательная разница между фактическими (действительными) доходами и расходами правительства.

Структурный дефицит - это разность межу доходами и расходами государственного бюджета, рассчитанная для уровня национального дохода, соответствующего полной занятости. Другими словами, это та разница, которая существовала бы, если бы при действующей системе налогообложения и принятых законодательной властью государственных расходах в экономике существовала бы полная занятость.

Циклический дефицит - это разница между фактическим и структурным дефицитом государственного бюджета. Циклический дефицит представляет собой следствие колебаний экономической активности в ходе делового цикла. При этом изменения в налоговых поступлениях и государственных расходов происходит автоматически. Графическое изображение бюджетного дефицита и бюджетного излишка (профицита) дано на рис 2.

T,G

E Профицит

Дефицит

Y Рис. 2. Государственные расходы, налоговые поступления и дефицит

государственного бюджета

t - налоговая ставка; G - государственные расходы; T - налоговые поступления; Y - доход. в точке E - сбалансированный бюджет, т.е. налоговые поступления равны государственным расходам T=G

Дефицит бюджета и величина государственного долга - это важнейшие показатели состояния экономики, поэтому данной проблеме традиционно уделяется большое внимание.

Бюджетный процесс предполагает балансирование государственных доходов и расходов. Несбалансированность бюджета означает количественное неравенство между доходами и расходами бюджета. Дефицит бюджета - это сумма, на которую в данном году расходы бюджета превосходят его доходы. Бюджетный дефицит отражает определенные изменения в национальной экономике, фиксирует результат этих изменений. Следует заметить, что несбалансированный бюджет может привести и к возникновению профицита, т.е. превышению дохода бюджета над его расходами.

Причин бюджетного дефицита может быть много:

- спад общественного производства;

- рост предельных издержек общественного производства;

- массовый выпуск "пустых" денег;

- значительные социальные программы;

- крупномасштабный оборот "теневого" капитала;

- огромные непроизводственные расходы, прописки, хищения, потери произведенной продукции и многое другое, пока неподдающееся общественному учету.

Бюджетный дефицит, несомненно, относится так называемым "негативным экономическим категориям" типа инфляции, кризиса, безработицы, которые являются, однако, неотъемлемыми элементами экономической системы.

Следует заметить, что бездефицитность бюджета еще не означает "здоровья" экономики. Надо четко представлять, какие процессы протекают внутри самой финансовой системы, какие изменения воспроизводственного цикла отражают дефицит бюджета. Вместе с тем, любое государство стремится если не покрыть полностью, то частично уменьшить дефицит бюджета. Рассмотрим это на примере федерального бюджета на 2006 год:

Проект федерального бюджета на 2006 г.

Согласно проекту,

* доходы федерального бюджета составят 5 трлн. 46 млрд. рублей (рост на 52% по сравнению с законом о бюджете на 2005 г. и на 1,5% по сравнению с реальными ожидаемыми доходами за 2005 г.);

* расходы составят 4 трлн. 270 млрд. рублей (рост на 40% по сравнению с законом о бюджете на 2005 г. и на 22,1% по сравнению с реальными ожидаемыми расходами за 2005 г.);

* профицит федерального бюджета будет равен 776 млрд. рублей (рост в 2,8 раза по сравнению с законом о бюджете на 2005 г. и снижение в 2 раза по сравнению с ожидаемым профицитом за 2005 г.);

* процентные расходы федерального бюджета в 2005 году составят 305 млрд. рублей, непроцентные расходы - 2 трлн. 951 млрд. рублей;

* расходы на национальную оборону составят 668 млрд. руб. (2,7% ВВП; рост на 26% по сравнению с законом о бюджете на 2006 г.);

* расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность составят 540 млрд. руб. (2,2% ВВП; рост на 35%);

* расходы на образование составят 206 млрд. руб. (0,8% ВВП; рост на 32%);

* расходы на социальную политику составят 210 млрд. руб. (0,9% ВВП; рост на 25,7%).

Бюджет рассчитан исходя из прогноза Минэкономразвития РФ по инфляции в размере 7-8,5% в год, среднегодовой прогнозной цены на нефть в размере $40 за баррель и цене отсечения нефти для средств, направленных в Стабфонд, в размере $27 за баррель. Среднегодовой расчетный курс рубля - 25,7 руб./$1. Объем ВВП в 2006 году предполагается в размере 24 трлн. 380 млрд. рублей. Рост ВВП в 2006 году составит 5,8%. Планируется, что объем Стабфонда на конец следующего года достигнет 2,24 трлн. рублей.

Характеризуя подготовленный проект бюджета, А. Кудрин отметил, что он является особым, так как впервые основные бюджетные ориентиры спланированы на три года вперед. По его словам, все мероприятия, связанные с повышением зарплат и пенсий, расписаны на три года, что создает гарантии по всем платежам населению. Кроме того, по словам главы Минфина, бюджет 2006 года является бюджетом развития, что предполагает дальнейшее снижение налоговой нагрузки и осуществления инвестиций в ряд инфраструктурных проектов, таких как строительство дорог, портов, аэропортов, завершение новых проектов в области самолетостроения. Глава Минфина сообщил также, что проект федерального бюджета на 2006 год предусматривает увеличение в разы объемов поддержки ипотечного жилищного кредитования.

Председатель Государственной Думы РФ Борис Грызлов считает, что благодаря совместной работе правительства и депутатов бюджет-2006 станет бюджетом развития. "В результате активных консультаций с правительством в Государственную Думу внесен законопроект, который существенно отличается от первоначального варианта, - могу уверенно сказать, что это уже другой бюджет, который в большей степени отражает наши подходы и соответствует нашим представлениям о бюджете развития", - заявил Б. Грызлов.

Комментируя проект федерального бюджета-2006, заместитель председателя комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Анатолий Аксаков отметил важность создания инвестиционного фонда, поскольку реализация инвестиционных проектов будет способствовать экономическому росту.

Глава комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Валерий Драганов считает, что значительный профицит бюджета-2006 выгоден правительству, так как позволит исправить возможные ошибки. "Профицитный бюджет очень удобен правительству, члены которого понимают, что почти любые их ошибки при прогнозировании бюджетных процессов в конечном итоге можно будет исправить, так сказать, в рабочем порядке, почерпнув необходимые средства за счет профицита", - сказал В. Драганов. При этом он подчеркнул, что "дополнительные доходы не должны появляться как бы случайно". "Они должны быть заранее спрогнозированы и могут быть направлены не только на социальные нужды, но и на осуществление конкретных масштабных проектов поддержания и развития общедоступной инфраструктуры. И здесь фактор времени очень и очень важен", - отметил В. Драганов.

По его словам, опыт крупнейших стран мира показывает, что значительная профицитность бюджета имеет свои недостатки. "Дополнительные деньги расходуются вовсе не так прозрачно, как по результатам бюджетного процесса, суть которого - согласование этого процесса с парламентом", - пояснил он. В то же время депутат подчеркнул, что бюджет, сверстанный со значительным дефицитом, весьма опасен для страны, поскольку он "раскачивает инфляцию, закладывает своеобразную бомбу замедленного действия под экономический рост".

Как пишет издание "Газета" (статья "Путин начал предвыборную кампанию"), объявляя о резком увеличении социальных расходов, президент Владимир Путин фактически начал предвыборную кампанию. "Очень важно улучшить социальное положение граждан именно к 2007 году, когда начнутся выборы", - объяснил суть предложений президента спикер верхней палаты парламента Сергей Миронов. По мнению газеты, чтобы выполнить поручение президента, правительству придется отказаться от проводимой уже несколько лет политики четкого распределения полномочий между центром, регионами и муниципалитетами, когда у каждого уровня свои полномочия и свои источники доходов на их выполнение. На практике, как заявил Президент, это не получается, т.к. на муниципальном уровне "не было и до сих пор нет нужного количества денег". Так что центру придется вернуть себе контроль над местным здравоохранением и образованием, отмечает издание.

По мнению газеты "Известия" (статья "Правильные расходы, но не реформы"), президент объявил о курсе на наращивание социальных расходов, но не о структурных реформах в социальной сфере. Это сделано в тактических предвыборных целях, но бесполезно и неэффективно в качестве стратегии развития страны, считает газета.

Одобрение бюджета означает, что Госдума согласилась на предложенную правительством конфигурацию стабилизационного фонда, на формирование инвестиционного фонда, а также приняла запланированный правительством общий объем доходов и расходов.

Между тем эти элементы бюджета (а не конкретное распределение денег по статьям расходов, которое обсуждается в последующих чтениях), вызывали нарекания как у депутатов, так и у независимых экономистов.

Правительство по-прежнему не может внятно объяснить, почему сверхдоходы от нефти нужно складывать в стабилизационный фонд и инвестировать их в иностранные ценные бумаги, одновременно жалуясь на нехватку инвестиций в реальный сектор отечественной экономики. Вопросы вызывает и решение установить среднегодовую цену на нефть на 2006 год на уровне всего $40 за баррель, когда на мировом рынке сырье сейчас стоит более $60 за баррель. Занижение цены на нефть при проектировании бюджета существенно ограничивает прогнозируемый прирост доходов и, соответственно, расходов бюджета. Депутаты фракции "Родина" предложили снять с рассмотрения предложенный правительством бюджет.

Снять с обсуждения правительственный проект Госдума не решилась, но все же при необходимых 226 голосах за это предложение проголосовало 112 депутатов, а против всего 23.

Широко разрекламированные президентом повышения зарплат медикам, учителям и военным в бюджете никак не отражены. В бюджете пока заложена индексация пенсий на 7% и зарплат бюджетникам на 15%.

3. ТРИ КОНЦЕПЦИИ БАЛАНСИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА (МЕТОДЫ БАЛАНСИРОВАНИЯ).

Существует несколько традиционных способов покрытия бюджетного дефицита - это государственные займы и ужесточение налогообложения. Но есть и третий способ, предусматривающий увеличение денежной массы в обращении, - это собственное производство денег. Собственное производство денег сегодня не принимает форму простого печатания денег, так как это слишком явно связано с инфляцией. В настоящее время производство денег реализуется посредством создания резервов коммерческих банков, которые концентрируются в Центральном Банке и могут быть использованы для покрытия дефицита бюджета. Однако политика Центрального Банка, направленная на рост величины резервов денежных средств, поступающих к нему из коммерческих банков, вызывает недовольство последних, ослабляет их финансовое положение и усиливает противоречия внутри финансовой системы страны.

В процессе бюджетного регулирования появляются дополнительные нисходящий и восходящий денежные потоки. Возникает альтернатива в решении вопроса о том, какой из методов их регулирования более предпочтителен в складывающейся экономической ситуации, какой подход может быть реализован, безусловно, и с наименьшими потерями в будущем. Следствие функционирования дополнительного восходящего бюджетного потока - государственный долг, обслуживание которого становится частью дополнительного нисходящего бюджетного потока.

Обозначим совокупный восходящий денежный поток поступлений У Qij, а совокупный нисходящий поток финансирования У Zij.

Если У Qij - У Zij ? 0, то бюджет имеет дефицит или сбалансирован, У Qij - У Zij < 0 означает бюджетный дефицит, при У Qij - У Zij > 0 привлечение средств превышает погашение основной суммы задолженности.

Обобщая денежные потоки, модель становится сбалансированной и приобретает следующий вид:

У Qij + У Xij = У Zij + У Y ij

Таким образом, сбалансированность достигнута за счет наращивания государственного долга и выхода бюджета на рынок капиталов.

В экономической теории имеется несколько подходов к решению проблемы бюджетного дефицита:

1. Бюджет должен балансироваться ежегодно. Но такая политика связывает государству руки при решении антициклической перспективной задачи. Например, экономика испытывает длительную безработицу, значит, доходы населения упали, и налоговые поступления в бюджет сократились. Стремясь сбалансировать бюджет, правительство может либо, во-первых, повысить ставки налогов, либо, во-вторых, сократить государственные расходы, либо, в-третьих, использовать сочетание этих двух мер. Однако следствием этих мер будет не увеличение, а сокращение совокупного спроса. Другой пример: в стране инфляция. Следствием этого являются повышенные денежные доходы и рост налоговых поступлений. Чтобы ликвидировать бюджетные излишки, правительство должно либо, во-первых, снизить ставки налогов, либо, во-вторых, увеличить правительственные расходы, либо, в-третьих, использовать сочетание обоих подходов. Все это усилит инфляцию.

Вывод: Ежегодно балансируемый бюджет является не антициклическим, а проциклическим.

2. Бюджет должен балансироваться не ежегодно, а в ходе экономического цикла. Например, в стране - экономический спад. Чтобы ему противостоять, правительство снижает налоги и увеличивает расходы, т.е. сознательно вызывает дефицит. Затем наступает подъем, тогда правительство повышает налоги и снижает расходы. Возникшее положительное сальдо бюджета покроет государственный долг, появившийся в период спада.

Вывод: Бюджет сбалансируется не за 1 год, а в период цикла.

3. Целью государственных финансов является обеспечение сбалансированности не бюджета, а экономики. Главное для правительства - поддерживать макроэкономическую стабильность. Для достижения этой цели можно вводить любой дефицит.

Каждая из этих концепций имеет сильные и слабые стороны. Финансовая политика в нашей стране ориентируется на первую концепцию.

Проблема бюджетного дефицита и вытекающая из нее проблема государственного долга чрезвычайно важны для сегодняшней России. Что же можно сделать, и можно ли вообще как-то изменить такое положение?

В настоящее время сложились две основные теории по преодолению бюджетного кризиса и кризиса государственной задолженности. Первая из них основывается на нехватке в экономике наличных денежных средств.

Другая же точка зрения напрочь отрицает возможность эмиссии как средства преодоления бюджетного дефицита. Политика устранения бюджетного дефицита не должна быть направлена на скорейшее уравнивание доходов и расходов государства, это процесс постепенный, требующий конкретных мер в самых разных областях государственной экономической политики. Это и стимулирование бюджетных поступлений, и сокращение государственных расходов (в разумных, конечно, пределах и не за счет наиболее социально и экономически значимых статей). Это, несомненно, и привлечение в страну иностранного капитала.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В 2006-2008 годах реальные (с учетом инфляции) возможности бюджетной системы страны по финансовому обеспечению социальных гарантий, предоставлению бюджетных услуг, упрочению национальной безопасности, поддержке экономического роста и других функций государства и местного самоуправления возрастут в 1,2 раза. Необходимо, поддерживая макроэкономическую стабильность, устойчивость и сбаланси- рованность бюджетной системы, обеспечить максимально эффективное их использование в соответствии с интересами и потребностями как общества в целом, так и каждой семьи, каждого человека в отдельности.

ЭТО: Достойная жизнь для граждан, достижение которой будет проявляться в:

* росте средней продолжительности жизни с 65,9 до 67 лет;

* снижении доли населения с доходами ниже прожиточного минимума в общей численности населения с 15,8% до 9,7%;

* удвоении по сравнению с началом 2005 года заработной платы работников бюджетной сферы и денежного содержания военнослужащих или, с учетом инфляции, их увеличении не менее чем в 1,5 раза;

* повышении соотношения между трудовой пенсией и прожиточным минимумом пенсионера с 107% до 126,5%;

* повышении качества и доступности жилья, услуг образования и здравоохранения, обеспечении социальной защищенности

Устойчивый рост для экономики, характеризующийся:

* увеличением объема ВВП по сравнению с 2005 годом в 1,19 раза, превышением к 2007 году объема ВВП в реальном выражении уровня 1990 г.;

* удвоением по сравнению с 2004 годом средней заработной платы в экономике;

* созданием к 2008 году 300 тысяч новых рабочих мест;

* ростом кредитов банков экономике в реальном выражении в 1,46 раза;

* переходом от чистого оттока к чистому притоку частного капитала

Уверенность в будущем для страны, являющаяся результатом:

* последовательного развития инфраструктуры, инновационного и природно-ресурсного потенциала;

* обеспечения демократии, законности, правопорядка, гражданских прав и свобод; интеграции в международное сообщество, последовательной защиты внешнеполитических интересов;

* готовности к отражению внешних и внутренних угроз национальной безопасности;

* роста эффективности государства, устойчивости и надежности финансовой системы.

Достижение этих целей и показателей будет означать переход к качественно новому этапу в социально-экономическом развитии страны.

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.

Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

Процесс преобразования бюджетной системы - сложный, длительный, порой весьма болезненный. Тем не менее, начало ему уже положено. И от успешного его завершения зависит ни много, ни мало - будущее всей российской экономики, будущее России.

ОТВЕТЫ НА КТЗ

1. Дефицит государственного бюджета образуется в тех случаях, когда:

А) Сумма активов государства превышает размеры его обязательств;

Б) Сумма расходов государства превышает сумму доходов;

В) Расходы государства уменьшаются;

Г) Обязательства государства превышают его активы.

Правильный ответ: Б, Г. Дефицит бюджета - это сумма, на которую в данном году расходы бюджета превосходят его доходы. А сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов образует государственный долг, который выражается в превышении обязательств государства над активами.

2. Балансирование государственного бюджета методом функциональных финансов предполагает:

А) Ежегодное равенство доходов и расходов госбюджета;

Б) Равенство доходов и расходов госбюджета в течение промышленного цикла;

В) Балансирование структуры и повышение эффективности национального хозяйства.

Правильный ответ: В. При сокращении производства в стране, сокращаются и налоговые поступления, что образует бюджетный дефицит. Успешность в решении такого рода проблем напрямую зависит от эффективности функционирования экономики и повышения эффективности национального хозяйства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Экономическая теория. Учебник / Под ред. И. П. Николаевой. 2-е изд., перераб. И доп. М.: Проспект, 2006.

2. Экономическая теория. Трансформирующаяся экономика: Учебное пособие / Под ред. И. П. Николаевой. М.: ЮНИТИ, 2004.

3. Экономическая теория в вопросах и ответах: Учебное пособие / Под ред. И. П. Николаевой. М.: Проспект, 2003.

4. Экономическая теория в вопросах и ответах: Учебное пособие / Под ред. И. П. Николаевой. М.: Проспект, 2002.

5. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под. ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - 2-е изд., испр. и переработ. - М.: Юрайт, 2000.

6. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

7. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов / Бабич А.М., Павлова Л.Н.- М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000.

8. Курс экономической теории: Учебник / Под общей ред. проф. М.Н. Чепурина, проф. Е.А. Киселевой. - Киров.: Издательство "АСА", 2000.

9. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов/Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000.

10. Экономическая теория / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича: Учебник для вузов. 3-е издание. - СПб: Изд. СПбГУЭФ, Изд. "Питер", 1999.

11. Финансы. Под ред. В. М. Родионовой - М., Финансы и статистика, 1999

12. Сумароков В. Н. Государственные финансы в системе макроэкономического регулирования. - М., Финансы и статистика, 1999

13. Финансы: Учебное пособие / А.М. Ковалева, Н.П. Баранникова, В.Д. Богачева и др.; Под ред. проф. А.М. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 1998.

14. Бюджетный процесс в Российской Федерации: Учебное пособие / Л.Г.Баранова, О.В.Врублевская и др. - М.: "Перспектива": ИНФРА-М, 1998.

15. Государственный бюджет: Учебное пособие. Под ред. М. И. Ткачук - Минск, Высшая школа, 1996.

16. www.budgetrf.ru

17. Официальная информация Министерства финансов РФ, опубликованная на сайте http://www.minfin.ru.

18. Рабочие материалы Главного управления федерального казначейства Минфина России.

1 Экономическая теория / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича: Учебник для вузов. 3-е издание. - СПб: Изд. СПбГУЭФ, Изд. "Питер", 1999. - С402-403

2 Закон РСФСР от 10.10.91 № 1734-1 "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР"

3 Основы теории финансов / Под ред. Л.А. Дробозиной. М.: Банки и биржы: ЮНИТИ, 1995. С. 32

4 Финансы и кредит / Под ред. А.Ю.Казака. Екатеринбург, 1994, С. 170

5 Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / М.В. Романовский и др.; Под. ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. -М.: Юрайт, 2000. С.12.

-

- 2

Показать полностью…
Похожие документы в приложении