Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Курсовая «Фонд социального страхования и его роль в развитии социальной сферы» по Финансам и кредиту (Новожилова Т. Н.)

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине "ФИНАНСЫ"

на тему "Фонд социального страхования

и его роль в развитии социальной сферы"

Исполнитель:

Руководитель:

Порозова И. А.

Уфа - 2008 год

СОДЕРЖАНИЕ

I. ВВЕДЕНИЕ.3

II. ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ, ЕГО ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ.5

II.I. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ И ПРИЧИНЫ СОЗДАНИЯ ФСС.5

II.II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ФОНДА, КОТОРЫЕ ОБЕСПЕЧИВАЮТСЯ СРЕДСТВАМИ ФСС11

II.III. МЕСТО И РОЛЬ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ И ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ РФ.19

III. ОСОБЕННОСТИ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ20

III.I. СТРУКТУРА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ20

III.II. AНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЯ СТРУКТУРЫ ДОХОДОВ И СТРУКТУРЫ РАСХОДОВ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ.22

IV. ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ27

V. ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ35

VI. ЗАКЛЮЧЕНИЕ39

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.41

I. ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы работы обусловлена той ролью, которую играет страхование в жизни высокоразвитого рыночного общества. Реформы, происходящие в России, и направленные на реформирование прежде всего рыночных отношений, касаются и страхования. Страхование в России в современных условиях развивается на принципах, кардинально отличающихся от тех, которые существовали в течение семидесяти лет централизованной, командно-административной системы. Поэтому для современного менеджера, экономиста, предпринимателя, да и просто гражданина необходимо иметь представление о том, какую роль играет страхование и каким образом его можно использовать для защиты от возможных убытков в процессе хозяйственной деятельности и в личной жизни.

Первоначально внебюджетные фонды появились в виде специальных фондов или особых счетов задолго до возникновения бюджета.

В ходе перехода к рыночной экономике произошла модернизация финансовой системы, и прежде всего ее центрального звена - общегосударственных финансов. Один за одним возникли и выделились государственные внебюджетные фонды.

Государственный внебюджетный фонд - это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан и удовлетворения некоторых потребностей социального и экономического характера. В Российской Федерации созданы и действуют три государственных социальных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования. Государственные внебюджетные фонды являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Особое значение среди государственных внебюджетных фондов имеет Фонд социального страхования, который аккумулирует средства для реализации важнейших социальных гарантий - оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам, санаторно-курортного обслуживания и прочих. Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию

Целью данной работы является рассмотрение сущности фонда социального страхования (далее по тексту ФСС). Исходя из поставленной цели можно выделить следующие задачи: причины создания фонда в России, цели и задачи, которые обеспечиваются средствами ФСС, характеристика современной системы организации фонда, особенности доходов и расходов ФСС, рассмотрение проблем и перспектив развития фонда.

Практическая значимость работы заключается разработке предложений по совершенствованию деятельности внебюджетных Фондов РФ социального назначения.

II. ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ, ЕГО ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ

II.I. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ И ПРИЧИНЫ СОЗДАНИЯ ФСС

2 июня 1903 года с высочайшего соизволения императора Николая II в Российской империи были введены "Правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности". Этот день считается официальной датой рождения государственного социального страхования в России.

Первое послереволюционное положение о социальном обеспечении трудящихся было принято в 1918 году. Оно гарантировало обеспечение всех наемных работников независимо от характера труда пособиями при временной утрате заработка в связи с болезнью, беременностью и родами, увечьем. С 1922 года выплата пособий была передана непосредственно предприятиям в счет страховых взносов.

В 1929 году государственное социальное страхование обрело единый бюджет. А с 1931 года за счет соцстраховских средств начато финансирование санаторно-курортного лечения и отдыха в специализированных учреждениях (санатории, пансионаты, дома отдыха), а также финансирование детских оздоровительных лагерей. В лексиконе профсоюзных деятелей появляется понятие "профилактики заболеваемости". Начато строительство советской санаторно-курортной "фабрики здоровья". С 1933 года социальное страхование перешло под управление советских профсоюзов.

В течение всего советского периода средствами государственного социального страхования управляли профсоюзы. С 1 января 1991 года на основании Постановления Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов от 25 декабря 1990 года 600/9-3 "О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР" был образован внебюджетный Фонд социального страхования РСФСР, председателем которого выступал заместитель Председателя профсоюзного объединения России (ФНПР), Правление Фонда состояло из представителей региональных и отраслевых профсоюзов. Указом Президента РСФСР от 07.08.1992г. "О Фонде социального страхования " Фонд социального страхования России был передан в управление Правительству РФ. Более поздним Указом Президента РФ от 28.09.1993г. № 1503 "Об управлении государственным социальным страхованием в РФ" было установлено, что Председатель Фонда и его заместители назначаются Правительством РФ, а члены правления Фонда им утверждаются.

В 1994г. на основе Фонда социального страхования РСФСР был создан Фонд социального страхования Российской Федерации, деятельность которого регламентируется Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994г. N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации". Согласно данному нормативному правовому акту Фонд социального страхования РФ является специализированным финансово - кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, являются федеральной собственностью. Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральными законами.

С 1994 г. Фонд социального страхования РФ управляет средствами обязательного социального страхования, которые расходуются на выплату работникам пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при усыновлении ребенка, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, социального пособия на погребение либо возмещение стоимости гарантированного перечня услуг по погребению специализированной службе по вопросам похоронного дела, оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства в возрасте до 18 лет, а также на оплату путевок на оздоровление детей работников.

В конце 1990-х г.г. взамен ранее существовавших гражданско-правовых институтов возмещения ущерба, причиненного жизни и здоровью работника, которые не гарантировали возмещение вреда пострадавшим в случае тяжелого финансового положения работодателя или его ликвидации, была создана новая система обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Работа по введению обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний началась еще в 1996г. в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 18.07.1996г. № 1149-р. Указанным распоряжением был утвержден план подготовительной работы по введению данного вида страхования, а также определено, что ответственным за разработку федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" является Фонд социального страхования РФ. Фонд начал работу по сбору и анализу полученной от работодателей информации о числе пострадавших и затратах на возмещение им вреда, чтобы получить необходимые данные для установления размера страховых тарифов; проводил работу по предварительной регистрации страхователей, учету лиц, которым должно быть предоставлено право на получение обеспечения по страхованию.

Ныне Фонд представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования. Фонд финансирует выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка и ежемесячного пособия до достижения ребенком возраста полутора лет, а также пособия на погребение умерших. Кроме того, Фонд финансирует санаторно-курортное обслуживание работающих и членов их семей, детскую летнюю оздоровительную кампанию.

С 2000 года Фонд социального страхования РФ осуществляет в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998г. № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Согласно указанному закону в случае утраты застрахованным профессиональной трудоспособности, Фондом ему предоставляются такие виды обеспечения, как единовременная страховая выплата, ежемесячные страховые выплаты, оплата дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией.

С 1 января 2005 года на Фонд возложена задача по реализации федерального закона от 22.08.2004 122-ФЗ в части обеспечения граждан получателей социальных услуг путевками на санаторно-курортное лечение, а также их бесплатного проезда к месту лечения и обратно за счет средств федерального бюджета. В этом же году в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12. 2004 года 771 "Об утверждении Правил обеспечения в 2005 году инвалидов техническими средствами реабилитации, отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета" на Фонд также возложена задача по обеспечению инвалидов, отдельных категорий граждан из числа ветеранов техническими средствами реабилитации, протезами (кроме зубных) и протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета.

Одной из целей образования в начале 90-х годов государственных внебюджетных социальных фондов (Пенсионного фонда Российской Федерации, Государственного фонда занятости Российской Федерации, фондов обязательного медицинского страхования), а также реорганизации Фонда социального страхования Российской Федерации было достижение долгосрочной финансовой обеспеченности каждого из видов обязательного социального страхования на основе собственных доходов, не входящих в бюджеты всех уровней.

Постановка данной задачи была обусловлена рядом причин.

Во-первых, с появлением негосударственных форм собственности и коренным изменением трудовых отношений финансовые возможности государственного обеспечения резко сужались.

Во-вторых, на фоне рыночных преобразований существенно возросла численность населения, нуждающегося в социальной защите: безработные, частично занятые, бездомные, не говоря уже о большой численности граждан с размерами заработной платы, пенсий и пособий, которые существенно ниже прожиточных минимумов работающих и пенсионеров.

В этой связи резко повысилась необходимость активно и широко применять механизмы обязательного социального страхования, с которым в рыночной экономике связывается управление типичными и наиболее массовыми видами социальных рисков. Речь идет о рисках, касающихся утраты доходов вследствие старости, инвалидности и болезней, необходимости нести дополнительные расходы на медицинское обслуживание и т.д.

Отделения Фонда созданы на территориях всех субъектов Российской Федерации. Фонд организует исполнение бюджета государственного социального страхования, утверждаемого ежегодно федеральным законом, контролирует использование средств социального страхования. В необходимых случаях Фонд перераспределяет средства социального страхования между регионами и отраслями, поддерживая финансовую устойчивость системы. Кроме того, Фондом разрабатываются и реализуются государственные программы по совершенствованию социального страхования, охраны здоровья работников.

II.II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ФОНДА, КОТОРЫЕ ОБЕСПЕЧИВАЮТСЯ СРЕДСТВАМИ ФСС

На основании Положения о Фонде социального страхования от 12.02.1994 года № 101 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 02.08.2005 N 484) Фонд социального страхования Российской Федерации (далее именуется - Фонд) управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации.

Фонд осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, Постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением.

Фонд является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации.

Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью.

Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.

В Фонд социального страхования Российской Федерации входят следующие исполнительные органы: региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации; центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства; филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда.

Руководство деятельностью Фонда осуществляется его председателем.

Для обеспечения деятельности Фонда создается центральный аппарат Фонда, а в региональных и центральных отраслевых отделениях и филиалах - аппараты органов Фонда.

При Фонде образуется правление, а при региональных и центральных отраслевых отделениях - координационные советы, являющиеся коллегиальными совещательными органами.

Основными целями Фонда являются:

* обеспечение гарантированных государством пособий;

* участие в разработке и реализации госпрограмм охраны здоровья работников;

* подготовка мер по совершенствованию социального страхования.

К основным задачам Фонда можно отнести:

* Обязательное государственное социальное страхование

o Пособия по временной нетрудоспособности

o Пособия в связи с материнством и детством

o Обеспечение социальными пособиями на погребение

o Санаторно-курортное лечение. Оздоровление детей.

* Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

o Пособия по временной нетрудоспособности (по больничному листку) в связи с получением трудового увечья

o Единовременная страховая выплата

o Ежемесячные страховые выплаты

o Дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших

* Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета

* Обеспечение граждан - получателей социальных услуг путевками на санаторно-курортное лечение, а также бесплатным проездом к месту лечения и обратно за счет средств федерального бюджета

* Родовые сертификаты

* Дополнительная диспансеризация работающих граждан и оказание им первичной медико-санитарной помощи

* Дополнительные медицинские осмотры работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами

Средства Фонда образуются за счет: страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности); страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством; страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд; доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период; добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством; ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях; прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям, и других

Средства Фонда направляются на: выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг; оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет; оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации и в санаторно-курортные учреждения в государствах - участниках СНГ, аналогичных которым нет в Российской Федерации, а также на лечебное (диетическое) питание; частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно-массовое обслуживание); частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории Российской Федерации, для детей работающих граждан; частичное содержание детско-юношеских спортивных школ (оплата расходов на оплату труда тренерско-преподавательского состава и аренду помещений, необходимых для учебно-тренировочного процесса); оплату проезда к месту лечения и обратно; создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях. Порядок формирования резерва и предоставления из него средств (на возвратной основе или безвозмездно) определяется инструкцией о порядке начисления, уплаты, расходования и учета средств государственного социального страхования (далее именуется - инструкция), утвержденной Фондом совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Государственной налоговой службой Российской Федерации и с участием Центрального банка Российской Федерации; обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда; финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения надзора и контроля за охраной труда) в случаях, установленных законодательством; проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда; осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную работу среди населения, поощрение внештатных работников Фонда, активно участвующих в реализации мероприятий по социальному страхованию; участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования.

Средства Фонда используются только на целевое финансирование мероприятий, указанных в настоящем Положении. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных.

Средства, полученные от взимания пеней и наложения финансовых санкций (в размере 20 процентов), образуют фонд развития Фонда социального страхования Российской Федерации.

Распорядителями средств Фонда являются председатель и главный бухгалтер Фонда, а в региональных и центральных отраслевых отделениях Фонда - управляющий и главный бухгалтер отделения Фонда.

Выплата пособий по социальному страхованию, оплата путевок работникам и членам их семей в санаторно-курортные учреждения, финансирование других мероприятий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях осуществляется через бухгалтерии работодателей. Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.

Для обеспечения контроля за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию образовываются комиссии по социальному страхованию из представителей администрации и профсоюзов (трудового коллектива) или избираются уполномоченные по социальному страхованию.

Комиссии или уполномоченные по социальному страхованию решают вопросы о расходовании средств социального страхования, предусмотренных на санаторно-курортное лечение и отдых работников и членов их семей, о распределении застрахованным путевок для санаторно-курортного лечения, отдыха, лечебного (диетического) питания, приобретенных за счет средств Фонда, рассматривают спорные вопросы по обеспечению пособиями по социальному страхованию.

Управление Фондом осуществляет председатель Фонда и его заместители, которые назначаются Правительством Российской Федерации. Председатель Фонда имеет пять заместителей, в том числе одного первого.

Председатель Фонда руководит деятельностью Фонда и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него задач; распределяет обязанности между заместителями председателя Фонда и руководителями структурных подразделений центрального аппарата Фонда; вносит проект бюджета Фонда на утверждение в Правительство Российской Федерации, а также после рассмотрения правлением утверждает бюджеты региональных и отраслевых органов Фонда; утверждает сводный финансовый отчет об использовании средств государственного социального страхования, рассматривает сводный отчет по финансово-хозяйственной деятельности подведомственных санаторно-курортных учреждений Фонда и вносит предложения по улучшению этой работы. информирует правление Фонда о состоянии расчетов с органами Фонда; разрабатывает совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации, другими заинтересованными министерствами и ведомствами, профессиональными союзами предложения по совершенствованию системы социального страхования и обеспечению государственных гарантий по социальному страхованию; совместно с Министерством здравоохранения Российской Федерации утверждает инструкцию о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, и устанавливает порядок осуществления контроля за организацией экспертизы временной нетрудоспособности, соблюдением правил выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, в лечебно-профилактических учреждениях; с учетом мнения правления Фонда принимает решения о целесообразности создания или ликвидации центральных отраслевых отделений Фонда; открывает (закрывает) счета Фонда и его исполнительных органов в банках, принимает решения о списании с этих счетов в централизованный резерв платежей, подлежащих обязательному отчислению, и сверхнормативных остатков; с учетом мнения правления Фонда утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Фонда, региональных центральных отраслевых отделений Фонда, сметы расходов (включая фонды оплаты труда и другие) и отчеты об их исполнении; руководит деятельностью региональных и центральных отраслевых отделений Фонда по исполнению доходной и расходной частей бюджета Фонда и обеспечивает контроль за использованием средств государственного социального страхования; определяет порядок работы подведомственных санаторно-курортных учреждений; рассматривает итоги исполнения бюджета Фонда и принимает меры по улучшению этой работы, утверждает годовые отчеты о деятельности региональных и центральных отраслевых отделений Фонда; принимает необходимые меры по результатам ревизий и проверок по расходованию средств Фонда его органами и подведомственными санаторно-курортными учреждениями; издает в пределах своей компетенции приказы, положения, инструкции и другие документы, обязательные для исполнения всеми работниками Фонда; рассматривает разногласия по вопросам формирования бюджета Фонда, штатов и смет между органами Фонда; представляет интересы Фонда во всех организациях, без доверенности действует от имени Фонда, в установленном порядке распоряжается средствами и имуществом Фонда, заключает договоры; осуществляет в соответствии с законодательством прием на работу и увольнение работников центрального аппарата Фонда, а также назначение на должность и освобождение от должности управляющих, заместителей управляющих региональных и центральных отраслевых отделений Фонда с учетом мнения соответственно глав исполнительной власти субъектов Федерации и общероссийских отраслевых профессиональных союзов; делегирует отдельные свои права и полномочия подчиненным ему должностным лицам; утверждает инструкцию о порядке приобретения, выдачи и учета страхователями путевок на санаторно-курортное лечение и отдых за счет средств социального страхования; ежегодно утверждает норматив расходов на санаторно-курортное обслуживание работников и их детей

II.III. МЕСТО И РОЛЬ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ И ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ РФ

В советский период подавляющая часть социальных расходов осуществлялась из бюджета, что соответствовало уравнительному характеру существовавшей системы оплаты труда и социального обеспечения. С началом экономических реформ ресурсы для финансирования пенсионного, медицинского и иных видов социального обеспечения были обособлены из бюджета и переданы в систему государственных внебюджетных фондов, действующих на принципах обязательного государственного страхования. В настоящее время среди объективных и субъективных мотивов, лежавших в основе этого решения, трудно выделить главный. Теоретически в пользу внебюджетного финансирования социальных расходов с использованием страховых механизмов можно привести тот аргумент, что оно позволяет установить более жесткую зависимость между вкладом гражданина в производство национального продукта и объемом предоставляемых ему в случае утраты работы или трудоспособности социальных льгот. Однако на практике учреждение в 1991-1993 годах внебюджетных фондов (Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Государственного фонда занятости населения и фондов обязательного медицинского страхования) не изменило принципов финансирования социального обеспечения по сравнению с советским периодом.

В системе социальных услуг, предоставляемых бюджетной системой Российской Федерации, федеральные внебюджетные фонды занимают основное место. Через систему социальных внебюджетных фондов осуществляется финансирование почти половины всех социальных расходов консолидированного бюджета России.

III. ОСОБЕННОСТИ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

III.I. СТРУКТУРА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ

Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.

В бюджет Фонда социального страхования подлежат зачислению следующие доходы:

Налоговые доходы:

- единый социальный налог - по ставке, установленной НК РФ в части, зачисляемой в Фонд социального страхования РФ

- доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы РФ, поступающие от уплаты следующих налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами: налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 5%; налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 5%; минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 20%; единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - по нормативу 5%; единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 6,4%;

Неналоговые доходы:

- страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- недоимки, пени, штрафы по взносам в Фонд социального страхования РФ;

- доходы от размещения временно свободных средств Фонда социального страхования РФ;

- штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;

- безвозмездные поступления;

- межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые фонду социального страхования РФ;

- прочие поступления.

Расходы бюджета Фонда социального страхования осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством РФ, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами субъектов РФ.

III.II. АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЯ СТРУКТУРЫ ДОХОДОВ И СТРУКТУРЫ РАСХОДОВ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ

Проект бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации сформирован по доходам: в 2008 год в сумме 305,7 млрд. рублей, или 116,5% к уровню 2007 года; в 2009 году- 346,47 млрд. рублей, или 113,3% к уровню 2008 года; в 2010 году - 389,96 млрд. рублей или 112,6% к уровню 2009 года.

Важнейшими составными частями структуры доходной части Фонда являются: доходы по обязательному социальному страхованию - в 2008 году - 217,4 млрд. рублей, или 125,8% к уровню 2007 года, в 2009 году- 250,7 млрд. рублей (в том числе средства федерального бюджета на покрытие дефицита - 0,56 млрд. рублей), или 115,3% к уровню 2008 года, в 2010 году - 288,4 млрд. рублей (в том числе средства федерального бюджета на покрытие дефицита - 6,29 млрд. рублей), или 115,1% к уровню 2009 года; доходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - в 2008 году - 44,4 млрд. рублей или 99,3% к уровню 2007 года, в 2009 году - 51,24 млрд. рублей, или 115,3% к уровню 2008 года, в 2010 году - 55,8 млрд. рублей или 108,9% к уровню 2009 года; межбюджетные трансферты из федерального бюджета - в 2008 году -27,2 млрд. рублей или 99,6% к уровню 2007 года, в 2009 году - 28,1 млрд. рублей (с учетом средств на покрытие дефицита бюджета Фонда в сумме 0,56 млрд. рублей) или 103,2% к уровню 2008 года, в 2010 году - 34,98 млрд. рублей (с учетом средств на покрытие дефицита бюджета Фонда в сумме 9,29 млрд. рублей) или 124,6% к уровню 2009 года.

Представленный проект бюджета Фонда сформирован с текущим дефицитом по средствам на обязательное социальное страхование и по средствам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2008 и 2009 годах.

Расходы Фонда предусмотрены - в 2008 году в сумме 323,9 млрд. рублей или 112,7% к уровню 2007 года, в 2009 году - 356,1 млрд. рублей, или 109,9% к уровню 2008 года, в 2010 году в сумме 389,5 млрд. рублей или 109,4% к уровню 2009 года, включая расходы по следующим видам: на обязательное социальное страхование - в 2008 году в сумме 232,2 млрд. рублей или 116,3% к уровню 2007 года, в 2009 году - 259,6 млрд. рублей, или 111,8% к уровню 2008 года, в 2010 году - 288,4 млрд. рублей, или 111,1% к уровню 2009 года; на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - в 2008 году в сумме 47,8 млрд. рублей, или 110,9% к уровню 2007 года, в 2009 году - 51,9 млрд. рублей, или 108,6% к уровню 2008 года, в 2010 году - 55,3 млрд. рублей, или 106,6% к уровню 2009 года.

В проекте бюджета Фонда предусмотрено что в 2009 году и в плановый период 2010 и 2011 годов средства обязательного социального страхования направляются на полную или частичную оплату стоимости путевок для детей застрахованных граждан:

1) в детские санатории и санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия, расположенные на территории Российской Федерации, продолжительностью пребывания 21 - 24 дня из расчета до 600 рублей на одного ребенка в сутки в 2009 году, до 642 рублей - в 2010 году и до 685 рублей - в 2011 году;

2) в загородные стационарные детские оздоровительные лагеря продолжительностью пребывания не более 24 дней в одну смену в период школьных каникул в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

2. Размер оплаты стоимости путевки на одного ребенка в сутки в детские санатории и санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия, расположенные в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, определяется с учетом этих районных коэффициентов.

3. В организованных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления оздоровительных лагерях с дневным пребыванием детей и организацией двух- или трехразового питания за счет средств обязательного социального страхования производится оплата стоимости набора продуктов питания не более чем за 21 день пребывания в них детей застрахованных граждан в период школьных каникул исходя из фактически сложившихся цен в данном регионе.

Будет увеличен 2009 году и в плановый период 2010 и 2011 годов:

1) максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности (за исключением пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием) за полный календарный месяц не может превышать в 2009 году 18 720 рублей, в 2010 году - 20 030 рублей, в 2011 году - 21 390 рублей;

2) максимальный размер пособия по беременности и родам за полный календарный месяц не может превышать в 2009 году 25 390 рублей, в 2010 году - 27 170 рублей, в 2011 году - 29 020 рублей;

3) сумма, из которой исчисляется размер единовременной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, составляет в 2009 году 56 200 рублей, в 2010 году - 60 100 рублей и в 2011 году - 64 200 рублей;

4) максимальный размер ежемесячной страховой выплаты, исчисленный в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", не может превышать в 2009 году 43 230 рублей, в 2010 году - 46 260 рублей и в 2011 году - 49 410 рублей.

2. В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и максимальный размер пособия по беременности и родам определяются с учетом этих районных коэффициентов.

3. Установленный пунктом 4 части 1 настоящей статьи максимальный размер ежемесячной страховой выплаты применяется при назначении или увеличении ежемесячных страховых выплат после дня вступления в силу Федерального закона № 216-ФЗ от 25.11.2008 г.

4. Размеры ежемесячных страховых выплат, превышающие на 1 января 2009 года, 1 января 2010 года и 1 января 2011 года соответственно установленный пунктом 4 части 1 настоящей статьи максимальный размер ежемесячной страховой выплаты, не изменяются.

Размер единовременного пособия при рождении ребенка предусмотрен из расчета 8000 рублей. Для застрахованных работников размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет составляет 40% их среднего заработка. При этом минимальный размер пособия устанавливается не ниже размера , установленного для неработающих (1500 рублей на первого ребенка, 3000 рублей на второго и последующих детей), максимальный размер не должен превышать 6000 рублей.

Проект бюджета Фонда на 2009 год определяет прогнозируемый дефицит бюджета в сумме 2 055 024,4 тыс. рублей, что свидетельствует о финансовой неустойчивости Фонда и является аргументом необходимости реформирования всей системы обязательного социального страхования. Прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда в сумме 445 133 616,5 тыс. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в сумме 70 568 364,0 тыс. рублей и из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 17 000 000,0 тыс. рублей. Общий объем расходов бюджета Фонда в сумме 447 188 618,9 тыс. рублей.

Счетная палата Российской Федерации полагает целесообразным обратить внимание на необходимость рассмотрения и решения в ближайшей перспективе следующих вопросов: принятия мер по разработке федерального закона, определяющего статус Фонда с учетом современного состояния системы социального страхования и перспектив ее развития; возможности изменения налогового законодательства в части освобождения от обложения налогом на доходы физических лиц пособий по временной нетрудоспособности; принятия, в целях законодательного обеспечения прав граждан в области санаторно-курортного лечения, соответствующего федерального закона.

В составе трансфертов, перечисляемых бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации запланированы ассигнования на: выплаты пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию, и гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний в 2008 году - 18,2 млрд. рублей, в 2009 году - 17,9 млрд. рублей, в 2010 году - 10,4 млрд. рублей; обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий в 2008 году - 9,0 млрд. рублей (140% к уровню 2007 года), в 2009 году - 9,7 млрд. рублей (107,7% к предыдущему году), в 2010 году - 10,4 млрд. рублей (107,8% к предыдущему году).

IV. ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Прекрасным примером, иллюстрирующим успехи отечественных разработок, является Единая интегрированная информационная система Фонда социального страхования Российской Федерации.

Фонд является типичным федеральным ведомством, структуру которого образуют Центральный аппарат, региональные отделения во всех субъектах Российской Федерации, филиалы или представительства в каждом районе субъекта Федерации. Главной задачей Фонда является управление средствами государственного социального страхования, гарантирующими социальную защиту населения. В отличие от Пенсионного Фонда и Федерального фонда обязательного медицинского страхования Фонд социального страхования Российской Федерации имеет единую вертикаль управления от центра до района. С точки зрения информатизации централизованная структура Фонда является положительным фактором, поскольку упрощается принятие единых технических решений, но с другой стороны, возрастает ответственность за принятые решения и сложность внедрения реализованных технических решений с учетом масштабности объектов автоматизации и их особенностей.

Проведенный во второй половине 1997 года анализ компьютеризации Фонда показал, что здесь использовался типичный для всех министерств и ведомств подход к вопросу информатизации, связанный в основном с бессистемным накоплением приложений, работающих с отдельными технологическими процессами. То есть, в системе Фонда отсутствовали единые программные средства, телекоммуникации, единые подходы по техническому оснащению средствами вычислительной техники, построению локальных вычислительных сетей. Анализ показал невыгодность этой ситуации для Фонда с разных точек зрения:

- с экономической: имело место дублирование расходов в различных региональных отделениях на одни и те же цели;

- с технической: невозможно было объединение информации и получение сводных аналитических материалов непосредственно на основе баз данных региональных отделений Фонда;

- с организационной: привязанность к местным поставщикам услуг и оборудования приводила к фактической неуправляемости ситуацией из центра.

Очевидно, при таком подходе не могли быть достигнуты основные цели компьютеризации, которыми являются повышение эффективности работы сотрудников, как Центрального аппарата Фонда, так и его исполнительных органов, на основе получения оперативной, достоверной и актуальной информации непосредственно на рабочих местах.

Поэтому в 1997 году руководством Фонда было принято решение о проведении единой технической политики по информатизации. Эта политика заключается в реализации решений Фонда (Центрального аппарата) во всех исполнительных органах по следующим вопросам.

1. По технической группе вопросов:

- централизованное оснащение исполнительных органов Фонда средствами вычислительной техники и телекоммуникаций;

- обеспечение едиными программными средствами (общесистемными и прикладными);

- централизованное решение вопросов по обеспечению ввода в эксплуатацию и функционирования телекоммуникаций;

- единые подходы к построению и модернизации локальных вычислительных сетей (ЛВС).

При этом в решении технических вопросов была определена ориентация на отечественные программно-технические продукты.

2. По финансированию расходов на информатизацию (планирование и расходование финансовых средств).

3. Организационно-кадровые решения:

- по структуре Управления информационных технологий и информационно-технических отделов региональных отделений Фонда;

- по повышению компьютерной квалификации специалистов Фонда и т.д.

Таким образом, суть единой технической политики заключалась в том, что ставка была сделана на:

- максимальное использование имеющейся единой вертикали управления;

- отечественных производителей средств вычислительной техники и программного обеспечения, включая использование отечественной СУБД HyTech, хорошо зарекомендовавшей себя в качестве ядра информационных систем Правительства Москвы.

Практические результаты 4-х летней компьютеризации показали, что решения, принятые руководством Фонда в 1997 году по информатизации, явились абсолютно правильными. Это подтверждается:

- успешной промышленной эксплуатацией Единой интегрированной информационной системы Фонда (ЕИИС "Соцстрах");

- основными положениями "Доктрины информационной безопасности Российской Федерации", которая утверждена Президентом России 9.09.2000 г.;

- основными положениями "Концепции государственной информационной политики".

Это согласуется также с решениями руководства страны, принятыми в течение 2007 года по укреплению вертикали государственной власти.

Для реализации технической политики по информатизации Фондом были подготовлены:

- образован научно-технический совет при председателе Фонда, в состав которого вошли ведущие ученые РАН, крупнейших вузов, специалисты, обладающие практическим опытом создания больших информационных систем;

- было реорганизовано Управление автоматизации, образованы информационно-технические отделы региональных отделений Фонда;

- разработаны документы общесистемного характера (программа работ по информатизации Фонда, системный и технический проекты создания ЕИИС "Соцстрах", календарный план работ по внедрению ЕИИС);

При проектировании корпоративной сети был проведен анализ информационных потоков Фонда, где учитывалось, что циркуляция информации в сети Фонда может быть различной:

- взаимодействие с базами данных;

- обмен различного вида документацией, включая передачу отчетов;

- обмен текущей корреспонденцией и др.исходными данными для определения информационных потоков в корпоративной сети Фонда является перечень документов (форм специальной и бухгалтерской отчетности) , передаваемой между объектами различных уровней иерархии.

Одновременно с этим, интенсификация обмена данными между Центральным аппаратом и исполнительными органами Фонда, хранение и обработка больших массивов данных, представленных в электронном виде, наличие баз данных закрытого характера (информация о финансово-хозяйственной деятельности Фонда, данные персонифицированного учета потерпевших, информация отделений Фонда по Министерству обороны РФ, ФАПСИ, др. служебная информация) диктуют насущную потребность в учете дополнительных объемов передаваемой информации.

Новые информационные технологии обеспечили руководству Фонда прозрачность финансовых потоков всех исполнительных органов Фонда, адресность по выплатам пособий по возмещению вреда и т.д. Это означает, что сложный аналитический отчет, любая информация, имеющаяся в базах данных, распределенная по всей территории Российской Федерации (от Калининграда до Камчатки), могут быть получены в реальном масштабе времени, как на своем рабочем месте, так и в любой точке земного шара, где имеется сотовая связь (через обычный сотовый телефон). Примеры оперативных запросов, сводных отчетов и аналитических справок приведены ниже.

Корпоративная сеть Фонда, являясь объединяющим элементом ЕИИС Соцстрах, базируется на выделенных и коммутируемых линиях связи и Internet технологиях.

ЕИИС Соцстрах, делая прозрачным для руководства Фонда финансово-хозяйственную деятельность исполнительных органов Фонда, обеспечивает эффективное управление средствами государственного социального страхования, гарантирующими социальную защиту населения.

Работа в условиях подготовки к введению единого социального налога и в период его действия практически показали эффективность средств адаптации ЕИИС Соцстрах к новым условиям функционирования, реализации новых функций и обработки новой информации. Единая информационная система Фонда имеет все необходимые средства (телекоммуникационные, программно-технические, организационные), позволяющие в сжатые сроки осуществить ее адаптацию на решение задач автоматизации деятельности различного назначения (управление городским хозяйством, регистрация сделок с недвижимостью, управление медицинским страхованием и др.).

Прикладное программное обеспечение, включающее около 20 прикладных подсистем, обеспечивает автоматизацию всех видов деятельности Фонда.

Рабочие места специалистов Фонда оснащены однотипными средствами вычислительной техники, создана региональная сеть сервисных центров, обеспечивающих гарантийное и послегарантийное обслуживание компьютерной техники и телекоммуникаций.

В состав информационных ресурсов Фонда входят:

- сведения о 2,5 млн. страхователях (юридических и физических лицах);

- персонифицированные сведения о получателях страховых выплат в возмещение вреда, причиненного здоровью несчастным случаем на производстве или профзаболеванием (порядка 500 тыс. получателей);

- сведения о финансово-хозяйственной деятельности исполнительных органов Фонда.

Общая схема системы передачи данных (СПД) представлена на рис. 1.

Рис.1 Общая схема системы передачи данных

В основе СПД лежат виртуальные частные сети (VPN), использующие для связей между отдельными своими элементами публичный Интернет. Виртуальная частная сеть это совокупность работающих по TCP/IP защищенных каналов связи между локальными сетями. Создание VPN позволяет защищать от постороннего доступа информацию, передаваемую по сети Интернет, и связывать географически удаленные подразделения, не арендуя дорогостоящих выделенных междугородних линий.

Глобальная структура системы представляет собой иерархическую звезду с одной центральной частью. Центром звезды является телекоммуникационный узел центрального аппарата, к которому подключены региональные отделения (РО), филиалы региональных отделений, а также иные пользователи, имеющие доступ к сети Фонда. Доступ региональных отделений к центральному аппарату и расположенной там серверной фабрике (БД на основе XML) осуществляется через публичный Интернет с использованием туннелей. Особенностью принятой схемы является обеспечение доступа к службам публичной сети (mail, web, DNS) через центральный аппарат Фонда, т.е. запросы от региональных отделений проходят по туннелям к центральному аппарату Фонда и только оттуда поступают в Интернет.

Локальная вычислительная сеть регионального отделения Фонда включает в себя:

- рабочие места;

- коммуникационные центры;

- серверы (баз данных HyTech и приложений);

- серверы доступа для подключения филиалов РО и отдельных удаленных пользователей, имеющих доступ к сети.

К составу ЛВС можно также отнести оборудование доступа к виртуальной частной сети Фонда: серверы proxy, firewall, маршрутизатор доступа к Интернет.

В настоящее время первый этап компьютеризации Фонда (разработка и внедрение ЕИИС Соцстрах) завершен. Фонд подошел ко второму важному этапу компьютеризации на основе накопленных и ежедневно формируемых баз данных региональных отделений проводить оперативную аналитическую их обработку для принятия решений (в разрезе Федеральных округов, регионов, городов, отраслей и т.д.). Для этого в Фонде введена в эксплуатацию система мониторинга и аналитической обработки баз данных Фонда (АРМ Руководителя). Она является надстройкой над всей информационной системой Фонда, с помощью нее обеспечивается On-line доступ ко всем информационным ресурсам Фонда.

АРМ Руководителя, реализованный на основе новейших XML и OLAP технологий, обеспечивает контроль текущей финансово-хозяйственной деятельности исполнительных органов Фонда, исполнения ими программ государственных гарантий по социальному страхованию, рационального использования материально-технических, кадровых и финансовых ресурсов.

Для администрирования ЕИИС Соцстрах в АРМе Руководитель предусмотрен контроль технического состояния подсистем ЕИИС Соцстрах, баз данных, линий связи, регламента выполнения работ по обслуживанию системы.

Система мониторинга и аналитической обработки баз данных Фонда в настоящее время установлена на рабочих местах председателя Фонда и его заместителей, руководителей структурных подразделений центрального аппарата и ведущих специалистов Фонда и используется непосредственно в процессе принятия решений. На основе многомерной модели данных система позволяет отображать на экране результаты запросов в удобном графическом и табличном видах : гистограммы, диаграммы, сравнительные таблицы и т.д.

V. ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ

Один из наиболее крупных итогов реформирования социальной сферы страны состоит в формировании рыночных механизмов социального страхования.

Это положительный и закономерный процесс. Вместе с тем, несмотря на позитивные тенденции становления системы социального страхования в России за последние 15 лет, необходимо признать и многочисленные "откаты" назад. Так, например, введение единого социального налога, который оказался "чужеродным телом" для социального страхования, привело к сокращению ресурсной базы. Как недостаточно обдуманные решения можно охарактеризовать и ликвидацию Государственного фонда занятости, сокращение программ оздоровления работников и членов их семей, различия в уровне страхового возмещения на случай временной нетрудоспособности в зависимости от применяемых налоговых режимов.

Вопрос финансового обеспечения государственных внебюджетных фондов и их финансовой устойчивости со всей очевидностью становится наиболее актуальной проблемой в повестке дня социальной политики страны. Для специалистов и политиков это не новость. Хорошо известно, что снижение максимальной ставки единого социального налога (ЕСН) с 35,6% до 26% от размера выплат в пользу работника приведет в 2005 году к выпадающим доходам бюджетов государственных внебюджетных фондов на сумму почти в 317 млрд. рублей.

Часть выпадающих доходов будет возмещена за счет федерального бюджета по статье "Стабилизационный фонд", но эта компенсирующая мера касается только Пенсионного фонда России и то только в 2005 году. Практически не решен вопрос финансовой устойчивости и выпадающих доходов для фондов обязательного медицинского страхования и Фонда социального страхования.

Неблагоприятные социальные последствия складывающейся ситуации очевидны - это существенное снижение уровня социальной защиты застрахованных. Крайне тревожным фактом является снижение покупательной способности пенсий и пособий по временной утрате трудоспособности, сокращение возможности исполнения мероприятий Базовой программы медицинского страхования и программ оздоровления работников и членов их семей.

Другими словами: сокращение ЕСН на деле представляет сокращение программ развития социального страхования, что нелогично для Российской Федерации - страны, в которой провозглашено в качестве государственной задачи становление рыночной экономики и социально ориентированного государства.

Таким образом, снижение размера ЕСН и введение системы дотаций с целью возмещения выпадающих доходов Пенсионного фонда, фондов обязательного медицинского страхования и Фонда социального страхования в средне- и долгосрочной перспективе может иметь ряд серьезных неблагоприятных социально-экономических последствий.

Во-первых, за счет федерального и регионального бюджетов потребуется изыскать достаточно существенные дополнительные ресурсы для поддержания сложившегося уровня пенсионного страхования, осуществления программ оздоровления работников и членов их семей, реализации мероприятий Базовой программы медицинской помощи.

Во-вторых, снижение размера ЕСН приведет к ослаблению связи между размерами страхового возмещения и платежей, будет действовать отрицательно на мотивацию страхователей и застрахованных осуществлять платежи со всего объема заработной платы. В этой связи снижение ставки ЕСН представляется малоэффективной мерой налоговой политики, что приведет уже к необходимости корректировать этот контрпродуктивный шаг.

Вопросы законодательного обеспечения социальной защиты являются предметом пристального внимания Совета Федерации и профильного Комитета Совета Федерации по социальной политике. В центре внимания Комитета находятся вопросы формирования сбалансированных бюджетов государственных внебюджетных социальных фондов. С этой целью, начиная с 1999 года, ежегодно Комитет принимает непосредственное участие в работе над проектами бюджетов данных фондов, направляет свои замечания и поправки в профильные комитеты Государственной Думы, активно участвует в работе трехсторонней рабочей группы по совершенствованию межбюджетных отношений.

Особенно много внимания уделяет Комитет Совета Федерации по социальной политике выработке приоритетов и стратегических ориентиров развития социального страхования как целостной системы, которая призвана стать базовой в системе социальной защиты и социальной политики. Эту позицию Комитет Совета Федерации по социальной политике отстаивал в ходе работы над проектом федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" (данный Федеральный закон был подписан Президентом Российской Федерации 16 июля 1999 года).

Уже стали традиционными проводимые Комитетом Совета Федерации по социальной политике "круглые столы", посвященные проблемам формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Оценки и рекомендации, выработанные на этих "круглых столах", требуют принятия со стороны Правительства Российской Федерации оперативных и безотлагательных мер по исправлению кризисной ситуации в системе социального страхования страны. Так, для предотвращения разрастания неблагоприятных явлений в среднесрочной перспективе потребуется изыскать дополнительные источники страхового возмещения по обязательному социальному страхованию и сформировать соответствующую законодательную базу. Она должна содержать механизмы финансового обеспечения социального страхования, которые бы позволяли выплачивать пенсии и пособия, достаточные для достойной жизни пенсионеров и инвалидов, оказывать качественную медицинскую помощь застрахованным, а также обеспечивать проведение активной политики по трудоустройству безработных на рынке труда.

В этой связи требуется уже в ближайшее время разработать концепцию совершенствования системы социального страхования в России, законодательно определить всю гамму правоотношений в этой сфере для обеспечения качественной жизни застрахованных, принять эффективные законы, направленные на совершенствование финансового обеспечения государственных внебюджетных фондов.

VI. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сложившаяся система государственного социального обеспечения в России не отвечает современным вызовам, которые встают перед ней во все больших масштабах: демографическим тенденциям, структурным изменениям в экономике и на рынке труда, характере и условий организации систем заработной платы. Проведенные в последние годы реформы пенсионной системы, здравоохранения и налоговой системы не позволили преодолеть системный кризис государственного социального обеспечения и сформировать эффективные институты обязательного социального страхования. Уровни пенсионного обеспечения крайне низки, а качество медицинской помощи неудовлетворительно.

Сложившиеся тенденции в средне и долгосрочной перспективе позволяют оценивать государственное социальное обеспечение как все менее дееспособное. Выходом из создавшейся ситуации может быть формирование системы обязательного социального страхования и реформа системы заработной платы.

Формирование цивилизованной системы социального страхование в России возможно при условии применения междисциплинарного и внутрисистемного подходов, позволяющих учитывать "внешние" и "внутренние" факторы, влияющие на взаимосвязь базовых ее элементов по экономическому и административному регулированию и управлению системой.

В ряду наиболее крупных "внешних" систем выступает система заработной платы, которая определяет масштаб и тип охвата социальным страхованием (наемные и/ или самозанятые работники, методы и формы финансирования, масштабы формального и неформального секторов занятости) и позволяет создать благоприятные условия для реализации потенциала социального страхования. В этой связи все более актуальным вопросом является разработка концепции совершенствования системы заработной платы и доходов населения и включения ее важнейших направлений в бюджетный процесс всех уровней. В число основополагающих и первоочередных мер для этого целесообразно предусмотреть:

1. Поэтапное, в течение 2-3 лет, повышение минимальной заработной платы до уровня прожиточного минимума, с тем, чтобы ее уровень приблизился к 40% средней заработной платы.

2. Пересмотр и расширение "замороженного" потребительского бюджета, который следует в ближайшее время довести до дореформенного (15-летней давности) уровня и определить стратегические задачи поэтапного приближения до величин среднеевропейского уровня.

3. Принятие законодательных мер по уменьшению поляризации заработной платы и доходов, доведения тем самым в среднесрочной перспективе соотношения заработков крайних децильных групп до соотношения 1:10, уменьшив тем самым разбег в полтора раза.

4. Законодательное определение сроков и мероприятий по доведению величины национальных расходов на социальную защиту до минимального уровня в 20% ВВП, как это определено рекомендациями Копенгагенских решений 1995 года, которые обязалась выполнять и Россия.

Предложенные концептуальные решения по регулированию заработной платы и финансовой модели социального страхования позволят повысить уровень целевого распределения страховых средств в соответствии с уровнями и необходимостью компенсации социальных рисков.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12.12.1993г.)

2. Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. N 101)

3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ

4. Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части второй/ Под ред. А.В. Брызгалина. - М., 2000.

5. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая. - М., 2001.

6. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ

"Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию"

7. Постановление Правительства РФ от 15 июня 2007 г. N 375

"Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию"

8. Соколов В. П. Особенности функционирования внебюджетных социальных фондов на современном этапе.// Экономический анализ: теория и практика. - 2008. - № 10.

9. Официальный сайт бюджетной системы российской федерации http://www.budgetrf.ru

10. Официальный сайт Фонда Социального Страхования - http://www.fss.ru

11. Официальный сайт Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации http://www.economy.gov.ru

12. Федеральный закон от 25.11.2008 г. № 216-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов".

13. Федеральный закон от 03.12.2008 г. № 239-ФЗ "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год".

7

Показать полностью…
Похожие документы в приложении