Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Курсовая «Несбалансированность государственного бюджета» по Финансам и кредиту (Новожилова Т. Н.)

Содержание Введение 3 1 Несбалансированность государственного бюджета. Государственный долг: понятие, сущность, классификация 5 1.1. Бюджетный профицит 5 1.2. Подходы к проблеме несбалансированности государственного бюджета 6 1.3. Государственный долг: понятие, сущность. Внешний и внутренний долг 7 2. Управление государственным долгом. Зарубежный опыт 12 2.1. Управление государственным долгом: основы 12 2.2. Зарубежный опыт управления государственным долгом 14 3. Государственный долг РФ, управление государственным долгом 21 3.1. Государственный долг РФ: тенденции, планирование 21 3.2. Методы управления государственным долгом 24 Заключение 29 Список литературы 33 Введение Большое внимание в последние годы уделяется дефициту бюджета и государственному долгу. Бюджетный дефицит - это та сумма, на которую в данный год расходы правительства превосходят его доходы; национальный или государственный долг - это общая сумма накопленных положительных сальдо бюджета за вычетом дефицитов, имевших место в стране. В упрощенном смысле термин "государственный долг" означает совокупность обязательств государства перед иностранными и внутренними кредиторами. Лет десять тому назад вряд ли кто-нибудь мог предположить, что Россия окажется в весьма неприглядном положении ненадежного должника, вынужденного просить отсрочки по непосильным для нее долговым платежам, и что проблема управления внешним долгом станет постоянной заботой ее экономических и финансовых органов. С одной стороны, подтвердились опасения ненадежной платежеспособности наших должников из развивающихся стран и стран СЭВа, а с другой - по ряду причин оказалось невозможным избежать быстрого нарастания валютной задолженности западным кредиторам. Связано это было в основном с дефицитностью платежного баланса и государственного бюджета, ухудшением ценовых условий внешней торговли, общим сокращением товарного экспорта и поставок военной техники [8]. В настоящее время наблюдается ряд мер со стороны правительства по решению проблемы государственного долга, начиная от экономических и социальных реформ, политических изменений и заканчивая договоренностями с кредиторами по внешнему долгу. И в последние годы рост государственного долга стабилизировался и замедлился, налицо планы государства преобразовать большую часть внешнего долга во внутренний. Однако на последующие годы аналитики прогнозируют рост государственного долга, что является отрицательной тенденцией, которая скажется на общей экономической атмосфере. Государственный долг служит очень большой проблемой даже в прогнозах самых оптимистично настроенных аналитиков. Положение России на рынке внутреннего и внешнего долга не может не волновать молодое поколение, поскольку отдавать его придется именно ему. Помимо этого ситуация с государственным долгом напрямую влияет на экономику страны в целом и в частности на благосостояние ее граждан. В актуальности данной темы не приходится сомневаться. Этот вопрос должен детально изучаться и прорабатываться. В ходе работы будет рассмотрено само понятие "государственного долга" во взаимосвязи с бюджетным дефицитом, бюджетным профицитом и государственным бюджетом как таковым. Далее будет рассмотрена и проанализирована ситуация в России в данной области, опыт других стран по управлению государственным долгом, а так же необходимые условия для решения этой проблемы. Таким образом, целью дано работы является изучение проблемы управления государственным долгом и предложение рекомендаций по оптимизации вопроса. Сделано это будет на примере Российской Федерации. Задачами в таком случае являются: * ознакомление с основными понятиями, такими как "Государственный бюджет", "бюджетный дефицит", "бюджетный профицит", "государственный долг" и пр., их детальное изучение; * изучение ситуации непосредственно в России, тенденции, перспективы; * изучение зарубежного опыта с целью адаптации его к условиям России В качестве источников были использованы материалы с сайтов: www.minfin.ru, www.eup.ru, www.polit.ru, www.stat.ru, www.annews.ru и пр.; так же нормативные документы: ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год", ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 г.г.", Конституция РФ так же были использована при написании работы. Так же были изучены и обработаны труды современных ученых. 1. Несбалансированность государственного бюджета. Государственный долг: понятие, сущность, классификация 1. Бюджетный дефицит Наиболее удачный вариант государственного бюджета - это бездефицитный бюджет или же бюджет с профицитом, однако, на практике добиться такой сбалансированности бюджета не всегда удается. В результате возникает такое явление, как бюджетный дефицит, что в свою очередь приводит к появлению государственного долга. Разберемся в причинах возникновения этих двух явлений и способах их устранения [1]. Бюджетный дефицит - это превышение расходной части бюджета над доходной. При бюджетном дефиците государству не хватает средств для нормального выполнения своих функций и приходится прибегать к различным займам, прежде всего у кредитной системы, что отрицательно сказывается на устойчивости всего денежного обращения и является основной причиной инфляции. Бюджетный дефицит не обязательно свидетельствует о каком-то чрезвычайном положении в экономике страны. Он может быть вызван, например, необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, что отражает скорее рост валового национального продукта, нежели кризисное состояние государственного регулирования. Возможны чрезвычайные обстоятельства, связанные с войнами, стихийными бедствиями, затраты на которые не могли быть заранее спланированы, но должны быть обязательно осуществлены независимо от наличия средств в резервном фонде бюджета [17]. В конце 20 века в российской экономике наблюдался стабильный дефицит бюджета, который был закономерным продолжением общих экономических проблем в стране. Однако, начиная с 2001 года бюджет России вышел на профицит. Профицит бюджета (англ. budget surplus) - превышение доходов бюджета над его расходами [17]. Таким образом, необходимость погашения бюджетного дефицита в свое время стала причиной накопления значительного государственного долга. В сущности, это направление покрытия дефицита государственного бюджета очень часто используется правительствами тех или иных стран. 1.2. Подходы к проблеме сбалансированности государственного бюджета Возникающий в результате превышения расходов над доходами бюджетный дефицит покрывается государственными займами (внутренними и внешними). Они осуществляются в виде продажи государственных ценных бумаг, займов у внебюджетных фондов (например, у фонда страхования по безработице или пенсионного фонда) и получения кредитов у банков (эта форма финансирования бюджетного дефицита часто практикуется местными властями). Государственные займы - не единственный путь покрытия дефицита государственного бюджета. У большинства развитых стран со времен перехода от золотого к бумажно-денежному обращению накоплен значительный опыт покрытия бюджетного дефицита путем дополнительной эмиссии денег. Правительства особенно часто прибегают к этому средству в критических ситуациях - во время войны, длительного кризиса. Последствия такой эмиссии общеизвестны: развивается неконтролируемая инфляция, подрываются стимулы для долгосрочных инвестиций, раскручивается спираль "цена - заработная плата", обесцениваются сбережения населения, воспроизводится бюджетный дефицит [17]. В целях сохранения хозяйственной и социальной стабильности правительства развитых стран всемерно избегают неоправданной эмиссии денег. Для этого в систему рыночной экономики встроен специальный блок-предохранитель: конституционно закрепленная в большинстве стран независимость национального эмиссионного банка от исполнительной и законодательной власти. Эмиссионный банк не обязан финансировать правительство, таким образом, ставится заслон инфляционному взрыву, который мог произойти, если бы деньги печатались по желанию правительства. Государственные займы менее опасны, чем эмиссия, но и они оказывают определенное негативное воздействие на экономику страны. Во-первых, в определенных ситуациях правительство прибегает к принудительному размещению ценных государственных бумаг и нарушает, таким образом, рыночную мотивацию деятельности частных финансовых институтов. Во-вторых, если правительство даже и создает достаточные стимулы для приобретения юридическими и физическими лицами ценных правительственных бумаг, то государственные займы, мобилизуя свободные средства на рынке ссудных капиталов, сужают возможности получения кредита частными фирмами. Фирмы, особенно мелкие и средние, не являются для банков такими надежными заемщиками, как государственные органы. Государственные займы на рынке ссудных капиталов способствуют удорожанию кредита - росту учетной ставки. Однако у государственных займов есть и положительные стороны. Во-первых, образовавшийся на их основе рынок ценных государственных бумаг может привлекать часть инвесторов, для которых остальные секторы фондового рынка непривлекательны. Во-вторых, размещая на этом рынке ценные бумаги новых государственных займов или выкупая досрочно бумаги старых займов, государство может активно воздействовать на спрос и предложение на всем рынке ссудных капиталов. Однако эти положительные стороны проявляются преимущественно в развитых странах со стабильной экономикой. Для развитых стран с рыночной экономикой характерно внимание не столько к величине бюджетов, сколько к их сбалансированности и структуре [21]. 1.3. Государственный долг: понятие, сущность. Внешний и внутренний государственный долг Государственный долг - общий размер задолженности правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов минус бюджетные профициты. Согласно Бюджетному кодексу РФ, государственный или муниципальный долг - обязательства, возникающие из государственных или муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, установленными Кодексом, принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Поскольку заимствования являются одним из главных путей покрытия дефицита государственного, таким образом, задолженность правительственных органов владельцам государственных ценных бумаг накапливается и превращается в государственный долг. Его приходится выплачивать с процентами. Говорят, что сегодняшние государственные займы - это завтрашние налоги. Некоторые налогоплательщики являются владельцами государственных ценных бумаг. Они получают: проценты по этим бумагам и одновременно платят налоги, которые частично идут на выплату государственных займов. Как правило, из текущих бюджетных доходов не удается полностью выплачивать проценты и в срок погашать государственные займы. Постоянно нуждаясь в средствах, правительства прибегают все к новым займам, покрывая старые долги, они делают еще большие новые. Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний, а также краткосрочный (до одного года), среднесрочный (от одного года до пяти лет) и долгосрочный (свыше пяти лет). Наиболее тяжелыми являются краткосрочные долги. По ним вскоре приходится выплачивать основную сумму с высокими процентами. Такую задолженность можно пролонгировать, но это связано с выплатой процентов на проценты. Государственные органы стараются консолидировать краткосрочную и среднесрочную задолженность, т.е. превратить ее в долгосрочные долги, отложив на длительный срок выплату основной суммы и ограничившись ежегодной выплатой процентов. В ряде стран существуют специальные управления государственного долга при министерстве финансов, которые осуществляют погашение и консолидацию старых долгов и привлечение новых заемных средств. Выплата процентов по долгу и постепенное погашение основной суммы его называется обслуживанием долга (задолженности) [21]. Внешний государственный долг - это долг иностранным государствам, организациям и лицам. Этот вид долга ложится на страну наибольшим бременем, так как для его погашения государство должно отдавать какие-нибудь ценные вещи, оказывать определённые услуги. Внутренний долг государства - долг своему населению - приводит, прежде всего, к перераспределению доходов внутри страны. Утечки товаров и услуг обычно не происходит, но возникают определённые изменения в экономической жизни, последствия которых могут быть весьма значительными [17]. Предметом особого внимания является внешний долг. Если платежи по нему составляют значительную часть поступлений от внешнеэкономической деятельности страны, например 20-30%, то привлекать новые займы из-за рубежа становится трудно. Их предоставляют неохотно и под более высокие проценты, требуя залогов или особых поручительств. Обычно правительства стран-должников принимают все возможные меры, чтобы не попасть в положение безнадёжных должников, так как это ограничивает доступ к зарубежным финансовым ресурсам. Для этого возможно несколько путей: 1. Выплата долгов за счёт золотовалютных резервов. 2. Консолидация внешнего долга, которая означает превращение краткосрочной и среднесрочной задолженности в долгосрочную, то есть перенос предстоящих в скором времени платежей на отдалённое будущее. 3. Сокращение внешнего долга путём конверсии - превращение его в долгосрочные иностранные инвестиции. 4. Обращение страны должника, попавшей в тяжёлое положение, к международным банкам - региональным, Всемирному банку [7]. Необходимо отметить, что наличие государственного долга имеет реальные негативные последствия. 1. Погашение внутреннего долга путем выплаты процентов населению увеличивает неравенство в доходах разных социальных групп, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Следовательно, те, кто обладают государственными ценными бумагами, при их погашении станут еще богаче. 2. Повышение налогов с целью выплаты процентов по государственному долгу или их снижение может подорвать действие экономических стимулов развития производства. 3. Отрицательно сказывается на экономике ситуация, когда правительство вынуждено брать займы на рынке капиталов для уплаты процентов по государственному долгу, т.к. это обстоятельство приводит к сокращению капиталовложений внутри страны. 4. Наличие государственного долга создает психологическое напряжение в стране, порождая неуверенность в деловой активности экономики в целом каждого гражданина в отдельности. Для сокращения бюджетного дефицита необходимо всемерно стимулировать приток доходов от всех отраслей и всех сфер хозяйственной деятельности и одновременно обеспечивать сокращение государственных расходов [6]. Преодоление бюджетного дефицита, прежде всего, должно опираться на развитие производства, на обеспечение финансовой устойчивости всех отраслей хозяйства и предприятий всех форм собственности, на активизацию предпринимательства. Что касается сокращения расходов бюджета, то оно может быть достигнуто путем изменения направления инвестирования бюджетных средств, использования только целевых финансовых льгот и санкций, которые позволяют учитывать условия различных производителей. Важными путями уменьшения расходов является сокращение избыточных административных, военных и других затрат, финансирование лишь важнейших социальных программ, недопущение осуществления за счет бюджета мероприятий, не имеющих реальной финансовой базы. Не исключается привлечение в страну иностранного капитала в целях модернизации производства, снижения затрат и сокращения на этой основе бюджетных расходов. Можно привести такое определение понятия "государственный долг": государственный долг - это общая накопленная сумма всех положительных сальдо бюджетов правительства за вычетом дефицитов, имевших место в стране. Долг тесно связан с дефицитом, так как обычно дефицит погашают займами, а, кроме того, определить опасность дефицита для национальной экономики нельзя без анализа величины государственного долга [2]. Государственный долг и его рост сильно влияют на функционирование экономики и здесь есть ряд опасностей для государства-реципиента: 1. Возможность банкротства нации. 2. Переложение бремени долга на текущие поколения. 3. Потеря государством экономической самостоятельности В данное время государственный долг занимает особое место среди болевых проблем бюджетной политики РФ. 2. Управление государственным долгом, зарубежный опыт 2.1. Управление государственным долгом: основы Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определение условий и выпуску новых государственных ценных бумаг. Управление реальной динамикой долговых обязательств предполагает контроль за двумя важнейшими показателями - величиной государственного долга и стоимостью его обслуживания. В условиях экономического роста важны не абсолютные их размеры, а доля государственного долга в ВВП и соотношение реального процента (стоимости обслуживания за вычетом инфляционной составляющей) и темпа экономического роста. Это нетрудно показать, если представить процесс накопления долга в виде следующего уравнения: bt = (1+rt)* b(t - 1) + dt, где (1+gt) bt - внутренний долг на конец периода t (в % к ВВП); rt - усредненный реальный процент ex post в этом же периоде; gt - темп роста ВВП (в %); dt - доля первичного дефицита бюджета (в % к ВВП). В данном выражении не отражается валютная структура долга. Чтобы учесть динамику внутреннего и внешнего государственного долга, рассмотрим следующее уравнение(2): bt+b't=1+rt*b(t-1)+(1+rt)(1+?t)*bt-1+dt, где 1+gt 1+gt b't - внешний долг к концу периода Bt оцененный по обменному курсу рубля к доллару (в % к ВВП); rt - реальный процент за рубежом; ?t - темп прироста реального курса доллара. Как видно из отношения (2), динамика реального государственного долга определяется двумя основными факторами: во-первых, долей первичного дефицита; во-вторых, соотношением процента по внутренним и внешним обязательствам, учитывающим динамику реального курса доллара и темп роста ВВП. Так, экономический подъем, сопровождаемый реальным повышением курса отечественной валюты, может заметно снизить долю внешнего долга по отношению к доле внутреннего. Определение направлений изменения структуры государственного долга должно учитывать все эти параметры и подчинятся логике задач, стоящих перед экономикой. Политика сокращения государственного долга путем недофинансирования бюджетной сферы сопряжена с неоправданно высокими социальными издержками. Примером крайне нерационального ужесточения такой политики может служить Румыния в ее недавнем прошлом. К концу своей жизни Н.Чаушеску добился резкого сокращения государственного долга, снизив внешние обязательства до нуля. Однако жизненный уровень населения в тот период катастрофически упал - граждане вынуждены были жить в плохо отапливаемых помещениях, без света и горячей воды, зачастую недоедая. Вряд ли стоит повторять такой опыт. Следует обратить внимание на необходимость расширения круга используемых долговых инструментов и в том числе таких нетрадиционных для практики управления государственным долгом как производные контракты. В широком смысле привлечение новых инструментов позволяет заполнять всевозможные сегменты рынка (открытие новых рынков, как правило, улучшает возможности индивидуальных инвесторов). В более узком смысле для минимизации стоимости обслуживания долга желательно использования схем хеджирования от валютного, процентного, политического и прочих рисков. В этой связи эффективным инструментом управления государственным долгом должны стать так называемые своповые соглашения. Они могут заключаться с отечественными и зарубежными институтами и предусматривать обмен потоков процентных выплат по различным инструментам долга. Такой подход позволяет варьировать структуру государственных обязательств без существенных трансакционных издержек. Минимизация стоимости обслуживания является стратегической задачей управления государственным долгом, а в более широком понимание - всей бюджетной - налоговой политике. Эта задача согласуется не только с чисто фискальными интересами, но и с потребностями стимулирования инвестиционной активности, а также с долгосрочной максимизацией благосостояния населения поскольку экономия текущих затрат по обслуживанию долга снижает налоговое бремя для будущих поколений. С точки зрения долгосрочной стратегии управления долгом важно оптимизировать временную структуру % ставок. Рациональная стратегия удлинения сроков до погашения должна основываться на принципе целенаправленного формирования долговременной кривой доходности. Данная стратегия означает, что государство, используя свои возможности, репутацию, благоприятные условия и т.д., создают наиболее привлекательную временную структуру долга, беря за отправную точку облигации максимально возможной длительности. Например, если сложившаяся кривая доходности имеет отрицательный наклон, то можно выпустить небольшой по объему пилотный транш облигаций со сроком до погашения 15-20 лет на внутреннем и 25-30 на внешнем. 2.2. Зарубежный опыт управления государственным долгом В современных условиях обшей для многих стран причиной дефицитности бюджетов и связанного с этим роста государственного долга считается необоснованная экономическая политика, которая приводит к чрезмерно высокому уровню социальных финансовых обязательств. Подобная ситуация складывается и в России, что делает для нас полезным многообразный опыт управления государственным долгом в западных странах. Иногда в мировой практике применяется списание долга. Списание долга практикуется главным образом в отношении беднейших стран, имеющих "критические" показатели задолженности. На практике были прецеденты, когда в 1992 году было списано 50% чистой приведенной стоимости задолженности Польши и Египта, хотя эти страны относились к государствам со средним уровнем доходов (беднейшим из них). В результате внешний долг Польши сократился с 30 млрд. долларов, до 15 млрд. долл., а Египта - с 25 млрд. долларов до 12,5 млрд. долл. Списание долгов Польше и Египту было обусловлено прежде всего политическими соображениями ведущих стран Запада (в случае Польши - успешное проведение рыночных реформ в первой стране бывшего советского блока; в случае Египта - заключение мира с Израилем). Кроме того, сокращение коммерческого долга (перед Лондонским клубом) практиковалось для Мексики (февраль 1990 года), Коста-Рики (май 1990 года), Венесуэлы (август 1990 года). При этом предполагался обмен старых долгов на новые долговые обязательства со скидкой или с понижением процентных ставок. Одним из концептуальных подходов в управлении государственным долгом является согласование общей установки в отношении допустимых пределов его роста. Как следует из практики большинства стран, не вызывает обычно опасений задолженность порядка 50-70% ВВП. В 11 странах, первыми обеспечивших условия для вступления в Европейский валютный союз, государственный долг находится в целом на уровне свыше 60% ВВП, в том числе Финляндии - 56, Франции - 58, Германии - 61, Испании - 69, в Бельгии и Италии - по 122%, при этом две последние страны обязались вдвое снизить свой долг - Бельгия к 2011 году и Италия - к 2016 году. В США долг федерального правительства составляет в настоящее время свыше 5,3 триллиона долларов, или около 70% ВВП. В условиях длительного благоприятного в основном состояния экономики и государственного бюджета предусматривается добиться к середине следующего десятилетия ежегодных превышений федеральных доходов над расходами на уровне одного процента ВВП. При этом имеется в виду использовать положительное сальдо бюджета на погашение долга. Считается, что это будет оказывать понижающее воздействие на долгосрочные процентные ставки и тем способствовать увеличению частных инвестиций, производительности труда и экономическому росту. Правительства обычно привлекают заемные ресурсы, исходя из потребностей и условий очередного финансового года. Вместе с тем, механизм государственного кредита в принципе может использоваться и по схеме программного финансирования с длительным, до нескольких поколений, долговым циклом, а также по схеме резервного кредита. Для этого, помимо соответствующих общеэкономических и финансовых условий, необходима также установка центральных финансовых органов на реализацию указанных возможностей. Обоснованность и эффективность использования государственных займов для распределения военного финансового бремени между несколькими поколениями налогоплательщиков подтверждается опытом стран, принимавших участие в двух мировых войнах. С аналогичной целью менее масштабные программы дефицитного финансирования применяются странами и в послевоенные годы для целей экономической реконструкции и финансовой стабилизации. В России при определенных условиях через механизм госкредита также может быть реализована обоснованная создавшейся ситуацией программа финансовой солидарности поколений. Речь идет о стратегическом маневре с разработкой долгосрочной программы относительного снижения на начальном этапе уровня налогообложения через механизм государственного кредита. В историческом процессе преобразования распределительной экономики в рыночную современный переходной этап следует считать наиболее напряженным и ответственным. И этим в принципе оправдан перенос определенной части налогового бремени на будущие поколения с благополучной экономикой, окрепшей в результате своевременного обеспечения условий для устойчивого экономического роста. Представляется, что при этом, в зависимости от обстоятельств, надежное и эффективное функционирование механизма госкредита может предусматривать сохранение на протяжении одного-двух поколений государственного долга России на уровне порядка 82-100% ВВП, при этом абсолютные размеры долга могут возрастать в меру увеличения национального производства и налогового потенциала страны. Что касается резервной функции госкредита, то, по опыту ряда стран, она может реализовываться при необходимости и без какой-либо регламентации. Хотя для российских условий по завершении финансовой стабилизации надежнее было бы заранее обозначить определенные размеры и условия использования специального государственного кредитного резерва на случай непредвиденных бюджетных расходов или снижения доходов. Для того, чтобы быть в состоянии реализовать распределительную и резервную функции, страна должна обладать надежной кредитоспособностью при адекватном уровне долгового бремени. Что касается соотношения между внутренним и внешним долгом, то отдельные страны, в зависимости от обстоятельств, придерживаются различных подходов. Так в Новой Зеландии, следуя принятой в 1994 году программе, внешний долг будет полностью погашен в этом году. Отказавшееся от внешних заимствований правительство становится крупнейшим заемщиком на внутреннем финансовом рынке. Считается, что при этом повышается ликвидность государственных облигаций, все выпуски которых выступают как базовые и при этом снижаются затраты по обслуживанию долга. В ряде же других стран, наоборот, стремятся переместить государственные заимствования с внутреннего на международный финансовый рынок. И делается это, зачастую, не столько из-за разницы в уровнях процентных ставок, сколько для того, чтобы не создавать на национальном рынке конкуренции для заемщиков из негосударственного сектора и тем способствовать увеличению внутренних капиталовложений. Подобной позиции придерживается, в частности, Бразилия. Здесь при всех изменениях в финансовой политике и экономических реформах учитывается необходимость снижения государственных заимствований внутри страны. В результате бразильские корпорации получают возможность размешать на внутреннем финансовом рынке свои облигации на более благоприятных условиях. Вместе с тем, как следует из опыта западных стран, все меньшую значимость имеет деление госдолга на внутренний и внешний. Этому способствует устойчивая конвертируемость национальных валют, а также сближение базовых условий на рынках внутреннего долга с состоянием и динамикой мировых финансовых рынков. Тем самым обеспечиваются условия общего полхода к управлению внутренним и внешним долгом, что ускоряет также процесс оперативного принятия необходимых решений. Можно отметить определенные успехи отдельных стран по совершенствованию системы обслуживания государственного долга путем ее коммерциализации. Для этого, в частности, может использоваться особое агентство по управлению долгом при казначействе с лицензией от министерства финансов. Агентство ведет операции как бы с позиций инвестиционного банка, и зарплата его сотрудников зависит от результатов их деятельности по управлению долгом. В то же время нужно учитывать и предостережения в отношении распространившейся установки на коммерциализацию и предпринимательское поведение государства, поскольку действия последнего должны быть не только эффективными, но и политически ответственными. Одним из новых моментов зарубежного опыта в обслуживании государственного долга становится его увязка с приватизацией, можно указать на два аспекта такой увязки. С одной стороны, доходы от приватизации зачастую используются для снижения госдолга. В других случаях при проведении приватизации предусматривается выпуск государственных конвертируемых облигации. Ряд стран Евросоюза форсировали осуществление приватизационных программ с целью снижения размеров государственного долга до критерия в 60% ВВП, при том, что в этих случаях выручка от приватизации, по положению, не должна засчитываться в покрытие бюджетного дефицита (с критерием 3% ВВП), но может использоваться для снижения долга правительства. Среди препятствий для широкого участия инвесторов в приватизационных аукционах нередко выступает необходимость уплатить сразу крупную сумму денег. В Бразилии в таких случаях стала широко использоваться система промежуточных кредитов, которые привлекаются на период до получения нового кредита или размещения облигационного займа. Представляет интерес, получающий сейчас распространение опыт размещения на международных финансовых рынках конвертируемых государственных облигаций, которые по желанию инвестора могут обмениваться на акции приватизируемого предприятия. Подобная привлекательная для определенной группы инвесторов возможность позволяет государству разместить приуроченный к приватизации выпуск конвертируемых облигаций на относительно льготных условиях. Высокую оценку специалистов получило использование конвертируемых облигаций Италией в связи с приватизацией Итальянской страховой компании на сумму 2,35 мдрд. дол. Чтобы удовлетворить интересы как национальных, так и иностранных инвесторов, выпуск конвертируемых облигаций был представлен двумя траншами, один в итальянских лирах, другой - в долларах. Аналогичным образом правительство намеревается реализовать свою долю в капиталах крупной банковской группы и энергетической компании. Полезным для других стран считается опыт управления госдолгом Мексике. После случившегося в этой стране финансового краха в конце 1994 года ей удалось сравнительно быстро и эффективно вернуться на международные финансовые рынки. При этом важно было на практике реализовать стратегию осторожного выхода на эти рынки, не допустить неудачи на начальном этапе, что могло надолго задержать восстановление доверия кредиторов. Удачным был выбор и чередование форм заимствований, включавших краткосрочные эмиссии с плавающей процентной ставкой, среднесрочные и долгосрочные облигации с фиксированным процентом. Постепенно восстанавливались базовые эмиссии в долларах и других главных валютах. Чтобы избежать неудачи, правительство следовало правилу выступать с такими объемами облигационных выпусков, которые были значительно ниже ожидаемого спроса на них, а также не устанавливать слишком высоких цен по своим облигациям. Мексике удалось досрочно погасить значительную часть своего долга из пакета экстренной помощи. Для России проблема государственного долга является сейчас не менее актуальной, чем скажем 10-15 лет назад. В условиях формирования стабильной экономике очень большое значение имеет "кредитоспособность" государства. Поэтому весьма целесообразно было бы проанализировать и адаптировать положительный опыт других стран в этом направлении к условиям России [17]. 3. Государственный долг РФ, управление государственным долгом 3.1. Государственный долг РФ: тенденции, планирование Рассматривая государственный долг Российской Федерации, необходимо отметить, что нормативной базой по данному направлению в РФ служат следующие документы: Постановление №1107 "Об урегулировании коммерческой задолженности бывшего СССР перед иностранными кредиторами" от 27.09.1994 г., Постановление №478 "Об урегулировании задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими банками и финансовыми институтами, объединенными в Лондонский клуб кредиторов", ФЗ от 19 декабря 2006 года №238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год", ФЗ "О федеральном бюджете" за 2001-2007 г.г., ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 г.г.", Бюджетный кодекс РФ (в части государственного долга и заимствований), ФЗ № 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" [18; 19]. Следует отметить динамику роста внутреннего долга РФ, и попытки стабилизации и погашения долга внешнего. Наглядно данные о внутреннем и внешнем долге приведены в таблицах 1 и 2 соответственно [13]. Таблица 1 Государственный внутренний долг Российской Федерации (млрд. руб.) на 01.01.1994 на 01.01.1995 на 01.01.1996 на 01.01.1997 на 01.01.1998 на 01.01.1999 на 01.01.2000 Внутренний долг 0,22 10,62 76,77 248,98 450,97 493,74 529,82 на 01.01.2001 на 01.01.2002 на 01.01.2003 на 01.01.2004 на 01.01.2005 на 01.01.2006 на 01.01.2007 Внутренний долг 531,82 511,05 654,71 663,67 756,82 851,15 1 028,06* * - на 1 октября 2007 года государственный внутренний долг РФ, выраженный в государственных ценных бумагах равен 1 227 235,304 млн. рублей. Таблица 2 Структура государственного внешнего долга по состоянию на 1 июля 2007 года. Наименование млрд. долларов США Государственный внешний долг РФ (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые РФ) 47,8 (35,5 млрд. евро) Задолженность странам - участницам Парижского клуба 2,4 Задолженность странам, не вошедшим в Парижский клуб 3,0 Задолженность бывшим странам СЭВ 1,9 Коммерческая задолженность 0,8 Задолженность перед международными финансовыми организациями 5,2 Еврооблигационные займы 4,9 Согласно данным Центрального Банка внешний долг России в период с 2001 по 2005 год имел тенденцию к увеличению. Но следует отметить, что увеличение внешнего долга стабилизировалось, и сократились темпы. Кроме того, в 2000 году были выделены значительные средства на погашение внешнего долга. Однако к концу 2006 года рост внешнего долга ускорился. Доля государства во внешнем долге страны сокращается: если на 1 января 2006 года она составляла 28% (71,1 млрд. долларов), то к 1 января 2007 года опустилась до 14,6% (45,1 млрд. долларов). На этом фоне долги банков и компаний стремительно растут. За год они выросли с 50,1 млрд. долларов до 101,2 млрд. долларов и с 125 млрд. долларов до 159,5 млрд. долларов соответственно. Аналитики говорят, что активность госкомпаний на рынке внешних заимствований - результат стремления государства к большему вмешательству в экономику. Они указывают на риск неэффективности инвестиций, на которые направляются заемные средства и возможность того, что в случае неплатежеспособности бюджет возьмет на себя долги госкомпаний. По мнению аналитиков, это может привести к некоторым макроэкономическим проблемам в будущем [15]. Государственный долг России в номинальном выражении с 2007 года будет расти за счет наращивания внутреннего долга и замещения им внешнего. С 2008 года доля внутреннего долга будет больше доли внешнего долга. Внутренние заимствования с 2007 года пойдут на расходы бюджета, что не отразится на инфляции. В 2007 году на расходы федерального бюджета может быть направлено 31.4 млрд. руб., в 2008 году - 50.4 млрд. руб. и в 2009 году - 63.3 млрд. руб. Данные средства могут стать источником финансирования возможного дефицита федерального бюджета в 2007-2009 годах за счет роста внутренних источников финансирования, пояснил министр. Согласно ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год", ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 г.г." установлено: * верхний предел государственного внутреннего долга РФ на 1 января 2008 года по долговым обязательствам РФ в сумме 1 363 256 345,5 тыс. руб., верхний предел по внешнему долгу - 46,7 млрд. долларов США (36,3 млрд. евро); * верхний предел государственного внутреннего долга РФ на 1 января 2009 года по долговым обязательствам РФ в сумме 1 824 700 718,8 тыс. руб., верхний предел по внешнему долгу - 43,3 млрд. долларов США (32,1 млрд. евро); * верхний предел государственного внутреннего долга РФ на 1 января 2010 года по долговым обязательствам РФ в сумме 2 275 764 772 тыс. руб., верхний предел по внешнему долгу - 43,9 млрд. долларов США (32,3 млрд. евро); * верхний предел государственного внутреннего долга РФ на 1 января 2011 года по долговым обязательствам РФ в сумме 2 856 847 356,1 тыс. руб., верхний предел по внешнему долгу - 45,1 млрд. долларов США (33,3 млрд. евро) [18; 19]. Министерство финансов Российской Федерации в порядке, определенном Бюджетным кодексом Российской Федерации и статьей 38 Федерального закона "О федеральном бюджете на 20. год", вправе направлять средства, полученные от экономии расходов на обслуживание государственного внешнего долга Российской Федерации (за исключением экономии, полученной от досрочного погашения внешнего долга), на погашение государственного внешнего долга Российской Федерации, включая его досрочное погашение. 3.2. Методы управления государственным долгом Управление государственным долгом - совокупность финансовых мероприятий государства: * по погашению займов; * по организации выплат долгов по ним; * по изменению условий и сроков ранее выпущенных займов; * по размещению новых долговых обязательств. Существует большое количество методов решения проблемы государственного долга. К ним относятся как бюджетно-экспортные, так и финансово-технические. Бюджетно-экспортные методы являются долгосрочными и связывают решение проблемы, например, внешнего долга, с увеличением торгового баланса страны, а также увеличением ВВП и государственного бюджета. Технические же методы - краткосрочные, и позволяют решить проблему путем улучшения условий заимствования, уменьшения общей суммы долга, изменения временной структуры платежей. Выделяют следующие основные финансово-технические методы управления государственным долгом: консолидацию, конверсию, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочку погашения и аннулирование займов. Под конверсией обычно понимается изменение доходности займов. В целях снижения расходов по управлению государственным долгом государство чаще всего снижает размер выплачиваемых процентов по займам. Однако не исключено и повышение доходности государственных ценных бумаг для кредиторов. Такая операция была проведена, например, в 1990 году, когда доходность облигаций 3%-ного выигрышного займа была увеличена до 9%, а казначейских обязательств - с 5 до 10%. Под консолидацией понимается изменение условий займов, связанное с их сроками. Так, в 1990 году срок функционирования казначейских обязательств был сокращен с 16 до 8 лет. Унификация государственных займов обычно проводится вместе с консолидацией. Унификация займов - это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. В исключительных случаях правительство может провести обмен облигаций по регрессивному соотношению, то есть приравнивая несколько ранее выпущенных облигаций к одной новой облигации. Отсрочка погашения займа или всех ранее выпущенных займов проводится в условиях, когда дальнейшее развитие операций по выпуску новых займов не имеет финансовой эффективности для государства. При отсрочке не только отодвигаются сроки погашения займов, но и прекращается выплата доходов. Под аннулированием государственного долга понимается мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займа. Аннулирование ценных бумаг государства может проводиться по двум причинам: в случае финансовой несостоятельности государства, то есть его банкротства; в следствие прихода к власти новых политических сил, которые по определенным причинам отказываются признать финансовые обязательства предыдущих властей. Кроме того, в качестве метода привлечения заимствований выделяется рефинансирование долга. Рефинансированием государственного долга называют размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным. Например, Россия использовала рефинансирование при погашении задолженности по государственному 3%-ному внутреннему выигрышному займу 1966 г. По истечении срока действия этого займа облигации обменивались в течение одного года на облигации нового займа - внутреннего выигрышного займа 1982 г. без уплаты курсовой разницы. Минимальная цена заемных средств на рынке определяется ставкой рефинансирования. Ставка рефинансирования - это процентная ставка, по которой происходит заимствование на обслуживание внутреннего долга. Таким образом, государственный кредит регулирует рынок межбанковских кредитов. В настоящее время при разработке вариантов оптимизации внешнего долга России внимание концентрируется главным образом на технических средствах решения проблемы: реструктуризации долга, конверсия части долговых обязательств в имущественные активы на территории России. Предлагаются также менее традиционные методы - выплата отступного, погашение долга в национальной валюте, переоформление кредиторской задолженности под расчеты по дебиторской задолженности. Под реструктуризацией долга, согласно ст. 105 Бюджетного кодекса РФ, понимается "погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения". В определенной мере этот термин является синонимом консолидации займа. Основные схемы реструктуризации включают в себя: списание долга, то есть аннулирование прежних займов; выкуп долга; секьюритизацию долга. В настоящее время списание долга практикуется главным образом в отношении беднейших стран, имеющих "критические" показатели задолженности. Списание долга считается оправданным, если из последних четырех показателей три превышают критический уровень. В последние годы делаются позитивные попытки регулирования государственных заимствований. Особенно важным является установление предельных объемов государственного долга России и предельных объемов государственных заимствований России. Так, в соответствии с Бюджетным кодексом (ст. 106) установлено, что предельный объем государственных годовых внешних заимствований Российской Федерации не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга Российской Федерации. Необходима достоверная оценка объема государственного внешнего долга, связанная с полной инвентаризацией внешних заимствований и выданных по ним гарантий и поручительств правительства РФ. Что касается долгосрочных вложений, широко распространенных в других странах, на практике Министерство финансов РФ занимает более пассивную позицию. Но у российских инвесторов эти представления находятся пока еще на стадии формирования, а для мирового рынка, оперирующего долгосрочными финансовыми инструментами, предлагаемая стратегия оказалась бы вполне приемлемой. Дело в том, что "сверхдлинные" российские бумаги с фиксированным купоном были бы крайне выгодны для консервативных инвесторов, так как их доходности имеет устойчивую тенденцию к снижению. Возможно, государство не выиграет значительных сумм на таком пилотном транше, но связанные с ним издержки были бы относительно невелики. Гораздо важнее, что при этом формируется структура длинных процентных ставок, позволяющая существенно снизить долговременные затраты на обслуживание долга. Таким образом, необходимой предпосылкой обеспечения максимально благоприятных условий урегулирования внешнего долга является создание убедительной программы действий, ориентированной на продолжение и ускорение рыночных реформ в России, улучшение инвестиционного климата, укрепление демократических институтов. Обязательное требование - одобрение ее всеми ветвями власти, национальное согласие относительно ее основного содержания. Реализация программы должна содействовать восстановлению платежеспособности страны на базе возобновления экономического роста как условия укрепления доверия кредиторов и инвесторов. В 2000 году была разработана такая программа. Она состояла из двух ключевых частей: 1. Перспективный бюджет, в котором на период как минимум три года предусматривался бы первичный профицит не менее 3-4% ВВП. Такой бюджет демонстрировал бы твердое намерение правительства рассчитываться по долгам. Это - необходимое условие восстановления доверия к стране как заемщику. Затем могли бы последовать возобновление внешнего кредитования, возврат России на мировые рынки капитала и увеличение притока прямых инвестиций. 2. План структурных реформ, включающий меры по улучшению инвестиционного климата, реструктуризации предприятий, а также реформы в социальной сфере - в трудовых отношениях, жилищно-коммунальном хозяйстве, образовании, здравоохранении, пенсионном обеспечении, системе социальной защиты, которые позволили бы повысить эффективность использования инвестируемых средств, уменьшить обязательства государства и тем самым создать реальные предпосылки для снижения налогов и повышения деловой активности. 3. Широкий спектр экономических реформ, преобразование финансовой системы (бюджетной, денежной, налоговой). На данный момент правительство страны обеспечило профицит бюджета, средства которого могут послужить финансированию государственного долга. Реформы в области налогов, финансов, бюджета продолжаются до сих пор. Необходимо обеспечить стабильную экономику с тенденцией к росту, развитию. Это в свою очередь послужит основой для благосостояния всей страны. Так же большое значение в решении этой проблемы играют "отношения" с основными кредиторами, в частности по внешнему долгу. Это касается сроков и графиков выплат. Следует обратить внимание на необходимость расширения круга используемых долговых инструментов, это вполне уместно касательно государственного кредита [12]. Минимизация стоимости обслуживания является стратегической задачей управления государственным долгом, а в более широком понимание - всей бюджетной - налоговой политике. Эта задача согласуется не только с чисто фискальными интересами, но и с потребностями стимулирования инвестиционной активности, а также с долгосрочной максимизацией благосостояния населения поскольку экономия текущих затрат по обслуживанию долга снижает налоговое бремя для будущих поколений. Заключение Основную массу денежных ресурсов, предназначенных для финансирования общегосударственных нужд, государство получает в виде налогов и обязательных платежей. В условиях дестабилизации финансового состояния народного хозяйства, снижения государственных доходов государство вынуждено привлекать для покрытия своих расходов средства из других источников. Основной формой государственных заимствований является государственный кредит, функционирование которого в свою очередь ведет к образованию государственного долга. Государственный долг - это сумма задолженностей государства по выпущенным и непогашенным долговым обязательствам государства, включая начисленные по ним проценты перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и другими субъектами международного права. Проблема погашения государственного долга в России всегда была актуальной и в наше время остается все так же важной и значимой. Особую важность в связи с этим приобретает задача эффективного управления государственным долгом. Главными задачами системы управления внешним долгом, являются: * обеспечение национальной экономики России внешними источниками финансирования, достаточными для ее оптимального развития; * осуществление контроля за эффективным использованием этих средств и за тем, чтобы их объем находился в соответствии с реальными возможностями страны обслуживать свой внешний долг. Применение комплексного взвешенного подхода, учет потери большей части кредитных активов СССР в третьем мире и последствия финансового кризиса в современной России могут создать предпосылки для взаимоприемлемого решения на долгосрочной основе крайне сложных и болезненных проблем внешней задолженности России. Если все заинтересованные стороны не будут предпринимать односторонних шагов и проявят готовность к разумным компромиссам, оптимальное погашение внешнего долга и оптимизация внутреннего долга станет возможным с минимальными потерями, как для должников, так и для кредиторов. В ближайшие 10-15 лет будущее России будет определяться тем, на каких условиях удастся добиться урегулирования внешнего долга. Причем уже сейчас переговоры должны начаться с учетом долгосрочных перспектив. Но нельзя так же забывать и о внутреннем долге. Касательно его особое значение имеет организация эффективного рынка ценных бумаг в стране. Существование рынка внутреннего долга не является уникальным случаем в мировой практике - практически все страны мира, где финансовая сфера присутствует в более или менее оформленном виде и имеются хотя бы приблизительные очертания финансовых рынков, выпускают государственные ценные бумаги. Практически же уникальным случаем является как раз отказ от обслуживания внутреннего долга, с учетом возможности его монетизации или переоформления во внешние ценные бумаги. Тем не менее российское правительство пошло в августе 1998 года именно на такой шаг, что было обусловлено комплексом проблем, накопившихся в результате стратегических и тактических ошибок денежных властей. Результаты этого шага всем известны - полный крах рынка ценных бумаг. Правительству необходимо предпринять все меры к недопущению подобного в будущем. Оптимизированный и функционально эффективный рынок ценных бумаг - вот залог "здорового" состояния внутреннего долга России. Возникновение в последние годы бюджетного профицита так же должно помочь в решении этой проблемы. Так, например, в 2000 году были осуществлены значительные отчисления средств на погашение внешнего кредита. Напомним, в феврале 2007 года счетная палата сообщала, что российскому бюджету удалось сэкономить 6,6 млрд. долларов за счет досрочного погашения внешнего долга Парижскому клубу кредиторов. За период с 1 января 2003 года объем задолженности России по основному долгу перед странами- членами Парижского клуба сократился на 92,6%. Сокращение произошло в основном за счет осуществленных в 2005-2006 годах досрочных погашений обязательств РФ по долгу бывшего СССР. Долг бывшего СССР перед Австралией, Австрией, Бельгией, Данией, Испанией, Италией, Канадой, Норвегией, США, Швейцарией, Швецией и Японией полностью погашен по цене 100% от номинала. Также по номиналу погашена задолженность перед Финляндией, за исключением той, погашение которой предусмотрено производить товарными поставками. Долг перед Германией и Нидерландами, а также часть долга перед Францией и Великобританией погашен по ценам, превышающим номинал [9]. Распределение бюджетного профицита и сейчас должно осуществляться в данном направлении. Правительство России нацелено на сокращение внешнего долга и "перетекание" его во внутренний с целью оптимизации государственного долга в целом. В общем и целом следует отметить, что основой оптимизации государственного долга должны стать эффективная экономика всей страны. Только в условиях стабильной экономики, благоприятной социальной и политической атмосферы возможно осуществление любого из направлений политики правительства, в том числе и в направлении решения проблемы государственного долга. Преобразования в финансовой сфере должны положительно сказаться на состоянии государственной валюты, повышения результативности налоговой системы, оптимизации бюджетной системы и т.д. В заключение хотелось бы сделать некоторые выводы из всего выше изложенного. 1. Бюджетный дефицит является неоднозначным экономическим явлением и поэтому прежде чем решиться на политику, направленную на дефицитность бюджета, следует очень четко определить задачи и цели, которые преследуются данной политикой. 2. Проблема дефицитного бюджета не является столь смертельной для экономики страны, так как на современном этапе в мировой практике нет почти ни одного государства не столкнувшегося с дефицитом бюджета. Многие процветающие страны сталкиваются с этой проблемой, однако, она не влияет кардинально на экономическую ситуацию страны в целом. Для выполнения бюджета следует повысить контроль за сборами доходов в полном объеме, а также провести необходимые экономические реформы, особенно налоговую. 3. Проблемы государственного долга следует рассматривать в совокупности с экономической политикой страны, а также прогнозированием его дальнейшего развития. 4. Наиболее приемлемыми методами управления долгом для России можно назвать конверсию и реструктуризацию. Однако чтобы проводить политику реструктуризации и конверсии, Россия должна опять завоевать доверие кредиторов. На сегодняшний день в России, наблюдается рост производства, а также подъем экономике, пусть еще не большой, однако дающий надежду на экономическую стабилизацию и развитие в дальнейшем. Насчет бремени госдолга для будущих поколений: основная задача для решения этой проблемы - это не только желание выплатить большую часть долга, но и не создавать новых долгов, получая огромные суммы кредитов за рубежом для реализации раздутых социальных программ, предвыборных рекламных компаний и других подобных мероприятий. Список литературы: 1. Бюджетный профицит сохранится. - ИА "Альянс Медиа", "Российская газета", 4.10.2007 , с. 18. 2. Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы, 2000, с. 256. 3. Газета "Коммерсант"; "Рост внешнего долга России ускорится". - 3 апреля 2007 года. 4. Журавлев В.В., Савруков Н.Т. Государственный бюджет: Конспект лекций, 2003, с. 38. 5. Журнал "АК&М"; "Государственный долг России в номинальном выражении с 2007 года будет расти за счет наращивания внутренних заимствований". - 12 апреля 2006 года. 6. Илларионов А.А. Статья "Платить или не платить? Альтернативные стратегии снижения бремени государственного внешнего долга", 2006, с.7. 7. Подвинская Е.С. Об управлении внешним долгом. - Финансы 2002 №3 - С. 22. 8. Сайт: www.ress.ru - РАО ВЕСТНИК № 175, 12.08.2005 9. Сайт: www.minfin.ru - официальный сайт Министерства Финансов РФ 10. Сайт: www.polit.ru - (Горбань М., Павлов Г., Швец Ю. Внешний долг России Российско-Европейский Центр Экономической Политики) 11. Сайт: www.cbr.ru - Банк России 12. Сайт: www.eup.ru 13. Сайт: www.stat.ru - статистические данные 14. Сайт: www.annews.ru - новости 15. Сайт: www.rian.ru - РИА новости 16. Сайт: www.vneshmarket.ru 17. Сумароков В.Н. Государственные финансы в системе макроэкономического регулирования. - Финансы и статистика; Москва, 1999, с. 76. 18. Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2007 г." 19. Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" 20. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник - 2-е изд, 59 раб. и доп./ В.К. Сенгачов, А.И. Архипов и др.; под ред. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005, с. 720. 21. Шуркалин А. Внешний долг: перспективы реструктуризации и обслуживания. // Финансовый бизнес, №6, 2000, с. 89. 2

Показать полностью…
Похожие документы в приложении