Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Контрольная «Международные кредитно-финансовые институты» по Финансам и кредиту (Графов А. В.)

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине "Деньги, кредит, банки"

на тему "МЕЖДУНАРОДНЫЕ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ"

Исполнитель:

Специальность:

Группа:

№ зачётной книжки:

Руководитель:

2007 год

Содержание

1. Международный валютный фонд и Всемирный банк. 3

2. Европейский банк реконструкции и развития. 11

3. Европейский центральный банк и Европейский инвестиционный банк. 17

Список использованной литературы. 19

1. Международный валютный фонд и Всемирный банк

В 1944г. в Бреттон-Вудсе (США) состоялась представительная Международная валютно-финансовая конференция, цель которой состояла в решении проблем восстановления и стабилизации разрушенной Второй мировой войной экономики европейский государств, в развитии международного сотрудничества, расширении мировой торговли, упорядочении валютных отношений между государствами и обеспечении целостности и стабилизации всемирного хозяйства. Одним из главных итогов этой конференции было заключение Бреттонвудского соглашения об учреждении двух организаций:

- Международного валютного фонда (МВФ) - для поддержки стабильности мировых валютных систем;

- Международного банка реконструкции и развития (МБРР) - был призван стимулировать долговременное экономическое развитие стран-участниц.

Их общей целью провозглашалось также содействие становлению открытой рыночной экономики в мире.

СССР не ратифицировал этого соглашения в связи с "холодной войной" между Востоком и Западом, но в результате реформ, направленных на переход к рыночной экономике и интеграцию в мировую экономику, Россия вступила в эти организации в 1992г.

МВФ и МБРР начали свою деятельность в качестве специализированных органов ООН и являются родственными организациями с идентичным членством. Они организованы по типу акционерных компаний, поэтому вес голоса участника пропорционален доле взноса (квоты) в капитал.

В МВФ развитые страны (их 24) имеют около 60% голосов, в том числе США - приблизительно 18%, страны ЕС - около 30%; за последние годы возросла доля квот и соответственно голосов развивающихся стран - экспортеров нефти. Для принятия важных решений МВФ необходимо 85% голосов участников, в других случаях - достаточно 70%. Крупнейшим акционером МБРР являются США, имеющие около 17%, т.е. столько, сколько 140 развивающихся стран в совокупности. РФ входит в число крупнейших акционеров, обладая долей 2,79%.

Формирование ресурсов МВФ и МБРР различно: квоты стран-членов МВФ оплачиваются полностью (25% - свободно конвертируемой валютой и 75% - национальной валютой), а взносы в капитал МБРР оплачиваются частично (лишь в размере 7% подписного капитала, а 93% служат гарантийным фондом, который используется в качестве обеспечения эмиссии облигаций Банка на мировых рынках). Размер квот зависит от экономического потенциала и активности страны в международной торговле.

В дополнение к собственному капиталу международные финансовые институты прибегают к заемным средствам.

Штаб-квартиры МВФ и МБРР находится в Вашингтоне - столице страны, имеющей наибольшую квоту в их капиталах. Советы управляющих - руководящие органы МВФ и МБРР - состоят из министров финансов или управляющих центральными банками стран-участниц; они ежегодно проводят совместные заседания.

Директорат МВФ, являющийся исполнительным органом, включает 6 представителей от стран с наибольшей долей капитала в Фонде и 16 - от остальных стран, избираемых по географическому признаку.

Совет управляющих МБРР возглавляется президентом и решает вопросы приема новых стран, изменений размера акционерного капитала, временного приостановления членства и др. Президент банка является его председателем. Он вносит на рассмотрение предложения о выделении займов, утверждении финансовых смет, назначении и увольнении сотрудников и др. Руководство главными функциональными направлениями деятельности осуществляют 3 директора-распорядителя. Совет исполнительных директоров руководит повседневной деятельностью, постоянно функционирует в штаб-квартире и еженедельно проводит заседания. Совет состоит из 24 человек - по одному представителю от крупнейших акционеров и 19 из регионов. Региональные представители выбираются от одной или нескольких стран. РФ имеет отдельного представителя.

Основными функциями МВФ являются:

- содействие сбалансированному росту международной торговли и валютного сотрудничества;

- поддержание устойчивости валютных паритетов и устранение валютных ограничений;

- предоставление кредитных ресурсов любым странам-членам (на 3-5 лет) для выравнивания платежных балансов;

- разработка рекомендаций;

- участие в стабилизации банковских систем.

Страны-участницы обязаны регулярно информировать МВФ о своих золотовалютных резервах, состоянии экономики, платежного баланса и т.д.

Возможность получить кредит МВФ ограничена следующими условиями:

- лимитируется размер заимствования страны в зависимости от ее квоты;

- Фонд предъявляет определенные требования, иногда жесткие, к стране-заемщику, которая должна выполнить макроэкономическую стабилизационную программу. Это позволяет Фонду воздействовать на экономику стран-должников.

Но политика МВФ в 1990-х гг. подверглась критике со стороны независимых экспертов и крупнейших финансистов. МВФ не удалось предотвратить кризисы во многих развивающихся странах и мировой кризис, получивший название азиатского. В России курс МВФ на ускорение приватизации, экономических реформ, либерализации цен и внешнеэкономической деятельности усилил негативные последствия шокового перехода к рыночной экономике (экономический спад, инфляция, банкротства, коррупция, неплатежи и т.д.).

Основными функциями МБРР являются:

- инвестиционная деятельность в развивающихся странах по широкому спектру направлений - от здравоохранения, образования и окружающей среды до инфраструктур и реформ экономической политики;

- аналитическая и консультативная деятельность по экономическим вопросам;

- посредничество в перераспределении ресурсов между богатыми и бедными странами;

- постоянная корректировка состава и содержания оказываемых услуг, а также деталей реализуемых программ.

В отличие от МВФ большинство кредитов МБРР - долгосрочные (на 15-20 лет). Они обусловлены выполнением в экономике страны-получателя кредита определенных рекомендаций экспертов МБРР, которые предварительно обследуют экономику и финансы стран-заемщиков, нередко затрагивая их суверенитет.

В настоящее время существенная часть ресурсов выделяется развивающимся странам Азии, Африки, Латинской Америки и Восточной Европы; возросла доля средств, направляемых на развитие сельского хозяйства, образования, здравоохранения и т.д. Банк предоставляет займы развивающимся странам по более низким процентным ставкам, чем коммерческие банки. Каждые полгода ставки пересматриваются. Практикуется отсрочка начала погашения основной суммы займов примерно на 5 лет.

Продавая собственные облигации и другие ценные бумаги пенсионным фондам, корпорациям, страховым компаниям, банкам, а также физическим лицам разных стран, МБРР привлекает ресурсы на весьма выгодных условиях, т.к. его долговые обязательства являются высоколиквидными и одними из самых надежных в мире. Банк имеет высший международный кредитный рейтинг. Акционерный капитал и нераспределенная прибыль также служат источниками ресурсов, при этом соотношение собственных и привлеченных средств выдерживается с большим страховым резервом.

В своей деятельности МБРР придерживается определенных принципов:

- принятие инвестиционных решений - исходя лишь из экономических соображений с учетом степени вероятности возврата ресурсов;

- отсутствие ограничений использования предоставленных ресурсов рамками одной страны-участницы;

- предоставление кредитов - только под гарантии правительств стран-заемщиков, в акционерные капиталы средства не инвестируются;

- выделение ресурсов - только для эффективных капиталовложений, содействующих экономическому росту развивающихся стран;

- направленность деятельности президента и сотрудников исключительно в интересах банка, а не других субъектов, в том числе правительств стран.

Банк устойчиво получает прибыль, хотя ее максимизация не является его основной задачей. Прибыль используется на собственное развитие, а дивиденды акционерам не выплачиваются. Результаты деятельности МБРР отражаются в ежегодно публикуемых им балансе и отчете о прибылях и убытках. Следует иметь в виду, что его финансовый год включает период с 30 июня по 1 июля.

Деятельность МВФ и МБРР взаимно увязана, они являются партнерами и взаимно дополняют друг друга, причем для вступления страны в МБРР обязательным условием является членство в МВФ. Специфика же МБРР заключается в наличии у него филиалов:

- Международная ассоциация развития (МАР, создана в 1960г.);

- Международная финансовая корпорация (МФК, создана в 1956г.);

- Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ, создано в 1998г.);

- Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС, создан в 1966г.).

Все эти учреждения, вместе с МБРР, образуют Группу Всемирного банка, а МБРР, являющийся родоначальником и центральным звеном Группы, вместе с МАР называют Всемирным банком (ВБ).

1. МАР оказывает помощь беднейшим из развитых стран, которые не в состоянии брать займы у МБРР. МАР предоставляет им льготные беспроцентные кредиты на срок 35-40 лет, взимая лишь комиссию на покрытие административных расходов. Цель этих кредитов - поощрение экспорта товаров из развитых в беднейшие страны.

Средства МАР формируются за счет взносов (по подписке и добровольные) более богатых участников, а также за счет прибыли и платежей по предоставленным кредитам. РФ вносит существенный вклад в пополнение ресурсов ассоциации.

Несмотря на юридическую самостоятельность, МАР во многих случаях осуществляет совместную с МБРР деятельность и имеет общий с ним персонал, помещения и другое техническое обеспечение.

2. МФК стимулирует направление частных инвестиций в промышленность развивающихся стран для роста частного сектора экономики. МФК, в отличие от МБРР и МАР, не требует правительственных гарантий по привлекаемым кредитам. Кроме того, корпорация с 1961г. может непосредственно инвестировать средства в акционерные капиталы предприятий, которым оказывает кредитную поддержку, с последующей перепродажей акций частным инвесторам. В этом проявляется тенденция сотрудничества, а не конкуренции МФК с частными инвесторами.

МФК финансирует создание новых и реконструкцию действующих предприятий - от заводов до банков, большое внимание при этом уделяется развитию малого бизнеса и охране окружающей среды. Также предоставляются консультативные услуги и техническая помощь местным органам власти и предприятиям по широкому спектру направлений.

Средства корпорации формируются путем выпуска собственных облигаций, имеющих высший рейтинг на мировом рынке, а примерно 1/5 часть потребности в привлеченных ресурсах покрывается за счет заимствований у Всемирного банка.

Основные принципы деятельности МФК: финансирование не более 25% общей суммы расходов по новым проектам; приобретение не более 35% акций предприятий и неучастие в их управлении. Кредиты предоставляются наиболее рентабельным предприятиям на срок до 15 лет.

3. МАГИ оказывает помощь развивающимся странам в привлечении прямых зарубежных инвестиций посредством их страхования (сроком на 15-20 лет) от некоммерческих рисков (война, гражданские беспорядки, нарушение условий контрактов и т.д.); консультирует правительства по вопросам возможностей и условий привлечения инвестиций.

Среди заявок на страхование инвестиций, предпочтение отдается обоснованным с финансовой, экономической и экологической точек зрения проектам, способным содействовать развитию страны; при этом максимальный размер страхового покрытия на один проект не превышает 50 млн. долларов. Членами МАГИ являются только члены МБРР.

4. МЦУИС стимулирует расширение инвестиций путем обеспечения условий для проведения примирительных и арбитражных переговоров между правительствами стран и иностранными инвесторами; осуществляет консультативную и издательскую деятельность по правовому обеспечению иностранных инвестиций. РФ не является членом этой организации.

Международные финансовые институты - МВФ и Группа ВБ - играют важную роль в регулировании международных кредитных отношений. Даже их небольшие ссуды открывают стране доступ к заимствованиям в частных банках на мировом рынке ссудных капиталов, т.е. кредиты этих организаций как бы подтверждают платежеспособность страны.

МВФ и МБРР наряду с другими международными организациями активно участвуют в урегулировании внешнего долга развивающихся стран, России, других государств СНГ, стран Восточной Европы.

Деятельность Группы Всемирного банка в РФ стала осуществляться с середины 1992г. В настоящее время наша страна является одним из крупнейших ее партнеров. Всемирный банк выступает главным зарубежным источником долгосрочного финансирования государственного сектора. Используя свои родственные организации и других посредников, он играет важную роль и в финансировании частного сектора страны. С 1993г. в Москве функционирует постоянное представительство Всемирного банка с численностью сотрудников около 50 человек.

Долгое время наша страна была второй среди крупнейших заемщиков банка, уступая лишь Китаю (за год она получала кредитов на сумму около 1,7 млрд. долл., а Китай - 2,3 млрд. долл.), поэтому к 2003г. РФ выплатила долгов на сумму более 1 млрд.долл. по ранее полученным кредитам. В то же время она не лидировала по объему полученных кредитов в расчете на душу населения.

Банк прогнозировал дальнейшее расширение сотрудничества с нашей страной, но в РФ нередко возникают проблемы своевременного и целевого использования предоставленных средств, что неоднократно отмечалось экспертами банка. Тем не менее, в России был утвержден крупнейший за всю историю банка проект, реализация которого началась в 1998 финансовом году - это заем на реформирование системы социальной защиты сроком на 17 лет в размере 800 млн. долл. (3 транша по 300, 200 и 300 млн. долл.).

В свою очередь, в соответствии с действовавшей программой Правительства РФ по оживлению инвестиционной деятельности, также предполагалось усиление сотрудничества с ВБ, но банковский кризис в нашей стране снизил интенсивность сотрудничества. В целом масштабы получаемых РФ кредитов уменьшились, а ее политика заимствований стала более сдержанной. В 1999г. РФ отказалась от бюджетозамещающих займов банка в связи со значительным улучшением показателей экономического положения страны. В настоящее время в России наблюдается профицит госбюджета.

Стратегия деятельности банка в РФ на 2003-2005 финансовые годы предусматривала оказание поддержки эффективной реализации комплексной программы реформ Правительства, содействие в смягчении рисков, мешающих стабильному экономическому росту, и распространение позитивных результатов реформ на более широкие слои населения. Она направлена на решение 3-х основных проблем: улучшение условий предпринимательства и развитие конкуренции; совершенствование системы управления государственным сектором; снижение социальных и экологических рисков.

Прямые инвестиции в российский частный сектор осуществляет МФК, которая проводит также исследовательскую и консультативную работу. В числе крупнейших проектов МФК в России можно назвать: выделение ресурсов на реструктуризацию предприятий в послеприватизационный период, на инвестиции в нефтяную промышленность, на развитие фондового рынка агропромышленного комплекса и др.

2. Европейский банк реконструкции и развития

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) создан 29 мая 1990г. с целью содействия в становлении рыночной экономики странам Центральной и Восточной Европы, в том числе СНГ. Его штаб-квартира расположена в Лондоне. Акционерами ЕБРР являются европейские страны, ряд стран других регионов мира (США, Япония, Египет и др.), а также две организации: Европейский экономический, валютный и политический союз (ЕС) и Европейский инвестиционный банк (ЕИБ).

Страны-члены ЕС, ЕИБ и собственно ЕС имеют в уставном капитале квоту в размере 51%, страны Центральной и Восточной Европы - 13%, остальные европейские страны - 11%, неевропейские страны - 24%. Наибольшей долей в капитале располагают США - 10%, Италия, ФРГ, Франция, Великобритания и Япония - по 8,5%, а РФ - 4%. Размер уставного капитала пересматривается не реже чем раз в 5 лет. Совокупная доля стран-членов ЕС, ЕИБ и собственно ЕС при пересмотре размера капитала не должна быть ниже 50% общей суммы разрешенного к подписке капитала.

Ресурсы ЕБРР формируются по аналогии с МБРР. Однако доля оплаченного акционерного капитала ЕБРР выше (30% по сравнению с 7%), а неоплаченные акции при необходимости могут быть востребованы, но обычно используются как гарантия при привлечении заемных средств на мировом кредитном рынке. Помимо уставного капитала рефинансирование банка осуществляется за счет получения средств на национальных и международных финансовых рынках, за счет средств специальных фондов (включают средства, направленные в соответствующий специальный фонд, и доходы, полученные от инвестиций, произведенных из ресурсов специальных фондов).

Возглавляет банк совет управляющих под руководством председателя и 2-х заместителей, который состоит из министров финансов или управляющих центральными банками стран-участниц, а также представителей от ЕС и ЕИБ. Многие свои полномочия он делегирует совету директоров, осуществляющему управление повседневной деятельностью и состоящему из президента, который в качестве председателя ведет текущие дела банка и отвечает за организацию и назначение сотрудников, 4-х заместителей и 23 директоров. Каждый из директоров входит в состав одного из 3-х комитетов совета: ревизионного, по бюджетным и административным вопросам, по финансовой и операционной политике. Кроме того, организационная структура банка включает ряд территориальных и отраслевых отделов, а также другие функциональные подразделения (департаменты и отделы).

Основными объектами кредитования ЕБРР являются частные фирмы или приватизируемые государственные предприятия, а также вновь создаваемые компании, включая совместные предприятия. Банк специализируется на кредитовании производства (включая проектное финансирование), оказании технического содействия реконструкции и развитию инфраструктуры (включая экологические программы), инвестициях в акционерный капитал, особенно приватизируемых предприятий. Преимущественные сферы деятельности ЕБРР - банковский, финансовый секторы, телекоммуникационная инфраструктура, энергетика, транспорт, сельское хозяйство. Большое внимание уделяется поддержке малого бизнеса. Как и другие международные финансовые институты, банк предоставляет консультативные услуги при разработке программ развития с целевыми инвестициями.

ЕБРР взаимодействует со многими международными институтами, в первую очередь с Группой ВБ. Он также привлекает к участию в осуществлении различных проектов частные национальные коммерческие банки, инвестиционные фонды и другие кредитно-финансовые учреждения. Качеству финансируемых проектов и, прежде всего, очевидности и реальности экономических выгод для страны от их реализации банк традиционно уделяет пристальное внимание.

Привлекая средства на международных рынках на весьма выгодных условиях, банк предоставляет свои услуги по коммерческим ценам. Главным образом, это дополнение усилий других кредиторов для оказания поддержки предприятиям, нуждающимся в финансовых ресурсах. Гарантии на экспортные кредиты и розничные банковские услуги он не предоставляет. В отличие от большинства других международных организаций, ЕБРР действует как в государственном, так и в частном секторах экономики стран операций. В отличие от частных иностранных и национальных банков, он имеет возможность и берет на себя риски, непосильные этим организациям.

В своей деятельности ЕБРР придерживается следующих главных принципов:

- ограничение объема финансирования пределами 35% общих издержек по каждому проекту;

- предоставление на проекты частного сектора не более 2/3 суммы заимствуемых средств и не менее 1/3 акционерного капитала; требование к другим участникам софинансирования выделение дополнительных средств;

- требование к другим, в частности промышленным, инвесторам приобретения контрольных пакетов акций или достаточных прав на управление предприятиями;

- непредоставление средств инвесторам для приобретения уже выпущенных или вновь выпускаемых акций;

- необязательность денежной формы доли местного участника проекта.

Функции банка включают:

1. Прямое финансирование, т.е. предоставление кредитов на реализацию конкретных проектов. Оно предоставляется в основном совместным предприятиям и, главным образом, с участием иностранного капитала. При их кредитовании банк обычно не требует правительственных гарантий. Кредиты выдаются в любой свободно конвертируемой валюте, но в основном в долларах США и евро и погашаются в той же валюте, в которой были выданы.

Минимальная сумма кредитов ЕБРР составляет 5 млн. евро, однако он находит возможности для работы с мелкими и средними предприятиями. Срочность кредитов обычно составляет 5-10 лет, а в исключительных случаях (инфраструктурные проекты) - до 15 лет. Кредиты могут предоставляться под "плавающий" или фиксированный процент, а также в некоторых других вариантах. Основная сумма кредита погашается равными долями каждые полгода.

Финансируемые клиенты обязаны обеспечить страхование традиционно страхуемых рисков, к которым банк не относит политические риски и риски неконвертируемости местных валют. Кредиты обеспечиваются залогом активов финансируемых проектов: движимое и недвижимое имущество, акции, и т.д.

Кредиты исключаются из сумм государственного долга при его реструктуризации, т.е. банк имеет статус привилегированного кредитора.

2. Финансирование мелких и средних предприятий с помощью посредников. Для этого финансовым учреждениям, выбранным банком, предоставляется среднесрочное и долгосрочное финансирование в форме кредитных линий. Аналогичное финансирование в отдельных случаях может предоставляться правительствам стран, которые через коммерческие или инвестиционные банки направляют полученные ресурсы мелким и средним предприятиям.

3. Инвестирование средств в акционерные капиталы. Оно осуществляется путем подписки на обыкновенные и привилегированные акции или в других формах. При этом ЕБРР не приобретает контрольные пакеты акций и не принимает прямой ответственности за управление предприятием. Банк также может гарантировать размещение акций, выпущенных государственными и частными предприятиями.

4. Предоставление гарантий для содействия заемщикам в получении доступа к источникам капитала. Гарантии могут быть от всех видов рисков, при этом степень кредитного риска должна быть известна и приемлема для банка.

Результаты деятельности банка отражаются в ежегодно публикуемых им отчете о прибылях и убытках и балансе (Приложение 1, 2). Следует иметь в виду, что его финансовый год совпадает с календарным.

Важным аспектом деятельности ЕБРР является подготовка и повышение квалификации специалистов, поэтому обучение положено в основу деятельности банка и осуществляется при выполнении почти всех его проектов. В рамках этих усилий в 1992г. по инициативе ЕБРР и других международных организаций-спонсоров был открыт Объединенный венский институт для оказания помощи соцстранам в решении задач по подготовке банковских специалистов и менеджеров.

Деятельность ЕБРР в Российской Федерации ориентирована главным образом на развитие местных банковских и финансовых учреждений в целях становления частного сектора экономики страны. Мелкие и средние предприятия при посредничестве российских банков получают финансирование на приемлемых для них в настоящее время условиях. Другими аспектами помощи ЕБРР является развитие рынков капитала, укрепление нормативной базы, содействие торговле и т.д.

РФ является крупнейшим получателем помощи банка. ЕБРР осуществляет финансирование в РФ по следующим направлениям:

1. Программа развития финансовых учреждений (ПРФУ) - осуществляется в сотрудничестве с Правительством РФ и Всемирным банком. Для поддержки программы ЕБРР предоставил кредит в размере 100 млн. долл., а ВБ - 200 млн. долл. Правительство РФ гарантирует и организует программу, цель которой состоит в содействии укреплению группы российских коммерческих банков, которые в будущем должны играть ключевую роль в экономике страны.

Укрепление деятельности банков производится путем подготовки и осуществления их индивидуальных стратегий и бизнес-планов; разработки мер по улучшению финансового состояния банков; автоматизации банковских процедур; модернизации информационных систем. Кроме этого, в рамках программы реализуется Проект поддержки предприятий, в соответствии с которым при посредничестве Минфина РФ через часть упомянутых выше российских коммерческих банков осуществляется кредитование структурной перестройки средних и крупных предприятий частного сектора.

2. Учреждение Фонда поддержки малых предприятий России (ФПМП), который предназначен для выдачи на коммерческой основе малых и микрокредитов через ряд российских банков, расположенных по всей стране (в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Челябинске и других городах). ФПМП создан ЕБРР при участии отдельных европейских стран и других доноров. Половину общего капитала предоставил сам банк.

Малые кредиты в размере 125 тыс. долл. предоставляются на срок до 3-х лет компаниям сферы производства и услуг с численностью работников до 50 человек, если они не смогли получить средства у местных банков. Микрокредиты в размере 0,1 - 30 тыс. долл. выдаются индивидуальным предпринимателям и фирмам сферы торговли, услуг и инвестиций с численностью работников до 20 человек на более короткие сроки. В любом случае предварительно оценивается кредитоспособность заемщиков.

Помимо этого, ФПМП осуществляет поддержку фондов акционерного капитала для малых предприятий в отдельных городах России. Кроме вложений в акционерные капиталы, они могут предоставлять долгосрочные кредиты в размере до 300 тыс. долл. предприятиям с численностью работников до 150 человек.

3. Создание Региональных фондов венчурного капитала (РФВК). Они начали создаваться в РФ с 1994г. Каждому из них (за редким исключением) банк предоставил капитал в размере 30 млн. долл. на содействие структурной реорганизации отобранных для этого предприятий. Средства инвестируются в качестве нового акционерного капитала в средние (до 5 тыс. человек) приватизированные по правительственной программе и другие частные предприятия для реализации их коммерчески эффективных проектов. Размер инвестиций, как правило, может изменяться в пределах 0,3 - 3 млн. долл.

Каждый фонд действует в пределах своего региона и сотрудничает с сильными на внутреннем рынке предприятиями, не обязательно имеющими иностранного партнера. Фонды не держат контрольных пакетов акций, однако выступают влиятельными акционерами. Срок их функционирования ограничен 10 годами. Они не имеют права инвестировать средства в определенные направления коммерческой деятельности (производство крепких спиртных напитков, табака, вооружений и т.п.)

Помимо ресурсов, направляемых в акционерные капиталы, каждый фонд на безвозмездной основе получает от правительств стран-доноров (США, Япония, ФРГ, Франция, Италия и др.) и ЕС дополнительные средства в размере по 20 млн. долл., которые предназначены для покрытия операционных издержек, проведения экспертиз потенциальных объектов инвестирования и консультирования предприятий.

4. Также одним из направлений деятельности ЕБРР в России являются вложения в инвестиционные фонды и акционерные капиталы банков.

3. Европейский центральный банк и Европейский инвестиционный банк

Европейский центральный банк (ЕЦБ) начал функционировать как руководящий орган Европейской системы центральных банков с начала 1999г. Его возглавляют совет управляющих, состоящий из управляющих центральными банками стран-участниц зоны евро, и исполнительная дирекции, которая представлена назначаемыми на 8 лет без права продления срока президентом банка, вице-президентом и четырьмя членами. Ими могут быть только граждане стран-участниц.

Капитал ЕЦБ принадлежит центральным банкам стран зоны евро. Квота каждой страны устанавливается в соответствии с долей ее населения в совокупной численности граждан ЕС и долей в общем объеме ВВП. До 20% чистой прибыли ежегодно пополняют резервный фонд банка, а остальная часть распределяется между учредителями в соответствии с размером оплаченного капитала.

ЕЦБ выполняет следующие функции:

- координация деятельности центральных банков стран-участниц, в частности стандартизация используемых систем учета и отчетности;

- осуществление международных валютных операций;

- содействие нормальному функционированию платежных систем;

- формирование и проведение денежно-кредитной и валютной политики;

- хранение и управление официальными резервами иностранной валюты.

Банк проводит операции с ценными бумагами в любых валютах и операции с драгоценными металлами на различных финансовых рынках, предоставляет обеспеченные кредиты для регулирования клиринга и платежей как внутри ЕС, так и с другими государствами.

Европейский инвестиционный банк (ЕИС) создан в 1958г. странами-членами Европейского экономического сообщества с целью развития слабо развитых регионов путем долгосрочного финансирования (на 20-25 лет), совершенствования отраслевой производственной структуры европейских государств, создания совместных проектов стран-участниц, а также льготного (до 30-40 лет) кредитования ассоциированных участников.

С 1993г. ЕИБ является кредитным институтом Европейского экономического, валютного и политического союза (ЕС), с 1997г. осуществляет кредитование в евро.

Учредителями банка выступают страны-члены ЕС. Наибольшей долей уставного капитала (примерно 15 млрд. евро) обладают Англия, ФРГ, Франция и Италия. Размер резервного капитала превышает 10% суммы уставного фонда.

Штаб-квартира ЕИБ расположена в Люксембурге, а его отделения находятся в Лондоне, Брюсселе, Риме и Афинах. Деятельностью банка руководят совет управляющих, состоящий из министров финансов стран-участниц, Директорат в составе 25 директоров и 13 заместителей, а также президент и ряд вице-президентов.

Банк привлекает средства на европейском и международных рынках капитала, осуществляя систематическую эмиссию облигаций, номинируемых в долларах США, евро и других валютах.

Основные направления вложений ЕИБ - развитие охраны окружающей среды, транспорта, телекоммуникаций. Дополняя средства заемщиков, его кредиты традиционно покрывают не более половины стоимости расходов по проектам и могут предоставляться в евро и других валютах. Рыночная конъюнктура определяет размер платы за кредит.

В последние годы ЕИБ как агент ЕС за счет специальных фондов осуществляет кредитование инфраструктурных проектов, в частности развитие энергетики. Мелкие и средние смешанные компании при этом получают ресурсы от определенных кредитных учреждений стран-участниц, которым банк предоставляет финансовую поддержку. Кроме этого, банк на льготных условиях финансирует ассоциированных членов - ряд развивающихся стран Средиземноморья, Африки, Азии, Латинской Америки, Карибского бассейна, а также Центральной и Восточной Европы.

Список используемой литературы

1. Деньги. Кредит. Банки.: Учебник для вузов / Е.Ф.Жуков, Н.М.Зеленкова, Л.Т.Литвиненко / Под ред. проф. Е.Ф.Жукова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 703с.

2. Деньги, кредит, банки.: Учебник / Под ред. О.И.Лаврушина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 464с.: ил.

3. Корчагин Ю.А. Деньги. Кредит. Банки. / Ю.А.Корчагин. - Ростов Н/Д.: Феникс, 2006. - 348с. - (Высшее образование).

4. Титова Н.Е., Кожаев Ю.П. Деньги, кредит, банки.: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 368с.

5. www.ebrd.com

7

Показать полностью…
Похожие документы в приложении