Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Контрольная «Экономичекое районирование России» по Экономике (Барменкова Н. А.)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Филиал в г. Барнауле

Факультет

Кафедра Финансово-кредитный

Экономики, менеджмента и маркетинга

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

"Экономическое районирование России"

Студентка Полухина Алина Валерьевна

Специальность Финансы и кредит

№ личного дела 09ФФД10478

Образование Первое высшее

Группа 1ФКп-5

Дисциплина Экономическая география

Преподаватель Елистратова Татьяна Геннадьевна -

к.э.н., старший преподаватель кафедры

экономики, менеджмента и маркетинга

филиала ВЗФЭИ в г. Барнауле

Барнаул 2010

Содержание

Введение.

1. Основы современного экономического районирования и формы территориальной организации хозяйства России.

2. Основные принципы экономического районирования.

3. Системы экономических районов.

4. Центральный федеральный округ.

Заключение.

Литература.

Введение

В условиях становления и развития рыночных отношений для научного обоснования радикальных экономических реформ большое значение приобретает региональная экономика - область научных знаний о размещении производительных сил, экономике регионов (районов).

В настоящее время основная хозяйственная деятельность осуществляется в регионах. Им дано право самостоятельно решать экономические проблемы, устанавливать межрегиональные связи и связи с зарубежными странами. Каждый регион России имеет присущие ему природные ресурсы, особенности их размещения, национальные и исторические черты, свою структуру хозяйства, уровень экономического развития, специализацию. Каждый регион занимает определенное место в хозяйственном комплексе страны, составляя в то же время единое экономическое целое с другими регионами.

Поэтому знания о стране складываются из глубоких и всесторонних знаний всех ее регионов. Особенно важную роль играет региональная экономика в научном обеспечении экономических преобразований, создания единого экономического пространства при рационализации межрегиональных связей, формирования региональных рынков.

1. Основы современного экономического районирования и формы территориальной организации хозяйства России.

Экономическое районирование - разделение территории страны на экономические районы - служит важным инструментом регулирования территориального развития.

Научно обоснованное экономическое районирование необходимо в условиях становления и развития рыночных отношений для осуществления территориального управления, повышения его совершенствования при учете исключительного разнообразия и богатства природно-ресурсного потенциала во всех регионах России. Экономическое районирование оказывает огромное влияние на повышение эффективности развития и размещения производительных сил каждого региона и страны в целом.

Экономический район представляет собой целостную территориальную часть народного хозяйства страны, имеющую свою производственную специализацию, прочные внутренние экономические связи. Экономический район неразрывно связан с другими частями страны общественным территориальным разделением труда как единое хозяйственное целое с прочными внутренними связями.

Образование экономических районов является объективным процессом, выраженным в развитии территориального разделения труда.

В зависимости от целей экономического районирования различают две его разновидности.

• интегральное (общехозяйственное) районирование;

• отраслевое районирование (промышленное, сельскохозяйственное и т. д.).

В основу общехозяйственного районирования положено разделение России на компактные географические регионы, которые составляют экономически целостные подсистемы. Экономическая целостность указанных регионов обусловлена сходством:

• географического положения;

• природно-климатических условий;

• плотности населения;

• уровня развития производительных сил.

По критерию общехозяйственного районирования в РФ выделяются следующие экономические районы:

• Центральный;

• Северо-Западный;

• Северный;

• Центрально-Черноземный;

• Волго-Вятский;

• Поволжский;

• Северо-Кавказский;

• Уральский;

• Западно-Сибирский;

• Восточно-Сибирский;

• Дальневосточный;[1]

2. Основные принципы экономического районирования.

1. Экономический, рассматривающий район как специализированную часть единого народнохозяйственного комплекса страны с определенным составом вспомогательных и обслуживающих производств. Согласно этому принципу специализацию района должны определить такие отрасли, в которых затраты труда, средств на производство продукции и ее доставку потребителю по сравнению с другим районами будут наименьшими. Экономическая эффективность специализации района должна осуществляться как с точки зрения установления наиболее целесообразного территориального разделения труда в масштабе всей страны, так и с точки зрения наиболее производительного использования имеющихся ресурсов района.

2. Национальный, учитывающий национальный состав населения района, его исторически сложившейся особенности труда и быта.[3;253]

3. Административный, определяющий единство экономического районирования и территориального политико-административного устройства страны. Этот принцип создает условия для эффективного самостоятельного развития районов и укрепления их роли в территориальном разделении труда России.

Эти принципы являются основополагающими для современной теории и практики экономического районирования России. В современных условиях выделение федеральных округов диктуется необходимостью укрепления вертикали власти. Контуры границ экономических районов определяются ареалом размещения отраслей рыночной специализации и важнейших вспомогательных производств, связанных с отраслями рыночной специализации технологическими поставками сырья, деталей, узлов, т.е. кооперацией производств. К районообразующим факторам современных экономических районов можно отнести наличие крупных месторождений полезных ископаемых, высокую плотность населения, накопленный ими трудовой опыт и т.д.[3;254]

На сегодняшний день в России существует 7 федеральных округов, среди которых:

1. Центральный.

2. Северо-Западный.

3. Приволжский.

4. Южный. 5. Уральский.

6. Сибирский.

7. Дальневосточный.

Федеральные округа России

[1] Главной целью последних изменений в экономическом районировании является укрепление государственности, предотвращение распада страны, ограничение чрезмерной суверенизации субъектов Федерации, процесс которой особенно интенсивно шел в начале 1990-х годов, что привело к резкому снижению авторитета центрального руководства. Были допущены противоречия законов регионального уровня Конституции Российской Федерации, что привело к нестабильности политической обстановки, снижению уровня федерализма. Поэтому укрупнение районов, создание 7 федеральных округов с непосредственным их подчинением президенту позволит исправить возникшие негативные процессы. Образование федеральных округов предусматривает построение эффективной вертикали государственной власти и позволяет создать действенную систему управления территориальным развитием.

В каждом федеральном округе президентом назначается полномочный представитель, который формирует свой аппарат управления округом и в целях решения возложенных на него задач осуществляет следующие функции:

1) Обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти с региональными органами, органами местного самоуправления, политическими партиями, иными общественными организациями.

2) Разрабатывает совместно с межрегиональными ассоциациями экономического взаимодействия программы социально-экономического развития территорий в пределах федерального округа.

3) Организует контроль за реализацией федеральных программ в округе.

4) Принимает действенное участие в решении кадровых назначений в субъектах Федерации, входящих в федеральный округ.

5) Организует и проводит согласительные процедуры между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации, находящихся в пределах округа.

Федеральные округа выделялись в соответствии с принципами общности территории, специализации хозяйства, общности и достаточности природно-ресурсного потенциала, достаточности самообеспечения.[3:249]

Кроме того, существуют отраслевое районирование, например районы размещения черной металлургии (металлургические базы), районы размещения транспортного, сельскохозяйственного машиностроения и других отраслей промышленности, и сельскохозяйственное районирование. Так, предполагается, что в будущем с развитием рыночных отношений можно будет выделить пять сельскохозяйственных районов России:

1. Фермерские регионы со значительной долей частной собственности - основная часть Нечерноземной зоны, земледельческие районы южной части Восточной Сибири и Дальнего Востока.

2. Регионы, где сочетаются крупные коллективные хозяйства с фермерскими - Центральное Черноземье, Поволжье, предгорье Северного Кавказа, Южный Урал, юг Западной Сибири.

3. Горные регионы - республики Северного Кавказа, Алтай.

4. Регионы отгонно-пастбищного животноводства - республики Калмыкия, Тува, Бурятия, Читинская область.

5. Слабо освоенные территории с очаговым развитием земледелия и особым режимом землепользования - это основная часть зоны Севера.[3;256]

Особое место в системе экономического районирования занимают свободные экономические зоны (СЭЗ).

Обычно в мировой практике выбор административно-хозяйственного управления СЭЗ зависит от ее типа и размера территории, особенностей государственного устройства страны, развитости частного сектора и т.п. Однако общим и принципиальным моментом является то, что СЭЗ, будучи локальной социально-экономической системой, должна находиться вне юрисдикции отраслевых министерств и центральных ведомств.

Свободные экономические зоны наделяются определенными льготами:

• внешнеторговыми льготами, предусматривающими введение особого таможенно-тарифного режима - снижение или отмену экспортно-импортных пошлин и введение порядка осуществления внешнеторговых операций;

• льготами, связанными с налоговым стимулированием отдельных видов деятельности предпринимателей. Эти льготы могут затрагивать налоговую систему (прибыль, доход, стоимость имущества и т.д.), амортизационные отчисления, издержки на заработную плату, транспорт, т.е. они предусматривают временное или постоянное освобождение от налогообложения;

• финансовыми льготами, которые включают различные формы субсидий, предоставляемых в виде установления низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участками и производственными помещениями, а также за счет бюджетных средств и государственных кредитов;

• административными льготами, предоставляемыми администрацией зоны с целью упрощения процедур регистрации предприятий и режима въезда и выезда иностранных граждан, а также оказания различных услуг.

Система предоставляемых льгот должна служить инструментом реализации имеющихся сравнительных преимуществ данной зоны, а не механизмом компенсации отсутствующих здесь факторов развития. Важно также принять во внимание, что при нынешних масштабах распространения свободных экономических зон налоговые льготы - далеко не главный стимул для прироста в зоне иностранного капитала. Более существенными в этом отношении могут оказаться такие факторы, как политическая стабильность, инвестиционные гарантии, качество инфраструктуры, квалификация рабочей силы, упрощение административных процедур, а также возможность получения на внутреннем рынке относительно дешевых предметов. Все названные преимущества срабатывают лишь в сочетании с базовыми преференциями, предопределяющими типовую специфику данной зоны.

3. Системы экономических районов.

Современное экономическое районирование России включает три основных звена (таксономические единицы):

* высшее звено - федеральные округа;

* среднее звено - края, области, республики;

* низшее звено - административно-хозяйственные районы, городские и сельские районы.

Каждый вид экономического районирования отвечает определенным задачам территориального развития.

1. Высшее звено районирования используется центральными республиканскими органами власти для общегосударственного управления экономикой в территориальном разрезе. Федеральные округа - это четко специализированные и относительно завершенные территориальные хозяйственные комплексы, играющие важную роль в общероссийском разделении труда. Располагая значительной территорией, большой численностью населения, разнообразным природно-ресурсным потенциалом, федеральные округа имеют четко выраженную специализацию (до 5-7 отраслей), широкий производственный профиль, сложный хозяйственный комплекс.

2. Среднее звено районирования используется для руководства отраслями хозяйства и социальной сферой в пределах области, края, республики.[3;254]

3. Низшее звено районирования представляет собой первичные звенья в таксономии экономического районирования. На их основе образуются начальные специализированные территориальные производственные комплексы. Низовые районы играют важную роль в разработке и выполнении перспективных и годовых программ развития районного хозяйства и социально-культурного строительства, в размещении и специализации предприятий по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, местной промышленности, бытового обслуживания, торговли и общественного питания.

Экономические районы могут объединяться в макрорегионы, или экономические зоны, отличающиеся общими природными условиями, чертами экономики, тенденциями дальнейшего развития. На больших территориях зон четко вырисовываются общие крупные межрайонные проблемы.

Главные принципы выделения экономических зон - уровень хозяйственного освоения территории, соотношение между важнейшими ресурсами и степенью их использования.

Территория Российской Федерации разделена на две экономические зоны - Западную (Европейская часть России) и Восточную (Урал, Сибирь и Дальний Восток).[3;254-255]

4. Центральный федеральный округ.

1.Условия для развития сельского хозяйства: недостатком в экономико - географическом округе считается отсутствие выхода к морю.

Положительной стороной является с окружным по промышленности потенциалу Приволжским федеральным округом, соседство с окружным ресурсным районам страны с Европейским Севером, а так же с важными экономическими партнёрами - Украиной и Белоруссией.

Предпосылками так же являются:

- уже созданный крупный экономический потенциал с многофункциональной отраслевой структурой.

- самая мощная в стране научная база.

- развитая сеть учреждений средне - специального и высшего образования.

- наличие на территории округа столицы РФ.

ПРП округа в целом беден, но по некоторым ресурсам занимает лидирующие позиции:

- железные руды

- фосфориты - 25%

- цемент - 25%

- бокситы - 15%

- строй материалы

- запасы подземных вод

- угль - 1% Население:

СХО - это наиболее освоенный и заселённый округ страны. Средняя плотность населения составляет 57 человек на 1 км?. Доля городского населения - 80% . Самая крупная Московская городская гламирация - более 12 млн. человек. Русское население - 97%; украинцы и белорусы.

Отрасли хозяйственной специализации:

Машиностроение, чёрная металлургия, лёгкая промышленность, сахарная промышленность, маслобойная, кондитерская, молочное животноводство, картофелеводство, овощеводство, наука, научное обслуживание и высшее образование, банковская деятельность, полиграфическая промышленность. [1]

Заключение.

Современная Россия состоит из двух огромных частей: Западного макрорегиона (Европейская Россия) и Восточного макрорегиона (Азиатская Россия). Они отличаются историческими особенностями освоения территории, особенностями природы, уровнем и проблемами экономического развития, соотношением ресурсов и их использованием, перспективами развития. Территория России была подразделена на 11 экономических районов (8 - в Западном макрорегионе и 3 - в Восточном). Однако сетка экономических районов, используемая до сих пор, устарела.

Во-первых, районы не имеют собственного территориального управления (оно существует лишь на ступеньку ниже - в республиках, областях и краях).

Во-вторых, многие районы (сибирские, Урал, Поволжье) образованы более 50 лет назад, другие существуют три десятилетия. Но экономика мобильна. В ряде районов за эти годы создана мощная добывающая промышленность, в других она ослаблена за счет истощения ресурсов. Сформировались крупнейшие базы оборонной промышленности, не соответствующие границам этих районов. В целом, по стране, изменился географический рисунок экономики. Многие районы имеют нечеткую специализацию.

В-третьих, выделенные районы оказались крайне неравноценны как по численности жителей, так и по экологическому потенциалу. Естественно, что они отличаются по размерам территории. Поэтому Центральный район, где проживает более 1/5 населения страны и сосредоточено 1/3 промышленного, 1/2 научного потенциала России, трудно сравнить с Дальним Востоком - огромным по территории (36% площади страны), но слабо заселенным (5% жителей) или с северными районами (4% жителей).

Другими словами, сетка районов не соответствует огромным изменениям, происшедшим в экономике страны. В то же время осложнены возможности использования существующих рамок районов и для рыночной экономики.

И самое главное, районирование должно способствовать формированию не только эффективной экономики, территориально-производственных комплексов, но и новых рыночных структур (ассоциаций, концернов, корпораций, холдингов) в определенных территориальных границах.

Районирование должно быть эколого-экономическим, т.е. способствовать улучшению экологических условий, учитывать местные природные особенности, проблемы дефицита отдельных ресурсов. Районирование должно способствовать укреплению единства всех частей государственной территории России и обеспечивать управление ими, т.е. решать политические задачи. В то же время, территориальное управление, отсутствующее в экономических районах, присутствует в элементах административно - территориального деления (областях, краях), а также в республиках. Само административно - территориальное деление устарело. Поэтому, необходимо:

- Проведение нового комплексного общественного районирования, способствующего решению не только экономических задач.

- Новое административно-территориальное деление - создание единообразных (одного ранга и уровня) субъектов Российской Федерации.

Современный этап организации территориального управления требует экономического районирования, учитывающего комплексный характер воздействия всех факторов.

Литература

1. Конспект лекций "Экономическая география" Т.Г. Елистратова

2. "Территориальная структура экономического района" Бугаев В.К. Л., 1986.

3. Экономическая география России: Учеб. Пособие для вузов /Под ред. Т.Г. Морозовой.-2-е изд., перераб. И доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001 - 471 с.

4

Показать полностью…
Похожие документы в приложении