Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
2 монеты
doc

Шпаргалка «Экзаменационная» по Истории печатных средств информации (Шкитин В. В.)

Список вопросов на аттестацию

1) Общие сведения о возникновении письменности. Разновидности письменности.

2) Изобретение бумаги и первоначальная технология её производства.

3) Начало книгопечатания на востоке. Первые наборные печанные формы.

4) Сущность изобретения И.Гутенберга.

5) Развитие славянского книгопечатания в Европе до И.Фёдорова.

6) Роль И.Фёдорова в развитии книгопечатания в России.

7) Характеристика Книгопечатания в XVII и XVIII веках.

8) Наборно-литерные машины и автоматы

|Янг, Делькамбр, П.Книгинский, И.Ливчак|

9) Технологическаясхема выполняемая строкоотливной наборной машиной.

10) Общя схема изготовления текстовой наборной формы.

11) Основные операции ручного металлического набора.

12) Буквоотливная строконаборная машина - монотип. Особенности технологического процесса. Применение.

13) Применение металлического набора для изготовления текстовых фотоформ.

14) Понятие о фотонаборе. Первое поколение фотонаборной техники

|XIX, первая половина XX|

15) Изобретение фотографии |Ньенс, Дагер, Тальбот, Арчер|.

16) Технология получения негативного изображения. Понятие - оптическая плотность.

17) первые способы изготовления штриховых клише.

18) особенность изготовления растровых клише.

19) методы растрирования. Применение. Возможные типы растров.

1.Общие сведения о возникновении письменности.

1 Наскальное изображение по-другому называются писаницами или петроглифами (от греч. petros – камень и glyphe - резьба). Они изображают животных, предметы быта. Они могли так же служить для обозначения границ владений племени, мест охоты, давать представления об окружающей среде. Они так же позволяли передавать информацию и хранить её веками.

2 Вещное письмо. При его использовании предметы быта, орудий труда наделялись определенным смыслом, известным отправителю и получателю. Элементы вещного письма сохранились и поныне.

3 Узелковое письмо – мнемонический способ хранения мыслей, сообщений. На веревках окрашенных в разные цвета, в заранее определенных местах завязывались узелки. Их местоположением и передавалась информация.

4 Пиктографическое письмо или пиктография (от лат. pictus – нарисованный и греч. grapho - пишу). Предметы стали заменять их изображениями. Общее содержание изображения отображалось в виде рисунка или серии рисунков. Но с помощью примитивных рисунков затруднительно изображать действия или показывать качество предметов. Появилось во время неолита.

5 Идеографическое письмо (от греч. idea – понятие, представление). Для этого письма используют специальные знаки – идеограммы. С помощью них обозначались целые понятия. Идеограммами являются цифры, химические знаки, математические символы.

6 Иероглифическое письмо, в котором использовались спец. знаки – иероглифы (от греч. hieroglyphoi – священные письмена). Они могли обозначать не только целые понятия, но и отдельные слова, слоги, и даже звуки речи. Этот вид письма использовался в древнем Египте в Шумере.

7 Клинопись. Появилась около 3000 г. до н.э., знаки этого вида письменности состояли из групп клинообразных черточек, которые выдавливались на сырой глине. Возникла в Шумере ,затем стала применяться в Ассирии и Вавилоне.

8 Фонографическое письмо (от грея.phone - звук). Это – звуковое письмо при помощи знаков (букв), означающих те или иные звуковые единицы языка (звуки, слоги). Известно оно с XIII в.до н.э. возникло из идеографического в Финикии. В IX-VIII вв. до н.э. на основе финикийского письма появился греческий алфавит.

9 Славянская письменность. Третий после греческого и латыни книжно-письменный язык появился в 863 г. за основу славянского алфавита братья (Кирилл и Мефодий ) взяли греческий, добавив несколько знаков для обозначения шипящих и некоторых других звуков, которые отсутствовали а греческом языке. существовало две разновидности славянского алфавита – кириллица и глаголица. На основе кириллицы возникли русская, сербская, болгарская и др. системы письма.

2. Изобретение бумаги. Первоначальная технология её изготовления.

Бумага появилась в Китае во II в. до н.э. это была примитивная бумага, больше похожая на войлок. В 105 г. н.э. китайский князь Цай Лунь усовершенствовал процесс изготовлении бумаги, поэтому считается, что бумага была изобретена в 105 г.

В Китае до Цай Луня сырьем для бумаги служили шелковые обрезки, отходы коконов шелкопряда, обрывки старых сетей. Их размачивали в воде и в ручную растирали между камнями. Полученную кашицу наливали на отшлифованную каменную плиту и прижимали другим отшлифованным камнем. После высыхания получалась примитивная бумага, представлявшая собой лепешку наподобие войлока.

Цань Лунь предложил использовать в качестве сырья луб шелковицы. Луб – это волокнистая внутренняя часть коры. С коры шелковицы удаляли верхний темный слой ,а оставшуюся волокнистую часть размачивали в воде. После промывки луб рубили на мелкие части и толкли в ступе тяжелом пестом до волокнистой кашицы, которую собирали в деревянную бочку и разбавляли водой. Из бочки бумажную массу вычерпывали формой, представлявшей собой сетку (сито) с очень мелкими ячейками ,сплетенную из шелковых нитей и натянутую на прямоугольную раму. На форме бумажную массу тщательно разравнивали, удаляли излишки, давая возможность воде стекать сквозь мелкие ячейки. В сите оставался тонкий ровный слой волокнистой массы. Её опрокидывали на гладкую доску. Доски с отлитой бумагой укладывали одна на другу, связывали и сверху помещали ГРУ, под тяжестью которого удалялись остатки воды. Бумага изготовленная по такой технологии, не была похожа на рыхлую лепешку. Это был ровный, легкий, прочный материал, удобный для письма, и к тому же более белый.

3.Начало книгопечатания на востоке. Первые печатные формы на востоке.

Изобретение ксилографии в Китае. Изобретение подвижного шрифта китайским кузнецом Би Шэном в 40-е гг. XI в. Проникновение ксилографии и книгопечатания в мусульманские страны и Западную Европу.

4. Сущность изобретения Гутенберга.

Изобретение Гутенберга позволило размножать только текстовую информацию. Иллюстраций в его книгах не было.

1 Буквоотливной процесс – изготовление одних и тех же литер в достаточно большом количестве.

Из стального бруска изготовляли пуансон. Для этого в верхней части бруска гравировалось рельефное зеркальное изображение литеры. Для изготовление матрицы была выбрана медь. С помощью такой матрицы, вставленной спец. сконструированный Гутенбергом инструмент – ручную словолитную форму – можно было отлить сколько угодно одинаковых литер. Словолитная форма представляла собой очень простой инструмент, состоящий из 2-х половинок. Когда форма закрыта, внутри нее образуется полное пространство виде небольшого прямоугольника с коническим расширением для заливки металла (литником) сверху. Снизу находилась матрица. Сама форма была металлическая, но ее помещали в деревянный футляр. В литник вливали металл. Когда металл застывал, форму открывали, из нее можно было вынуть литеру – метал. Брусок с рельефным изображением буквы – очком. Для отливки литер использовался типографский сплав (гарт) состоявший из свинца, сурьмы и олова, который применялся для изготовления различных видов текстовых форм.

2 Наборный процесс – изготовление тестовой печатной формы, составленной из отдельных заранее отлитых литер.

Тест набирался из отдельных литер. После каждого слова для образования межсловного просвета помещался спец. пробельный материал – шпация. Шпация представляла собой, метал. брусок меньшей высоты, чем литера и не имевшей очка. Шрифт хранился в шрифтовых кассах- плоских ящиках с отделениями, каждое для литер одного вида.

Набор текста осуществлялся в верстатку. Так наз. небольшой ящичек с двумя неподвижными стенками и одной подвижной. Подвижная стенка позволяла набирать строки различной длины. В верстатку набирали несколько строк, которые затем выставляли на гранку. Так наз. большая доска с тремя неподвижными стенками, на которой можно было формировать полосы будущего издания. Наборная линейка позволяла правильно устанавливать длину строки набора, а так же выставлять набор в гранку. Верстка и гранка делались из дерева. Готовые полосы прочно связывались, чтобы набор не рассыпался.

3 Печатный процесс – получение множества идентичных оттисков по средствам передачи краски под давлением с печатной формы на бумагу или другой материал. Принцип работы печатного станка. Наборная форма, закрепленная в специальной раме, помещалась на гладкую поверхность печатного станка – талер. Талер размещался между двух массивных столбов. В перекладине между столбами ходил винт, на конце которого была закреплена гладкая доска – пиан. Для того чтобы опустить доску, нужно было повернуть спец. рукоятку. Опускаясь, пиан плотно прижимал бумажный лист к покрытой краской печатной форме. Когда рукоятку отводили в обратную сторону, пиан поднимался, и можно было вынуть готовый оттиск, нанести на форму краску, положить бумагу и повторить печатный процесс. Для создания равномерного натиска Гутенберг размещал между нажимной плитой и бумагой декель – мягкий материал, ткань или пергамент.

5.Развитие славянского книгопечатания в Европе.

В конце XV в. краковский первопечатник Швайпольт Фиоль положил начало печатанию славянских книг кириллическим алфавитом. В 1491 г. из типографии Фиоля вышло четыре книги, напечатанные кириллицей: Осьмогласник, Часословец, Триодь постная и Триодь цветная. Техника печати этих книг воспроизводит все особенности рукописных образцов. Они напечатаны в две краски (красной и черной), украшены заставками, узорными заглавиями и инициалами. Когда Фиоль был обвинен в гуситской ереси и привлечен к суду краковской инквизиции, часть выпущенных им книг была уничтожена. Подвергшись преследованиям, Фиоль переселился в Венгрию, где жил до смерти в 1525 г..

В начале XVI в. появляются первые печатные книги на русском языке, издателем которых был Франциск Георгий Скорина. Скорина родился в Полоцке, окончил в 1506 г. Краковский университет, несколько лет учился в университетах Европы. В 1516 г. он переехал в Прагу, где вскоре открыл типографию и начал издательскую деятельность. 6 августа 1517 года из типографии Скорина вышла славянская книга «Псалтырь», посвященная «детям малым як початок всякое добре науки грамоты, еже добре чести и мовить учить». Так было положено начало изданию серии книг под общим заглавием: «Библия руска, выложена доктором Франциском Скориною из славнаго града Полоцька Богу ко чти и людем посполитым к доброму научению». Скорина сделал и первый перевод Библии на белорусский язык. По качеству бумаги, шрифта, гравюр книги, выпущенные Скориной, не уступали венецианским изданиям XVI в.. Текст был украшен многочисленными заставками и инициалами, снабжен гравированными миниатюрами. Пражские издания Скорины были распространены в Юго–Западной Руси. В 1525 г. Скорина переехал в Вильно, где им был издано первое печатное издание церковно–славянского «Апостола», а также, без обозначения года, – «Малая подорожная книжица» – молитвенник для мирян. После этого, по–видимому, его издательская деятельность прекратилась.

6.Роль Фёдорова в развитии книгопечатания.

1572г.- первая русская датированная книга «Апостол»

1532г. В архивах краковского университета найдена запись о том, что получил звание бакалавра Иван Фёдоров(но тот ли Иван???) вторая московская книга 1564г. «Часовник»- для обучения грамоте. В Заблудово, куда был вынужден переехать Фёдоров, было напечатано обучающее «Евангелие» 1572г.-вынужден был уехать во Львов 1574-«Апостол» с послесловием «Грамматика» 1575г.-князь Острожский приехал к Фёдорову и пригласил его к себе, чтобы отпечатать книги для детей, «Библия»-объём 1265 страниц. Первая русская типография была создана Иваном Федоровым в Москве в 1563 г. по повелению царя Ивана Грозного. В 1564 г. вышла в свет первая русская книга – «Апостол». Книга отличалась хорошим полиграфическим исполнениям. Она была отпечатана в две краски – красную и черную, при этом использовалась печать в два прогона с одной и той же формы. Книга была иллюстрирована продольной гравюрой на дереве.

Вторым изданием Федорова был «Часовник». Эта книга предназначалась изучению грамоте. В 1574 г. была выпущена «Азбука» с упражнениями для чтения и письма ,примерами склонения и спряжения. 78 страниц этого издания отличались высоким качеством полиграфического исполнения. Это был первый в Росси учебник, предназначенный для детей учения грамоте. В «Азбуке» напечатан Федоровский алфавит, содержащий 46 букв.

За всю жизнь Федоров с помощниками выпустил 13 изданий из них 3 в Москве.

7.Характеристика книгопечатания в 17 и 18 вв.

В XVII-XVIII вв. расширился ассортимент печатной продукции. Стали печататься периодические издания. Впервые появилась печатная газета. Прообразом газеты считают древние рукописные сводки новостей. В XVI в. в Венеции за такую сводку платили мелкую монету, которая называлась gazzetta, откуда и произошло русское слово «газета». Первая печатная газета появилась в Германии в 1609 г. Еженедельная газета стала выпускаться в Париже в 1632 г., а ежедневная и регулярная газета (Leipziger Zeitung) — в Германии в 1669 г. В 1665 г. во Франции стал выходить первый в мире научный журнал (Journal des savants). Изменился и ассортимент печатных книг. В XVI в., как мы помним, среди европейских книг преобладала религиозная тематика, а сами книги печатались на латыни. Начиная с XVII в., все возрастает количество политических книг, новелл, романов, и эти книги печатаются не на латыни, а на народных языках — французском, немецком, голландском и т.д. Что касается России, первые книги там печатались на древнеславянском языке и также имели религиозный характер. В начале XVII в., наряду с печатными, широкое распространение имели рукописные книги, которые и удовлетворяли полностью потребность в светской литературе, т.к. грамотных людей в России было мало, но с середины XVII в. стали печататься и книги светского характера.

В 1702 г. с января печатается и первая русская газета «Ведомости». Ее считают продолжением русской рукописной газеты «Куранты», которая выходила в единственном экземпляре при дворе царя Алексея Михайловича. С 1728 г. выходит первый в России ежемесячный журнал, который был приложением к газете «Санкт-Петербургские ведомости» и назывался «Месячные исторические, генеалогические и географические примечания в «Ведомостях». В 1769 г. в Петербурге были отпечатаны первые русские бумажные деньги, которые представляли собой ассигнации в 25, 50, 75 и 100 рублей. Наконец, в 1796 г. в Перми Петр Филиппов выпустил первую книгу по полиграфии, которая называлась «История, профессии, техника и технология книгопечатания».

В 1707-1710 гг. в России осуществлялись реформы Петра I. Император лично правил рисунки шрифтов. Он убрал из русского алфавита ряд букв, которые посчитал ненужными. Был издан указ о применении гражданского шрифта. Кириллицу разрешалось использовать только для церковных книг. В 1711 г. была построена первая типография в молодой столице — Петербурге.

Книги с гравюрами в кожаных переплетах стоили дорого, поэтому они имели ограниченный спрос. В удешевлении книги были заинтересованы и издатели, и читатели. Поэтому в течение XVIII в. кожаный переплет постепенно был вытеснен картонным и бумажной обложкой; покупатель мог со временем заказать для книги в обложке, переплет или вообще обойтись без него. Для увеличения сбыта книг на рубеже XVIII и XIX вв. название книги и фамилию автора на специальных бумажных наклейках стали помещать на корешках книг и на передних страницах обложек. Привлеченный такой рекламой читатель, зайдя в книжную лавку за одним изданием, мог купить и другие.

Книгопечатание успешно развивалось. За последние 10 лет конца XVIII столетия в странах Европы было основано 900 новых газет, возросли тиражи книг, газет, журналов, открылись сотни частных издательств. С увеличением ассортимента печатной продукции, с ростом тиражей возрастала и потребность в бумаге. Поэтому, как мы уже сообщали ранее, в этот период времени были сделаны два изобретения, позволившие удовлетворить потребность в бумаге. В 1670 г. в Голландии был сконструирован ролл — устройство для размола во локнистых материалов при производстве бумаги. А в 1799 г. была изготовлена первая в мире бумагоделательная машина.

В течение XVII-XVIII столетий совершенствовалась и полиграфическая технология. Была изобретена плоская печать — литография, создана гравюра с углубленными на разную глубину печатающими элементами. В 1677 г. Симон Гутовский построил первый в России металлографский станок. В конце XVII в. с глубокой гравюры целиком отпечатали букварь, составленный монахом Карийоно

8.Наборно-литерные машины и автоматы.

Литеронаборные машины. Изобретатели первых наборных машин пытались заменить живого наборщика механическим человеком, который выполнял бы те же действия, что и человек, только с большей скоростью.

Точно неизвестно, когда впервые возникла идея создания лите-ронаборной машины, по-видимому, это было еще в начале XVIII в. Но первый патент на такую наборную машину был выдан В. Черчу в Англии в 1822 г. Спустя 18 лет англичане Д. Юнг и А. Делькамбр создали механический наборщик, получивший название «Пианотип» за внешнее сходство с музыкальным инструментом. Это была первая литеронаборная машина, нашедшая практическое применение. На ней успешно набирали газету «Family Herald». Набор текста осуществлялся на устройстве, показанном на рис. 5.12а, которое работало по следующему принципу. Вместо наборной кассы использовался магазин, представлявший собой плоский ящик, который разделялся перегородками на узкие отделения — каналы. В каждом из каналов хранились литеры одного вида. В отделения не должны были попадать «чужие» литеры, иначе неизбежны ошибки. Магазин был связан с клавиатурой. При нажатии на соответствующую клавишу достаточно простой механизм открывал выпускное отверстие магазина, и буква устанавливалась в верстатку. Как мы уже знаем, строки должны иметь одинаковую длину. Создание строк одинаковой длины достигается путем изменения размеров межсловных пробелов и называется выключкой строк. На «Пианотипе» выключку на созданном для этой цели аппарате (рис. 5.12Ь справа), выполнял специальный человек. Несколько рабочих должны были с помощью специального устройства (рис. 5.12Ь слева) разбирать форму после печатания. «Пианотип» выполнял работу нескольких наборщиков, но и обслуживал его не один человек, а семеро. Один из них работал на клавиатуре, второй делал выключку набранных строк, двое наполняли каналы магазина литерами, двое разбирали набор, один приводил машину в движение, т.к. двигатель еще не применялся. Хозяева типографий не хотели покупать эту машину, потому что она стоила дорого (120 тысяч франков), а труд семерых наборщиков, которые бы выполняли ручной набор, стоил дешевле. Сами рабочие, боясь потерять работу, также активно протестовали против использования «механического наборщика». Тем не менее, важно было изготовить такую машину, которая в большей степени заменяла бы человека.

В большей степени использовалась машина А. Фрезера, которая со стояла из двух устройств — наборного и разборного. Интересен принцип, который Фрезер применил для разборной машины. Процесс раз-борки происходил посредством клавиатуры. В разборной машине на месте магазина с литерами помещалась наборная полоса. От нее особым приспособлением отделялись строки, которые устанавливались в одну длинную строку. Строка продвигалась, и литеры попадали в каналы переносных магазинов с помощью специальных распределителей. То, в какой канал попадет литера, зависело от ее сигнатуры и формы рейки распределителя. Машины Фрезера применяли до 90-х гг. XIX в., затем они были заменены строкоотливными машинами.

В 1871 г. был решен и вопрос об автоматической выключке строк. Тогда американец М. Гелли запатентовал машину с автоматическим выравниванием строк. В этой машине для образования межсловных просветов использовались специальные клинья. Каждый клин состоял из двух прямоугольных треугольников -- большого и малого. Эти треугольники совмещались гипотенузами и могли перемещаться друг относительно друга. При наборе строки после каждого слова (кроме последнего) помещали клин. Когда набор строки заканчивался, достаточно было нажать на литеры. При этом треугольники передвигались так, что расстояние между словами увеличивалось, и строка приобретала определенную длину. Схема на рис. 5.14 иллюстрирует возможности изменения размеров межсловных просветов при автоматической выключке.

минимальный просвет A?mjn получается в случае, когда клинья соприкасаются узкими концами; максимальный просвет f^tm% получается, если клинья соприкасаются широкими частями, при этом возможное дол0йсение большого клина

9.Технологическая схема выполняемая строкоотливной наборной машиной.

Первые попытки автоматизировать строкоотливной набор были предприняты в 19 веке. Проблема сдвинулась с мёртвой точки с изобретением в 1928 г телетайпсеттера.(Уолтер Мори). Телетайпсеттер представлял собой комбинацию 4 устройств. Первое из них перфоратор - кодирует набор, представляя его в виде совокупности отверстий на шестидорожечной бумажной ленте. Управляется перфоратор вручную с помощью клавиатуры. Передающая установка, обеспечивающая передачу набора на расстоянии, кроме перфоратора, содержала телетайп, электрически связанный с приёмными установками, находящихся в других городах приёмных пунктов. В 1932г появился новый аппарат, изобретённый Бефордом Грином и названный им семографом. Как и в передающей установке здесь была применена шестистрочная система кодирования. Но в отличие от последнего, считывание комбинаций отверстий осуществлялось не механическим, а фотографическим путём.

10.Общая схема изготовления текстовой наборной формы

Отливка пробных материалов

- внутристрочные шпации, квадраты

- межстрочные шпоны и Реглеты

- бабаски и марзаны

Набор основного текста

Набор дополнительного текста (крупнокегельный набор)

Верстка полос (формирование строк из элементов: текст, иллюстрации)

Печать корррект оттисков

Чистки корректир оттисков

Заборка строк

Правка ->Корректура

11.Применение металлического набора для изготовления текстовых фотоформ.

Способы:1)нанесение на форму черной краски - печать на прозрачной пленке(целлофан)- графитирование - текстовый диапозитив

2)печать на мелованной бумаге – фотографирование - текстовый негатив

3)препарированный набор-спец валиком зачищалась до блеска очко на всю поверхность наносится черная краска - др валиком из очка снимается красочный слой- фотографируется- текст диапозитив.

В высокой печати-негативы штрих, растов

В офсетной штрих растовый негатив, диапозитив

В глубокой - тоновый диапозитив

12.Понятие о фотонаборе. Первое поколение фотонаборной техники (19 век – первая половина 20 века)

Фотонабор – технологический процесс изготовления текста или готовая фотография. Это процесс получения текста на светочувствительном материале полиграфич шрифтом с использованием фотонаборной техники и с соблюдением всех правил набора. Создание фотонаборных машин. Все приведенные выше способы изготовления текстовых фотоформ были достаточно трудоемки и имели низкую производительность, при их использовании было обязательным создание текстовой формы высокой печати. Вот почему возникла необходимость в фотонаборных машинах, которые могли бы осуществлять изготовление фотоформ, минуя традиционный наборный процесс. Идеи фотографического набора появились в 1894-1895 гг. Их выдвинули венгр Е. Порцельт и англичанин У. Фриз-Грин. Один из принципов работы фотонаборной машины состоял в следующем. Изображения литер размещались на так называемом шрифтоносителе. Шрифтоноситель представлял собой прозрачный Диск, на котором по окружности были нанесены непрозрачные изображения литер. Диск был соединен с клавиатурой. При нажатии на клавишу в зону фотографирования попадало соответствующее изображение литеры, которое с помощью фотографического аппарата проецировалось на фотографический материал. Такая машина была бы малопроизводительной, и не был решен вопрос выключки текста, HO, во-первых, в изобретении показана принципиальная возможность Издания фотонаборной машины, и, во-вторых, появилось название "Шрифтоноситель», которое в дальнейшем широко использовалось. "Первые несколько действующих моделей фотонаборных машин по строил в 1895-1896 гг. русский изобретатель В.А. Гассиев. Следу заметить, что в одной из моделей Гассиева в качестве шрифтоносит ля использовался непрерывно вращающийся диск. Изобретатель зна чительно опередил время, как мы увидим далее, машины, построен ные по такому принципу, стали применяться только в середине XX в. Более высокую производительность имеют машины с электронно-оптико-механическим выбором знака. В основе таких машин лежит использование изобретения французов Рене Хигонне и Луи Мойру. В качестве шрифтоносителя они использовали непрерывно вращающийся непрозрачный диск 1 (рис. 5.32), с прозрачными изображениями литер. Отбор знака и точное его фиксирование в зоне фотографирования осуществлялось средствами электроники в соответствии с командами изготовленной на другом устройстве перф0_ ленты, на которой с помощью системы отверстий был закодирован текст и сведения о выключке (рис. 5.18). Первый опытный образец машины был изготовлен в 1949 г. и назывался «Люмитайп». В дальнейшем машина выпускалась под названием «Фотон». К началу 1960 г. в основном в Соединенные Штаты было продано 88 таких фотонаборных машин. В выпущенной в 1965 г. модернизированной модели «Фотон 713» шрифтоноситель в виде диска заменен барабаном, что расширило шрифтовые возможности фотонаборной машины. В СССР выпускались фотонаборные автоматы 2НФА со шрифтоносителем в виде диска, ФА-500 и ФА-1000 с цилиндрическими шрифтоносителями. Существенным недостатком фотонаборных машин с вещественными шрифтоносителями была сложность корректуры — ошибки можно было исправлять либо непосредственно в перфоленте, для этого использовались специальные устройства, либо на готовых фотоформах, что приводило к ухудшению качества фотоформ. Другой недостаток — ограничения по количеству знаков (хотя иногда это количество и превышало 1000) и кеглей шр

13.Изобретение фотографии (Ньепс, Дагер, Тальбот, Арчер)

В изобретение фотографии вложен труд ученых многих поколений разных стран мира. Еще в 1826г Ж.Н. Ньебс получил на металлической пластинке, покрытое тонким слоем асфальта, вид из окна своей мастерской. Изображение было низкого качества. В 1835г В.Ф.Г. Тальбот тоже зафиксировал солнечный луч. Он применил бумагу, пропитанную хлористым серебром. Именно он получил первый с мире негатив.

В 1841 г в Великобритании, У.Г. Тальбот запатентовал этот способ фотографирования и назвал его калотипией, . В калотипии изготовлялся негатив, который позволял получать любое число отпечатков, и этим она близка современной фотографии. В 1839г Л. Ж. М. Дегар изобрёл способ фотографирования, названном им в свою честь дегеротипией. В дегеротипии сразу получалось позитивное изображение, но делало невозможным получение копии.

В России впервые фотографические изображения были получены выдающимся русским химиком, академиком Ю.Ф.Фрицше в начале 19 в.

В 1867-69 гг. впервые было получено цветное фото французом Ароном В последующие годы расширяется спектр области цвета: с 1880г используются сенсибилизаторы (органические красители).

Особую роль фотография сыграла в развитии цветной печати. Начиная со времён немецкого первопечатника А.Пфистера(1460г.) оттиски гравюр, завёрстанных в набор, раскрашивались от руки. Литография дала возможность создавать отдельные цветоделенные клише одного изображения, которые в результате их последовательного тиснения дают цветной оттиск.

14.Технология получения негативного изображения. Понятие – оптическая плотность

В общий фото негатив мотив получить двумя способами проекционным проецирующей оптической изображение на фотоматериал с фотоаппарата или контактным способом с диапозитива. Чаще всего применяется проекционный способ. Оптическое изображение получают в фотографическом аппарате главной частью которого является объектив. Полученное оптическое изображение должно быть заданного размера и иметь необходимую резкость и яркость. Экспонирование это процесс светового облучения поверхности фотоматериала в течение определенного времени. Химико-фотографическая обработка экспонированного фотоматериала включает операции проявления фиксирования промывки в воде и сушке негатива. Для получения фотографического изображения необходим фотографический материал. В наше время он представляет собой тонкую полимерную пленку, на которую нанесен эмульсионный слой, состоящий из желатины (в фотографии принят термин «желатина» вместо предусмотренного языковой нормой «желатин») и бромида серебра. На поверхности эмульсионного слоя необходимо получить оптическое изображение фотографируемого предмета, содержащее различные освещенности. Этими освещенностями воздействуют на фотографический материал в течение некоторого времени, которое называют временем выдержки или просто выдержкой. В результате в эмульсионном слое происходит восстановление серебра до металлического, и образуется скрытое изображение. Как говорит само название, это изображение не видно, потому что оно содержит очень мало атомов серебра. Для того чтобы скрытое изображение стало видимым, используют проявление, при котором применяют проявляющие вещества, восстанавливающие серебро из бромида в первую очередь там, где есть скрытое изображение. После этого из слоя необходимо удалить тот бромид серебра, который еще не восстановился, иначе все изображение почернеет. Для удаления бромида используется фиксирование. Фиксирующее вещество превращает бромид серебра в растворимую комплексную соль, которая вымывается водой из эмульсионного слоя. В результате на пленке получается негатив.

15.Первые способы изготовления штриховых клише.

Изготовление штриховых клише. Печатные формы высокой печати, изготовленные путем травления металла (цинка), получили название клише. Штриховые клише могут быть использованы для печати изображений, образованных штрихами различной конфигурации, но на оригинале а, следовательно, и на оттиске, все они имеют одинаковую степень почернения. В 1850 г. Ф. Жилло предложил способ изготовления иллюстрационных печатных форм путем химического травления цинка. Этот способ получил название жиллотаж, а позже — цинкография. При применении жиллотажа сначала на специальной переводной бумаге получали с помощью литографского станка отпечаток, который затем переводили на цинковую пластинку. Оттиск дополнительно закатывали типографской краской, припудривали порошком асфальта и на-Тевали. В результате на печатающих элементах получался кислотоупорный слой 1 (рис. 5.7а). Затем пластину помещали в травящий Раствор — азотную кислоту. Если сразу осуществлять травление до необходимой глубины, печатающие элементы вследствие бокового под травливания примут грибовидную форму (рис. 5.6а), но такие клише имеют низкую тиражестойкость, поэтому необходимо получить трапециевидную форму печатающих элементов (рис. 5.6Ь). Для получения такой формы Ф. Жилло использовал многоступенчатое травление. Сначала под действием травящего раствора пробельные участки углублялись, и на пластине получался небольшой рельеф (рис. 5.7а). Эта стадия получила название затравка. На рельеф накатывали более жидкую краску, снова припудривали асфальтом и нагревали. Защитный слой 3 покрывал и боковые стороны будущих печатающих элементов (рис. 5.7Ь) Процесс повторяли несколько раз, используя все более жидкую краску. В результате печатающие элементы приобретали ступенчатую форму (рис. 5.7с). Затем на клише накатывали все более густую краску, обнажая последовательно ступеньки (грат) 4 (рис. 5.7с) и стравливая их. В результате печатающие элементы приобретали форму трапеции.

Кроме трапециевидной формы печатающих элементов способ Жилло позволял выполнить еще одно требование к штриховым клише — чем шире пробельный элемент, тем на большую глубину он должен травиться для того, чтобы при нанесении краска не попадала на его дно. Способ имел ряд недостатков, главным из которых была необходимость использования литографии. В дальнейшем русский полиграфист Г.Н. Скамони усовершенствовал этот способ, предложив использовать металлическую пластину, на которую нанесен слой хромированного альбумина. Этот слой засвечивали через негатив, содержащий прозрачные (будущие печатающие) и непрозрачные (будущие пробельные) участки. Затем копировальный слой закатывали жирной печатной краской. После проявления в горячей воде получалась копия негатива, т.к. копировальный слой и краска оставались только на печатающих участках. Копию припудривали асфальтовым порошком, и после нагревания на печатающих элементах образовывался кислотостойкий слой. Пластину травили до образования небольшого рельефа, на который наносили краску. Дальнейший процесс травления клише повторял способ Жилло. Получение копии на альбумине использовалось и для изготовления печатных форм в фотолитографии. Штриховая цинкография создала предпосылки для воспроизведения полутоновых оригиналов средствами высокой печати.

16.Особенности изготовления растровых клише.

С внедрением фотографии в полиграфию возникла идея автоматического перевода полутонового изображения в штриховое. Для этого преобразования был создан специальный оптический инструмент — проекционный растр. Он представлял собой сетку из очень узких непрозрачных штрихов на прозрачном фоне (рис. 5.8а). Ширина прозрачных и непрозрачных участков такого растра была одинаковой и составляла десятые доли миллиметра. Растр 1 устанавливали на некотором расстоянии г от фотографического материала 2 (рис. 5.8Ь)-

За ячейками растра на фотографическом материале появлялись пятна, имеющие максимальную освещенность в центре и минимальную на периферии. В результате на фотографическом материале от светлых участков оригинала регистрировались крупные растровые точки, от темных — мелкие. Таким образом, при использовании проекционных растров различные полутона оригинала а (рис. 5.9а) передавались на оттиске Ь, микроштрихами (растровыми точками), имеющими различную площадь, но одинаковую частоту, т.е. одинаковое количество растровых точек на единицу длины.

17.Классификация методов растрирования, возможные типы растров.

Основная характеристика растра – линиатура. Линиатура растра-количество линий на 1 см.. для съёмки используют растры с линиатурой от 20 до 120 линий. Газета – 20-34 линий на см, журнал – 60 линий, картина – до 80 линий. Существуют прямоугольные и круглые растры. Прямоугольные используются для ч/б съёмки, круглую – цветная печать. Контактная растра – представляет собой плёнки с систематически расположенными растровыми элементами переменной оптической плотности. Как проекционные, так и контрастные растры имеют постоянный период растра, зависящий от линиатуры растра.

12.Понятие о фотонаборе. Первое поколение фотонаборной техники (19 век – первая половина 20 века)

Фотонабор – технологический процесс изготовления текста или готовая фотография. Это процесс получения текста на светочувствительном материале полиграфич шрифтом с использованием фотонаборной техники и с соблюдением всех правил набора. Создание фотонаборных машин. Все приведенные выше способы изготовления текстовых фотоформ были достаточно трудоемки и имели низкую производительность, при их использовании было обязательным создание текстовой формы высокой печати. Вот почему возникла необходимость в фотонаборных машинах, которые могли бы осуществлять изготовление фотоформ, минуя традиционный наборный процесс. Идеи фотографического набора появились в 1894-1895 гг. Их выдвинули венгр Е. Порцельт и англичанин У. Фриз-Грин. Один из принципов работы фотонаборной машины состоял в следующем. Изображения литер размещались на так называемом шрифтоносителе. Шрифтоноситель представлял собой прозрачный Диск, на котором по окружности были нанесены непрозрачные изображения литер. Диск был соединен с клавиатурой. При нажатии на клавишу в зону фотографирования попадало соответствующее изображение литеры, которое с помощью фотографического аппарата проецировалось на фотографический материал. Такая машина была бы малопроизводительной, и не был решен вопрос выключки текста, HO, во-первых, в изобретении показана принципиальная возможность Издания фотонаборной машины, и, во-вторых, появилось название "Шрифтоноситель», которое в дальнейшем широко использовалось. "Первые несколько действующих моделей фотонаборных машин по строил в 1895-1896 гг. русский изобретатель В.А. Гассиев. Следу заметить, что в одной из моделей Гассиева в качестве шрифтоносит ля использовался непрерывно вращающийся диск. Изобретатель зна чительно опередил время, как мы увидим далее, машины, построен ные по такому принципу, стали применяться только в середине XX в. Более высокую производительность имеют машины с электронно-оптико-механическим выбором знака. В основе таких машин лежит использование изобретения французов Рене Хигонне и Луи Мойру. В качестве шрифтоносителя они использовали непрерывно вращающийся непрозрачный диск 1 (рис. 5.32), с прозрачными изображениями литер. Отбор знака и точное его фиксирование в зоне фотографирования осуществлялось средствами электроники в соответствии с командами изготовленной на другом устройстве перф0_ ленты, на которой с помощью системы отверстий был закодирован текст и сведения о выключке (рис. 5.18). Первый опытный образец машины был изготовлен в 1949 г. и назывался «Люмитайп». В дальнейшем машина выпускалась под названием «Фотон». К началу 1960 г. в основном в Соединенные Штаты было продано 88 таких фотонаборных машин. В выпущенной в 1965 г. модернизированной модели «Фотон 713» шрифтоноситель в виде диска заменен барабаном, что расширило шрифтовые возможности фотонаборной машины. В СССР выпускались фотонаборные автоматы 2НФА со шрифтоносителем в виде диска, ФА-500 и ФА-1000 с цилиндрическими шрифтоносителями. Существенным недостатком фотонаборных машин с вещественными шрифтоносителями была сложность корректуры — ошибки можно было исправлять либо непосредственно в перфоленте, для этого использовались специальные устройства, либо на готовых фотоформах, что приводило к ухудшению качества фотоформ. Другой недостаток — ограничения по количеству знаков (хотя иногда это количество и превышало 1000) и кеглей шрифта (например, от 5 до 20 пунктов).

Следующим важным этапом развития фотонабора оказалось использование цифроаналогового принципа изготовления текстовых фотоформ. При этом изображения литер, а затем и выключенных строк, в дальнейшем и сверстанных полос формировались на экране электронно-лучевой трубки (ЭЛТ), откуда они проецировались на фотоматериал. В результате после экспонирования и обработки получались текстовые фотоформы. Необходимо заметить, что еще в 1938 г. инженером Ленинградского завода «Светлана» И.П. Полевым были предприняты первые опыты по применению экранов ЭЛТ для

18.Особенности воспроизведения многоцветных оригиналов.

В основе полиграфического воспроизведения цветных изображений лежит теория трехцветного восприятия. И. Ньютон еще в XVII в. показал, что белый свет можно разложить на семь цветных излучений. Позже М.В. Ломоносовым (1742-1743) и независимо от него Юнгом (1807), была создана теория трехцветного зрения. Согласно этой теории, любой цвет можно получить из трех основных излучений, имеющих красный, зеленый и синий цвета. В органе зрения человека имеются зрительные центры, которые ощущают излучения именно этих цветов, и в зависимости от степени раздражения центров мы видим тот или иной цвет. Поэтому все видимые излучения можно разделить на три зоны — красную, зеленую и синюю. На цветном оттиске соотношения красных, синих и зеленых излучений можно регулировать с помощью различных количеств красок, каждая из которых пропускает излучения двух зон и задерживает излучения третьей. Такими красками являются голубая, пурпурная и желтая. Эти краски, как и излучения, тоже называют основными. Голубая краска отражает синие и зеленые излучения и задерживает красные. Чем больше голубой краски на оттиске, тем меньше будет проходить красных излучений, отраженных от белой бумаги, и наоборот. Поэтому говорят, что голубая краска регулирует красные излучения. Соответственно пурпурная краска (отражает красные и синие) управляет количеством зеленых излучений, а желтая (отражает красные и зеленые) — количеством синих излучений, действующих на глаз. Для получения цветного оттиска необходимо изготовить комплект печатных форм, печатающие элементы которых могли бы передавать разное количество основных красок и совместить при печатании полученные однокрасочные изображения.

Выделение изображений для печатания основными красками называется цветоделением. В свое время Леблон (см. гл. 4.2 ) выполнял цветоделение интуитивно, без каких-либо приспособлений. С развитием фотографии для цветоделения стали использоваться светофильтры (1855). Цветоделительный светофильтр — это прозрачная окрашенная среда. Такой средой может служить либо слой жидкости (наливные светофильтры), либо окрашенное стекло или пленка. Для цветоделения используют красный, синий и зеленый светофильтры. Во времена репродукционной фотографии светофильтр устанавливали перед объективом фотографического аппарата, и фотографировали через него оригинал. Каждый светофильтр пропускал излучения того цвета, в который он окрашен. Эти излучения действовали на фотографический материал. После проявления получались цветоделенные негативы для голубой, пурпурной и желтой красок.

Теоретические основы воспроизведения многоцветного изображения разработал в 1859-1861 гг. английский физик Джеймс Максвелл. В 1860 г. он опубликовал работу «Теоретические основы цвет ного репродуцирования посредством трех светофильтров». В еле-дующем году он продемонстрировал опыты, которые доказали возможность воспроизведения многоцветного изображения путем смешения основных излучений. Он последовательно фотографировал цветной оригинал за красным, зеленым и синим светофильтрами. Как сказано выше (см. гл. 5.3), в те времена использовались фотографические материалы, не чувствительные к красным излучениям. Поэтому негатив, который получился бы за красным светофильтром, приходилось дорисовывать. С трех негативов был изготовлен комплект черно-белых цветоделенных диапозитивов. Диапозитивы были вставлены в проекционный фонарь с тремя объективами, а перед каждым объективом был установлен красный, синий или зеленый светофильтр. Хотя диапозитивы были черно-белыми, их почернения, как и основные краски, регулировали основные излучения. При включении фонаря совмещенные позитивные изображения воспроизводили цвета оригинала: участки, на которые падали зеленые и красные лучи, окрашивались в желтый цвет, синие и красные излучения образовывали пурпурный цвет, а те участки, на которые падали все три излучения в равных количествах, давали белые или серые цвета.

В 1864 г. Б. Сейс и У. Болтон (Англия) изобрели бромосеребряную коллодионную эмульсию с бромистыми солями серебра. В полиграфии эта эмульсия нашла применение для изготовления цветоделенных негативов, т.к. ее можно было очувствлять к красным и зеленым излучениям. Эмульсию, как и мокроколлодионные слои, готовил сам фотограф. Хотя ее можно было использовать в сухом виде, но очувствлять ее к соответствующим излучениям часто приходилось перед фотографированием, погружая светочувствительные пластинки в специальные растворы. Затем в фотографии и, конечно, в полиграфии, стало возможным использовать бромосеребряные фотопленки, чувствительные ко всем зонам спектра, которые изготовлялись на фабриках светочувствительных материалов. Тогда фотографическое цветоделение, а, следовательно, и многокрасочная печать, стали находить все более широкое применение.

Из-за несовершенства основных красок в полиграфии обычно используется не трехкрасочная печать, а четырехкрасочная. Теорети-ески черные и серые участки на оттиске можно получить путем совмещения всех основных красок в одинаковых количествах. На практике же такие участки можно получить только с добавлением еще и изображения, образованного черной краской. Это изображение получали за желтым светофильтром.

Как мы уже знаем, различные количества краски в большинстве видов печати передаются растровыми точками разного размера, поэтому цветоделенные фотоформы должны быть растровыми. Растрирование производилось либо вместе с цветоделением, либо сначала изготовлялись цветоделенные полутоновые негативы, которые затем растрировались.

Цветоделенные фотоформы обладали рядом недостатков, из-за которых на оттисках искажались цвета оригинала. Их исправляли вручную, с помощи ретуши, поэтому предприятия, занимавшиеся цветной печатью, вынуждены были держать большие штаты ретушеров. До некоторой степени объем ретуши сокращался при использовании масок. Так назывались дополнительные изображения, изготовлявшиеся фотографическим способом и содержавшие недостающие оптические плотности фотоформ. Только с внедрением цифровой обработки изображений необходимость в ручном исправлении цветоделенных фотоформ была устранена.

19. общие понятия о цвете и синтезе цветов.

Субтрактивный синтез происходит при наложении окрашенных прозрачных слоёв. Он основан на «вычитании» из падающего белого цвета монохроматических излучений, которые поглощаются окрашенными слоями. Прошедшие через эти слои излучения изменяют свой спектральный состав, в результате чего образуется новый цвет. Основные цвета: жёлтый, пурпурный и голубой.

На принципах субтрактивного синтеза основано получение многоцветных изображений в цветном кино и фотографии, а также в живописи.

Аддитивный синтез происходит при смешении (суммировании)различных цветов излучений. Основными излучениями этого синтеза являются: красный, зелёный и синийцвет-оптическое явление,создаваемое глазом и мозгом.базовые(триадные)краски-с их помощью воспроизводят тоновое изображение.аддетивный синтез-способ получения цвета путём суммирования световых излучений:с+з=г;з+к=ж;к+с=п;с+з+к=б.применяют в цветных мониторах,сканерах и тд.субтрактивный способ-процесс получения цвета путём последовательного вычитания из белого света тех или иных других длин волн.используют:ж+п=к;п+г=с;ж+г=з;ж+п+г=ч.проблема воспроизведения многоцветного изображения решена с помощью технологии трёхцветной автотипии.(Автотипия - Способ воспроизведения тоновых оригиналов путем преобразования полутонового изображения в микроштриховое).технология основывалась на:1)теории максвелла о возможности получения любого цвета комбинацией трёх основных красок(1861);2)практическим подтверждением теории в 1868 году Айвсом и Дюкос-Горном;

20.История развития механического и электронно-механического способов гравирования клише. Общая схема электронного гравирования.

История развития механического и электронно-механического способов гравирования клише. Общая схема электронно-механического гравирования. Электрическая гравировальная машина. В 1883 г. механик Николай Захаров изобрел электрическую гравировальную машину. Важной частью этой машины был металлический валик, на который асфальтовым лаком наносился рисунок для гравирования. При гравировании валик вращался, а вдоль его образующей перемещалась острая игла, вставленная в катушку с обмоткой. Когда игла попадала на изолирующий материал -- асфальтовый лак, она втягивалась в катушку, когда же игла попадала на металл, она осуществляла гравирование. Гравировальная машина эксплуатировалась в Экспедиции заготовления государственных бумаг.

Процесс гравирования отличался высокой скоростью, но его существенным недостатком являлась необходимость предварительно вручную рисовать изображение для гравирования. Изобретение электронно-гравировальных (электрогравировальных) автоматов. Большой вклад в создание гравировальных автоматов в XX в. внес изобретатель Н.П. Толмачев. В 1934 г. он построил одну из первых в мире таких машин. Первые клише, изготовленные на этом автомате, были не очень высокого качества, но Н.П. Толмачев впоследствии усовершенствовал свое изобретение и к 1948 г. создал новый электронно-гравировальный автомат (ЭГА), который позволял изготовлять более совершенные клише и, кроме того, изменять масштаб гравирования. В 1948 г. в США был построен автомат, на котором клише изготовлялось не гравированием, а выжиганием пластмассы.

В 1957 г. Одесский завод полиграфических машин выпустил первые советские электрогравировальные автоматы, а в 1958 г. советский ЭГА получил на Брюссельской выставке большую золотую медаль.

Показать полностью…
Похожие документы в приложении