Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Курсовая «Организация и нормативное регулирование аудиторской деятельности в РФ» по Аудиту (Филипповская О. В.)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Кафедра аудита

Курсовая работа

по дисциплине "Аудит"

тема №3 "Организация и нормативное регулирование аудиторской деятельности в РФ"

Москва 2010

Содержание

Введение.с.3

1.Нормативное регулирование аудиторской деятельностис.6

2.Правовые основы регулирования аудиторской деятельности в РФ. Принятие Федерального закона от 30.12.2008 N307ФЗ.с.11

3.Внесение законопроекта об изменении критериев обязательного аудитас.18

Заключениес.22

Список_используемой_литературыс.24

Введение

Аудит (в разных переводах это слово означает "он слышит", "слушающий") имеет достаточно большую историю. Первые независимые аудиторы появились еще в XIX в. в акционерных компаниях Европы.

Возникновение аудита связано с разделением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятием (администрация, менеджеры), и тех, кто вкладывает деньги в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы). Последние не могли и не хотели полагаться лишь на ту финансовую информацию, которую предоставляли управляющие и подчиненные им бухгалтеры предприятия. Достаточно частые банкротства предприятий, обман со стороны администрации существенно повышали риск финансовых вложений. Акционеры хотели быть уверенными в том, что их не обманывают, что отчетность, представленная администрацией, полностью отражает действительное финансовое положение предприятия. Для проверки правильности финансовой информации и подтверждения финансовой отчетности приглашались специальные люди - аудиторы, которым, по мнению акционеров, можно было доверять. Главными требованиями, предъявляемыми к аудитору, были его безупречная честность и независимость. Знание бухгалтерского учета сначала не было главным, однако по мере усложнения бухгалтерского учета необходимым требованием становится и хорошая профессиональная подготовка аудитора.

Исторической родиной аудита считается Великобритания, где с 1844 г. выходит серия законов о компаниях, согласно которым правления акционерных компаний обязаны не реже одного раза в год приглашать специального человека для проверки бухгалтерских счетов и отчета перед акционерами.

В России звание аудитора было введено Петром I. Должность аудитора совмещала в себе некоторые обязанности делопроизводителя, секретаря и прокурора. Аудиторов в России называли присяжными бухгалтерами.

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. усилил потребность в услугах бухгалтеров-аудиторов. В то время резко ужесточились требования к качеству аудиторской проверки, она стала обязательной, увеличилась рыночная потребность в такого рода услугах. После окончания кризиса практически все страны начинают вводить обязательные требования к объему информации, содержащейся в годовых отчетах, обязательности публикации этих отчетов и заключений аудиторов. Аудит становится мощным оружием против мошенничества.

Во всех развитых странах лицам, желающим приобрести профессию бухгалтера-аудитора, предстоят долгие годы учебы и практической деятельности, а также многочисленные экзамены. Специалисты Палаты аудиторов, Институты профессиональных бухгалтеров и другие регулярно проверяют их работу, и исключение из этих организаций означает запрещение дальнейшей деятельности.

Потребность в услугах аудитора возникла в связи со следующими обстоятельствами:

1) возможность необъективной информации со стороны ее составителей (администрации) в случае конфликта между ними и пользователями этой информации (собственниками, инвесторами, кредиторами);

2) зависимость последствий принимаемых решений (а они могут быть весьма значительными) от качества информации;

3) необходимость специальных знаний для проверки информации;

4) отсутствие у пользователей информации доступа к ней для оценки ее качества.

Эти и ряд других причин привели к возникновению общественной потребности в услугах независимых экспертов, имеющих соответствующую подготовку, квалификацию, опыт и разрешение на право оказания такого рода услуг. Аудиторские услуги - это услуги посредников, устанавливающих достоверность финансовой информации.

Наличие достоверной информации позволяет повысить эффективность функционирования рынка капитала и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия различных экономических решений. Проведение аудиторской проверки даже в тех случаях, когда она не является обязательной, несомненно, имеет важное значение.

В условиях рынка предприятия, кредитные учреждения, другие хозяйствующие субъекты вступают в договорные отношения по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций. Доверительность этих отношений должна подкрепляться возможностью для всех участников сделок получать и использовать финансовую информацию. Достоверность информации подтверждается независимым аудитором.

Собственники, и прежде всего коллективные собственники - акционеры, пайщики, - а также кредиторы лишены возможности самостоятельно убедиться в том, что все многочисленные и зачастую очень сложные операции предприятия законны и правильно отражены в отчетности, так как обычно не имеют ни доступа к учетным записям, ни соответствующего опыта, и поэтому нуждаются в услугах аудиторов.

1.Нормативное регулирование аудиторской деятельности

Согласно Федеральному закону "Об аудиторской деятельности" от 30.12.2008 № 307 - ФЗ "аудиторская деятельность, аудит - предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей".1

Аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее - Федеральный закон "О саморегулируемых организациях"), другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

Аудит, по мнению зарубежных специалистов, - это вид деятельности, заключающийся в сборе и оценке фактов, касающихся функционирования и положения экономического субъекта, осуществляемый компетентным независимым лицом. Он направлен на снижение до приемлемого уровня информационного риска, то есть вероятности того, что в финансовых отчетах содержатся ложные и неточные сведения для их пользователей.

Цель аудита решение конкретной задачи, которая определяется законодательством, системой нормативного регулирования аудиторской деятельности, договорными обязательствами аудитора и клиента. В частности, целями аудита могут быть оценка состояния бухгалтерского учета, проверка достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, подтверждение проспекта эмиссии ценных бумаг, проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности и подготовка рекомендаций по укреплению финансового состояния клиента, оптимизация затрат, консультирование по вопросам бухгалтерского учета, налогообложения, хозяйственного права и др.

Поскольку результаты аудиторской проверки являются основой множества экономических решений, аудит достаточно жестко регулируется во всех странах. В некоторых из них (например во Франции) в этот процесс вмешивается государство, устанавливая нормы, нормативы аудита, осуществляя регистрацию аудиторов и аудиторских фирм и контроль за их деятельностью. В других странах (США, Англия) этот процесс регулируется общественными профессиональными аудиторскими организациями. На международном уровне профессиональные организации аудиторов сотрудничают с помощью Международной федерации бухгалтеров, которая вырабатывает рекомендации, касающиеся различных аспектов аудиторской деятельности.

Организация и методика аудиторской деятельности в России формируется на основе опыта, сложившегося в мировой практике. Система нормативного регулирования в Российской Федерации в целом и по аудиторской деятельности в частности состоит из четырех уровней:

Документами первого уровня являются федеральные законы, указы Президента РФ, содержащие нормы законодательства об аудиторской деятельности. Федеральный закон - нормативный правовой акт, принятый Государственной Думой, одобренный Советом Федерации, подписанный Президентом России и обнародованный в установленном порядке.

К таким документам относятся:

* закон РФ "Об аудиторской деятельности" от 7 августа 2001г. № 119-ФЗ ( перераб. и доп. №307-ФЗ от30.12.2008года),

* "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 8 августа 2001г. № 128-ФЗ.

А так же это такие нормативные документы как:

* Налоговый Кодекс Российской Федерации,

* Таможенный Кодекс РФ,

* Трудовой Кодекс РФ,

* законодательство о бухгалтерском учете и другие документы, используемые в ходе аудиторских проверок.

Закон об аудиторской деятельности в Российской Федерации относится к основным законодательным актам. В нем отражаются основные понятия и аспекты аудиторской деятельности, сопутствующие аудиту услуги, аудитора и аудиторских организаций. Приведены права и обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, а также права и обязанности аудируемых лиц и лиц, заключивших договор на оказание аудиторских услуг.

В законе дано определение обязательного аудита и приведены критерии его проведения, определено понятие аудиторской тайны, правил (стандартов) аудиторской деятельности, аудиторского заключения, включая заведомо ложное. Рассмотрено понятие независимости аудиторов и аудиторских организаций. Определен порядок осуществления контроля работы индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций, аттестации аудиторов и лицензирования на право осуществления аудиторской деятельности. Определена ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об аудите.

Документами второго уровня, регулирующими аудиторскую деятельность в Российской Федерации, являются постановления Правительства РФ, в которых содержатся нормы законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности, касающихся таких аспектов:

* порядка проведения открытых конкурсов на заключение договора оказания аудиторских услуг организациям, уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25%;

* федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;

* положения о федеральном органе, уполномоченном осуществлять государственное регулирование аудиторской деятельности;

* правила обмена квалификационных аттестатов аудитора;

* лицензирование аудиторской деятельности.

Документами второго уровня системы нормативного регулирования являются федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности. Основное назначение документов этого уровня состоит в установлении норм аудита, однозначно интерпретируемых всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности, и прежде всего арбитражем.

Все аспекты аудиторской деятельности, права и обязанности аудиторов и предприятий, пользующихся их услугами, должны пониматься однозначно, стандарты аудита регулируют взаимоотношения аудиторских фирм, предприятий, налоговых и других служб, проверяющих законность деятельности предприятий, а также учитываться в арбитражном процессе.

В настоящее время разработаны и постоянно дополняются Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые позволяют более подробно детализировать технологию аудиторских проверок в рамках нормативно-правовой базы. Все федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, разработаны с учетом международных стандартов аудита, устанавливает единые требования, касающиеся концепции существенности и ее взаимосвязи с аудиторским риском.

Первые шесть федеральных правил (стандартов) утверждены постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696. До настоящего времени разработаны и действуют 23 правила (стандарта) аудиторской деятельности.

Федеральные правила (стандарты) утверждаются Правительством РФ и являются обязательными как для аудиторов, так и для аудируемых лиц.

Внутренние правила (стандарты) действуют в профессиональных аудиторских объединениях и организациях и их требования не могут быть ниже или противоречить требованиям федеральных правил (стандартов).

Документы третьего уровня включают стандарты профессиональных аудиторских объединений, устанавливающие правила организации аудиторской деятельности и проведения аудита для членов таких объединений.

Четвертый уровень включает внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности, которые разрабатывают аудиторские организации и индивидуальные аудиторы на базе федеральных правил (стандартов) и практики аудита. Как правило, такие документы разрабатываются аудиторами с учетом отраслевой принадлежности их клиентов/аудируемых лиц. Содержание и форма таких документов является прерогативой аудиторских фирм, их ноу-хау, которые определяют качество и престиж аудиторских фирм.

Правила (стандарты) аудиторской деятельности подразделяются по видам на:

* федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности;

* внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности.

Работа аудиторов постоянно усложняется в связи с часто меняющейся нормативной и законодательной базой. В современных условиях регулярно выходят новые законы, указы, постановления, инструкции, вносятся изменения и дополнения в ранее принятые нормативные документы, регламентирующие организацию бухгалтерского учета и налогообложения предприятий, поэтому аудиторы должны располагать полным банком данных действующей нормативной информации, относящейся к особенностям деятельности проверяемого предприятия.

2. Правовые основы регулирования аудиторской деятельности в РФ. Принятие Федерального закона от 30.12.2008 N307ФЗ

С 1 января 2009 года вступил в силу новый Федеральный закон "Об аудиторской деятельности".

Принятие нового Федерального закона "Об аудиторской деятельности" обусловлено переходом от лицензирования указанной деятельности к саморегулированию в этой области и направлено на законодательное обеспечение существенного снижения административного вмешательства в аудиторскую профессию, освобождение государства от выполнения избыточных функций по регулированию аудиторской деятельности, создание механизмов профессионального и общественного надзора за деятельностью аудиторов.

Лицензирование аудиторской деятельности отменено с 1 января 2010 года. Одновременно введено обязательное членство аудиторов и аудиторских организаций в саморегулируемых организациях аудиторов. На эти организации возложены функции по ведению реестра аудиторов и аудиторских организаций, повышению квалификации аудиторов и контролю качества работы аудиторов и аудиторских организаций. Таким образом, государственное регулирование аудиторской деятельности в основном будет сведено к выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в этой сфере, ведению госреестра саморегулируемых организаций аудиторов, анализу состояния рынка аудиторских услуг в РФ.

На 31 декабря 2009г. в реестр СРО аудиторов включены шесть объединений (АПР, ИПАР, МоАП, Гильдия аудиторов, Российская коллегия аудиторов, Содружество).2

Опубликованы первые сведения из контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций, вступивших в СРО аудиторов. По состоянию на 28 декабря 2009 года в реестре более пятнадцати тысяч аудиторов и около трех тысяч аудиторских организаций. Два списка из реестра (один - с перечнем аудиторских организаций, второй - аудиторов) опубликованы в двух вариантах: в алфавитном порядке и по регионам России.

Так что клиенты, заключившие договор с аудиторами, могут проверить эти списки и отыскать в них своих аудиторов. Но эти данные не окончательные, поскольку продолжался прием новых членов.

Тем не менее основной состав аудиторов и аудиторских организаций, получивших законный доступ к рынку аудита со следующего года, уже известен.3

Несмотря на жесткие условия новых правил доступа аудиторов к рынку аудита (с 2010 года - только при наличии членства в одном из СРО аудиторов), в СРО аудиторов вошли лишь 70% аудиторов и аудиторских организаций, действовавших в 2009 году! Так что потенциальные члены еще есть - около 30%.

В то же время Минфин планирует изменить порядок включения объединений в реестр СРО аудиторов на более строгий. В частности, планирует ввести ограничения на повторную подачу объединениями заявлений в случае принятия решения об отказе во внесении сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов.

В настоящее время известен лишь один претендент на получение статуса СРО аудиторов - Международный институт аудиторов (МИА). МИА получил отказ буквально за день до наступления новых правил. Но объявил,что исправит документы, и будет подавать их заново, в 2010 году4.

Изначально отмена лицензирования аудиторской деятельности, предусмотренная законопроектом, планировалась с 1 января 2006 года. За прошедшее время Дума неоднократно переносила этот срок. Камнем преткновения, из-за которого принятие закона постоянно откладывалось, стала норма, устанавливающая минимальное количество участников профобъединений. Изначально проектом был предусмотрен высокий порог для создания таких организаций - 1500 аудиторских компаний или 3000 аудиторов. Принятие этих требований, по оценкам экспертов, могли привести к тому, что на рынке останутся три-четыре саморегулируемых профобъединения. В результате чего цены на услуги аудиторов возрастут в 2-3 раза. Данная норма вызвала множество споров, причем как среди аудиторского сообщества, так и среди экспертов. Одни считают, что данная поправка приведет к неоправданной монополизации этого рынка и слишком высоким ценам, другие - что это поможет исключить из своих рядов недобросовестных аудиторов.

В новом проекте, как считают эксперты комитета по собственности, предложено компромиссное решение. Первые полгода минимальная численность саморегулируемых организаций составит 700 аудиторов либо 500 аудиторских компаний, в которых работает не менее трех аудиторов, а с 1 января 2010 года минимальная численность повышается до 2000 аудиторов либо 1000 аудиторских компаний.

Кроме того, как считают разработчики, после принятия законопроекта существенно возрастет престиж и уровень аудиторской профессии. Ведь для совершенствования аудиторской деятельности предусмотрены поправки, которые ужесточат требования к аудиторам и аудиторским организациям. Для этого утверждены единые федеральные стандарты аудиторской деятельности, которые должны соответствовать международным стандартам. А аттестация аудиторов будет проводиться единым общероссийским аудиторским объединением в форме квалификационного экзамена. В случае аннулирования квалификационного аттестата аудитора аудитор автоматически исключается из единого реестра аудиторов, индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций, который ведет единое общероссийское аудиторское объединение. Новый законопроект, по мнению авторов, введет жесткий контроль, но не со стороны государства и чиновников, а со стороны самого профессионального сообщества5.

Также в Федеральном законе содержатся иные принципиально новые положения, регулирующие процесс осуществления аудиторской деятельности.

Например, снижение образовательного ценза для претендентов на получение статуса аудитора. Теперь к сдаче квалификационного экзамена допускаются люди с любым высшим образованием, в то время как старый закон требовал наличия экономического или юридического образования.

Данное положение прокомментировал в интернет-интервью директор Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов Российской Федерации Шнейдман Леонид Зиновьевич: "В целом, представляется, что с принятием этого решения вся система подготовки аудиторов принимает законченный вид.

Сегодня, когда аудитором может быть лишь человек, имеющей высшее экономическое или юридическое образование, мы сталкивались с тем, что выпускник высшего учебного заведения должен дополнительно обучаться по программам подготовки к квалификационному экзамену, где он выслушивает те же самые курсы, связанные с бухгалтерской учетом, налогообложением, финансами, правом, финансовым менеджментом, процедурами аудита, которые он изучал в вузе.

Теперь не важно, по какой специальности человек получил образование. Важно, что он имеет определенный интеллектуальный потенциал, определенный объем знаний, которые могут стать базой для развития профессионализма. Дальше человек готовится к квалификационному экзамену, например, прослушивает соответствующие учебные курсы, углубленно изучает аудиторские вопросы, бухгалтерские вопросы, вопросы финансового менеджмента, налогообложения, права и т.д., и сдает квалификационный экзамен.

Тем самым, мы, во-первых, расширяем до некоторой степени базу специалистов, из которых можно черпать кадры аудиторов. С другой стороны, мы уравниваем различных специалистов, претендентов в правах с точки зрения сдачи квалификационного экзамена.

Министерство финансов РФ неоднократно рассматривало этот вопрос в силу того, что к нам поступает масса запросов от людей, которые не имели экономического, юридического образования, но, тем не менее, имели достаточный опыт, достаточную практику работы в аудиторских организациях. Мы не имели возможности допускать таких людей к квалификационному экзамену. И эти люди подчас вынуждены были идти получать второе образование по экономической или юридической специальности только для того, чтобы быть допущенными к сдаче квалификационного экзамена аудитора".

Так же Шнейдман Л. З. прокомментировал предоставление права участия саморегулируемой организации в разработке проектов стандартов в области бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности: "Если бы закон 307-ФЗ говорил, что саморегулируемая организация аудиторов разрабатывает и принимает стандарты бухгалтерского учета (как это сказано в отношении стандартов аудиторской деятельности), то, это было бы противоречие. Участие же аудиторской профессии в подготовке стандартов бухгалтерского учета - совершенно естественное и нормальное дело. Аудиторская профессия - один из важнейших "игроков" в сфере бухгалтерского учета. Уж кому как не аудитору думать о том, что надо совершенствовать в правилах бухгалтерского учета, что нужно совершенствовать в процедурах бухгалтерского учета, имея опыт проверки бухгалтерской, финансовой отчетности. В данном положении закона 307-ФЗ нет никакой новеллы, потому что уже сегодня вы не найдете ни одного правила бухгалтерского учета, ни одного нормативно-правового акта в области бухгалтерского учета, который не проходил бы подробного обсуждения профессиональной общественностью. Все проекты размещаются на официальном сайте Министерства финансов РФ в Интернете, и каждый, кто хочет, может прислать свои замечания и свои предложения, все они рассматриваются. Это в полной мере будет относиться и к саморегулируемым организациям аудиторов".6

Важной поправкой также является то, что действия закона будут распространяться не только на аудиторов и саморегулируемые организации (СРО) аудиторов, но и на аудируемых лиц.

В обязанности аудируемых лиц вменили соблюдение Федеральных стандартов аудита. Поскольку в стандартах аудита прописаны положения об ответственности руководства экономических субъектов за формирование и функционирование системы внутреннего контроля, предотвращение недобросовестных действий и т.д., пояснила "РБГ" Юлия Емельянова- заместитель генерального директора компании "Нексия Пачоли". Установление ответственности аудируемых лиц за несоблюдение стандартов аудиторской деятельности вполне оправданно. К сожалению, только не определена мера ответственности, например для экономических субъектов за непроведение аудиторской проверки. Особенно это касается компаний, имеющих организационно-правовую форму ЗАО или ООО, но подлежащих обязательному аудиту по выручке и размеру активов.7

Так же, не смотря на принятие 307-ФЗ, некоторые статьи закона 119-ФЗ, продолжают действовать и далее. По словам Шнейдмана Л. З: "Прежде всего, статья, посвященная квалификационному экзамену и повышению квалификации аудиторов. Продолжает действовать статья, посвященная совету по аудиторской деятельности, порядку аннулирования квалификационного аттестата. Постепенность введения некоторых статей объясняется следующим. В начале 2010 года должно завершиться формирование первых саморегулируемых организаций аудиторов. Только после этого можно будет сформировать рабочий орган совета по аудиторской деятельности и сам совет. Та же ситуация с квалификационным экзаменом. Ведь по новому закону именно саморегулируемым организациям аудиторов предстоит создать единую аттестационную комиссию для проведения экзамена".8

3.Внесение законопроекта об изменении критериев обязательного аудита

Что касается очередных разрабатываемых поправок, В Госдуме рассматривается законопроект, существенно снижающий число организаций, обязанных проводить аудит.

В конце января в Госдуму внесен законопроект об изменении критериев обязательного аудита: по выручке - с 50 до 400 млн. руб., по стоимости активов - с 20 до 160 млн. руб. Проект направлен на рассмотрение в комитет Госдумы по собственности:

Проект "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности": Внести в пункт 3 части 1 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 302-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 1, ст. 15) изменение, заменив слова "50 миллионов" словами "400 миллионов", слова "20 миллионов" словами "160 миллионов".

Тем самым, Депутаты Госдумы решили помочь малому и среднему бизнесу сократить свои расходы на проведение ежегодных аудиторских проверок. Подготовлены новые поправки в закон об аудиторской деятельности, которые меняют правила проведения обязательного аудита.

В настоящее время, как рассказала "РБГ" Юлия Емельянова, заместитель генерального директора компании "Нексиа Пачоли", в соответствии со статьей 5 Закона "Об аудиторской деятельности" обязательный аудит проводится в случае, если объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) организации за предшествующий отчетному год превышает 50 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествующего отчетному, превышает 20 миллионов рублей. Законопроект, разработанный группой депутатов, предполагает увеличение порога обязательного аудита до 400 млн руб. и 160 млн руб. соответственно.

"У меня сложилось двойственное отношение к такому развитию событий, - говорит эксперт. - С одной стороны, тот факт, что сегодня обязательному аудиту подлежат компании, явно относящиеся к субъектам малого предпринимательства, неоспорим. Компании, отчетность которых не представляет интереса для широкого круга пользователей, по закону должны провести аудит, а значит, потратить на это мероприятие существенные (для столь скромного бизнеса) средства. Не стоит забывать о том, что любой собственник и руководитель может провести инициативный аудит, если у него существует в этом необходимость, например: требование банка-кредитора, привлечение инвестиций, участие в тендерах и пр".

С другой стороны, по словам эксперта, исключение из массива аудита достаточно большого объема в очередной раз приведет к стрессу для аудиторского рынка. "Полагаю, что крупные аудиторские компании не заметят существенного оттока клиентов, а вот средние и мелкие непосредственно ощутят влияние изменений, - отметила Юлия Емельянова. - Особенно данные новшества коснутся региональных аудиторов, поскольку 80-90% их клиентской базы составляют именно мелкие компании, вынужденные проводить аудит согласно критериям выручки и величины активов в соответствии с требованиями законодательства".

Ольга Добрикова, руководитель юридического департамента аудиторской компании "АРТ- Аудит", считает, что предложенные поправки фактически могут "зарезать" отечественный аудит, перечеркнуть всю предшествующую работу, достижения в этой области, созданные саморегулируемые организации, выбросить из бизнеса сотни высокопрофессиональных аудиторов и т.д. "Можно ли будет это восстановить потом очень быстро, если вдруг наши законодатели опять решат, что все-таки цивилизованный рынок в России нужен? Вряд ли! Опять потребуется немало средств, сил, времени".

По словам эксперта, экономия на аудиторе может привести к большим потерям для предприятия, чем оплата услуг аудитора. "Да, законодатель поднял объем выручки для отнесения организации к субъекту малого предпринимательства, но от этого уровень бухгалтерской, налоговой, правовой грамотности этих самых субъектов не изменился, - отметила Ольга Добрикова. - Как можно кредитовать малый и средний бизнес, нацеливать его на инвестиции без аудирования отчетности предприятия? Любой бизнес-план должен строиться на основании уже проаудированной отчетности. Иначе ему нет доверия".

В свою очередь Ирина Соколова, руководитель департамента контроля качества АКГ "Интерком-Аудит", рассказала, что в условиях экономического кризиса стоимость аудиторских услуг такова, что в структуре расходов любого предприятия занимают незначительную долю и к тому же учитываются, как расходы при определении налога на прибыль и при применении упрощенки. "Если все же законопроект будет принят, то остается надеяться на увеличение количества добровольных аудитов, - говорит эксперт. - Потому что при проверке бухгалтерской отчетности аудиторы проверяют и начисление налогов, что помогает малым предприятиям снизить риски доначисления налогов и штрафов после проведения у них налоговых проверок. Эти суммы бывают значительно выше, чем расходы на проведение ежегодных аудиторских проверок".9

В Московской аудиторской палате уверены, что такое нововведение поставит под вопрос существование других организаций - аудиторских, а в целом негативно отразится на состоянии российского аудита, поскольку учет и контроль - неотъемлемая часть антикризисной Программы России.

В тоже время, Депутаты, авторы проекта, считают, что организации, являющиеся субъектами малого предпринимательства и созданные в организационно-правовой форме обществ с ограниченной ответственностью, в том числе микропредприятия, вынуждены нести значительные расходы на проведение ежегодных аудиторских проверок. А в условиях экономического кризиса и снижения спроса на продукцию и услуги такие расходы существенно ухудшают финансовое положение многих организаций малого бизнеса и ставят под вопрос возможность продолжения ими своей деятельности. 10

Заключение

С 1 января 2009 года вступил в силу новый Федеральный закон "Об аудиторской деятельности".

Принятие нового Федерального закона "Об аудиторской деятельности" обусловлено переходом от лицензирования указанной деятельности к саморегулированию в этой области и направлено на законодательное обеспечение существенного снижения административного вмешательства в аудиторскую профессию, освобождение государства от выполнения избыточных функций по регулированию аудиторской деятельности, создание механизмов профессионального и общественного надзора за деятельностью аудиторов.

В связи с этим, по мнению разработчиков, существенно возрастет престиж и уровень аудиторской профессии. Ведь для совершенствования аудиторской деятельности предусмотрены поправки, которые ужесточат требования к аудиторам и аудиторским организациям. Для этого утверждены единые федеральные стандарты аудиторской деятельности, которые должны соответствовать международным стандартам.

Ведь основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации. В своей деятельности аудитор руководствуется законодательством, а также, являясь объектом предпринимательского права, и собственными экономическими интересами. В условиях конкуренции в аудиторском бизнесе это экономически способствует качественному проведению проверок и выделению на рынке аудиторских услуг наиболее профессиональных аудиторов и фирм. В свою очередь, любое предприятие имеет возможность выбора, в качестве партнера, наиболее квалифицированного, независимого от каких-либо ведомственных интересов специалиста, мнение которого может оказать положительное влияние на будущую финансово-хозяйственную деятельность предприятия. Государство же получает дополнительную возможность контроля за достоверностью финансовой отчетности предприятий за их собственный счет, не расходуя на это дополнительные бюджетные финансовые ресурсы.

Независимое подтверждение информации о результатах деятельности предприятий и соблюдении ими законодательства необходимо государству для принятия решений в области экономики и налогообложения, судьям, прокурорам и следователям для подтверждения достоверности интересующей их финансовой отчетности.

Список используемой литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации, Часть вторая от 26 января 1996 года;

2. Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (Опубликовано 31 декабря 2008 г. Принят Государственной Думой 24 декабря 2008 года Одобрен Советом Федерации 29 декабря 2008 года);

3. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности.

4. "Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2008 год" № 07-02-18/01 29.01.2009

5. Аудит: учебник для сред. проф. Образования / под ред. М. В. Мельник. - изд. с изм. - М.: Экономистъ, 2006.

6. Аудит: учебник для студентов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. В. И. Подольского. - 4-е изд. перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Аудит, 2008.

7. Глушков И.Е. Аудит на современном предприятии. - Москва-Новосибирск: КНОРУС-ЭКОР, 2006.

8. Данилевский Ю.А. Общий аудит, аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов. - М.: Бухгалтерский учет, 2006.

9. Зуева И. А. Аудит: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2004.

10. Основы аудита: учебно-методическое пособие. / Под редакцией Я.В. Соколова. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2007. - 269 с

11. Подольский В.И. Аудит: учебник для вузов. / В.И. Подольский, А.А. Савин, Л.В. Сотникова и др. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 583 с

12. Скобара В.В. Аудит: методология и организация. - М.: "ДИС", 2006.

13. Шеремет А.Д. Аудит: учебник. / А.Д. Шеремет, В.П. Суйц. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 366 с.

14. Юдина Г.А., Черных М.Н. Основы аудита. Учебное пособие - М.:КНОРУС, 2006. -296с.

15. Статьи "Российская бизнес-газета" №681, 703, 738 за 2009-2010гг. Информационные системы:

o Система "Консультант Плюс", выпуск 2009.

o Система "Гарант", выпуск 2009.

16. Интернет-ресурсы:

http:www.j-as.com (ежемесячный журнал "Аудит сегодня");

http:www.gipbr.ru (гильдия аудиторов ИПБР);

http://www.minfin.ru/ - (Министерство финансов Российской Федерации);

http:www.rg.ru ( "Российская газета");

http:www.auditcontrol.ru.

1 Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" от от 30.12.2008 № 307 - ФЗ ст.1 п. 1

2 По данным материалов электронного журнала "Аудит сегодня " от 31.12.09г.

3 По данным материалов электронного журнала "Аудит сегодня " от 31.12.09г.

4 По данным материалов электронного журнала "Аудит сегодня " от 25.01.10г.

5 По материалам от 02.12.08г. "Российская бизнес-газета" № 681

6 По материалам Интернет-интервью директора Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов Российской Федерации Шнейдмана Леонида Зиновьевича

7 По материалам от 26.05.09г. "Российская бизнес-газета" № 703

8 По материалам Интернет-интервью директора Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов Российской Федерации Шнейдмана Леонида Зиновьевича

9 По материалам от 09.10.10г. "Российская бизнес-газета" № 738

10 По данным материалов электронного журнала "Аудит сегодня " от 10.02.10г.

-

-

- 7 -

Показать полностью…
Похожие документы в приложении