Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Контрольная «Эволюция налога на прибыль организации в РФ» по Налогам и налогообложению (Дадашев А. З.)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Кафедра налогов и налогообложения

Контрольная работа

По дисциплине: Налоги и налогообложение

Тема 3: Эволюция налога на прибыль организации в РФ

Преподаватель: зам.зав.кафедрой, к.э.н., доцент Пайзулаев Ислам Расулович

Работа выполнена: Быченко Екатериной Анатольевной

учётно-статистический факультет

номер личного дела: 06убб00137

Курс 4 431 группы

Москва - 2010

Содержание

Содержание 2

Введение 3

1. Основные понятия налоговой системы РФ 4

2. Порядок начисления налога на прибыль организаций 7

3. Эволюция и перспективы развития налога на прибыль 14

Заключение 17

Список использованной литературы 18

Введение

Исторически возникновение налогов относится к периоду разделения общества на социальные группы и появления государства. Налоги представляют собой один из основных методов мобилизации государственных доходов. В условиях частной собственности и рыночных отношений налоги становятся главным методом сбора доходов в государственные бюджеты. Налоги составляют неотъемлемый элемент рыночной экономики.

Налоговые доходы государства формируются за счет новой стоимости, созданной в процессе производства (трудом, капиталом, природными ресурсами). Налоги выражают реально существующие денежные отношения, проявляющиеся в процессе изъятия части стоимости национального дохода в пользу общегосударственных потребностей. Экономическое содержание налогов выражается во взаимоотношениях государства и хозяйствующих субъектов (физических и юридических лиц) по поводу формирования государственных финансов. Налоговые отношения как часть финансовых отношений находятся в постоянном изменении.

В данной работе я рассмотрю налог на прибыль организаций: сущность, элементы, эволюцию и перспективы развития.

Налог на прибыль организаций - это федеральный налог, взимаемый с 1 января 2002 г. на основании гл. 25 части второй НК РФ. Налог на прибыль организаций введен Федеральным законом от 6 августа 2001 г. № 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах". Этот налог заменил прежде взимавшийся налог на прибыль предприятий и организаций.

1. Основные понятия налоговой системы РФ

В соответствии с Налоговым кодексом РФ (НК) под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения государства и муниципальных образований.

Совокупность налогов, сборов, пошлин, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему.

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения [4]:

1) объект налогообложения;

2) налоговая база;

3) налоговый период;

4) налоговая ставка;

5) порядок исчисления налога;

6) порядок и сроки уплаты налога.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых законом возложена обязанность платить налоги и сборы. Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций выполняют обязанности этих организации по уплате налогов и сборов на той территории, на которой эти филиалы и иные обособленные подразделения осуществляют функции организации [6].

Организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.

Физические лица - граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

Индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них настоящим Кодексом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.

Налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ. [6]

Объект налогообложения - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. [4]

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. [6]

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговые ставки делятся на твердые и процентные (пропорциональные, прогрессивные и регрессивные). [4]

Налоговый период - это календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи. [4]

Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов преимущества, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. [6]

2. Порядок начисления налога на прибыль организаций

Налог на прибыль организаций является тем налогом, с помощью которого государство может наиболее активно воздействовать на развитие экономики. Благодаря непосредственной связи этого налога с размером полученного налогоплательщиком дохода, через механизм предоставления или отмены льгот и регулирования ставки государство стимулирует или ограничивает инвестиционную активность в развитых отраслях экономики и регионах. Этим же целям служат и механизм инвестиционного налогового кредита, предоставляемого налогоплательщикам и погашаемого ими за счет прибыли. [3] Является важнейшим федеральным налогом РФ. Он поступает в федеральный бюджет и региональные бюджеты РФ.

Налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются: российские организации и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью в целях настоящей главы признается:

1) для российских организаций - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой;

2) для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, - полученные чере? эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой;

3) для иных иностранных организаций - доходы, полученные от источников в Российской Федерации.

К доходам относятся:

1) доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав. В целях законодательства доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

2) внереализационные доходы. Законодательством предусмотрен 21 доход, их перечень приведен в статье 250 НК, вот некоторые из них: от долевого участия в других организациях, от сдачи имущества в аренду, лизинг, в виде сумм восстановленных резервов, в виде стоимости излишков товарно-материальных ценностей и прочего имущества, которые выявлены в результате инвентаризации, в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита и т.д Так же оговорены 40 не учитываемых в налоговую базу доходов, перечень приведен в 251 статье НК.

При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав). Доходы определяются на основании первичных документов и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, и документов налогового учета.

Налоговое законодательство предусматривает возможность использования двух методов учета поступления выручки и производственных затрат при исчислении налога на прибыль [3]:

* кассовый, согласно ему налогоплательщик учитывает доходы по состоянию на дату поступления средств на счет кредитной организации или в кассу, поступления имущества или имущественных прав, расходы - после их фактической оплаты. Организации (за исключением банков) имеют право на определение даты получения дохода (осуществления расхода) по кассовому методу, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета НДС не превысила 1 млн. руб. за каждый квартал.

* начисления, доходы и расходы отражаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, при этом не имеет значения время фактического зачисления денежных средств, имущества или имущественных прав. По доходам и расходам, относящимся к нескольким отчетным (налоговым) периодам, и в случае, если связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, доходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно, с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.

Налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Расходы в зависимости от характера, а также условий осуществления деятельности налогоплательщика расходы подразделяют: расходы, связанные с производством и внереализационные. Внереализационные:

1) расходы, связанные с изготовлением (производством), хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и (или) реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав);

2) расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии;

3) расходы на освоение природных ресурсов;

4) расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки;

5) расходы на обязательное и добровольное страхование;

6) прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.

Согласно статье 253 НК расходы, связанные с производством и (или) реализацией, подразделяются на:

1) материальные расходы;

2) расходы на оплату труда;

3) суммы начисленной амортизации (законодательством предусмотрены 10 амортизационных групп

4) прочие расходы.

Особенности определения расходов банков, страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций потребительской кооперации, клиринговых организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг и иностранных организаций предусмотрены в НК.

Налоговые ставки по налогу на прибыль организаций устанавливаются согласно статье 284 НК: налоговая ставка устанавливается в размере 20 %, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. При этом:

* сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2 %, зачисляется в федеральный бюджет;

* сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 18 %, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5 %.

Налоговые ставки на доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, устанавливаются в следующих размерах:

1) 20 % - со всех доходов, за исключением, указанных в законодательстве.

2) 10 % - от использования, содержания или сдачи в аренду (фрахта) судов, самолетов или других подвижных транспортных средств или контейнеров (включая трейлеры и вспомогательное оборудование, необходимое для транспортировки) в связи с осуществлением международных перевозок.

К налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов, применяются следующие налоговые ставки:

0 % - по доходам, полученным российскими организациями в виде дивидендов при условии, что на день принятия решения о выплате дивидендов получающая дивиденды организация в течение не менее 365 календарных дней непрерывно владеет на праве собственности не менее чем 50-% вкладом (долей).

9 % - по доходам, полученным в виде дивидендов от российских и иностранных организаций российскими организациями, не имеющие права на ставку 0 %.

15 % - по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями.

Так же в законодательстве оговорены ставки к налоговой базе, определяемой по операциям с отдельными видами долговых обязательств.

Налоговым периодом по налогу признается календарный год.

Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года. Сумма налога определяется налогоплательщиком самостоятельно.

Согласно статьям 286, 287 НК РФ предприятие должно уплачивать по налогу на прибыль организаций авансовые платежи.

Существует три способа оплаты платежей:

1) квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачивают:

а) организации, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации не превышали в среднем 3 млн. руб. за каждый квартал;

б) некоммерческие организации, не имеющие дохода от реализации товаров (работ, услуг);

в) участники простых товариществ в отношении доходов, получаемых ими от участия в простых товариществах;

г) инвесторы соглашений о разделе продукции в части доходов, полученных от реализации указанных соглашений;

д) предприятия, получающие прибыль по договорам доверительного управления.

Оплата платежей производится не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчетным периодом

2) ежемесячные авансовые платежи уплачивают налогоплательщики исходя из фактически полученной прибыли. Этим способом могут уплачивать налог на прибыль предприятия, которые приняли решение о переходе на такую систему оплаты авансовых платежей и уведомили об этом налоговый орган не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором решили перейти на эту систему уплаты авансовых платежей. Применяя данный способ, организация не может изменить в течение налогового периода систему оплаты авансовых платежей.

Уплачивают авансовые платежи не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление налога;

В этом случае исчисление сумм авансовых платежей производится налогоплательщиками исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца. При перечислении суммы авансовых платежей, подлежащих уплате в бюджет, учитываются ранее начисленные суммы авансовых платежей.

3) ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, уплачивают все остальные, не перечисленные выше налогоплательщики.

3. Эволюция и перспективы развития налога на прибыль

Налог на прибыль наряду с НДС является основным налогом с предприятий и организаций и основным составным элементом налоговой системы России. В отличие от НДС данный налог является прямым, т. е. его сумма целиком зависит от конечного финансового результата хозяйственной деятельности предприятия. Налог на прибыль обладает высокой фискальной функцией, а тек же является мощным регулирующим налогом.

Взимание налога на прибыль осуществляется в соответствии с Законом РФ от 27 декабря 1991 г. № 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с последующими изменениями) и Инструкцией Госналогслужбы РФ от 10 августа 1995 г. № 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций". С 1 января 2002 года регулируется главой 25 Налогового кодекса РФ и официально называется "налог на прибыль организаций". В Налоговом кодексе получили определение такие понятия как: "доходы от реализации", "расходы", "амортизируемое имущество", "основные средства", "нематериальные активы", "метод начисления", "кассовый метод определения доходов и расходов", "методы оценки запасов", "прямые и косвенные расходы", "незавершенное производство".

Федеральный закон от 06.06.2005 №58-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую НК РФ и некоторые другие законодательные акты РФ налогах и сборах". Изменен состав доходов и расходов, уточнены понятия, дополнены ранее существовавшие правила определения налоговой базы.

В рамках антикризисных мер налогового стимулирования в 2008 году в оперативном порядке были внесены целый ряд уточнений и изменений в законодательство о налогах и сборах. В частности, увеличены размеры налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц, снижена ставка налога на прибыль организаций, увеличена "амортизационная премия" по налогу на прибыль организаций, введены налоговые льготы по налогу на добычу полезных ископаемых при добыче нефти, включая снижение его ставки.

Изменения, внесенные в Налоговый кодекс Российской Федерации в 2008 году, предусматривали следующее: изменения, внесенные в Кодекс в 2008 году, позволили увеличить объем относимых на расходы при налогообложении прибыли экономически обоснованных затрат организации по обучению, лечению, пенсионному обеспечению работников.

- начиная с 1 января 2009 года ставка налога на прибыль организаций снижена с 24 процентов до 20 процентов;

- в четвертом квартале 2008 года, вопреки общему правилу и не дожидаясь начала нового налогового периода, налогоплательщики получили право перейти на уплату налога по фактически полученной прибыли и отказаться, таким образом, от уплаты авансовых платежей, рассчитанных исходя из достигнутого уровня прибыли за предыдущий отчетный период (9 месяцев);

- в период с 1 сентября 2008 г. по 31 декабря 2009 г. предельная величина процентов по долговым обязательствам, которая может быть учтена в расходах для целей налогообложения прибыли, установлена в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в 1,5 раза, - при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 22 процентам - по долговым обязательствам в иностранной валюте (ранее по долговым обязательствам в рублях она равнялась ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в 1,1 раза, а по обязательствам в иностранной валюте - 15 процентам);

Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов разработаны Минфином России в рамках цикла подготовки проекта федерального бюджета на очередной период

В части налога на прибыль организаций следует отметить, что в 2008 году была, по сути, проведена масштабная реформа налога на прибыль организаций, которая помимо снижения налоговой ставки, принятия иных решений, в значительной степени относилась к изменению системы начисления амортизации. Поэтому в ближайшие годы необходимо оценить результаты проведенных преобразований, а также (в случае необходимости) внести отдельные изменения в Кодекс, направленные на корректировку установленного порядка. При этом указанная реформа начисления амортизации не завершена так, как предусматривалось в "Основных направлениях налоговой политики на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов". В Кодексе закреплен нелинейный метод начисления амортизации, который основан на начислении амортизации методом убывающего остатка не пообъектно, а на всю стоимость амортизационной группы. Вместе с тем, в связи с краткими сроками принятия подобного решения реформа начисления амортизации в налоговых целях не была доведена до конца - речь идет о пересмотре принципов построения амортизационных групп.

В трехлетней перспективе 2010 - 2012 годов приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее - создание эффективной налоговой системы, сохранение сложившегося к настоящему моменту налогового бремени. Таким образом, Основные направления налоговой политики составлены с учетом преемственности ранее поставленных базовых целей и задач.

Заключение

Налог на прибыль организаций является тем налогом, с помощью которого государство может наиболее активно воздействовать на развитие экономики. Благодаря непосредственной связи этого налога с размером полученного налогоплательщиком дохода, через механизм предоставления или отмены льгот и регулирования ставки государство стимулирует или ограничивает инвестиционную активность в развитых отраслях экономики и регионах.

В налоговой системе РФ налог на прибыль организаций занимает важное место, обеспечивая значительные поступления средств как в федеральный бюджет (2%), так и в бюджеты субъектов РФ (18%).

В работе приведены определения элементов налога: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Определения доходов и расходов.

Так же рассказана эволюция налога и тенденции развития. В трехлетней перспективе 2010 - 2012 годов приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики - создание эффективной налоговой системы, сохранение сложившегося к настоящему моменту налогового бремени.

Список использованной литературы

1. Налоговый Кодекс Российской Федерации первая и вторая части в действующей редакции

2. Основные направления налоговой политики на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов

3. Налоги и налогообложение: Учеб.пособие / Под ред. А.З.Дадашева. - М.: ИНФА-М: Вузовский учебник, 2008. - 464 с.

4. Миляков Н.В. Налоги и налогооблажение: Учебник. - 5-е изд.,перераб. и доп. - М.: ИНФА-М, 2006. - 509 с. - (Высшее образование)

5. Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2005. - 720 с.

6. Скрипниченко В. Налоги и налогообложение. - СПб: ИД "Питер", М.: Издательский дом "БИНФА", 2007.

7. www.consultant.ru Консультант Плюс правовая поддержка

8. www.klerk.ru Новостная система

9. ru.wikipedia.org Энциклопедия Википедия

1

Показать полностью…
Похожие документы в приложении