Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Контрольная «Сравнительная характеристика внутреннего и внешнего аудита» по Аудиту (Савина Н. В.)

Содержание

Введение 2

I Текстовая часть 3

1. Сравнительная характеристика внутреннего и внешнего аудита, их взаимодействие 3

2. Внутренний аудит учета и сохранности материально-производственных запасов 9

II Практическая часть 14

Задание 1. Дать определение ключевым понятиям дисциплины "Внутренний аудит" 14

Задание 2. Назвать нормативные и внутрифирменные документы, регулирующие деятельность внутреннего аудита в России 18

Задание 3. Составить положение о службе внутреннего аудита ОАО 19

Задание 4. Разработать должностную инструкцию внутреннего аудитора. 41

Список использованной литературы 46

Введение

Система внутреннего контроля существует на каждом предприятии. Однако на одних предприятиях она функционирует эффективно, а на других - нет. Все зависит от того, что на одних экономических субъектах к организации и поддержанию внутреннего контроля руководство подходит сознательно, а на других - данная система складывается независимо от воли и целенаправленности действий руководства. Во втором случае руководитель просто не имеет представления о значимости внутреннего контроля на его предприятии, хотя оно очень велико.

Так, к примеру, благодаря системе внутреннего контроля в организации осуществляются:

* упорядоченность и эффективность деятельности предприятия;

* обеспечение соблюдения политики руководства каждым работником предприятия;

* обеспечение сохранности имущества предприятия.

При этом даже хорошо организованная система внутреннего контроля также нуждается в оценке своей эффективности как с точки зрения достижения поставленных целей, так и с точки зрения экономичности. Именно эту задачу успешно решает внутренний аудит.

Таким образом, исходя из значимости дисциплины "Внутренний аудит", цель данной работы заключается в:

* усвоении теоретических положений по внутреннему аудиту;

* углублении теоретических знаний и практических навыков;

* выработке навыков по организации служб внутреннего аудита организации и оценке эффективности ее деятельности.

I Текстовая часть

1. Сравнительная характеристика внутреннего и внешнего аудита, их взаимодействие

Прежде чем приступить к изучению сравнительных характеристик внутреннего и внешнего аудита, необходимо выяснить, а что же такое "внутренний аудит". На протяжении последних лет в России наблюдался устойчивый рост интереса к данному направлению. Сегодня службы внутреннего аудита существуют в большинстве крупных и многих средних компаниях. Немало руководителей компаний, где таких подразделений еще нет, задумываются об их создании.

Интерес к внутреннему аудиту обусловлен, по мнению специалистов, рядом факторов. Во-первых, это желание и насущная необходимость для собственников и менеджмента упорядочить бизнес-процессы в компании, что во многих случаях может привести к весьма ощутимой экономии средств. Во-вторых, это потребность совета директоров или другого наблюдательного органа в независимом и объективном источнике информации о состоянии дел в компании. В-третьих, что особенно важно для развивающихся рынков, в частности, для России, наличие в компании внутреннего аудита является актуальным для собственников компаний, которые передают бразды правления в руки профессиональных управленцев, но при этом стараются "держать руку на пульсе" [10].

Внутренний аудит, по определению международного Института внутренних аудиторов (The Institute of Internal Auditors), есть деятельность по предоставлению независимых и объективных гарантий и консультаций, направленных на совершенствование деятельности организации. Он помогает организации достичь поставленных целей, используя систематизированный и последовательный подход к оценке и повышению эффективности процессов управления рисками, контроля и корпоративного управления.

Данное определение охватывает основные характеристики внутреннего аудита [10].

1. Независимость и объективность. На этих двух фундаментальных качествах основывается профессия внутреннего аудитора. Под независимостью имеется в виду организационная независимость, которая определяется в значительной степени уровнем подчиненности службы внутреннего аудита в компании. Под объективностью понимается индивидуальное качество, заключающееся в том, насколько аудитор беспристрастен в своих оценках и выводах.

2. Совершенствование деятельности организации - это цель внутреннего аудита. Главное в деятельности внутреннего аудита - не выявить нарушения и ошибки для последующих выводов и наказания виновных, не написать отчет в объеме нескольких десятков страниц, а увидеть и оценить риски, слабые стороны в работе организации и дать рекомендации, направленные на снижение уровня риска и повышение эффективности систем и процессов.

3. Предоставление гарантий и консультаций заказчикам (клиентам) внутреннего аудита. В данном случае - это объективный анализ аудиторских доказательств с целью осуществления независимой оценки и выражения мнения о достоверности информации и эффективности систем и процессов. Основное отличие консультирования от предоставления гарантий заключается в том, что в первом случае характер, объем работы и форму отчетности определяет клиент, а во втором - сам аудитор по согласованию с заказчиком. Следует отметить, что сфера предоставления гарантий и консультаций за последние годы существенно расширилась и включает в себя:

* управление рисками,

* внутренний контроль,

* корпоративное управление.

Чтобы раскрыть сущность, роль, значение внутреннего аудита в той или иной компании, необходимо ответить на такие вопросы, как: "Насколько внутренний аудит нужен собственникам бизнеса?" или "Чем внутренний аудит может быть полезен менеджерам компании?".

Конечно, необходимость внутреннего аудита для компании должна диктоваться экономической целесообразностью. Для небольших организаций в наличии функции внутреннего аудита, вероятно, нет необходимости. Однако, с ростом размеров компании и усложнением процессов управления у собственников-менеджеров может сложиться иллюзия, что, несмотря на все изменения, деятельность предприятия находится под контролем. Но на самом деле, руководство уже не в состоянии контролировать ситуацию во всей полноте. Тогда внутренний аудит оказывается весьма полезен.

Если в компании функции владения и управления разделены - собственники занимаются вопросами определения стратегии и направлений развития экономического субъекта, не вникая в детали ведения дел, а, непосредственно, для управления нанимают квалифицированных менеджеров. Соответственно, тогда для собственников становится актуальным вопрос контроля за состоянием дел в компании, деятельностью менеджмента. Как говорится, доверяй, но проверяй. В этом случае внутренний аудит становится неотъемлемым компонентом системы корпоративного управления в качестве одного из наиболее действенных инструментов контроля со стороны собственников над деятельностью наемного руководства компании.

Следует отметить также то, что внутренний аудит необходим не только собственникам, но и менеджменту компании. Задача менеджеров - управлять бизнесом, достигая поставленных целей наиболее эффективным образом. Успешность выполнения этой задачи зависит в значительной степени от двух факторов:

* обладает ли менеджер информацией, необходимой для принятия правильных управленческих решений;

* существует ли эффективная система контроля выполнения принятых решений.

Сами менеджеры, для которых управление бизнесом является частью повседневной работы, не всегда способны объективно оценить ситуацию. Даже если менеджер считает, что эффективно контролирует все процессы, у него, как правило, нет времени и специфических навыков для сбора и структурирования соответствующей информации. Внутренний аудит в силу своей специфики обладает информацией по всем аспектам деятельности компании и инструментарием для обобщения и анализа данных. Поэтому тесное взаимодействие с данной системой повышает эффективность принятия решений менеджментом. Именно внутренний аудит является тем объективным источником информации, помогающим менеджеру "по-новому" посмотреть на вещи и оценить качество выполнения принятых управленческих решений.

Современный внутренний аудит способен и должен выполнять разнообразные и масштабные задачи, а именно [10]:

* оценивать систему внутреннего контроля в части достоверности информации, соблюдения законодательства, сохранности активов, эффективности и результативности деятельности отдельных операционных и структурных подразделений и компании в целом;

* оценивать эффективность системы управления рисками и предлагать методы контроля рисков;

* оценивать соответствие системы корпоративного управления компании принципам корпоративного управления.

Решение о необходимости внутреннего аудита не должно определяться наличием у компании внешнего аудитора, поскольку внешний и внутренний аудиты выполняют разные функции.

Во-первых, внешний аудит традиционно занимается подтверждением достоверности финансовой отчетности компании и фокусируется на операциях и событиях, которые могут оказать материальное воздействие на отчетность. Внутренний аудит направлен, прежде всего, на оценку существующих систем контроля и управления рисками компании и фокусируется на операциях и событиях, препятствующих эффективному достижению поставленных целей. Во-вторых, внешний аудит, в рамках оказания аудиторских услуг, не делает оценку эффективности деятельности (операционной эффективности), что обычно является одной из задач аудита внутреннего. В-третьих, внешний аудит служит, в первую очередь, интересам внешних заинтересованных сторон - потенциальных инвесторов, кредиторов и так далее, в то время как внутренний аудит служит, прежде всего, интересам советов директоров и исполнительного руководства компании.

Следует подчеркнуть, что эффективный внутренний аудит может снизить затраты предприятия на внешний аудит (если внешний аудитор будет иметь возможность полагаться на результаты работы внутреннего аудита, что сократит объем аудиторских процедур, выполняемых внешним аудитором), но не отменит необходимость внешнего аудита.

Наиболее наглядно сравнение внутреннего и внешнего аудита представлено в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительные характеристики внешнего и внутреннего аудитов

Внешний аудит

Внутренний аудит

1 2

3 Цель Выразить мнение о достоверности финансовой отчетности компании

Повышение эффективности деятельности компании

Основные пользователи

Инвесторы, кредиторы, гос. органы

Совет директоров, менедж-мент

Объект аудита

Финансово-бухгалтерская отчетность компании

Системы внутр. контроля, управления рисками, кор-поративного управления

1 2

3 Интеграция объектов изучения

При внешнем аудите хозяйственная деятельность предприятия воспринимается как единое целое

При внутр. аудите основное внимание уделяется центрам ответственности, т. е. структурным подразделениям, возглавляемым руководителями

Специфика

Фокусируется на операции-ях и событиях, способных оказать существенное воз-действие на финансовую отчетность компании; не рассматривает вопросы экономической обосно-ванности управленческих решений

Фокусируется на событиях, препятствующих эффекти-вному достижению ком-панией поставленных целей; дает оценку экономической обоснованности управленческих решений

Периодичность

По окончании отчетного периода

Непрерывно на основе плана аудитов

Используемые измерители

Так как целью внешнего аудита является подтвер-ждение достоверности бух. учета, который ведется в российской валюте - рублях, в рублевой оценке должна быть составлена бухгалтерская (финансовая) отчетность

При организации и осуществлении внутр. кон-троля используются денеж-ные и неденежные измери-тели (штуки, метры, тонны, литры и т.д.). Для измерения рабочего времени применя-ются часы, машино-часы и т.д.

Степень открытости информации

Аудиторское заключение - открытый документом. Конфиденциальной информацией является лишь аналитическая часть заключения и письменная информация аудитора руководству проверяемого экономического субъекта по результатам проведения аудита.

Все документы внутреннего контроля носят сугубо конфиденциальный характер

2. Внутренний аудит учета и сохранности материально-производственных запасов

Согласно ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" к бухгалтерскому учету в качестве материально-производственных запасов (МПЗ) принимаются активы: используемые в качестве сырья, материалов и т.д. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг); а также употребляемые для управленческих нужд организации. Следует отметить, что к таковым также относятся готовая продукция и товары, предназначенные для продажи.

С целью обеспечения эффективного взаимодействия с отделами сбыта, снабжения, производства и минимизации потери запасов на предприятиях проводят внутренний аудит учета и сохранности материально-производственных запасов.

Программа проверки операций с МПЗ включает в себя [7, с.158-159]:

1. проверку обеспечения материальной ответственности сотрудников за сохранность МПЗ;

2. проверку правильности оформления документов по приходу и расходу материальных ценностей;

3. проверку полноты учета поступления сырья, материалов и т. д.;

4. проверку наличия аналитического учета и его соответствия синтетическому;

5. проверку наличия складских помещений и их оборудования, правильности учета МПЗ на складах;

6. проверку правильности учета малоценных быстроизнашивающихся предметов (МПБ), организация их сохранности, соблюдения нормативных сроков службы форменного обмундирования;

7. проверку наличия актов ежегодной инвентаризации ПМЗ;

8. общий вывод о значимости ошибок в учете МПЗ и их влиянии на достоверность отчетности;

9. проведение выборочной инвентаризации МПЗ на складах для оценки надежности системы внутреннего контроля.

Далее прейдем к процессу осуществления проверки [7, с.159-161]. Он начинается с изучения приказов и распоряжений руководства головной организации и структурного подразделения. Проверяется наличие приказов об установлении круга лиц, которым дано право затребовать материалы и отпускать их со склада, о назначении материально ответственных лиц за сохранность МПЗ, а также договоров о полной индивидуальной материальной ответственности с назначенными лицами.

Затем аудиторы должны проверить, насколько правильно оформляются первичные документы по поступлению, внутреннему перемещению и отпуску материалов со склада. При этом изучаются договоры, заключенные с поставщиками на поставку материалов, их целесообразность, законность, а также соответствие порядка их заключения требованиям внутрифирменных стандартов. Аудиторы должны также проверить наличие и достоверность счетов, накладных, счетов-фактур, выставленных поставщиками; авансовые отчеты на суммы, израсходованные на приобретение сырья и материалов за наличные средства.

В рамках проверки правильности оформления прихода материальных ценностей проверяются соблюдение подразделением установленного порядка документального оформления перемещения сырья и материалов из головной организации и других подразделений компании, полнота и своевременность оприходования поступивших материальных ценностей. Контроль расходования материалов включает проверку обоснованности норм расхода материалов, целесообразности и законности их расходования, сличение первичных данных о расходовании материалов с данными производственных и материальных отчетов, выявление лиц, виновных в перерасходе материалов. Этот этап является очень важным, так как несоблюдение порядка оприходования и списания материалов может привести к хищению товаров или созданию излишков сырья, которые используются для изготовления и реализации неучтенной продукции и присвоения полученной выручки.

Далее, аудиторы проверяют организацию учета МПЗ в проверяемом подразделении. При этом должны быть получены ответы на следующие вопросы:

1. произведена ли классификация материалов на соответствующие группы;

2. соответствует ли метод оценки и учета МПЗ учетной политике компании;

3. соответствует ли отражение на счетах бухгалтерского учета разработанным в компании схемам;

4. является ли корректной корреспонденция счетов;

5. ведется ли аналитический учет МПЗ, имеются ли карточки складского учета материалов и правильно ли они заполняются, своевременно ли отражается в них движение МПЗ;

6. соблюдается ли график документооборота по учету движения МПЗ;

7. выделяется ли НДС в расчетно-платежных документах;

8. соблюдается ли установленный в компании порядок учета МБП;

9. соответствуют ли данные аналитического и синтетического учета МПЗ.

Аудиторы должны также проверить правильность отражения в учете неотфактурованных поставок и материалов, находящихся в пути, а также операций по реализации МПЗ. Производится сверка данных регистров учета МПЗ с Главной книгой.

Важным этапом проверки является проверка организации работы склада, в процессе которой аудиторы путем личного осмотра проверяют наличие и правильность ведения карточек учета материалов, ведомостей, накладных. В задачи аудиторов входит также проверить, созданы ли условия, обеспечивающие сохранность МПЗ.

Далее изучают акты инвентаризации МПЗ, их достоверность и правильность составления, а также выполнение установленных сроков проведения. Результаты проведенных инвентаризаций сравниваются с данными аналитического учета. Аудиторы должны также проверить соблюдение порядка списания МПЗ в случае их порчи и недостачи, выяснить, принимаются ли (и какие) меры по взысканию недостачи с виновных лиц. Целесообразно провести выборочную инвентаризацию МПЗ на складах с целью проверки достоверности данных аналитического и синтетического учета.

В заключение, аудиторы оценивают влияние отклонений, полученных в ходе инвентаризации, других выявленных ошибок и отклонений в учете МПЗ, фактов мошенничества на достоверность отчетности и финансовый результат.

Информацию, необходимую аудиторам для осуществления проверки, они могут получить из таких источников, как: положение об учетной политике организации; положение о структурном подразделении; приказы и распоряжения руководителей головной организации и подразделения; договоры с поставщиками; договоры о материальной ответственности; накладные; счета-фактуры; счета; книга покупок; карточки складского учета материалов; накладные на внутреннее перемещение материалов; авансовые отчеты; ведомости; акты инвентаризации; инвентаризационные описи; расчетно-платежные документы; ведомости учета МБП; акты списания; материальные и производственные отчеты; журналы-ордера; оборотные ведомости; Главная книга; баланс; бухгалтерская отчетность и др.

В ходе проверки могут быть выявлены следующие типичные ошибки и нарушения при учете операций с МПЗ [7, с.161-162]:

1. нарушение графиков проведения инвентаризации;

2. фальсификация результатов инвентаризации;

3. отсутствие договоров о материальной ответственности;

4. завышение норм расхода сырья и материалов;

5. отсутствие договоров на поставку материальных ценностей или неправильное их оформление;

6. неполное оприходование поступивших материалов;

7. нарушение сроков оформления первичных документов по учету МПЗ;

8. отсутствие или неправильное ведение карточек складского учета материалов;

9. неоприходование выявленных в результате инвентаризации излишков сырья и материалов;

10. арифметические ошибки в материальных отчетах;

11. отсутствие первичных документов на отдельные МПЗ;

12. оприходование отдельных МПЗ по завышенным ценам и др.

II Практическая часть

Задание 1. Дать определение ключевым понятиям дисциплины "Внутренний аудит"

К ключевым понятиям относятся: внутренний аудит и внутренний контроль, функции внутреннего аудита, компетентность внутреннего аудита, ответственность внутреннего аудита, отчетность внутреннего аудита. Рассмотрим их более подробно.

Внутренний контроль - это система мер, организованных руководством предприятия и осуществляемых на предприятии с целью наиболее эффективного выполнения всеми работниками своих обязанностей при совершении хозяйственных операций. Внутренний контроль определяет законность этих операций и их экономическую целесообразность для предприятия [8, с.9].

Внутренний аудит является одной из составных частей внутреннего контроля, одним из наиболее эффективных, но и наиболее дорогостоящих средств внутреннего контроля. Он представляет собой систему оперативного, периодического или разового обеспечения информацией руководства или собственников экономического субъекта путем организации независимого контроля и подготовки управленческих решений либо силами штатных сотрудников, либо привлеченной на основе договора сторонней специализированной организацией, либо независимым аудитором для достижения главной цели функционирования экономического субъекта - получения максимальной прибыли при минимальных издержках и наиболее полного удовлетворения материальных потребностей всех заинтересованных в его эффективной работе сторон: собственников, руководства и всего кадрового персонала [8, с.225].

К функциям внутреннего аудита относятся [7, с.8-9]:

1. проверка бухгалтерской и оперативной информации, изучение отдельных статей отчетности, остатков по бухгалтерским счетам;

2. проверка точности ведения бухгалтерского учета и внутреннего контроля, рекомендации по улучшению этих систем;

3. проверка деятельности различных структур управления;

4. проверка соблюдения законов, требований учетной политики, решений и указаний руководства организации;

5. проверка наличия, состояния и обеспечения сохранности имущества предприятия;

6. оценка проведения внутреннего контроля;

7. изучение и оценка контрольных поверок на дочерних предприятиях;

8. контроль за отдельными элементами системы внутреннего контроля;

9. оценка используемого предприятием программного обеспечения;

10. специальные расследования отдельных случаев, например подозрений в хищении, краже, злоупотреблении своими полномочиями;

11. разработка предложений по устранению выявленных недостатков рекомендаций для структуры управления.

Согласно Кодексу этики внутренних аудиторов, компетентность внутреннего аудита - это знания, навыки и опыт, необходимые для оказания услуг в сфере внутреннего аудита. Таким образом, внутренние аудиторы должны:

1) участвовать только в тех заданиях, для выполнения которых обладают достаточными профессиональными знаниями, навыками и опытом;

2) оказывать услуги внутреннего аудита в соответствии с Международными стандартами профессиональной практики внутреннего аудита;

3) непрерывно повышать свой профессионализм, а также эффективность и качество оказываемых услуг.

Ответственность внутреннего аудита предполагает собой:

- обоснованность и своевременность представления заключений о состоянии бухгалтерского учета и отчетности, соответствии учредительных документов, внутрихозяйственных регламентов действующему законодательству и правовому статусу организации, а также заключений о достигнутом уровне и факторах эффективности производственно-хозяйственной и финансовой деятельности;

- обоснованность представленных предложений по улучшению организации системы контроля, бухгалтерского учета, материальной ответственности должностных лиц, программ развития видов деятельности, проектов оптимизации производственных затрат, налогооблагаемых баз, распределения прибыли, создания и использования средств фондов и другим вопросам.

- правильность консультаций, оказанных учредителям, руководителям подразделений, специалистам и работникам аппарата управления по вопросам организации производства, системы управления по вопросам организации производства, системы управления, ведения бухгалтерского учета, методам анализа хозяйственно-финансовой деятельности, правовым и другим вопросам.

Отчетность внутреннего аудита - это результат аудиторской проверки, изложенный в письменной форме.

Таким образом, по результатам проверки службы внутреннего аудита составляется отчетный документ, который может иметь разные документальные формы - аудиторская справка, аудиторское заключение, справка об экспертизе, докладная записка, отчет о проверке и другие. Сама форма этого документа определяется в приказе о назначении аудиторской проверки.

В соответствии с аудиторским стандартом аудиторский отчет должен состоять из вводной, аналитической и итоговой частей.

Вводная часть аудиторского заключения содержит: название документа в целом, дату и место составления, основание проведения проверки (приказ руководителя предприятия, протокол решения учредителей), фамилии, имена и отчества лиц, принимавших участие в проверке, фамилии, имена и отчества должностных лиц, ответственных за деятельность подразделения, период проверки, какие вопросы были подвергнуты документальной и фактической проверке.

Аналитическая часть адресуется должностному лицу, назначившему проверку и должна включать: наименование подразделения, объекты аудита, изложение результатов проверки, общую оценку соблюдения законодательства и установленного порядка ведения бухгалтерского учета, оценку оформления хозяйственных операций и их отражение в бухгалтерском и оперативном учете, существенные нарушения конкретных нормативно-правовых актов, арифметические, логические, документальные и вещественные доказательства установленных нарушений; фамилии, имена, отчества и должности лиц, допустивших нарушения, денежное и количественное выражение негативных последствий нарушений.

Итоговая часть аудиторского документа содержит оценку аудитора производственно-финансовой деятельности подразделения и ведения бухгалтерского учета, а также предложения по устранению выявленных нарушений, рекомендации подразделению по устранению недостатков до принятия решения по проверке должностным лицом, назначившим проверку.

При изложении своего мнения аудитор должен соблюдать строгую объективность, не допускать необоснованных утверждений, выводов и оценок деятельности отдельных лиц или проверяемого подразделения и записывать обвинительные формулировки. В тех случаях, когда необходимо принять срочные меры к устранению выявленных нарушений, составляются промежуточные аудиторские отчетные документы, направляемые руководителю, назначившему проверку, с последующим включением этих сведений в общий документ о проверке.

Задание 2. Назвать нормативные и внутрифирменные документы, регулирующие деятельность внутреннего аудита в России

Нормативное регулирование деятельности внутреннего аудита в Российской федерации совпадает с действующей системой нормативного регулирования аудиторской деятельности в целом. Данная система включает в себя три основных уровня:

Первый уровень - указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, другие законодательные акты (в перспективе - Закон об аудиторской деятельности), призванные обеспечить эффективное функционирование института отечественного аудита в рыночных условиях, его поступательное развитие и совершенствование, контроль за деятельностью аудиторов.

Второй уровень - правила (стандарты) аудиторской деятельности, разрабатываемые с целью установления норм аудита, однозначно интерпретируемых всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности, включая арбитражный суд.

Третий уровень - методические указания, инструкции, положения и другие документы, составляемые с целью разъяснения положений стандартов, оказания помощи в их технической реализации, в выработке приемов и способов выполнения аудита. Эти документы разрабатываются, в том числе, и самими аудиторскими фирмами (например, внутренние аудиторские стандарты), чтобы обеспечить единый подход к проведению проверок и контролю их результатов в данной аудиторской фирме.

Таким образом, самыми основными документами, определяющими правовые основы аудиторской деятельности в РФ, являются:

1. Федеральный закон № 307 "Об аудиторской деятельности" от 30.12.08;

2. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая;

3. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая;

4. Федеральный закон "О бухгалтерском учете" №129-ФЗ от 21.11.1996 г. (с изменениями и дополнениями);

5. Постановление № 696 Правительства РФ "Об утверждении Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности" от 23.09.02 и т. д.

Для того перечислить внутрифирменные документы, регламентирующие деятельность внутренних аудиторов, необходимо ответить на вопрос "Какими документами должна регулироваться деятельность службы внутреннего аудита в компании?" [10].

В общем случае, необходимо разработать и утвердить "Положение о службе внутреннего аудита", должностные инструкции сотрудников службы внутреннего аудита, "Руководство службы внутреннего аудита", внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности. Положение определяет миссию, цели и задачи, ответственность и полномочия СВА. Руководство освещает вопросы организации работы внутреннего аудита и вопросы взаимодействия с другими функциями компании, а также содержит типовые формы и методики проведения аудитов и других аудиторских задач.

Задание 3. Составить положение о службе внутреннего аудита ОАО

Утверждено Советом директоров

ОАО "______________________"

13 сентября 2010

Протокол №____

ПОЛОЖЕНИЕ

о Службе Внутреннего Аудита

Статья 1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о Службе внутреннего аудита Общества, является локальным нормативным документом, определяющим правовой статус, основные задачи, функции, права и ответственность Службы внутреннего аудита. Положение также определяет конкретные трудовые функции начальника Службы внутреннего аудита по организации выполнения задач и функций Службы внутреннего аудита в пределах предоставленных прав и установленной ответственности в соответствии с заключенным с начальником Службы внутреннего аудита трудовым договором.

1.2. Под внутренним аудитом понимается организованная и регламентированная внутренними документами деятельность Общества по оценке и повышению эффективности процессов управления рисками, системы внутреннего контроля, корпоративного управления, информационных систем и информационной безопасности, а также оказанию внутренних консультаций, направленных на совершенствование деятельности Общества по перечисленным выше вопросам.

1.3. Результатом деятельности Службы внутреннего аудита является объективная и независимая оценка (мнение аудитора) по вопросам, относящимся к компетенции внутреннего аудита, выраженная в форме отчетов, актов проверок, аналитических справок, в частности:

• об эффективности системы внутреннего контроля, корпоративного управления, информации и коммуникаций, управления рисками;

• об эффективности деятельности подразделений Общества, с точки зрения достижения поставленных задач;

• о степени и характере рисков, сопутствующих реализуемым проектам;

• о сохранности и ликвидности имущества и иных активов;

• о достоверности предоставляемой отчетности;

• об эффективности бизнеса;

• о состоянии имиджа Общества и т. д.

1.4. Потребителями результатов деятельности внутреннего аудита являются:

• Совет директоров Общества, Комитеты Совета директоров Общества;

• высший менеджмент, менеджмент среднего звена и сотрудники Общества (в части получения консультаций);

• внешние аудиторы (в части информации, необходимой при проведении аудита либо снижающей объем аудиторских процедур).

1.5. Служба внутреннего аудита является структурным подразделением Общества.

1.6. Служба внутреннего аудита в своей деятельности руководствуется:

• действующим законодательством РФ;

• Уставом Общества;

• решениями Совета директоров Общества;

• Положением о системе внутреннего контроля;

• настоящим Положением;

• решениями Правления Общества, приказами и распоряжениями Генерального директора в части, не противоречащей настоящему Положению;

• стандартами профессиональной деятельности Института внутренних аудиторов, Кодексом этики внутренних аудиторов, иными регулирующими и нормативными актами, лучшей мировой практикой в области внутреннего аудита (в части, не противоречащей настоящему Положению);

• стандартами системы управления качеством, разработанными Международной организацией по стандартизации.

1.7. Служба внутреннего аудита имеет план работы и бюджет, утверждаемый Комитетом по аудиту.

1.8. Службу внутреннего аудита возглавляет Руководитель Службы внутреннего аудита (далее по тексту - "Руководитель СВА").

1.9. На время отсутствия Руководителя СВА его функции исполняет лицо, назначаемое Руководителем СВА из числа сотрудников Отдела.

1.10. В целях обеспечения объективности и независимости своей деятельности Руководитель СВА функционально подчиняется Комитету по аудиту, административно - Генеральному директору Общества.

1.11. Функциональная подчиненность Руководителя СВА Комитету по аудиту является главным основанием его независимости и полномочий. При этом функциональная подотчетность означает, что Комитет по аудиту:

• одобряет Положение о Службе внутреннего аудита, изменения и дополнения к нему и выносит его на утверждение Совета директоров Общества;

• одобряет организационную структуру, годовой план работы и бюджет Отдела, систему оплаты труда персонала Отдела и выносит их на утверждение Совета директоров Общества;

• получает отчеты от Руководителя СВА по результатам деятельности Отдела, включая встречи с Руководителем СВА в конфиденциальном формате без присутствия менеджмента Общества;

• одобряет кандидатуру Руководителя СВА, условия трудового соглашения (контракта) с ними выносит на утверждение Совета директоров Общества;

• формирует предложения о поощрении (взысканиях) Руководителя СВА для рассмотрения на Совете директоров Общества;

• выносит на рассмотрение Совета директоров Общества предложение о прекращении полномочий Руководителя СВА;

• осуществляет необходимые коммуникации с менеджментом Общества и Руководителем СВА, чтобы определить, имеются ли препятствия или бюджетные ограничения, которые ограничивают возможности Службы выполнять свои функции.

1.12. Административная подчиненность Руководителя СВА Генеральному директору Общества имеет целью обеспечение текущей деятельности Отдела. Административная подчиненность включает в себя:

• обеспечение исполнения бюджета Службы и ведение управленческого учета;

• обеспечение выполнения административных операций по управлению персоналом Службы;

• обеспечение Службы необходимыми внутренними коммуникациями и информационным обслуживанием;

• обеспечение необходимых условий труда для сотрудников Службы.

1.13. Руководитель Службы внутреннего аудита обязан иметь высшее экономическое (финансовое) или юридическое образование.

1.14. Подбор сотрудников в Службу внутреннего аудита проводит руководитель Службы внутреннего аудита, согласно утвержденной структуре и штату Службы внутреннего аудита.

1.15. Руководители структурных подразделений Службы внутреннего аудита обязаны иметь высшее экономическое (финансовое) или юридическое образование.

1.16. Специалистам Службы внутреннего аудита рекомендуется иметь высшее образование или опыт работы в области аудиторской деятельности 5-6 лет.

Статья 2. Задачи и функции Службы внутреннего аудита

2.1. Основными задачами и функциями Службы внутреннего аудита являются:

2.1.1. контроль за соответствием совершенных в Обществе, его филиалах и структурных подразделениях финансовых и хозяйственных операций интересам Общества с целью защиты активов Общества;

2.1.2. проверка бухгалтерской и оперативной информации, предоставляемой подразделениями исполнительного аппарата, филиалами и представительствами Общества, включая экспертизу средств и способов, используемых для идентификации, оценки, классификации такой информации и составление на ее основе отчетности, а также специальное изучение отдельных статей отчетности, включая детальные проверки операций, остатков по бухгалтерским счетам;

2.1.3. проверка наличия, состояния и обеспечения сохранности имущества Общества, включая оценку организации процессов учета, эффективности использования, исполнения решений органов управления Общества, в отношении использования активов, оценку текущей ликвидности активов;

2.1.4. независимая оценка и анализ финансового состояния Общества в целом, его филиалов и структурных подразделений;

2.1.5. контроль за сделками, в совершении которых имеется заинтересованность и крупными сделками;

2.1.6. контроль за исполнением процедур внутреннего контроля и анализ эффективности системы внутреннего контроля в целом, а также и эффективности контроля отдельных стратегических проектов и направлений деятельности Общества;

2.1.7. Оценка адекватности уровня рисков деятельности Общества, а также отдельных проектов, процессов, решений и сделок целям деятельности и требованиям нормативной базы Общества;

2.1.8. разработка методологий по организации системы внутреннего контроля в Обществе, его филиалах и структурных подразделениях и оказание консультаций по их внедрению;

2.1.9. Активное содействие Совету директоров Общества, Комитету по аудиту и менеджменту Общества, путем оказания соответствующих консультаций:

• в совершенствовании системы корпоративного управления до уровня соответствия лучшим мировым практикам;

• в повышении эффективности системы внутреннего контроля;

• в создании в Обществе эффективно системы управления рисками;

• в проведении внешнего аудита Общества по российским стандартам бухгалтерского учета и международным стандартам финансовой отчетности;

• в создании эффективной системы управления и оценки активов и инвестиций;

• в создании эффективной информационной среды и системы информационной безопасности;

• в создании эффективной системы управления качеством в соответствии со стандартами ISO 9000, ISO 14000 и OHSAS 18000, разработанными Международной организацией по стандартизации.

2.1.10. выявление, классификация и анализ рисков в сфере финансово-экономической деятельности в ходе внутренних аудиторских проверок, разработка предложений по их снижению;

2.1.11. оценка адекватности уровня рисков деятельности Общества, а также отдельных проектов, процессов, решений и сделок целям деятельности и требованиям нормативной базы Общества;

2.1.12. взаимодействие с Ревизионной комиссией Общества и внешними аудиторами, осуществляемое при посредстве Комитета по аудиту Общества;

2.1.13. обеспечение достаточной уверенности в отношении достоверности финансовой отчетности Общества и соблюдения процедур ее подготовки, а также соблюдения требований ведения бухгалтерского учета в Обществе;

2.1.14. своевременное информирование Комитета по аудиту и генерального директора о выявленных отклонениях и нарушениях в деятельности Общества, а также представление предложений по устранению выявленных в ходе проведения проверок и мониторинга нарушений, недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления;

2.1.15. анализ и разработка рекомендаций по повышению эффективности и результативности бизнес-процессов Общества, оценка применяемости стандартов, регламентов и методик, утвержденных и действующих в Обществе;

2.1.16. Оценка соответствия действий сотрудников Общества, принятым нормам корпоративной и деловой этики, стратегическим целям Общества, интересам акционеров;

2.1.17. подтверждение достоверности данных финансовой отчетности, входящих в состав информации, которая подлежит раскрытию Обществом;

2.1.18. осуществление внутреннего контроля в дочерних и зависимых компаниях (Д3О) Общества через избранных в состав Ревизионных комиссий Д3О представителей Общества;

2.1.19. Обеспечение эффективных коммуникаций, в рамках своих функций, с Советом директоров Общества, Комитетом по аудиту, в целях обеспечения Совета директоров Общества и Комитета по аудиту объективной, своевременной, полной и качественной информацией для принятия решений и получения обоснованной уверенности в оценке степени достижении Обществом поставленных целей;

2.1.20. Оказание консультаций менеджменту Общества, по вопросам, входящим в компетенцию внутреннего аудита, при условии сохранения независимости и объективности внутреннего аудита;

2.1.21. Оценка соответствия действующих в Обществе, внутренних организационно- распорядительных документов действующему законодательству, требованиям регулирующих организаций, лучшей мировой практике, решениям органов управления, стратегическим целям Общества, интересам акционеров.

2.1.22. Оценка размера упущенной выгоды и ущерба, причиненного Обществу, действиями сотрудников и третьих лиц.

Статья З. Процедуры внутреннего контроля

3.1.Для осуществления возложенных функций Служба внутреннего аудита проводит следующие процедуры внутреннего контроля:

3.1.1. организует и проводит проверки и служебные расследования по основным направлениям финансово-хозяйственной деятельности Общества;

3.1.2. анализирует и обобщает результаты проверок и служебных расследований по основным направлениям финансово-хозяйственной деятельности Общества;

3.1.3. анализирует эффективность требований, предъявляемых к деятельности структурных подразделений Общества, готовит предложения по их совершенствованию;

3.1.4. координирует работу структурных подразделений Общества при проведении внутренних контрольных мероприятий;

3.1.5. осуществляет контроль за устранением нарушений, выявленных в результате проверок и служебных расследований;

3.1.6. анализирует результаты аудиторских проверок Общества, осуществляет контроль за разработкой и выполнением планов мероприятий, по устранению нарушений, выявленных в ходе аудиторских проверок;

3.1.7. анализирует внутренние и иные документы Общества, регламентирующие финансово-хозяйственную деятельность Общества, разрабатывает предложения по совершенствованию указанных документов;

3.1.8. по поручению Комитета по аудиту или единоличного исполнительного органа рассматривает проекты решений органов управления на предмет их соответствия финансово-хозяйственным интересам Общества;

3.1.9. готовит предложения по совершенствованию процедур внутреннего контроля;

3.1.10. проводит анализ РСБУ, МСФО, управленческой отчетности Общества для целей контроля.

Статья 4. Права, обязанности и ответственность руководителя отдела

4.1. Общая организация работы Службы внутреннего аудита в Обществе возлагается на руководителя Службы внутреннего аудита.

4.2. Руководитель Службы внутреннего аудита действует в соответствии с заключенным с ним договором, условия которого определяются Комитетом по Аудиту. Договор от имени Общества с руководителем Службы внутреннего аудита подписывается Генеральным директором Общества.

4.3. Руководитель Службы внутреннего аудита Общества имеет право:

4.3.1. вносить предложения Комитету по аудиту при Совете директоров Общества об основных направлениях работы Службы внутреннего аудита на текущий период и на перспективу;

4.3.2. контролировать исполнение приказов Генерального директора, решений Совета директоров Общества, рекомендаций и методических указаний аудитора Общества и Комитета по аудиту при Совете директоров Общества;

4.3.3. представлять в Комитет по аудиту предложения о поощрении сотрудников Службы внутреннего аудита или о наложении взыскания за упущения в работе;

4.3.4. вести переписку с дочерними организациями Общества по вопросам, входящим в функции отдела;

4.3.5. вносить предложения в Комитет по аудиту о назначении, перемещении и увольнении работников Службы;

4.3.6. запрашивать и получать в установленном корпоративном порядке от руководителей отделов или отделов Общества, его филиалов или структурных подразделений информацию, документы и иные сведения, необходимые для выполнения возложенных на Службу функций и задач;

4.3.7. обращаться к Председателю Комитета по аудиту Совета Директоров Общества с предложением рассмотреть любой вопрос, относящийся к компетенции Комитета;

4.3.8. присутствовать на заседаниях Правления Общества без права голоса;

4.3.9. представлять интересы Общества на основании доверенности, выданной Генеральным директором.

4.4. Руководитель Службы внутреннего аудита Общества обязан:

4.4.1. принимать достаточные меры, чтобы иметь уверенность в том, что члены Комитета по аудиту имеют полную и объективную информацию о финансовом состоянии Общества, рисках системы корпоративного управления, внутреннего контроля и информационной безопасности. С этой целью Руководитель ОВА:

• Периодически информирует членов Комитета по аудиту в форме письменных и устных сообщений обо всех существенных вопросах, являющихся объектами рассмотрения Службы;

• Выступает инициатором заседаний Комитета по аудиту для обсуждения вопросов, находящихся в компетенции внутреннего аудита;

• Регулярно предоставляет Комитету по аудиту отчет о проделанной работе и выявленных рисках и нарушениях.

4.4.2. представлять 1 (один) раз в квартал информацию (отчет) о деятельности СВА в Комитет по аудиту при Совете директоров Общества. При проведении Службой внутреннего аудита проверки, отчет о результатах проверки направляется Генеральному директору Общества и Комитету по аудиту при Совете директоров Общества. Вся представляемая Обществом в Комитет по аудиту при Совете директоров информация (в том числе отчеты) носит строго конфиденциальный характер и является коммерческой тайной;

4.4.3. анализировать общие результаты деятельности Службы внутреннего аудита и обеспечивать разработку мер по совершенствованию системы внутреннего контроля в Обществе;

4.4.4. содействовать повышению профессионального уровня специалистов Службы внутреннего аудита;

4.4.5. осуществлять иные функции в рамках своих полномочий и в соответствии с настоящим Положением.

4.5. По условиям оплаты труда, медицинского и социально-бытового обслуживания должность руководителя Службы внутреннего аудита приравнивается к должности заместителя Генерального директора.

4.6. Руководитель Службы внутреннего аудита несет ответственность за:

• Составление годового сводного заключения, а также промежуточных отчетов по результатам проверок и контроля за рисками, мониторинга финансово-хозяйственной деятельности и о состоянии системы внутреннего контроля в Обществе;

• качество и своевременность выполнения задач и функций Службы внутреннего аудита;

• выполнение утвержденных планов;

• сохранность служебной информации.

Статья 5. Права, обязанности и ответственность работников Службы Внутреннего аудита

5.1. В соответствии с настоящим Положением работники Службы внутреннего аудита пользуются правами и несут обязанности, вытекающие из задач, функций Службы внутреннего аудита и должностных инструкций.

5.2. Работники Службы внутреннего аудита участвуют в проведении проверок, осуществлении мониторинга и контроля финансово-хозяйственной деятельности Общества, его филиалов и структурных подразделений по направлениям, определяемым задачами Службы внутреннего аудита.

5.3. Работники Службы внутреннего аудита имеют право:

• беспрепятственного допуска в служебные помещения проверяемых объектов;

• опечатывания предоставленных им служебных помещений проверяемых объектов для обеспечения сохранности находящихся в них документов;

• беспрепятственного доступа к необходимой информации, которой располагает Общество, его филиалы, включая компьютерные системы, для осуществления функций Службы внутреннего аудита. Данное право в отношении информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, может быть реализовано в порядке, установленном для работы с документами, составляющими государственную тайну;

• беспрепятственного доступа к документам, относящимся к предмету проверки. Данное право в отношении документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, может быть реализовано в порядке, установленном для работы с документами, составляющими государственную тайну;

• получения отчетов о результатах аудиторской проверки внешних аудиторов, заключений Ревизионной комиссии, актов налоговых проверок Общества;

• расширения круга вопросов (участков) проверки, если выявляется необходимость в таком расширении при выполнении программы проверки;

• получения копий документов, подписанных соответствующим лицом и заверенных печатью;

• копирования отдельных документов, в том числе получения копий файлов, любых записей, хранящихся в локальных вычислительных сетях и автономных компьютерных системах, а также получения расшифровки этих записей. Данное право в отношении информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, может быть реализовано в порядке, установленном для работы с документами, составляющими государственную тайну;

• требования по согласованию с руководителем проверки проведения (или проведения лично с участием привлеченных лиц) полной или частичной инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей для установления их фактического наличия и соответствия данным бухгалтерского учета;

• получения от работников проверяемых участков устных и письменных объяснений по вопросам, возникающим в ходе проведения проверки.

5.4. О случаях предоставления недостоверных документов, отказа в предоставлении информации или письменных обоснований, создания иных препятствий проведению проверки сотрудники Службы внутреннего аудита докладывают руководителю Службы внутреннего аудита, который обращается к исполнительному органу Общества, с требованием о принятии мер ответственности к лицам, виновным в создании препятствий проведению проверки.

5.5. Работникам Службы внутреннего аудита компенсируются все подтвержденные расходы, связанные с осуществлением контрольных мероприятий в рамках утвержденного бюджета.

5.6. Работники Службы внутреннего аудита обязаны:

• придерживаться этических принципов внутреннего аудита. К таким принципам относятся независимость, объективность, ответственность, конфиденциальность;

• соблюдать установленные в Обществе требования по защите инсайдерской информации и информации, относящейся к коммерческой тайне;

• руководствоваться в своей работе действующим законодательством, настоящим Положением, внутренними документами Общества;

• соблюдать трудовую дисциплину;

• обеспечивать надлежащее документирование процесса внутреннего аудита в соответствии с требованиями внутренних документов, регулирующих деятельность Службы внутреннего аудита.

5.7. Работники Службы внутреннего аудита несут ответственность:

• за ущерб, причиненный Обществу в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения своих функций, разглашения конфиденциальной информации и информации, составляющей коммерческую тайну, или иные действия, противоречащие действующему законодательству, Уставу Общества, настоящему Положению;

• искажение либо сокрытие существенных нарушений, которые могут повлечь за собой или повлекли материальный ущерб Обществу;

• использование служебного положения в корыстных целях;

• недобросовестное исполнение служебных обязанностей.

5.8. За неисполнение или некачественное исполнение должностных обязанностей и другие нарушения действующих в Обществе норм и правил на сотрудника СВА может быть наложено взыскание в форме, определяемой действующими организационно-распорядительными документами Общества и Трудовым Кодексом Российской Федерации. Взыскание налагается приказом Генерального директора Общества на основе представления Руководителя СВА;

5.9. Сотрудники Службы внутреннего аудита не несут ответственности за невыполнение своих рекомендаций по устранению нарушений, выявленных в ходе проверок, мониторинга и контроля финансово-хозяйственной деятельности Общества.

5.10. Начальник и сотрудники Службы внутреннего аудита не имеет права осуществлять какие-либо действия, которые могут привести к потере его независимости и объективности, а именно:

5.10.1. участвовать в разработке и внедрении систем и контрольных процедур, или брать под свою ответственность какую-либо управляющую функцию в Обществе;

5.10.2. участвовать в какой-либо деятельности, которые каким-либо образом могут нанести ущерб беспристрастности их оценки или восприниматься как наносящие такой ущерб;

5.10.3. участвовать в проверках областей деятельности, за которые они несли ответственность в течение последних двух лет (за исключением случаев принятия отдельного решения Комитетом по аудиту либо Генеральным директором Общества);

5.10.4. принимать любые управленческие решения, инициировать или утверждать операции, не относящиеся непосредственно к деятельности СВА;

5.10.5. голосовать с правом решающего голоса при обсуждении любых вопросов стратегии и оперативного управления, быть согласующим лицом в процессах принятия решений (за исключением решений, связанных с организацией работы внутреннего аудита);

5.10.6. принимать решения о наложении взысканий на сотрудников Общества, за исключением сотрудников Службы;

5.10.7. отдавать какие-либо распоряжения и указания, регламентирующие действия сотрудников Общества, за исключением указаний по вопросам, связанным с организацией деятельности внутреннего аудита;

5.10.8. разрабатывать организационно-распорядительные и нормативные документы, за исключением документов, регламентирующих деятельность Службы;

5.10.9. требовать от менеджмента Общества исполнения своих рекомендаций.

Статья 6. Организация работы Службы внутреннего аудита

6.1. Служба внутреннего аудита выполняет свою работу на основе плана, который должен включать в себя:

• перечень (график) проводимых проверок в Обществе;

• мероприятия по контролю за рисками;

• мероприятия по оценке существенных элементов системы внутреннего контроля.

6.2. План работы Службы внутреннего аудита формирует руководитель Службы внутреннего аудита на основании собственных предложений, предложений Совета директоров Общества (в лице Комитета по аудиту при Совете директоров Общества), исполнительного органа Общества и Ревизионной комиссии Общества. План работы Службы внутреннего аудита утверждается Комитетом по аудиту Общества.

6.3. Корректировки в утвержденный годовой план работы могут вноситься на основании предложений Исполнительного органа Общества, Комитета по аудиту при Совете директоров Общества.

6.4. Порядок проведения проверок:

6.4.1. план проведения проверок в Обществе определяет срок проведения проверки и должностное лицо, ответственное за организацию проведения проверки;

6.4.2. общий порядок и методика проведения проверок регламентируются отдельными документами, подготовленными руководителем Службы внутреннего аудита, согласованными с Комитетом по аудиту при Совете директоров Общества, утвержденными Исполнительным органом Общества;

6.4.3. в соответствии с графиком проводимых проверок за 5 дней до начала запланированной проверки Руководителем СВА издается Указание по Службе о проведении проверки;

6.4.4. руководитель проверки подготавливает программу конкретной проверки, утверждаемую руководителем Службы внутреннего аудита, в которой уточняются круг филиалов и структурных подразделений Общества, охватываемый проверкой; бизнес-процессы и области аудита проверяемого объекта, подлежащие проверке; порядок и сроки проведения проверки; состав аудиторской команды;

6.4.5. проверки могут осуществляться специалистами Службы внутреннего аудита с привлечением, при необходимости, специалистов других департаментов и отделов Общества, его филиалов и структурных подразделений (экспертов). Привлечение экспертов осуществляется по инициативе руководителя Службы внутреннего аудита и согласовывается с Комитетом по аудиту и Исполнительным органом Общества;

6.4.6. проверки проводятся путем сбора и анализа информации, относящейся к проверяемому участку деятельности ревизуемого объекта. Специалисты Службы внутреннего аудита и привлеченные к проверке эксперты в ходе проверки выявляют ошибки, неточности и незаконные действия при выполнении соответствующих финансово-хозяйственных операций;

6.4.7. организационное обеспечение и представление необходимых документов для проведения проверок осуществляется руководителями подразделений исполнительного аппарата Общества по запросам Службы внутреннего аудита в трехдневный срок;

6.4.8. по завершении проверки, в срок не позднее десяти дней, составляется акт (отчет) проверки, в котором должно содержаться исчерпывающее мнение принимающих участие в проведении проверки специалистов, о соответствии представленной финансовой и иной информации объекта действительному положению дел, а также рекомендации и предложения по устранению выявленных в ходе проверки недостатков и нарушений;

6.4.9. акт проверки направляется для комментариев руководителям подразделений Общества, деятельность которых проверялась. В случае отказа руководителя подразделения Общества, деятельность которого проверялась, дать комментарии к выявленным в ходе проверке рискам, сотрудниками департамента внутреннего аудита делается в акте проверки соответствующая отметка. К акту прилагаются объяснения по изложенным в нем фактам, а также копии необходимых документов за подписью руководителя проверяемого подразделения Общества;

6.4.10. акт проверки предназначен для служебного пользования. Акт проверки предоставляется Комитету по аудиту, Генеральному директору Общества, руководству проверяемого объекта. Экземпляр акта проверки подлежит хранению в Службе внутреннего аудита в течение 5-тилет со дня окончания проверки и предоставляется по требованию действующему составу Совета директоров Общества.

6.4.11. В случае выявления в ходе аудита обстоятельств, создающих существенную угрозу безопасности Общества, либо ущерб интересам акционеров, Руководитель СВА обязан немедленно, не ожидая окончания аудита, поставить в известность о возникновении указанных обстоятельств Генерального директора Общества и Комитет по аудиту.

6.4.12. Служба внутреннего аудита уведомляется о плане мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений с указанием ответственных лиц, который составляется на проверенном объекте. По ходатайству Службы внутреннего аудита Исполнительным органом Общества может быть назначена повторная проверка объекта для контроля за выполнением вышеуказанного плана.

6.4.13. руководители и иные должностные лица проверяемого объекта обязаны:

а) создавать проверяющим условия, обеспечивающие эффективное проведение проверки, предоставлять транспорт (по необходимости), всю необходимую документацию, а также давать по их запросу (устному или письменному) разъяснения в устной или письменной форме;

б) не допускать каких-либо действий, направленных на ограничение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении проверки. Виновные в этом должностные лица проверяемых объектов могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности.

6.5. Порядок контроля за рисками:

6.5.1. общий порядок и методика контроля за рисками регламентируются отдельными документами, подготовленными руководителем Службы внутреннего аудита;

6.5.2. по результатам работы по контролю за рисками Службой внутреннего аудита составляются квартальные и полугодовые отчеты, содержащие следующие сведения:

• обзор оперативных, финансовых, стратегических и других рисков Общества;

• оценка и анализ выявленных рисков;

• контроль за функционированием системы риск - менеджмента в Обществе.

6.5.3. Квартальные отчеты представляются на рассмотрение Исполнительному органу Общества.

6.6. Порядок оценки существенных элементов системы внутреннего контроля:

6.6.1. общий порядок и методика оценки существенных элементов системы внутреннего контроля регламентируются отдельными документами, подготовленными руководителем Службы внутреннего аудита;

6.6.2. по результатам работы по оценке существенных элементов системы внутреннего контроля составляется квартальные и годовой отчеты, содержащие следующие сведения:

• описание системы внутреннего контроля оцениваемого бизнес-процесса и методов, используемых для оценки ее эффективности;

• оценку эффективности системы внутреннего контроля оцениваемого бизнес-процесса;

• мероприятия по повышению эффективности оцениваемого бизнес-процесса.

6.6.3. оперативные результаты проводимого мониторинга финансово- хозяйственной деятельности компании доводятся до сведения Комитета по аудиту, Исполнительного органа Общества в форме и в сроки, установленные документами, регламентирующими порядок и методику проведения мониторинга.

6.6.4. Квартальные отчеты представляются на рассмотрение Комитета по аудиту, Генерального директора, Правления Общества.

6.6.5. Годовые отчеты представляются на рассмотрение Комитета по аудиту при Совете директоров Общества, Совету директоров Общества.

6.7. Порядок проведения мониторинга ФХД:

6.7.1. общий порядок и методика проведения мониторинга финансово-хозяйственной деятельности регламентируются отдельными документами, подготовленными руководителем Службы внутреннего аудита;

6.7.2. мониторинг финансово-хозяйственной деятельности включает процедуры, позволяющие своевременно выявлять любые отклонения в финансово- хозяйственной деятельности путем реализации следующих основных функций:

• проверка исполнения контрольных показателей бюджетов (ежеквартальных и годовых) и иных финансово-экономических планов Общества;

• ежеквартальный контроль ликвидности предприятия, его платежеспособности, оборачиваемости кредиторской и дебиторской задолженности.

6.7.3. оперативные результаты проводимого мониторинга финансово- хозяйственной деятельности компании доводятся до сведения Комитета по аудиту и Исполнительного органа Общества в форме и в сроки, установленные документами, регламентирующими порядок и методику проведения мониторинга.

6.7.4. в случае выявления существенного отклонения контролируемых показателей финансово-хозяйственной деятельности Общества, руководитель Службы внутреннего аудита доводит до сведения Комитета по аудиту и Исполнительного органа Общества информацию об изменении контрольных показателей с указанием возможных причин отклонения в течение 2 рабочих дней с момента обнаружения;

6.7.5. Служба внутреннего аудита составляет отчет о результатах мониторинга финансово-хозяйственной деятельности Общества и представляет его на рассмотрение Комитета по аудиту, Генеральному директору и Правлению Общества;

6.8. Для обеспечения деятельности Службы внутреннего аудита составляется бюджет Службы на каждый год с отражением всех необходимых расходов для выполнения задач и функций, установленных данным положением. Бюджет Службы внутреннего аудита формируется руководителем Службы внутреннего аудита, утверждается Комитетом по аудиту при Совете директоров Общества.

Статья 7. Организация труда и ответственность сотрудников внутреннего аудита

7.1. Порядок оплаты труда и мотивации сотрудников СВА определяется "Положением об оплате труда персонала Службы внутреннего аудита", утверждаемым Комитетом по аудиту.

7.2. Порядок организации работы сотрудников СВА определяется организационно-распорядительными документами Общества, внутренними документами Службы и указаниями Руководителя СВА.

7.3. Сотрудники Службы страхуются за счет Общества на случай смерти и потери трудоспособности в результате несчастных случаев.

7.4. Сотруднику СВА запрещается, без согласования с Руководителем СВА, разглашать любую информацию, которая стала ему известна в результате проведения проверок и исполнения иных служебных обязанностей.

7.5. Сотрудник СВА несет дисциплинарную и иную установленную Законодательством и внутренними документами Общества ответственность за:

• умышленное сокрытие фактов нарушений и рисков, выявленных при проведении аудита;

• недостоверность предоставляемой информации, некачественное и несвоевременное исполнение возложенных на него задач;

• разглашение информации, способное нанести ущерб интересам Общества;

• иные нарушения, в соответствии с действующими внутренними документами Общества.

7.11. За неисполнение или некачественное исполнение должностных обязанностей и другие нарушения действующих в Обществе норм и правил на сотрудника СВА может быть наложено взыскание в форме, определяемой действующими организационно-распорядительными документами Общества и Трудовым Кодексом Российской Федерации. Взыскание налагается приказом Генерального директора Общества на основе представления Руководителя СВА.

7.12. Сотрудники СВА направляются на дополнительное профессиональное обучение и повышение квалификации за счет Общества в соответствии с "Положением об оплате труда персонала Службы внутреннего аудита":

• для подтверждения и продления имеющихся у них профессиональных аттестатов и лицензий, используемых ими при исполнении служебных обязанностей;

• для повышения профессиональной квалификации и приобретения новых профессиональных навыков в случае необходимости таких навыков при исполнении ими служебных обязанностей.

Задание 4. Разработать должностную инструкцию внутреннего аудитора

Утверждено Советом директоров

ОАО "______________________"

"______"________________2010 г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Внутреннего аудитора

1. Общие положения

1.1. Внутренний аудитор относится к категории специалистов.

1.2. На должность внутреннего аудитора назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (экономическое) образование, дополнительную специальную подготовку, стаж бухгалтерской работы не менее 2 лет; 3 лет; др.) в том числе в качестве аудитора не менее (1 года; 2 лет; др.).

1.3. Внутренний аудитор должен знать:

1.3.1. Нормативные и методические материалы, регламентирующие производственно-хозяйственную деятельность предприятия.

1.3.2. Рыночные методы хозяйствования, закономерности и особенности развития экономики.

1.3.3. Профиль, специализацию и особенности структуры предприятия.

1.3.4. Аудит, аудиторские методики и процедуры, стандарты внутреннего аудита.

1.3.5. Порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, международные стандарты бухгалтерского учета.

1.3.6. Методы анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия.

1.3.7. Правила проведения проверок и документальных ревизий.

1.3.8. Денежное обращение, кредит, порядок ценообразования.

1.3.9. Правила организации и ведения бизнеса.

1.3.10. Основы налоговой системы, порядок исчисления налогов.

1.3.11. Трудовое, финансовое, налоговое и хозяйственное законодательство.

1.3.12. Основы маркетинга, основы администрирования.

1.3.13. Этику делового общения.

1.3.14. Средства вычислительной техники, коммуникации и связи.

1.3.15. Экономику и организацию производства, труда и управления.

1.3.16. Трудовое законодательство и правила, нормы охраны труда.

1.4. Назначение на должность внутреннего аудитора и освобождение от должности производятся приказом руководителя предприятия.

1.5. Внутренний аудитор подчиняется непосредственно руководителю предприятия; первому заместителю руководителя предприятия.

1.6. На время отсутствия внутреннего аудитора (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности выполняет лицо, назначенное в установленном порядке. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.

2. Должностные обязанности внутреннего аудитора

2.1. Осуществляет проверку финансовой и управленческой отчетности предприятия, анализирует ее достоверность, оценивает своевременность ее составления и представления.

2.2. Организует унификацию и стандартизацию учетных процессов.

2.3. Подготавливает и представляет для утверждения руководству предприятия план аудиторских работ, бюджет аудиторских работ.

2.4. Проводит сплошные ревизии и проверки в подразделениях предприятия в соответствии с утвержденным планом.

2.5. Осуществляет контроль над выполнением бюджета предприятия.

2.6. Осуществляет проверку сохранности и эффективности использования активов предприятия, контролирует доступ работников предприятия к активам и финансовой информации.

2.7. Осуществляет экспертную оценку проектов контрактов, контролирует своевременность и полноту отражения в учетных документах совершаемых сделок (заключаемых договоров) и их результатов.

2.8. Выявляет внутренние резервы предприятия и определяет пути их эффективного использования.

2.9. Проводит мониторинг расходования фондов по разным проектам или программам, осуществляет анализ доходов и расходов предприятия, оптимизацию и планирование налогов.

2.10. Проводит выборочные ревизии с целью выявления и ликвидации задолженностей и недостач, осуществляет контроль над выполнением предприятием и его контрагентами своих обязательств, анализирует дебиторскую и кредиторскую задолженности, дает оперативные указания по уменьшению задолженностей.

2.11. Разрабатывает рекомендации и план действий по устранению выявленных отклонений от планов; рекомендации, позволяющие снизить уровень риска отдельных операций или минимизировать возможные потери.

2.12. Определяет и анализирует возможные внешние и внутренние риски при разработке и внедрении новых проектов на предприятии.

2.13. Осуществляет надзор за работой персонала в части финансов, анализирует должностные инструкции, определяет соответствие распределения обязанностей требованиям производственного, управленческого и финансового процесса, осуществляет разграничение полномочий, вносит предложения менеджеру по персоналу по внесению объективных изменений в положения о подразделениях, должностные инструкции.

2.14. Разрабатывает финансовые регламенты для финансовой политики предприятия в целом, отдельных процедур, инструкций и иной документации.

2.15. Принимает участие в формировании сводной и консолидированной отчетности.

2.16. Осуществляет подготовку предприятия к внешнему аудиту.

2.17. Выполняет временные или постоянные обязанности, не связанные с внутренним аудитом, по распоряжению руководителя предприятия (поддержка бухгалтерского отдела, анализ инвестиционных проектов, проведение сверки с поставщиками и т.д.).

2.18. Консультирует руководство предприятия по вопросам аудита.

2.19. Составляет отчеты о проделанной работе, аналитические и докладные записки, дает экспертные заключения, др.

3. Внутренний аудитор имеет право

3.1. На доступ во все подразделения предприятия, к любой информации предприятия, необходимой для проведения аудита.

3.2. Давать обязательные к исполнению указания персоналу по приведению отчетной документации в соответствие с внутренними документами и законодательством, по исправлению ошибок и неточностей, принятию мер в связи с выявленными недостатками.

3.3. Получать от ответственных работников объяснения по вопросам, возникающим в ходе проведения ревизий и аудита.

3.4. Давать распоряжения персоналу по подготовке предприятия к внешнему аудиту.

3.5. Давать рекомендации руководству по изменению системы контроля на предприятии, а также изменению управленческой политики на предприятии.

3.6. Знакомиться с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.

3.7. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями.

3.8. Требовать от руководства предприятия обеспечения организационно-технических условий и оформления установленных документов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.

4. Внутренний аудитор несет ответственность

4.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, установленных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

4.2. За правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, - в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.3. За причинение материального ущерба предприятию - в пределах, установленных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция внутреннего аудитора разработана в соответствии с ______________________________.

Список использованной литературы

Кодексы, законы, положения, приказы

9. Налоговый кодекс Российской федерации. Части первая и вторая;

10. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая;

11. Федеральный закон № 307 "Об аудиторской деятельности" от 30.12.08;

12. Федеральный закон "О бухгалтерском учете" №129-ФЗ от 21.11.1996 г. (с изменениями и дополнениями);

13. Постановление № 696 Правительства РФ "Об утверждении Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности" от 23.09.02 и т. д.

Учебники и учебные пособия

6. Кодекс этики профессиональных бухгалтеров и Международные стандарты аудита, 2009 г. - М.: МЦРСБУ, 2009.

7. Пугачев В.В. Внутренний аудит и контроль: учебник. - М.: Дело и Сервис, 2010;

8. Сотникова Л.В. Внутренний контроль и аудит. - М.: Финстатинформ, 2000;

Справочные поисковые системы

9. СПС "Консультант Плюс"

Интернет-ресурсы

10. www.iia-ru.ru - сайт российского филиала Института внутренних аудиторов.

Дата выполнения работы:

Подпись студента:

- 7 -

Показать полностью…
Похожие документы в приложении