Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Курсовая «Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования» по Экономике (Силантьев В. Б.)

Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Кафедра экономической теории

КУРСОВАЯ РАБОТА

по экономической теории на тему:

"ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ"

Преподаватель: Подлесная Н.В.

Выполнил: студент 2 курса

Специальность Финансы и кредит

Группа периферия

Личное дело № 09ФФД10455

Носов А.С.

Архангельск

2009

Содержание:

1.Введение. 3

2.Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции.4

3.Профицит и дефицит бюджета. Мультипликатор сбалансированного бюджета11

4.Балансирование госбюджета и его особенности в России.19

5.Практикум.22

6.Заключение.23

7.Список используемой литературы.25

Введение

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система, которая позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах общества. Бюджет государства, денежное обращение - это своеобразное зеркало государства, отражающее его экономическое и социальное состояние и политическое положение.

В рыночной экономике значительно возрастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики. Это определяет место, занимаемое бюджетной системой в экономике страны.

Государственный бюджет как экономическая категория представляет собой сложную систему социально-экономических отношений, развивающихся в обществе в процессе формирования, распределения и использования централизованных финансовых ресурсов, создаваемых на различных уровнях управления народным хозяйством и предназначенных для обслуживания общественных потребностей. При этом государственный бюджет интегрирует все социально - экономические отношения, складывающиеся в обществе в процессе формирования, распределения и использования централизованного денежного фонда страны.

Актуальны вопросы повышения доходности бюджета и оптимизации его расходов, проблемы сбалансированности государственного бюджета и необходимости управления государственным долгом - именно эти финансовые аспекты бюджетного устройства определяют уровень социально-экономического развития страны, качество жизни населения.

В конечном итоге, именно эти показатели и показывают эффективность всей проводимой государством экономической политики.

1.Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции.

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет. Денежные средства на выполнение этой задачи берутся именно из государственного бюджета.

Бюджет является важным звеном финансовой системы страны. Аккумулируя с помощью государственного бюджета денежные средства, государство через финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, вооружённых сил, правоохранительных органов, выполнение различных социальных программ и т.д Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей.

На основании этого можно сделать вывод, что государственный бюджет - это законодательно утвержденный финансовый план государства на определенный период времени, разработанный в целях систематизации, учета и контроля государственных доходов и расходов.

Как финансовый план государственный бюджет состоит из доходов и расходов. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств перераспределения национального дохода и внутреннего валового продукта (ВВП), что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

Существование госбюджета в качестве самостоятельной сферы распределения объективно предопределено самим общественным производством, развитие которого нуждается в соответствующих централизованных ресурсах. Централизация денежных средств необходима для организации бесперебойного кругооборота в масштабах всего национального хозяйства, что обеспечивает функционирование экономики в целом.

Разработка и исполнение бюджетов любого уровня представляет собой чрезвычайно сложную процедуру, включающую его составление, рассмотрение, утверждение, собственно исполнение, а также контроль за исполнением, что получило название бюджетного процесса.

Непосредственная работа по составлению проектов бюджетов проводится Министерством Финансов РФ, а также налоговыми и таможенными органами.

Составленный и согласованный проект федерального бюджета Правительство РФ вносит на рассмотрение в Государственную Думу. Вместе с ним направляется ряд документов, отражающих прогнозы социально-экономического развития страны на предстоящий период, направления бюджетной и налоговой политики, федеральные целевые программы и т. п. Одновременно в Государственную Думу вносятся проекты федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов.

Следующая стадия бюджетного процесса - его рассмотрение и утверждение в законодательных органах: Федеральном Собрании РФ, представительных органах субъектов Федерации и местных самоуправлениях. Проект федерального бюджета и сопутствующие документы направляются в Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы для принятия бюджета к рассмотрению Госдумой. Все материалы передаются Президенту РФ, Совету Федерации, комитетам Думы и в Счетную палату.

Получив заключения от комитетов, Государственная Дума начинает рассмотрение бюджета в нескольких чтениях. Принятый Госдумой бюджет, по Конституции, в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации. В случае его отклонения Федеральным Собранием бюджет передается в Госдуму для повторного голосования и считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов (ст. 105 Конституции РФ).

Принятый Федеральный закон о бюджете в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания. После этого начинается непосредственное исполнение бюджета, организуемое Кабинетом министров РФ по согласованию с нижестоящими исполнительными органами.

Рассмотрим структуру государственного бюджета.

Бюджетная система в первую очередь определяется действующим государственным устройством. В унитарных (единых) государствах бюджетная система включает два звена: государственный бюджет и многочисленные местные бюджеты. В федеративных же государствах, каковым является Россия, бюджетная система состоит из трех звеньев:

> государственный бюджет (или федеральный бюджет, или бюджет центрального правительства);

> бюджеты членов федерации (штатов - в США, земель - в ФРГ, субъектов Федерации - в России);

> местные бюджеты.

Бюджетная система РФ включает три уровня:

1. Федеральный бюджет решает такие задачи, как национальная оборона, обустройство и охрана госграниц, научные исследования;

2. Задачи, решаемые на уровне субъекта Федерации: финансирование приоритетных для данного региона экономических программ, ЖКХ и т.д.;

3. На местном уровне решают следующие задачи: содержание органов местного самоуправления, спорт, культура.

При этом бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней, т.е. бюджеты субъектов РФ не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.

Совокупность бюджетов всех уровней образует консолидированный бюджет, который определяется Бюджетным кодексом как свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории.

Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований.

Консолидированный бюджет РФ - это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты всех субъектов федерации. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или страны в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.

Бюджетная система РФ включает:

* Федеральный бюджет РФ;

* 21 республиканский бюджет республик в составе РФ;

* 55 краевых и областных бюджетов; бюджеты 2 городов: Москвы и Санкт - Петербурга;

* 1 бюджет автономной области;

* 10 бюджетов автономных округов;

* 29 000 местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские).

Функции государственного бюджета будут следующие:

> распределительная;

> контрольная;

> стимулирующая;

> социальная;

> функция по обеспечению существования государства.

Проявление распределительной функции обусловлено тем, что происходит концентрация денежных средств в руках государства, далее эти средства распределяются и перераспределяются между отдельными отраслями и сферами деятельности, между отдельными слоями населения и между некоторыми видами услуг. В результате формируются различные фонды денежных ресурсов (государственные, местные бюджеты, пенсионные фонды, фонды социальной защиты и др.).

Стимулирующая функция проявляется в том, что государство, регулируя экономические отношения (с помощью распределительной функции), способно усиливать или сдерживать темпы роста производства, изменять структуру спроса и предложения, т.е. воздействует на экономику в зависимости от ситуации в стране.

Социальная функция проявляется в финансировании социальных программ, направленных на развитие здравоохранения, образования и т.п.

С помощью контрольной функции возможно определить своевременность и полноту ресурсов, поступающих в распоряжение государства, как они распределятся и эффективно ли используются. Финансовый контроль осуществляется за производством, распределением и потреблением совокупного общественного продукта и национального дохода, за пропорциями, складывающимся в процессе перераспределения национального дохода.

Образование и использование общегосударственного фонда денежных ресурсов состоит из доходной и расходной частей. Доходная часть бюджета (государственные доходы) показывает, откуда поступают денежные ресурсы для финансирования расходов государства. Доходы и расходы государства распределяются соответственно по бюджетам разного уровня:

* центральных (федеральных) властей - самые крупные доходы и расходы;

* региональных и местных. Каждый из них имеет свои источники доходов и сферы их использования.

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Состав бюджетных доходов, их структура органически связаны с объемами общественного продукта и национального дохода и определяются финансовой политикой государства. В Российской Федерации доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов (налоги на прибыль, на имущество, за пользование природными ресурсами и т.д.) , а также за счет безвозмездных перечислений. Формирование доходной части бюджета с переходом на рыночные отношения имеет в основном налоговый характер и составляют около 84% бюджетного фонда государства. С помощью налогов государство осуществляет решение возложенных на него функций и задач.

Исполнение федерального бюджета по доходам является важной частью процесса исполнения федерального бюджета, поскольку финансирование расходов осуществляется по мере поступления доходов в бюджет. Следовательно, если не поступают в полном объеме, то и расходы не могут быть профинансированы в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями.

Расходы государственного бюджета, являясь важной составляющей частью государственных расходов, выражают в целом экономические отношения, возникающие в связи с использованием средств общегосударственного денежного фонда.

Расходы бюджета - это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Расходы в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные.

Расходы государственного бюджета страны включают следующие основные группы:

> военные расходы, т.е. расходы на национальную оборону, а также выплату пособий инвалидам и ветеранам; перевооружение армии;

> расходы на социально-культурные нужды - льготы, стипендии (134млн россиян пользуются льготами).

> расходы на развитие экономики;

> расходы на поддержание хозяйственной коньюктуры (переписи населения, сельскохозяйственная перепись и т.п.);

> расходы на содержание внутренних органов (суд, ОВД);

> заработная плата бюджетников (работникам образования, здравоохранения);

> выплаты процентов по государственным долгам.

> трансферт - государство производит социальные выплаты особо нуждающимся слоям населения по социальному страхованию и обеспечению, пенсий по старости, пособий на детей, по инвалидности и безработице, и т.п. Через трансфертные платежи правительство изменяет структуру производства товаров частного сектора.

Основная часть расходов федерального бюджета направляется на выплаты населению, в том числе - через бюджеты регионов и государственных внебюджетных фондов.

2.Профицит и дефицит бюджета. Мультипликатор сбалансированного бюджета.

Бюджет может иметь три вида итога: баланс, профицит и дефицит.

Баланс бюджета - это равенство его доходов и расходов. Дефицит представляет собой превышение расходов над доходами, а превышение доходов над расходами составляет профицит.

Существуют различные и довольно противоречивые мнения по поводу роли и значения дефицита бюджета в развитии экономики. Сторонники концепции хронического дефицита находят в нем следующие положительные черты:

- для состояния экономики он не представляет опасности, т.к. расходы превышая доходы стимулируют экономику (способствуют росту благосостояния страны). Исключением является только отрицательное сальдо внешнеторгового баланса, т.к. это означает утечку средств за границу;

- дефицит бюджета означает увеличение доходов получателей денежных средств, что способствует росту покупательной способности, производительности труда и расширению национального производства. Это в свою очередь, приводит к росту налоговых поступлений в бюджет.

Экономисты неоклассического направления высказывают следующие опасения по поводу дефицита бюджета:

- сегодняшние дефициты неизбежно потребуют более высоких налогов в будущем;

- для покрытия дефицита бюджета будут привлекаться другие доходы: эмиссии денег и займов, кредитов и т.д., что приведет к расстройству денежно-кредитной системы, инфляции и девальвации рубля, росту внутреннего и внешнего долга государства. Соответственно произойдет замедление рыночных преобразований в РФ.

Причинами дефицита бюджета могут являться:

> спад общественного производства;

> значительный объём капиталовложений;

> чрезвычайные обстоятельства (стихийные бедствия);

> высокие военные расходы;

> неэффективная внешнеэкономическая политика;

> огромные непроизводительные расходы, хищения;

> истощение месторождений полезных ископаемых;

> в связи с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики и др.

Размеры дефицитов колеблются в зависимости от конкретной экономической ситуации. При неблагоприятных экономических условиях дефициты возрастают.

Обобщение причин возникновения дефицита бюджета позволяет выделить следующие виды:

1) чрезвычайный дефицит (войны, стихийные бедствия), от него трудно застраховаться, для предупреждения и ликвидации последствий создаются внебюджетные и резервные фонды;

2) структурный дефицит - это разность между федеральными доходами и расходами в условиях полной занятости;

3) циклический дефицит - разность между реальным и структурным дефицитом бюджета;

4) действительный дефицит - возникает в связи с постоянным увеличением расходов и реальным отставанием от них доходов;

5) временный дефицит - в его основе лежит ряд объективных (стихийные бедствия) и субъективных причин (ошибки в планировании, колебание цен на мировом рынке);

6) хронический дефицит - возникает в течение длительного периода времени. Причинами его являются длительный цикл экономического кризиса, длительные войны и др.;

7) первичный дефицит - это разница между доходами бюджета и его расходами без учёта процентных выплат по государственному долгу;

8) а с учётом процентов можно выделить конечный дефицит.

Классификация видов дефицита бюджета, анализ его причин, оптимизация структуры источников финансирования дают возможность разрабатывать систему мероприятий по прогнозированию и сокращению дефицита, по реформированию бюджетной и налоговой системы, межбюджетных отношений, направленных на стабилизацию финансового положения в стране.

Источники финансирования дефицита федерального бюджета делятся на внутренние и внешние.

К внутренним источникам относятся:

- кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в валюте Российской Федерации (в рублях);

- государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

- бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

- поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;

- сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;

А к внешним источникам относятся:

- государственные займы, получаемые в иностранной валюте, путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

- кредиты правительств иностранных государств, банков, фирм, международных финансовых организаций;

- кредиты международных финансовых организаций, представленные в иностранной валюте, привлеченные Российской Федерацией.

Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации могут быть внутренние источники в следующих формах:

- бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

- кредиты, полученные от кредитных организаций;

- поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъекта РФ;

- изменения остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта РФ;

Профицит же представляет собой превышение доходов федерального правительства над его общими расходами. Увеличение в доходах увеличивает профицит и сокращает бюджетный дефицит. Государственные расходы и подоходные налоги оказывают не только непосредственное воздействие на профицит, но и косвенное воздействие, влияя на объем производства и доходы.

Увеличение государственных расходов сокращает профицит на сумму расходов, но оно часто компенсирует это сокращение ростом налогов, которое вытекает из увеличения в доходах, вызванного увеличением в совокупном спросе. Вполне вероятно, что увеличение налоговой ставки, сохраняющей государственные расходы на постоянном уровне, может увеличить профицит, возможно, что конечный результат будет гораздо меньшим, чем первоначально запланированный, потому что увеличение налоговой ставки ведет к снижению уровня доходов. Профицит при допущении полной занятости - профицит, который может образоваться в случае, если экономика находится в состоянии полной занятости. Это важное понятие и лучший метод управления фискальной политикой, чем метод предусматривающий простой учет профицит и бюджетного дефицита при любом уровне экономической активности. Профицит при допущении полной занятости предусматривает средства оценки политики, не зависящие от конкретного состояния цикла деловой активности. Применяя такой подход, вырабатывающие политику могут оценивать уровень профицита или дефицита, вызванного фискальной политикой в условиях полной занятости.

Графически изобразить дефицит и профицит можно следующим образом:

T, G

сбалансированный

бюджет

бюджетный E - профицит

дефицит

Y

G - Государственные расходы; T - налоговые поступления; Y - доход. В точке E - сбалансированный бюджет, т.е. налоговые поступления равны государственным расходам T=G

Формула для избытка бюджета при допущении полной занятости имеет следующий вид:

BS = t * Y - G - TR, где:

BS - профицит в условиях полной занятости;

t - налоговая ставка;

Y - доход при полной занятости;

G -государственные закупки;

TR - трансферные платежи

Разница между фактическим профицитом и бюджетным избытком при полной занятости предоставляет собой налог. Разница указывает на присутствие экономического спада. Если производство ниже уровня полной занятости, профицит при полной занятости будет превышать фактический профицит (возможно также, что при объемах производства ниже уровня полной занятости будет иметь место дефицит бюджета).

В пользу существования профицитного бюджета традиционно приводятся следующие доводы:

Во-первых, профицит, частично преобразуемый в финансовый резерв, позволяет снизить зависимость экономики от внешних факторов (в частности, конъюнктуры мировых цен на энергоносители). В этом смысле профицит (финансовый резерв) может быть использован как экономический стабилизатор. В менее успешные годы могут быть использованы средства, накопленные в более успешные годы.

Во-вторых, профицитный бюджет позволяет осуществлять гибкую политику выплат по внешнему долгу.

В-третьих, профицит может рассматриваться как способ мягкого регулирования денежного предложения путем изъятия денежной массы из экономики с целью укрепления национальной валюты и подавления инфляции.

В законодательстве многих стран присутствует правовая норма, запрещающая формировать и принимать бюджет с превышением доходов над расходами. В России Бюджетным кодексом РФ предусмотрено, что любой бюджет (федеральный, региональный, местный) должен составляться и утверждаться без профицита бюджета. Как правило, средства, полученные при профиците бюджета, направляются на пополнение резервов, на дополнительное погашение долговых обязательств, на покрытие расходов, предусматриваемых в бюджете на очередной финансовый год

Рассмотрим мультипликатор сбалансированного бюджета.

Мультипликатор государственных расходов представляет собой отношение изменения равновесного ЧНП (чистый национальный продукт) к изменению объёма государственных расходов. Мультипликатор сбалансированного бюджета устанавливает, что прирост правительственных расходов, сопровождаемый равными по величине приростом налогов имеет своим результатом увеличение выпуска продукции (т.к. прирост государственных расходов приводит к незамедлительному увеличению совокупного спроса на величину этого прироста, в то время как прирост налогов сокращает уровень потребительского спроса на гораздо меньшую величину).

Мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице. Одинаковое увеличение налогов и государственных расходов вызовет прирост ЧНП на величину, равную приросту объема государственных расходов и налогов. Предположим, что объем государственных закупок увеличивается от нуля до 100 и на такую же величину возрастают налоги. Инвестиции равны 250, а показатель MPC составляет 0,75. Прирост правительственных расходов почти сразу вызывает увеличение совокупного спроса на 100 единиц. И одновременно прирост налогов сокращает величину располагаемого дохода на 100 единиц. Однако и этот пункт является здесь ключевым - сокращение располагаемого дохода на 100 единиц уменьшает совокупный спрос только на 75 (0,75 * 100), т.е. на величину равную произведению MRC и суммы сокращения располагаемого дохода. Таким образом, спрос на товары при первоначальном равновесном уровне доходов вырос на 100 единиц (из-за увеличения государственных закупок) и одновременно снизился на 75 (из-за увеличения налогов). Итак, при исходном уровне доходов равном 1000, совокупный спрос показывает чистый прирост в 25 единиц. Следовательно, выпуск продукции увеличился. И этот прирост равновесного выпуска продукции равен величине мультипликатора 4, помноженной на сумму прироста спроса при исходном уровне выпуска продукции в 1000 единиц.

На рисунке показано, как влияние со стороны возросших государственных расходов и сократившегося уровня потребления, взятых вместе, перемещает кривую АД (совокупный спрос) вверх, в положение АД1

Рис. Совместное влияние увеличения государственных расходов и роста налогов.

Государственные расходы возрастают с нуля до 100, и одновременно на 100 единиц увеличиваются налоги. Кривая АД перемещается вверх на 25 пунктов. Новая кривая совокупного спроса АД1 пересекает биссектрису системы координат в точке Е1. Это означает, что равновесный уровень доходов теперь выше, чем он мог бы быть при полном отсутствии государственных расходов и налогообложения. Новый равновесный уровень доходов равен 1100(1000 +4*25). Величина прироста равновесного уровня доходов может быть вычислима с помощью стандартной формулы мультипликатора: мультипликатор - прирост расходов при исходном, первоначальном уровне доходов. Данный пример является хорошей иллюстрацией особого варианта фискальной политики: фискального расширения сбалансированного бюджета, когда и налоги и правительственные расходы увеличиваются на одинаковую величину. В этом случае мы получаем эффект действия мультипликатора сбалансированного бюджета.

Мультипликатор сбалансированного бюджета действует вне зависимости от величины предельных склонностей к потреблению и сбережению. При неизменном данном уровне инвестицией результат действия мультипликатора сбалансированного бюджета будет еще более специфичен. Величина мультипликатора сбалансированного бюджета в этом случае будет в точности равна 1.

3.Балансирование госбюджета и его особенности в России.

Бюджетная политика основана на нескольких теоретических концепциях, которые приведены ниже:

1. Среднесрочное бюджетирование.

До последнего времени ежегодно балансируемый бюджет считался целью фискальной политики. Однако такое состояние бюджета уменьшает стабилизирующую, антициклическую направленность фискальной политики. Сбалансирование бюджета может даже усугубить колебания экономического цикла. При наличии безработицы и падении доходов населения налоговые поступления автоматически сокращаются. В этом случае для сбалансирования бюджета государству необходимо либо повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо осуществить оба эти действия. Итогом будет сокращение совокупного спроса и еще большее падение производства.

2. Бюджет, балансируемый на циклической основе. Согласно этой концепции бюджет балансируется в ходе экономического цикла, а не ежегодно. Для предотвращения спада производства государство снижает налоги и увеличивает расходы, намеренно создавая дефицит. При последующем подъеме экономики государство увеличивает налоги и сокращает расходы, а возникающие бюджетные излишки направляются на погашение дефицитов в годы спада. Таким образом, проводится антициклическая фискальная политика и балансирование бюджета в течение экономического цикла. Слабым звеном этой концепции является то, что спады и подъемы могут быть неодинаковы по глубине и длительности, что может нарушить циклическую сбалансированность бюджета.

3. Концепция фискальных финансов состоит в том, что их целью является балансирование экономики в целом для достижения макроэкономической стабильности, обеспечения неинфляционной полной занятости. Балансирование бюджета при этой концепции является второстепенной задачей, допускается как наличие дефицитов бюджета и государственного долга, так и бюджетных излишков. В данном случае предполагается, что налоговая система обеспечит поступления в бюджет автоматически по мере экономического роста, а макроэкономическая стабильность будет стимулировать этот рост, в результате чего дефицит будет самофинансироваться. Помимо этого, государство практически неограниченно может манипулировать налогами и покрывать дефициты бюджета. В данной концепции предполагается также, что наличие дефицитов и крупного государственного долга для нормальной экономики не опасны.

Фискальная политика, ориентированная на концепции бюджета, балансируемого на циклической основе и функциональных финансов, предполагает разработку обоснованной программы финансовых мероприятий, учитывающей состояние денежного обращения, обеспечивающей контроль за формированием бюджетных дефицитов, финансирование эффективных мероприятии по направлениям государственных расходов.

Для России важнее преломление тенденции замедления экономики путем стимулирования инвестиционной и инновационной активности, модернизации и структурной перестройки экономики.

Возникает основа для реального финансового планирования. Одним из мотивов перехода на трехлетний бюджет является стремление повысить уровень бюджетной политики в регулировании экономики страны. Становится возможным более равномерно использовать бюджетные средства в течение года, что снижает инфляционную нагрузку на экономику.

В условиях постоянного давления финансового кризиса, Госдума Российской Федерации все-таки приняла федеральный бюджет на 2009 год и на плановый период 2010-2011 годов. Был рассмотрен вопрос о распределении между субъектами РФ межбюджетных трансфертов на очередной финансовый год и на плановый период. Утверждены и программы государственных внутренних и внешних заимствований, а также программа госгарантий в российской валюте в период "скользящей трехлетки". Особое внимание уделено антикризисным мерам, а именно: поддержанию финансового сектора, в частности банковского, возвращению утраченных позиций на фондовом рынке и развитию энергетической отрасли.

В бюджете увеличивается финансирование важнейших социальных обязательств - индексация зарплаты, пенсий и пособий. Кроме того, предусматриваются меры по увеличению среднегодового прожиточного минимального уровня - с 4135 рублей в 2009 году до 4989 рублей в 2011 году, что позволит к концу будущего года повысить средний размер социальной пенсии до уровня среднепрожиточного минимума пенсионера и сохранить выплаты на этом уровне в 2010 и в 2011 годах.

В целом трехлетний бюджет достаточно сбалансирован. Первоначально к 2011 году планировался небольшой дефицит, но в итоге бюджет сформирован с профицитом. Существуют определенные проблемы с объемами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, однако они носят технический характер и их решение связано с внесением изменений в Бюджетный кодекс. Проблема в другом. Новые условия, сложившиеся в мировой финансовой системе, потребуют пересмотра ключевых макроэкономических показателей, а значит, и бюджета.

В условиях финансового кризиса России поможет большой объем накопленных золотовалютных резервов. Возможно, банковской системе придется предоставить больше ликвидности в связи с оттоком капитала на западные рынки, где ликвидности также не хватает. Доля источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета в общем объеме ВВП несколько увеличивается, что связано именно с решением проблемы ликвидности.

Практикум:

Экономика страны характеризуется следующими данными:

ВВП (Q) = 100 млрд. долл., бюджетный дефицит - 5 млрд. долл., денежная масса в обращении (М) - 20 млрд. долл., скорость обращения одной денежной единицы (V) постоянная.

Бюджетный дефицит может быть покрыт за счёт дополнительной денежной эмиссии. Какие последствия для экономики будет иметь данный вариант покрытия дефицита? Для расчётов используйте уравнение Фишера (МV = PQ).

Решение: Уравнение Фишера (уравнение количественной теории денег) MV = PQ, где:

M - денежная масса в обращении;

V - скорость обращения денег;

P - цена товаров и услуг;

Q - количество товаров и услуг.

1)Вычислим уровень цен, выразив из формулы Фишера P:

P = (M*V)/Q = 20/100 = 0,2 (20%)

2)Вычислим количество денежной массы при дефиците:

M + 5 = 20 + 5 = 25 млрд. долл.

3)Вычислим уровень цен при дефиците:

P = 25/100 = 0,25, а в процентном выражении 25%

Произошло повышение уровня цен на 5% (25% - 20% = 5%)

Вывод: если покрыть бюджетный дефицит за счёт дополнительной денежной эмиссии, то в экономике произойдёт рост темпа инфляции.

Заключение.

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть.

Государственное регулирование направлено на единство бюджетной системы РФ, разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, самостоятельность бюджетов, полноту отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, сбалансированность бюджета, эффективность и экономность использования бюджетных средств, общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов, достоверность бюджета.

Бюджет Российской Федерации является важнейшим звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства.

Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы принято называть бюджетным устройством. Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обусловливаются его экономической политикой.

Приоритетными направлениями на трехлетний период организации бюджета являются: обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджета, обеспечение исполнения расходных обязательств, проведение анализа эффективности всех расходов бюджета, переход на современные принципы осуществления государственных капитальных вложений, применение механизмов, стимулирующих бюджетные учреждения к повышению качества оказываемых ими услуг и повышению эффективности бюджетных расходов, расширение полномочий главных распорядителей бюджетных средств по определению форм финансового обеспечения оказания государственных услуг, повышение качества финансового менеджмента в бюджетном секторе, определение стратегии дальнейшей реализации пенсионной реформы, решение проблемы несбалансированности Пенсионного фонда Российской Федерации, совершенствование межбюджетных отношений.

Проблемой должна быть не только сбалансированность бюджета, но и содействие экономическому росту, использованию экономического потенциала, полной занятости. Государственный бюджет должен быть инструментом поддержания обеспечения макроэкономической стабильности независимо от того, достигается это в данный период на основе дефицита или профицита. На первом плане должна быть общая стратегия экономического развития, глобальные цели и направление на их достижение программы развития.

Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

Список используемой литературы:

1. Учебник "Бюджетная система РФ" под ред. Година А.М, Максимова Н.С. Подпорина И.В. 2007 г.

2. Учебник "Экономическая теория" под ред. Добрынина А.И, Тарасевича Л.С. 2008 г.

3. Бюджетный кодекс РФ

4. Учебное пособие "Экономическая теория для студентов вузов" И.Э Белоусов, И.А Погосова 2008 г.

5. Учебник "Курс экономической теории" под редакцией А.С.Булатова 2007г.

6. http://www.gks.ru - Официальный сайт Госкомстата России

1

Показать полностью…
Похожие документы в приложении