Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Курсовая «Платежный баланс» по Экономике (Васильева Т. В.)

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО ВСЕРОССИЙСКОГО ЗАОЧНОГО ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА

в г. Архангельске

Кафедра экономики, менеджмента и маркетинга

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине "Мировая экономика" на тему:

"Платежный баланс"

Студентки

Номер личного дела

Специальность

Курс

Поток

Преподаватель

Архангельск -2010

Оглавление

Введение.3

1. Сущность и структура платежного баланса. Факторы, влияющие на его состояние.

1.1. Сущность платежного баланса.5

1.2. Структура платежного баланса7

1.3. Факторы, влияющие на его состояние.17

2. Методы регулирования платежного баланса.20

3.Тесты.33

Заключение.35

Список использованной литературы36

Приложение.37

Введение

В настоящее время практически все страны являются участницами современного мирового хозяйства, поэтому проблемы международной экономики объективно заняли центральное место в экономической политике абсолютного большинства.

В открытых экономиках межгосударственные экономические отношения осуществляются по двум основным направлениям - международной торговли и финансов. Внешнеторговые связи предполагают, что часть продукции, произведенной в данной стране, экспортируется за границу, в то время как часть товаров и услуг, произведенных за рубежом, импортируется, то есть потребляется или инвестируется в данной стране. В финансовой сфере взаимозависимость национальных экономик выражается в том, что граждане той или иной страны наряду с национальными могут владеть и иностранными активами, в частности, держать денежные вклады в зарубежных банках, покупать ценные бумаги, выпущенные иностранными компаниями или правительствами, приобретать недвижимость за пределами своей страны.

В результате международные рынки товаров и услуг, а также финансовые рынки, тесно переплетаясь, оказывают непосредственное воздействие на величину национального дохода данной страны, состояние занятости, уровень инфляции и другие макроэкономические показатели. Так, например, экономическое положение, скажем, Японии зависит от того, на какой стадии экономического цикла находится экономика США, что непосредственно связано с объемом японского экспорта в эту страну. Если, например, в США наблюдается экономический рост, то оживление деловой активности в Японии за счет расширения ее экспорта в США означает, что рост экономики одного государства способствует росту экономики другого.

Характер и направление международных потоков капитала зависят от того, какую кредитно-денежную политику проводит центральный банк той или иной страны. Так, если Федеральная резервная система США осуществляет жесткую кредитно-денежную политику, следствием которой является повышение процентных ставок, то можно ожидать оттока капитала из Японии, если вложение капитала в США в данный момент окажется более прибыльным.

Все сказанное свидетельствует о том, что при разработке экономической политики правительство каждой СТРАНЫ не может не учитывать механизм взаимосвязи макроэкономических показателей в открытой экономике. При этом прежде всего должны быть определены и измерены основные макроэкономические переменные, характеризующие участие страны в международном обмене товарами, услугами и капиталом, а затем построена макроэкономическая модель, описывающая взаимосвязи этих перемен.

С помощью этой модели необходимо исследовать (проанализировать), каким образом экономическая политика, проводимая в данной стране и в других странах, влияет на международные потоки товаров, услуг и капиталов.

Основой для такого макроэкономического анализа служит платежный баланс [1; 329-330].

В данной контрольной работе более подробно рассмотрим тему платежного баланса, то есть раскроем сущность и структуру платежного баланса, определим факторы, влияющие на его состояние и методы регулирования. А также рассмотрим прогноз платежного баланса Российской Федерации на 2010-2011 годы и статью всемирного банка, опубликованную на сайте rg.ru от 21 января 2010 года.

1. Сущность и структура платежного баланса. Факторы, влияющие на его состояние.

1.1. Сущность платежного баланса.

Платежный баланс (балансовый счет международных отношений) - это стоимостное выражение всего комплекса макрохозяйственных связей страны в форме соотношения поступлений денежных средств и платежей.

В настоящее время, он является одним из основных инструментов макроэкономического анализа и прогнозирования в условиях открытой экономики, представляя собой количественное и качественное выражение масштабов, структуры и характера внешнеэкономических операций страны, ее участия в мировом хозяйстве.

Данные платежного баланса показывают, как в течение отчетного периода развивалась внешняя торговля, что предоставляет возможность дать оценку уровню производства, занятости и потребления в стране.

Платежный баланс позволяет проследить, в каких формах происходило привлечение иностранных капиталов и осуществлялись инвестиции за границу, своевременно ли производилось погашение внешней задолженности страны или имели место просрочки и ее реструктуризация.

Платежный баланс показывает, как центральный банк изменял уровень своих международных резервов, устраняя в случае необходимости платежные дисбалансы.

Платежный баланс активно используется для определения мероприятий фискальной и монетарной политики, протекционистских мер, регулирования внутреннего валютного рынка и валютного курса. Он непосредственно применяется для определения таких важнейших макроэкономических показателей страны, как валовый внутренний продукт (ВВП) и национальный доход (НД) [1; 330].

Платежный баланс составляется по принципу двойной записи (двойного счета), представляя собой двухстороннюю запись всех экономических сделок.

Система двойной записи означает, что каждая международная сделка в платежном балансе отражается дважды: по кредиту одного счета и дебету другого.

При этом исторически (начиная с меркантилистов) сложилось, что внешнеэкономические операции, увеличивающие приток в страну золота и иностранной валюты, рассматривались как активные кредитные операции.

Таким образом, к кредиту в платежном балансе относятся те сделки, в результате которых происходит отток ценностей, за которым должен последовать компенсирующий приток валюты в страну, поэтому кредит записывается со знаком " плюс". К дебиту относятся те сделки, в результате которых страна расходует валюту в обмен на приобретенные ценности, - они записываются со знаком "минус" [2; 130].

В этом отношении платежный баланс страны представляет собой своеобразный аналог баланса банка, а не промышленного предприятия.

Если происходит безвозмездное предоставление экономических ценностей (товаров, услуг или финансовых активов), в платежный баланс вводится особая статья "трансферты", эту операцию отражают в счетах дважды. Таким образом, кредитовая проводка активов (материальных или финансовых) показывает операцию, приводящую к их вывозу (к уменьшению), в то время как контрпроводка по дебету означает операцию, приводящую к их вывозу (к росту). Что касается пассивов (обязательств), то закономерность здесь прямо противоположная.

Исходя из принципа "двойной записи", общая сумма "кредита" должна быть равна общей сумме "дебета" для всего платежного баланса, но по отдельным его разделам может возникать дисбаланс между "кредитом" и "дебитом". При этом если "кредит" по разделу баланса больше "дебета", имеет место положительное сальдо, если же "дебет" больше "кредита", говорят об отрицательном его сальдо, или дефиците.

Далеко не всегда на практике соблюдается также условие равновесия платежного баланса в целом (без соответствующего вмешательства государства) потому, что для составления платежного баланса используются статистические данные из различных источников, собираемых различными службами. Информация о международных сделках может не совпадать как во времени, так и в числовом выражении. Сведения о сделках могут сознательно искажаться экономическими агентами в целях осуществления противозаконных операций, например, вывоза капитала из страны с использованием фиктивных импортных контрактов. В этом случае перевод импортных платежей за границу без соответствующего поступления товаров означает, что импортная сделка теряет свою кредитовую запись [1;331-333].

1.2. Структура платежного баланса.

В составе платежного баланса открытой экономической системы можно выделить следующие его разделы (рис.1).

Рис 1. Основные разделы платежного баланса

Торговый баланс. Исторически внешняя торговля выступает исходной формой международных экономических отношений, связывающей все национальные хозяйства в единое мировое хозяйство. Показатели внешней торговли традиционно занимают важное место в платёжном балансе. Соотношение стоимости экспорта и импорта товаров образует торговый баланс. Поскольку значительная часть внешней торговли осуществляется в кредит, существуют различия между показателями торговли, платежей и поступлений, фактически произведенных за соответствующий период.

Экономическое значение актива или дефицита торгового баланса применительно к конкретной стране зависит от её положения в мировом хозяйстве, характера её связей с партнёрами и общей экономической политики. Для стран, отстающих от лидеров по уровню экономического развития, активный торговый баланс необходим как источник валютных средств для оплаты международных обязательств по другим статьям платёжного баланса. Для ряда промышленно развитых стран (Япония, Германия, США и др.) активное сальдо торгового баланса используется для экспорта капитала, создания второй экономики за рубежом.

Пассивный торговый баланс считается нежелательным и обычно оценивается как признак слабости внешнеэкономических позиций страны. Это характерно для развивающихся стран, которые испытывают нехватку валютных поступлений [3; 155].

Баланс услуг и некоммерческих операций. Баланс услуг включает платежи и поступления по транспортным перевозкам, страхованию, электронной, телекосмической, телеграфной, телефонной, почтовой и другим видам связи. А также по международному туризму, обмену научно-техническим и производственным опытом, экспертным услугам, содержанию дипломатических, торговых и иных представительств за границей, передаче информации, культурным и научным обменам, различным комиссионным сборам, рекламе, ярмаркам и т. д.

Услуги представляют собой динамично развивающийся сектор мировых экономических связей; его роль и влияние на объем и структуру платежей и поступлений постоянно возрастают. Традиционные услуги (транспорт, страхование) переживают процесс перестройки в связи с ростом объема и многообразия торговых поставок, повышением в них удельного веса полуфабрикатов, узлов и деталей благодаря развитию международной кооперации и специализации. С ростом уровня благосостояния в развитых странах резко увеличились масштабы международного туризма.

Развитие международного производства стимулировало торговлю лицензиями, ноу-хау, лизинговые операции (аренда оборудования), консалтинговые (консультационные) услуги и т.д. По принятым в мировой статистике правилам в раздел "услуги" входят выплаты доходов по инвестициям за границей и процентов к движению капиталов. Сюда же принято включать предоставление военной помощи иностранным государствам, военные расходы за рубежом [1; 334].

Баланс трансфертов. По методике МВФ принято показывать особой позицией в платежном балансе односторонние переводы, или трансфертные платежи. В их числе:

1) Государственные операции - субсидии другим странам по линии экономической помощи, государственные пенсии, взносы в международные организации.

2) Частные операции - переводы иностранных рабочих, специалистов, родственников на родину. Этот вид операций имеет большое экономическое значение. Италия, Турция, Испания, Греция, Португалия, Пакистан, Египет и другие страны уделяют большое внимание регулированию выезда за границу своих граждан на заработки, так как используют этот источник значительных валютных поступлений для развития экономики. Для Германии, Франции, Великобритании, Швейцарии, США, ЮАР и других стран, временно привлекающих иностранных рабочих и специалистов, напротив, такие переводы средств служат источником дефицита этой статьи платежного баланса [1; 334].

Баланс движения капиталов и кредитов выражает соотношение вывоза и ввоза государственных и частных капиталов, предоставленных и полученных международных кредитов. По экономическому содержанию эти операции делятся на две категории: международное движение предпринимательского и ссудного капитала.

Предпринимательский капитал включает прямые заграничные инвестиции (приобретение и строительство предприятий за границей) и портфельные инвестиции (покупка ценных бумаг заграничных компаний).

Прямые инвестиции являются важнейшей формой вывоза долгосрочного капитала и оказывают большое влияние на платежный баланс. В результате этих инвестиций развивается международное производство, которое интегрирует национальные экономики в мировое хозяйство на более высоком уровне и прочнее, чем торговля. Вывоз предпринимательского капитала происходит интенсивнее, чем рост производства и внешней торговли, что свидетельствует о его ведущей роли в интернационализации хозяйственной жизни. Более двух третей стоимости прямых заграничных инвестиций составляют взаимные капиталовложения развитых стран. Это означает, что хозяйственные связи между ними укрепляются в большей степени, чем с остальным миром.

Международное движение ссудного капитала классифицируется по признаку срочности.

1. Долгосрочные и среднесрочные операции включают государственные и частные займы и кредиты, предоставленные на срок более одного года. Получателями государственных займов и кредитов выступают преимущественно отстающие от лидеров страны, в то время как передовые развитые государства являются главными кредиторами.

2. Краткосрочные операции включают международные кредиты сроком до года, текущие счета национальных банков в иностранных банках, перемещение денежного капитала между банками [1;335].

Баланс движения золотовалютных резервов показывает операции, связанные с изменением "официальных", золотовалютных резервов, которыми располагает страна, изменение обстоятельств страны перед иностранными банками.

В золотовалютные резервы страны входят золото, резервные валюты, американские доллары, а также международные расчетные средства, специальные права заимствования.

Эти резервы используются страной для того, чтобы воздействовать на обменный курс своей валюты, на внешнеэкономические отношения с другими государствами.

Разность между заграничными доходами и расходами составляет сальдо платежного баланса. Оно может быть активным, когда доходы страны по всем внешним операциям превышают расходы. При превышении расходов над доходами, страна сталкивается с пассивным сальдо, или дефицитом.

Сальдо платежного баланса регулируется с помощью официальных золотовалютных резервов продажей или покупкой золота, иностранной валюты, международных валютных средств.

В статье "Изменение официальных валютных резервов" отражаются методы и источники урегулирования платежного баланса официальных расчетов. Дефицит платежного баланса в точности равен чистым продажам иностранной валюты центральным банком. И наоборот, положительное сальдо платежного баланса будет в точности равно чистым покупкам иностранной валюты центральным банком.

В течение длительного времени страна не может сводить платежный баланс, поскольку это приведет к истощению официальных валютных резервов и может стать причиной кризиса платежного баланса. Кризис платежного баланса означает, что страна не в состоянии погасить внешнюю задолженность, а возможности получения новых займов исчерпаны. Единственным выходом из сложившейся ситуации является макроэкономическое урегулирование платежного баланса, осуществляемое с помощью корректировки обменного курса национальной валюты[1; 335-336].

Современные формы представления платежного баланса являются результатом длительной эволюции теории платежного баланса и практики его составления. В настоящее время принципы составления платежного баланса отдельных стран подвергаются всеобщей унификации. Классификация статей платежного баланса по методике МВФ (рис.2).

Текущие операции

Товары. Услуги, в том числе доходы от инвестиций.

Трансферты:

* частные односторонние переводы;

* официальные односторонние переводы.

Итого Баланс (счет) текущих операций

Движение капиталов

Долгосрочный капитал:

* прямые инвестиции;

* портфельные инвестиции.

Краткосрочный капитал.

Итого Баланс (счет) движения капиталов

Движение золотовалютных резервов

Золотовалютные резервы:

* золото; * резервы иностранной валюты;

* специальные права заимствования.

Обязательства страны перед иностранными банками.

Итого Баланс (счет) движения золотовалютных резервов

Итоговый баланс

Рис.2. Классификация статей платежного баланса

Основными статьями платежного баланса, отражающего связь экономики страны с внешним миром, являются счет текущих операций (текущий счет) - это баланс обменов (трансакций) совершаемых в сфере реальной экономики, на рынке товаров и услуг; счет движения капитала - это баланс трансакций, совершаемых в финансовой сфере, на рынке капитала [1; 336-337].

Текущий баланс (счет текущих операций) занимает особое значение в платежном балансе страны. Баланс текущих операций отражает величину реальных ценностей, которые страна передала загранице или получила от нее в дополнение к ВВП. Он показывает, живет ли страна "по своим доходам".

С аналитической точки зрения баланс текущих операций отличается двумя особенностями:

1. По своей природе окончательны: расчеты по ним не влекут за собой ответных операций.

2. В краткосрочном периоде наиболее устойчивы, а их итог отражает соответственно влияние более глубоких экономических тенденций.

Вследствие этого, баланс текущих операций - метод, имеющий наиболее значительное экономическое содержание. Он включается в национальные счета, расчеты "затраты - выпуск", другие макроэкономические выкладки для определения итога внешнеэкономической деятельности страны и ее взаимодействия с внутриэкономическими процессами. Этот показатель фигурирует также в числе основных при анализе государственной экономической политики и выработке ее долгосрочных целей.

Текущий баланс измеряет стоимость чистых доходов страны, возникающих в результате международных сделок с товарами, услугами и трансфертами:

={ = { - - } - { }

Чистые трансферты за границу в этом уравнении равны трансфертам от фирм, домашних хозяйств и правительства данной страны иностранцам минус трансферты резидентам данной страны от иностранцев.

Текущий баланс может быть равен нулю, или сбалансирован, либо может иметь несбалансированность:

* избыток, когда страна получает от заграницы больше, чем отдает;

* дефицит, когда имеют место чистые расходы на иностранные товары, услуги или трансферты.

Страна, имеющая дефицит платежного баланса по текущим операциям, расходует на товары и услуги, получаемые из-за границы, и на трансферты за границу больше величины своих доходов от продажи товаров и услуг за границу. Страна, должна финансировать дефицит текущего платежного баланса, продавая активы иностранцам или беря у них деньги в займы. Но финансирование имеет предел. Когда пользующиеся спросом активы истощаются, и никто больше не дает кредиты, то нельзя продолжать иметь дефицит, потому что нет возможности его оплачивать.

Таким образом, страна, в конечном счете, бывает вынуждена скорректировать свой платежный баланс по текущим операциям либо посредством увеличения поступлений из зарубежных источников, либо за счет сокращения своих расходов.

Положительное сальдо, текущего баланса (активное сальдо счета текущих операций) противоположно дефициту. В этом случае страна выручает за границей больше, чем она тратит там, а значит накапливает заграничные активы или кредитует иностранцев как сторону, обеспечивающую ей положительное сальдо [1; 337-338].

Связь между положительном сальдо текущего платежного баланса и заграничными активами может быть уточнена следующим образом:

= Чистые заграничные активы (акции, облигации, банковские счета, недвижимое имущество, художественные ценности и прямая собственность корпораций) - это превышение заграничных активов, которыми владеют отечественные резиденты, над нашими активами, которыми владеют иностранцы.

Аналогичным образом

= Быть чистым должником не означает быть банкротом. В конечном итоге текущий платежный баланс каждой страны должен быть сбалансирован.

Баланс движения капиталов (счет движения капитала), в нем отражены доходы от торговли активами и расходы, возникшие в результате наших покупок активов за границей.

= = Баланс движение капитала показывает, как меняются чистые заграничные активы и чистый приток или отток капитала. Если поступления от продажи активов остальному миру больше, чем наши расходы на покупку активов за границей, то баланс движения капиталов сводиться с положительным сальдо. Капитал притекает в страну, имеется чистый приток капитала.

Наоборот, когда мы покупаем за границей больше активов, чем иностранцы покупают в нашей стране, имеет место чистый отток капитала, и баланс сводится с дефицитом.

Существует простое правило, которое помогает отличить положительное сальдо от дефицита в текущем платежном балансе и балансе движения капиталов. Когда соответствующие сделки ведут к чистым поступлениям иностранной валюты, то данный баланс сводиться с положительным сальдо. Когда страна покупает за границей товаров больше, чем продает, т.е. тратит больше иностранной валюты, чем получает, то имеет место дефицит текущего платежного баланса [1; 338-339].

Когда продажи активов иностранцам и займы за границей, в конечном счете, превосходят закупки заграничных активов и выплаты кредитов, то страна приобретает иностранную валюту в результате чистого притока капитала, имеет место положительное сальдо движения капиталов.

Объединим баланс по текущим операциям и баланс движения капиталов и рассмотрим платежный баланс в целом.

= - -

Итоговые поступления валюты от иностранцев должны быть равны итоговым суммам, выплаченным иностранцам, а дефицит или избыток платежного баланса должен быть возмещен центральным банком страны.

Итоговое положительное сальдо платежного баланса будет в точности равно закупкам иностранной валюты банком.

И наоборот, дефицит платежного баланса будет в точности равен чистым продажам иностранной валюты центральным банком. В случае отсутствия вмешательства государства (в форме валютных интервенций) должно выполняться равенство[1; 340]:

= -

1.3.Факторы, влияющие на платежный баланс.

Платежный баланс имеет прямую и обратную связь с воспроизводством. С одной стороны, он складывается под влиянием процессов, происходящих в воспроизводстве, а с другой - воздействует на него, так как влияет на курс валют, золотовалютные резервы, валютное положение, внешнюю задолженность, направление экономической, в том числе валютной и внешней кредитной политики, состояние мировой валютной системы.

Платежный баланс дает представление об участии страны в мировом хозяйстве, масштабе, структуре и характере ее внешнеэкономических связей. В платежном балансе отражаются:

• структурные диспропорции экономики, определяющие разные возможности экспорта и потребности импорта товаров, капиталов и услуг;

• изменения в соотношении рыночного и государственного регулирования экономики;

• конъюнктурные факторы (степень международной конкуренции, инфляции, изменения валютного курса и др.) [5; 478].

На состояние платежного баланса страны влияют огромное количество факторов, основными из которых являются [1; 342-343]:

I. Неравномерность экономического развития стран, международная конкуренция.

Эволюция основных статей платежного баланса конкретной страны отражает изменения соотношения сил центров соперничества в мировой экономике. Так, в период после Второй мировой войны торговый баланс США сводился с огромным активным сальдо (в 1947 г., - 10 млрд. долл.). Затем в процессе утраты своих лидирующих позиций американская экономика стала испытывать постоянный дефицит внешнеторгового оборота. С 1986 г. США стали чистыми должниками: в настоящее время дефицит торгового баланса США практически на ту же величину превышают активы резидентов США за границей.

II. Циклические колебания экономики.

В платежных балансах находят выражение колебания, подъемы и спады хозяйственных, так как от состояния национальной экономики зависят результаты ее внешнеэкономических операций. Например, рост объемов производства вызывает увеличение импорта энергоносителей, сырья, оборудования, а при замедлении темпов экономического роста ввоз товаров сокращается. При вялом развитии национальной экономики обычно увеличивается вывоз капитала из страны. При ускоренном развитии, когда растут прибыли, повышается процентная ставка, темп вывоза капитала сокращается.

III. Рост заграничных государственных расходов.

Тяжелым бременем для национальной экономики являются внешние правительственные расходы, которые преследуют разнообразные экономические и политические цели.

* Косвенное воздействие таких расходов на платежный баланс определяется их влиянием на условия производства, темпы экономического роста, а также масштабами изъятия ресурсов из экспортных отраслей народного хозяйства.

IV. Вывоз и ввоз капитала.

Вывоз и ввоз капитала оказывают двойственное влияние на платежный баланс страны. В частности, вывоз капитала увеличивает его пассив, отвлекает средства, которые могли бы быть использованы для модернизации экспортных отраслей. В отличие от внутренних капиталовложений, экспорт капитала снижает возможный мультипликационный эффект в национальной экономике, так как тратится в основном на покупку иностранного сырья, рабочей силы, оборудования.

В то же время экспорт капитала служит базой притока в страну через определенный период процентов и дивидендов.

Приток иностранных капиталов оказывает на платежный баланс страны-импортера также двоякое влияние. Иностранные капиталы оказывают положительное влияние на платежный баланс страны-импортера лишь при условии их самоокупаемости: если использование капиталов приносит доходы, часть которых направляется на погашение внешней задолженности. Воздействие прямых инвестиций на платежный баланс страны-импортера капитала может быть отрицательным.

V. Инфляция.

Инфляция оказывает на платежный баланс страны отрицательное (негативное) влияние. Повышение внутренних цен снижает конкурентоспособность национальных товаров, затрудняя их экспорт, поощряет импорт товаров, способствует "бегству" капиталов за границу.[1; 342-343]

"Бегство" капитала - это: 1)в узком смысле - ускоренное и внезапное перемещение краткосрочных капиталов из страны за рубеж; 2) в широком смысле - массовый отток капитала из одной страны в другие в разных формах и на разные сроки в поисках более прибыльных и надежных сфер его приложения [2; 137].

Существуют следующие формы "бегства" капитала:

Рис.3. Структура форм "бегства" капитала.

* к нелегальной форме относится оставление за рубежом части инвалютной выручки, упущенная выгода на внешнеэкономических сделках;

* к легальной форме относится увеличение зарубежных активов предприятий, банков; приобретение недвижимости за рубежом, не декларируемый вывоз инвалюты и др.;

* отмывание "грязных" денег, связанных с противоправными действиями юридических и физических лиц и внедрение их в легальные финансовые потоки;

* внутреннее "бегство" капитала к инвалютам в форме долларизации экономики.

"Бегство" капитала - глобальное явление, периодически охватывает то один, то другие страны. Оно достигло огромных размеров в России в условиях трудного перехода к рыночной экономике [2;137].

"Бегство" капитала подрывает экономический, особенно финансово-инвестиционный, потенциал страны, вызывает финансовые потери в виде упущенной выгоды от традиционного вывоза капитала (проценты, дивиденды), ограничивает возможности внутренних капиталовложений, подрывает национальную безопасность.

В России к величине утечки капитала следовало бы прибавить оценку объемов контрабанды, хищений средств предприятий их руководителями путем завышения импортных и занижения экспортных цен, фиктивного импорта услуг и использования иных форм незаконного вывоза капитала. По различным оценкам, они могут в совокупности составить несколько миллиардов долларов в год.

К утечке капитала следует причислить прирост наличной иностранной валюты у резидентов, ибо иностранные денежные знаки есть лишь беспроцентные долговые расписки, платежеспособность которых обеспечивается их приемом в уплату налогов в государствах-эмитентах. В России эти знаки, не являясь законными платежными средствами, выступают лишь финансовыми инструментами для населения и бизнесменов и обслуживают "теневой" оборот. Ввоз наличных иностранных денег еще более невыгоден России, чем прирост средств резидентов на счетах в иностранных банках (по которым хотя бы выплачиваются проценты): кроме того эти деньги вытесняют рубль из внутреннего оборота [3; 158].

VI. Чрезвычайные обстоятельства.

Чрезвычайные обстоятельства - неурожай, стихийные бедствия, катастрофы и т.д. - негативно влияют на платежный баланс страны.

VII. Торговые ограничения.

Платежные балансы реагируют на дискриминацию стран, на барьеры, в частности таможенные, препятствующие развитию взаимовыгодных экономических отношений.[1; 343]

2. Методы регулирования платежного баланса.

Платежный баланс всегда являлся объектом государственного регулирования. Это обусловлено следующими причинами.

Во-первых, платежным балансам присуща неуравновешенность, проявляющаяся в длительном и крупном дефиците у одних стран и чрезмерном активном сальдо - у других. Нестабильность баланса международных расчетов влияет на динамику валютного курса, миграцию капиталов, состояние экономики. Например, покрывая дефицит текущих операций платежного баланса национальной валютой, США способствовали экспорту инфляции в другие страны, созданию избытка долларов, что подорвало Бреттон-Вудскую валютно-финансовую систему в середине 70-х гг.

Во-вторых, после отмены "золотого стандарта" в 30-х годах XX в. стихийный механизм выравнивания платежного баланса путем автоматического ценового регулирования действует крайне слабо. Поэтому выравнивание платежного баланса требует целенаправленных государственных мероприятий.

В-третьих, в условиях глобализации хозяйственных связей повысилось значение платежного баланса в системе государственного регулирования экономики. Задача его уравновешивания входит в круг основных задач экономической политики государства наряду с обеспечением желаемых темпов экономического роста, сдерживанием инфляции и безработицы [1; 343-344].

Материальной основой регулирования платежного баланса служат:

* государственная собственность, в том числе золотовалютные резервы;

* объем (часть) национального дохода, перераспределяемого через государственный бюджет (40 - 50%);

* непосредственное участие государства в международных экономических отношениях как экспортера капиталов, кредитора, заемщика;

* регламентация внешнеэкономических операций с помощью нормативных актов и органов государственного контроля.

* При регулировании платежного баланса возникает проблема: какие страны (имеющие активное сальдо или дефицит) должны принимать соответствующие меры по его выравниванию.

Рассуждения теоретиков и требования практиков по этому вопросу различны. Обычно под давлением внутренних и внешних факторов проблема выравнивания платежного баланса наиболее остро встает перед странами, имеющими дефицит. Страны с активным балансом международных расчетов призывают их "навести порядок в собственном доме": ограничить инфляцию, проводить дефляционную политику, стимулировать экспорт, сдерживать импорт товаров и т.д. Такие требования после второй мировой войны США предъявляли странам Западной Европы, имевшим хронический дефицит платежного баланса. В 60-х гг. положение дел стало меняться, и теперь уже страны Западной Европы, прежде всего ЕС, выступают с аналогичными требованиями к США.

Страны с дефицитом платежного баланса обычно настаивают, чтобы их партнеры с активным балансом ослабили таможенные и иные ограничения импорта, расширили вывоз капитала. Так, с 70-х гг. представители США постоянно призывают ФРГ и Японию стимулировать экономический рост и импорт американских товаров [1; 344].

Государственное регулирование платежного баланса - это совокупность экономических, в том числе валютных, финансовых, денежно-кредитных мероприятий государства, направленных на формирование основных статей платежного баланса, а также покрытие сложившегося сальдо.

Существует разнообразный арсенал методов регулирования платежного баланса, направленных либо на стимулирование экспорта, либо на ограничение внешнеэкономических операций в зависимости от валютно-экономического положения и состояния международных расчетов страны.

Рассмотрим основные методы регулирования платежного баланса, которые предпринимаются странами с дефицитным платежным балансом с целью стимулирования экспорта товаров, сдерживания импорта товаров, привлечения иностранных капиталов, ограничения вывоза капиталов.[1; 344]

1. Дефляционная (антиинфляционная) политика. Такая политика, направленная на сокращение внутреннего спроса, включает прежде всего ограничение государственных (бюджетных) расходов, замораживание цен и заработной платы. При этом правительством активно используются соответствующие финансовые и денежно-кредитные рычаги, такие как:

* изменение учетной ставки центрального банка;

* установление пределов роста денежной массы;

* кредитные ограничения.

При проведении такой политики сдерживания снижается объем национального дохода, падает потребление национальных товаров, сопровождающееся снижением объемов потребления импортных товаров (рис.2).

Снижение импорта оказывает позитивное воздействие на платежный баланс, т.к. уменьшает потребность в иностранной валюте. Таким образом, при замедлении и даже прекращении роста национального дохода платежный баланс страны улучшается.

Однако необходимо при этом иметь в виду, что в условиях экономического спада, при наличии большой армии безработных и резервов неиспользованных производственных мощностей политика дефляции ведет к дальнейшему падению производства и занятости. Она связана с наступлением на жизненный уровень трудящихся и грозит обострением социальных конфликтов, если не принимаются соответствующие компенсирующие меры [1; 345].

Рис.4. Национальный доход и сальдо торгового баланса страны

2. Девальвация. Понижение курса национальной валюты направлено на стимулирование экспорта и сдерживание импорта товаров. Однако роль девальвации в регулировании платежного баланса зависит от конкретных условий ее проведения и сопутствующей общеэкономической и финансовой политики. Девальвация стимулирует экспорт товаров лишь при наличии экспортного потенциала конкурентоспособных товаров и услуг и благоприятной ситуации на мировом рынке.

Что касается сдерживающего влияния на импорт, то в условиях интернационализации процессов производства продукции и развития международной специализации страна зачастую не может резко сократить ввоз товаров. К тому же не все страны проводят успешную политику импортозамещения. Сдерживая импорт, девальвация может привести к утрате конкурентных преимуществ отечественной продукции, при изготовлении которой использовались импортное оборудование, материалы, энергия и т.п.

Девальвация национальной валюты во многих случаях не дает возможности устранить причины дефицита ее платежного баланса [1; 345].

3. Валютные ограничения. Валютные ограничения различают по сферам их применения.

По текущим операциям платежного баланса они выступают в следующих формах:

1. блокирование валютной выручки иностранных экспортеров от продаж товаров в данной стране, ограничение их возможностей распоряжаться этими средствами;

2. обязательная продажа валютной выручки экспортеров полностью или частично центральному или девизному банкам;

3. ограниченная продажа иностранной валюты импортерам (при наличии разрешения органа валютного контроля);

4. ограничения на форвардные покупки импортерами иностранной валюты;

5. запрещение продажи товаров за рубежом на национальную валюту;

6. запрещение оплаты импорта некоторых товаров иностранной валютой;

7. регулирование сроков платежей по экспорту и импорту в условиях нестабильности валютных курсов.

По финансовым операциям платежного баланса валютные ограничения выступают в следующих формах [1; 346].

При пассивном балансе принимаются следующие меры по ограничению вывоза капитала и стимулированию притока капиталов для поддержания курса валюты:

1. лимитирование вывоза национальной валюты и иностранной валюты, золота, ценных бумаг, предоставления кредитов;

2. контроль за деятельностью рынка ссудных капиталов. Операции осуществляются только с разрешения министерства финансов и при представлении информации о размере выдаваемых кредитов и прямых инвестиций за рубежом: привлечение иностранных кредитов - при условии предварительного разрешения органов валютного контроля (на выпуск займов) с тем, чтобы они не оказали негативного воздействия на национальный валютный рынок, рынок ссудных капиталов и рост денежной массы в обращении;

3. полное или частичное прекращение погашения внешней задолженности либо разрешение ее оплаты национальной валютой без права перевода за границу.

При активном платежном балансе в целях сдерживания притока капиталов и повышения курса национальной валюты применяются следующие формы валютного контроля по финансовым операциям [1; 347]:

1. запрет на инвестиции нерезидентов, на продажи национальных ценных бумаг иностранцам;

2. обязательная конверсия займов в иностранной валюте в национальном центральном банке;

3. запрет на выплату процентов по срочным вкладам иностранцам в национальной валюте;

4. введение отрицательной процентной ставки по вкладам нерезидентов в национальной валюте. В данном случае проценты платит или вкладчик банку, или банк, привлекающий вклады в иностранной валюте, выплачивает Центральному банку;

5. ограничение ввоза валюты в страну;

6. ограничение на форвардные продажи национальной валюты иностранцам;

7. применение принудительных депозитов. Например, фирмы, активно прибегающие к иностранным кредитам (из-за более низких процентных ставок), обязываются помещать часть привлеченных капиталов на беспроцентный счет в центральном банке страны.

Оценивая, влияние валютных ограничений на международные валютные отношения в целом они отрицательно воздействуют на товарообмен между странами, значительно затрудняя развитие экспорта. Валютные ограничения способствуют временному выравниванию платежных балансов отдельных стран и, в конечном счете, осложняют проблему их балансирования [1; 347].

4. Бюджетно-налоговая и денежно-кредитная политика. Для уменьшения дефицита платежного баланса обычно используются:

* бюджетные субсидии экспортерам;

* протекционистское повышение импортных пошлин;

* отмена налога с процентов, выплачиваемых держателям ценных бумаг, в целях притока капитала в страну.

Среди регуляторов денежно-кредитной политики особое место принадлежит учетной ставке процента. Как известна, величина процентных ставок определяет условия предоставления кредита. Если процентные ставки высоки, то условия предоставления кредита являются жесткими; если процентные ставки низки, то они свободны (либеральны).

В мировом хозяйстве значительное количество физических и юридических лиц держит свои средства в форме ликвидных активов, которые перемещаются в те страны, где устанавливаются более высокие процентные ставки, т.е. туда, где за кредиты платят более высокие цены ("горячие деньги").

Когда, например, США предлагают более высокие процентные ставки по кредитам по сравнению с Великобританией, владельцы английских денежных средств, продавая фунты стерлингов, приобретают доллары и, покупая американские акции, вкладывают их в экономику США. В итоге на международном финансовом рынке растет потребность в долларах (для вложения в американские акции) и понижается спрос на фунты стерлингов.

Повышение же потребности в долларах аналогично последствиям от дополнительного экспорта, увеличивающего положительное сальдо платежного баланса.

Аналогично воздействие процентных ставок на платежный баланс через национальный доход. Так, увеличение процентных ставок, вызываемое обычно нехваткой долларов, уменьшает инвестиционную деятельность, сокращает производство, потребление товаров, а соответственно уменьшает и импорт. В результате платежный баланс улучшается.

Понижение процентных ставок влияет на платежный баланс противоположным образом. Если, например, в США процентные ставки понизятся, то иностранные вкладчики капиталов постараются их перевести из США в более "выгодные" страны. Начнется "сброс" долларовых средств и обмен их на национальную валюту. По своему воздействию это будет аналогично росту импорта, т.е. увеличит предложение долларов на валютном рынке и ухудшит платежный баланс США. В этом же направлении будут действовать и рост национального производства (в связи с облегчением условий кредитования), и увеличение спроса на национальные и иностранные товары. В результате платежный баланс ухудшается [1; 348].

Необходимо отметить, что вывод о положительном влиянии более высоких процентных ставок на платежный баланс должен быть скорректирован. Во-первых, определяющим моментом здесь является не столько уровень процентной ставки, сколько факторы, вызывающие его рост. Если рост процентной ставки есть результат более жесткой кредитной политики, то это утверждение верно. Однако в тех случаях, когда первопричиной служит рост инфляционных тенденций в экономике, положение дел будет обратным.

Во-вторых, в долговременной перспективе увеличение процентных ставок приводит к некоторому "истощению" или уменьшению притока капитала. В дальнейшем в связи с необходимостью выплат сначала более высоких процентов, а затем и самих долгов следует ожидать ухудшения платежного баланса. Поэтому использование более высоких процентных ставок целесообразно только в краткосрочной перспективе [1; 348].

Прогноз платежного баланса Российской Федерации на 2010-2011 годы. Многовариантный прогноз платежного баланса в среднесрочной перспективе до 2011 года охватывает широкий спектр потенциальных изменений среднегодовых цен на нефть сорта "Юралс": в диапазоне 60-130 долларов США за баррель в 2010 году и 60-122 доллара США за баррель в 2011 году. В первом варианте ожидаемое наращивание импорта товаров при снижении их экспорта до 392,8 млрд. долларов США в 2010 году и до 407,7 млрд. долларов США в 2011 году может привести к возникновению дефицита счета текущих операций в размере 70,7 млрд. долларов США в 2010 году и 99,6 млрд. долларов США в 2011 году. В условиях второго и третьего вариантов прогноза динамика стоимостных объемов ввоза и вывоза позволит свести баланс внешней торговли товарами с профицитом.

Однако при падении цены на нефть до 78 долларов США за баррель в 2010 году (второй вариант) и до 88 долларов США за баррель в 2011 году (третий вариант) его величины окажется недостаточно, чтобы компенсировать отрицательный баланс по другим текущим операциям. В результате по второму варианту дефицит счета текущих операций в 2010 году может составить 24,4 млрд. долларов США, по второму и третьему вариантам в 2011 году - 79,0 и 46,6 млрд. долларов США. Согласно четвертому варианту прогноза, предусматривающему благоприятную внешнеэкономическую конъюнктуру рынка энергоносителей, динамика экспорта будет позитивной, а положительное сальдо счета текущих операций составит 116,7 и 47,5 млрд. долларов США в 2010 и 2011 годах соответственно.

В 2010 году в рамках первого варианта прогноза объема ввозимого иностранного капитала будет недостаточно для покрытия отрицательного сальдо счета текущих операций, что приведет к сокращению валютных резервов на 14,2 млрд. долларов США. В 2011 году в первых двух вариантах прогноза ожидается снижение валютных резервов на 35,5 и 14,7 млрд. долларов США. В соответствии с третьим вариантом приток капитала в российскую экономику не только сбалансирует дефицит счета текущих операций, но и обеспечит прирост валютных резервов на 17,7 млрд. долларов США. При реализации четвертого варианта возможен прирост валютных резервов на 111,8 млрд. долларов США [6; 23-25 ].

Всемирный банк: ВВП России вырастет по итогам 2010 года на 3,2%.

ВВП России вырастет по итогам 2010 года на 3,2%, если цена нефти будет составлять не менее 76 долларов за баррель. Такой прогноз содержится в новом отчете экспертов Всемирного банка".

"2009 год был очень трудным для экономики России, которая столкнулась с более существенным, чем ожидалось, падением производства, а также резким ростом безработицы и бедности. Однако, согласно 20-му Докладу Всемирного банка об экономике России, который сегодня был представлен в Москве, российская экономика начинает медленно восстанавливаться, поддерживаемая более высокими ценами на нефть и постепенным восстановлением мирового спроса. В 2010 году экономика России может вырасти на 3,2% с низкого базового уровня при более благоприятных прогнозах бюджетного дефицита и состоянии платёжного баланса", - говорится в отчете.

В то же время в докладе отмечается, что в 2011 году рост российской экономики замедлится до 3%, несмотря на прогнозируемый рост стоимости нефти до 76,6 доллара за баррель. Положительное сальдо платежного баланса РФ в 2010 и 2011 годах составит 2,5% и 1,7% от ВВП соответственно.

Эксперты ВБ считают также, что во втором полугодии 2010 года восстановление экономик развивающихся стран может замедлиться в связи со сворачиванием мер антикризисной поддержки [7 ].

3. Тесты.

1. Торговый баланс представляет собой:

а) всю сумму годового экспорта товаров;

б) всю сумму годового импорта товаров;

в) разницу между стоимостью экспорта и импорта;

г) разницу между суммой всех платежей, полученных страной из-за границы и суммой всех платежей, произведенных ею за рубежом.

Ответ: В

Торговый баланс - это соотношение стоимости экспорта и импорта товаров за некоторый период.

2. Испания решает установить контроль над внешней торговлей с тем, чтобы снизить дефицит платежного баланса. Одним из результатов этого решения будет:

а) снижение уровня инфляции в стране;

б) снижение темпов экономического роста;

в) снижение испанского экспорта;

г) снижение испанского импорта.

Ответ: Г

Дефицит платежного баланса означает, что выплаты превышают поступления. Поэтому для того чтобы снизить дефицит платежного баланса необходимо снизить выплаты, т.е. снизить испанский импорт, за которым должны последовать выплаты.

3. Выберите из перечисленных вариантов ответов те, которые относятся к методам государственного регулирования платежного баланса:

а) прямой контроль над импортом капитала;

б) поддержание соотношения между запасами золота и предложением денег в стране;

в) дефляция;

г) сохранение курса национальной валюты неизменным относительно валют других стран;

д) регулирование валютного курса.

Ответ: А, В, Д

Государство осуществляет контроль над импортом капитала тремя основными методами.

1. Прямой контроль над импортом капитала. Использование ограничительных мер в области таможенной политики, ужесточение переводов за границу доходов по иностранным инвестициям. Как правило, это оперативные кратковременные меры, применяемые в случаях крайней необходимости.

2. Дефляция - это политика ограничения спроса, цель которой - замедление роста цен или их снижение. Она является эффективным способом борьбы с инфляцией и её последствиями.

3. Регулирование валютного курса. Понижение валютного курса при прочих равных условиях стимулирует экспорт и сокращает импорт.

Заключение.

Платежный баланс - ключевое понятие международной экономики, поскольку он систематизирует результаты взаимодействия страны с мирохозяйственной системой. Практически лишь на основе изучения платежного баланса правительство в состоянии понять стоящие перед ним макроэкономические проблемы не только с точки зрения своих чисто национальных интересов, но и с точки зрения экономического взаимодействия страны с мировой экономикой в целом. Отражая состояние международных экономических отношений данной страны с остальным миром, платежный баланс выступает важнейшим ориентиром при разработке обоснованной макроэкономической политики: бюджетно-налоговой, денежно-кредитной, внешнеторговой, валютной и т.п.[4; 243]

И так, платежный баланс - статистический отчет обо всех международных сделках резидентов той или иной страны с нерезидентами за определенный период времени [4; 248].

Список использованной литературы.

Учебники

1. Михайлушкин А.И., Шимко П.Д. "Международная экономика: теория и практика": Учебник для вузов. - Спб.: Питер, 2008г.

2. Миклашевская Н.А., Холопов А.В. "Международная экономика": Учебник / под общ. ред. д.э.н., профессора А.В.Сидоровича; МГУ им. М.В.Ломоносова. - 2-е изд., доп. - М.: Издательство "Дело и Сервис", 2000.

3. Мовсеян А.Г., Огнивцев С.Б. "Международные валютно-кредитные отношения": Учебник. - М.: ИНФРА - М, 2006.

4. Сутырин С.Ф. "Мировая экономика и международные экономические отношения": учеб. пособие / под ред. С.Ф.Сутырина, А.И.Погорлецкого. - М.: Эксмо, 2010.

5. "Международные валютно-кредитные и финансовые отношения" под ред. Заслуженного деятеля науки РФ, д.э.н., профессора, действующего члена Академии экономических наук и предпринимательской деятельности Л.Н.Красавиной. 3-е изд., М.- "Финансы статистика", 2007.

Статьи из журналов

6. Журнал "Деньги и кредит", Москва, Издательство "Финансы и статистика", 1/2009.

Сайты из Интернета

7. http://www.rg.ru/2010/01/21/otchet-anons.html

Приложение 1.

Прогноз платежного баланса Российской Федерации на 2010-2011 годы (млрд. долларов США)

2010 г. 2011г.

1 вариант (60 дол. США за баррель)

2 вариант (78 дол. США за баррель)

3 вариант (90 дол. США за баррель)

4 вариант (130 дол. США за баррель)

1 вариант (60 дол. США за баррель)

2 вариант (75 дол. США за баррель)

3 вариант (88 дол. США за баррель)

4 вариант (122 дол. США за баррель)

Счет текущих операций

-70,7

-24,4 5,0

116,7 -99,6

-79,0 -46,6

47,5

Баланс товаров и услуг

-23,3 23,4

53,1 165,1 -46,2

-25,6

6,1 95,8 Экспорт товаров и услуг

457,4 532,1

571,4 701,1

479,5

545,4 591,6

713,1 Импорт товаров и услуг

-480,8 -508,7

-518,3

-536,1 -525,6

-571,1 -585,5

-617,3 Баланс доходов и текущих трансфертов

-47,4

-47,7 -48,1

-48,3 -53,4

-53,4 -52,7

-48,3

Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами

56,6 56,6

56,6 56,6 64,3

64,3

64,3 64,3 Финансовый счет (кроме резервных активов)

56,9 56,9

56,9 56,9 64,6

64,6

64,6 64,6 Сектор государственного управления и органы денежно-кредитного регулирования

-3,1 -3,1

-3,1 -3,1

-5,4

-5,4 -5,4

-5,4 Частный сектор (включая чистые ошибки и пропуски)

60,0 60,0

60,0

60,0 70,0

70,0 70,0 70,0

Изменение валютных резервов ("+" - снижение,"-" - рост)

14,2

-32,2 -61,6

-173,3 35,3

14,7 -17,7

-111,8

1

Показать полностью…
Похожие документы в приложении